Яват (19.03.2011 г.)

Диск «Парикрамы по святым местам», л. 13

Аннотация:

Длинная история про то, как Кутила и Джатила решили больше не отправлять Радхику в Нандаграм готовить Кришне и как Кришна с гопи проучили их.

 ***

Харе Кришна. Кто из вас счастлив? Уже много времени, Паван-саровар ждет нас, чтобы мы искупались в его водах, поэтому мы всего несколько минут проведем здесь, в этом удивительном месте. Это Яват и вы все знаете, что тут живут Кутила, Джатила и их сын и брат Абхиманью ки! Джая!

Так или иначе, по стечению обстоятельств, это тема для другого рассказа. Вришабхану Махарадж и Киртида Деви выдали свою единственную дочь замуж за Абхиманью, который не отличался ни особым умом, ни особой красотой, ни особой сноровкой, но тем не менее у него очень важная роль во всех этих лилах – его все время бъют и обманывают (смех). Рассказывают, что когда Махараджа Вришабхану выдал замуж свою дочь, он построил специальный дворец для Нее. На самом деле Абхиманью ни разу не коснулся своей жены. Как тень может коснуться реальности? Тень не может коснуться реальности, а Абхиманью – это всего навсего тень, тень Кришны.

У Шримати Радхики был здесь Свой дворец и писания рассказывают что это был за дворец. Это был дворец из белого мрамора, с куполом из синего сапфира. Махараджа Вришабхану был безумно богатым. Синий купол был достаточен, чтобы павлины, завидев его, пускались в пляс. А когда Прийаджи, Шримати Радхика, видела этот купол, Она вспоминала о ком? Джай джай Шри Радхеееее-Шьям! Она вспоминала о Шьяме. Я расскажу всего одну историю из бесконечного множества историй, которые произошли здесь.

Мы знаем, что каждое утро Радхика ходила в Нандаграм. Вы видели какая это долгая дорога, от Нандаграма тут километров пятнадцать. Каждое утро повторялась одна и та же сцена – каждое утро Радхика говорила: «Я не хочу туда идти» и Кутила с Джатилой уговаривали Ее: «Ну пожалуйста, выйди, мы обещали, Ты должна пойти. Сегодня последний день, последний раз». Она говорила: «Нет, я не хочу, что Мне там делать, в этом чужом доме?» Но в конце концов Ее уговаривали и Она выходила.

Но однажды – слушайте очень внимательно – произошло страшное событие. Джатила решила: «Все, хватит! Конец! Больше так продолжаться не может. Мы не можем так посылать каждый раз нашу целомудренную невестку в дом к чужому мужчине, чтобы Она готовила там завтрак. Это не может продолжаться больше!» Джатила вызвала Кутилу и сказала: «Кутила, сегодня утром вместо моей невестки отправишься в Нандаграм ты. Ты придешь в Нандаграм, вызовешь Яшоду и скажешь ей: „Все, больше Радхарани приходить не будет. Если вам нужно готовить затрак, то может приходить Кутила. Если вам не подходит Кутила, пусть готовит Рохини. Делайте что хотите, но Радхика больше приходить не будет”».

Кутила услышала это и сказала: «Но я же знаю что скажут мне в ответ. Я же уже знаю ее ответ, я слышу как она мне говорит: „Но разве ты не помнишь, что Дурваса Муни дал Ей благословение? Разве ты не понимаешь, что от нашего сына зависит наше благополучие? Мой сын каждый день рискует жизнью – то змей нападет на Него, то огромный журавль пытается склевать Его, то еще какой-нибудь демон нападет. Каждый день Он сражается, Ему нужно жить долгую жизнь, Он должен быть здоровый. Дурваса Муни балгословил нашу невестку, что чтобы бы Она ни приготовила, давала жизнь и защищала от опасности”. Яшода скажет: „Вы должны присылать!».

Джатила услышала это и сказала: «Если Яшода скажет так, то ты ответь ей, что „уже хватит, достаточно, единственное, что Он делает – это дотрагивается до нашей Шримати Радхарани под предлогом того, что просто дотронуться до Нее и уже жизнь будет долгой и счастливой”». Кутила сказала: «Она все равно будет настаивать». Тогда Джатила сказала: «Это конец, мое решение окончательно, обжалованию не поддлежит. Безусловно, Она – наша царица, мы должны Ей подчиняться, но если она будет настаивать, мы соберем свои пожитки и уйдем отсюда, покинем это царство, чтобы больше никогда не видеть ни ее, ни ее черного сына».

Сакхи услышали это, побежали к Радхе и сказали: «Радха, все, больше Ты никогд не пойдешь в Нандаграм».

Для Радхи эти слова были как удар молнии. Мы смеемся с вами, для нас это шуточная история. Радха поверила в это. Когда Она услышала это, Она упала в обморок и из Ее горла вырывалось дыхание более горячее, чем адский огонь. Ее сакхи боялись приблизиться к Ней, потому что на некотором расстоянии от Нее у них на теле появлялись волдыри от ожогов. Так или иначе, они подошли к Ней и как-то перетащили Ее на ложе из лотосов. Лотосы охлаждают. Это ложе было смазано сандаловой пастой, чтобы она вобрала в себя жар Ее тела, но стоило Шримати Радхарани коснуться этого ложа, как лотосы высохли, а сандаловая паста растрескалась.

На самом деле когда преданные испытывают разлуку с Кришной, огонь, который поднимается у них внутри, сжигает все. Есть знаменитая история про Вираханалу, огонь разлуки, когда огонь разлуки буквально сжег тело одного бабаджи. От него остался пепел, на глазах у всех он сгорел. У него из тела вырвался огонь, охватила его тело и от него осталась кучка пепла.

Про Шрилу Рупу Госвами рассказывают другую историю, что однажды шел киртан. В нем рассказывалось о любви в разлуке. Этот киртан описывал то, что испытывает Радхика, когда Она чувствует разлуку с Кришной, когда Он уходит. Преданные в экстазе попадали на пол, стали кататься, кто-то плакал и только Рупа Госвами стоял как столб. Некоторые испугались и подумали: «Что такое? Неужели он ничего не испытывает? Неужели он такой же, как мы с вами?» Кто-то подошел к нему и дыхание Рупы Госвами коснулось его. Это дыхание обожгло. Жар того, что он испытывал внутри, невозможно описать.

Шримати Радхика лежала там, Ее пытались обмахивать опахалами, на Нее поливали водой. Шикшаштака пришел со своим шприцом (смех). Стоило воде коснуться Ее, она испарялась в тот же момент. Жар был невозможный, невыносимый.

В этот момент Дхаништха-гопи, которая уже сбегала в Нандаграм, вернулась и Яшода узнала о том, что Радха больше не будет приходить. Рохини приготовила завтрак для Кришны. Но Яшода послала Дхаништху-гопи и сказала: «Тогда, пожалуйста, пусть хотя бы Она приготовить что-нибудь поесть для моего сына, какие-нибудь ладду или печености». Дхаништха пришла сюда с этим известием и с этой просьбой она подошла и увидела, что Радха ничего не слышит. Она боялась даже подойти близко. В конце концов, она осмелилась подойти и подумала: «Как же мне сделать так, чтобы Она пришла в Себя?» Тогда Дхаништха-гопи закричала: «Радха, Шьям здесь». Радха вскочила со Своего ложа: «Где? Где? Где Шьям?» Дхаништха сказала: «Шьям пришел сюда в виде служения Ему. Шьям хочет есть».

Радха как будто бы забыла. Только-что Она лежала в обмороке, только-что из Ее груди вырывалось это дыхание, Она все забыла, Она пошла, быстро омылась, облачилась в чистое сари, побежала к плите, Она разожгла 50 плит. У Нее в кухне было 50 плит! Она разожгла сразуже 50 плит и стала готовить среди этих 50 плит. 50 плит во время расколенного полдня горели вместе и Шримати Радхика чувствовала Себя так, как будто бы Она омывается в прохладных водах Ямуны. Служение Шьяму охладило у Нее все внутри и Она стала абсолютно счастливой. Это самое начало этой истории.

Так или иначе, подруги Радхики стали гадать что же сделать, как же помешать этому коварному плану. Джатила решительно настроена и переубедить ее невозможно будет. Под вечер они придумали.

Когда стали спускаться сумерки, Шримати Радхика вышла в этот сад. В саду было много деревьев. Она села под дерево и вдруг раздался отчаянный жуткий крик. Джатила схватилась за голову, Кутила побежала: «Что случилось?» Из сада ей навстречу – подруга Шримати Радхики, Вишакха. Она говорит: «Радхику укусила змея. В сумерках Она увидела драгоценный камень на голове змеи и захотела дотронуться до него, он блестел, Она попыталась взять этот камень и в этот момент змия ужалила Ее и Она лежит и все Ее тело дрожит от ужасного жара».

Кутила прибежала вместе с Джатилой и увидели Радхику в том же самом состоянии: Она лежала и из Ее груди вырывалось раскаленное дыхание.

Джатила перепугалась, стала говорить: «Что делать? Надо спасти! Нужен заклинатель змей! Нужен кто-то, кто сможет вывести из Ее тела яд!» В Индии до сих пор есть люди, которые с помощью специальных мантр могут нейтрализовать яд укуса любой змеи. Более того, они могут вызвать эту змею, она приползает и выпивает, забирает этот яд внутрь.

Они повторяют мантры Калии, потому что Калия был первый змей, которого Кришна поставил под контроль. С помощью мантр и аскез соответствующих они достигали мистических сил. Они могут сказать какая змея укусила этого человека. «Нужен заклинатель змей!» Она стала кричать всем гопи: «Бегите скорее, приводите сюда заклинателя змей!» Радхика сквозь слезы, сквозь боль и дыхание сказала: «Если какой-нибудь мужчина дотронется до Моего тела, Я умру тотчас же на месте, лучше не приводите сюда никаких заклинателей змей. Я целомудренная жена Моего мужа Абхиманью».

Джатила поразилась такому энтузиазму своей невестки. Она стала уговаривать Ее: «Ну пожалуйста, может быть в этот раз, в таких ситуациях уже не важномужчина – не мужчина!»

Радхика сказала: «Нет! Потому что если чужой мужчина дотронется до Меня, это хуже, чем если змея бы укусила Меня! Мое тело будет гореть еще сильнее!»

Так или иначе, люди побежали и сказали: «Йога-майа! Йога-майа! Пурнамаси йога-майа нас спасет!» Джатила помчалась к Пурнамаси-гухье, тут недалеко есть пещера, где живет Пурнамаси. Гопи прибежали и стали спрашивать: «Пурнамаси, ты знаешь заклинания против змей?» Пурнамаси сказала: «Я не знаю никаких мантр, единственная мантра, которую я знаю – это Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Пурнамаси сказала: «Я в ИСККОН-е. (смех) Но у меня живет тут рядом Гарги, дочка Гарги Муни, она наверняка все знает». Гопи бросились к Гарги: «Гарги, ты знаешь специальные мантры, которые бы нейтрализовали яд?» Гарги сказала: «Нет, я не знаю никаких мантр. Но на ваше счастье у меня гостит одна подруга моя, жена моего двоюродного брата и она живет в Бенаресе. Там все знают мантру, тантру, янтру и все остальное. Ее зовут Видьявали (Видьявали значит очень умный)». Вы уже догадались кто такая Видьявали, я не буду долго вас томить, все было организовано заранее, Кришну нарядили в Видьявали.

Кришна закрылся и вышел, под мышкой у Него была книга с санскритскими мантрами. У Него спросили: «Ты знаешь мантру против змей?» Он сказал: «Знаю. Все мантры, которые нужно, знаю, все, что угодно знаю». «Пойдем с нами, ты спасешь нашу подругу!» Он сказал: «Не пойду!» «Почему?» «Потому что я брахман. Ваша подруга из какой касты?» «Она пастушка». «Не, я не пойду. Я брахман. Меня в Бенаресе не пустят обратно, если я потеряю свое брахманское достоинство». Они ему стали говорить: «Мы всегда знали – в этом Бенаресе поклоняются Шиве и любой, кто поклоняется Шиве, становится жестоким. Человек умирает, а ты спрашиваешь какой она касты». Кришна подумал: «Действительно, нехорошо кастовое сознание проявлять в такой момент». Кришна сказал: «Ну ладно, только никому не говорите. Так и быть, сегодня я приду». Всю дорогу Он повторял мантры, тантры и янтры. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Его тянули, тянули, а Он шел сознательно медленно, Он говорил: «Не мешайте Мне, Я из благородной семьи брахманов. Брахманы быстро не ходят».

В конце концов Его привели туда и Джатила была рядом и Кришна сказал: «У меня два условия: во-первых, Я должен накладывать на все части Ее тела свои мантры. Есть особая церемония ньясы, когда на части тела нкладываются мантры и эти звуковые вибрации остаются в частях тела и защищают их. Так что, мне нужно будет касаться». Джатила сказала: «Ничего, нормально, хорошо, никаких проблем». «Но Мне нужно будет касаться всего, потому что нужно же Ее защитить как следует». Джатила сказала: «Да, да, делай все, что нужно». Кришна сказал: «У меня есть второе условие. Мантра одна не действует. Вместе с мантрой всегда должен быть прасад. Я должен пожевать орех бетеля и дать Ей в рот, чтобы мантра действовала окончательно и бесповоротно». Джатила сказала: «Может без этого обойдемся?» Представьте себе: приходит к вам врач, жует что-то и кладет вам в рот. (смех) Джатила говорит: «Негигиенично как-то получается. Ты уверен, что это необходимо?» Кришна сказал: «Без этого ничего не сработает». Тогда Пурнамаси толкнула в бок Джатилу и сказала: «Джатила, ну что ты вообще, стала какой-то ритуалисткой. Ладно, хватит, давай, ради такого дела нужно разрешить».

Кришна начал Свой ритуал Он сказал… Я не буду говорить что Он сказал. Так или иначе, начался тантрический ритуал. Кришна стал накладывать мантры на каждую часть Ее тела, Он дотрагивался до Нее. В конце концов, Он дошел до Ее груди и дальше Он не мог подняться. Он положил Ей в рот жеванный Им бетель и Радхике стало лучше, все чувствовали, что Она уже дышит не так горячо и что постепенно дыхание выравнивается, но Кришна сказал: «Яд поднялся до груди и если мы Ее сейчас не спасем, ничего Ей не поможет. Мантры тут уже больше не помогают, нужно Нас оставить наедине». Джатила что-то заподозрела. Она сказала: «Точно нужно?» «Если вы хотите Ее спасти, то нужно Нас оставить наедине, потому что единственное последнее оставшееся средство – Я должен вызвать эту змию, которая укусила. Она подползет к Ней и выпьет оставшийся яд, иначе остатки яда останутся в Ее теле и сожгут Ее изнутри». Пурнамаси сказала: «Ну, если так нужно…» И Джатила согласилась.

Всех выгнали и Кришна сказал: «Змия уползла очень далеко. Она приползет только через три часа. Вы должны уйти и не мешать нам три часа». Я не буду вам рассказывать что происходило в течение этих трех часов. По истечении трех часов Пурнамаси, Джатила, Кутила, все гопи собрались, а Кришна услышал шорок, что они находятся за дверями и Кришна стал шипеть как змия. «Шшшшшш». Они стали переглядываться: «Вы слышали? Змия приползла!» Кришна громовым голосом стал говорить: «Эй, змея, ты откуда?» Змея ответила шипящим голосом: «Я приползла с Кайлаша». Кришна стал спрашивать: «Зачем ты приползла с Кайлаша?» «Чтобы убить Джатилу. Шива послал меня, чтобы я убила Джатилу». Кришна голосом Видьявали спрашивает: «Почему же ты тогда укусила ее невестку?» «Потому что я хотел сначала убить ее сына, Абхиманью». «Почему тебе нужно убить ее сына Абхиманью, если тебе нужно убить Джатилу?» «Потому что тогда ее смерть будет более мучительна. Когда умрет единственный ее сын, Абхиманью, она умрет сама». «Почему же ты тогда укусила ее невестку?» «Потому что ее невестка – прошипела змея – самая целомудренная женщина на свете и пока Она жива, ее сына невозможно убить. Поэтому сначала я укусила ее невестку, потом я укушу ее сына, а она умрет сама». «Почему ты хочешь ее убить?» «Мой господин, Шива, послал меня, потому что она его оскорбила». Джатила, ни жива, ни мертва, стоит за дверями и слышит этот диалог. Она стала креститься (смех): «Свят! Свят! Свят!»

Вы смеетесь, но представьте себя на месте Джатилы. Тут не до смеха! Змея говорит: «Потому что она дважды оскорбила моего господина». «Как она оскорбила твоего господина?» «В первый раз она оскорбила моего господина, когда она не пустила Шримати Радхарани готовить тому, кому поклоняется мой господин Шива. Хари – объект поклонения для моего господина». «Как она оскорбила его во второй раз?» «Во второй раз она оскорбила его, потому что она оскорбила Дурвасу Муни, когда она пренебрегла благословением, которое он дал Шримати Радхарани. Дважды оскорбительница должна быть убита».

Кришна, голосом Видьявали, стал спрашивать: «А есть какое-нибудь средство, как-то можно этому помочь?» Змея прошипела: «можно – если она сейчас же пообещает, что каждый день она сама будет отводить Шримати Радхарани в Нандаграм и если она попросит прощения у Хари и если она никогда больше не будет Его оскорблять. Она все время называет Его черной змеей. Поэтому черная змея приползла, чтобы укусить ее».

Джатила не выдержала и из-за дверей сказала: «Все, я все поняла, я больше никогда не буду, все! Харе Кришна».

Кришна голосом Видьявали спросил: «Ты довольна?» Змея прошипела: «Я довольна, но до следующего раза. Если она еще раз оскорбит Хари или любого Его преданного, я приползу, найду ее и укушу».

Змея уползла, Шримати Радхика встала, Джатила ворвалась туда и стала спрашивать: «Как Ты? Как Ты?» Она говорит: «Как ни в чем ни бывало, Мне очень хорошо, Я была в каком-то сне, что-то все ушло, все хорошо». Но тут Пурнамаси стала говорить: «Это Ей кажется, что у Нее все хорошо. На самом деле яд еще остался в Ее теле. По крайней мере остатки яда. Обязательно нужно, чтобы эта могущественная заклинательница змей осталась вместе с Ней на ночь. Все, что угодно может случиться иначе, а так она будет рядом и в любой момент сможет прийти на помощь». Видьявали стала говорить: «Нет, нет, Я же из брахманской семьи, Я не могу себе этого позволить – переночевать в доме вайшьев! Ни за что! Никогда!» «Ну, пожалуйста! – Джатила упала на колени перед Кришной и сказала: «Пожалуйста. Я подарю тебе все, что у меня есть и все, что у Нее есть».

Она велела Дхаништхе, чтобы она собрала все драгоценности Шримати Радхарани, сложила их в один сундук и сказала: «Теперь это все твое». Кришна сказал: «Ну ладно, так и быть, но только одну ночь и ни минуты больше». Нитай-гаура преманандееее! Харибол!

С тех пор Джатила каждый день Радхику за руку отводит в Нандаграм.

Мы можем поклониться здесь Радхе-Шьяму. Радхика все время жалуется, что «Меня время называют Каланкини». Каланкини значит распутная женщина. Мы можем видеть, как Кришна смотрит на Нее. Кришна смотрит на Нее вот так. Кришна не смотрит на Нее вот так (прямо), чтобы никто не змаетил, что Он на Нее смотрит. А тут рядом тучная стоит семейка: Джатила, Кутила и их непутевый сын Абхиманью. Им тоже нужно поклониться, потому что без них любовь Радхи и Кришны не была бы такой полной и увлекательной.

У нас еще две вещи. Потом, после этого, нужно обязательно подойти к пуджари и пожертвовать ему что-то, чтобы Кришна, который тут, особенно доволен всеми, кто сюда приходит и слушает об этих Его лилах, чтобы Кришна пролил на вас свою милость. Я хотел, чтобы Шикшаштака нам еще одну историю маленькую рассказал, чтобы мы могли лучше понять что происходит здесь.

Шикшаштака Прабху: Дорогие преданные, мы уже скоро уедем из Варшаны, осталось всего две ночи и лучше, чтобы вы уже смотрели на Варшану через призму этой истории. Ее рассказал милостивый Ачьютатма Прабху, президент Санкт-Петербургской ятры, они в 2001 году здесь, когда ашрам разрушили и они решили в Индии пожить какое-то время, чтобы духовной подедержки какой-то получить, тогда не было руководства такого. Они жили на Варшане втроем, Ачьютатма Прабху, еще брахмачари он тогда еще был, один преданный по имени Нираз, электрик по профессии, один из преданных Санкт-Петербургской ятры, который всегда отзывался любым преданным помочь электрику какую-то наладить. Кто-то в квартире, кто-то дома строил, он всегда бескорыстно от сердца все делал, у него такое доброе сердце, он такой простой очень преданный. Он инициацию получил, живет в Питере также. И вот был, был Ачьютатма Прабху и Бал Гопал, который также брахмачари. Они втроем ночевали на холме на Варшане, рядом с храмом был дом без крыши, его достраивали и крыши не было и они в этих стенах ночевали. Этому Ниразу приснился сон ночью. Как будто появилась женщина в белом сари, очень красивая, и сказала ему: «Пойдем, если хочешь, я покажу тебе настоящую Варшану». Они поднялись на вершину холма и он увидел все эти домики, которые мы видим вокруг, и в Нандаграме и на Варшане. Она говорит: «Смотри внимательно». Она так взяла за край как-будто сукно сварачивать, вот эту картину с домиками, и по мере того, как она сворачивала его, открывалось сияющее такое поле – сияющие храмы, сияющие мосты, реки, озера, люди сияющие, деревья. Он после этого проснулся такой, не мог спать, всю ночь сидел, джапу повторял. Потом, когда преданные проснулись, он им рассказал: «Вот такой сон приснился». Они все так вдохновились, ходили по Варшане осторожно. Может это вам поможет последние два дня с медитацией такой смотреть ….

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы