Семинар о воспевании, лекция 3

Семинар о воспевании, четвертый ретрит учеников, Магдалиновка, 2010 г.

Аннотация:

Акцент на невнимательности, история, с этим связанная, из личной жизни Махараджа.

Акцент на отношениях с Кришной, история о Жане Поле Сартре, и его неприятии Кришны.

О лицемерии и важности искренности в духовной жизни, связанная с этим история из жизни Шачинанданы Махараджа, как он предался Кришне, искренне звал Его, когда попал в беду (тонул).

Мысли о важности благодарности и смирения.

Далее практикумы:

1. Медитация на благодарность Кришне, на попытку понять, что Он дал нам, каким образом Он направляет нас в нашей жизни.

2. Медитация на образ Кришны в звуке Ом и Рам.

Четыре стадии медитации: савитарка, нирвитарка, са-вичар-самадхи, нир-вичар-самадхи

3. Тренинг «Растопи сердце» – найти самого себя в кругу других людей и почувствовать свою зависимость от них, и нащупать ту точку, где начинается искренность.

4. Тренинг «молитва за других».

5. Тренинг «Пригласи в круг Кришну»

Также после третьего, четвертого и пятого тренинга преданные делятся своими впечатлениями и высказывают благодарности Махараджу.

 ***

Как всегда, начну с нескольких мыслей, которые мне бы хотелось подчеркнуть, чтобы они остались где-то глубже у вас. Мыслей, связанных с тем, о чем мы говорили на протяжении этих нескольких дней.

Первое. Мы говорили с вами о невнимательности, Бхакивинода Тхакур пишет, что невнимательность – это корень всех оскорблений. В общем-то, это утверждение, оно абсолютно справедливо. Не только по отношению к святому имени. Все более тяжкие оскорбления или обиды, которые другой человек нам может принести, начинаются с чего? С невнимательности, когда человек не воспринимает нас как личность, когда мы для него просто некая схема. В этом суть невнимательности, суть невнимательности по отношению к Кришне или по отношению к святому имени, это непонимание того, что Кришна – личность. Когда мы вот так механически относимся к другому человеку, к вам кто-нибудь так относился, когда вы чувствовали, что не к вам относятся, а непонятно к чему, к какой-то схеме, вы человеку безразличны. Вступали ли вы в такие отношения, когда вы заведомо знали, что вы человеку безразличны? Задевает это вас? Обижало это вас? Когда вы чувствуете, что, на самом деле, вы безразличны, либо человеку надо что-то от вас получить – с Кришной это очень распространенная ситуация, Ему к этому не привыкать – либо в принципе, вы ему безразличны. Проходит мимо вас, и не замечает вас, механически кивает как-то, особенно, если вы живой, вы по отношению к этому человеку навстречу раскрылись, а он вас вот так вот обрубил, бывало такое? Что вы хотите как-то, а он – бух, стена. Кришна, Он всегда живой, Кришна никогда не механичен, мы Его зовем, а потом в конце концов оказывается, что Он нам не нужен.

У меня в жизни была история, которой я хотел бы с вами поделиться. С одним преданным долгое время тому назад мы были с ним довольно близки, я ему помогал, был его секретарем, у нас сложились определенные отношения, так как я был все время с ним. Много у нас каких-то совместных дел было. Потом наши пути разошлись, я вернулся в Россию (мы вместе в Швеции были), он уехал в Америку, потом мы как-то созвонились, он говорит: «а что, приезжай сюда». Я обрадовался, обрадовался, потому что меня зовут, меня ждут, появился какой-то повод, собрание GBC было в Америке, я приехал туда, на собрание  GBC, потом сразу следом я поехал к нему, приехал туда, он посмотрел на меня, прошел мимо, и пошел своим путем. После этого я сказал: «Я больше никогда в Америку не приеду». Потому что это было так больно, ну как, я ехал туда, меня позвали, я же не сам приехал, меня позвали туда, ну, я  по-прежнему очень хорошо отношусь к этому человеку, но ездить туда не хочу. Точно то же самое происходит с Кришной. Мы Его зовем? Зовем. Он приходит? И Он приходит, на самом деле расстояние, которое Он проделывает больше, чем у нас в России до Америки. Он приходит по нашему зову из духовного мира, Он приходит, и что мы делаем с ним? – «Я тебя и не звал, что ты пришел? Мне не интересно вообще, у меня другие интересы». И Кришна что говорит тебе? – «Больше Я никогда не приду, больше Я ему не поверю, на этот фокус, на эту удочку я больше не попадусь». То есть эта невнимательность, она очень опасная вещь, невнимательность значит, опять же, непонимание того, что Кришна – личность, и пренебрежение Кришной.

И если человек, наоборот, искренне зовет – приходит к нам, наоборот зовет нас, то мы придем, Потому что Кришна, Он может прийти. Хотя, в общем-то, в какой-то момент Он говорит: «Я больше не приду». Но, на самом деле, Он ждет.

В «Брихад-Бхагаватамрите» есть удивительные слова, которые Кришна говорит, обращаясь к Гоп Кумару. Гоп Кумар попал на Вайкунтху, и Гоп Кумар, он в этом настроении вриндаванском попытался к Нарайне обращаться, в конце концов, они остались наедине, Нарайна ему говорит: «Слушай, ты Меня не помнил, Ты меня забыл, в течение многих-многих жизней, Ты не хотел моего имени повторять, а Я все время искал предлога, под каким предлогом тебя ко Мне вернуть, Я все время ждал, когда ж ты ко Мне вернешься, Я ждал, наконец, Я нашел предлог, и вот ты тут». Санатана Госвами хочет нам сказать об этой вечной истине, то, что отношения с Кришной порываем только мы, Кришна наши отношения не разрывает. Он готов вернуться к нам, явить Себя нам, дать Себя нам, если Он чувствует, что мы серьезно хотим этого по-настоящему. Я вчера говорил, и мне хотелось снова напомнить об этом немного, что Бхактивинода Тхакур дает совет один очень важный: несколько минут в день проводить, повторяя мантру, прося Кришну: «Кришна, избавь меня от невнимательности, избавь меня от равнодушия, помоги мне избавиться от этого». Это очень могущественный совет.

Шачинандана Махарадж, когда он описывает эти методы, о которых мы говорили, различные техники, методики, он говорит, что мы хотим, в конце концов, попасть к Кришне. От Кришны нас отделяет несколько стен, эти стены за засовами, несколько дверей нужно открыть, и он говорит, что ключи от первых нескольких дверей находятся у кого? У нас у самих. Когда я объяснял про то, какая поза должна быть, это первый ключ, тело. Тело, ум и так далее, несколько ключей, я говорил, это все дверцы, которые нужно открывать, в конце концов, мы подходим к последней двери, за которой находятся Радха и Кришна, от последней двери ключ у кого? Она закрыта изнутри. Эту дверь Кришна должен открыть Сам. Иначе говоря, смысл этого в том, что техника может очень многое дать нам, но она не даст нам все никогда. В конце концов, мы можем подойти к этой последней двери и тихонько поскрестись туда: «Кришна, я уже тут». Кришне нужно только изнутри надавить на ручку и отрыть эту дверь и в какой-то момент Он ее откроет. Но это зависит целиком от Него, ну, естественно, от силы нашего желания тоже.

Я вчера говорил об очень важной двери, которую нам нужно открыть, вчера мы говорили об этой самбандхе, или отношениях с Кришной: «Кришна, я Твой». С одной стороны, эти отношения с Богом всегда есть у нас. Был такой писатель знаменитый французский и философ в 20 веке: Жан Поль Сартр. Читал кто-нибудь его? Несколько человек. Он основал экзистенциализм, что, в общем-то, на самом деле, синоним материализма, причем такого достаточно кондового материализма, он был последовательным атеистом, как, в прочем, многие французы, большинство французов, и он очень последовательно и логично доказывал, что никакого Бога нет. Однажды он с горечью написал: «Похоже, что люди от природы обречены оставаться сознающими Бога существами». Это было его разочарование полное, он нес все свое евангелие от Жана Поля Сартра, благую весть, то, что Бога нет, освободитесь, избавьтесь от этого, живите моментом, сейчас наслаждайтесь, но все его старания, они ни к чему не привели.

Мы знаем, что в Советском Союзе религию последовательно уничтожали. Смогли уничтожить? Нисколько. Где-то внутри у человека живет, и он говорит: «Похоже, что человек обречен на это, оставаться сознающим Бога существом», у него есть это понимание, того, что какие-то отношения у меня есть. Это как бы хорошая новость, плохая новость, то, что хотя эти отношения у нас есть, но они завалены, они находятся сейчас под пудом всего этого хлама, мусора, который мы накопили в своем уме. Хлама анартх, вещей, которые кажутся нам ценными, но на самом деле они ценными не являются. Мы копим в себе эти так называемые ценности и, из-за этого хлама, эти отношения, они почти сведены на нет. У некоторых людей, подобных Жану Полю Сартру, их уже практически нет. Все, они как бы довели этот до конца процесс, полностью завалили это хламом. Я говорил вчера, что для того, чтобы эта самбандха установилась, человек должен постоянно размышлять над очень простыми истинами. Что эта самбандха, отношения с Кришной, утверждаются, когда внутри я думаю над тем, кто я такой, что я искорка, что я дух, что я не могу удовлетворяться в теле, не могу я быть счастлив в этих декорациях материальных, какими бы красивыми они ни были. Да, сейчас у нас красивые декорации, так, завтра посмотрим, какие будут. Но, в сущности, природа духа иная, как Шрила Прабхупада, он описывает эту фундаментальную проблему духовной искры в материальном мире, что наше бытие протекает в атмосфере небытия. Поэтому душа не может здесь по-настоящему быть счастлива. Медитация на это, то что я – искорка духа, и то, что есть этот костер, гигантское пламя духа, этот огромный источник всего сущего, Кришна, Бог, из которого я вылетел, от которого я отвернулся, связь с которым пытаюсь порвать, что я здесь нахожусь, и я ищу счастье здесь. Ищу? Искренне ищу счастья? Кто искал счастье искренне здесь? Нашел? Нет, не нашел, не нашел, и не найдешь. Это должна быть наша постоянная медитация, потому что есть некая противоположная сила, мы находимся здесь, и ум привязан к материи, и ум будет медитировать на другое, ум на что медитирует? На то, что здесь можно быть счастливым. То что, да, давай, давай. Ум видит эту материальную природу и хочет наслаждаться ей, хочет ее насиловать, хочет ее поганить, хочет ее корежить, топтать.

Без постоянного размышления над этими истинами человек останется лицемером. Если он не будет рассуждать над этим, то будут у него другие тенденции возобладать и он как бы будет формально верующим, преданным, еще чем-то, внутри у него будут жить другие тенденции, потому что это знание не будет глубоким. Это проблема – любая религия плодит лицемеров. Почему? По этой простой причине – потому что люди не понимают, что есть некая практика, которая необходима, чтобы от лицемерия очиститься, избавиться – надо размышлять над этими истинами: я в тюрьме, я в тюрьме нахожусь, меня наказывают, мне просто намекают, даже не тонко, грубо намекают, нет тут счастья, не тут счастье, потому что смерть нас ждет, болезни ждут, старость ждет. Все тут мимолетно, приходяще, ничего невозможно удержать здесь. Эта медитация постоянная – очень важный аспект правильного повторения святого имени.

У нас будет сегодня практикум, связанный с этой медитацией. Когда мы попытаемся действительно почувствовать себя этой искоркой духа, оказавшейся в плену. Еще одну важную вещь я говорил вчера, очень важную вещь, и мне хотелось снова напомнить ее вам. Кришнадас Кавирадж Госвами говорит, вернее Чайтанья Махапрабху в “Чайтанья-чаритамрите” говорит, что как только человек искренне говорит: «Кришна, я Твой», что происходит? Майа теряет свою власть над ним. Майа, которая сейчас властвует и распоряжается нами, майа, полная соблазнов, вожделения, жадности, еще чего-то, если человек искренне говорит: «Кришна, я Твой», она теряет силу, она отпускает его, оковы, кандалы спадают с нас. Мы заем это, у нас есть этот опыт. Все зависит от силы искренности, насколько искренне я это сказал. Если я говорю это так: «Кришна, я Твой…может быть», то майа не будет слишком сильно спешить, чтобы избавить нас от кандалов, потому что она знает – мы не хотим от них избавляться, она знает – мы не хотим. Но как только мы говорим: «Кришна, я Твой», то оковы майи ослабевают, путы майи ослабевают и перестают держать нас слишком сильно в плену.

Шачинандана Махарадж рассказывает потрясающую историю. Эта история иллюстрирует степень искренности этих слов. Иначе говоря, искренность – это не что-то черно-белое: ноль и 100%, искренность – это некий градиент, много полутонов, промежутки. Он рассказывает историю про себя, я расскажу про него эту историю, о том, как он кантанул на Канарских островах. На самом деле, меня пот прошиб, когда я слушал эту историю. Он приехал на эти острова, его позвали туда проповедовать, у него много лекций было, одна, вторая, и он в промежутке… На Канарские острова зачем ездят? Чтобы покупаться. Он хороший пловец, он все детство провел на острове и в промежутке, пошел, окунулся в море и поплыл. И говорит: «В какой-то момент я заметил – я очень быстро плыву, и я подумал, ну надо же, сколько мне энергии дала моя проповедь, я очень гордо так плыву». Все было хорошо, пока он не повернул назад, когда он повернул назад, он понял: как он ни старается, его относит все дальше, и дальше, и дальше, что идет эта отливная волна, эта отливная волна относит его дальше и дальше. Я знаю, у меня есть один знакомый преданный – Сиддханта Прабху, его многие знают, он рассказывал как он однажды, когда в сезон дождей в океан тоже зашел, он хороший пловец, он запросто Гангу переплывает в районе Майпура. Наши немногие отважатся. И вот, он говорит: «Я еле выплыл». А Шачинандана Махарадж далеко заплыл, он говорит: «В какой-то момент вдруг я понял, и когда я понял это, меня ужас охватил, страх страшный. В этот момент я стал глотать воду, меня стало рвать, вода стала выходить, я понял – я тону».

Он рассказывает очень ясно свою психологическую реакцию, над которой он наблюдал внимательно. Говорит, первая реакция, которая была – за страхом последовала обида, обида на Бога. Он сразу представил себе: я умру как обычный немецкий турист, и по всему ИСККОНу разнесется весть: Шачинандана Махарадж… Я представил как мой труп приливная волна выбросит на берег и в газетах напишут: очередной немецкий турист утонул (смех) на Канарских островах, потому что не обратил внимание на объявление, которое там стояло “сейчас плавать нельзя”. Он говорит: «Я уже до этого представил себе славную смерть во Вриндаване, когда я скажу: “Кришна!!!” и тут обида на Бога, страшная обида: “Кришна за что? Почему? Как? Со мной? Почему со мной? Почему это со мной?”». Потому что он понял: «Я не выплыву, ни за что». Вслед за этой обидой он понял, что нужно сделать, что надо сделать вслед за этой обидой? Вслед за этой обидой надо предаться Кришне. Вслед за этой обидой надо сказать: «Кришна, я Твой, если Ты хочешь сделать это со мной, делай, что хочешь, я Твой, но только учти, я Твой, я все равно им останусь». Он говорит: Ссквозь эту рвоту и все остальное я очень отчетливо произнес: «Кришна, делай со мной что хочешь, если Ты хочешь так, хорошо, пусть будет так, я  согласен, я не возражаю, только одну вещь позволь мне, позволь мне вспомнить о Тебе, когда я буду умирать, позволь мне вспомнить о Тебе, и если считаешь нужным, дай мне разум, чтобы я смог как-то спастись».

«В этот момент произошло чудо, я очень отчетливо услышал Кришну, это вещь, которую невозможно спутать, это не какое-то воображение, очень ясно мне был дан совет что я должен делать». Голос ему сказал: «Плыви, когда идет волна к берегу, когда будет относить – не плыви, отдыхай, плыви только с этой приливной волной, так ты постепенно доплывешь». Он говорит: «Я стал это делать, мне стало спокойно внутри, страх ушел, хотя какое-то время было непонятно, относит меня или не относит, я пытался это делать, но не было ясно приближаюсь я или не приближаюсь, потому что с каждым шагом вперед было несколько шагов назад, и непонятно, какой арифметический результат всех этих усилий». В конце концов, он говорит: «Я не знаю, сколько это длилось, мне показалось, что это длилось вечность, в конце концов я вывалился на берег, меня стало рвать, вода, которой я нахлебался, стала выходить. Я вывалился на берег в полном изнеможении, я сказал: «Кришна, я все понял, Кришна, я Твой, до конца своих дней я буду делать что-то для Тебя», и я еще одну вещь понял: я по-прежнему нахожусь в океане, в океане рождения и смерти, я по-прежнему тону, только, пожалуйста, учти, я – Твой».

Можете представить с какой искренностью он это сказал. Что он вложил, он прошел через это все, через этот непростой опыт расставания, и, в общем-то, мы все с вами находимся в этом состоянии, мы все находимся на грани какой-то и смерть может прийти в любой момент. Мы, конечно, думаем, что у нас будет славная смерть, но никто не знает, что будет на самом деле. И спасти нас в этот момент может только одно: это отношения с Кришной. Это очень важная вещь. Мне хотелось бы с вами еще одну вещь углубить, или пойти чуть-чуть дальше в этом отношении, в этой теме, еще один важный аспект отношений с Богом зафиксировать в нашем сознании. Отношения с Богом, так же как и отношения с другими людьми, с другими живыми существами, особенно, если речь идет о тех, кто выше нас, тех, кто старше нас, тех, кто помогал нам. Они требуют от нас, чтобы эти отношения были, требуют от нас какого чувства? Благодарности. Чтобы эти отношения снизу вверх были, а когда мы говорим: «Кришна, я Твой», мы имеем в виду именно эту вещь – благодарность. Мы имеем в виду отношения снизу-вверх.

Чтобы отношения снизу-вверх были, нужно одно просто чувство – благодарность. Нужна одна способность – способность по-настоящему благодарить Кришну, по-настоящему благодарить Бога, за то, что он нам дал. Неблагодарный человек может быть удовлетворен или нет? Нет, потому что неблагодарный человек сколько бы ему не дали что он хочет? Больше, он все время думает, что заслуживаю большего, что мне нужно больше, правильно? Неблагодарный человек никогда не удовлетворен, и наоборот, если у человека есть благодарность, если он эту благодарность проявляет, то он может быть удовлетворен? Когда человек чувствует благодарность, он чувствует удовлетворение. Поэтому так важно детей не баловать, если детей баловать, если все желания их исполнять они вырастают неблагодарными. Это базовое достоинство человека – благодарность, и, прежде всего, благодарность Богу очень важная. Потому что если у нас нету благодарности, человек всегда будет неудовлетворенным, всегда ему не хватать чего-то будет. У нас есть это чувство, что нам чего-то не хватает, что нам недодали, что нас обделили, что мы заслуживаем большего. Есть, да? Это результат чего? Результат неблагодарности. У нас есть очень много всего, здесь сейчас есть человек, у которого тело разваливается прямо не глазах, он не может ходить толком, у него миопия мышц и нервные окончания не работают и он очень благодарен, а у нас тело нормальное, а мы неблагодарны. Нам хочется больше. Эта вещь – благодарность, является так же матерью смирения. Потому что благодарность, эта способность принимать все то, что дается, возможна, когда у нас есть внутри настоящее глубокое смирение. Как Дханур Дас был недавно в Москве, он объяснял, он говорит, что благодарность, это вот, благодарность, это значит кто-то есть тут, а я тут, и я с благодарностью принимаю все то, что он мне дает, а неблагодарность, это когда мы вот тут находимся. Почему человек не может испытать благодарность? Потому что ему ложное эго мешает, гордыня мешает. Человеку сложно испытать благодарность по отношению к кому-то, почему, скажем, дети иногда бунтуют? Потому что их ложное эго задето. Нам сложно сказать это спасибо снизу-вверх, потому что у нас смирения нет, и из-за этого появляется эта неблагодарность, то есть, иначе говоря,  эти вещи – неблагодарность и несмирение, или гордыня, и, наоборот – благодарность и смирение, это практически синонимы. Мы знаем, что повторять с самбандхой, с отношениями с Кришной, значит повторять в смиренном состоянии духа. Поэтому я хочу чтобы мы сейчас, прежде, чем мы перейдем к следующим очень интересным упражнениям, провели небольшую медитацию, очень простую медитацию.

(включили музыку)

Пожалуйста, устройтесь в медитативной позе, чтобы тело нам не мешало, для этого нужно сначала почувствовать свое тело, а потом посмотреть на него со стороны. Сначала как бы обвести мысленным взглядом тело, давайте успокоим немножко свой ум, потому что это предварительное условие медитации или сосредоточения на чем-то. Медитация будет очень простая, она будет, опять же, самостоятельная, я скажу о чем постарайтесь подумать. Окиньте мысленным взглядом свою жизнь и попытайтесь вспомнить все то, что Кришна давал нам, каким образом Он направлял нас на правильный путь, как Он посылал нам людей, которые помогали нам, как Он давал нам очень-очень многое, заботясь обо всем, вспомните все то, что Бог вам давал, постарайтесь как можно более тщательно вспомнить какие-то основные яркие моменты, когда вы чувствовали очень большое счастье, или, наоборот, когда в горе вы чувствовали присутствие рядом Бога, который утешает вас. Вспомните все это, все, что можете, вспомните, а потом просто скажите спасибо Кришне. Просто, вспомнив все это, подойдите к Нему и скажите: «спасибо, я благодарю Тебя за это». Очень смиренно и очень просто попытайтесь сказать это несколько слов Ему мысленно….

… Почувствовали? Почувствовали какую-то связь с Кришной? Это чувство – просто человеческое чувство – благодарность, может нам многое дать. Мы можем почувствовать действительно руку Кришны, обычно мы не признаем Его, отвергаем в гордыне своей, потому что не хотим зависеть. Из-за независимости своей, я помню мама мне сказала: «Ты нам всем обязан» – «Ничем я вам не обязан, я –  случайное сочетание генов», я очень горд был в этот момент, что вот они так сочлись случайно, мама моя очень обиделась, то, что я – случайное сочетание генов. Кришне еще и не то говорят. Кришне говорят: «Я вообще от медузы произошел, не от Тебя, от амебы я произошел, Ты тут ни при чем, я сам сэволюционировал» (смех) Это гордыня, элементарная гордыня. При всей абсурдности этой вещи, люди верят в это. Почему? Только из-за этого, только из-за гордыни, только потому что они не хотят никому быть обязанными, не хотят отношений этих. Наоборот, если мы попытаемся проявить это естественную благодарность к Кришне, Он проявит Себя в нашей жизни очень отчетливо, очень ясно. И прежде всего Он проявит Себя в святом имени.

Мы сейчас пойдем дальше и у нас очень важное и очень интересное будет сейчас упражнение. Мы уже начали свой практикум, тренинг. Очень важный момент будет дальше, начнем мы очень просто, начнем с повторения слога  Ом – с концентрации на самом звуке. Слог Ом – это Сам Кришна. Пранава. Шанкарачарья объясняет, что пранава значит прославление Кришны, прославление Бога. Это одно из имен Бога. Почему Ом? Вам станет ясно чуть-чуть позже. В сущности, мы сейчас попробуем определенное упражнение йоги. Сначала мы просто сосредоточимся на самом звуке, на самом красивом, чистом ясном звуке.

Что делает Ом? Ом заряжает наш ум, наше сознание, настраивает его на определенный лад, помогает почувствовать свою духовную природу. Упанишады, прославляя звук Ом, как звуковое выражение Абсолютной Истины или Брахмана, говорят, что Ом – это стрела, выпущенная из лука, эта стрела обязательно достигнет цели, что каждый раз, когда мы произносим звук Ом, мы из лука своего тела выпускаем стрелу, эта стрела уносит наше сознание по направлению к цели, Брахману. Естественно, не сразу мы достигаем этой цели, но если мы будем выпускать эти стрелы, снова и снова повторять, то мы сможем стать ближе к Кришне. В начале у нас будет третья форма медитации, я объясню, что такое вторая форм, она будет гораздо более глубокой. Сначала мы простую, звуковую медитацию проведем.

(включили музыку)

Звук Ом состоит из четырех частей по времени, О тянется половину времени, носовое М, постепенно губы смыкаются и переходят в это носовое М, когда мы чувствуем дрожание внутри, и потом, после того, как это М умолкает, наступает пауза, эта пауза равна по времени вибрации звучания М, эту паузу нужно обязательно выдержать, эта пауза соответствует задержке дыхания при произнесении Ом. То есть мы делаем глубокий вдох, потом произносим Ом, потом происходит небольшая задержка, когда ум останавливается полностью, и потом снова Ом, и снова Ом, и снова Ом. Мы несколько раз повторим, и ваша задача – повторять громко и сосредотачиваться на этом звуке. Просто целиком сосредотачиваться на звуке. Если можете принять какую-то правильную позу с прямым позвоночником – хорошо, нет – неважно. Не так важно. Итак, мы сейчас будем это делать, опять же, приведите себя в предварительное состояние, расслабьтесь максимально…… посмотрите на себя со стороны… Опять же, сначала почувствуйте все тело, потом взгляните со стороны на все это, повесьте тело на вешалку. Можно привести руки в гьяна-мудру, когда касаются большие пальцы кончиками кончиков указательных пальцев…. Давайте сделаем глубокий вдох

Оооомммммм…… Еще раз, Оооомммммм…… Еще раз, Оооомммммм…… Еще раз, Оооомммммм……

Теперь  просто зафиксируйте это состояние, состояние своего ума – спокойное, легкое, чистое. Откройте свои глаза, мы пойдем с вами гораздо дальше сейчас. Можете прийти в нормальное состояние свое растрепанное.

Следующая вещь будет очень простая, я хотел показать вам образ, к сожалению, говорят, что образа не видно, так как очень светло, так что вам придется напрягать свое воображение. Что мы сделаем дальше? Дальше мы будем тоже повторять звук Ом и Рам, но мы будем пытаться сосредотачиваться на образе Бога, который стоит за этим звуком. Это в высшей степени авторитетная практика, эта практика описана в четвертой Песни Шримад Бхагаватам, когда Нарада Муни учит Дхруву медитировать на звук. Если вам потом будет интересно – посмотрите и прочитайте внимательно эти стихи, я какую-то часть этих стихов зачитаю сейчас для того, чтобы направить нашу медитацию. В этих стихах Нарада Муни объясняет метод Мантра-медитации. Эти стихи начинаются с 43 стиха 8 главы 4 Песни Шримад Бхагаватам, где Нарада Муни говорит вначале, что мы говорили: «Ты должен сесть на берегу Ямуны, что ты должен принять правильную позу, ты должен сделать ачаман, ты должен сделать пранаяму и с помощью трех упражнений пранаямы, трех задержек дыхания успокоить свой ум». Дальше он рассказывает медиацию, сейчас я расскажу смысл этой медитации, смысл этой медитации, вернее смысл этого метода в следующем: человек не просто произносит звук, но с помощью описаний, которые оставили великие мудрецы прошлого, соприкоснувшиеся с формой этого звука, узнавшие и увидевшие форму Бога, которая стоит за звуком, и находится в этом звуке. Что мы делаем? Мы помогаем вначале с помощью своего ума сосредоточиться на этой форме.

Ачарьи описывают, что эта медитация на звук имеет четыре ступени, на звук мантры. Какую мантру Нарада Муни открыл Дхруве Махараджу?

Ом намо бхагавате Васудевайа  

Мы не будем повторять: Ом намо бхагавате Васудевайа – это слишком сложно. Нам слишком сложно будет Ом намо бхагавате…просто Ом для начала. Но что они говорят? Слушайте внимательно стадии этого процесса.

Есть четыре стадии медитации.

На первой ступени человек … Эта ступень называется савитарка. Савитарка значит вместе со своим умом. Я умом помогаю на этот звук наложить образ, который там есть. Я еще не вижу этого образа, на знаю этого образа, не понимаю, у меня нет слишком большой связи, мой ум неправильно настроен, но я помогаю быстрее настроить свой ум, и Нарада Муни описывает эту медитацию. Савитарка-медитацию, которую Дхрува должен делать, он говорит, что эти семь дней ты будешь заниматься этой медитацией, на седьмой день ты увидишь Самого Кришну. Он через пару месяцев увидел.

Что происходит дальше? Иначе говоря, сначала, это не Кришна еще. Это наш ментальный образ, который мы накладываем на звук. Но так как этот образ не произвольный, этот образ вполне авторитетный и он помогает нам еще глубже сосредоточиться на звуке и на этом образе, то это оставляет гораздо более глубокую самскару. Почему я провел сначала первую медитацию? Чтобы мы сравнили глубину самскары, глубину впечатления, которое у нас будет.

Что говорят дальше ачарьи? Следующая ступень, после савитарки насупает нирвитарка, естественно. Что значит нирвитарка? Нирвитарка, когда ума уже нет. Что происходит? В какой-то момент Сам Кришна или форма выступает из этого звука нам навстречу, как бы отряхивая все эти лохмотья нашего ментального этого самого. Иначе говоря, мы нарисовали внутри что-то ментальное и оттуда раз и Сам Кришна вышел. Как люди, которые сосредотачиваются на иконе, вдруг они видят, или люди, которые сосредотачиваются на Божестве. Я хотел бы, чтобы мы с вами сосредоточились на образе, но вам придется довольствоваться описанием, которое дает Нарада Муни. Выходит Сам Кришна и это вторая ступень, есть еще две других ступени.

Хотите знать, что на третьей ступени происходит? Третья ступень называется са-вичар. Есть четыре формы самадхи. Это са-вичар-самадхи, когда человек, вглядываясь или углубляясь в свою медитацию, на этот образ, который он уже видит, который он не придумал сам, не наложил, а Он как бы вышел оттуда из глубины, он вдруг понимает, что этот образ не имеет ничего общего с этим материальным миром, что этот образ имеет другую природу, что этот образ состоит из сат-чит-ананды.

На уровне нир-вичара, четвертой ступени, человек забывает себя полностью, он уходит из времени-пространства, он забывает о себе, он видит только образ, целиком все его сознание там, в этом образе, который его привлекает.

Не думаю, что мы с вами дойдем до четвертой ступени, потому что даже в случае с Дхрувой Махараджем Нарада Муни сказал, что тебе недельку понадобится для этого. Но, кто его знает, может до второй мы дойдем? Как минимум, первую попробуем. Сейчас я вам прочитаю эту медитацию, которую Нарада Муни дает Дхруве. А вы постарайтесь, по мере того, как я читаю, этот образ представлять мысленно. Это тот самый образ, который нам нужно будет пытаться воспроизвести в своей медитации, когда мы будем произносить звук Ом. Понятно, да, условие? Просто слушайте то, что я буду читать и пытайтесь увидеть это ровно настолько, насколько вам позволяет ваш йогический сосредоточенный ум. Очень часто эти описания формы Господа приводятся в Шримад-Бхагаватам, часто мы их пропускаем, потому что мы не знаем, что с ними делать. А с ними нужно делать именно это, их нужно представлять себе, их нужно пытаться мысленным взором увидеть, чтобы таким образом усилить опыт медитативный или опыт от этого звука. Закройте глаза, сосредоточьтесь внутри, и слушайте это описание.

(Бхаг., 4.8.45-51) 55:30

Лицо Господа, озаренное ласковой улыбкой, неизменно прекрасно. Преданным, которые видят Его, кажется, что Он никогда не бывает недовольным, а Он, в Свою очередь, всегда готов даровать им благословения – представьте себе Кришну, с этой Его  готовностью даровать вам благословление, Он очень доволен, Он улыбается – Его глаза, прекрасные брови, точеный нос и высокий лоб поражают своей красотой. Поистине, ни один полубог не может соперничать с Ним в красоте.

Tело Господа никогда не стареет. Все конечности и части Его тела безукоризненны по форме и не имеют изъянов.
Его розовые губы и глаза цветом напоминают восходящее солнце. Он всегда готов прийти на помощь предавшейся Ему душе, и любой,
 кому посчастливилось увидеть Его, испытывает ни с чем не сравнимое удовлетворение...
Тело Господа темно-синего цвета. Знак Шриватсы у Него на груди отмечает место, на котором восседает богиня процветания.
 Господь, изначальная личность, носит гирлянды из цветов и имеет четыре руки. В Своих четырех руках [начиная с левой нижней]
 Он держит раковину, диск, палицу и лотос.
Все тело Верховного Господа украшено драгоценностями. Он носит шлем, усыпанный драгоценными камнями, ожерелья и браслеты,
на шее у Него драгоценный камень Каустубха, и одет Он в одежды из желтого шелка.
На поясе, которым перетянута талия Господа, висят золотые колокольчики, и точно такие же колокольчики украшают Его стопы.
Его внешность обладает такой притягательной силой, что от Него невозможно оторвать глаз. Он всегда умиротворен,
спокоен и безмятежен, и облик Его доставляет наслаждение глазам и уму.
Истинные йоги медитируют на трансцендентный образ Господа. Они видят Господа стоящим на лотосе их сердца, и от ногтей на
Его лотосных стопах, которые подобны драгоценным камням, исходит яркое сияние.
Лицо Господа всегда озарено улыбкой, Он милостиво взирает на Своего преданного, а преданный должен постоянно созерцать
 этот образ Господа. Tак, погрузившись в медитацию, он должен смотреть на Верховную Личность Бога, дарующую все благословения.....
Что мы сделаем дальше? Так как было сказано много, попытайтесь просто представить лицо Господа. Образ, который
я хотел показать, это образ Шьямасундары на черном фоне, когда видны только Его глаза, улыбка, узоры вокруг глаз,
 и главное попытайтесь воспроизвести это умонастроение, с которым Кришна сморит на нас, когда мы смотрим на него.

Теперь давайте концентрироваться на этом образе, произнося тот же самый звук Ом потому, что Он находится в этом звуке. Вдох

Оооомммммм…… Оооомммммм…… Оооомммммм……

Рам.

Рааааааааааааммммм…… Рааааааааааааммммм……Рааааааааааааммммм……

Удалось вам пойти немножечко глубже? Когда мы помогаем уму с образом, а личность значит образ, личность значит форма, личность значит настроение, личность значит улыбка, личность значит милость, готовность прийти в ответ, то медитация наша становится еще на какое-то, на несколько градусов глубже. Какое у вас сейчас состояние? Нравится вам ваше состояние? Спокойное. Вожделение есть? Не волнуйтесь, вернется. Но это был какой-то опыт, это то что советует Патанджали Муни в Йога-сутрах:

тад джапас тад артха бхаванам  

тад джапас – когда мы произносим джапу, то есть, когда мы произносим звук святого имени одновременно с этим что нужно делать? Артха бхаванам, тад артха бхаванам – нужно медитировать на смысл, на содержание этого звука, на то, что находится или стоит за этим звуком, и поэтому Шримад Бхагаватам изобилует разными описаниями этого мистического опыта разных йогов, которые видели Кришну.

Что случилось с Дхрувой? Дхрува вначале просто произносил эту мантру, потом, в какой-то момент он начал видеть этого Кришну, потом он окончательно увидел Его внутри, потом что дальше сделалось? Кришна пропал, он открыл глаза, что он увидел перед собой? Да, он увидел перед собой тот же самый образ, который он видел в своей медитации, тот еж самый образ, который дал ему Нарада. Вьясадева говорит, что когда человек медитирует на эти описания, содержащиеся в ведических писаниях, он увидит Того, из Кого исходит весь мир. Того, из которого исходят все ведические писания. Что мы видим изначальный источник красоты.

Дальше у нас будет решающее упражнение. От того, насколько искренне вы будете участвовать в этом упражнении, зависит успех всего остального. Мы пришли в какое-то определенное, достаточно спокойное медитативное состояние, мы до какой-то степени разотождествили себя с телом, умом, мы сосредоточились на звуке, тогда как обычно, мы полностью отождествляем себя с умом, с каким-то мельтешением мыслей, которые происходят. Я хотел вас обрадовать – душа не думает, думает наш разум, ум. Душа медитирует и общается с Кришной. Сейчас она просто спит.

Следующее упражнение очень важное будет, оно потребует некоторого выхода из зоны комфорта, это упражнение называется: «Растопи сердце». Некоторые из вас уже участвовали в этом практикуме, они знают, что это такое. Мы проводили этот практикум в Германии, Намамрита прабху сказал: «Когда я слушал это на записи, было гораздо интереснее, чем когда я это делал, потому что оказалось, это не так просто, больше я этого делать не буду». Но, тем не менее, я призываю всех, включая Намариту прабху, участвовать в этом упражнении, может получится лучше.

Нам нужно будет сейчас встать в круг, человек шесть-семь-восемь, постойте, сначала объясню, потому что если вы встанете – хороводы начнете водить и не сможете сделать все правильно. Еще раз, упражнение называется «Растопи сердце». Смысл упражнения вот в чем: один из вас будет внутри круга, и не волнуйтесь – каждый из вас там побывает, не важно, кто будет первый, первый пусть будет самый смелый и самый искренний, самый раскованный. Смысл этого упражнения в том, чтобы обратиться к другому человеку очень искренне, из глубины сердца, другие люди буду держаться за руки. Вы – маленькая искорка духа, которая попала в этот круг Майи, и, в общем-то, ей там достаточно хорошо, но она подходит к кому-то, какому-то слабому звену и начинает просить: «Пожалуйста выпусти меня», а тот, кого просят, не должен торопиться выпускать, только когда его сердце растает нужно выпустить. Надо прислушиваться к звуку голоса, на сколько искренне он это делает, на сколько смиренно он это делает, или он говорит: «ну-ка, ну, выпусти». Прислушивайтесь именно к своему сердцу, и если у вас не тает сердце – ничего.

А задача того, кто стоит в круге, все-таки найти, в конце концов, будет это отчаяние и у вас возникнет это смирение, возникнет ощущение, что от вас ничего не зависит, вы взмолитесь в какой-то момент, и сердце растает в тот же момент. Вы можете делать все, что угодно, можете падать на колени, но искренне падать на колени, это все очень чувствуется, если просто механически упасть – не работает. Можно попытаться заглянут ему в глаза, это очень страшно. Потому что хочется сразу спрятаться, хочется сразу поставить ширму, правильно, да? Не хочется в глаза смотреть, с мольбой нужно посмотреть. В общем, короче говоря, вот такое условие, поняли, да? Если сердце растаяло – выпускайте, когда вы выпустили – сами входите в круг (смех), и ваша очередь, но только честно. Потому что в Германии Пранакишор, он сразу сказал: «Не подходи ко мне, у меня не растает», его-таки растопило, его заставили это сделать, но само по себе настроение неправильное. Потому что он говорит: «Я не хочу там внутри находиться, поэтому я не растаю». Обычно у матаджи лучше получается, они более смиренны, более раскованны, прабху, они всегда в себе, но у них тоже в конце концов получается.

Медитация именно та, о которой мы говорили вначале: «Я – искорка духа, я попала сюда, и мне надо выбраться, мне нужно выйти отсюда». Другой, у кого просят, может отвечать, может не отвечать. Мне Варшана прабху рассказывал, они проводили этот практикум у себя, он говорит, что там настолько люди вошли в роль: матаджи просит у другой матаджи: «Выпусти меня». А та ей отвечает: «А ты ж не хочешь, ты ж замуж выйти хочешь, зачем тебе? Оставайся» (смех). Условие еще раз – все таки почувствовать себя этой искоркой и какую-то искренность. В конце концов, вам стыдно будет, вам захочется, это отчаяние выйдет изнутри, и это очень-очень важное упражнение. Где-то семь-восемь человек, все поняли, да? Беритесь за руки, идите в круг и смело вступайте в воды неизведанного. Это выход из зоны комфорта, я вас предупреждал. Если не пускает один – идите к другому, может быть, вы растопите его сердце, может получится.

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

Усаживайтесь, пожалуйста, я ходил, наблюдал за драмами, которые разворачивались тут, это была целая история человеческой жизни, многих жизней. Кто-то рыдал, кто-то плакал, кто-то обнимался, кто-то наоборот, с каменным лицом стоял, слушал, кто-то историю своей жизни рассказывал, пытался разжалобить, некоторые матаджи, для них это было чересчур, я видел, у меня сердце растопилось даже со стороны, наблюдая за всем этим. Еще раз, смысл этого упражнения в том, чтобы выйти на какой-то другой уровень общения, на какой-то другой уровень отношений. Очень часто наши отношения в высшей степени поверхностны, ни к чему не обязывающими. Мы привыкли пользоваться какими-то формулами, клише трафаретными, работающими схемами, это позволяет почувствовать, что значит – обращаться из сердца к сердцу. Я хотел бы, чтобы вы поделились своими ощущениями, у нас тут есть микрофон, кто-то хочет рассказать, что он чувствовал, какой опыт у него был?

– были круги, в которых смешно очень было, у нас попался такой круг – «не до смеха». Вначале была попытка какая-то посмеяться, потом все поняли, что это правда же серьезное дело, и так как я не в первый раз участвую в таких вещах, сам проводил такую вещь, то я увидел, насколько это важный опыт просто кого-то попросить о милости, и увидеть свое никчемное положение в этом отношении, и понять, что я по-настоящему зависим. Я решил обратиться к первому, к Патри прабху, потому что я многих преданных знаю, с ним меньше всего знаком и хотелось, чтобы он оценил по-настоящему, и он мне правду сказал: «Чуть-чуть тебе не хватает». Я так подумал: «Сказал чуть-чуть, он меня, наверное, просто успокоить хочет, но вот, не смогу растопить», и он  попросил, говорит: «К другому кому-нибудь обратись». Я уже понял, что если я сейчас на том же уровне буду обращаться, то я больше просто не смогу, и мне уже нужно было выходить правда уже из зоны комфортной искренности и тогда меня только выпустили, это вот отличалось с тем, когда мы проводили в Германии, там выпустили сразу, даже не дали ничего говорить, просто нужно посмотреть в глаза, здесь много было таких случаев, но в этом круге просто так никого не выпускали, и тут нужно было предаваться по-настоящему. Это вдохновило очень, что преданные так серьезно отнеслись, спасибо.

– кто-то еще хочет сказать, что он чувствовал, когда его выпускали, или наоборот, не выпускали?

– Харе Кришна. Когда началась эта игра, я очень легкомысленно к этому отнесся, подумал, сейчас вот подойду, к первым попавшимся преданным, они меня выпустят, а потом выяснилось, что круг очень серьезный, никто не выпустит. Я начал видеть, насколько я неискренний, то есть, я подходил к одному, ко второму, к третьему, наверное раз пятнадцать я обращался, меня никто не выпускал, вот, в итоге я понял, что нужно глубже заглянуть в свое сердце, а также обратиться к сердцу того, к кому я обращаюсь. В таком случае возможен настоящий контакт. В итоге все начало получаться.

– так всегда бывает, вначале нужно поймать вот эту ноту искренности, а потом как бы легче.

– я хотел сказать, что было очень интересно, спасибо за такой опыт. Стоя перед преданным, перед Вриндапати, я перебирал всякие разные ситуации, которые иногда бывают в жизни, пытался прославить, пытался разжалобить, все это проходило очень ровно, я видел отражение взгляда Вриндапати, все это никак не влияло. Единственное, когда склонился потом к стопам, тоже, это было в шутку сначала, но потом мне стало так приятно, что я начал говорить: «Мне не важен результат, я тут готов всегда оставаться, просто экстаз, хоть и вечность» и тогда сразу меня выпустили.

– важный опыт. Вот там еще руку тянут.

– Харе Кришна, можно я расскажу? Я сперва тоже не понял, но так получилось, что меня начали первым просить выпустить человека из круга и я понял, искренность это или не искренность, но я понял, что все, нужно выпускать, я не знаю, почему, но я выпустил, но тогда я сам оказался в этой ситуации, когда все то есть, я сделал добро и вы понимаете (смех) попал в эту ситуацию. Я понял, что круг большой, вот смотрите, я уже на Ретрите в 4 раз и я половину людей в этом круге не знаю, и я понял, что нужно обращаться только к тому, кого ты знаешь. Еще самое лучшее, если у вас были до этого какие-то отношения с этим человеком, я просто стал ему рассказывать, что как я его слушал, что как я все делал, как он просил, он сказал: «Ну, это не искренне, не искренне, это вы так сказать, давите на администрирование», и я понимаете – ну вот, окупился, ни в какую, и вот тут у меня было такое отчаяние, что, честно говорю, я уже понял, что наверное мне не выйти, нету искренности и в эту секунду сердце этого человека дрогнуло, и он сказал: «Ладно, все выходи». Когда я от него отвернулся, я просто хочу прославить тех людей, которые стояли вне круга, на самом деле, у них сердца такие добрые, я хочу сказать, это Адидев прабху, спасибо большое.

– я из тех, которые не были внутри круга и которых не просили, но я стоял и наблюдал со стороны такой опыт интересный, что эта вибрация проходит через всех, кто стоял и держался за руки и это было удивительно. Потом я вспомнил, что есть такая детская игра, понял что нам придется поиграть в эту игру, но меня что удивило, что те, кто были внутри круга и уже стали в круг, они начали помогать тем, кто был внутри круга, я подумал, что это было сострадание, явно было сострадание, и оно было точно неподдельным, и вот это так тронуло, что начинают друг другу помогать. Я подумал, это может спекуляция какая, но те, кто вырывается из круга майи, что в принципе и практиковали, они потом искренне сострадают тем, кто внутри круга находится. Спасибо.

– спасибо большое. Ну давай-давай, ты хотел сказать?

– у нас круг показывал милость Махараджа, у нас не выпускали преданного минут 20 наверное, пока Махарадж не подошел и не выдернул его из круга. (аплодисменты). Все хотели туда, в этот круг, у нас в круге была такая проблема, что никто не хочет выходить из него, с точки разума объясняемо: да я хочу, я то, я се, да, но искреннего желания не было, не было мотивации, то есть мотивация была корыстная, корысть заключалась в том, что я просто хочу выйти, мне здесь неудобно, чтоб не быть вне зоны комфорта, и это упражнение помогло тем, что с каждым шагом, вот Дина Чайтанья прабху очень помогал, с каждым шагом помогал повышать мотивацию, он говорит: «вот, что-то есть, но немного неискренне еще», спасибо большое.

– там еще хотели матаджи.

– Харе Кришна, я хочу сказать, что вот Кришна меня поставил в такую ситуацию, когда я вынуждена была просить людей, я к этому вообще не привыкла, просить что-то для себя и время поджимало, я глазами металась и надо было, кого-то выбрать, кого-то просить, в общем, бывают такие ситуации, когда нужно признать, что мы зависим от людей, гордость нашу немножко поумерить, спасибо.

– там целый лес рук, тянется…

– я хочу сказать, что у меня болит голова, я не могу отойти от этого, что произошло, мне казалось, так жалко всех, которые были в круге, я до сих пор не могу успокоиться, я бы их выпустила всех, но когда я попала в круг, почему-то меня не выпускали (смех), это меня очень-очень удивило, почему это так? Я уже говорю, что меня пора идти и все, вы тут молодые, оставайтесь, а меня уж выпустите (смех)

– я могла ее выпустить, только ждала, когда она скажет, она сказала: «У меня завтра инициация, выпусти», ну ладно, инициация, можно вас выпустить.

– Харе Кришна, я хочу сказать, что это очень тяжелое испытание, потому что первый человек, которого я просто по-человечески попросила, она никак особо не отреагировала, и потом вторая матаджи, которая просто подошла, она тоже немножко так, типа – ты еще молодая, поживи (смех). Но потом я просто поняла, что на самом деле ты находишься в материальном мире, и у меня перед глазами прошла вся жизнь, хотя мне не так много лет, но достаточно уже пришлось пережить, и я вдруг поняла, что большая часть этого всего, это были страдания (плачет). Конечно было очень много положительных моментов, я очень люблю все интересное и так далее, но большая част жизни, это то, что мы страдаем, и я вдруг поняла, что я больше не хочу страдать, из-за этого ощущения, я матаджи практически не говорила ей никаких слов, наверное просто это ощущение, оно как-то передалось ей и она выпустила. Самое ужасное началось после того, как она выпустила, потому что у меня началось такое состояние, что я поняла что из этого круга меня выпустили, а на самом  деле в материальном мире мы остались и неизвестно еще сколько мы здесь будем, и неизвестно когда мы отсюда выйдем. Но, из этого кружка я вышла, да, матаджи согласилась, но когда ты понимаешь, что в материальном мире тебе, может быть, не одну жизнь придется, то вот тут ты действительно понимаешь, что все, вот и становится самое ужасное состояние и тебе приходит просто в голову, что единственный, кто тебе может помочь, это Гуру, который вот сейчас тебе объяснил, что нужно сделать вот так, чтобы что-то изменилось, и чтобы выйти отсюда из этих страданий, которые еще предстоят. Я уверена, если они были до этого, то после этого момента они тоже будут, потому что это – материальный мир, и кроме Гуру и Кришны никто помочь не сможет. Харе Кришна. (аплодисменты).

– Я попала в круг, но выйти мне оттуда не удалось, и после меня туда тоже никто не вошел, потому что меня так и не выпустили, некоторые переживали, что им тоже нужно успеть попробовать попасти и выйти, а я стояла в кругу, и думала, что лучше сюда не попадать (смех, аплодисменты), и вначале я пустила слезу, расплакалась, слезно что-то говорила, матаджи так спокойно сказала: «У тебя много сентиментальности, хочешь, ага», я так: «Оба! Точно, наверное не хочу» и стала думать-думать, что же нужно быстро придумать, так же ж не выйду, и поняла, что нужно открывать больше сердце, то есть, не умом думать, что же такое сказать, а то, что на сердце лежит. Она сказала, что не хватает какого-то последнего крика (смех), я стою и думаю, что делать в этой ситуации, вообще не понимаю уже, время выходит, а я стою здесь, наверное, так и умру здесь , в этом месте перерождения и смерти.

– в общем, теперь вы знаете – последнего крика не хватало,

– в принципе, меня так и не выпустили, но тот момент, когда эмоции все выплескивались, проходил мимо Гуру Махарадж, и он посмотрел так как обычно мы это делаем, мне стало неудобно, что я разнылась, я отвернулась, и зря, я поняла что, я просила матаджи: «пожалуйста, помоги мне, потому что сама не смогу», она правильно так сказала: «у меня другая функция, я к этому отношения не имею, не верю тебе, стой», я поняла, что нужно было не отворачиваться, в тот момент нужно было не отворачиваться, нудно было и руками, и ногами, и всем, чем можно было, когда проходил Махарадж нужно было кричать: «Помогите!!!»

Пожалуйста, сосредоточьтесь, у нас следующая часть нашего упражнения, она должна естественным образом переходить от первой, то есть на основании какого-то опыта, который мы получили в первый раз что мы будем делать? Мы сядем в те же самые круги, теперь садимся, те же самые круги, которые у вас были, это упражнение будет очень простым, не бойтесь. Теперь у вас у всех четки есть, да? Вам нужны будут сейчас четки. Что нужно будет сделать – сядьте в круг и посмотрите на людей, которые окружают вас, которые находятся в этом круге, вспомните, что с ними связано так или иначе, и прочитайте один круг, молясь за этих людей, за конкретных людей, которые находятся в этом круге, если ваше сердце расширится до вселенских масштабов, можно будет молиться за всех тех, кто находится в соседнем круге, или в этом пандале, или во всем мире, в зависимости от того, насколько оно размягчилось, такое тоже бывает иногда. Но у вас есть конкретная вещь, есть конкретные люди, со своими конкретными проблемами, со своими проблемами, со своими страданиями, со своими болями, которые они принесли, которые накопились у них в сознании. С их желанием так или иначе стать ближе к Кришне, и хотя мы сами ничего не значим, но тем не менее, у нас есть эта возможность искренне молиться, искренне молиться за них, просить Кришну, чтобы Кришна помог как-то, и сосредоточьтесь именно на этом чувстве, что вы это делаете для кого-то конкретно, из тех людей, которые там находятся, или из тех, кто извне. Мы читаем один круг с молитвой за них, и стараемся делать это как можно более искренне, памятуя о том опыте, который у нас только что был, мы просим Кришну из глубины сердца.

Шри кришна чайтанйа прабху нитйананда
шри адваита гададхара шривасади-гаура бхакта вринда

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

Ну вот, теперь я хотел бы, чтобы опять вы поделились опытом своих переживаний и чувств этого молитвенного настроения, кто еще не говорил?

– Харе Кришна, на самом деле, молиться за кого-то намного легче, чем за себя, это очень реальный опыт, и на самом деле когда ты хочешь кому-то добра, то Кришна, мне кажется, что Он искренне принимает это все, потому что Он видит твою не привязанность к тому, что ты просишь, правильно понимаю? Потому что когда ты за кого-то просишь

– то есть, Кришна этот круг принял?

– принял, да (смех), мне так кажется, во всяком случае, изнутри чувствуешь какой-то процесс освобождения, ты чувствуешь, тебе становится легче, когда ты просишь не за себя, Харе Кришна.

– я хотел попросить, даже не попросить, я сначала, когда читал мантру, я сначала хотел молиться за тех преданных, которые рядом со мной, но мы незнакомы, и было сложно, и  я переключился на тех, кого я знаю, я чувствую их поддержку, то есть, я знаю, что они молятся за меня, иногда или постоянно, и я в ответ автоматически по велению сердца молюсь за них, я бы еще хотел попросить вайшнавов, если у нас еще будет такой тренинг – пожалуйста, не выпускайте меня с легкостью, потому что тогда я не разовью в себе искренность. Я понял очень важную вещь, что на самом деле не очень-то хочется еще, что-то тут держит.

– Харе Кришна, этот тренинг, этот опыт, он помогает понять, как наше общество может прогрессировать, то есть ум обладает определенной силой, если мы постоянно медитируем на негативные качества, то тем самым мы человеку мешаем наоборот прогрессировать, но если мы будем помогать каждому молитвой или нашими добрыми пожеланиями, это очень поможет тому, чтобы наше общество в целом сильно прогрессировало.

– Харе Кришна, поделюсь очень сокровенной вещью, ну думал – говорить-не говорить, но тут все мои духовные братья и сестры, поэтому есть смысл открыть сердце, потому что этот круг показал, как важно открывать сердце, вопрошать преданных о милости. У меня был подобный опыт, я не участвовал в таких тренингах, но такой тренинг был в жизни, когда около двух лет назад, мои духовные братья из города Ровно, Виджай Кришна звонит и говорит: «Приходи в гости, надо поговорить». Я пришел, несколько преданных собралась, мы начали общаться вроде бы ни о чем, ели прасад, потом в один момент они начали вскользь говорить те вещи, которые им во мне не нравятся, естественно, ложное эго взбунтовалось, то есть мы же всегда хорошие, что же нас плохими видят? Мы же добрые, ласковые, пушистые. Я начал оправдываться, что вот в этой ситуации я поступал потому что вот так вот надо было, такие обстоятельства были, а вот тут я так поступил подло, потому что обстоятельства вынудили. И мне в какой-то момент Шаранагати посмотрел в глаза и сказал: «Я не верю». То есть этот круг, он был еще тогда. Честно, я со стороны на себя посмотрел и мне стало стыдно за самого себя, стало обидно, что я через много лет Харе Кришна почувствовал себя таким духовным гадом, который вообще реально не продвигается в духовной жизни. В какой-то момент парадигма поменялась, что-то клацнуло внутри и я начал искренне, даже с плачем в глубине и может даже снаружи, я не помню, как все это происходило, но я начал просто просить прощения у них, за то что я так опозорился, показал себя с такой стороны и я увидел себя со стороны, какой я есть на самом деле, благодаря тому, что эти люди просто честно, открыто с любовью мне говорили. И буквально месяц назад, мне открылась вещь, как это все происходило, потому что я думал, что собрались тут мои духовные братья и решили мне рассказать какая я сволочь. А потом оказалось, что они перед этим еще за час собрались и молились Махараджу, чтобы он все-таки дал мне возможность из сердца почувствовать, что они действительно хотят мне добра и они действительно меня любят, они хотят сделать меня лучше и чтобы я все таки это услышал. Я это услышал, я понял, насколько важно быть искренним в духовной жизни. Я тогда, два года назад, реально честно понял, что я наконец-то в духовной жизни сдвинулся с мертвой точки, потому что до этого это просто была вырванные годы в духовной жизни. Вот сегодня я уже имею этот опыт, первый встал в круг, и Рамананда Рая начал просить, просто говорить, насколько он мне дорог, насколько моя духовная жизнь от него зависит, я знаю Рамананда Рая, он далеко не сентиментальный парень, он расплакался и сказал: «Ну что вы со мной делаете?» И в круге как-то пошло все по накатанной, то есть поняли, насколько. Намамртита тоже делился, я тоже хочу сказать, наша духовная жизнь начинается с того момента, когда мы начинаем понимать, что преданные нас любят, они хотят нам добра, и наша искренность позволяет воспринимать эту милость со стороны, Харе Кришна, спасибо вам большое. (аплодисменты).

– Харе Кришна, я тоже хотел поделиться, у меня на самом деле круг начался, если так посмотреть, то он с утра начался, а если еще глубже то он начался далеко может быть с моего детства, а может и еще дальше. Просто, знаете, бывает, в один прекрасный момент надеваешь маску лицемерия, которая выглядит как: “я – ачарья, я могу всем помочь, я – кшатрий” и когда я попал в круг, сработал этот механизм, я хотел как-то тонко задеть сентименты, на тонком плане, но я понял что не получается, и я очень четко увидел что я в такой иллюзии, что все, я просто не вылезу, то есть это – вся моя жизнь, понимаете? Эта зона комфорта такая, что от нее отказаться невозможно, потом пошла тряска и я понял, что я даже на этом этапе не могу, что я сейчас чувствую, мне тяжело. В кругу оказался один прабху, которого я не знаю, я решил к нему подойти, там в кругу еще один мой знакомый был, я подумал, если я сейчас  к нему подойду, то опять механизм лицемерия включится. Рядом с ним стоял другой прабху, я начал ему говорить, что я от этой иллюзии хочу избавиться, то, какой я есть, то, как я преподношу себя всем, я готов даже жертвовать, я готов даже в этом круге, в майе остаться, я понял, что все, что я не выберусь, я не смогу, мне просто ничего не оставалось, как попросить у него. Я почувствовал, что он поймет, я ему настолько благодарен, что он вырвал что-то там из моего сердца, я верю, я надеюсь, что оно больше не вернется по милости преданных, большое спасибо, преданные, за то, что вы в моей жизни есть, что я просто попал в ваше общество, спасибо.

ванчха-калпатарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо вайшнавебхйо намо намах

 – Харе Кришна, эту медитацию впервые зимой прослушала лекцию Вашу, я ее когда сделала, просто я поняла, насколько Шримати Радхарани, Кришне хочется, чтобы мы вернулись в духовный мир, то есть я понимала, когда я вернусь, сердце наполнится Кришна-премой, то есть это будет большое счастье для всех. Но когда я стала молиться за других, я поняла, что когда каждый вернется в духовный мир, это принесет очень большую радость Шримати Радхарани и Кришне, и после этого, когда какие-то преданные показывают мне мои качества, то есть я в них вижу отражение своих качеств, начинают меня как-то раздражать или я неправильно к ним отношусь, я понимаю, что это отражение моих качеств, и я начинаю представлять: когда эти преданные вернутся в духовный мир, когда у них будет в сердце према, то есть Кришна не вспомнит об этих качествах, и я начинаю молиться о них: «Кришна, сейчас я не могу к ним правильно относиться». Но представляю, как они вернулись в духовный мир, как они стали дороги Кришне и Радхарани, и у меня сразу меняется к ним отношение. Какие-то качества в них перестают меня раздражать, и я понимаю, что они так же дорогие Кришне как и я. И вот сейчас мы в кругу сидели, некоторые преданные говорят, вот знаю человека, не знаю, а я просто представляю, что этот человек очень дорог Шримати Радхарани и Кришне, и что они ждут его там, независимо от того, знаю я его или не знаю. И когда молишься за них, видишь, как Кришна дает энергию, то есть мы не заслуживаем милости ради своего духовного прогресса, Кришна нам дает понемножку, но когда мы начинаем молиться другим и раздавать эту милость, то Кришна дает больше и больше и больше в геометрической прогрессии. Спасибо.

– Харе Кришна, Махарадж, спасибо за тренинг, мы стояли в кругу, у нас не было слез, у нас были улыбки, потому что преданные не особо так прониклись, что мы находимся в материальном мире. Но, тем не менее, попытки были. Что я хочу сказать, когда Вы сказали помолиться за других, маленький такой вот сюжет из своей жизни: я в одно время читал мантру и настолько искренне ее читал, что почувствовал, что Кришна может присутствовать рядом со мной. Я оборачивался, смотрел по сторонам и чувствовал Его присутствие, но когда я оборачивался, Он исчезал, я чувствовал, что Он у меня за спиной. И вот, в какой-то момент вкус пропал к мантре, я не смог больше повторять мантру и сколько я ни пробовал, у меня не получалось, я не мог произнести просто даже одного слова, и потом в какой-то момент я открыл для себя, что можно молиться за других, не за себя, а за других, и я почувствовал, что бхакти, это если мы молимся, думая о себе, мы получаем максимум освобождения. И вот я почувствовал, что я мертвый, я ничего не желаю, ничего не хочу, и мантры не было желания повторять. И когда я начал повторять мантру за других, я написал список, кто мне дорог в этой жизни, и причем это были не преданные, что самое интересное. Потому что преданные, я думаю, у них есть мантра, есть четки, они как-то так или иначе уже, а есть люди, которые вообще не знают ничего о Кришне, я написал список этих людей, знакомых, я даже о Кришне не могу им сказать. потому что я им говорю, но они не… Я начал молиться за них, и самое интересное, на следующий день мой брат – он первый в списке был, который раз всего в жизни был в храме, он звонит мне: «Саш, я хочу в храме жить», и в течение следующего месяца он прожил в храме, вставая каждое утро на службы, участвуя с преданными в спектаклях, полностью живя храмовой жизнью. То есть я так понял, что бхакти, это когда мы учимся молиться за других людей, не просто за себя.

– хорошо, спасибо большое. (аплодисменты). У нас последнее упражнение, наше время уже истекло, но это очень важное упражнение, это, собственно, кульминация всего. Мы прошли с вами через какой-то путь, мы начали просто с медитации на благодарность Кришне, на попытку понять, что Он дал нам, каким образом Он направляет нас в нашей жизни. Потом мы начали с вами медитировать на образ Кришны в звуке, потом мы пытались найти самого себя в кругу других людей и почувствовать свою зависимость от них, и нащупать ту точку, где начинается искренность. Потом мы молились за других, и это следующий этап, последний, который мы сделали очень важный, многие преданные говорили об этом, что любовь – очень конкретная вещь, это не просто абстрактная вещь, и когда мы начинаем обращать ее к кому-то, не к себе, любовь, это всегда, плоды ее не ко мне должны быть, они не мне принадлежат, и когда я начинаю молиться за другого, то я чувствую отклик от Кришны, потому что я чувствую, что Он слышит, как я это делаю.

У нас последний тренинг с вами, мы с вами опять будем читать круг, оставайтесь в том же самом круге, и очень простую вещь нужно сделать, нужно пригласить в этот круг Кришну, посадить Его в центр. Я сейчас прочту несколько стихов, два стиха или один из Шримад Бхагаватам, который описывает Кришну, этот стих считается самым удивительным и поэтичным описанием Кришны. Гопи прославляют Кришну:

 

(Бхаг., 10.21.5)

 

бархапидам ната-вара-вапух

карнайох карникарам

бибхрад васах канака-капишам

ваиджайантим ча малам

рандхран венор адхара-судхайапурайан

гопа-врндаир

врндаранйам сва-пада-раманам

правишад гита-киртих         

           

Стих описывает, как рано утром Кришна входит в лес Вриндавана,  врндаранйам сва-пада-раманам правишад – этот лес украшен отпечатками Его стоп, и гопи произносят этот стих, они описывают Кришну: бибхрад васах канака-капишам – в Его волосах павлинье перо, у Него одежды желтого цвета, ваиджайантим ча малам – у Него гирлянда из изумительной красоты лесных цветов, рандхран венор адхара-судхайапурайан гопа-врндаир – Он наполнил отверстия Своей флейты нектаром, и рядом с Ним мальчики – друзья, пастухи, Он входит в этот лес, весь залитый светом, и тело Его подобно телу танцора, ната-вара-вапух – Он очень красивый, Он изначальный танцор. Так или иначе, это одно из описаний Кришны.

Вы можете любое описание, которое вы помните, вспомнить, и вы пригласите Кришну в круг, Он сядет и Он будет смотреть прямо на вас. Когда мы приглашаем Кришну, Кришна садится рядом и Он смотрит непосредственно на нас, Он смотрит, Он находится в звуке Своего имени. Что нам нужно сделать? Очень простую вещь, нам нужно прочитать один круг, так, чтобы сердце Кришны растопилось, до этого мы пытались понять, что значит растопить сердце другого человека, теперь нам тоже самое надо сделать с сердцем Кришны. Кришна может поверить нам, может не поверить, может откликнуться нам, может не откликнуться – все зависит от нашей искренности. Вот и все, то есть еще раз, Кришна приходит к вам, вы позвали Его, и Он пришел в образе Своего святого имени, Он сел, Он с ожиданием и с надеждой смотрит на вас и ждет, что вы скажете Ему что-то очень искреннее и очень ценное, все. Вы начинайте читать круг, и ваша задача сделать так, чтобы Кришна услышал вас, и поверил вам, и выпустил вас из этого круга, сердце чтобы Его растопилось.

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

Хотя Варшана просил меня не спрашивать, что вы чувствовали, я все-таки не удержусь от этого соблазна, и хотя бы одного-двух человек спрошу, что вы почувствовали, я хочу, чтобы сказал кто-то, кто еще не говорил. Мне хочется узнать, пришел к вам Кришна или не пришел? Пришел? Поднимите руки те, к кому Он пришел. Те, к кому Он пришел громко крикните Харибол!

– Харибол!!!! (громко)

– а те, к кому не пришел тоже крикните Харибол.

– Харибол!!!! (так же громко)

– (смех), пожалуйста.

– я хочу сказать такую вещь, если бы мы каждый день воспевали так 16 кругов, у нас бы всегда был прогресс в духовной жизни, никогда не было бы регресса.

– спасибо, что вы это поняли.

– это настолько отчаянно. Еще очень хочу поделиться предыдущим упражнением, потому что об этом никто не сказал, я вначале молилась за своих, которые в кругу сидели, большинство из них я знаю, потом это у меня поневоле перешло на окружающих, я тоже многих знаю, очень сильное сострадание к ним испытывала. А закончилось это тем, что я мельком глянула на Гуру Махараджа, и я поняла, что он это делает регулярно за нас за всех, и мне просто сердце, понимаете, разорвалось на части, потому что я реально понимаю, чтобы он хотел чтобы мы оказались на его месте, и наши сердца окончательно растопились. Я смотрю сейчас на лица – совсем другие изменившиеся лица, я думаю, у нас будут совсем другие отношения, и очень благодарна, что Махарадж подобные на грани фола практики нам устраивает, и думаю, что очень многие еще эти реализации повезут с собой дальше и это как сказал правильно прабху: «Для нас новый этап в духовной жизни». Спасибо огромное, извините нас, Гуру Махарадж, извините нас пожалуйста, наши неблагодарные сердца. Только сегодня мы поняли, что Вы для нас делаете, на своем примере, Харе Кришна. (аплодисменты).

– большое спасибо всем, и Гуру Махараджу, и физически, и ментально, выходишь за грань своего понимания и сознания, я не знаю, как можно вообще повторить эти 16 кругов без подготовки.

– Харе Кришна, я хотел бы тоже поделиться опытом, за этот круг Кришна появился дважды. Первый раз Он появился, когда я просил, чтобы Он меня выпустил, и Он появился и у меня аж жар пошел по телу, и это было настолько непередаваемое переживание, что я сразу же от Него отвернулся, а потом в своем уме я просил Его: «Посмотри на меня, я совсем, все у меня это есть, все гадости, но я все равно к Тебе стремлюсь » и в этот момент Он опять появился. Я вспомнил, в одной из Ваших лекций, Вы сказали: «Обращайтесь к Нему, что Ты не чуждаешься нас, посмотри, я вот он, забери» и в этот момент Он опять появился, спасибо Вам большое.

 – Харе Кришна, все, мы споем киртан небольшой, и на этом закончим программу.

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы