Москва (10.03.2009 г.) Гаура-Пурнима

Диск 112, л. 4

Аннотация:

Гаура-Пурнима. Главное, что Чайтанья Махапрабху принес в этот мир — бхакта-бхаву. История о том, как Джаганнатха Мишра дал своему сыну брахманическое посвящение в 9 лет, чтобы он изучал Веды. В этот момент Чайтанья Махапрабху знал, что когда-нибудь он примет санньясу и крикнул „Харибол!” отчего его близкие задумались о том, не аватара ли он. Они стали обсуждать, что в Своем последнем приходе Кришна не стал учить никакому поклонению в храмах, как Он обычно это делает. На этот раз Он просто являл Свои лилы, потому что Он знал, что нет толку во всем остальном, люди упускали самого главного в этом, любви к Богу. Помимо тарака-шакти Чайтанья Махапрабху вложил в святое имя парака-шакти. Он сплел средство и цель воедино. Несколько лил с маленьким Нимаем. История про то, как маленький щенок, с которым Нимай игрался, стал повторять святое имя. Описание 4-х уровней противоречивости любви: 1 — брахма-вирудха; 2 — аишварья-мадхурйа; 3 — Бог и зависим, и независим; 4 — встреча в разлуке. История про то, как Уддхава пришел во Вриндаван и увидел там состояние, в котором находится Радха. История про шмеля, которого Мадху-мангал прогнал и сказал, что „Мадху-судан больше не вернется”.

***

джая джая шри-чайтанья джая-нитйананда

джая адвайта-чандраджая гаура-бхакта вринда

Харе Кришна. Я поздравляю вас всех с праздником. (Харибол! Ребенок тоже кричит) У нас растет новая смена надежная, экстатичная. Я прочитаю несколько стихов из четвертой главы Ади-лилы „Шри Чайтанйа-чаритамриты». Четвертая глава называется „Сокровенные причины появления Шри Чайтаньи”:

Текст 38:

кона каране йабе хаила аватаре мана
йуга-дхарма-кала хаила се кале милана

ПЕРЕВОД: Когда Господь по особой причине изъявил желание низойти на землю, в это же время возникла и необходимость провозгласить религию этого века.

Текст 39:

дуи хету аватари’ лана бхакта-гана
апане асваде према-нама-санкиртана

 

ПЕРЕВОД: Так, преследуя две цели, Господь пришел в этот мир со Своими преданными и насладился нектаром премы, участвуя в совместном пении святого имени.

Текст 40

сеи дваре ачандале киртана санчаре
нама-према-мала гантхи’ параила самсаре

ПЕРЕВОД: Он распространял киртан даже среди неприкасаемых, чандалов (это про нас с вами). Он сплел гирлянду из святого имени и премы и надел ее на весь материальный мир.

Текст 41

эи-мата бхакта-бхава кари’ ангикара
апани ачари’ бхакти карила прачара

ПЕРЕВОД: Так, проникшись умонастроением преданного, Он проповедовал бхакти, преданное служение и Сам погружался в служение Господу.

КОММЕНТАРИЙ Шрилы Прабхупады: Когда Рупа Госвами встретил Господа Шри Чайтанью Махапрабху в Праяге (ныне Аллахабад), он выразил Ему почтение, сказав: «Ты, о Господь Чайтанья, самая милостивая аватара Кришны, ибо щедро раздаешь любовь к Кришне». Миссия Господа Чайтаньи — одарить всех любовью к Богу. Эта любовь — высшее достижение человеческой жизни. Господь Чайтанья не придумывал новой религии, как считают некоторые. Обычно религии существуют для того, чтобы помочь человеку осознать Бога, в котором люди видят лишь владыку и хранителя вселенной. Однако божественная миссия Господа Шри Чайтаньи Махапрабху заключалась в том, чтобы каждого одарить любовью к Богу. Любой, кто признает Бога Всевышним, может начать повторять мантру Харе Кришна и обрести эту трансцендентную любовь. Вот почему Господа Чайтанью называют самым милосердным. Так щедро одаривать преданным служением может только Сам Кришна. Значит, Господь Чайтанья и есть Кришна.

В «Бхагавад-гите» Кришна учит, как предаться Верховной Личности Бога. Тот, кто предался Всевышнему, может сделать следующий шаг и научиться любить Его. Таким образом, движение сознания Кришны, основанное Господом Чайтаньей, предназначено прежде всего для тех, кто убежден в существовании Верховного Господа и видит в Нем властелина всего сущего. Миссия Шри Чайтаньи — научить людей привносить в свою жизнь трансцендентное любовное служение Богу. Он — Сам Кришна, который в облике преданного учит служению Себе. Заняв положение преданного и придя в вечном образе Шри Чайтаньи Махапрабху, Господь явил миру еще одно из Своих удивительных качеств. Собственными силами обусловленной душе никогда не достичь абсолютной Личности Бога, поэтому то, что Господь Шри Кришна в облике Господа Чайтаньи сделал эту цель легко достижимой для каждого, поистине, достойно восхищения.

Сварупа Дамодара Госвами объясняет, что Господь Чайтанья — это Сам Кришна в умонастроении Радхарани; Он — Радха и Кришна в одном лице. Господь Чайтанья жаждет познать привлекательность Кришны в трансцендентных любовных отношениях. Он не хочет помнить о том, что Он Кришна, ибо желает быть на месте Радхарани. Об этом нельзя забывать. Есть еще одна категория лжепреданных, которых называют надия-нагари или гаура-нагари. Они изображают чувства гопи по отношению к Господу Чайтанье, не понимая, что Шри Чайтанья поставил Себя в положение того, кто приносит наслаждение, а не того, кто наслаждается; Он стремился к положению преданного Кришны и не хотел быть Самим Кришной. Господь Чайтанья не признает выдумщиков, претендующих на обладание истиной. Интерпретации гаура-нагари и им подобных только помеха миссии Господа Чайтаньи. Несомненно, Шри Чайтанья Махапрабху — это Сам Кришна, но в то же время Он не отличен от Шримати Радхарани. Не следует под видом служения мешать Ему наслаждаться випраламбха-бхавой, чувствами, которые Он из Своих сокровенных побуждений перенял у Шримати Радхарани. Мирской человек не должен вторгаться в сферу трансцендентных отношений, чтобы не вызвать неудовольствия Господа. Следует всегда остерегаться подобных отклонений в преданном служении. Настоящий преданный не станет причинять Кришне беспокойства. Как объясняет Шрила Рупа Госвами, преданное служение должно быть проникнуто желанием доставить удовольствие Кришне (анукулйена). Любой, кто действует иначе, лишен преданности. Например, Камса, люто ненавидевший Кришну, все время думал о Нем, но думал как о враге. Нужно тщательно избегать такого неугодного Кришне «служения».

Господь Чайтанья играет роль Радхарани, и мы должны помогать Ему оставаться в Ее настроении, как это делал Сварупа Дамодара в Гамбхире (комнате в Пури, где жил Господь Чайтанья). Сварупа Дамодара всегда напоминал Господу Чайтанье о чувствах Радхи в разлуке с Кришной, которые описаны в «Шримад-Бхагаватам», и Господь очень ценил его поддержку. Но гаура-нагари, которые видят в Господе Чайтанье наслаждающегося, а себя считают объектом Его наслаждения, никогда не найдут одобрения Шри Чайтаньи и Его последователей. Вместо того чтобы дать им благословения, Господь отворачивается от таких подражателей. Их измышления противоречат принципам Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. Понятие о божественном наслаждении Кришны нельзя смешивать с понятием трансцендентной разлуки, которую Он испытывает, занимая положение Радхарани.

**************

Шрила Прабхупада ки! Джая! Прочту еще раз два последних стиха.

Мне хотелось несколько слов сказать о том, что мы празднуем сегодня. В этом стихе „Шри Чайтанйа-чаритамриты” Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами говорит каким образом Шри Кришна-Чайтанья Махапрабху проповедовал йуга-дхарму, что он делал. Прежде всего он сам принял настроение бхакты, он сам стал бхактой, он сам стал смиренным вайшнавом. Он Бог, он может все. Если нужно, у него есть оружие в руках. Но когда он приходит в век Кали, в это время, он проникается настроением преданного и он делает это с двумя целями – для того, чтобы испытать вкус этого сам и для того, чтобы поделиться этим вкусом со всеми остальными. В комментарии Шрила Прабхупада подчеркивает как важно нам с вами проникнуться тем же самым настроением. Сам Господь приходит для того, чтобы научить нас поклоняться Кришне. Поклоняться Кришне можно как? Только находясь в определенном настроении. Поклонение Кришне не какое-то физическое действие. Мы очень часто запрограммированны на то, что поклонение – это некий обряд или ритуал. Мы думаем, что „все понятно, надо пойти и начать крутить что-то перед Кришной и все будет в порядке”. Нет. Можно крутить, можно не крутить. Духовный мир называется бхава-джагат. Бхава-джагат значит, что он состоит из эмоций, из любви. Поклоняться Богу можно только любовью. Когда любовь есть в нашем сердце, все то, что мы делаем, будет поклонением Богу, крутим мы или не крутим и неважно сколько раз мы крутим. Когда любви нет в нашем сердце, все, что мы ни делаем не будет поклонением Богу, даже если мы будем очень долго крутить перед Кришной всевозможные упачары.

Эта бхакта-бхава – главное, что Шри Чайтанья Махапрабху принес. Он принес это, чтобы научить нас поклоняться Кришне. В „Шри Чайтанья-мангале” Лочан дас Тхакур очень интересно объясняет почему Кришна приходит в Кали-йугу и почему он приходит именно в таком образе. Он рассказывает историю про то как, когда Господу Чайтанье исполнилось 9 лет, его отец, Джаганнатха Мишра, решил провести церемонию награждения своего сына священным шнуром, посвящения его в брахманы. Обычно эта церемония означает получение квалификации для того, чтобы изучать Веды. Духовный учитель или в данном случае отец шепчет на ухо гайатри-мантру и гайатри-мантра, которая является концентрированной формой всех Вед, постепенно раскрывает в сердце человека духовное знание, содержащееся в Ведах. Без этого обряда человек не имеет права изучать Веды. Без этого обряда он ничего в Ведах не поймет. Есть люди, которые изучают Веды. Есть люди, которые переводят Веды на русский язык (смеется), долго переводят, потом издают в серии „Литературные памятники”. Но таким образом невозможно понять Веды, останутся одни слова, набор бессмысленных звуков. И даже если они попытаются придать этому какой-то звук, какой-то смысл, в конце концов этот смысл убежит. Традиционный способ изучения ведического знания – я получаю гайатри от своего духовного учителя, я начинаю повторять веда-мату, гайатри, и, повторяя гайатри, я постепенно изнутри начинаю чувствовать, что все Веды учат поклонению Верховному Господу. Смысл гайатри только в том, чтобы сознание мое просветилось, стало ясным, чтобы я шел по пути указанном в Ведах и в конце концов вышел за пределы этого мира. Веды говорят: „Покинь тьму этого мира! Выйти на свет!” Но для того, чтобы покинуть тьму и выйти на свет, нужно знать путь. Веды дают этот путь.

Джаганнатха Мишра устроил пышную церемонию для своего сына, Шачимата намазала его тело куркумой, маслом, ему одели гирлянды, брахманы читали ведические мантры. В какой-то момент Джаганнатха Мишра стал шептать ему на ухо гайатри. Он шептал ему священные звуки этой сокровенной мантры, которую можно услышать на каждом углу в Индии сейчас. Но на самом деле эта мантра сокровенная. И после этого по традиции мальчик должен подойти к своему отцу или духовному учителю, поклониться, принять у него чашку, с которой он будет ходить и просить пожертвования. Обет ученика – смирение. Смирение достигается тем, что он ходит и просит милостыню. И он получает посох, посох тоже признак ученичества. Говорится, что когда этот обряд проходил, когда ему вручали чашку для пожертвований и посох, маленький Нимай, которому было всего 9 лет, начал думать: когда-нибудь я приму санньяс. Посох напомнил ему о данде, которую принимают санньяси. Санньяси – это уже профессиональные попрошайки (смех), у них есть разные приспособления и они остаются уже ими до конца. Они не живут дома. И в этот момент, когда происходила эта церемония, когда Нимай начал думать о деле своей жизни, о том, что когда-нибудь я тоже уйду из дома, когда-нибудь я приму посох, когда-нибудь я буду ходить и просить милостыню, стучать в каждую дверь, в этот момент волосы на его теле стали дыбом, из глаз его покатились слезы и из горла его вырвался крик: „Харибол!” Это был громовой крик, который потряс все основы этого мира. Все затряслись и никто ничего не мог понять. Люди, все взгляды были прикованы к Нимаю. Его тело было похоже на цветок кадамбы. Кадамба – это особый цветок, который покрыт мурашками от экстаза. Поэтому иногда Шримати Радхарани сравнивают с кадамбой, с деревом кадамбой. Эти признаки экстаза, проявившиеся на теле Нимая, приковали взгляды людей к нему и пандиты, брахманы, которые присутствовали на этой церемонии, стали обсуждать между собой: „Кто он такой?! Что с ним? Что это произошло? Кто это такой, кто сейчас рыкнул „Харибол” так, что сердца наши сжались? Что происходит в данный момент?”

Они стали говорить друг с другом, вдруг невольно мысли их натолкнулись на представление о том, что Кришна приходит в каждую йугу. Он говорит Сам в «Бхагавад-гите»: „Когда религия приходит в упадок, Я прихожу в этот мир и восстанавливаю религию.” И они стали рассуждать об этом: „Может быть он Сам Бог? Может быть он пришел для того, чтобы восстановить религию, которая утрачена была?” Они стали рассуждать и говорить: „Вроде бы ничего подобного про аватару в Кали-йугу не сказано. Более того, говорится, что Господь приходит в двапара-йугу и проповедует поклонение в храмах. В Ведах рассказывается, что в каждую йугу или в каждую из эпох, которую переживает человечество по мере деградации, начиная с Сатйа-йугуи –  Сатья-йуга, Двапара-йуга, Трета-йуга и Кали-йуга – есть определенный метод. Один из братьев – его звали Сударшана – начал говорить очень интересную вещь. Слушайте внимательно что он сказал: „Обычно Кришна приходит в Двапара-йугу и начинает проповедовать поклонение в храмах. Но что-то странное произошло в эту Двапара-йугу. Кришна пришел, но пришел под самый конец и ни разу Он никакого поклонения в храме не проповедовал. Убивал демонов, танцевал раса-лилу, играл Свои игры – дело Свое не делал! Он – йуга-аватара. Йуга-аватара должен прийти в самом начале определенной эпохи для того, чтобы показать людям путь, который они могут практиковать. И в Двапара-йугу у людей остается два качества. Дхарма, которая в Сатья-йугу стоит на 4-ех ногах, в Двапара-йугу остается на двух ногах: у людей остается правдивость и чистота. У них уходит милосердие и поэтому они не могут больше совершать жертвоприношение. В Трета-йугу люди могут совершать жертвоприношение, потому что это проявление щедрости или милосердия. Когда нету милосердия, то жертвоприношения превращаются в свою противоположность. У них остается чистота, поэтому им дается метод, чтобы они смогли очистить свое сердце с помощью строгого регламентированного поклонения изображению Господа в храме.” Дальше Сударшана стал разгадывать эту загадку: „Что же произошло в эту Двапара-йугу? Почему сбой произошел? В каждую Двапара-йугу Кришна приходит и проповедует это. В предыдущую Двапара-йугу Он этого не делал.” Кто-то знает ответ на этот вопрос, почему Он этого не делал? Кришна просто подумал: бесполезно это все! (смех) Он говорит: „Я уже пробовал много раз – приходил, учил, поклонялись. Ничего не случалось.” Люди делали это, но теряли как говорят по-английски, „they missed the point”, они теряли самое главное. Все методы, которые даются в любую йугу, в конце концов должны привести любого человека только к одному, у человека есть только одна цель —  любовь к Богу. Но люди поклонялись, приходили в храм, очищали свое сердце – ничего не происходило! Кришна – Сам Бхагаван, Кришна – Сам Бог и Он не обязан все делать стереотипно. Во все остальные йуги Он приходит и учит как надо, а в эту йугу Он подумал: „Попробую что-то еще. Может быть получится, может выйдет что-то.”

Поэтому в эту Двапара-йугу Он пришел поздно, Он пришел под самый конец, на границе между Двапара-йугой и Кали-йугой и ничего не делал, просто проявлял Свои лилы, Он просто играл! Он просто проявил нечто бесценное, Он принес праздник,  вечный праздник духовного мира сюда, на землю. В „Брахма-самхите” говорится, что в духовном мире каждый звук – это песня, каждый шаг – танец, каждый день там праздник. Сегодня мы все пришли сюда и здесь Нитай-Гаура премананде хари-харибол! Мы чувствуем некое возвышенное чувство у нас. В духовном мире каждый день так, при этом там нет менеджмента, нет храмовой администрации, которой нужно все это управлять, нет всех этих .. не будем о них говорить … Там есть только праздник. Кришна пришел и этот праздник принес. Он принес вечный праздник духовного мира, где царит и где правит любовь, где всем управляет любовь, где не нужно менеджмента, потому что там есть любовь. В этом мире, к сожаленью, нужен менеджмент, почему? Потому что нет любви, потому что зависть есть. Поэтому нужен менеджмент, все эти проблемы, головная боль… Кришна показал как можно жить вечно и быть вечно счастливым. Иногда от представления о том, что нам нужно будет жить вечно, нам не по себе становится, потому что мы думаем: „Что же такое? Что же я буду делать там? Вечность!” Но Кришна объяснил как можно жить вечно и быть при этом постоянно счастливым, Он рассказал этот секрет, который просто называется према, любовь. Когда есть любовь, ничто не может прискучить, каждый день становится новым, каждое действие становится новым, каждая улыбка становится новой! Каждый день Шримати Радхарани видит Кришну и думает: „Кто это такой? Я никогда такого красивого юношу не видела! Никогда!” Каждый день Ее чувство свежее и новое. Кришна пришел и показал все это и Он решил провести эксперимент, Он решил попробовать по-другому в этот раз. Он пришел вместе со всей Своей бродячей труппой, со всеми артистами Своего театра, Он показал это представление, небольшой, маленький такой рекламный ролик. Как перед новым фильмом показывают: вот так вот, вот так, Он самые лучшие сцены выбрал, как в рекламных роликах: Бакхасура кхххх! Он показал несколько лил, показал что значит духовный мир, показал праздник, который царит там, но Он знал, что никто ничего не поймет, знал, что этого мало, что до людей не дойдет. Поэтому в эту особую связку Двапара-йуги и Кали-йуги, которая называется особым словом „сватантра”… Если в обычной йуге Кришна приходит и делает что-то обычно, то в эти две йуги Он делает что-то в высшей степени необычное: Он объясняет что значит любовь, Он прибегает к последнему средству. Нам на самом деле с вами очень повезло. Иногда нам кажется, что это недоразумение какое-то. Я иногда читаю и думаю: „Мы самые удачливые! Как же так? Не может быть! Что-то в этом не то.” Но это факт. Шастры объясняют, что есть две особые йуги, когда сначала приходит Сам Кришна и показывает что значит царство любви, а потом Он приходит как Господь Чайтанья и объясняет нам что мы должны делать, чтобы эту любовь обрести.

Как Шрила Прабхупада в комментарии к этому стиху говорит, что Шри Кришна Чайтанья – Сам Бог. Почему? Есть у кого-то сомнения в этом, поднимите, пожалуйста руку? А-а-а-аааа. Последняя нога религии подводит нас (смеется), правдивость. Он объясняет удивительным образом в комментарии, он говорит Шри Кришна Чайтанья – Сам Бог, потому что Он дает то, что может дать только Сам Бог и Он объясняет что значит любовь и Он делает эту любовь доступной. Что он делает – он делает любовь к Богу необычайно доступной. Как? В этих стихах объясняет как он это делает. Он делает ее легко доступной каждому, вкладывая эту любовь в святое имя и объясняя в каком настроении я должен повторять святое имя. Во все другие йуги воплощения Бога, которые спускаются на землю, также проповедуют мантру, они дают разные мантры и в Кали-йугу они всегда дают Харе Кришна мантру: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. „Кали-сантарана-упанишад”, часть Вед, объясняет,что Харе Кришна мантра – это тарака-брахма. Тарака-брахма значит звук, который позволяет человеку высвободиться из тисков, из рабства материи. В ней есть тарака-шакти, но в наш век в той же самой мантре есть две шакти, которые вложил Господь Чайтанья. Обычно, в обычные века, в обычное время в этих звуках есть только одна шакти, тарака-шакти. Тарака-шакти позволяет человеку освободиться от рабства материи и материальных желаний. Есть другая шакти, которая называется парака-шакти. Что она дает человеку? – Способность обрести самую высшую любовь. Чайтанья Махапрабху делает это с этими звуками.

В одном из стихов, которые мы прочитали сейчас с вами, Кришнадас Кавирадж Госвами говорит что он делат: он берет мантру и мантра – это как правило … Когда мы повторяем мантру, мы чем занимаемся? Садханой, правильно? Человек повторяет мантру для того, чтобы чего-то достичь, правильно? Есть много мантр и с помощью разных мантр можно всяких вещий достичь. И нам, или мантра, Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе – это садхана, это средство для достижения цели. Что делает Чайтанья Махапрабху в этот век? Он берет и сплетает средство и что? И цель. Он сплетает имя как средство, и прему, любовь, как цель. Любовь, према, есть уже в этом имени. Некоторые люди думают: „Что-то мне не хватает.” Кто-то из вас думает так, поднимите, пожалуйста, руки? Всем чего-то не хватает, все люди: „Мне того не хватает, мне того не хватает. ..” Нам не хватает одной единственной вещи – любви, только любви нам не хватает. И любовь эту можно найти в звуках святого имени, если повторять его правильно, в правильном настроении, в бхакта-бхаве, если поймать это настроение, в котором любовь раскроется в нашем сердце. Это то, что делает Господь Чайтанья, когда он приходит сюда и когда он плачет в Джаганнатха Пури. С самого рождения он делал это. Я прошу прощения, что слишком увлекся филосoфией, сейчас начнутся лилы, потому что в Кали-йугу философия не очень популярная вещь, это сложное блюдо, оно застревает все время в горле. Поэтому в Кали-йугу нужны лилы или истории. Но я умоляю вас, пожалуйста, послушайте внимательно что мне хочется вам сегодня сказать. Все то, что нам нужно, можно найти в святом имени. Все в звуках святого имени есть. Эта вера – самое главное, что у нас есть. Это вера то, что мы здесь проповедуем. Эта вера то, ради чего стоит это здание, эта вера то, ради того мы хотим построить большой храм, чтобы люди могли прийти и приобщиться к этой вере: в звуках святого имени человек может найти все! Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Ради этого, ради того, чтобы объяснить нам это, Господь снова приходит на землю в качестве послесловия. Как Кришна Он пришел Сам и показал все, что происходит в духовном мире.

Как Господь Чайтанья он приходит и начинает давать комментарии к этому, что это значит для нас, как научиться этому, как все это обрести. Он родился в 18-го февраля 1486 года, 523 года тому назад. Он пришел в семье Джаганнатхи Мишры и Шачиматы. Понять как Господь приходит невозможно. Вриндаван дас Тхакур говорит, что он родился из чрева матери Шачи как Луна рождается на востоке. И можно подумать, что восток порождает Луну. Порождает восток Луну? Луна просто восходит. Точно так же Господь Чайтанья пришел в этот век Кали для того, чтобы рассеять тьму и чтобы дать нам ощущение любви и он, повторяя эту мантру и давая эту мантру, свою любовь вложил с самого начала. Когда он  был совсем маленьким мальчиком, однажды он со своими дрuзьями пошел на Гангу. Они увидели выводок щенят. Несколько щенят возились в пыли, они были маленькие, беспомощные и дети набросились на них, маленькие дети стали разбирать щенят. Гауранга ухватился за самого красивого щенка. Все остальные стали ему завидовать и говорить: „Отдай щенка! Отдай щенка!” Но он прижал этого щенка к себе, стал обнимать, гладить и говорить: „У-тю-тю-тю”, что делают дети со щенками. Один мальчик ему страшно позавидовал, он сказал ему: „Не отдашь щенка, я пойду и пожалуюсь твоей маме.” Гауранга сказал: „Мой щенок!” Мальчик побежал и сказал: „Шачимата, ты знаешь что делает твой сын? Он сын брахманов, он из семьи брахманов, он взял грязного щенка и прижимает его к себе! Ааа!”

Шачимата пришла в ужас. Она побежала и увидела, что Нимай играет со щенком. Маленький щенок и он играет с ним, возится, иногда щенок ползает по нему, щенок иногда лижет его, иногда у щенка идет слюна и падает на тело Нимая. Нимай радуется, он в пыли, в этом во всем. Шачимата пришла в ужас! Она сказала: „Нимай, что с тобой?!” А Нимай прижал щенка к груди и закричал: „Мой щенок! Мой щенок! Не отдам! Мой самый любимый!” Шачимата сказала: „Твой щенок, твой, он навсегда останется с тобой, но пожалуйста, перед обедом пойди и помойся в Ганге. Ну нехорошо будет, если ты в этом состоянии начнешь есть, ну ты же сын брахманов!” Нимай согласился. Он привязал щенка как следует, сказал: „Подожди меня, друг мой, я скоро приду.” Шачимата взяла, отвязала этого щенка и отпустила. А этот мальчик, который наблюдал за всем, побежал к Нимаю и закричал: „Нимай, твоя мама выгнала щенка! Нимай! Щенка выгнали!”

Нимай в крике выбежал из Ганги, с криком, с ревом: „А-а-а-а, где мой щенок?! Мой щенок!” Он прибежал домой – щенка нет, он стал бегать, кататься по земле, мама прижала его к себе и сказала: „Нимай, твой щенок просто пошел погулять, он скоро вернется, не волнуйся, сядь покушай.” Нимай стал кушать. А тем временем люди видели этого щенка. Вдруг несколько человек собралось и они увидели как щенок прыгает, раскрывает широко свою пасть и кричит: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Щенок поет джая радх-говинда! Щенок, до которого дотронулся Нимай, почувствовал эту любовь, которая в нем живет. Сам Кришна пришел для того, чтобы дать эту любовь даже щенкам и даже тем, кто хуже щенков. Щенки в Навадвипе – особые живые существа, он нам с вами дает. То, что щенок в Навадвипе повторяет Харе Кришна не удивительно. Удивительно то, что мы с вами Харе Кришна повторяем (смех). Щенок в Навадвипе – у него другого дела нет. Это, что мы здесь, в Москве, делаем это – это чудо.

Нимай пришел ради этого. Ради того, чтобы дать нам самое непостижимое. Я не хочу долго держать вас, скоро через несколько минут начнется гаура-арати, но мне хотелось прежде чем мы расстанемся с вами сегодня или прежде чем мы снова начнем петь звуки этой мантры, объяснить что-то очень важное. Нимай пришел для того, чтобы дать нам возможность прикоснуться к высшей духовной божественной любви непостижимее которой нет ничего на свете. Эта любовь – Сам Бог. Мы все слышали эту фразу: Бог есть любовь. Это расхожая фраза, иногда ее вешают на больших плакатах и многие люди слышали это. Только Шри Чайтанья Махапрабху может объясняет что это значит и что значит любовь в высшей степени. В Ведах говорится, что природа Бога непостижима, что Бог есть по определению вирудха-дхарма, что природа Бога противоречива, Бог есть Абсолютная Истина и поэтому он должен сочетать в Себе все противоречия. Сейчас вам станет понятно почему я об этом говорю. Есть три уровня вирудха-дхармы или противоречивой природы. Когда Господь Чайтанья приходит, он проявляет высший уровень противоречий. Но это его способ научить нас любви. Есть брахма-вирудха. Брахман противоречив. В Ведах говорится, что у Брахмана нет ног, правильно? Есть ноги или нет ног? Никто не знает есть ноги у этого Брахмана или нет ног. В Ведах говорится нет у него ног и тем не менее он бежит быстрее всех бегущих. В Ведах говорится, что у Брахмана  нет рук и тем не менее он забирает или дает все, что только можно. У Брахмана нет глаз, и тем не менее он все видит, у Брахмана нет ушей, он ниракша, он акарна и тем не менее Брахман все слышит. Брахман не знает никто, но Брахман знает всех. Это первый уровень противоречий и Упанишады, объясняя нам трансцендентую науку, пытаются вывести нас за пределы линейной логики. Чтобы понять Господа Чайтанью и понять что нам должны делать, нужно выйти за пределы линейной логики. Брахман, Бог, по определению противоречив. Есть первый уровень противоречий, брахма-вирудха.

Есть второй уровень противоречий, когда Бог приходит как Кришна, в Нем тоже есть внутреннее противоречие. Какое? Противоречие между тем, что Он Бог и Он приходит как человек. Противоречие между айшварйей и мадхурьей. Он Бог, Он всемогущий, у Него есть все могущества, и тем не менее этот всемогущий Бог иногда не может поднять табуретку. Ему говорят: „Принеси табуретку!” Он говорит: „Не могу поднять.” Он всемогущий, Он не может этого делать. Бог самоудовлтворенный, Он аптакама и атмарама. Этот самоудовлетворенный Бог кричит: „Мама, хочу есть!” и начинает есть ладду. В один прекрасный момент, когда Кришна был на земле, пастухи собрались и после того, как Кришна поднял холм Говардхана, стали говорить Нанде Махараджу: „Что-то тут нечисто, наверное твой сын Бог.” Потому что в конце концов кто мог держать на мизинце левой руки – а Кришна специально на мезинце левой руки семь дней держал гору. И Нанда Махарадж стал говорить: „Может Он и Бог, но тогда объясните мне, почему Он так любит есть?” (смех) Потому что Бог самоудовлетоврен, Он не может приходить и кричать: „Дай Мне поесть! Я голоден! Я голоден!” И тогда Он подметает все, что только можно! Бог ничего не боится. Может Бог бояться чего-то? Нет. Кришна, когда ночью гремит гром и молния, Он начинает дрожать, Он выбегает из Своей кровати, залезает в кровать к Яшоде и дрожа прячется к ней под одеялом и плачет, а она успокаивает Его. Это Кришна-вирудха, противоречие между айшварйей и мадхурьей. Кришна приходит как противоречивый кто-то, как попрошайка. Он Бог, Он самоудовлетворен, но Он приходит и просит у Шримати Радхарани: „Пожалуйста, смилостивись.”

Другое противоречие, которое есть в Кришне – это противоречие между тем, что Бог независимый, правильно? Может Бог зависеть от кого-то? Бог независимый, Он полностью сватантра, Он ни от чего и ни от кого не зависит. Но как Кришна Он начинает зависеть от всех, если Ему де дают поесть, Он начинает плакать, мама Его связывает, мало того, что мама Его связывает, друзья Его связывают, гопи Его связывают, все, кому не лень, Его связывают. И Он, совершенно независимый Бог, сидит связанный и просит: „Развяжите Меня, пожалуйста!” Он просит, Он умоляет: „Пожалуйста, дай Мне любви.” Он, абсолютно независимый Бог, ходит как попрошайка и просит милостыню. Это второй уровень противоречия, который очень трудно понять. Шри-Шри Даял-Нитай Шачи-Сута ки! Джая!

Но есть самая сложная вещь в этом мире. Брахман трудно понять, люди изучают Упанишады, чтобы как-то прикоснуться к этому противоречивому Брахману. Люди пытаются понять Кришну и не могут понять, до сих пор люди говорят:
„Ну что же такое, что же это за Кришна непонятный такой, Он танцует непонятно с кем, с чужими женами. Я хочу с ними танцевать, а Он с ними танцует!” Брахма сидит у себя на Брахмалоке и думает: „Бог это или не Бог?” Иногда Брахма смотрит на этого маленького пастушка и ничего не понимает. Он говорит: „Все я могу понять, но почему Он левой рукой ест? Ну как так можно?!” Брахма устанавливает все правила и тут приходит Бог и все правила нарушает! Бога невозможно понять. Но есть нечто, что понять еще труднее, чем понять Бога и этому учит Господь Чайтанья. Он приходит и начинает учить любви. Вот тут вот полностью ум за разум заходит, потому что по-настоящему понять что такое любовь, противоречие любви не может никто. Но Господь Чайтанья приходит и учит этому. Он начинает объяснять нам с вами что такое настоящая любовь, нам с вами, которые недостойны всего этого, он начинает объяснять что испытывает Радха в разлуке с Кришной. Он приходит и принимает Ее настроение. Здесь говорится, в комментарии к этому стиху, что он принимает настроение Шримати Радхарани и в разлуке он плачет. Господь Чайтанья, последние годы своей жизни провел в Гамбхире весь в слезах, повторял Святое Имя и рыдал: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. С помощью этого он пытается объяснить нам самое большое противоречие, противоречие любви, когда в разлуке я ощущаю встречу. Шрила Прабхупада пытается объяснить здесь нам это, тупым, в комментарии что значит повторять Святое Имя в правильном настроении разлуки с Кришной, как повторять Святое Имя правильно, чтобы слезы текли у нас от глаз. Я расскажу сейчас историю маленькую о том, что случилось 5000 лет тому назад во Вриндаване, чтобы мы с вами поняли, что мы ничего не понимаем ни в  чем, но мы могли бы издалека поклониться тому, что принес Господь Чайтанья.

5000 лет тому назад Уддхава пришел во Вриндаван. Кришна жил в Матхуре и рядом с Ним был Уддхава и Уддхава Его постоянно поучал, все время Ему говорил: „Ты должен делать так, не должен делать так…” Уддхава все время на равных с Ним общался, как Его друг, он был очень умным, интеллектуалом. Кришна на него смотрел и думал: „Он ничего не понимает в жизни! Он ничего в жизни не понимает!” Поэтому Он решил послать его во Вриндаван с письмом. В один прекрасный момент Уддхава пришел во Вриндаван. То, что он увидел там, стало разрывать его сердце с первого момента. Он увидел что значит любовь. Кришна ушел из Вриндавана, Кришна его покинул и уходя, Он сказал: „Я скоро вернусь.” День шел за днем, месяц шел за месяцем, год шел за годом, Он не возвращался. Уддхава пришел и увидел этот Вриндаван. Самое ужасное, что он увидел, было в самом конце. Сначала он увидел отца Кришны. Он еле говорил, с трудом он проявил какие-то правила этикета, он принял Уддхаву, он его накормил, он пытался поддерживать какую-то беседу. Когда Удххава краем глаза увидел мать Кришны, которая сидела заплаканная в углу, не способная ничего делать, он подумал: „Вот, оказывается, как нужно любить Бога! Вот, оказывается, что значит любовь к Богу!”

Это было еще ничто. В конце концов в своих парикрамах по Вриндавану он пришел в одну кунджу, в одну беседку, и в ней он увидел одну девушку. Ее окружали восемь Ее подруг. Эта девушка лежала на земле на голой. Из Ее груди вырывалось раскаленное дыхание. Она стонала. Она лежала вся в слезах и иногда говорила: „Почему Я не умру? Почему Я до сих пор не умру? Я хочу умереть! Почему же Я не могу умереть? Этот яд жжет Меня изнутри. Яд разлуки с Богом сжигает Меня полностью.” В этот момент Она увидела ворону. Ворона летела по направлению к Матхуре и Она закричала в Своем безумии: „Эй, ворона, ты, наверное, летишь в Матхуру. Мой возлюбленный находится там. Пожалуйста, передай Ему весточку от Меня! Подойди к Нему, сложи крылья, поклонись Ему и скажи, что когда дом горит, первая обязанность хозяева – подойти к хлеву и выпустить корову. Настоящий, хороший хозяин должен подойти к хлеву, открыть дверь, чтобы корова вышла. Он должен позаботиться прежде всего о ней. Тело Мое – это дом, оно горит. Пожар сжигает мое тело. Кто его поджег? Скажи Ему, что это Он поджег это тело и Его главная обязанность – помочь Моей душе вырваться из этого дома Моего тела, которое охвачено огнем! Беда в том, что этот хлев, в котором находится моя душа, закрыт на засов снаружи. Уходя, Он поджег Мой дом и Он закрыл засов. Как? Он сказал: „Я скоро вернусь.” И так как Он сказал это, Я не могу умереть. Полети к Нему и скажи, чтобы Он вернулся и открыл этот засов, чтобы Я могла спокойно умереть.”

Когда Уддхава увидел это, он понял что такое любовь. Когда он увидел то, что он увидел, ему стало стыдно. Все то, что он раньше считал любовью, все его рассуждения, вся его философия показалась ему жалкой и ничтожной. Он увидел что значит любовь к Богу. Господь Чайтанья, когда он был в Гамбхире, в последние несколько лет своей жизни, он испытывал это и он учит нас этому – тому, что такое любовь, как обрести эту самую сладкую вещь на свете, которая кажется ядом. Любовь внутренне противоречива. От нее все горит, она кажется ядом, но внутри человек, который испытывает любовь, самый счастливый, нет никого счастливее его. Это противоречие невозможно понять. Кто-то понимает это противоречие? Как можно быть самым несчастным и самым счастливым в одно и то же время. Господь Чайтанья пришел, чтобы вкушать нектар самого большого счастья, которое внешне кажется как самое большое горе. Он приходит для того, чтобы соединить в одной своей личности – это он, он стоит у нас на алтаре, он тут, он пришел сюда, в Москву – в нем снаружи разлука, внутри встреча. Внутри он ликует от того, что Кришна Бог. И он повторяет это Святое Имя: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе и вместе с этим плачет. Плачет в разлуке с кем? С Кришной. Он кто? Кришна. И он плачет в разлуке с кем? С Кришной. Кто-то это понимает? А зря. Он пришел, чтобы нас этому научить. Он пришел,  чтобы дать небольшой намек на все это, что значит настоящая любовь. Потому что еще раз, многие говорят: любовь к Богу, любовь к Богу … Шрила Прабхупада говорит, что в других религиях людям дают возможность понять, что Бог большой и что Бог – это Бог. Но в нашей религии любой человек, кто признает, что есть Бог, может обрести любовь и для этого он должен принять Святое Имя, в котором эта любовь есть и так или иначе постараться без оскорблений его повторять: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Там внутри есть все – встреча с Кришной и разлука с Кришной. Иногда мы поем Святое Имя и мы чувствуем: Бог  тут, Бог пришел ко мне. Иногда человек поет киртан и чувствует: Бог дотронулся до меня. Вчера ко мне пришла одна матаджи и говорит, что „Я приходила сюда в храм и не верила, что Кришна Бог. Ну, думаю, аааа…. Потом однажды ночью я сказала: „Кришна, если Ты Бог или если Ты есть, приди ко мне во сне.” Он пришел, сел рядом со мной и сказал: „Ты Моя жена (смех).” Бывает. Если кто-то усомнится в этом, он не верит в Бога. Кришна может прийти к любому, в конце концов мы все связаны с Ним вечными узами и Он Сам пришел как Шри Чайтанья Махапрабху, чтобы дать нам самую высшую любовь. Нигде такой любви, которая есть в Господе Чайтанье, нет. Можно посмотреть на многих святых, на многих ачарьев, на многих основателей великих религий, пророков, еще что-то, они много всего хорошего дают, мы ничего не отрицаем. Все то, что дали великие святые, великие пророки, мы должны с благоговением принять. Но Господь Чайтанья дал что-то, что никто другой не дает и никогда не даст. Он дал любовь выше которой нет. Эту любовь он вложил в Святое Имя. Он оставил ее нам. Он не просто пришел и ушел, не просто сам испытал что-то и ушел, оставив нас в неведении. Он дал каждому доступ к ней. Единственное, от чего мы должны избавиться – это от своего неправильного настроения, от непонимания того, кто такой Господь Чайтанья. Если мы поймем кто он такой, если мы поймем как он пришел, чтобы спасти нас и начнем или попытаемся чуть-чуть служить ему. Он пришел и дал нам возможность служить ему, повторяя Святое Имя, распространяя Святое Имя среди чандалов и других тому подобных живых существ. Среди чандалов, кто еще там есть? Олигархи есть, там много других видов живых существ. Он пришел и сказал: все могут обрести любовь к Богу, все! Если у вас есть две руки, две ноги и даже если четыре ноги у вас есть, тоже можете обрести любовь по милости Господа Чайтаньи, потому что она в нем есть. Он раскрыл это самое большое противоречие любви. Люди не могут этого понять. Как у меня иногда люди спрашивают, недавно меня спросили: „Как же так, чистые же преданные, они же видят, что Кришна целиком находится в Божестве. Правильно? Видят это? Почему же они в разлуке с Ним плачут? Какая же может быть разлука, вон же Он!” Правильно? Господь Чайтанья Сам Бог, он Сам Кришна и он плачет в разлуке с Кришной, потому что такова природа любви, непостижимая природа любви. Шримати Радхарани сидит рядом с Кришной, на Према-сароваре есть эта лила, когда Они сидели рядом, Радха с Кришной и Кришна украшал Ее лотосами. Он взял два цветка лотоса и Он хотел положить один цветок лотоса за одно ухо, а другой за другое ухо. В лотосе была пчела. Она вылетела … Пчелы любят лотос, когда они чуют запах лотоса, они пьянеют. Тут она увидела другой лотос, лотос лица Шримати Радхарани и подумала: „Что это за дурной лотос там был?! Вот настоящий лотос!” Она стала жужжать рядом, Шримати Радхарани пыталась ее отогнать и так как Она пыталась отогнать ее рукой… Ее рука похожа на что? На лотос. Пчела подумала: „Еще один лотос!” Пчела еще больше обрадовалась, она стала виться вокруг нее. Так или иначе Она пыталась отогнать этого шмеля, у Нее ничего не получалось, Она начала отмахиваться сари и в конце концов Мадху-мангала вбежал, взял палку и прогнал этого шмеля. Он бежал и радостно победно закричал: „Эй, Мадху-судан улетел, он ушел  он и он никогда больше не вернется.” Мадху-судан – это имя пчелы и имя Кришны. Шримати Радхарани услышала это, Кришна сидит перед Ней, Он украшает Ее лотосами, а Она стала рыдать: „Мадху-судан ушел и никогда больше не вернется! Он ушел и никогда больше не вернется!” Кришна сидит рядом и видит: „Она плачет в разлуке с Ним, а Он тут. Тогда Кришна с горя начал плакать в разлуке с Ней. Он стал плакать, Его черед пришел плакать. Рупа Госвами говорит: любовь невозможно понять! Любовь не ходит прямыми путями, любовь всегда ходит зиг-загами и Чайтанья Махапрабху пришел, чтобы объяснить нам что такое любовь. Любовь не признает линейной логики. Иногда мы пытаемся понять что такое Харе Кришна мантра, почему нужно все время Харе Кришна,  а не Кришна Харе, например? Есть много вопросов умных, которые можно задать. Почему Харе Кришна? Потому. Потому что в этих звуках есть Сам Бог.

Когда Уддхава увидел Шримати Радхарани в этом состоянии, в конце концов Она стала просить Своих подруг: „Возьмите Меня и отнесите на берег Ямуны, наденьте на Меня гирлянду из живых цветов и напишите на Моем теле „Харе Кришна”. Потому что имя не отлично от Самого Кришны и в тот момент, когда вы напишете на Мне эти слова, Я снова почувствую, что Я вместе с Ним. В этот момент вы все сядьте вокруг Меня и начните петь: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. И когда вы запоете это, душа моя расстанется с телом и встретиться с Кришной.” Имя Кришны не отлично от Самого Кришны, имя Кришны – это Сам Бог. Чайтанья Махапрабху дал нам это имя, чтобы мы попытались и смогли встретиться с Кришной. Для этого нам нужно только следовать его примеру, для этого нам нужно стать смиреннее травинки, терпеливее дерева, для этого нам нужно пытаться оказывать почтение каждому и не ожидать почтения в ответ себе и в этом состоянии повторять Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Как был такой мюзикл в начале 80-ых годов про Кришну и там пели такую песню:

Песню эту всюду слышно –

во дворце и на базаре,

все поют с любовью Кришна

Кришна Харе Харе”

(смех и аплодисменты)

Это то, что Шри Чайтанья Махапрабху нам дал и это то, что мы с вами празднуем тут. Я думаю, что никто ничего не понял,  но это и не ожидалось ни от кого. Шрила Прабхупада ки! Джая! Шри Чайтанья Махапрабху ки! Джая! Шри Шри Гаура-Пурнима ки! Джая! Гаура-преманандеее! Харибол!

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.