Москва (04.10.2009 г.) Встреча с учениками

Диск 127, л. 3

Аннотация:

Вопросы: как стать настоящим учеником; обязательно ли ездить во Вриндаван; почему считается, что ум в голове; как понять когда ум разговаривает сам с собой и когда я разговариваю с ним; как научиться анализировать; как преодолеть настроение „все хорошо”; о женщине-инопланетянке; как сосредоточиться на святом имени; как медитировать во время картики; как отмечать ведические праздники; что значит быть самим собой; какво механизм различения самообмана.

 ***

На какую тему мы будет говорить? У кого-то есть идеи для этого?

Из зала: Как стать учеником? Это вечная тема. Настоящим учеником.

БВГ: Во-первых я хотел поблагодарить вас всех за все то, что вы делаете. Это очень неординарная вещь, то, что люди хотят учиться, хотят идти по духовному пути и пытаются вложить часть своей энергии и сил в это. Это само себе редкая вещь. На самом деле это удивительно. Когда Шриле Прабхупаде говорили, что преданные уходят, он говорил: «Не удивительно, что они уходят. Удивительно, что кто-то остается». Я могу тоже подтвердить это вслед за Шрилой Прабхупадой. Это чудо и это милость Шрилы Прабхупады и той энергии, которая идет от него.

Чтобы оставаться и быть учеником, есть одно единственное условие. В ведических писаниях – давайте об этом поговорим, это хорошая вещь – очень ясно была прописана природа каждой деятельности. Потому что каждая деятельность подразумевает определенную природу. Чтобы заниматься чем-то, должны быть выполнены некие условия. Ведическое общество, в отличие от хаотического современного общества, где, в общем-то, никакого дела никому ни до кого нет, в гораздо более структурированном ведическом обществе, где ясно было показано какие обязанности или какова природа каждой деятельности, там говорилась одна простая вещь: чтобы учиться чему-то, какое одно качество должно быть у человека? Смирение, да. Потому что я не могу учиться, если я думаю, что я знаю, правильно? Если я говорю эту одну простую вещь: «я знаю, я прав, я готов», то все, на этом мое обучение закончилось. Духовная жизнь – это изменение, она всегда динамична, она подразумевает постоянную динамику или какой-то внутренний процесс изменения. Но для того, чтобы это изменение было, человек должен учиться, а для того, чтобы человек учился, у него должно быть только одно качество единственное – это смирение. Смирение значит, грубо говоря, если называть вещи своими именами: «я дурак». Можно сказать это более мягко: «я не знаю», но по сути дела это значит одна вещь. И это факт, это некое внутреннее состояние, в котором мы должны пребывать.

Человек часто приходит в духовную жизнь из-за разочарования накопившегося, из-за какого-то краха, который его постиг в той жизни. А крах означает что? Что я – дурак. Что я действую не правильно, живу неправильно. Потому что под знанием не подразумевается, опять же, какая-то сумма теоретических знаний, под знанием подразумевается наша позиция в этом мире, наше понимание самого себя и этого мира. Мы пришли сюда учиться и есть только одно условие. Поэтому, соответственно, в ведической культуре брахмачари, чтобы это смирение развивать, что должны были делать? Ходить и милостыню просить от двери к двери. Это было – я не говорю, что это сейчас надо сразу начать делать, – я просто объясняю каков механизм, стоящий за всем этим. Это помогало человеку правильное настроение приобрести внутреннее, которое помогало ему учиться и развиваться, не стоять на месте.

Другая вещь, которая необходима для того, чтобы человек мог учиться – это некая сосредоточенность внутренняя, правильно? Чтобы учиться, если у меня слишком много всего остального всего, то тоже сложно, да? Если энергия уходит на то, на се. Это другая вещь. Понятно, что у нас есть какая-то наша жизнь с ее обязанностями и всем остальным, но в этой жизни нужно какое-то место отвести. И в других местах, я там, понятно, я не дурак, в других местах нельзя быть дураком, ничего не получится. Но должно быть, в большой квартире моего ума, должна быть одна комната, где я дурак и я ничем другим не занимаюсь, кроме того, что я пытаюсь учиться, поменяться, понять что-то. Туда, в эту комнату, иногда нужно уходить, оставляя за ее пределами все остальное. Там много всего происходит, но одну комнату внутри нужно выделить. Когда мы мантру повторяем, когда мы слушаем лекции, когда мы общаемся с преданными, нужно из этой комнаты это делать, оттуда, из нее выходить, снимать с себя какие-то свои бронежилеты пуленепробиваемые, какие-то другие вещи. Можно назвать эту комнату «Ашрам Юрлово» или еще как-то, но должно быть какое-то пространство внутри, где я остаюсь вот этим, где я очень смиренный, у меня ничего нет, эполетов нет, погон нет никаких, перьев нет, плюмажа. Я просто такой, какой я есть, и я там учусь, я там общаюсь с преданными, я там слушаю «Шримад-Бхагаватам», оттуда я повторяю святое имя. Это ответ на вопрос Вадираджа Прабху, чтобы у нас где-то это было. Это хорошее место. Постепенно-постепенно оно расширяться будет, это пространство, в нашем сознании, в нашем уме. Еще какие-то вопросы есть?

Вопрос: Во Вриндаван обязательно надо съездить?

Ответ: Не обязательно. Во Вриндаван не ездить надо, там нужно жить постоянно. Для этого не обязательно там находиться физически, потому что можно находиться физически во Вриндаване и жить в Москве, а можно жить в Москве и находиться во Вриндаване. Вриндаван – это не физическая категория. Вриндаван здесь. Бог безграничный, вездесущий. Соответственно, обитель Бога такая же, она не ограничена какими-то рамками. Вриндаван здесь, мы только не во Вриндаване. Все зависит от того, где мы находимся. Еще раз, это не физическая категория. Вриндаван – это то место, где мы любим, где мы служим, где мы с Кришной находимся. Там, где Кришна есть, там Вриндаван. Там, где Его нет, там нету Вриндавана. В современном Вриндаване много всего происходит. Можно туда поехать, можно не поехать, люди туда ездят и видят непонятно что. Но вообще, если можете, съездите. Вриндаван… Но я слышал по слухам, что Вриндаван перемещается в Кучугуры (смех), надеюсь он уже… Еще есть какие-то вопросы?

Вопрос: А не получается ли так, что выходя из той комнаты, где я дурак, я смотрюсь в зеркало и перед тем, как выйти, надеваю маску, что я не дурак и начинается … Не получается ли так, что я надеваю маску перед тем, как выйти и показываю, что я хороший?

Ответ: Получается.

Спрашивающий: А как тогда?

Ответ: Я еще раз говорю: дураком все время быть нельзя – съедят. Человек не должен быть все время дураком, иногда он должен вспоминать, что он умный и тоже что-то стоит. Нужно быть умным дураком, иначе говоря. (смех) Нужно знать, когда быть дураком, а когда не надо. Потому что если совсем уже глупым дураком быть, то …

Вопрос: Махарадж, я вопрос задавал Вам уже этот, Вы мне вкратце ответили, но я не понял. Я бы хотел сейчас ??? 11:30 … пользуясь небольшой аудиторией. Почему, когда Вы говорите об уме, Вы …???11:38 (смех)

Ответ: Потому что ум тут находится.

Спрашивающий: Ум же тонкое тело?

Ответ: Ум – это тонкое тело, я конечно, мог бы показывать на свою пятку, когда я говорю об уме, но я думаю, что бОльшая часть людей меня не поймет, будет слишком эзотерически. Так повелось, принято считать. Ум – это тонкое тело, это факт, но, тем не менее, есть некий центр ума что ли, точно так же, как наша душа находится где-то в области сердца физического, точно так же ум, центр его где-то тут находится. Это вопрос … На самом деле, я объяснял, у меня есть этот семинар, который я в Сочи в этом году читал про природу ума и там говорится, в соответствии с Аюрведой, что ум атомарный по природе. Атомарный значит, что он очень … Атомарность ума подразумевает, если говорить специфически конкретно, то атомарность ума … Что такое ум? Это шестое чувство, которое анализирует информацию, поступающую извне, правильно? Если конкретно говорить об этой функции нашего сознания, которая называется манас или ум, то эта вещь, у нас есть некий экран, органы чувств подают информацию в мозг и в мозгу это все переводится в какую-то электрическую схему, все импульсы приобретают какую-то форму, которую ум может читать и ум, соответственно, ее считывает. Хотя говорится, что ум есть тонкое тело и что это составляющая тонкого тела, но тут все зависит как описать. При этом ум что он конкретно делает? Ум именно этим занимается: там, на экране сидит этот зритель, манас, и он оценивает. В соответствие с Аюрведой, он в один момент времени может оценивать только данные одного рода. Иначе говоря, если я ем, то я не слышу, если я ощущаю вкус, то я не слышу. Если я слышу, то я не ощущаю вкус. С другой стороны, как бы опыт противоречит этому – я могу есть, ощущать вкус и слышать одновременно. Но смысл в том, что этот маленький ум шустрый очень и он просто берет эти данные, оценивает их, бежит … Это его природа, он любит бегать. Когда мы одновременно подаем много пищи разной ему, то он радуется, естественно. Почему люди любят есть, смотреть куда-то, читать, слушать? Потому что ум, в своем привычном режиме, в страстном, работает. Тем самым мы ум переводим в этот самый режим и заставляем его: «пух-пух-пух!» и он как обезьяна, он любит это.

Так что он все равно где-то тут. Но если нужно, в пятке быть, то он будет в пятке. Как электрон. Про него нельзя сказать, что он … Знаете, да, квантовую механику немножко? Не проходили? Я проходил. Это четверка единственная, которая у меня была. Про электрон нельзя сказать, что он в каком-то месте, он всюду, он как Бог, просто есть разные степени вероятности того, что он тут, но он в принципе везде находится. Один отдельно взятый электрон из какого-нибудь атома и тут находится, и там находится. Просто там он как-то в разной степени. Точно так же и ум, он имеет еще более тонкую природу и поэтому там сложно. Даже уже по отношению к электрону нельзя сказать где он находится, тут или тут, или в Нью-Йорке. Если по отношению к электрону такое нельзя сказать, то что тогда говорить об уме? Ум сразу … Это условность, иначе говоря. Можно очень легко понять эту условность, потому что пространство – это один из материальных элементов. Есть пять материальных элементов и первый из них – пространство. Когда мы говорим, что что-то находится в пространстве, это значит, что оно находится в этом … Но ум где находится? Ум тоньше, чем материальные элементы, поэтому про него по определению нельзя сказать, что он находится в какой-то точке пространства, в принципе. Я окончательно вас запутал? Говорить, что что-то находится в пространстве значит, что оно должно быть как минимум той же самой природы, грубо-материальной. А ум тонко-материальный и он находится вне пространства.

Спрашивающий: Мне кажется, что мы говорим, что он находится в голове, потому что там мозг находится.

Ответ: Мозг тоже находится, но он – это аппарат, которым ум оперирует. Не важно, Вы не мудрствуйте, Вы правы, не так принципиально.

Вопрос: О вопросе об уме, он не отделен? Я иногда разговариваю с ним или сам с собой… Я хотел спросить как определить кто есть кто, когда я разговариваю с ним или это он разговаривает сам с собой? (смех) У него же нет сознания? А мысли у него есть, он иногда хорошие мысли дает.

Ответ: «Я» – это наблюдатель и когда я действительно наблюдаю свой ум, наблюдаю эти мысли со стороны, то это будет «я». То есть мое «я» или точка сознания – это позиция наблюдателя. Теперь, когда я действую, рассуждаю, отождествляю себя со своим умом, проблема в том, что мы полностью со своим умом, так или иначе, отождествили и весь этот диалог, который идет, он в основном происходящий в уме. Но, тем не менее, я могу встать на эту позицию и уму какую-то программу задавать или еще что-то такое.

Иначе говоря, на этот вопрос нельзя ответить определенно. Всегда, когда я разговариваю, иногда это может быть я как душа разговариваю с умом, а иногда это может быть диалог в уме, который происходит в соответствие с какой-то программой, которую я в него заложил, вот и все. Как правило, идет некий диалог. Чтобы не сойти с ума, давайте я об этом долго говорить не будем, потому что можно очень легко запутаться. Ум сам – механическая вещь, но она оживлена энергией души. Точно так же как тело сейчас. Тело наше – материя мертвая, но оно ощущает. Почему? Потому что энергия души пронизывает это тело, так или иначе, и, соответственно, поэтому оно может реагировать. Точно так же ум, это некая более тонкая механика, но она приобретает или симулирует качества жизни, потому что она насыщена энергией сознания или энергией души, вот и все. Поэтому там очень сложно разобраться. Это все равно как пытаться … Если ущипнуть тело и начать пытаться понять кому больно – мне или … Мы сейчас в этом состоянии очень редко становимся в позиции наблюдателя. Реально по факту. Если мы медитируем по-настоящему, если я повторяю мантру и при этом я делаю это правильно, то есть я, так или иначе, абстрагировался от всего этого, я нахожусь рядом с Кришной, я обращаюсь непосредственно к Нему, не из ума, вот там я могу быть собой: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Но по бОльшей части, даже когда мы читаем мантру, мы читаем из ума, ум читает и одновременно с этим там что-то еще идет. Это хорошо, если ум, а иногда мантру только язык читает, а ум сам по себе. Иначе говоря, и то, и другое, и тело сейчас наше обладает каким-то сознанием за счет того, что душа насыщает его сознанием, и ум обладает этим сознанием, но надо по крайней мере в процессе медитации стараться выйти из этого отождествления и обращаться напрямик, что возможно, в принципе.

Вопрос: Как можно научиться анализировать? Ум может говорить, что у тебя все хорошо, сознание Кришны, общение с преданными, ты читаешь джапу, читаешь книги, какой-то там прогресс, а потом через какое-то время понимаешь, что ты недалеко прошел. То есть как научиться анализировать и что нужно делать, чтобы как-то перерасти этот этап, когда все хорошо и что-то начать делать в конце концов?

Ответ: Для этого всегда нужен кто-то другой, самому очень сложно. Самому себя по факту оценивать очень сложно, потому что у нас всегда будет тенденция оценивать себя может быть не совсем здраво или объективно. Поэтому нужен кто-то другой, с кем мы можем общаться, с кем у нас могут быть честные отношения, кто-то кто выше нас и он сможет объяснять хорошо по-настоящему или нет. Это факт, у нас есть тенденция объяснять, что у нас все хорошо, но со стороны виднее всегда. Поэтому всегда желательно, чтобы был какой-то наставник, который бы видел это, понимал, мог объективно оценить. Иначе наши оценки всегда будут иметь тенденцию … подмен очень много может быть.

??? 23:56 Вопрос: В Кучугурах встретилась с …, которой девять лет вообще не есть, не пьет и она говорит, что … мало знают. Получается, что она с другой планеты или… У нее легкие трансформировались и она воздух берет из … И прасад, она говорит, солнце – это прасад, все …

БВГ: В чем вопрос-то?

Спрашивающая: Инопланетянка она? (смех)

Ответ: Не исключено.

Из зала: Мы все инопланетяне.

Спрашивающая: Может быть она с Солнца?

Ответ: Может быть. Дело не в том, ем я или не ем, можно ничего не есть… Инопланетянин – не инопланетянин… Тело может по-разному работать, физиология может быть разная. Само по себе это не делает нас лучше или хуже. Нормальные люди едят (смех), ну кто-то не ест, ну что особенного в этом? Дело в том, как она к этому относится. Человек может есть или не есть, но если он начинает этим гордиться и считать, что это его достижение … Почему она не ест-то? В конце концов она должна понимать, что, так или иначе, это Кришна ей обеспечил, Кришна ей дал такое тело, в котором она не ест. Если она этого не понимает и приписывает заслуги того, что она не ест, себе, то тогда не знаю кто мало знает. Невежество в этом коренится и от невежества никто не застрахован. Человек может обладать какими-то способностями необычайными, масса людей обладают способностями и может она в прошлой жизни йогом была или еще что-то, но суть невежества в том, что человек начинает заслуги себе за все это приписывать. Если человек приписывает заслуги себе, то он ничего не понял. Если он понимает, что он так или иначе зависим от этого всего, что Кришна нам дал наш ум, наше тело, Кришна все нам дал, мы от Него зависим. Это механизм, который … всего этого мира. Если человек понимает это, то тогда он понимает, если он этого не понимает, то он ничего не понимает, вот и все. И неважно – есть он, не ест, на голове он ходит или на ногах, плавает или летает по воздуху, под водой, на Солнце, на Луне – это абсолютно неважно.

Спрашивающая: Она говорила, что в 2012 году будет конце света, все заснут на три дня, а потом проснутся и каждый в своем сознании …

Ответ: Каждый проснется на своей планете. Посмотрим, ждать осталось …

Вопрос: Как сосредоточиться на звуках святого имени? Каждый день прилагаешь усилия, ничего не происходит, иногда бывает, иногда нет, Кришна …

Ответ: Поэтому нужно не из ума читать мантру. Если мы читаем из ума, очень сложно, тогда ум должен быть абсолютно чистым, а абсолютно чистый ум где возьмешь сейчас? Откуда его взять? Мы находимся в этой среде, все время туда западают … Чтобы повторять мантру сосредоточенно, нужно сойти с ума (смех), спрыгнуть. Как там по-украински говорится? (из зала: С глузду зъихал) Нужно зъихать с глузду (смех). Украинский язык очень сочный, сразу понятно что делать надо (смех). Нужно выйти из него. По-настоящему человек может читать мантру сосредоточенно не на уровне своего ума. Есть какие-то техники, которые могут помочь это сделать, но по сути дела я должен попытаться собой стать.

Патанджали Муни очень интересно объясняет природу ложного эго. Это мое отождествление меня с инструментом. Он так и говорит, что когда я способность видения отождествляю с механизмом, через который я вижу, это и есть ложное эго. Что получается? Когда мы находимся в этом ложном состоянии сознания, мы отождествляем себя с телом и с умом, это значит, что мы действуем, мы отождествили себя с инструментом. Тело – это инструмент, ум – это инструмент, которым я могу пользоваться, когда нужно. Когда не нужно, я откладываю. Но я отождествил себя целиком с этим и в результате у меня накопилось тут, я действую, вот, он, я – тут. У меня есть этот инструмент, он в определенном состоянии находится, ум, есть это тело и в нем тоже какие-то вихри свои происходят. Теперь, чтобы сосредоточиться по-настоящему на Кришне, нужно во-первых понять кто такой Кришна, кто такой я. Это значит разотождествить себя с телом и с умом, выйти из этого состояния. Признак очень простой: когда я действую, у меня всегда напряжение есть. Чтобы мне действовать в теле – если сейчас мы осмотрим свое тело, мы увидим напряжение тут, там. А когда мы действуем, мы не чувствуем этого. Разница какая? Я встал на позицию наблюдателя и я вижу это все. Я нахожусь действующим, я не чувствую, это я. Но чтобы это увидеть, я должен посмотреть со стороны. Точно также в уме, в нем тоже очень много чего происходит, он тоже напряжен, там есть свои очаги и он весь какой-то такой. Теперь, когда я повторяю мантру, мне нужно с этого состояния сойти, я должен со стороны немножко посмотреть и понять, что есть некое священное пространство, в котором я с Кришной нахожусь. Опять же, Кришна тут, я тут, рядом с Ним. Я должен попытаться с этой позиции к Кришне обращаться. Тогда все очень просто будет.

Иначе говоря, нельзя ни в коем случае (БВГ изображает что-то). Если я сажусь повторять мантру, я должен понять: это медитация. Медитация делается из другого состояния сознания. Чувствуете, мы уже немножко в другом состоянии сейчас? Все затихло, тут нет бурь, нигде нет бурь, я там, я с Кришной и это самое главное, что может быть. И там я начинаю говорить: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. И нужно стараться. А ум будет все время пух! А нам нужно туда возвращаться. Когда Кришна объясняет, что ум будет все время это делать, а нужно его возвращать, Он именно это говорит: возвращать нужно не на какой-то механический объект моей медитации, а возвращать его нужно в состояние другое. То есть, это, опять же … Для этого хорошо … Или как Шачинандана Махарадж говорит, все говорят, что читать мантру нужно с самбандхой. Самбханда значит связь. Сначала я должен почувствовать свою связь с Кришной. Есть эта ваза, а это микрофон и они разные. Теперь можно их связать чем-то и если они свяжутся, то тогда они уже немножко по-другому будут функционировать. В начале, прежде чем я начинаю повторять мантру, я должен эту связь сделать. Я связан с Кришной, нужно понять кто такой Кришна, кто такой я, свою самбандху понять, как я с Ним связан. Вот он, я и я есть часть Его. Иначе говоря, это не просто некий механический ритуал. Сначала я должен какие-то предварительные вещи сделать, тогда очень легко все будет, тогда проблем не будет. А если я из самого ума, в котором я действую, я это делаю, ничего не получится, потому что вот он ум, я есть ум и в уме всегда всего много. Там для Кришны места нет.

Опять же, если возвращаться к тому, о чем я говорил, Кришна над умом и для того, чтобы с Ним быть, нам нужно тоже с ума сойти. Подняться над ним или выйти из него откуда-то. Другой пример, который я приводил сейчас в Кучугурах, ум – это тюремная камера и человек, которого посадили в тюремную камеру, он что делает? В одиночную, его посадили, он что делает? Теперь, мне Павана Прабху очень интересную историю рассказал, что они мышь однажды поймали в мышеловке. Мышеловка маленькая и мышь, соответственно там … Они уехали и несколько дней мышь там бегала по этой мышеловке из конца в конец. Если мышь туда поймать, она будет метаться. В течение нескольких дней она металась, потом они ее выпустили из мышеловки, положили на снег. Он говорит: самое поразительное, что мышь металась в том же самом пространстве, по этому снегу. И только потихонечку она еще один шаг сделала, потом еще один и она поняла, что может дальше пойти, что она не ограничена этим. Точно так же душа, она привыкла в мышеловке ума находиться и она мечется в ней. Теперь, мышь была всего сколько дней в этой мышеловке? Три дня, а мы сколько находимся в этой камере тюремной. И мы только в уме находимся. А, на самом деле, медитация что значит? Нам говорят: «Дорогой мой, да ты свободен, никто тебя не держит! Давно уже открыли эту дверь-то, там ничего нету, засов никаких нет, просто выйди оттуда». Мы говорим: «Не, не, мы тут». Это значит, что я должен немножечко выйти из этой камеры куда-то в другое место, тогда я там буду с Кришной, тогда я смогу там мантру повторять.

Из зала: Любопытно, что на украинском сумасшествие, сойти с ума – божевильный, «Боже, я свободный» буквально.

Вопрос: Сейчас месяц картик, как помочь проекту, на что медитировать?

Ответ: Медитировать надо на Кришну всегда. Проект реально, это не просто красивая фраза, он в сердце должен построиться. Надо просто думать что я могу сделать. Медитация какая? Что я еще могу сделать, как я могу помочь? Мы все делаем и, собственно, Кришна нам дает возможности. От нас, от души, что зависит? Шрила Прабхупада объясняет: от нас мало что зависит, желать мы можем. Правильно? Когда человек что-то сильно желает, Кришна исполняет это, может не сразу, но исполняет обязательно. Медитация – у нас должно быть желание. Желать мы должны чтобы как-то люди узнали о Кришне, чтобы люди счастливее стали, чтобы, в конце концов, можно понять что тут все лучше было, чтобы люди тут получали больше, чем они могут получить из-за каких-то наших естественных ограничений, чтобы храм сделать.

Месяц картик хороший, потому что месяц этот помогает человеку дополнительные для себя обеты взять. Если человек взял на себя дополнительный обет, это его очистит, если это его очистит, то это поможет общему делу. А так, можно делать. Каждый человек как он может делать не важно. Не так важна какая форма, для кого-то не есть один день ничего не стоит, для кого-то пол-часа не поесть – это уже аскеза. То есть в месяц картику люди берут какие-то аскезы, но аскеза не может быть универсальной, каждый человек для себя что-то делает. Мне очень понравился орган, который сейчас дал Ананда Пури, его сейчас нет. Когда он принимал обеты, он сказал, что он обещает повторять 16 кругов мантры до семи часов утра, а потом добавил: «А если я сколько-то кругов не повторю до семи, то тогда я повторяю вдвое больше этого количества». То есть он себя наказывает дополнительными кругами мантры. Это то, как он действует, хороший способ почитать 16 кругов до семи часов утра, чтобы не париться больше (смех). Неправильный подход к мантре, но действенный.

Вопрос: ??? 39:45 …

Ответ: Это очень хорошо, если есть такая возможность – читать книги и думать над ними. Потому что именно это позволяет нам самбандху обрести, сзязь с Кришной почувствовать. Мы связь с Кришной иначе не сможем почувствовать, только через книги, через сознание Шрилы Прабхупады эта связь возникает. Мне очень сложно было соединить вазу с микрофоном, но эта связь через книги возникает, через «Шримад-Бхагаватам» прежде всего.

Вопрос: Есть праздники ведические, сегодня, например, пуджа Лакшми, как-то мы можем их праздновать, нужно какие-то ягьи совершать или обеты давать? Или достаточно просто… Универсальный ответ старших преданных – это соблюдать экадаши, читать книги и джапу, заниматься служением. Но есть еще такие, о которых мы может быть даже не знаем, но они часто приходят по рассылке и они говорят там ..

Ответ: Эти праздники, как правило, имеют такую природу … Можно все занять в сознании Кришны, даже эти все праздники, но они в большей степени имеют такую кармическую что-ли природу, Лакшми-пуджа. Сегодня не Лакми-пуджа, сегодня Кришна-расаятра, сегодня шарадийа-пурнима, Кришна сегодня встретился с гопи в первый раз. Полная Луна вышла, Кришна увидел ее и Ему захотелось наслаждаться. Это полная Луна в Нем все соки подняла и Он подумал: «Надо наслаждаться». Он стал играть на флейте. Если мы одновременно будем какую-то Лакшми-пуджу делать и думать о том, как там … Вообще, строго говоря, почему-то по бенгальскому календарю сейчас обычно Лакшми-пуджу делают в новолуние месяца картика, тогда Лакшми приходит. Почему все огоньки-то зажигают в этот день? Почему все светильники ночью зажигают? Потому что темно, а Лакшми же дорогу должна найти к ним. Это ночь Дивали, когда обычно Лакшми-пуджу делают и люди большие костры разжигают, чтобы Лакшми дорогу нашла. Но все остальные праздники, они правильно говорят, эти все вещи нужны только для того, чтобы наше внимание как бы еще раз обратить, какой-то еще якорь сделать, какое-то еще пристанище, кк-то еще сосредоточить на Кришне. Если это помогает сосредоточиться на Кришне, хорошо, если это мешает, то тогда плохо. Принцип один: все то, что мы делаем, должно нам помочь думать о Кришне. Если мешает это думать о Кришне, то тогда ничего хорошего не будет.

Вопрос: Гуру Махарадж, мы многие жизни играли различные роли, носили много масок различных. Что значит быть самим собой?

Ответ: Пойти в гримерную, снять грим с себя. Что значит быть самим собой? Я могу быть самим собой только в отношениях с Кришной. В отношениях с остальными людьми я так или иначе вынужден какие-то роли играть, особенно здесь, в материальном мире. Быть самим собой значит быть с Кришной, быть самим собой значит быть маленьким, тем, кто я есть, зависящим от Кришны и где-то там, под спудом, мы это чувствуем, мы там. Душа она же где-то там есть, нужно просто ее найти. Быть самим собой значит думать о Кришне и все. Не значит ничего другое. Когда мы другие роли играем, нам все время нужно текст помнить, это Вадирадж Прабху может подтвердить. Когда какая-то роль есть, то все время этот текст мы проигрываем. Знаете, когда мы готовимся к кому-то идти, с кем-то встретиться, мы уже реплики подготовили, уже мы знаем: сейчас мы скажем что-нибудь (изображает аплодисменты), все удивятся. А быть самим собой значит помнить о Кришне. Это иногда больно. Почему нам сложно? Потому что на Кришну сложно впечатление произвести. Мы не можем произвести на Кришну впечатления своим умом, тем, чем мы обычно привыкли на других впечатление производить. На Кришну единственное, чем можно произвести впечатление – это своей простотой, свой искренностью, своей натуральностью, в этом дело. У вас получится, я знаю.

Спрашивающая: Спасибо, с Вашей милостью.

Вопрос: Я помню как-то на лекции, по-моему на Вашей, я слышал, только правильно ли я это понял. По-моему Вы говорили о том, что у человека есть механизм, всегда, у любого человека, когда он понимает, что он сам себе врет? Или нет?

БВГ: Есть такой механизм.

Спрашивающий: То есть человек всегда понимает, что он сам себе врет и он …

Ответ: Нет, он не всегда понимает, что он сам себе врет, но он всегда сам себе врет. Иногда он это понимает, а иногда нет.

Спрашивающий: Когда человек честный сам с собой, есть какой-механизм понять?

Ответ: Быть честным с самим собой значит периодически ловить себя на том, что я вру, какие-то роли играли. Я сейчас в Кучугурах рассказывал об этом немножко. Механизма нет, есть только духовная практика. Духовная практика значит все время возвращаться к самому себе и там стараться оставаться и максимальная часть времени проводить именно там, с самим собой. Пример – Арджуна. Слово «арджуна» от санскритского корня «ридж», что значит простой, прямой. Он тоже врет. В первой главе «Бхагавад-гиты» он врет сам себе. Он говорит: «Я не хочу ничем сам наслаждаться», правильно? А что он имеет ввиду сказать? «Я хочу наслаждаться, но просто я понимаю, что я так наслаждаться не смогу». То есть, он обманывает и он даже не понимает этого. Но он очень искренне обманывает, в том смысле, что во-первых он готов услышать, когда ему скажут, что он обманывает и Кришна ему начинает говорить. И он сначала не понимает. Не нужно думать, что мы сразу узнаем или поймем или почувствуем, когда нам кто-то скажет, что «ты обманываешь». Нет, сразу не получится, но по крайней мере эта внутренняя готовность есть. Арджуна, его искренность в том, что у него появилась эта проблема и он не пытается ее как-то замазать, скрыть, а он идет к Кришне и говорит: «Я не могу, надо решать ее». И он готов ее реально решить. То есть на самом деле его единственное отличие от Дурйодханы того же самого, который тоже врет и тоже не понимает, где он врет, где не врет, в том, что Арджуна хочет меняться, а Дурйодхана не хочет. Если мы вернемся к самому началу нашей беседы об ученичестве и о способности и желании меняться. Единственное, что нас может так или иначе оградить, причем не сразу, а в какой-то динамике – это желание поменяться. Не то, что я настаиваю на том, что я такой и никаким другим я не буду никогда: «Вот такой я, хотите режьте, хотите ешьте». Нет. Механизмов там много, не нужно даже о них сильно думать, нужно просто понимать, что они есть какие-то. Но суть в том, что я знаю: «я хочу меняться» и для этого мне нужно быть смиренным, ничего особенного про себя не думать, все.

Я думаю, что нам уже, наверное, пора кончать нашу беседу возвышенную. Я еще раз хотел сказать спасибо искреннее всем за то, что вы учитесь. Я вижу, кто-то учится, кто-то меняется. Желание меняться так или иначе у всех есть, у кого-то сильнее, у кого-то не так сильно, но это самое главное. Неважно какие мы сейчас, неважно какие у нас есть проблемы, абсолютно не важно, важно, что у нас есть это желание так или иначе меняться и есть очень важное понимание того, что мы можем меняться, только делая что-то более-менее активное, помогая Шриле Прабхупаде в его проповеди, стараясь. Все остальное дело техники. Это как с храмом – политический этап преодолен, все остальное – дело техники. Так же и с теми, кто приходит в сознание Кришны – политические проблемы решены, главное теперь оставаться и дать возможность пройти какой-то путь, который есть. Спасибо большое.

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы