Москва (7.03.2009 г.) Киртан

Диск 112, л. 1

Аннотация:

Нельзя наслаждаться киртаном. В этом мире мы привыкли наслаждаться и эксплуатировать, но святое имя из беспредельной сферы и если мы его схватим, оно нас спасет. Духовный опыт зависит от смирения. Нельзя научиться общаться с Богом, не научившись общаться с обычными людьми. Рассказ о 4-х видах холи во Вриндаване: 1 – молочное – история о том, как Кришна облил Шримати Радхарани струей молока; 2 – данда-холи – история о том, как Кришна смиренно попросил у гопи поесть,  а потом появилась вся Его ватага друзей и гопи побили их палками; 3 – холи с краской; 4 – пушпа-холи – история о том, как Кришна и Радха сидели в никундже и повторяли имена друг друга и впали в забытье. Гопи их тогда закидали цветами. История о том, как Кришна хитростью заставил Своего попугая повторять имя Радхи. Несколько слов о 2-х реликвиях – куске материи, в которой уходил Шрила Прабхупада и кусок лунги Бхактисиддханты Сарасвати. В конце – история о том, как Кришна покинул гопи во время танца раса во Вриндаване. История в связи с тем, что Кришна хотел, чтобы гопи обижались не на Радху, а на Него. Неважно, что они делают, главное, чтобы они делали это вместе.

***

Киртан – это высшая форма служения Кришне и когда мы поем киртан, мы должны очень хорошо помнить, что мы пытаемся служить – служить Кришне в образе святого имени. Как только дух служения заменяется духом наслаждения, все портиться. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура Прабхупада говорил, что тот, кто пытается наслаждаться киртаном, идет в ад. Мы привыкли наслаждаться в этом мире. Наслаждаться значит эксплуатировать. Наслаждаться значит пытаться соразмерить все с самим собой, со своими желаниями: это хорошо, это плохо; это мне нравится, это мне не нравится. Как только этот менталитет появляется во время киртана – это нравится, это не нравится – я забываю о Кришне, потому что я поставил в центр самого себя, я начинаю служить самому себе, своим желаниям, своим прихотям, своим предпочтениям, тому, что мне нравится или тому, что мне не нравится. Это все портит. Есть эксплуатация. В материальном мире человек приближает все к себе, чтобы эксплуатировать. Если мы посмотрим на то как мы ведем себя. Что бы мы ни приблизили к себе  – будь то люди или какие-то вещи, мы пытаемся эксплуатировать эти отношения ради самих себя. Веды дают определение майи: мийате анайа ити майа – майа или иллюзия, иллюзорные отношения, которые являются источником всех наших страданий и бед в этом мире – это попытка измерить все. Мийате анайа ити майа – майа это то, когда я приближаю что-то и начинаю мерить это со своего шестка, со своей позиции, с того что нравится мне это или не нравится. Когда я делаю то же самое со святым именем, когда я пытаюсь его эксплуатировать, святое имя уходит.

Святое имя по определению безгранично. В шестой песне “Шримад-Бхагаватам” говорится вайкунтха нама граханам – человек должен попытаться поймать, схватить вайкунтха нама. Слово вайкунтха значит не имеющий пределов. Святое имя исходит из этой беспредельной сферы, где ничего невозможно измерить. Нам дан этот мир, чтобы мы мерили его собой. Люди здесь все мерят, кто-то мерит своими шагами все, кто-то мерит еще чем-то. Ученые – самый лучший пример людей, находящихся в майе, потому что что такое наука? Это попытка все измерить. Сколько от нас до звезд лететь, или до Луны, или до Солнца… Мы соразмеряем все с самим собой и это соразмерность делает наш мир ограниченным и наше бытие ограниченным. В этом глубинная философская причина нашей смертности здесь. Так как мы все пытаемся мерить, мы утрачиваем свою собственную бесконечность или бессмертие. Но святое имя может даровать нам бессмертие, потому что оно исходит из бесконечной сферы, если мы обратимся к нему с бесконечным смирением. Шри Чайтанья Махапрабху ставит в зависимость нашу способность испытать настоящий духовный опыт или почувствовать, услышать, соприкоснуться со святым именем от четырех качеств, которые, в сущности, являются одним и тем же качеством, смирением:

тринад апи суничена

тарор апи сахишнуна

аманина манадена

киртанийах сада хари

Смирение значит: я становлюсь бесконечно малым и тогда я обретаю возможность почувствовать бесконечное величие святого имени. Святое имя всегда остается в моем сердце, всегда. Не только в этой жизни – в течение многих-многих жизней, в течение бесконечности оно всегда останется со мной. Это бесконечное святое имя может устранить бесконечные грехи из нашего сердца, в один миг. В Ведах говорится сакридева – мгновенно, в тот же миг ничего не останется, стоит мне только действительно начать служить бесконечному святому имени. Это самое удивительное, что мы можем делать. Если мы делаем это по-настоящему, с подлинным смирением, с желанием преклониться перед святым именем и отдать себя ему, в этот момент святое имя нисходит на наш язык, святое имя входит в наше ухо и через ухо входит в наше сердце. Поэтому самое главное в святом имени – это понимание того, что мы служим этому звуку. Это не очередная дискотека на манер Харе Кришны. Потому что когда мы просто пытаемся танцевать или наслаждаться в ритме музыки, то святое имя уходит, остается тень. Даже не тень, оболочка, материальная оболочка, материальные звуки. Шрила Прабхупада говорил, что такой человек просто повторяет буквы алфавита: ха-ре криш-на. Кришны нет, осталось ха-ре и криш-на.

Эту нашу способность испытать духовный опыт Чайтанья Махапрабху недаром ставит в зависимость от нашей способности общаться. В конце концов мы должны научиться через киртан или через святое имя общаться с Богом. Но мы никогда не сможем научиться общаться с Богом, если мы не научились общаться с обычными живыми существами. Если мы не можем нормально построить свои отношения с другими живыми существами в этом мире, с близкими людьми, которые окружают нас, с людьми, которые находятся рядом с нами, то как мы сможем общаться с Богом? Поэтому он говорит: настоящий опыт начинается с этого:

тринад апи суничена

тарор апи сахишнуна

аманина манадена

киртанийах сада хари

Когда я хочу только служить. Это самое верное, самое легкое и самое безопасное, что есть в этом мире. Все остальное чревато опасностями и головной болью. Человек, который пытается наслаждаться в этом мире, ему очень сложно. Потому что у него очень много соперников, ему нужно расталкивать всех локтями. И мало того, что когда он поднялся куда-то, достиг какого-то положения, дальше ему нужно сохранять это положение искусственным образом! Слуге никто не завидует. Особенно слуге слуги слуги. Слуге какому-нибудь большому человеку можно завидовать, там люди расталкивают друг друга, чтобы послужить ему. Но Чайтанья Махапрабху говорит: наш идеал – я должен стать слугой слуги слуги. Я должен найти самого маленького и начать служить ему и через служение самому маленькому обрести милость самого великого. Это удивительный парадокс духовной жизни. Нет ничего более ценного в этом мире, чем служение. Нет ничего более возвышенного в этом мире, чем смирение и нет более правильного образа жизни. Смиренный, слабый становится сильным здесь. Как дети, маленькие дети полностью управляют своими родителями. Правильно? Родители делают все, что их маленькие дети им скажут. Почему? Потому что они слабы и потому что они не пытаются изображать из себя сильных. Как только этот балбес вырастает и начинает пытаться изображать из себя большого, крутого, самостоятельного – все, он теряет свою власть. Точно так же в нашем отношении – смирение – это самый лучший способ обрести все в этом мире и главное, смирение – это ворота, которые ведут в царство любви. В царство любви невозможно попасть ни через какую-нибудь другую дверь. Невозможно ее штурмом взять, тараном протаранить, доказать всем, что я заслужил это. Нет. Есть только один способ – смирение. Когда человек повторяет в таком состоянии святое имя и служит ему, святое имя раскрывает себя ему, потому что Кришна находится в святом имени.

Я сейчас приехал из Вриндавана и сейчас там идет холи. Все думают, что холи – это когда люди красками кидаются. Во Вриндаване есть 4 вида холи. На самом деле там есть бесконечное количество видов холи, но 4 мы знаем. Первый вид холи называется дугдха-холи, молочное холи. Недалеко от Нандаграма есть место, которое называется Нанда-баг. Нанда-баг значит сад Махараджи Нанды. Там произошла лила, с которой началась дугдха-холи. Однажды Шримати Радхарани шла в Нандаграм, как всегда утром, по одной единственной причине – потому что Яшода очень сильно попросила Ее. Никаких других причин для этого не было. Яшода пришла и стала говорить: „Пожалуйста, я очень Тебя прошу!” Из уважения к Яшоде Джатила согласилась и Шримати Радхарани нехотя согласилась каждый день ходить в Нандаграм. Она выходит из Явата и идет по прямой дороге, идущей из Явата в Нандаграм. И однажды, когда Она со Своими подругами Кундалатой, Вишакхой, Лалитой, другими подходила к Нанда-багу, они увидели, что Кришна уже сидит там и сосредоточенно доит корову. Кришна был весь во внимании. Он доил, доил, доил … Кундалата сказала: „Давай обойдем Его на всякий случай.” Шримати Радхарани гордо вскинула голову и сказала: „Что Он нам сделает? Что Он нам может сделать, этот негодяй?” Она распрямила плечи, спину и гордой быстрой походкой прошла мимо. Кришна абсолютно не смотрел на Нее, Ему не было абсолютно никакого дела до Нее. Он доил корову. В тот самый миг, когда Она проходила мимо, Он скосил глаз и направил струю молока на Шримати Радхарани (смех). Все стали смеяться, Шримати Радхарани обиделась страшно. Она сделала еще два шага и в этот момент жемчужное ожерелье у Нее на шее порвалось и жемчужины рассыпались по полу. Она присела и стала очень сосредоточенно собирать жемчужины с пола, а Кришна очень сосредоточенно доил корову, при этом глаза и Них очень сосредоточенно были скошены друг на друга (смех). Это дугдха-холи, когда вайшнавы, память об этой лиле, поливают друг друга молоком. Коровьего молока во Вриндаване не осталось, осталось буйволиное, но все равно.

Есть другой вид холи, он называется данда-холи. Данда значит палка. Это холи, когда палками друг друга бьют. Данда-холи – это особая форма холи. Однажды, опять же, девушки шли с горшками, у них было много молока, масла и Кришна сидел недалеко от Тер-кадамбы. Когда они проходили, Кришна решил прибегнуть к той же самой тактике, о которой мы только-что говорили. Кришна стал очень смиренным. Он стал говорить: „Я очень голоден. Пожалуйста, дайте мне что-нибудь, ну,что вам, жалко, что ли?!” Обычно Кришна требует, собирает налоги, а тут Кришна решил стать смиреннее травинки и терпеливее дерева. У гопи мягкое сердце, они сказали: „Конечно! Все, что хочешь!” Они сняли горшки, у Кришны за спиной была ватага Его друзей. Кришна сказал: „Я немножко совсем поем, просто очень кушать хочется.” Они поставили горшки совершенно ни о чем не подозревая. Кришна в мгновение ока умял все, что там было! Когда Он все съел … никто не успел оглянуться как Он все съел – Его друзья завопили: „Мы тоже хотим!” Кришна сказал: „У Меня тут еще осталось немножко.” Когда Он протянул Свою руку, на которой были остатки йогурта и масла. Его друзья стали подходить и лизать эту руку. Гопи, когда они увидели, что их обманули самым наглым образом, сказали: „Ну хорошо!” они взяли палки и стали лупить Его, Кришну и Его друзей. Это данда-холи, когда женщины лупят мужчин палками (смех).

Третий вид холи вы все знаете, когда кидаются красками, когда подходят и говорят: „Холи хе?” и все отвечают: „Холи хе!” Его осторожно мажут краской немножечно по лбу, а потом обсыпают его всего с ног до головы.

И четвертый вид холи – это пфул-холи. Не имеет никакого отношения к английскому слову „fool”, это пфул или пушпа-холи. Пушпа-холи имеет непосредственное отношение к теме нашего с вами разговора. Однажды Кришна и Шримати Радхарани сидели в никундже. Никунжда, в отличие от кунджи – это место, куда никто заходить не может, не имеет права, только Кришна и Радха. Что Они делали, сидя в никундже? Они повторяли Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Кришна повторял имя Радхи, а Радха повторяла имя Кришны. Они были рядом друг с другом, но при этом в сердце Их бушевала разлука. Кришна сидел и повторял: „Радха, Радха, Радха …” и слезы текли у Него из глаз. Иногда Кришна хочет услышать киртан святого имени Шримати Радхарани. Вишванатха Чакраварти Тхакура рассказывает один из трюков,  к которому Он прибегает при этом.

У Кришны есть попугай. В Нандаграме Кришна не может открыто, вдруг, ни с того, ни с сего, начать кричать „Радха, Радха …” Ему все время приходится сдерживать Себя. Но у Него есть особый попугай, который с первого раза выучивает все санскритские стихи в отличие от студентов бхакти-шастр. В тот самый день, когда Кришне захотелось услышать киртан святого имени Радхи, Кришна нашел стих из Вед. Этот стих – молитва, обращенная к Нарайане. Он звучит так:

дхара дхара вапу нарайана асман прасидати

О Нарайана, чье тело подобно горе – дхара дхара – пожалуйста, будь милостив ко мне! Кришна очень благочинно подошел к Своему попугаю и сказал: „Повторяй за Мной: „Дхара дхара вапу нарайана асман прасидати”. Попугай на этот раз что-то его подвело, он стал запинаться: „Дхара дхара …” Несколько раз он попытался произнести весь стих. В конце концов Кришна махнул рукой и сказал: „Можешь просто повторять „Дхара дхара …” „Радха Радха Радха …” Итак попугай стал повторять имя Шримати Радхарани.

Кришна сидел в никундже и повторял „Рдха, Радха, Радха”, а Радха сидела рядом с Ним и повторяла: „Кришна, Кришна, Кришна” и слезы текли у Нее из глаз. И час мчался за часом, Они не замечали как мчалось время, никто не замечал сколько времени прошло. В конце концов все Их подруги стали беспокоиться: „Что сделать? Время уже кончать эту лилу.” Но Кришна в самадхи и Радха в самадхи. Они оба сидят в самадхи и ничего не замечают, Они повторяют: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Тогда одна гопи решила кинуть цветок, чтобы вывести Кришну из этого состояния. Она осмелилась и пух! и запустила цветок. Кришна даже не почувствовал этого: „Радха, Радха, Радха …” Тогда все гопи собрались вокруг и стали забрасывать Их цветами. Они ничего не слышали, ничего не знали! Цветы росли и в конце концов выросла гора цветов и гора дошла Кришне до носу. Цветочные лепестки закрыли Кришну почти что целиком и когда Он в очередной раз хотел вдохнуть, чтобы сказать: „Радха, Радха…” цветы помешали Ему. Тут Кришна вышел из самадхи и увидел, что Он находится в цветах, что Радхи нет рядом с Ним, потому что есть рядом какая-то куча, из которой раздается: „Кришна, Кришна, Кришна …” В этот момент Кришна пух! выскочил оттуда и цветы разлетелись во все стороны. Это был изначальный большой взрыв (смех), с которого началось все творение.

Это пушпа-холи, когда Кришна служит имени Шримати Радхарани, а Шримати Радхарани служит имени Кришны и Их любовь друг к другу бесконечна. И так как Их любовь друг к другу бесконечна, Они могут полностью до конца почувствовать сладость святого имени, почувствовать друг друга в имени. Радха чувствует Кришну в имени Кришна, а Кришна чувствует Ее в святом имени Радха. Но секрет, еще раз, всего – полное, абсолютное смирение, когда мое высочайшее устремление жизни заключается в том, чтобы стать слугой слуги слуги, самого последнего из вайшнавов. И самое удивительно, что это доступно каждому из нас, что не нужно далеко ходить, чтобы начать это делать. Шрила Прабхупада ки! Джая! Шри харинама-санкиртана-ягья ки! Джая!

Я хотел сказать еще несколько слов с вашего позволения. Сегодня у нас особый день. Непосредственно перед этим киртаном ко мне пришел один преданный, Тима, и дал мне две этих баночки. В одной из них находится кусочек курты, в которой Шрила Прабхупада уходил из этого мира. Эта курта была надета на нем во Вриндаване, 14 ноября 1977 года и кусочек этой материи, на которой отпечаталось его сознание в тот момент, он прислал нам сегодня через преданных. Это долгая история. Во второй баночке ничто иное как кусочек лунги, которую носил в Пури Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура Прабхупада (возгласы „Харибол!”). Мы сегодня поместим эти два маленьких кусочка материи к нам на алтарь и мне хотелось буквально два слова сказать для чего они пришли сюда. Можно сказать, что сам Шрила Прабхупада и сам Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура Прабхупада пришли сегодня в Москву к нам, чтобы напомнить нам всем о том, что у нас есть одно общее дело, одна общая миссия, одно общее служение, что мы все здесь – слуги. Слуги слуг слуг слуг … Что мы пришли сюда для того, чтобы избавиться от утомительной, отвратительной, гадкой склонности господствовать и наслаждаться в этом мире. Мы пришли сюда для того, чтобы научиться служить. Мы можем доказать искренность своего желания служить тем, что мы будем служить другим преданным и тем, что в конце концов мы будем служить Шриле Прабхупаде и его делу, независимо от того, кто мы, что мы, какое наше служение, большое оно или маленькое. Кришна хочет от нас только этого, Он не хочет от нас ничего другого.

Во время танца-раса, когда в начале гопи танцевали с Кришной, каждая из них хотела удовлетворить Кришну по-своему и каждая старалась (изображает) и каждая думала: „Я самая лучшая! Я самая удачливая! Оооо, Кришна доволен мной как никем другим!” Каждая гремела своими браслетами, стучала ножными колокольчиками звенела … Что сделал Кришна? Ушел! Каждая старалась по-своему, но Ему не хотелось, чтобы каждая старалась по-своему, Ему хотелось, чтобы они все вместе служили Ему. Он ушел и когда Он исчез, гопи почувствовали что они потеряли в этот момент, чего они лишились. Горе стерло все границы между ними – границы ложного эго, границы моего великого служения … Все забыли об этом, все их мысли сосредоточились только на Кришне и на том, что Он был и ушел. Кришна ушел вместе со Шримати Радхарани и когда гопи стали приближаться, Кришна подумал: „Если Я останусь здесь сейчас с Ней и нас найдут вместе, гопи обидятся на Шримати Радхарани. Лучше пусть они обижаются на Меня. Пусть они все вместе обижаются на одного Меня, лишь бы они были все вместе!” Любой ценой Кришна хочет этого. Он хочет, чтобы мы отложили свое ложное эго, свои амбиции, глупости, ерунду и чтобы мы просто все вместе служили Ему. Шрила Прабхупада пришел сегодня вместе с Бхактисиддхантой Сарасвати, почти что вся гуру-парампара пришла сюда (смех) в виде этих двух маленьких реликвий, чтобы напомнить нам об этом, для чего мы здесь. Для того, чтобы в конце концов мы здесь могли научиться служить, потому что нет ничего более трудного и ничего более драгоценного, чем это. Спасибо большое! Шрила Прабхупада ки! Джая!

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы