Маяпур (05.03.2011 г.) семинар «Раса-лила», лекция 1

Диск «Парикрамы по святым местам», л. 1

Аннотация:

«Раса-лила или как не стать сахаджией» – лекция 1. На основе 29-ой главы 10 песни «Шримад-Бхагаватам». Определение сахаджии. Основное понятие – шастрийа-шраддха. Почему раса-лила является высшей лилой. Правильный подход к ней. Предыстория раса-лилы. Подробный поэтический разбор первых двух стихов из 29-ой главы 10-ой песни «Шримад-Бхагаватам».

 ***

Харе Кришна. Я рад видеть вас всех в Святой Дхаме, в Маяпуре. Шрила Прабхупада основал эту традицию больших фестивалей здесь, чтобы преданные могли приезжать и служить друг другу. Садху-санга является самым фундаментальным принципом развития преданного служения. Все остальные вещи в нашей духовной жизни напрямую зависят от того, насколько мы умеем правильно общаться с садху, от того, насколько мы развили в себе желание служить преданным. Вкус к Святому Имени, любовь к Кришне, вкус к слушанию «Шримад-Бхагаватам», – корнем всего этого является общение с преданными. Поэтому Шрила Прабхупада утвердил традицию того, что преданные съезжаются каждый год. Для нас это имеет свою прелесть дополнительную: мы выезжаем из зимы заснеженной в теплый Маяпур. Но на самом деле тепло должно стать у нас на сердце. От материального общения, от зависти, от каких-то других неизбежных составляющих материального общения, от желания эксплуатировать других мы получаем боль в процессе общения и эта боль в процессе общения делает наше сердце холодным, нам хочется замкнуться, нам хочется сосредоточиться на самом себе. Шрила Прабхупада говорит, что в конечном счете это источник или корень имперсонализма. Это самое большое препятствие на нашем духовном пути – имперсонализм внутри и зима в нашем сердце. Холодное, мертвое, равнодушное сердце, которое способно откликаться только на непосредственные телесные нужды, на какие-то импульсы, возникающие в нашем разгоряченном уме. Мы приезжаем сюда, в этот весенний Маяпур в частности для того, чтобы наше сердце растаяло. Но мало просто быть под горячим солнцем. Горячее солнце – это хорошо, оно может многое растопить – сахар может растопить, что там еще? Жир, да, тоже может растопить, мы потеем, жир вытекает потихонечку. Сердце не растопит. Сердце растопится только тогда, когда мы научимся правильно общаться друг с другом, когда мы научимся ставить интересы других выше своих собственных интересов. Тогда в нашем сердце настанет настоящий уттсах, настоящий праздник, праздник любви. Мы здесь с вами для того, чтобы этот опыт получить и унести его с собой. Поэтому сейчас, подготавливаясь к парикраме, подготавливаясь к другим торжествам, которые будут здесь, мы должны настраивать себя на правильный лад, на то, что я здесь для того, чтобы служить преданным.

Я хотел два слова сказать о моем небольшом и вполне импровизированном семинаре, как он возник. Матаджи Вакрешвари, исполняя свой долг, стала бомбардировать меня письмами: «Семинар! Семинар!» В конце концов я согласился, но она не отстала, она начала бомбардировать меня письмами: «Какая тем? Какая тема?» В этот момент, когда пришло третье или четвертое письмо с требованием темы, я вспомнил знаменитую историю про то, как у одной английской красавицы спросили что она думает по какому-то поводу. Она очень удивилась и сказала: «Откуда я знаю что я думаю до тех пор, пока я не услышу что я скажу?» (смех) Мне хотелось ответить этой знаменитой фразой матаджи Вакрешвари: «Откуда я знаю какая тема до тех пор, пока я не начал говорить?»

Но так как в этот момент я слушал семинар Радхи Говинды Махараджа про раса-лилу, я подумал: «Дай-ка я расскажу про раса-лилу». Но с другой стороны я подумал: «Если я напишу „Раса-лила”, то это будет слишком… Слишком много людей придет». Или наоборот, будет категория людей, которые будут возмущены такой наглостью и совершенно справедливо. Поэтому я назвал свой семинар очень обтекаемо: «Как не стать сахаджией».

В сущности, что я буду рассказывать – я буду читать стихи из 29-ой главы Десятой песни «Шримад-Бхагаватам». Второй том Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» недавно вышел и немножко рассказывать, чтобы мы вместе с вами учились медитировать на стихи «Шримад-Бхагаватам». Я в основном, как я уже сказал, буду пользоваться тем, что рассказывает Радха Говинда Махарадж в своем замечательном семинаре, комментариями Хридаянанды Махараджа, которые есть в этом томе, «Гопал-чампу» Дживы Госвами и другими преданными, связанными с этим.

В сущности, эта вещь есть лекарство от болезни сахаджии. Шрила Джива Госвами объясняет что такое сахаджия. Он говорит, что сахаджия – это попытка нарушить естественный порядок. Есть определенный естественный порядок нашего развития и любая попытка нарушить его – а соблазн этого нарушения очень силен, потому что на своем духовном пути мы сталкиваемся с множеством проблем. Если взять духовный путь в его реальной развертке, то он далеко не такой легкий и сладкий, как хотелось бы. Сахаджия – это попытка отложить в сторону все трудности и просто вообразить себя уже достигшим любви к Кришне. Очень часто люди прибегают к этому способу. У нас есть воображение, данное нам Богом и когда мы сталкиваемся с какими-то проблемами, мы думаем: «А зачем решать эти проблемы? Лучше удалиться в сферу мечтаний».

Люди употребляют наркотики, люди пьют именно для того, чтобы искусственным образом создать некое внутреннее состояние. Точно так же можно искусственно попытаться создать в себе любовь к Богу: (изображает блаженство) Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Чувствуете, да? Према полилась. Так вот, самое серьезное нарушение … Я наблюдаю за собой, наблюдаю за другими, я смотрю каким образом разные психологические отклонения случаются с преданными иногда. Это нарушение естественного порядка очень распространенная вещь и очень часто люди нарушают естественный порядок, пытаясь перепрыгнуть через самую первую ступень преданного служения.

Какая первая ступень преданного служения? Шраддха, правильно? Все знают: адау-шраддха – все начинается со шраддхи. Ну, кажется, ну понятно, ну шраддха-то у нас есть, ясное дело. Может еще бхавы нету, но ручи уже точно есть. Но по крайней мере шраддха есть. Люди пытаются перескочить даже через шраддху, потому что даже шраддха – это труд. Почему? Потому что речь не идет просто о шраддхе. Какая нам нужна шраддха? Шастрийа-шраддха.

Ключевой момент этого семинара в этом выражении. Преданное служение или чистое преданное служение, адхикар для чистого преданное служения начинается с шастрийа-шраддхи, с непоколебимой веры в священные писания. Очень часто люди пренебрегают этим. На самом деле у них нет глубокой веры в священные писания. Священные писания для нас, шастра для нас больше, чем Бог. Если Бог будет говорить против шастр, кого мы должны будем отвергнуть? Бога, хотите верьте, хотите – нет. Доказательство этого очень простое: Будда – Бог? Бог. В десяти аватарах есть Его имя, Он – предпоследний из десяти аватар, Его все прославляют как Бога. Следуем мы Ему? Если Будда к нам придет, будем мы Ему следовать? Нет, мы скажем: «Иди, гуляй!» Мы скажем: «Ты Бог, Харе Кришна, Ты идешь Своим путем, мы идем своим путем». По какой причине? Потому что Будда отверг шастру и так как Будда отверг шастру, мы отвергаем кого? Будду.

Этот фундаментальный принцип Ведической культуры нужно очень хорошо понять, потому что иногда люди говорят: «Шастры не нужно изучать, мы же преданные, мы бхакты, нам не нужно шастры изучать, мы же рагануги все!» Шастра – это самое важное, что у нас есть. Шастрийа-шраддха является предварительной квалификацией для того, чтобы человек мог начать думать о чистом преданном служении. Эта шастрийа-шраддха настолько важна, что в Ведической культуре люди, которые не признают Веды, как они называются? Настики. Слышали кто-то такое слово? Настик значит тот, кто не признает Веды. Настика значит атеист. Атеист может, в соответствии с этим определением, верить в Бога. Если кто-то отрицает авторитет Вед и признает существование Бога, он атеист или нет? Атеист. В соответствии с нашими представлениями он атеист. И наоборот, если кто-то не признает существование Бога, но признает шастры, он атеист или теист? Теист. Он астика. Ньяя не признает Бога толком, там нет никакого понимания Бога толком, но они с точки Ведических писаний, с точки зрения нашего представления теисты. Люди, которые отвергают Веды, шастры, являются атеистами.

Я говорю это только для одной цели – для того, чтобы еще раз подчеркнуть фундаментальную важность шастр. Чайтанья Махапрабху – Сам Бог. Он пришел сюда, Он спустился сюда, на землю Навадвипы для того, чтобы открыть людям путь любви, путь спонтанной любви. Но при этом он сказал Рупе и Санатане и он объяснил им что Он хочет сказать. Как он им объяснил, что они должны сделать? «Напишите книги на основании шастр. Не то, что Я вас учу. Напишите то, чему Я вас учу на основании шастр. Подтвердите все это шастра-праманой».

Иначе говоря, самым важным принципом в нашей с вами духовной практике является принцип верности шастре. Шастра должна стать праманой для нашей жизни. Кришна говорит практически в конце «Бхагавад-гиты», в самом конце семнадцатой главы. Восемнадцатая глава – это всего лишь навсего завершение «Бхагавад-гиты». Он говорит (16.24):

тасмач чхастрам праманам те

карйакарйа-вйавастхитау

Поэтому шастра должна стать праманой и должна стать тем самым принципом, на основании которого мы выбираем что можно делать, что нельзя делать, как нужно жить и как нельзя жить.

Поэтому мне хотелось снова вместе с вами вернуться к нашей самой фундаментальной шастре, «Шримад-Бхагаватам» и в течение этих нескольких часов, которые у нас будут, прочитать несколько стихов из самого начала раса-лила панча-дхйайи, потому что очень часто мы слышим: «лила, лила», очень часто мы знаем, что человек должен развить в себе привязанность к лиле, но при этом, когда мы слышим о лиле … Все любят лилу, правильно? Все любят истории, все любят послушать и послушали, открыв рот, потом рот закрываем и идем своим путем. Лила остается сама по себе, мы остаемся сами по себе. Что мне хотелось вместе с вами за это небольшое отведенное нам время сделать – чтобы мы с вами попытались понять насколько это возможно в нашем состоянии сознания всю глубину лилу.

Неслучайно я выбрал раса-лилу, потому что ну о какой еще лиле говорить? Если говорить о какой-то лиле, то сразу надо говорить о раса-лиле. Ну да, можно, конечно, говорить о том, как Камсу убили или там еще какого-то демона убили, но в общем-то чего время зря терять? Правильно? Ачарьи объясняют, что эти пять глав из Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» являются пятью пранами всего «Шримад-Бхагаватам». Если взять и вытащить эти пять глав, это все равно что взять и вытащить прану из нашего тела. Что станется с нашим телом? Мертвое будет, правильно. Оживляет «Шримад-Бхагаватам» эти пять глав. С самого начала «Шримад-Бхагаватам», начиная с первой песни «Шримад-Бхагаватам», все время в разных местах упоминаются эти пять глав или эти лилы Кришны с гопи. Здесь Бхишма напоминает это. Бишма, лежа на ложе из стрел, вдруг вспоминает об играх Кришны с гопи и нас как бы постепнно-постепенно готовят к тому, чтобы мы смогли с вами понять что это раса-лила-панча-дхйайа. Разумеется, Шрила Прабхупада не раз очень серьезно предостерегал от того, чтобы мы слишком быстро прыгали туда. Но я не собираюсь туда прыгать. Я очень медленно собираюсь туда войти.

Шрила Прабхупада пишет в самом введении к «Шримад-Бхагаватам», что «Недобросовестные люди немедленно отправляются к Десятой песне, особенно к пяти главам, которые описывают танец-расу Господа. Этот раздел „Шримад-Бхагаватам” является самой сокровенной частью этого великого произведения и до тех пор, пока человек в совершенстве не обрел трансцендентное знание о Господе, он наверняка не поймет трансцендентные игры Господа, называемые танцем-раса, которые являются объектом поклонения для самых возвышенных преданных и он не сможет понять Его любовные отношения с гопи. Этот предмет в высшей степени духовен и только освобожденные души, которые постепенно достигли ступени парамахамсы, могут трансцендентно наслаждаться танцем-раса». То есть все, которые не парамахамсы, пожалуйста, покиньте помещение, я покажу вам пример для этого. «Поэтому Шрила Вьясадева дает шанс читателю постепенно приблизиться к этому духовному предмету, прежде чем человек начнет наслаждаться самой квинтэссенцией игр Господа».

Во второй песне Шрила Прабхупада снова предостерегает от этого. Он говорит: «Очищение означает постепенное освобождение от сексуального желания». Не больше, не меньше, он дает определение очищения. В следующий раз, когда будете просить Кришну об очищении, как следует подумайте о чем вы Его просите. «Это можно достичь с помощью медитации на Личность Бога, которая описывается здесь, начиная с Его стоп. Человек не должен пытаться подняться вверх искусственным образом, не освободившись сначала от сексуального желания. Улыбающееся лицо Господа – это Десятая песнь „Шримад-Бхагаватам” и есть очень много выскочек, которые сразу же пытаются начинать с Десятой песни, особенно с пяти глав, которые описывают раса-лилу Господа. Это безусловно, неправильно. С помощью такого неправильного изучения „Шримад-Бхагаватам” люди, ищущие материальных наслаждений, создали хаос и начали заниматься сексуальной жизнью под вывеской „Шримад-Бхагаватам”. Это осквернение „Шримад-Бхагаватам” осуществляется так называемыми „преданными”. Человек не избавившийся от сексуального желания, не должен делать вид, что он читает „Шримад-Бхагаватам”».

Иначе говоря, Шрила Прабхупада очень тщательно предостерегает нас от того, чтобы мы преждевременно впускались в свои размышления над этой лилой Кришны. Тем не менее, сам Шукадева Госвами, завершая эти лилу, произносит очень важный стих (Бхаг., 10.33.39):

викридитам враджа-вадхубхир идам ча вишнох

шраддханвито ’нушринуйад атха варнайед йах

бхактим парам бхагавати пратилабхйа камам

хрид-рогам ашв апахинотй ачирена дхирах

Он говорит, что если человек с верой слушает и описывает эти лилы … Какие лилы? Викридитам враджа-вадхубхир идам ча вишнох – игры Вишну с женщинами Вриндавана; бхактим парам бхагавати пратилабхйа – он очень быстро обретет бхактим-парам, трансцендентную преданность Господу, камам хрид-рогам ашв апахинотй ачирена дхирах – и болезнь его сердца или кама, вожделение, очень быстро уйдет.

Иначе говоря, он сначала слушает об этих играх, а потом избавляется от болезни вожделения. Мы имеем с вами что? Противоречие. Шрила Прабхупада говорит: «Нельзя читать до тех пор, пока не избавились от сексуального желания», Шукадева Госвами говорит: «А как иначе можно избавиться от сексуального желания?» Что нет другого способа избавиться от сексуального желания, кроме как читать и рассказывать об этих лилах.

Чтобы попытаться разрешить это… Разумеется, самый простой способ разрешить это противоречие – это последовать Шриле Прабхупаде, потому что для нас слова Шрилы Прабхупады окончательны. Но тем не менее, Шрила Прабхупада в самом начале еще до того, как он закончил предварительные песни «Шримад-Бхагаватам», перевел что? Десятую песнь, «Книгу о Кришне». Он хотел, чтобы у преданных была Десятая песнь или «Книга о Кришне». В сущности, механизм этого очень простой. Ключевое слово в этом стихе, которым завершается раса-лила панча-дхйайа, это шраддханвитах. Шраддханвитах значит человек должен попытаться слушать о раса-лиле с очень большим благоговением. Шраддха не просто значит вера, шраддха значит благоговение, почтение и преклонение. Шраддха значит, что я должен прикоснуться к этому правильно. Тогда, прикоснувшись к этому в правильном настроении, я смогу с помощью этого лекарства раса-лила панча-дхйайи развязать самый сложный узел в своем сердце. Узел, который накрепко связывает меня с основным инструментом наслаждения – с этим телом. Это небольшое введение к этому.

«Тайтиррия-упанишад» также говорит об этом: расо вай сах расамхи эвайам лабдхва ананди бхавати. Кришна есть раса, Бог есть раса или вкус. Расамхи эвайам лабдхва ананди бхавати – человек может обрести блаженство тогда, когда он обретет эту расу. Иначе говоря, смысл всего того, что мы делаем, конечный смысл изучения всех Ведических писаний в том, чтобы эту расу обрести. Эта раса находится тут, в пяти главах раса-лила панча-дхйайи.

Но что нужно сделать – нам нужно подойти к этому с очень большим почтением и благоговением. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакура говорит, что «я боюсь прикасаться к этой теме, что я боюсь дотрагиваться до нее, что до тех пор, пока мое сердце абсолютно не чисто есть большая вероятность того, что я неправильно пойму или истолкую что-то в отношениях Кришны с Его ближайшими возлюбленными». Он предостерегает нас об этом, но при этом он начинает рассказывать саму историю.

Первое, что он говорит, Кришне сколько лет было, когда началась раса-лила? Правильно, матаджи знают – Кришне было восемь лет. В семь лет Кришна поднял холм Говардхан и весь месяц картика был посвящен этому. Он держал семь дней Говардхан, до этого Он проповедовал карма-канду Своему отцу, потом они совершали Говардхану-пуджу, потом он держал Говардхан, потом Он целый день слушал молитвы Индры и Его омывала корова Сурабхи. Картика кончился тем временем, а Кришна хотел начать раса-лилу в месяц картику. Что произошло после этого? После этого гопи стали молить богиню Катйайани: «Сделай Кришну нашим мужем». Голос их дрожал. Мы знаем, что случилось, они допросились: Кришна пришел, забрал их сари, подержал немножко, потом отдал им как прасад. Они одели эти сари. Что с ними сделалось в этот миг? Представьте себе, что вы одели сари, которое держал Кришна. Они сказали: «Все, Кришна, мы уже больше никуда не пойдем. Мы с Тобой!» Кришна сказал: «Идите, идите», а они сказали: «Не, не, Кришна, не пойдем! Мы тут. Куда Ты, туда и мы». Кришна стал говорить: «Уходите отсюда по домам!» Они сказали: «Нет». В конце концов Кришна сказал: «Хорошо, Я обещаю вам, что Я исполню все ваши желания ночью. Я вас позову».

Представьте себе, что почувствовали гопи: «Все ваши желания уже исполнились. Однажды ночью Я вас позову». Можете представить себе как гопи спали весь этот год (смех). Кто-то из вас спал, когда вам нужно рано проснуться или куда-то утром бежать? Когда человек спит и каждые пол-часа смотрит или вообще не спит. Гопи целый год не спали. Они каждую ночь думали: «Может быть сегодня ночью Он нас позовет?» Опять не позвал. Следующей ночью: «Сегодня ночью Он нас наверняка позовет!» Они просыпались и думали: «Зовет? Не зовет?» Они прислушивались к каждому шороху, который есть. Представьте себе: все затихло, ночь, только ночные птицы кричат. Гопи думают: «Это Кришна или не Кришна?» Иногда гопи выбегали, им казалось, что Кришна позвал их и опять возвращались: «Нет, не позвал». И так целый год, почти год о того, как Кришне не исполнилось на Джанмаштами восемь лет и до того не настал снова шарад-пурнима.

В сущности, мы с вами прочтем всего несколько стихов – два, три, четыре…. Сколько получится, пять, шесть, десять, двадцать стихов из этих лил и что я вас попрошу сделать одновременно с этим – чтобы мы примеряли эту историю к самому себе. «Шримад-Бхагаватам» написан для нас и Кришна зовет нас тоже. Зовет нас Кришна? Зовет. Кришна играет под Вамши-ватом и Он зовет нас, когда мы все бросим и бросимся туда, к Нему. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура Прабхупад назвал последний стих Кришны из «Бхагавад-гиты» (18.66):

сарва-дхарман паритйаджйа

мам экам шаранам враджа

ахам твам сарва-папебхйо

мокшайишйами ма шучах

«игрой на флейте Кришны». Он говорит: «Кришна в конце „Бхагавад-гиты” сделал то же самое, что Он сделал во Вриндаване, когда Он гопи на флейте стал созывать. Он, обращаясь ко всем, сказал: «Что сделайте все? Все бросьте – мужей бросьте, жен тоже бросьте, детей бросьте, обязанности бросьте, работу бросьте. (Потом надо будет подредактировать эту запись (смех)). Все бросьте! Сарва-дхарман паритйаджа! Мам экам шаранам враджа.

В сущности, Он зовет нас. Если бы Он не позвал нас, где бы мы сейчас были? В Липецке или еще где-нибудь, в каких-то своих местах. Он позвал нас всех. Это путешествие наше в ответ на зов Кришны. У каждого свое путешествие, правильно? Каждый слышит какой-то зов Кришны и идет, он идет более-менее окольными путями. В мировой литературе есть целый жанр произведений, которые описывают духовное путешествие людей, начиная с «Одиссеи». Она описывает возвращение домой к Богу, правильно? Начиная с «Одиссеи» Гомера и кончая последней книгой Шрилы Радханатхи Махараджа «Путешествие домой» – все они описывают одну и ту же вещь: как душа откликается на зов Бога и через какие перипетии она должна пройти, чтобы в конце концов к Нему прийти.

Когда мы читаем раса-лилу панча-дхйайу, пять глав, посвященные раса-лиле, мы, в конце концов, должны видеть или чувствовать себя в этом путешествии. Потому что гопи, их путешествие было самым коротким. Одиссей через многие проблемы прошел, Энеида была, там тоже много разных вещей, наше с вами путешествие тоже, мы далеко не сразу прибежим. У гопи все было очень просто. Стоило Кришне заиграть на флейте, как что они сделали? Все бросили – компьютеры бросили. Некоторые гопи телевизор смотрели в это время (смех). Выключили телевизоры и … Даже не выключили, побежали, муж остался смотреть. Все бросили, чтобы прибежать к Кришне. Об этом, собственно, раса-лила панча-дхйайа, о том, как душа бросает все, чтобы найти Бога и как Бог зовет Своих возлюбленных.

Мы начинаем с вами с первого стиха 29-ой главы Десятой песни «Шримад-Бхагаватам», пожалуйста, повторите за мной:

шрй-бадарайанир увача

бхагаван апи та ратрих

шарадотпхулла-малликах

вйкшйа рантум манаш чакре

йога-майам упашритах

Сейчас прочту перевод, а потом начну рассказывать.

Перевод: Шри Бадараяни сказал: Шри Кришна – это Сам Верховный Господь, исполненный всех совершенств. Тем не менее, увидев как прекрасны осенние ночи, напоенные ароматом цветов жасмина, Господь возжелал насладиться любовными играми. Чтобы осуществить это желание, Он пустил в ход Свою внутреннюю энергию.

Кто произносит этот стих? Шри бадарайанир увача – Шукадева Госвами. Почему его не называют Шукадевой или Шукой? Обычно в «Шримад-Бхагаватам» есть это «шри шука увача». Шрила Вьясадев написал здесь, когда он записал «Шримад-Бхагаватам» расписанный или рассказанный Шукадевой Госвами, слова шрй-бадарайанир увача. Что значит бадарайани. Кто-то задумывался почему его называют здесь не Шукадевой, а бадарайани? (ответ: Сын Бадарайаны) И что? Авторитетно все? Понятно, неплохо. Первое, каждое слово, еще раз, должно быть объектом нашего поклонения. Если мы хотим понять «Шримад-Бхагаватам», то каждое слово должно быть объектом преклонения перед ним. Бадарайана значит Шукадева Госвами, сын Бадарайаны и Бадарайана значит Вьясадев, который живет в Бадарикашраме. Бадарикашрам где находится? В Гималайах. Кто-то был в Бадарикашраме? (ответ: Я был) Джай! Бадарикашрам находится высоко в Гималаях и там растут эти деревья бадари, деревья, которые приносят плоды и там, приняв прибежище у этих деревьев, Шрила Вьясадев совершал аскезу. Бадринатх, место, где Шрила Вьясадев написал «Шримад-Бхагаватам» и место, где он творил свои труды – это место аскезы. Первое, что должны мы понять – что Шрила Вьясадев совершал аскезу высоко в горах, в Гималаях. Гималаи – это место аскезы, это тапо-бхуми или земля, где люди совершают аскезу. Аскезу люди для чего совершают? Для того, чтобы очиститься и для того, чтобы достичь своих желаний. Ради чего Шрила Вьясадев совершал аскезу в Бадарикашраме? Не для того, чтобы написать «Шримад-Бхагаватам». «Бхагаватам» он уже написал. Для того, чтобы у него родился сын, который сможет понять «Шримад-Бхагаватам».

Иначе говоря, когда мы слышим эти слова, шрй-бадарайанир увача, мы должны вспомнить сначала подвиг самого Вьясадева. Вьясадева написал «Веданта-сутру», написал все остальное, в конце концов написал «Шримад-Бхагаватам». Когда он написал «Шримад-Бхагаватам», он посмотрел на своих учеников, перед ним сидело множество учеников и среди них были Джаймини Риши, Вайшампайана, среди этих учеников был Пайва Риши, другие великие риши… Он посмотрел на них и что он понял? Что никто ничего не поймет. Он понял, что ни один из его учеников не сможет понять «Шримад-Бхагаватам». Потому что каждый из них был немножечко повернут. У каждого из них … Он посмотрел на них и это не трудно увидеть на самом деле, можно посмотреть на человека и увидеть куда он слегка повернут. Один повернут в карму, другой повернут в гьяну, третий повернут сами знаем куда.

Иначе говоря, ни у кого не было квалификации для того, чтобы понять «Шримад-Бхагаватам». Чтобы кто-то мог произнести «Шримад-Бхагаватам», понять его, услышать его, у него должна была быть према-ништха и ради этой цели он совершал аскезу. Он молился Кришне, чтобы Кришна послал ему достойного сына подобно тому, как Бхактивинода Тхакур здесь молился Кришне, чтобы Он послал ему достойного сына, Бхактисиддханту Сарасвати. Он понял, что у людей другие приоритеты. Чтобы понять любовь к Богу, мы должны сделать ее приоритетом в своей жизни. Мы должны понять, что это самое главное, что все остальное не так важно. Он просил, чтобы у него появился в конце концов сын, который сможет сделать эту любовь к Богу самым важным в своей жизни.

В результате появился Шукадева Госвами и мы знаем кто такой был Шукадева Госвами. Он уже был полностью отреченный. Когда он услышал «Шримад-Бхагаватам», он полностью избавился от всех желаний. «Шримад-Бхагаватам» начинается с описания истории о том, как появился Шукадева Госвами и этот знаменитый стих о том, что атмарамаш ча мунайо, что он был полностью сосредоточен на кришна-лиле. Шукадева Госвами, Бадарайани, появившийся в результате этого, рассказывает кому раса-лилу? Махараджу Парикшиту. Махараджу Парикшиту в то время до смерти оставалось сколько дней? Да не семь уже, дня три не больше. Уже к концу «Шримад-Бхагаватам» подходит, ему три дня остается до смерти и в аудитории, которая находится перед ними, кто сидит? Великие риши, мудрецы, Вьясадева, Нарада Муни. Иначе говоря, какой слушатель и какая аудитория. В результате о чем будет Шукадева Госвами рассказывать? О том, как пастух по имени Кришна наслаждается с пастушками ночью.

Я хочу задать вам один вопрос: если вам скажут, что вам осталось три дня до смерти, вы будете слушать о том, как пастух наслаждается с пастушками в какой-то деревне? Суть еще раз, в том, что очень часто люди не понимают этого. Люди говорят: «Понятно, ясное дело, крутой Кришна – поиграл на флейте, прибежали чужие жены». Но речь не о чужих женах идет. Кто рассказчик, кто слушатель и какова аудитория, в которой это все рассказывается. Чтобы мы поняли еще раз, должно произойти самое главное. Махараджа Парикшит во чреве матери услышал Кришну, увидел как Кришна его защитил, всю свою жизнь искал Кришну и теперь он ждет о том, как ему расскажут о Кришне.

Здесь начинается этот рассказ. Иначе говоря, когда мы слышим шрй-бадарайанир увача, нужно понять о чем будет идти речь и попытаться настроиться на правильный лад. Начинается раса-лила панча-дхйайа с какого слова? Бхагаван апи та ратрих шарадотпхулла-малликах. Бхагаван. Бхагаван значит Бог, Верховная Личность. Что значит Бхагаван? Айшварьясья самаграсья вирьясья яшаса шрия гьяна-вайрагьяйош чайва шанна бхага итингана. Бхагаван обладает шестью богатствами: богатством, власть, самаграсья значит полностью, значит вся власть, которая только есть, все богатство, которое только есть, у Него есть. Вирйасья – сила, яша – слава, шрия – красота, богатство, великолепие тоже. Гьяна – знание, вайрагья – отречение.

Этот Самый Бхагаван сейчас будет наслаждаться. Может Он наслаждаться чем-то? Нет, не может, правильно? Чем Ему наслаждаться, у Него и так все есть, Он атмарама. Правильно? (ответ: в отношениях …) С нами, да? (смех) Ладно, пойдем потихонечку. По слогу – каждый слог имеет очень большой смысл. Бхагаван значит тот, у кого есть бха-га. Бха значит поддерживать, питать всех, давать все, что можно, а га значит идти. «Вишну-пурана» объясняет это слово. Там объясняется, что Бхагаван – тот, у кого есть все эти богатства, это тот, кто дает нам все результаты, все плоды, от кого мы целиком зависим, кто поддерживает нас, кто создает нас. В этом смысл слова бхагаван. И этот Бхагаван апи та ратрих. У апи много значений, оно может означать хотя, даже, также. Бхагаван апи – даже Бхагаван захотел наслаждаться.

Реально что это означает? С самого начала Шрила Шукадева Госвами предостерегает нас, чтобы мы не думали, что речь идет о какой-то обычной сексуальной игре. Бхагаван апи – даже Бхагаван решил наслаждаться, йога-майа упашритах вйкшйа рантум манаш чакре. Первое, что мы должны понять – что так или иначе Он полон отречения, Ему не нужно наслаждаться, но Он решил исполнить желания – рантум манаш чакре. Рантум значит наслаждаться, манаш чакре значит у Него появилась решимость внутри наслаждаться. Тут еще раз, в этом стихе, простом на первый взгляд, огромная бездна смысла. Бхагаван, который исполнен всего, даже Он, увидев эти ночи, та ратрих значит ночи, которые исполнены благоухания жасмина. Увидев их, викшйа рантум манаш чакре – у Него появилось желание наслаждаться и Он стал делать это, йога-майа упашритах.

Не знаю с чего начать все это дальше объяснять, потому что я понимаю, что вы ничего не поняли и я толком тоже ничего не понял. Вышел Бхагаван, Ему ничего не нужно. У Него полностью все отречение, какое только есть. Понюхал запах жасмина и решил наслаждаться. Что происходит тут? Что случилось в этот момент с Кришной? На самом деле одно объяснение этого всего – что Бхагаван также решил наслаждаться и также иметь отношения гопи, гопи хотели наслаждаться. Гопи желали, чтобы Кришна пришел к ним, они хотели этого и Он пообещал. Здесь Бхагаван, полностью отрешенный, подумал: «Ну ладно, хорошо, удовлетворю их желания». Правильно? Нет, не правильно. Вернее, правильно, но не совсем. Что происходит тут, в этом стихе – здесь описывается внутреннее желание Бхагавана или Кришны, которое возникло у него, когда Он оказался в атмосфере Вриндавана, наполненной различными ароматами, различными стимулами Его любви.

В сущности, склонность любить, склонность отдавать себя, есть прежде всего у Самого Бхагавана и это желание Он решил проявить для того, чтобы мы могли оценить силу и чистоту этого желания. Сам Бхагаван несмотря ни на что, несмотря на всю Свою отрешенность, почувствовав аромат жасмина, решил наслаждаться.

Иногда люди думают, что высшей целью духовной жизни является отречение. Имперсоналисты говорят об этом, люди запираются в монастырях, чтобы отречься от всего, но в конечном счете высшей целью духовной жизни что является? Любовь. Высшей целью жизни является любовь и даже Бхагаван не может удержаться, чтобы не любит других, несмотря на Свое отречение. Даже Бхагаван – бхагаван апи та ратрих. Когда наступили эти ночи и когда Он почувствовал аромат, то Он почувствовал в Себе прилив любви.

Шрила Джива Госвами объясняет историю, которая случилась до этого. Он говорит, что однажды Кришна гулял по Вриндавану и натолкнулся на дерево. На дереве были написаны слова и были написаны они красной краской. Кто-то был во Вриндаване? Там на деревьях пишут. Что пишут? «Радха», «Кришна», «Джай Шри Радхе». Начала – эту традицию Сама Шримати Радхарани. Она написала на дереве кункумой со Своей груди: «Кришна, где Ты?» Она написала Ему письмо, в котором Она написала ему: «Кришна, с тех пор, как Ты пообещал, что Ты придешь, Я везде вижу Твое черное сияние, но ничего, кроме сияния Я не вижу. Мне везде чудится, что Ты и Я бегу к Тебе, но когда Я прибегаю, Тебя там нет».

Кришна увидел это письмо и в этот момент желание наслаждаться Шримати Радхарани возникло в нем. И как назло, в этот же момент расцвел жасмин. Теперь, жасмин осенью не цветет. Когда он цветет? Весной. Те, кто были во Вриндаване весной, сейчас, в это время, там цветет удивительно ароматный жасмин, по ночам он раскрывается и просто сводит с ума, пьянит. По желанию Кришны жасмин расцвел осенью и комментаторы, которые объясняют эти стихи, говорят: «Если осенью расцвел жасмин, значит, что все остальные цветы тоже там цвели». Не только жасмин, все остальные цветы изо всех сил стали излучать аромат. Кришна опьянел от этого аромата и, опьянев, Он стал думать: «Хочу наслаждаться». Этот аромат поднял в Его сердце желание наслаждаться и Он вспомнил о Своей вечной природе, о природе наслаждающегося. Он увидел эти ночи и, как объясняют комментаторы, ночи здесь во множественном числе. Почему? Потому что раса-лила сколько ночей длилась? В течение ночи Брахмы, то есть это была длинная ночь. Кришна сделал эту ночь бесконечно длинной. Тут ясно говорится, что йога-майа упашритах – что Он прибег к Своей внутренней энергии, йога-майе, Он распространил ее для того, чтобы наслаждаться этим.

Что тут в сущности описывает – что это желание наслаждаться, возникшее в Бхагаване под влиянием этих ночей, породило удивительную сцену и главное слово здесь – слушайте внимательно, это самое главное здесь – викшйа. Викшйа значит посмотрел. Бхагаван апи та ратрих шарадотпхулла-малликах вйкшйа рантум манаш чакре – когда Кришна увидел эту ночь… Почему это слово такое важное? Мы видим с вами ночь, правильно? Что-то при этом происходит, когда мы смотрим на кого-то? Ну да, иногда что-то происходит, но по большей части ничего не происходит. Когда Кришна смотрит, что происходит? Да, материальный мир возникает. Са-аикшата. В Упанишадах говорится, что когда Кришна бросает взгляд, что происходит? Все приходит в движение. Когда Кришна увидел ночи и в Его сердце пробудилось желание наслаждаться, все преобразилось. Точно так же как когда Кришна бросил взгляд на материальное творение. Материальное творение завертелось и пришло в движение точно так же в этот момент все приобрело духовную природу. Земля духовная, луна духовная, цветы духовные, жасмин духовный – все стало духовным. Его взгляд превратил все в духовную природу и Кришна, исполненный блаженства, стал наслаждаться, потому что это Его внутренняя природа. Он исполнен блаженства Сам. Все люди испокон веков ищут, бегут за Кришной, за этим юношей, пастухом во Вриндаване. Почему? Потому что он исполнен блаженства. Нам нужно сейчас представить этого Бхагавана, который исполнен полностью блаженства и который хочет наслаждаться еще больше. Он смотрит вокруг и все вокруг преображается, все вокруг наполняется необычайным блаженством, которое изливается из Его Собственного сердца.

Шрила Прабхупада, чтобы объяснить кто такой Кришна своей аудитории, он пытался объяснить, он говорил, что Кришна очень красивый, а они говорили: «Ну да, да, хорошо, понятно». В конце концов он сказал: «Вам героин нравится?» Его первые слушатели сказали: «Да, героин – это круто». Он сказал: «Представьте себе комнату, полную героина. Это Кришна». Представили себе кто такой Кришна? Что хочет сказать нам Шукадева Госвами? Давайте попытаемся подняться над своим материальным опытом и перейти в другую сферу бытия. Раса-лила принципиально духовна, от самого начала, до самого конца. И Кришна Своим взглядом создает эту духовную сцену, на которой будет происходить это духовное событие. У нас есть возможность подняться над гунами материальной природы. Сейчас в чем наша проблема? Почему Шрила Прабхупада снова и снова говорит: «Нельзя читать! Нельзя читать!» Потому что когда мы читаем, мы читаем с помощью чего? Материального ума. Это значит, что мы проецируем свой материальный опыт. Рано или поздно, так или иначе, когда мы смотрим на все это, мы просто получаем какую-то материальную картину и это является оскорблением. Когда мы читаем о раса-лиле и у нас появляется материальная картина – это оскорбление, это карикатура. Когда мы начинаем рассказывать о лилах Кришны, часто это напоминает комиксы какие-то. Напоминает? Почему? Потому что ум наш материальный. Может наш ум перестать быть материальным? Какой способ есть для этого? Как Кришна определяет это в «Бхагавад-гите»? Какой способ подняться над гунами материальной природы? Предпоследний стих 14-ой главы «Бхагавад-гиты». Кто знает? Кто сдавал бхакти-шастры? У кого есть диплом по бхакти-шастрам, поднимите, пожалуйста, руку? Парам дриштва нивартанте? Это какой стих? Из какой главы? Это вторая глава! Мы говорим о шастрийа-шраддхе. 14 глава «Бхагавад-гиты», предпоследний стих – Кришна объясняет как подняться над гунами материальной природы:

мам ча йо ‘вйабхичарена
бхакти-йогена севате
са гунан саматйтйаитан
брахма-бхуйайа калпате

Человек может стать гунатит или подняться над гунами материальной природы са гунан саматитйаитан брахма-бхуйайа каплате – и достичь духовного плана с помощью чего? Когда его бхакти-йога какой станет? Авйабхичари – непрерывной. Чтобы понять раса-лилу, должна быть максимальная попытка сосредоточиться на том, о чем говорит нам шастра. Чтобы внутри эта сосредоточенность или внутренняя непрерывность, мой внутренний порыв к Кришне стал непрерывным. Что у нас сейчас есть? «Ну хорошо было бы к Кришне, ну да, неплохо было бы. Надоело тут, достали меня все». Это не бхакти-йога. Это даже не гьяна-йога. Это ленивое желание освобождения. «А, конец света скоро все равно настанет, все равно делать нечего, буду Харе Кришна повторять». Мам ча йо ‘вйабхичарена бхакти-йогена севате са гунан саматйтйаитан. Кого-то мучают гуны материальной природы? Тамо-гуна есть? Раджо-гуна есть? Саттва-гуна есть? Немножечко есть. Как подняться над гунами материальной природы? Мам ча йо ‘вйабхичарена – у меня есть только одна цель. У меня, как у души, есть только одна цель – так или иначе стать ближе к Кришне. Какой рецепт к этому? Я должен читать шастру. Я должен сосредотачивать свое сознание на шастре.

Здесь говорится об этом, о том, что если я сосредоточу свое сознание на шастре, смогу на мгновение приподняться над этим, вдруг эта сцена раскроется передо мной! Кто-то хочет оказаться во Вриндаване, в картик, в шарад-пурниму? В тот день, когда Кришна проводит Свою раса-лилу, в то время, когда Кришна играет на флейте? Поднимите руку, пожалуйста? Проголосовали. Когда это желание станет сильным, в этот момент мы там окажемся. Эта лила происходит сейчас, в этот самый момент! Когда мы полностью поймем с бесконечным желанием, что мы хотим там оказаться, мы услышим звук флейты. Кришна через один стих начнет играть на Своей флейте.

Я прочитаю еще один стих … О, у нас уже времени нет …

Иначе говоря, Кришна прибег к Своей йога-майе, к Своей энергии, окрасил все в этот цвет и я просто еще один стих, второй стих прочту, ладно?

тадодураджах какубхах караир мукхам

прачйа вилимпанн арунена шантамаих
са чаршанйнам удагач чхучо мрджан
прийах прийайа ива дйргха-даршанах

Перевод: В это время на небе взошла луна, украсив лик восточного горизонта красноватым светом своих ласковых лучей и принеся утешение всем тем, кто наблюдал за ее восходом. Луна была похожа на любящего мужа, который после долгой разлуки вернулся
к своей любимой жене и украсил ее лицо красноватой кункумой.

Кришна захотел наслаждаться и в тот же момент вышла луна. На самом деле, это доказывает то, что эта луна была не обычной луной, а духовной луной, которая вышла благодаря желанию Кришны. Потому что что сначала бывает – ночь или луна? Луна. Все знают, в полнолуние луна восходит уже в 4 часа. Все знают когда в гаура-пурниму пост надо прерывать, да? В шесть часов луна уже восходит, ее можно увидеть. Те, у кого зоркие глаза, видят: луна уже взошла. Но Кришна сначала увидел ночь и сразу же, по Его желанию благодаря йога-майе, в духовном Вриндаване, где осуществляются самые сокровенные желания Кришны, возникла красная луна.

Красный цвет – это цвет любви, цвет страсти. Поэтому во время свадьбы женщины обряжаются в красное сари. Красная луна возникла и залила своими красными лучами все. У Кришны в сердце стало красно тоже. Желание наслаждаться появилось и тут говорится, что как после долгой разлуки муж приходит, возвращается и жена его ждала, ждала, он приходит и начинает красить ее лицо красной краской. Это обычай для мужей, могу рассказать. Значит так, возвращаетесь, она ждет. (смех) Из дома не выходила, ждала. Украшений не надевала, ходила в мятых сари, ждала вас. Чтобы выразить свою любовь, нужно взять красную кункуму, коноварь и нежно намазать ее красной краской. Если будет ругаться, скажите, чтоб читала «Шримад-Бхагаватам» (смех). Это проявление любви. (реплика: это майа) Это не майа, это ведическая культура.

Слушайте внимательно что происходит тут. Луна взошла на восточном горизонте. Красная луна окрасила восточный горизонт красным цветом, как муж, который вернулся после долгой разлуки к себе и окрасил красным цветом в знак своей любви лицо своей жены. Беда в том, что луна не является мужем восточного горизонта. Мужем восточного направления является Индра. Иначе говоря, луна что сделала, когда она окрасила восток в красный цвет? Луна сделал измену. И Кришна подумал: «Ха-ха, Харибол! Луне можно, а почему Мне нельзя?» Поэзия началась, чувствуете, да?

Шрила Шукадева Госвами объясняет чувства Кришны таким образом. Он увидел красную луну, восходящую там и вместе с этим желание любви, которое возникло у Него, причем желание запретной любви .. Разные ачарьи по-разному говорят. Вишванатха Чакраварти Тхакура объясняет: луна старая. Чандра старый? Старый. Он основатель какой династии? Чандра-вамши. Кришна из какой династии происходит? Из чандра-вамши. Миллионы-миллионы лет Чандра основал эту династию и у луны много жен. Как минимум 27 жен, все созвездия, через которые луна ходит. При этом этот старый, у которого много жен своих, побежал на восток, налево и стал окрашивать чужую жену в красный цвет. Вишванатха Чакраварти Тхакура говорит: «Кришна подумал: „Он старый, у него много своих жен, он и то побежал куда-то. А я молодой и красивый, почему Мне нельзя?”» Чувствуете логику? Вишванатха Чакраварти Тхакура говорит: Кришна подумал: «Я молодой и красивый, Я опьянен Своей красотой! Я тоже хочу этого».

Шрила Джива Госвами по-другому немножечко объясняет это. Он объясняет это таким образом: что луна взошла на восточном горизонте. Красная луна, окрасившая все в красный цвет и луна как бы сказала Кришне: «Кришна, посмотри на меня – я свободно наслаждаюсь с чужими женами и все только радуются этому. Все залито красным цветом, цветом моей любви и моего наслаждения и никто меня не осуждает. Кришна, что Ты колеблешься, давай, делай то же самое»

Иначе говоря, давайте с вами попытаемся все-таки перенестись туда. Кришна вышел, Он вдохнул аромат жасмина, Он увидел эти ночи и Кришна вызвал Свою энергию наслаждения и подумал: «Сегодня Я покажу всему миру что значит духовная жизнь, в чем суть и смысл духовной жизни». В тот же момент красная луна взошла на восточном горизонте и залила все красным цветом, чтобы светильник, освящающий эту удивительную лилу, мог для нас раскрыт эту сцену, которая произойдет несколько стихов спустя.

Это два стиха, которые мы с вами прочли, спасибо большое. Я прошу прощения за ….

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы