Варшана (17.03.2011 г.) Мангарх

Диск «Парикрамы по святым местам», л. 9

Аннотация:

Объяснение одновременной ограниченности Бога и Его безграничности. Имя Радхи и Ее удивительный характер, сочетающий в себе 360 настроений. Лекция оборвана.

 ***

бхаджами радхам аравинда нетрам

смарами радхам мадхура смитасйам

вадами радхам каруна-барардрам

тато маманйа сти гхатир на капи

Мы с вами находимся в Ман-мандире на Ман-гархе и я немножко дольше расскажу здесь о лилах, связанных с этим местом и о татре, чтобы нам было яснее о чем идет речь. Стих, который мы произнесли, написан Рагхунатой Дасом Госвами.

Бхаджами радхам аравинда-нетрам – я поклоняюсь радхе с Ее лотосными очами; смарами радхам мадхура-смитасйа – я вспоминаю о Радхе с Ее сладкой улыбкой; бадами радхам каруна-барардхам – я говорю о Радхе, чья милость бесконечна; тато маманйа сти гхатир на капи – и у меня нет другой цели и другого смысла жизни, у меня нет другого предназначения, кроме как вспоминать о Радхе, говорить о Ней и поклоняться Ей.

Говорить об этом очень трудно, но с вашего благословения я попытаюсь сказать несколько слов. Пожалуйста, благословите меня (крики «Харибол!») …

Мы можем понять Кришну только через Его шакти, Его энергию. Мы можем понять Кришну, который непостижим и непознаваем по определению, только благодаря непостижимой энергии Кришны. Упанишады очень резко утверждают, что когда речь заходит о Боге, об Абсолютной Истине, речь возвращается обратно. Ум не достает этой сферы и возвращается обратно с пустыми руками. Уши наши признаются в своей полной неспособности услышать что-то, касающееся Бога. Одна в высшей степени важная вещь, которую мы должны понять для начала – это то, что Бога понять невозможно. Бог непостижим по определению, поэтому Его называют Ачинтьей, поэтому Бога называют разными другими именами, которые свидетельствуют о Его безграничной, бесконечной природе и нам, с нашей ограниченностью, невозможно понять Бога.

Однако здесь, во Вриндаване, безграничный преодолевает последнее ограничение, которое у Него есть. Он безграничен и это значит, что у Него нет ограничений, но у Него есть одно ограничение – оно заключается в том, что Он не может свободно общаться с ограниченным. Представьте себе бесконечно большого Бога. Представили? Он подходит к вам и что-то говорит. Представили? Бесконечно большой Бог не может общаться с ограниченной частью Своей Собственной природы. Во Вриндаване безграничный преодолевает последнее ограничение и становится абсолютно безграничным, принимая форму ограниченного. Все понятно, да? (смех) Последнее препьятствие на Его пути безграничности преодолевается здесь за счет того, что Он становится ограниченным. Таким образом появляется Кришна. Но из-за этого понять Его становится еще труднее.

Человек до какой-то степени может понять Бога и Бог – это кто? Это очень большой, очень великий и в разных религиях Богу поклоняются как таковому, что Он великий, что о Нем ничего нельзя сказать. Но когда великий становится маленьким, когда великий становится ограниченным, понять Его становится еще сложнее. Потому что еще раз, в этот самый момент Его безграничность становится абсолютно безграничной. Это то самое препьятствие, которое испытал Господь Брахма, когда он столкнулся с проявлениями безграничного. Когда он столкнулся с проявлениями Бога здесь, во Вриндаване, его смутило то, что Бог тут кажется очень ограниченным. В первом стихе, которым открываются его молитвы, Брахма дает нам намек о том, ка безграничного Бога может понять ограниченный разум. Безграничный не был бы безграничным, если бы Он не дал, тем не менее, возможности Себя понять. Его можно понять, но понять Его можно только с помощью Его шакти. Давайте повторим этот первыйс тих из молитв Брахмы (Бхаг., 10.14.1):

наумидйа те ‘бра-вапуше тадид-амбарайа

гунжаватамша-парипиччха-ласан-мукхайа

ванйа-срадже кавала-ветра-вишана-вену

лакшма-шрийе мриду-паде пашупангаджайа

Брахма говорит здесь, в этом стихе, наумидйа те ‘бра-вапуше тадид-амбарайа. Ты – идйа. Идйа значит объект поклонения. Я кланаюсь Тебе, я приношу Тебе свои поклоны. Твое тело вапу абра. Абра значит черное как туча. Черное значит непостижимое, особенно если туча затягивает небо ночью. Можно увидеть черную тучу на черном небе ночью? Нет. Но Твое одеяние подобно молнии, тадид-амбарайа. Амбара значит одежды, одежды Твои подобны молнии. Как можно понять черную тучу на черном небе черной ночью? Только с помощью молнии. Мы с вами находимся в этом темном мире, который затянут пеленой невежества и Кришна приходит сюда, в этот мир, затянутый пеленой невежества и Сам Кришна какой? Черный. Как Его можно увидеть? Тадид-амбарайа – с помощью Его энергии. Поэтому тади – это одно из имен Шримати Радхарани. Радху называют Тади, потому что с Ее помощью человек может понять непсотижимого Кришну.

Брахма говорит, что «я никогда не смогу Тебя понять никогда, потому что если я начинаю думать о Тебе как об ограниченном, я начинаю смотреть на Тебя свысока».

Проблема заключается в том, что человеку очень трудно совместить эти две вещи: ограниченность и безграничность, практически невозможно. Каким образом посмотреть на ограниченного Кришну и в то же самое время не оскорбить Его? Когда мы находимся перед кем-то очень большим, великим, безграничным, то мы можем так или иначе принять должное состояние духа и не оскорблять его. Но беда заключается в том, что при этом выстраивается дистанция, на которой мы не можем понять. Кришна хочет, чтобы мы Его поняли, поэтому Он приближается к нам. Для этого Он становится маленьким и что мы начинаем делать? Мы начинаем смотреть на Него свысока. Человеку нужно, для того, чтобы понять Кришну, сохранить понимание Его безграничности и при этом увидеть Его целиком. Увидеть Кришну целиком до кончиков пальцев и до самого последнего волоска волоска на макушке и при этом сохранить попнимание Его безграничности. Может сделать это только одно единственное существо на свете. Ее зовут как? Джай джай Шри Радхееее-Шьям! Она объясняет нам как это можно сделать.

Знаете что значит слово радха? Одно из значений слова радха … Чтобы понять слова на санскрите, нужно разбить их на слоги. Ра что значит? Ра значит солнце, да. Еще что значит ра? Те, кто из Египта сюда приехали, знают, что ра – это солнце. Ра – это радость и ра – это раса. Объясняется, что Шримати Радхарани появилась на раса-мандале, поэтому первый слог Ее имени ра. А второй слог дха – бежать. Когда Она родилась, Она стала бегать. Зачем? За цветами. Она помчалась опрометью для того, чтобы собирать цветы для Кришны. Адхайа радхита. Секрет, которому учит нас Радха, заключается в том, чтобы понять непостижимое можно, если мы пытаемся служить непостижимому. Когда мы пытаемся понять все остальное здесь, в этом мире, для нас понять кого-то значит омертвить его, значит разложить его на какие-то схемы. Наука занимается этим, она пытатется все понять. Не понимая все, она омертвляет все. Правильно? Я могу на своем опыте вам сказать, я когда был ученым, только тем и занимался, чтобы все омертвлять. Потом всю эту мертвечину складывают в учебники и говорят: «Это истина». Это не истина, это – труп. Кришна живой и понять Его можно единственным образом. В материальном мире понять кого-то значит эксплуатировать его. Понять или познать кого-то значит стать выше его. Но Кришну невозможно понять таким образом. В духовном мире понять кого-то значит служить ему или любить его. Это секрет, которому учит Шримати Радхарани. Она учит этому секрету нас здесь, потому что Она учит как служить Кришне бесконечным количеством способов. Кришна Сам бесконечен и Он во всех остальных ищет той же самой бесконечности. Беда заключается в том, что все остальныре очень быстро исчерпываются. Мы знаем с вами, что когда нас кто-то интересует, когда мы любим кого-то, нам кажется, что в нем загадка и мы пытаемся разгадать эту загадку. Когда мы разгадываем эту загадку, то он нам становится неинтересен, он теряет свою привлекательность. А Радха всегда остается загадкой для Кришны. В этом секрет Ее любви и в этом секрет того, что Кришна хочет разгадать секрет Ее любви Сам.

Шрила Рупа Госвами объясняет, что есть 360 типов героинь. Я не буду перечислять все эти типы. Шрила Рупа Госвами говорит, что есть 360 разных характеров и все 360 характеров находятся в одной Шримати Радхарани. У Кришны всего четыре характера. Кто-то знает какие? Вира-датта, вира-шанта, вира-лалита и вира-дхатта. 18:40 ??? Вира-дхатта – иногда Кришна очень вежливый, обходительный, смиренный. Иногда Он вира-шанта – Он очень умиротворенный и терпеливый, философски настроенный. Иногда Он вира-лалита, Он начинает играть как сумасшедший. Иногда Он вира-датта и становится гордым, злым, надменным, горделивым. А иногда Он первое, второе, третье и четвертое одновременно. Можете себе представить это чудо или чудище? У Кришны постоянно меняются настроения, Кришна совмещает в Себе эти различные типы личности. Шримати Радхарани обладает удивительным свойством отвечать на каждое настроение Кришны идеальным образом. Как только Кришне хочется испытать глубину какого-то чувства или какой-то эмоции, Шримати Радхарани тотчас же подхватывает это и доводит эту эмоцию до абсолютно бесконечной глубины. Иногда мы можем испытать что-то вроде этого, какую-то тень того же самого. Нас охватывает какое-то чувство или какая-то эмоция и нам хочется, чтобы она не уходила от нас. Например, грусть. Кто-то наслаждался грустью? Человека захлестывает эта меланхолия и ему хочется, чтобы она никогда не кончалась. Лермонтов говорил об этом:

Мне грустно и легко; печаль моя светла.

Печаль моя полна тобою.

Чувствуете, да? Может быть. В Джаганнатха Пури Шри Чайтанья Махапрабху учился этому. Он учился этим бесконечным эмоциям Радхи. Какая-то эмоция приходила к Нему и Ему хотелось удержать ее и в этот момент Рамананда Рой и Сварупа Дамодара начинали петь песни или стихи, которые углубляли это чувство. Иногда, когда Адити поет или какой-нибудь другой хороший киртанийа поет, мы ухватываем какой-то кончик этой эмоции, хочется уцепиться за эту эмоцию, чтобы нас утащило в духовный мир. Духовный мир называется бхава-джагат в отличие от этого материального мира, который называется джада-джагат. Джада-джагат значит мертвый мир. Джада значит тупой, заторможенный. Если хотите кого-то обозвать, назовите его джада. Джада Бхарата значит «глухонемой идиот». Весь этот мир джада-джагат – он предназначен для тупых, глухих и грубых людей. Наше сердце с вами тупое, окаменевшее, в нашем сердце ничего нет и мы уже давно смирились и привыкли и от прасада до прасада испытываем эмоции, когда прасад поставят, у нас эмоции появляются вместе со слюной. Но духовный мир называется бхава-джагат – мир, который создан из эмоций, из возвышенных духовных чувств. Шри Чайтанья Махапрабху пришел в этот мир для того, чтобы чувства Радхики до какой-то степени испытать. Потому что когда Она чувствует от Кришны некий намек, у Нее в сердце поднимается целая буря того же самого и она захлестывает Кришну.

У Нее тоже много всяких настроений. Я сказал, что 360 героинь совмещаются в Ней одновременно. Она никогда не бывает той же самой. Иногда Кришна уходит к другой специально, чтобы позлить Шримати Радхарани, но Ему очень скоро становится скучно с другой. Сколько можно быть одной и той же? Он возвращается сюда. Тогда Шримати Радхарани принимает настроение гнева. Ман значит гнев. Поэтому Шримати Радхарани иногда называют Мании. Мании значит рассерженная Радхика. Рассерженная Радха пытается дать Кришне возможность наслаждаться Ее гневом.

Про это место рассказывают много историй. На самом деле во дворцах царей всегда была особая комната, которая называлась Ман-мандир. Это комната, куда жены удалялись, когда были сердиты на своих мужей. Они не устраивали скандалов им сразу же на кухне. Там, на кухне, нехорошо скандалы поднимать, на кухне надо прасад готовить. Они закатывали им сцены в специальном помещении. Это помещение здесь, в лилах Кришны, находится как раз в том самом месте, где находимся мы с вами. Радхика иногда гневается по поводу и без повода. Кришна любит, когда Она на Него гневается. Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что когда Его ругают, Кришна радуется больше, чем когда Его прославляют. Когда те, кто любит Его, ругают Его, бъют Его, Кришна получает подлинное удовольствие. Мы не будем углубляться в психологические особенности этого феномена, но много историй связано с этим.

Однажды Радха была наедине с Кришной и Они были вдвоем и никто не знает как все остальные про это узнали, но как-то узнали. Радха увидела Шьяма. Шьям смотрел на Нее влюбленными глазами. Шьям пожирал Ее взглядом. Шьям не мог поверить Своему счастью, что Он находится рядом с Радхой. Радха сказала: «Шьям, можешь прославить Меня?» Шьям раскрыл рот от счастья и сказал: «Сейчас я прославлю Тебя: Твое лицо как Луна». «Шьям, это апарадха!», сказала Радха. «Как Луну можно сравнить с Моим лицом? Как Мое лицо можно сравнить с Луной? Луна какая? На ней пятна. Ты видел пятна на Моем лице? Луна какая? Сегодня одна, завтра другая …

Лекция обрывается…

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы