Варшана (17.03.2011 г.) Санкари-кор

Диск «Парикрамы по святым местам», л. 7

Аннотация:

Дан-лила на Санкари-кор. Храм первого поцелуя Радхи и Кришны. История о том, как праздновали Радхастами. Заключительная дан-лила, когда гопи окончательно наказали мальчиков-пастухов.

 ***

Харе Кришна. В этом месте по традиции собирают налоги, поэтому не удивляйтесь, если сборщики налогов будут обращаться к вам с просьбой заплатить дань.

Я расскажу немножко об этом удивительном месте, в котором мы с вами по беспричинной милости Шрилы Прабхупады оказались. Но сначала я вместе с вами прочитаю один стих, который может поменять резко ваши планы на будущее:

мадхванам прапйа йо мудхам

пунаранйа трагаччхати

са атмаха махадева

сарватха натра самшайах

Кришна, обращаясь к Господу Шиве, произносит этот стих и говорит: мадхванам прапйа йо мудхам – тот мудха, глупец, который, придя в Мой лес, во Вриндаван, пунаранйа трагаччхати – уходит куда-то в другое место из него. Са атмаха махадева – о, Махадев, такой человек – убийца своей собственной души. На сарватха атра самшайах – в этом нет никаких сомнений.

Так что можете приготовиться сдать свои билеты. Разумеется, билеты сдавать не надо, потому что хотя это несомненная истина и на протяжении нескольких дней мы будем пытаться понять глубже эту истину, для того, чтобы оставаться во Вриндаване, нужна определенная квалификация. Эта квалификация или качество, необходимое для того, чтобы оставаться и жить здесь, как нельзя лучше проявляется в месте, где мы с вами сейчас находимся. Я чуть позже расскажу об этом качестве, которое проявил Господь Брахма, обращаясь к Кришне, но в начале я хотел сказать первую причину, по которой человек не должен никуда уходить из Вриндавана.

В этом мире есть множество святых мест – Ганга, везде, где она протекает, вокруг нее находятся святые места, Праяг, Камешварам, Дварака, Бадринатх. Но Кришна говорит: «Тот глупец, который уходит отсюда куда-то в другое место, не понимает одной простой истины – Вриндаван, место в котором мы сейчас с вами находимся, Врадж – это единственное место, где человек может непосредственно увидеть Кришну, если он будет совершать свой бхаджан правильно». Ни в каком другом месте Кришну лицом к лицу увидеть нельзя.

Есть множество святых, которые совершали свой бхаджан в других местах, но ни к кому Кришна не приходил лично. Tолько к тем удачливым душам, которые правильно совершают бхаджан здесь, Кришна может прийти. В Москве Кришна не очень любит находиться из-за большого количества пробок и других проблем. Но Вриндаван – это место, где Кришна вечно находится Сам и, более того, где Кришна Сам приходит к Своим преданным.

Совершая парикраму по Враджу, мы должны попытаться проникнуться этим настроением. Шрила Радханатх Махарадж рассказывает о том, как он в первый раз попал сюда, на Варшану. Он говорит, что Ганешьям Баба, его друг, у которого он учился самому главному качеству преданного, смирению, в какой-то момент сказал: «Почему бы тебе не съездить на Варшану и не сказать там Шримати Радхарани, что я принадлежу Ей?» Когда он пришел сюда, он понял, что в этой просьбе было заключено благословение. Он рассказывает, что когда он проходил там, наверху, по Вилас-гарху, то удивительное чувство охватило его, чувство, которое он не испытывал никогда прежде. Чувство, которое невозможно описать словами. Это чувство – то, ради чего преданные со всего мира приезжают сюда, чтобы хотя бы тень этого чувства почувствовать здесь.

Вдруг все это место перестало быть каким-то местом на земле и прикосновение духовной энергии осенило его сердце, его сознание. Еще раз, это то, как Кришна открывает Себя здесь и если мы будем внимательно прислушиваться к себе, в конце концов мы сможем обнаружить Кришну как такового.

Господь Брахма в прошлой кальпе просил у Кришны возможности видеть Его раса-лилу. В «Вараха-пуране» рассказывается, что Господь Брахма обратился к Кришне и сказал: «Кришна, я видел много Твоих лил, но я не видел самой сокровенной лилы и от одной мысли о том, что я могу увидеть ее, у меня начинает кружиться голова и я теряю сознание. Тогда Господь Брахма попросил у Кришны благословения, чтобы Он стал здесь, во Вриндаване, холмом, на котором Кришна будет танцевать раса-лилу. Кришна исполнил его желание и с тех пор Брахма, с его четырьмя головами, стоит здесь для того, чтобы на этих головах носить Кришну, Радху, Их вечных спутниц и нас с вами заодно. Я не знаю радуется ли он от того, что мы ходим по его головам, но он точно радуется от того, что Кришна и Радха всегда находятся здесь.

Мы находимся с вами около Санкари-кора. Санкари значит узкий, а кор значит проход. Санкари-кор – это узкий проход, где Кришна взимает налоги со Своих преданных. Иногда для того, чтобы увидеть Его, нужно заплатить какую-то цену. Кришну невозможно увидеть просто так, дешево, нужно заплатить налог. Налог этот может быть разный – это может быть налог нашей гордыни, который нужно отдать Ему, это может быть налог нашей стыдливости, налог нашей карьеры или еще какой-то налог. В этой кальпе, когда Брахма пришел сюда, во Вриндаван, для того, чтобы возносить молитвы Кришне, после того, как он потерпел сокрушительное фиаско, Господь Брахма тоже молил об одной вещи, он говорил:

тад бхури-бхагйам иха джанма ким апй атавйам
йад гокуле ‘пи катамангхр-раджо- ‘бхишекам
йадж-дживатам ту никхилам бхагаван мукундас
тв адйапи йат-пада-раджах шрути-мригйам эва

Тад бхури джанма – рождение здесь в любом виде, в каком бы виде я ни родился здесь, это великая удача, бхури-бхагйам. Ким апй атавйам – здесь, в этом лесу. Йад гокуле ‘пи катамангхр-раджо- ‘бхишекам – почему такое счастье родиться здесь? Потому что можно получить на себя пыль с лотосных стоп любого обитателя, который живет здесь, потому что любой обитатель, который живет здесь, обладает удивительным свойством любви к Кришне. Йадж-дживатам ту никхилам бхагаван мукундас – почему? Потому что все, кто живет здесь, отдали свою жизнь Бхагавану Мукунде. Тв адйапи йат-пада-раджах шрути-мригйам эва – эту пыль с лотосных стоп преданных ищут шрути, ищут Ведические писания. Господь брахма говорит: «Сделай меня хотя бы камнем здесь, лишь бы на меня наступали преданные, для которых нет ничего, кроме любви к Тебе».

Слева от вас, справа от меня, находится Вилас-гарх, а это Вишну-парват. Справа от вас находится Дан-гарх, одна из голов Господа Брахмы. Вилас значит игры и на Вилас-гархе проводятся множество различных лил Кришны и в частности там стоит храм. Он построен там в честь одной удивительной лилы. Наверное, это единственный в мире храм, построенный в честь первого поцелуя. Это храм первого поцелуя Радхи и Кришны. Об этом нельзя говорить вслух, но мы, с риском для собственной духовной жизни, все-таки попытаемся рассказать эту лилу.

Шримати Радхика, которая живет здесь, на Варшане, Она бегала туда, когда Она была маленькой девочкой, играла там в песочек. Все дети играют в песочек, Шримати Радхика тоже играла в песочек, тоже строила замки из песка там и в каждом из этих замков Она селила Кришну.

Место, в котором мы находимся сейчас – это место пурва-раги или тоски в предчувствии встречи. Однажды Радхика, вместе со Своими подругами, убежала туда, на Вилас-гарх. Они играли и построили маленький шалаш, в котором Радхика пряталась вместе со Своими ближайшими подругами. Тут откуда ни возьмись, выскочил Кришна и стал рваться в этот шалаш. Маленький пацан, пацаненок, тут много таких бегает, черного цвета. Ему было тогда лет пять или шесть, и Он рвался туда, а Его не пускали. Вдруг откуда ни возьмись налетела пыльная буря, стало темно, опустились сумерки и все сакхи, подруги Шримати Радхарани, зажмурили глаза и закрыли глаза руками, что и требовалось доказать, Кришне только этого и нужно было – Он проскользнул в шалаш, когда никто не видел и украл у Шримати Радхарани первый поцелуй.

В честь этой лилы там построен удивительный храм. На самом деле Кришна в «Чайтанья-чаритамрите» говорит, что «Ничего не могу понять, потому что все сходят по Мне, а Я схожу с ума по Шримати Радхарани. Всь мир ищет Меня, а Я ищу Ее. Весь мир наслаждается Моей красотой, но когда Я вижу Ее красоту, Я застываю на месте».

Один поэт, описывающий первое свидание Кришны и Шримати Радхарани, говорит, что когда Кришна увидел Ее, венум каран нипатитам скхалитам шикхандам – флейта выпала у Него из рук, волосы пришли в беспорядок, дхоти упало у Него с пояса. (вопрос: Почему?) Потому что Он волновался, почему. Настолько волновался, что дхоти не могло удержаться, настолько сильные процессы пошли в Его теле.

Кришна говорит, что «Никто не любит Меня так, как Она и никто не наслаждается в этом мире так, как Она». Кришна говорит, что «Когда Я слышу звук Ее голоса, Я схожу с ума. Мое касание прохладнее, чем свет тысячи лун, но когда Шримати Радхика касается Меня, то Меня охватывает дрожь». Он говорит, что «от Моего запаха все сходят с ума как олень мускусный сходит с ума от запаха мускуса, но когда ветерок касается Меня, который пролетал над Шримати Радхарани, Я падаю в обморок». Кришна говорит, что «когда Я вижу что Она делает, Я ничего не могу понять, потому что как наслаждается Ona, никто другой не наслаждается». Кришна говорит в «Чайтанья-чаритамрите», что Бхарата Муни, великий мудрец, который объяснил природу расы, объясняет в своем трактате, «Натья-шастре», что чувства возлюбленного и любящего одинаковы, но Кришна говорит «этот Бхарата Муни никогда не был во Вриндаване, только поэтому он сказал такую глупость. Шримати Радхика испытывает блаженство гораздо большее, чем Я. Потому что когда Она слышит, как стволы бамбука трутся друг о друге, Ей кажется, что это Я играю на флейте и Она начинает сходить с ума от блаженства. Когда Она видит тамаловое дерево, Она бежит к нему и хватает его и не может отпустить его, потому что кричит: „Мой дорогой Шьям, наконец-то Я заключила Тебя в объятия!”

Кришна Сам приходит сюда для того, чтобы понять здесь любовь Шримати Радхарани. Это Вилас-гарх и там проходило много других игр, но главное место лил – это Санкари-кор. Мы знаем, тут Кришна пытается взять налог со Своих возлюбленных. На самом деле, сюжет лилы очень интересный. Когда Кришна приходит сюда из Нандаграма с ватагой Своих друзей и прячется здесь в кустах, подруга Радхики бежит к Ней и кричит: «Радха, Он уже пришел». Тогда Радха падает на колени перед Своей матерью Киртидой и перед Махараджем Вришабхану и говорит: «Там брахманы совершают великую ягью. Мы должны принести им немного масла и йогурта. Позвольте нам пойти, чтобы принести брахманам масло и йогурт». Сердце Критиды тает, она думает: «Какая благочестивая у меня дочь, Она любит брахманов». Она не знает кого Она любит на самом деле.

Они выстраиваются чередом, чтобы пройти либо там, поверху, либо тут, понизу, и откуда ни возьмись Кришна выскакивает и начинает кричать: «Эй, сколько можно ходить, не платя налога?» Лалита выскакивает вперед и говорить: «Ты кто такой, чтобы собирать налоги?» «Как кто такой? Я – особый сборщик налогов, которого послал сюда Кандарпа, бог любви. Махараджа Кандарпа правит здесь, в этом лесу и Я собираю налоги от его имени. Ну-ка, платите сейчас же налоги». Они начинают кричать: «Кто такой твой Кандарпа? Стоит нашей хозяйке повести бровями и твой Кандарпа упадет в обморок. Она здесь правит, Она должна собирать с Тебя налоги, это мы должны спрашивать налог у Тебя!»

Кришна, так как Ему надоедают переговоры, Он начинает силой взять то, что Ему нужно. Он поднимает и бросает камень и разбивает горшок с йогуртом и свежесбитым маслом и йогурт начинает течь по лицу гопи, а Кришна начинает брать масло и лизать его, потому что оно коснулось лица гопи.

Но однажды – и это была последняя лила, которую совершили здесь, на Санкари-кор – Радхика и Ее подруги решили отомстить Кришне. Подруги пришли к Радхике и стали жаловаться Ей, стали говорить Ей: «Сколько можно терпеть это? Этот наглец постоянно пытается собрать с нас налоги, хотя у Него нет никакого права, они унижают нас, они дергают нас за сари, они дергают наши косы! Надо им отомстить!»

Тогда Радха собрала всех Своих подруг, а подруг у Нее много. Может быть когда-нибудь кто-нибудь из вас тоже станет одной из Ее подруг, такого не исключено, если вам сильно повезет. Они все попрятались тут. Тут множество кустов, каких-то хижин, камней. Они спрятались за этими камнями и хижинами и когда Кришна пришел, чтобы как всегда собирать налог с ватагой Своих друзей, Лалита, которая стояла «на атасе», свистнула. Когда она свистнула, откуда ни возьмись тысячи гопи выбежали из-под каждого куста, из-под каждого листа, из-под каждого камня. Они схватили, окружили всех этих пастухов.

Как недавно тут была холи-лила и во время холи-лилы местные женщины доказывают кто в доме хозяин. Они схватили каждого из друзей и на каждого из них оказалось по сотни гопи. Они стали бить их по щекам так, что щеки их распухли и стали красными. Они стали дергать их за шикхи, стали дергать их за дхоти и смеяться над ними. Мадху Мангал стал кричать: «Это оскорбление брахманов! Вы знаете что бывает, если вы оскорбите брахманов?» Гопи смеялись только еще больше. В этот момент у него выпало драгоценное ожерелье, которое подарили ему во время Сурья-пуджи. Радхика подарила ему это ожерелье. Гопи закричали: «Вор! Вор! Брахман называется!» А он закричал: «Это моя дакшина! Я брахман, мне дали это как дакшину

Ожерелье стали передавать друг другу. В конце концов Мадху Мангал сдался, он сказал: «Отныне я обещаю никогда больше с этим коварным Шьямом я возиться не буду». В конце концов дошла очередь до Кришны. Сама Радха пришла к Нему и стала бить Его. Она била его по щекам и дергала за шикху, а Лалита пинала Его ногами. Кришна просил прощения, Он говорил: «Я больше не буду! Никогда! Ни за что!» Но на этом Его мучения не закончились. Радхика сказала Своим подругам: «Оденьте Его в женские одежды, чтобы Он почувствовал каково было нам, когда Он издевался над нами».

Шьяма связали по рукам и ногам, Его нарядили в сари и поставили Ему на голову горшок с йогуртом. Радхика подмигнула Лалите. Лалита забралась на гору, в ее правой руке была камень и она стала метиться прямо в горшок, который стоял на голове Шьяма. Шьям зажмурил глаза – все знают, что женщины не могут метко метать камни. Что будет, если она промахнется? Пххххх! Горшок разбился и йогурт потек по бедному Шьяму. Отсюда пошла церемония абхишеки, в память об этом событии, когда йогурт и масло стали течь по Шьяму. Гопи стали смеяться над Шьямом, показывать на Него пальцами. Даже все Его друзья стали хохотать, когда увидели Его с потеками йогурта.

В довершение ко всему, гопи сказали: «Берись за уши!» Возьмитесь, пожалуйста, точно так же. Это древня традиция, которая показывает крайнюю степень смирения. Если вы хотите сказать, что вы полностью абсолютно смирились, вам нужно перед кем-то прийти в таком виде. Смирение само придет к вам. (смех) Гопи заставили Шьяма взяться за уши и сказали: «Повторяй за нами: Я никогда больше не буду собирать налоги с гопи. Клянусь. Жизнью. Своей любимой». Харе Кришна. Гаура-према-нандеее! Харибол!

Так или иначе, мы здесь, где эти лилы проходят вечно. В «Падхати» рассказывается другая лила, которая проходит здесь, на Вилас-гархе. Там говорится, что четыре месяца сезона дождей Шримати Радхика проводит дома у Себя. Даже когда Ее выдали замуж – Она живет с Явате со Своим муже Абхиманью, так называемом, – Шридхам, когда начинается сезон дождей, отправляется в Яват и за руку приводит сюда Радхику. В сезон дождей проходит День Рождения Радхики, Радхаштами. Радхика готовит в этот день вместе со всеми Своими подругами прекрасный пир, а Махараджа Вришабхану посылает за Яшодой и Нандой Махараджем Шридхама. Шридхам приносит им письмо и в нем написано: «Вришабхану Радж приглашает вас на День Рождения своей любимой дочери».

Яшода начинает собираться – она наряжается в самые лучшие одежды, она одевает самые лучшие украшения, они ставят на свои повозки йогурт, масло и другие продыкты, сыр швейцарский, много всего остального. Они приходят сюда и их размещают во дворце Махараджа Вришабхану, каждого размещают в отдельной комнате. Наконец наступает Радхаштхами. Всех рассаживают и Радхика приготовила роскошный пир вместе со Своими подругами. Тут они начинают ссориться друг с другом. Как вы думаете, из-за чего? Да, они начинают ругаться друг с другом и говорить: «Я буду раздавать!» «Нет, я буду раздавать!» «Нет, я!» В конце концов Лалита обижается на Радхику и говорит: «Это Твой День Рождения, Ты и раздавай!»

Киртида, услышав страшный шум на кухне, прибегает туда и видит как лучшие подруги дерутся друг с другом, потому что хотят раздавать прасад. Киртида говорит: «Всем хватит – Кришна пришел со всеми Своими друзьями, на всех хватит!» Их рассаживают длинными рядами и Киртида распоряжается и говорит: «Здесь ты проходишь, здесь ты проходишь». Там, где сидит Кришна, кто раздает, как по-вашему? Шримати Радхарани. Когда все наелись и все едят, едят, и все подкладывают им, подкладывают, и пища острая как не знаю что и потом им приносят сладости и они едят эти сладости, потому что надо как-то загасить огонь, который разгорелся внутри и в конце концов все становятся очень сонными, потому что после сытного обеда с большим количеством сладостей хочется поспать. Все расползаются по своим комнатам. Все начинают крепко спать. Все, кроме Кришны, у Него хороший огонь пищеварения (смех). Кришна времени даром не теряет. Он бежит сюда, на Вилас-гарх, чтобы никто не увидел, и прячется там. Шримати Радхика подходит к двери Своих отца и матери и слышит оттуда храп. Она понимает: «Мое время пришло». Она бежит сюда, чтобы встретиться со Своим любимым Шьямом.

Мы пойдем через Санкари-кор. Там до сих пор есть следы от йогурта. Это особый йогурт. Сейчас можно купить йогурт в Москве, который не портиться две недели, а этот йогурт уже пять тысяч не портится. До сих пор следы от этого йогурта и раковина, которую Кришна однажды положил туда, потому что Кришна созывал Своих друзей раковиной, следы от этой раковины остались на камнях, потому что Кришна касался их. Мы пойдем через Санкари-кор и остановимся на Кришна-кунде.

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы