Диск «Парикрамы по святым местам», л. 12
Аннотация:
Гаура-пурнима. Гаура-катха на Тэр-кадамбе. Разбор песни про Гаурангу Махапрабху. Разбор стиха анарпита чарим чират. Подробное объяснение пяти причин прихода Господа Чайтаньи. Рассказ про то, как Кришна созывал коров. История о том, как Сама Радха пришла к Рупе Госвами и приготовила сладкий рис и др. Ришикеш Махарадж.
***
гауранга туми море дайа на чхадиха
апана карийа ранга чаране ракхиха
томара чарана лаги саба тейагини
шитала чарана пана шалана ла-ину
е куле о куле муни дину тиланджали
ракхиха чаране море апанара бали
васудева дева гхоша кахе чаране дхарийа
крипа кари ракха море пада-чайа-дийа
Мы собрались с вами здесь, в этом удивительном месте, где Шрила Рупа Госвами закончил «Бхакти-расамрита-синдху», в удивительный День явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Это наверняка не случайно. Как объяснил нам вчера Дина Бандху Прабху, это все спланировано Вриндадеви задолго до того, как это случилось. Вриндадеви каждого из нас вела своими путями, чтобы в конце концов пирвести сюда, в место вечных игр Господа Кришны. Все это стало возможно только по милости Господа Чайтаньи, поэтому прежде, чем перейти к описанию славы этого места, я хотел бы несколько слов сказать о Господе Чайтанье и о смысле Его прихода.
Васудев Гхош, один из вечных спутников Господа Чайтаньи, великий киртанийа и великий поэт, написал этот бхаджан, проникнутый одновременно чувством разлуки с Господом и уверенности в том, что, так или иначе, Он обязан будет его спасти. Шрила Рупа Госвами говорит, что эти два качества, самутканта и ашабандха – качества бхавы или проявления ступени, которая является бхавой, то есть преддверием любви к Богу. Самутканта значит горячее, неустранимое, неистребимое, неуничтожимое желание. А ашабандха значит понимание того, что я абсолютно, полностью непригоден для того, чтобы обрести желанную цель. Несмотря на это, я полностью уверен в том, что я ее обрету. Ашабандха буквально значит «я связан этой надеждой, эта надежда меня никуда не отпускает». Я хотел бы убежать куда-то, но надежда держит меня, потому что я знаю, что, несмотря на всю степень моей неквалифицированности, падшести, грязи, которая есть у меня, у меня все равно есть надежда, потому что милость Кришны больше, чем моя неквалифицированность.
Эти два настроения сплелись вместе в этом бхаджане, где Васудева Гхош говорит: гауранга туми море дойина чариха. Он говорит: гауранга туми море – Гауранга, Ты мой. Дайа на чадиха – и, пожалуйста, не прерывай Свою милость по отношению ко мне.
Мы все с вами – порождение милости Гауранги. Если бы не Его беспричинная милость, страшно было бы подумать что бы мы делали. Я как подумаю, что я до сих пор бы крыс резал, меня дрожь пробирает по коже, от одной этой перспективы. Я общался с крысами, а теперь я общаюсь с вайшнавами в Святой Дхаме. Гауранга туми море дайа на чхадиха. Васудев Гхош говорит: «не прерывай эту милость по отношению ко мне», потому что, к сожаленью, мы знаем, что милость дается без причины, а иногда забирается. Иногда без причины. Мы знаем, что были люди, которые получали милость. И в чем заключается эта милость? В том, что сердце мое начинает постепенно меняться. В сердце моем все в большей и большей степени проявляется реальность духовного мира. Пропорционально той степени, в которой реальность духовного мира проявляется во мне, сердце мое начинает таять, таять от счастья. Но потом милость уходит и я снова становлюсь угрюмым обитателем материального мира, угрюмым и циничным, ни во что не верящим, во всем разочарованным и не имеющим никакой надежды ни на что – ни на материальное счастье, потому что его нет, ни на духовное счастье, потому что его уже нет, потому что милость кончилась.
Кто-то из вас хочет снова стать угрюмым и циничным обитателем материального мира? Поднимите руки, кто хочет, и громко крикните «Харибол». Васудев Гхошь говорит здесь: Гауранга туми море дайа на чхадиха – не прерывай эту милость по отношению ко мне. Апана корийа ранга чаране ракхиха – стопы Господь Чайтанья – ранга. Ранга значит цветные. Как мы с вами живем в Ашраме, который называется «Ранголи Махал». Ранголи значит цветной, роскошный. Стопы Господа Гуранги … Мы знаем, русское слово «красивый» происходит от слова «красный». Всегда люди, которые хотели доказать свое богатство, одевались в красные одежды. Как в 90-ые годы красные пиджаки были модны среди русских бизнесменов. Красный – это цвет богатства и Васудев Гхош говорит здесь: «Ты, пожалуйста, дай мне эти красные стопы, эти стопы Свои красного цвета».
Томара чарана лаги саба тейагини – ради того, чтобы получить эти стопы, на санскрите есть слово саба, а на бенгали это будет шоба тейогину – я все отрину. Шоба – это красота, но он не красоту отринул, а все. Шитала чарана пана шарана ла-ину – почему я отринул все это? Почему я отказался от всего этого? Потому что все это не дало мне счастья и покоя. Жар в моем сердце разгорался сильнее и сильнее. Но когда я прикоснулся к Твоим прохладным стопам – шитала, шитала значит прохладные, шитала чарана пана шарана ла-ину – я понял, что это мое прибежище.
Мы знаем, что пока мы живем в материальном мире, жар внутри разгорается все больше и больше. У нас есть жажда и она заключается в том, что мы хотим блаженства. Кто хочет блаженства, поднимите руки и громко крикните «Харибол». Это жажда. Мы хотим блаженства, мы заслуживаем блаженства, нам нужно блаженство, но пока мы находимся в материальном мире, чтобы утолить эту жажду мы пьем соленую воду чувственных наслаждений. Когда человек пьет соленую воду, что человеку кажется? Да, на одно мгновение ему кажется, что его жажда утолилась. Он прикоснулся к этой прохладной влаге, но влага соленая, она попадает внутрь и огонь разгорается еще сильней. Васудев Гхош говорит: шитала чаране пана шарана ла-ину – как только я обрел Твои стопы, я сразу почувствовал прохладу.
Мы знаем, если ходить под жарой … Сегодня Господь Чайтанья очень милостив и Он затянул жаркое солнце Враджа. Но если ходить под жарой целый день, устаешь очень сильно и потом вдруг бухнуться в какую-нибудь кунду. Хорошо? Васудев Гхош говорит: «когда я соприкоснулся с Твоими стопами, когда я стал служить Тебе, я почувстовал будто бы я плюхнулся в эту прохладную воду и жар ушел, жар, который я накопил в своем сердце за многие-многие жизни и я понял, что я вернулся домой».
Е куле о куле муни дину тиланджали – все семьи оставил – ту семью, и эту семью. Кто может это подтвердить? Сколько они семей оставили? (смех) Авторитетно все. Васудев Гхош говорит: «оставляйте и ту семью, и эту семью, много семей я оставил, дину тиланджали – все узы я порвал». Ракхиха чарана море апанара бали – для чего? Апанара бале – чтобы Ты меня назвал Своим, чтобы Ты меня больше чужаком не считал. Когда я связан с кем-то другим родственными узами, то все остальные считают меня чужаком, у меня уже есть какие-то узы. Поэтому Васудев Гхош говорит: «все остальные узы порвал, не связывает меня ничего больше со всем этим. Ради чего? Ради того, чтобы Ты меня Своим считал. Я Твой, я не чужой Тебе».
Васудева дева гхоша кахе чаране дхарийа – Васудев Гхош, держась крепко за эти стопы, не отпуская их, схватившись за них, чаране дхарийа, Васудев Гхош говорит: крипа кори – будь милостив ко мне, ракха море – защити меня, пада-чайа дийа – дай мне тень Твоих лотосных стоп.
Это бхаджан, который мы с вами спели благодаря Адити-духкхахи Прабху. Адити-духкхаха Прабху ки! Джая! Васудева Гхош ки! Джая! Гаура-преманандеее! Харибол! Джая джая Шри Радхееее-Шьям!
Я хотел, чтобы мы еще, если вы не возражаете, немножко поговорили о милости Господа Гауранги. Для этого мы прочтем стих, который является аширвадат-мангала-чараной к «Лалита-Мадхаве» и «Вигадха-Мадхаве» Шрилы Рупы Госвами. Пожалуйста, повторяйте за мой:
анарпита-чарим чират карунайаватирнах калау
самарпайитум уннатоджджвала-расам сва-бхакти-шрийам
харих пурата-сундара-дйути-кадамба-сандипитах
сада хридайа-кандаре спхурату вах шачи-нанданах
Шрила Джива Госвами написал комментарий к этому стиху. Я расскажу несколько положений из этого комментария. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами приводит этот стих в Ади-лиле «Чайтанья-чаритамриты», где объясняет причины прихода Господа Чайтаньи. Как я уже сказал, Шрила Рупа Госвами, под сенью чьей милости мы находимся сейчас, дает в этом стихе благословение нам. Он говорит: «Пусть же этот Господь Хари, который пришел в век Кали по Своей собственной милости, карунайаватирнах калау, Тот, кто воплотился сюда, благодаря милости, живущей в Его сердце, пусть же этот Господь Хари, который пришел для того, чтобы дать то, что не давали в течение долгого времени, то, что не было доступным людям в течение долгого времени, пусть же тот Господь, который дает … Что Он дает? То, что не было доступным в течение долгого времени, чират. Чират значит очень долго. Самарпайитум уннатоджджвала-расам сва-бхакти-шрийам. Шрийам значит богатство, роскошь, красота – все, к чему мы стремимся. Он пришел для того, чтобы раздать эту сва-бхакти-шрийам или богатство преданности Самому Себе. Это богатство преданности Самому Себе, которое не было доступно до этого – унната-уджджвала-расам. Раса – это вкус. Унната – высший вкус, вкус, равный которому нет. Уджджвала – сияющий. Он пришел для того, чтобы дать расу, которая недоступна ни при каких других обстоятельствах. Этот Хари – харих пурата-сундара-дйути-кадамба-сандипитах – какого цвета Он? Черного? Обычно Хари черный, потому что Он Хари, Он все забирает. Тот, кто все забирает, тот черный, но этот Хари решил все отдавать, поэтому Он поменял Свой цвет с черного на какой? Пурата-сундара-дйути-кадамба-сандипитах. Пурата значит расплавленное золото. Сундара-дйути значит прекрасное сияние, кадамба-сандипитах – кадамба значит «потоками воссиявший». Пусть же этот Господь Хари, сада хридайа-кандаре спхурату – всегда в темной пещере вашего сердца, хридайа-кандаре. У кого есть темная пещера сердца? Поднимите руки и крикните «Харибол». В этой черной пещере живут пауки, змеи, крысы, летучие мыши (объяснет Адити-духкхаха Прабху) и всякая другая нечисть и в этой темной пещере живет слон. Слон у кого-то в темной пещере живет? Живет. Что это за слон? Когда этот слон просыпается, то ничего кроме него, в нашем сердце не остается. Он начинает шевелиться и начинает топтать все остальное. Слон этот – кама, вожделение. У кого живет слон камы в сердце? У кого стадо слонов живет? Слоны прячутся от жары в темных пещерах и этот слон вожделения – слоны очень похотливые существа – живет в пещере нашего сердца и есть один единственный способ от него избавиться – это пригласить в пещеру нашего сердца льва. Единственный, кто может выгнать слона из пещеры – это лев. Этот лев – Хари. Хари на санскрите значит лев, потому что лев утаскивает все. Пусть же этот лев Господа Чайтаньи навсегда поселится в пещере вашего сердца. Этого льва зовут Сачиндандана, Он – любимый сын Сачидеви.
В двух словах я попытаюсь рассказать о том, каким образом Шрила Джива Госвами объясняет этот стих. Он говорит, что есть пять причин, по которым Господь появился в этот мир и все эти пять причин объясняются в этом стихе. Он говорит, что первая причина, атйанта-агатика гати – заключается в том, чтобы дать и показать людям этого мира гати. Гати значит цель. Гати значит предназначение или цель. Шрила Джива Госвами говорит, что Господь Чайтанья пришел для того, чтобы показать людям высшую цель, которая только может быть. Обычно люди тратят свою жизнь на то, чтобы достичь каких-то целей, у каждого есть своя цель. Как только цель уходит из жизни, жизнь лишается смысла. Беда человека заключается в том, что цель, которую мы ставим перед собой, недостойна того, чтобы ее ставить перед нами. Что люди обычно разменивают, расстрачивают, профукивают свою жизнь на достижение дурацких целей. Кто может это подтвердить на своем собственном примере? Люди ставят перед собой цели, они достигают этих целей, а потом говорят: «Исполнилась мечта идиота». Я стремился к этой цели, я жизнь свою положил на то, чтобы достичь ее, а в конце концов остался у разбитого корыто. Господь Чайтанья пришел – это первая причина, по которой Он пришел – для того, чтобы показать человеку в чем заключается самая высшая цель, достижение которой никогда человека не разочарует. Все остальные цели в тот же момент, как мы их достигли, мы думаем: «Зачем я это сделал? Кому это надо?» Люди хотят жениться или выйти замуж. Стоит им достичь своей цели, они думают: «Зачем?!» Они хотят изо всех сил, а потом хватаются за голову и говорят: «Зачем я это сделал?» Но уже поздно, поэтому они говорят «е куле о куле…» (смех).
Гауранга Махапрабху приходит и говорит: «Есть одна цель и, если вы достигнете ее, вы никогда не будете разочарованы». Как объясняет Бхактивинода Тхакур, о высоте человека нужно судить по высоте его цели. Чем выше цель человека, тем выше человек. Независимо от того, где он сейчас находится, потому что, как говорит Шрила Прабхупада, если цель поставлена, то она достижима. Если человек у видел что ему нужно, рано или поздно он дойдет до этого. Это первая причина, атйанта-агатика-гати.
Вторая причина прихода Господа Чайтаньи заключается в том, что ниджа-према-ратна ракшана-прайатма карпанйа-доша-дурикайа. Господь Кришна ниджа-према-ратна – охраняет драгоценный камень любви премы к Себе. Ратна значит драгоценный камень. Ракшана-прайатма – прайатна значит пытается. В Своих попытках сохранить для Самого Себя драгоценный камень любви, Он становится скупцом, карпанйа-доша-дурикайа. В результате того, что Он защищает очень ревниво этот драгоценный камень премы от всех остальных, Он становится скупцом. К нему подходит кто-то, а Он думает: «Дать? Не дать?» и потом думает: «Не дам». Подходит другой, Он смотрит на него и опять думает: «Дать? Не дать? Нееее, не дам. Подождем кого-нибудь более достойного». Но никого достойного нет! В результате этого Он становится жадиной. Жадность – это порок, правильно? Господь Кришна оказывается … даже боюсь сказать что-то по этому поводу… Господь Кришна оказался скупердяем! (смех) Сам Господь Кришна говорит: муктим дадати кархичит – что мукти Он еще иногда дает, но сма на бхакти-йога – бхакти-йогу Он не дает. Поэтому Шрила Джива Госвами говорит, что когда Кришна спохватывается и думает: «Я хранил, хранил это сокровище, никому не дал, в результате остался скупердяем и Сам не могу чувствовать вкус этой премы, потому что ее можно чувствовать только тогда, когда я ее раздаю». Поэтому Он приходит как Шри Гауранга Махапрабху и раздает ее! Господь Чайтанья Махапрабху ки! Джая! И как Гуранга Махапрабху Он говорит: «Все, больше хранить не буду – забирайте все, кому не лень».
Шрила Джива Госвами, комментируя этот стих, где Рупа Госвами говорит: самарпайитум уннатоджджвала-расам сва-бхакти-шрийам – что Шри Чайтанья Махапрабху раздает эту сва-бхакти-шрийам уннатоджджвала-расу, Он возражает и говорит как бы от имени неизвестного оппонента. Он говорит: «Как же так? Как вы можете сказать, что никому никогда в течение долгого времени бхакти не давалась? А Амбариша Махарадж? Была у него бхакти? Была. А Прахлад Махарадж? Была у него бхакти? Да. А Ханумана, была у него бхакти? Была. А Вибхишана? Была у него бхакти? Была. Как вы можете говорить, что в течение долгого времени никому бхакти не давали?»
Шрила Джива Госвами объясняет что это значит. Он говорит, что это все ерунда. Почему ерунда? Потому что они бхакти заслужили. Амбариша Махараджа в течение многих лет совершал суровую аскезу. Он не спал на Экадаши, как Ачала Прабху. Но в отличие от Ачалы Прабху, Амбариша Махарадж стоял на одной ноге целую ночь. Только не говорите об этом Ачале Прабху (смех), потому что у нас появится новый обычай Амбариша Махараджа.
Прахлад Махарадж заслужил бхакти или нет? Да, своей садханой, своими страданиями, своими муками они зслсужили эту бхакти. Хануман заслужил свою бхакти? Заслужил. Какой смысл тогда прославлять кого-то, кто, когда его вынуждают, в конце концов лезет в карман и вытаскивает оттуда самую маленькую монетку, дает ему и говорит: «Иди, все, я щедрый сегодня».
Шрила Джива Госвами говорит, что Господь Чайтанья – это самое удивительное воплощение Господа, потому что Он пришел для того, чтобы дать уннатоджджвала-расам сва-бхакти-шрийам Джагаям и Мадхаям и некоторые из них сидят здесь, среди нас. Все, кто относится к этой категории, поднимите руки и громко крикните «Харибол».
Шрила Джива Госвами приводит другой аргумент: «А Путана? Ну ладно, хорошо, Прахлад Махрадж заслужил. Ладно, хорошо, Хануман заслужил. Вибхишана заслужил, отказавшись от дурного общения, асат-санги. Как насчет Путаны? Она-то чем заслужил? Дали ей бхакти? Дали. Как вы можете говорить, что никто ничего подобного до этого не давал?» На это Шрила Рупа Госвами в своем стихе отвечает словами уннатоджджвала-расам сва-бхакти-шрийам. Путана получила бхакти, но какую бхакти? Уннатоджджвалу она получила? Нет. А мы с вами какую бхакти получили? Нитай-Гаура-преманандеее! Харибол!
Кто-то скажет: «Мы же тоже не получили». Не получили? (ответ: нет) Бессовестные! (смех) (ответ: мы не взяли просто) Шрила Джива Госвами говорит, что Господь Чайтанья находится в таком экстазе, что Он, испытывая мадана и модана-расу, что когда Он испытывает чувства, которые испытывает по отношению к Кришне Шримати Радхарани – но об этом позже – когда Он испытывает все это, Он становится полностью пьяным, Он забывает все и начинает раздавать всем, кому угодно. Как Он раздает? Также как царь, который вернулся с похода. Когда царь возвращается из похода с триумфом … До этого Ведические цари тоже были щедрыми, они каждый день собирали у себя брахманов и давали достойным людям коров, золото, попоны, жемчуг, еще что-то, но они давали только достойным. Но когда царь, завоевав весь мир, возвращается к себе с триумфом, он начинает раздавать всем. Шрила Джива Госвами говорит, что кому-то он раздает золотые монеты. У него большой сундук и там много сокровищ и что попадается, он дает. Кому-то он раздает золотые монеты, это сва-бхакти-шрийам. Кому-то он раздает сапфиры. Где Вриндаван? Есть тут такая удачливая душа, которому в Навадвипе дали просто так сапфир, драгоценный камень, просто так. Индра-ниламани, один из самых драгоценных камней. Все, что захватит его рука, он начинает раздавать, кому что выпадет. Кому-то он раздает чинтамани.
Шрила Джива Госвами объясняет, что бхакти бывает трех видов и что каждый вид бхакти очень ценен. Что когда человек получает садхану-бхакти – это золотая монета. Кто получил золотые монеты от щедрого Господь Чайтанья? Понятно, все хотят сапфиры. Кто-то получает бхаву и бхава и это как сапфир, а кто-то получает чинтамани, прему. Наверняка они тут тоже есть, но они не признаются в этом из скромности. Есть? Потом мне на ушко скажете, ладно? (ответ: есть, Адити-духкха Прабху) Ага, вывели на чистую воду. Это вторая причина, по которой Господь Чайтанья приходить сюда – чтобы искупить порок скаридности, ниджа-према-ратна ракшана-прайатма карпанйа-доша-дурикайа.
Третья причина, по которой Он приходит – самая удивительная. Это причина заключается в том, чтобы объяснить всем людям величие Шримати Радхики и величие Ее Дхамы. Никто до Господа Чайтаньи не знал кто такая Шримати Радхарани. Джаядев Госвами написал «Гита-Говинду», мы знаем, да, ее пели в храме Джаганнатха, да, некоторые люди ценили ее, да, кто-то еще что-то немножко знал. Величие Радхарани во всей Ее полноте принес миру только Шри Чайтанья Махапрабху, никто до этого ничего не понимал. Ну да, есть… Я иногда лечусь в Удупи и там царство Мадхава-сампрадайи. Они говорят, что «а, эти гопи – это просто апсары, которые спустились с райских планет». Они даже не знали кто такая Радхарани. До сих пор! До сих пор не знают кто такая Радхика. Они говорят Нила-гопи – самая любимая гопи. Кто такая Нила-гопи – непонятно.
Господь Чайтанья пришел для того, чтобы весь мир понял могущество Ее любви и поэтому Шрила Джива Госвами говорит, что когда Рупа Госвами дает благословение «пусть же этот Хари проявится в пещере вашего сердца», он говорит, что у этого благословения есть двойное значение. Хари значит лев, понятно. Хари значит Кришна. Почему? Потому что Он уносит все ненужное. И нужное тоже… То, что мы считаем нужным. Все уносит. Но у Хари есть еще одно значение. Обычно говорят, что Хари – это Вишну, но тут он говорит, что нет, Хари это не Вишну, это Сам Кришна, потому что Хари ворует сердца. Но у Хари есть еще одно значение – Хари значит Радха. Почему? Потому что Она унесла сердце Кришны. Кому-то из вас удалось унести сердце Кришны? Харе Кришна. А Ей удалось. Она может украсть ум Самого Кришны, может украсть сердце Самого Кришны. Поэтому Шрила Джива Госвами объясняет, что здесь, в этом стихе, Рупа Госвами благославляет нас: «Пусть же Шримати Радхарани, любовь к Богу, вечно поселиться в темной пещере вашего сердца и осветит эту ещеру Своим светом». Это третья причина. Хотите знать еще две или уже надоело?
Четвертая причина, говорит Шрила Джива Госвами, заключается в том, что тат-према-махатмийа. Шрила Джива Госвами объясняет, что Господь Чайтанья приходит для того, чтобы Самому испытать величие этой премы и таким образом научить других. Что Господь Чайтанья приходит, Его называют Хари. Почему Господь Чайтанью называют Хари? Ну ладно, Кришну называют Хари, потому что Он все забирает, но Господь Чайтанья все отдает, почему Его называют Хари? Потому что Он самый большой вор. Что Он украл? Он украл бхаву Радхи, Ее кантхи. Бхава – это настроение Ее любви, Ее сердца, которую невозможно почувствовать, а кантхи – это Ее сияние Ее тела, которому Кришна давным-давно завидовал. Кришна черный, а Она золотая. Кришна давным-давно завидовал: «Почему Она…?» Золото красивое, а черное красивое или нет? Кришна вот такой – черный.
Однажды Кришна прибежал к Яшода-майи плача: «Майа, майа» Эта лила имеет непосредственное отношение к тому месту, в котором мы сейчас находимся. Кришна прибежал к Яшода-майи плача и стал говорить: «Почему ты Меня черным родила? Все Меня дразнят и говорят: „Черный! Черный!” Радхика золотая, Я тоже хочу быть золотым. Майа, роди меня снова! Можно я снова золотым рожусь? Майа! Так нечестно! Почему Она золотая? Почему все Ее любять, а Меня …»
Тогда Яшода-майа сказала: «Канай, не плачь, если Тебе так нравится цвет Шримати Радхарани, можешь взять и намазаться желтой краской. А чтобы Тебе не обидно было, возьми синюю краску и измажь Ее». Так началось что? Холи-хе! Отсюда пошло холи. Но Кришна просил Яшоду: «Хочу родиться снова золотым!» Родился? Шри Гауранга Махапрабху ки! Джая. Он родился золотым и цвет расплавленного золота, харихпурату сундара-дйути сандипитах, который исходит от Его тела – этот цвет не знает себе равных. Это цвет премы, цвет любви. Это Ее кантхи, кантхи Шримати Радхарани, Ее сияние. Именно это Господь Чайтанья стал раздавать, но это уже пятая причина Его прихода.
Пятая причина Его прихода заключается в чем? Четвертая в том, чтобы Самому испытать эту прему, а пятая в том, чтобы раздавать ее всем. Шрила Джива Госвами говорит, что Кришна спрятал эту уннатоджджвала-расам, прему, в сундук, запер его на ключ и стал ждать когда придет кто-нибудь, кто сможет все это распространить. Он хотел дать это. Шрила Джива Госвами говорит, что воспитанные люди одни не едят, что по-настоящему воспитанный, культурный человек прежде всего что сделает? Он выходит на порог и кричит: «Ээээй, кто голоден, приходите сюда! Всех накормлю – всех родственников, всех друзей, всех нищих». Так поступают воспитанные люди, а Кришна ел Сам. Но Он хотел раздать, Он просто ждал когда появится кто-то, кто сможет все это раздать. Ждал, ждал, четыре тысячи пятьсот лет ждал. В конце концов махнул рукой и сказал: «Никто не появился …» Много других приходило и Он на них смотрел: «Может он раздать?» «Нееет, этот не сможет дать». Иисус Христос пришел 3000 лет спустя или сколько там после прихода Кришны, Он посмотрел и подумал: «Нет, уннатоджджвала-расам не сможет дать». Пророк Мохаммед пришел, Он посмотрел на Него и подумал: «Сможет? Нет, не сможет». В конце концов решил Сам прийти. Когда Он пришел Сам, все. Обычно у людей спрашивают, когда кто-то приходит, достоен – недостоен. Документы проверяют, правильно? Даже когда бесплатную раздачу дают и то спрашивают, чтобы лишний раз со вторым ведерком не пришел. Когда какое-нибудь стихийное бедствие, тоже нужно какие-то документы показывать, что я тут живу, в районе стихийного бедствия. Господь Чайтанья не просто не проверяет ничего. Квалификация на санскрите как называется? Адхикар. Еще как? патра, патрата. Патра значит стакан, чаша. Квалификация на санскрите значит стаканистость, патрата. Есть у вас стакан, чтобы получить то, что вам могут дать? Если мы к кому-нибудь приходим и что-то просим … Обычно Ришикеш Махарадж всех угощает сладким рисом. Чтобы получить сладкий рис, что нужно иметь? Патру. Нужно иметь патру, чтобы туда положить. Если патры не будет, то все вытечет, правильно? В случае с Господом Чайтаньей, Он тару с Собой дал. Мало того, что Он принес эту большую канистру, цистерну нектара, Он еще и позаботился о том, чтобы одноразовые стаканчики взять для тех, кто без патры придет. Для тех, кто придет и скажет: «Ничего нет у меня, даже патры нет». «А, бери, вот тебе ведерко, Я принес с Собой».
Это пятая причина, по которой Господь Чайтанья приходит сюда, в этот мир. Он приходит в Навадвипе. Почему? Другое название Вриндавана какое? Шветадвипа. Шветадвипа значит «Белый остров». Навадвип – это тот самый Шветадвип, на который приходит Господь Чайтанья. Остров – это что такое? Кто проходил географию? Часть суши, со всех сторон окруженная водой. Почему Господь Чайтанья приходит в Навадвипе? Для того, чтобы затопить весь мир кришна-премой и показать, что кришна-према – это остров в океане. Есть океан кришна-премы и в нем есть остров. Он затапливает все, не оставляя ничего, со всех сторон затапливает водой точно так же, как здесь, во Вриндаване, есть вода.
Естественно, что это все не так просто, как может показаться. Кришна-према или уннатоджджвала-расам скрыта. Сейчас мы перейдем как каким-то другим темам. Не устали еще?
Кришна-према – странная вещь, далеко не все могут ее понять. БОльшая часть людей не может ее понять. БОльшая часть людей не может понять что такое Вриндаван. Вчера нас учили одному стишку на хинди. Я забыл как он звучит на хинди, но перескажу смысл этого стишка на русском языке. Там говорится что такое Матхура? Матхура – это место, где, когда человек начинает говорить что-то, кажется будто он ругается. Это факт. Иногда люди говорят: «Бриджбаси – это такой сладкий язык». Люди, которые знают хинди, говорят, что это самый грубый диалект хинди, который только есть. На бриджбаси есть такие слова, которых нет ни на каких других диалектах хинди, смысл их мы не будем вам рассказывать. Мне Рам Лакшман, наш гид в Навадвипе, рассказывал, он знает хинди, причем знает много разных диалектов. Он говорит: «Я однажды пришел на Лой-базар и там двое разговаривали. Я думал, что они сейчас драться будут. Один ко мне обратился. Я думал, он сейчас мне в морду даст. Я ему на всякий случай также ответил, а он ничего, хоть бы хны. Я потом спросил: „А в чем дело?” Он говорит: „Это мы просто так разговариваем”». Это бриджбаса.
В этом стихе на хиинди говорится … Что такое Врадж? Врадж – это когда люди говорят, они просто ругаются. Однажды Кришна рассказывал, как Он приветствовал пожилых пастушек во Врадже. Однажды Кришна проходил тут недалеко и Ему навстречу – Джатила. Кришна рассказывал об этом Уддхаве в Матхуре. Кришна сказал: «Когда Я предстал у нее перед глазами, Джатила увидела Меня и сказала: „Эй, черная змия! Змиюка! Гадюка, который кусает честных жен чужих мужей! Ты что это здесь появился? Убирайся отсюда!” А Я, говорит, ей ответил: „Старая ведьма, ты что, разве не знаешь, что сегодня пришел твой черед и Я пришел, чтобы тебя укусить”». Это ведическая культура во Врадже (смех). Уддхава час не мог остановиться, когда он это услышал, от смеха. Это Врадж. Я вам говорю, према – не такая простая вещь.
В этом стихе говорят на хинди: что такое Матхура? Матхура – это когда человек раскрывает рот, все знают: ругаться будет. Что бы он ни произнес, звучит как ругань отборная. Хотите еще узнать про Матхуру что-то? Матхура, Врадж – это место, где посадишь фруктовое дерево, а вырастит колючка. Видите сколько колючек тут? Где одни колючки растут. Разумеется, вам скажешь: «Что тут за деревья?», вы скажете: «О, калпа-врикши, деревья желаний». Те, которые знают, одни колючки тут растут. Заметили, да? Ничего, кроме колючек, нет. Врадж – это место, где начнешь копать колодец, чтобы воду выкопать, копаешь, копаешь, в конце концов докопался до воды, что появляется? Соленая вода. Шри Враджа Дхама ки! Джая! Это Вриндаван. Вы рады, что вы приехали сюда?
Кришна скрывает здесь Свою любовь как только может. Он скрывает любовь, воруя, ругаясь, делая все, что угодно, но Господь Чайтанья приходит для того, чтобы открыть нам все это. И самое удивительное, что открыл-таки. Я вам сейчас всю правду рассказал про Врадж. Кто-то хочет уехать из Враджа? Кто-то хочет остаться здесь на всегда? (крики «Харибол!») По чьей милости это произошло? Гауранга!
Это произошло не только по милости Гауранги. Когда Гауранга Махапрабху пришел сюда, никто тоже толком ничего не понимал. Но Гауранга Махапрабху Сам дал наставления Рупе Госвами. Шри чайтанья мано бхиштам стхапитам йена бху-тале свайам рупах када махйам дадати сва падантикам. Благодаря тому, что Шри Чайтанья Махапрабху проявил в его сердце Свое желание, он дал ему патрату, он сделал его квалифицированным. Когда Чайтанья Махапрабху поймал его и сказал: «Ты вор!». После знаменитой лилы на Ратха-ятре, когда Чайтанья Махапрабху произносил стихи из «Сахитйа-дхарпаны», из мирской литературы стихи, где возлюбленная пишет своему мужу, что «все хорошо, конечно, у нас с тобой, и жизнь наша семейная сложилась удачно, но счастья я не чувствую никакого и мне хочется снова с тобой на берег реки Ревы, под дерево ветоси, чтобы я почувствовала этот бриз, который доносит аромат деревьев кадамба, в то самое место, где ты, на заре своей юности, украл мое сердце». Когда Чайтанья Махапрабху сказал это, никто не мог понять, Рупа Госвами смог понять. Он написал стих и когда Чайтанья Махапрабху увидел этот стих, Он не мог поверить Своим глазам. Рупа Госвами, вернувшись от омовения, пришел туда и увидел Чайтанью Махапрабху, хотел поклониться Ему, Чайтанья Махапрабху дал ему затрещину. Он стал бить его по щекам! Он стал говорить: «Ты вор! Ты украл! Ты украл!» Он говорит: «Что я украл?» «Украл самое ценное, что есть у Меня в сердце – то, что Я испытываю, и всем начал это показывать. Как ты мог это сделать?» Рупа Госвами говорит: «Как я мог это сделать, если бы Ты меня не научил как это сделать? Если бы Ты не объяснил мне как это сделать, как бы я мог это сделать? Сам бы я никогда не смог это сделать».
Здесь мы находимся в том месте, где Шрила Рупа Госвами, наученный Господом Чайтаньей, открыл все это миру. Шри чайтанья мано бхиштам стхапитам йена бху-тале. Здесь он писал эти книги, пронизанные расой и открывал щедро всему миру, давая нам доступ для всего этого. Говорится, что дерево кадамба, которое росло здесь, — сейчас, к сожаленью, этого кадамбы нет, это Тэр-кадамба-кунд, кунда осталась, кадамба новая растет, — что это дерево кадамба покрывалось цветами, когда он писал о встрече Радхи и Кришны. Когда Рупа Госвами испытывал эти эмоции, подаренные ему Господом Чайтаньей, то все вокруг менялось. Чувства, которые были у Господа Чайтаньи меняли все вокруг. Ни у кого другого таких чувств не было. Ладно, Джагая и Мадхая Он обратил. Джагай и Мадхай в конце концов люди. Кого Он еще обратил? Змей, тигров, слонов, нас с вами Он обратил – хуже всяких змей, слонов и тигров. Кто хуже змей, поднимите руки и громко крикните «Харибол!» Поздравляю вас.
Почему? Потому что бхава передавалась. Мы были недавно в одном ашраме и тут живет Махатма, великий преданный, и к нему собака приходила, ее до сих пор Гундой называют. Она могла только кусаться, лаять и отдирать куски плоти от людей, а Махатма кормил ее прасадом. Она приходила, лаяла, а он ее кормил прасадом. Теперь она приходит, ложится, слушает его киртан и у нее улыбка появляется и язык она высовывает от счастья. Это то, что Чайтанья Махапрабху и Его последователи делают. Это то, что Шрила Джива Госвами сделал. Когда он писал «Бхакти-расамрита-синдху» и когда он писал о встречи Радхи и Кришны, кадамба покрывалась цветами в любой сезон, а когда он писал о разлуке, он испытывал эту разлуку. У Махавана Прабху на мешочке эта картина о том, как Шрила Рупа Госвами пишет «Бхакти-расамрита-синдху». Покажи мешочек. Как он сидит под деревом и пишет. Тут Рупа Госвами немножко специфический… То с кадамбы осыпались листья вниз.
Это особое дерево кадамба, Кришна на него забирается три раза. Утром Кришна забирается на нем, это Его любимое дерево, Он выходит вместе со Своим огромным стадом, 900 000 коров. Вчера мне Вайшнава Прана признался, что Он никогда не верил, что у Нанды Махараджа было 900 000 коров. Ну 800 еще куда ни шло, ну 100. Вчера мой друг рассказал нам, в что в Раджастане сейчас, есть гошала, в наше время, где находятся 500 000 коров. Сейчас, в наше время, в расцвет Кали-йуги, недалеко от нас, в Раджастане. Если кто-то не верит в то, что у Нанды Махараджа было 900 000 коров, я вас специально в следующий раз возьму на парикраму в ту самую гошалу, чтобы вы поверили. Кришна выходил с этим стадом коров из Нанда-гаона, все стадо бежало за Ним опрометью. Кришна залазил на это дерево кадамба и начинал играть. Ришикеш Махарадж объясняет, что флейта в лилах Кришны выполняет роль мобильного телефона (смех). Кришна начинал играть и каждый слышал то, что Он хочет ему сказать. Рано утром Кришна приходил сюда, Ему не хотелось далеко уходить. Зачем далеко куда-то уходить, тут и так раса-лилу можно танцевать, днем Он ее не танцевал. Он начинал играть и флейтой Своей Он говорил коровам: «Идите и смотрите разные святые места Враджа» и коровы разбредались по всему Враджу, чтобы посмотреть святые места. Глупцы думают, что они разбредаются, чтобы есть траву. На самом деле они шли, чтобы пить воду из святых кунд, для того, чтобы лизать своим шершавым языком пыль с лотосных стоп Кришны, которая осталась там. Кришна играл и все разбредались в разные места и каждая получала свое направление. Кришна Своей флейтой говорил: «Давали, ты должна идти туда» и Давали шла туда. «Ты еще не побывала в этом святом месте». Потом Кришна начинал играть здесь со Своими друзьями и Ришикеш Махарадж расскажет нам как Он играл тут.
Днем, когда Он чувствовал голод, Ему лень было прерывать Свои игры и идти куда-то и Он съедал то немногое, все те несколько киллограмм, которые давала Ему мама Яшода, а голод не унимался, Он снова залезал на Тэр-кадамбу и опять он начинал играть. Что Он на этот раз Своей флейтой говорил? «Хочу кушать!» Гопи слышали звуки этой флейты, они сбегались отовсюду, мобильные телефоны их сердец откликались особыми мелодичными звуками: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Гопи прибегали отовсюду со своими горшками с йогуртом, с маслом и Кришна рассаживал Своих друзей и говорил: «Опять эти гопи принесли что-то, посмотрим что они принесли». Кришна все очень быстро съедал и говорил: «Что, все? Только это?»
Вечером, когда солнце уже начинало опускаться, Кришна снова залазил на Тэр-кадамбу и начинал сзывать Своих коров обратно и каждая корова слышала свое имя в звуке Его флейты. Рассказывают, что одна корова однжды думала: «Кришна меня знает или не знает? Кришна меня помнит или нет?» Как иногда преданные тоже думают: «Мой учитель меня помнит или нет? Он помнит как меня зовут или нет? Он дал мне мое имя и непонятно вообще помнит меня или нет?» Одна корова усомнилась в том, что Кришна ее помнит. Это была желтая замухрышка. Она была маленькая и думала: «Кому я такая маленькая желтая нужна? Молока у меня мало». Она подумала: «Кришна меня не любит, Кришна меня забыл». Она спряталась в кустах и сказала: «Ни за что не приду к Кришне до тех пор, пока Он меня лично не позовет!» Кришна забрался на эту Тэр-кадамбу и стал играть на флейте. Первым кого он позвал? «Давали! Самали! Аруни!» Он позвал эту корову. Корова, задрав хвост, помчалась к Кришне.
У Кришны есть особые четки из драгоценных камней и Он считает всех коров на четках. Мы повторяем имена Кришны на четках, у Кришны тоже сто восемь бусинок на Его четках, на них Он повторяет имена коров. Кто-то хочет стать коровой во Вриндаване? Если хотите стать коровой во Вриндаване, слушайте снимательно – нужно поднять руки и и замычать (смех). (мычим) Нет, пока не квалифицированны. (кто-то мычит) Вивасван уже приближается (смех). Он говорит: «Вивасван как раз та желтая корова». (Ришикеш Махарадж показывает как мычит корова). Вот это я понимаю. Поживите здесь, научитесь. Кришна созывает Своих коров, сидя на этом дереве. Я не знаю у нас время есть еще или нет?
Я расскажу еще одну лилу, а потом Ришикеш Махрадж сказал, что он хочет рассказать лилу про холи, потому что тут проходят четыре вида холи: данда-холи, дудх-холи, пфул-холи и ранга-холи. Про ранга-холи я вам уже рассказал, про все остальные холи он вам расскажет. Но тут всегда нужно рассказывать лилу, которую обычно Ришикеш не просто рассказывает, а показывает. Но так как сегодня у нас пост, то он не покажет. Покажет? Окей, он позже покажет, но рис раздавать не будет. На самом деле, это очень важная для нашего понимания лила, когда Шрила Рупа Госвами, будучи здесь, захотел удовлетворить своего духовного учителя.
Его старший брат, Рати Манджари в вечных играх Кришны, Санатана Госвами, жил на Паван-сароваре, у него там был удединенный бхаджан-кутир, где он прятался от толп людей. В то время там был густой лес и в самом его центре он сделал бхаджан-кутир так, что Кришне пришлось Самому приносить ему молоко в качестве мадхукари. (Он уже пошел готовиться к этой лиле) Рупа Госвами подумал: «Хорошо бы Его как-нибудь накормить сладким рисом». Он только подумал и сразу же отогнал эту мысль, потому что он сразу подумал: «Где я возьму сладкий рис? Это будет прайаса, ненужные усилия – нужно найти молоко, сахар, камфору, чтобы хороший сладкий рис приготовить, нужно найти кардамон… Нужно все это найти непонятно откуда, откуда я это сделаю?» Он прогнал эту мысль от себя.
Тотчас же Шримати Радхарани услышала эту мысль и Она пришла к нему. Где она, куда он ушел? Она пришла как маленькая девочка бриджбаси и сказала: «Баба, мама послала меня к тебе, она хочет, чтобы ты (Ришикеш Махарадж изображает девочку, принесшую сладкий рис). Можно только нюхать, мы возьмем с собой. Она принесла ему все, что можно. Рупа Госвами стал отказываться, Она сказала: «Я сама приготовлю, не проблема» и быстро приготовила и убежала куда-то. Санатана Госвами пришел, вдохнул запах этого риса и ему показалось, что он в духовном мире находится, он почувствовал все расы духовного мира, они все сплелись в его сердце в камок. Из его глаз брызнули слезы. Когда он прикоснулся к этому рису и рис дотронулся до его языка, он улетел непонятно куда. Он упал в обморок, потом он вернулся и сказал: «Откуда у тебя этот сладкий рис?» Он говорит: «Какая-то девочка пришла, браджбаси». Тот говорит: «Ты знаешь кто была эта девочка?! Ты заставил себе служить Шримати Радхарани», сказал Сута Госвами и стал есть этот рис. Он ел и не мог остановиться и Рупа Госвами, они плакали оба, но они ели и не могли остановиться. Они плакали и думали: «Мы негодяи! Вместо того, чтобы служить, мы наслаждаемся, мы заставили служить себе Саму Шримати Радхарани!» Они ели и плакали, плакали и ели, пока не съели все, пока не изгрызли кувшин, в котором этот рис был и потом стали только плакать, потому что рис уже съели. Они плакали, плакали и Рупа Госвами, его горе было еще больше, чем у Санатаны Госвами, потому что Санатана Госвами его отругал: «Больше так никогда не делай! Ты заставил Саму Шримати Радхарани служить себе!» Рупа Госвами заснул и Шримати Радхика пришла к нему во сне. Она стала говорить ему: «Не плачь, ты Мой слуга, а Я слуга Своих слуг. Твое дело служить Мне, а Мое дело – служить тебе. В духовном мире все так и происходит между Кришной и Его преданными, всегда есть соревнование кто кому больше служит и побеждаю в этом соревновании всегда Я», сказала Шримати Радхарани. «Так что не плачь, ты сделал все, что можешь, ты слуга, а Я пришла для того, чтобы послужить тебе».
Так что это особенное место, сюда Сама Радхика приходила, чтобы доставить удовольствие Своему великому преданному. Мы отправимся в Яват, там расскажем еще что-нибудь. Тем временем Ришикеш Махарадж нам расскажет холи-лилу.
Ришикеш Махарадж: Когда шесть Госвами приходят сюда, под это дерево, как Махарадж, у них не было ни храма, у них не было даже бхаджан-кутира, никакой комнаты, они все время жили просто под деревом и повторяли Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Нитай-Гаура и Кришна-Баларам очень наслаждаются этим всем. Они открывают двери сюда, во Враджа-мандалу. Своими собственными глазами каждый день все шесть Госвами видели все лилы, которые приходили здесь. Это место обычно называют Тэр-кадамба. Каждый день по-прежнему до сих пор Кришна приходит сюда вместе со Своими коровами и Своими друзьями-пастушками. Это место подобно Радхарани. Дерево кадамба подобно Радхарани. Есть цветок, который называется шрингар-кадамба. Шрингар-кадамба – это цветок, которым украшают Кришну. Они качаются на качелях, на Калии-кадамбе. Кришна спит под кадамбой, Кришна спрыгивает с кадамбы, крадет одежды гопи с кадамбы. Из этих чашечек Кришна ест, это листья кадамбы, которые в виде чашечек. Из маленьких Он есть маленькие вещи, из больших большие. Ни из каких других чашек Кришна не ест, из фарфоровых не есть, только из чашек из листьев дерева кадамба.
Каждое утро рано Кришна приходит сюда и Его коровы разбредаются на Говардхан, во Вриндаван, по разным местам, а Кришна и Баларама с мальчиками остаются здесь. Маленькие мальчики от пяти до одиннадцати лет. Они очень любят играть, но Кришна видит: коровы разбрелись куда-то и Его друзья кричат: «Эй, Кришна, зови наших коров, они куда-то разбрелись». Если вы будете кричать, у Кришны есть Свой мобильник. Номеров там нет, все нули только, но оттуда выходит не обычный звук. Кришна дует и произносит там имя Шридхама и они все сбегаются сюда. Когда мальчики-пастушки приходят, сюда приходят их матери и они приносят им обед. Все мальчики несут с собой из Нанда-гаона … (цитирует санскритский стих) Гопи в «Шримад-Бхагаватам» произносят этот стих. В середине сидят Кришна и Баларам, а со всех сторон сидят Их друзья. Все пастухи приходят сюда, это как комната с кондиционированием. Кришне нравятся деревья и все Его друзья вешают свои завтраки на ветки дерева. У каждого свой личный завтрак, у каждого дерева много значений. Каждый человек может сюда прийти и использовать эти деревья. Иногда они плавают в этом пруде, иногда играют, бегают и в конце концов они чувствуют голод. Они собираются здесь, но Кришна не приходит. Почему? Потому что Кришна – Мита-бхук, это одно из Его имен, Он никогда не испытывает голода. Вы голодны? Друзья Кришны такие же как вы голодные, собираются здесь и также как вы сидят здесь голодные. Тогда эти мальчики зовут Мадху Мангала: «Эй, Мадху Мангал, позови Кришну!» У Мадху Мангала нет мобильника, у них не было еще тогда мобильников. Мадху Мангал использует свое горло: «Кришна! Быстрее сюда! Прасадам!» Кришна приходит в конце концов и садится в середине. Кришну зовут Кали-камливали, Большой Кришна, Кришна, который сидит здесь. Все мальчики раскрывают свои сумки, один мальчик: «О, Кришна, Сегодня у нас врата, сегодня День рожденья Господа Чайтаньи» и он предлагает то, что у него есть, Кришне. Кришна берет, но не ест. Здесь едят только одну вещь, прему, любовь. Ладду тут не едят. Тогда Мадху Мангал говорит: «Беда! Бери!» Так каждый мальчик пытается накормить Кришну. Кришна наслаждается этим. Он говорит: «О, твоя мама так вкусно готовит!» Мальчик бежит и говорит маме: «Мама, Ему понравилось!» и на следующий день она ему две порции готовит: «Это для Кришны, это для тебя!»
Однажды Кришна наелся только наполовину, потому что Кришна зовут маканчор, вор масла. Макан – это не обычное масло, это любовь к Кришне. Гопи спрятались где-то. Кришна приходит и встречается с гопи. Но Кришна рано утром приходит сюда и гопи очень расстраиваются и тогда они плачут. Тогда Кришна зовет гопи: «О, Моя подружка, Ишвари-прия! О, Судеви, Рангадеви, Тунгавидья! Индулекха! Шьяма! Гаури! Кишори! Я очень голоден, пожалуйста, принесите сюда макан!» Затем Ишвари-прия приходит, но Кришна с другой стороны леса, они прямо не смотрят друг на друга. Гопи подсматривают: «Тут какие-то Гаудия-вайшнавы из России. Где тут Кришна, интересно?» Большая проблема. Слово тэр значит звать. Они подходят к Тэр-кадамбе и начинают звать Кришну: «Кришна, быстро сюда! Мы принесли тебе масла!» Кришна приходит и гопи отдают горшок. Кришна наслаждается этим. Наш Рупа Госвами каждый день видел эти лилы.
Вечером, в конце дня, Кришна снова забирается на ветку дерева кадамбы и начинает звать коров. Кришна один раз зовет и 900 000 коров собирается: «Самали! Давали! Лалли! Гулли! Мулли!» Все коровы, которые до этого ели траву, когда Кришна зовет, то у них сразу уши поднимаются. Они начинают мычать в ответ и плясать. Приходят сюда. Кришна иногда сидит здесь. У Него четки из драгоценных камней, 108 бусинок. Вы повторяте Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Кришна-Радха встречаются с вами в этом месте? Когда Он 108 имен называет, Он идет в Нанда-грам. Это место в 900 000 раз более могущественно. Вы один раз повторяете тут Харе Кришна и это равносильно 900 000 раз. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Наши Шесть Госвами повторяют три лакха имен, а вы сейчас уже девять лакхов повторили. Такое могущественное место.
Один пример. Это место как Ай Ти Эм. (БВГ: Я не знаю что такое Ай Ти Эм) Банкомат. (БВГ: Откуда я знаю? смех) Эти банкоматы денег не дают, только майу дают. Это место как бхакто-мат, все время бхакти выдает. Если вы положили в банк 100 000, то вы заберете только 100 000. Шри Рупа Госвами – менэджер нашего банка, он в этом месте написал «Бхакти-расамрита-синдху». Синдху значит океан. Одна шлока из него: здесь, что бы человек ни делал, если он повторяет садхану, слушает, это бхакти. Преданные всегда чувствуют себя очень грустными, потому что они думают, что у них нет бхакти. Тринад апи суничена. Но все преданные из Гаудйия-вайшнавов приходят сюда и один раз повторяют Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Они сразу же наполняют свой мешок бхакти, полностью. Необычной бхакти. Не карма, не йога, не гьяна, не дхйана, не джапа, только према-бхакти. Наш Рупа Госвами очень грустный, проблема большая. Нет бхакти. Бхакти внутри. «Чайтанья-чаритамрита» говорит нама-виграха-сварупа эи тина эка-рупа – они одинаковы, имя, виграха, Божества или Сам Кришна, они все чид-ананда-рупа, они все есть чит-ананда. Проблем нет. В следующий раз не нужно, нужно только внутри, снаружи не нужно. Внутри. Хануман, дасйа-бхакта-гуру, он раскрыл свою грудь и там оказались Рама и Сита. Сита подарила ожерелье Хануману, а он стал грызть его и говорить: «Там нету Рамы, нет!» В это время Рама сказал: «Не нужно писать имя на своем теле». Он сказал: «У меня нет никаких проблем, смотри, Рам, Сита и Нам. Наша Гаудийа-сиддханта всегда внутри. Йукта-манэ, она должна быть очень сокровенной.
Холи значит хладини-шакта-радха-тхакурани. У Радхарани чистая любовь. Кришна сат-чит-ананда. В месяц шравана много дождей выпают, все реки переполняются водой. В этот месяц, в Пхалгун, Радхарани наслаждается и хладини, Ее блаженство, переполняет Ее сердце. Когда Они начинают обливаться красками из шприцов. Когда Они разлучаются, Радха плачет. Тогда Они встречаются, тело Радхи как вода. Лалита и Вишакха играют рангели-холи. Когда Кришна ушел, в разлуке …
Незакончена – Ришикеш Махарадж больше показывает, чем рассказывает…