Санкт-Петербург (3.05.2008 г.) Публичная программа

 Диск 100, л. 4   

Аннотация:  

Краткое сравнение трех культур – европейской, китайской и ведической.  Введение в ведическую культуру.

***

Я думал сейчас, сидя в зале и наблюдая за тем, что происходит на этой сцене, с какими словами обратиться к вам.  И я подумал, что, пожалуй, самое практичное, что я мог бы сказать сегодня вечером, это то, каким образом Веды учат нас обращаться с этим миром. Буквально в нескольких словах, так как я не хочу слишком сильно задерживать вас всех. Я хотел бы описать самые существенные метафизические основы ведической культуры, которые позволят нам обогатить свою жизнь. Гасанов, господин, который играл на ситаре, про него сказали, что для того, чтобы научиться играть на этом инструменте, нужно много-много лет.  Те из вас, кто пытался когда-то заниматься йогой, знают, что это тоже не простое искусство и на его освоение тоже нужно много-много-много лет для того, чтоб достичь какого-то совершенства.  Иногда у человека, который сталкивается с ведической культурой, опускаются руки, он думает: «Это не для меня» или «Это что-то, что другие только делать, я могу только со стороны наблюдать сознательно». Однако это не совсем так. Мне хотелось сегодня сказать о том, каким образом каждый из нас может улучшить свою жизнь, пользуясь универсальными принципами ведической культуры. Мне хотелось для начала сделать очень короткое сравнение трех культур: нашей с вами культуры, европейской;  китайской культуры, древнекитайской культуры, которая достигла очень многого, и ведической культуры

     Европейская культура, как мы все знаем, в основном базируется на том, что берется материальная составляющая этого мира и она анализируется. И с помощью этого материального анализа, разложения на элементы, на составные части западная культура достигла очень впечатляющих результатов. Однако у этого подхода к обращению с миром есть свое привлечение. И мы все с вами являемся свидетелями того, как западная культура все больше и больше заходит в тупик, пытаясь эксплуатировать именно этот подход.

     Китайская культура основывается на более тонком энергетическом аспекте. Тот же самый мир рассматривается немного с других позиций. И энергетический аспект, тонкая энергия, прана, движение энергии в нашем теле, принципы инь и янь, мужской и женский принципы, они помогают людям достичь гораздо более впечатляющих результатов в том, что касается поддержания своего здоровья, в том, что касается  поддержания какого-то баланса в жизни.

     Ведическая культура оперирует совсем иными принципами. И мне хотелось буквально в нескольких словах объяснить самую суть этой культуры, которую вы сможете унести сегодня с собой из этого зала.  Прежде я хочу сделать небольшое сравнение. Наверняка все из вас пользуются компьютерами и все знают, если вы давно пользуетесь компьютером, что раньше были другие операционные системы. Были операционные системы MSDOS, до этого, я помню я в школе еще на перфокарточках выбивал дырочки, чтобы большие компьютеры что-то сделали.  Но они все были неудобны  Реально мы смогли и научились пользоваться компьютерами, когда была введена графическая система Windows. Для каждого идиота, каждый маленький ребенок  может нажать на какую-нибудь картинку и запустить программу. Так? Так вот Веды описывают, каким образом пользоваться компьютером этого мира с помощью очень простой операционной системы. Если система, которой нас учат в школе, материалистическая западная система в высшей степени сложная и по-настоящему разобраться как пользоваться этим всем, как устроен этот мир, исходя из этого подхода очень трудно,  то Веды на самом деле говорят, что мир, в сущности, очень простой и что все то многообразие явлений, которое мы видим с вами,  состоит из трех начал. В Ведах утверждается, что в основе всего существующего лежит всего на всего три начала, три элемента, и эти три элемента создают все бесконечное многообразие, которое мы видим, подобно тому, как три элементарных цвета – синий, красный и желтый создают все цвета и оттенки этого мира. Веды говорят, что есть эти три начала, которые называются тремя гунами природы. Эти гуны на санскрите называются саттва-гуна,  или гуна благости,   раджо-гуна, или гуна страсти,  и тамо-гуна, или гуна невежества.  И буквально эти три вещи, если мы как следует поймем, какой смысл вкладывается в них, мы научимся пользоваться  удивительным образом этим миром – мы сможем понять каким образом работает наше тело, мы сможем понять каким образом работает наш ум и, более того, мы сможем в конце концов, научившись различать эти три фундаментальных принципа, понять каким образом действует наша душа. Это удивительная по своей красоте и в то же время и простоте система, которой можно научиться прямо сейчас. Для этого не нужно быть большим специалистом в овладении компьютером. Всего три кнопки есть на компьютере этого мира. Эти три изначальные кнопки были созданы изначальным Творцом. Если мы научимся различать эти кнопки и нажимать ту, которую нужно, жизнь наша станет лучше. Итак, об этих трех кнопках.

     Есть саттва-гуна.  По сути дела, эта система идет из простого представления о том, что в этом мире есть три фундаментальных процесса – процесс создания, процесс поддержания и сохранения, и процесс разрушения.  Все, что есть в этом мире, в конце концов, сводится именно к этому.   И три гуны природы имеют отношение к этим трем процессам. Раджо-гуна, или гуна страсти, созидает. Это гуна, которая творит все в этом мире. Саттва-гуна, самая высшая гуна материальной природы, поддерживает, сохраняет, включает программу самосохранения. И тамо-гуна разрушает.  Все. По сути дела, если мы заглянем глубже в себя, посмотрим свою жизнь, проанализируем все то, что нас окружает, мы увидим как эти три принципа, или эти три начала, действуют в нашей жизни. И все те огромные удивительные достижения, которые дала миру ведическая культура, основаны на понимании этих трех принципов. Я не буду перечислять огромное количество достижений ведической культуры, вернее, перечислю очень быстро. Йога. Все знают удивительные асаны и то, что практически любую болезнь можно излечить с помощью йоги. Мнедитация, когда человек погружается в самадхи, овладевает своим умом, овладевает в совершенстве своим телом. Ведическая астрология, которая до тончайших деталей может предсказать ваше будущее, может объяснить какие тонкие влияния воздействуют на вас в данный конкретный момент времени. Васту, или ведическая архитектура, ведическая музыка, с которой вы немножко познакомились сейчас. Если в европейской музыке всего два лада – минорный и мажорный, то Веды говорят как минимум о 108 ладах, о 108 различных музыкальных рядах, из которых выявляется музыка, или звук, приводящий в гармонию наше эмоциональное состояние с окружающим миром. И так далее. Но, в конце концов, все основано на трех вещах, на трех простых принципах: саттва, или благость,  раджас, или страсть,  и тамас, или невежество. И эти три принципа, я уже сказал, они соответствуют трем цветам. Раджас это красный цвет. Красный цвет, или страсть, создает и она включает эту программу наслаждения в человеке.  Саттва включает программу самосохранения. И тамас включает программу саморазрушения.  Так вот, по сути дела, если мы проанализируем объективно ведическую культуру, то это культура, которая основана на принципах саттвы, на принципах благости, на принципах самосохранения.

Наша культура при всех ее достижениях, при всех удивительных достижениях, которые мы видим и пользователями которых мы являемся, пользуется двумя низшими гунами – страстью и невежеством. И в результате этого, в конце концов, мы приходим к саморазрушению, потому что страсть всегда обращается в свою противоположность, страсть всегда включает программу саморазрушения. Мы можем видеть как это происходит в нашем мире, каким образом разрушается общество, каким образом разрушаются связи между людьми. Как, например, если взять конкретный пример того, как это действует,  современная аллопатическая медицина отдает человеку быстрые результаты, потому что страсть требует быстрых результатов, она нетерпелива, она ждет, чтобы человек сразу получил что-то конкретное, ощутимое. Но эти быстрые результаты приводят к дурным последствиям.  И в «Бхагавад-гите» говорится, что это всегда результат влияния страсти. Если человек задействует страсть, то вначале он получает быстрый результат и ему нравится все то, что он получает от страсти, но конечный результат всегда дурной. Если человек задействует гуну невежества, или самую низшую гуну материальной природы, то результат с самого начала и в конце плохой. Но саттва чем она сложна, чем сложнее эта культура? Именно тем, что вначале она не производит такого сильного впечатления на нас. Наверняка, многие из вас слушали сейчас эту музыку и сердце оставалось равнодушным. Потому что мы не привыкли к тому, как воспринимать эти более тонкие вибрации. Но если человек учится воспринимать саттву, или благость, — самую высшую гуну природы,  то постепенно-постепенно его сознание возвышается.  И этот принцип совершенно фундаментальный и научный принцип сформулирован в «Бхагавад-гите», где говорится, что гуны страсти и невежества всегда приводят человека к деградации и к разрушению, и только гуна благости приводит его к возвышению. И гуна благости, как я уже сказал, все эти три гуны они пронизывают буквально нашу жизнь. Есть музыка в гуне благости, есть философия в гуне благости, есть воздух в гуне благости или в гуне невежества и в гуне страсти, есть напитки в гуне страсти и в гуне невежества. Все это, если мы научимся отличать высшую гуну природы, гуну благости, ценить ее, уважать и привносить ее в нашу жизнь, то мы увидим, как мы постепенно-постепенно будем возвышаться.

     Наверняка многие из вас слышали о ведической математике. Ведическая математика это удивительная система исчисления, где самые сложные вычисления делаются очень простыми методами. По сравнению со сложной пифагорийской математикой, на которой мы с вами воспитаны и которую мы учили в школе,  там очень сложные операции можно делать практически мгновенно без всяких калькуляторов. Точно также ведические методы самосовершенствования гораздо проще в основе своей, чем методы самосовершенствования, существующие в нашей культуре. На первый взгляд они могут показаться сложными, но на самом деле они очень простые, потому что, в конце концов, они основаны на том, что человек привносит в свою жизнь все больше и больше саттвы.  Гуна страсти, к которой мы так привыкли и которую мы ценим, приучила нас наслаждаться  возбуждением в мозгу. И хотя в ведической культуре не очень хорошо разбирались в том, какие нейрофизиологические процессы происходят в нашем мозгу, но, в сущности, они очень хорошо это описали. Когда мы эксплуатируем гуну страсти, мы возбуждаем свой ум и наслаждаемся тем приятным возбуждением, которое возникает в уме. Но, как всегда, за возбуждением приходит торможение. Это закон нейрофизиологии.  И поэтому всегда за гуной страсти приходит гуна невежества. Или, как говорится в «Бхагавад-гите», счастье, которое вначале грело нас, которое казалось таким приятным, оборачивается своей противоположностью. Это закон нейрофизиологии. И если человек пытается наслаждаться сном, летаргией, чем-то тяжелым – наркотиками, опьянением, то все это отвратительно сначала и до конца и, в конце концов, человек ничего не получает кроме все большей и большей деградации. И это естественный результат эксплуатации низшей гуны природы. Но саттва-гуна дает человеку возможность привести в равновесие свой ум. Это удивительное равновесное состояние тоже доставляет счастье, но счастью этому нужно научиться, оно не такое доступное, его не так легко оценить.

     В одном из танцев, который показывали в самом начале, звучала эта мантра: Ом шанти шанти шанти. И смысл этой мантры в том,  что высшее состояние сознания это состояние умиротворения, потому что в этом состоянии умиротворения человек может постичь высшие истины. Это состояние умиротворения приходит только в результате того, что человек вносит в свою жизнь все больше и больше саттвы. Как я уже сказал, человек может эту саттву вносить с помощью самых разных вещей: с помощью музыки, с помощью пищи. В Ведах огромное значение придается тому, какую пищу мы едим.   Веды утверждают, что потребляя пищу мы очень активно общаемся с этим миром и вносим в себя определенную информацию, которая либо может быть позитивной и настраивать нас на лучшее, возвышать нас, либо может приводить к деградации, быть негативной. Веды утверждают, «Чхандогья-упанишад» — одно из секретных писаний, раскрывает эту тайну. Там говорится, что если человек есть чистую пищу, то становится чистым его ум, все бытие очищается. Когда становится чистым его ум, он получает огромное преимущество – чистый ум укрепляет его память и память позволяет помнить человеку о своей высшей цели и высшем предназначении. Беда загрязненного ума заключается в том,  что человек, возбужденный всеми этими внешними стимуляторами, к которым мы так привыкли и без которых не мыслим свою жизнь, забывает о высшей цели и предназначении, память его становится слабой, а ум становится рассеянным.  Но Веды говорят — предназначение человека  достижимо только тогда, когда ум его становится сильным. А ум укрепляется только тогда, когда он живет чистой жизнью, когда он привносит в свою жизнь саттву, саттва-гуну во всех ее формах и проявлениях. И дальше, удивительный результат, который обещает «Чхандогья-упанишад», это то, что когда человек укрепляет свою память, когда память его становится непрерывной, непоколебимой, в результате этого сарвогранхинам випрамокша ??? – человек развязывает узлы своей кармы, карма человека перестает действовать на него, он перестает быть рабом поступков, совершенных в прошлом, привычек прошлых, каких-то низменных импульсов, которые воздействуют на него. То есть Веды ведут человека с самого низкого уровня, с нашего материального уровня и говорят, что сначала ты должен быть счастливым на этом уровне, ты должен обрести гармонию на физическом уровне. Дальше они говорят, в результате этого появится гармония в уме. Эта гармония в уме сделает тебя счастливым и всех остальных, тех, кто рядом с тобой, тоже счастливыми.  Эта гармония в уме, в конце концов, даст тебе возможность почувствовать душу, то есть поднимет тебя просто над умом.  На самом деле программа самосохранения, которую включает саттва, дает человеку возможность почувствовать себя вечной душой.  Смерти нет, смерть это иллюзия. И Веды очень настойчиво призывают нас к тому, чтобы мы поняли и реализовали свое бессмертие, свою душу.  И это следующий этап, которого человек достигает по мере того, как он идет, или прогрессирует, продвигается,  на пути ведической культуры. Узнав свою душу, в  конце концов, человек начинает чувствовать Бога в своем сердце, он начинает чувствовать, каким образом Бог разговаривает с ним, как Он ведет его по жизни, как Он, по сути дела, находясь в нашем сердце,  все время является свидетелем всех наших поступков.  И высшей кульминацией ведичекой культуры является любовь.  Потому что мы все с вами созданы только для одного – только для того, чтоб любить и быть любимым. У нас нет никаких других целей.

Все остальное то, что мы делаем, всего лишь средства для достижения этой высшей цели. И Веды говорят, что сначала приведи в гармонию свое тело, потом приведи в гармонию свой ум. Постепенно  ты сможешь осознать свою вечную природу и, в конце концов, ты обретешь вечную любовь, которая является твоим вечным и высшим предназначением.  Но первый шаг человек может сделать уже сейчас. Каждый из нас может улучшить свою жизнь, каждый из нас может сделать ее чище, каждый из нас может прибавить саттвы, или гуны благости,  в свою жизнь. Если вы хотите более подробно узнать как это сделать, для этого, собственно,  устроена эта большая программа, для этого есть выставка в фойе, для этого сюда пришли люди, которые могут поделиться своим опытом.  Так или иначе вся ведическая культура предназначена только для одного – для того, чтобы, независимо ни от каких предрассудков, или убеждений человека, сделать жизнь человека лучше и таким образом принести ему счастье и, в конце концов, наполнить его сердце чистой любовью, полностью вытеснив и него зависть и эгоизм.

     Вот, собственно, мое небольшое, немножечко сумбурное  введение в ведическую культуру. Но мне очень хотелось, чтобы вы унесли с собой хотя бы эту концепцию – на компьютере этого мира есть три кнопки и если вы будете нажимать кнопку тамаса, или невежества,  то жизнь ваша будет ухудшаться и вы будете деградировать. Если вы будете нажимать страсть, то вы получите какое-то удовольствие вначале, но, в конце концов, вы будете страдать и ваша жизнь будет все более и более трудной, все более и более суетливой. Но если вы будете нажимать кнопку, на которой написано «саттва», «благость»,  если вы сделаете свою жизнь красивой, гармоничной и если вы сможете обогатить ее за счет этого, то тогда вы в этой компьютерной игре, увлекательной компьютерной игре, которой мы все с вами занимаемся,  сможете получить высший приз. Этот приз называется любовь.

     Спасибо большое.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.