Варшана (2.03.2009 г.) Парикрама — 3 часть

Диск 111, л. 8

Аннотация:

Философское объяснение того, почему мы поклоняемся Шримати Радхарани. Шакти и шактиман. Пракат и апракат лилы. Шримати Радхарани – хладини шакти. История о том, как Нарада Муни искал Радху после того, как он узнал, что Она появилась на земле и как нашел Ее в доме Вришабхану Махараджа. Как Она раскрыла перед ним Себя в образе кишори и как, увидев Кришну, Она прозрела.  История Нарайаны Бхатты. Первая молитва Брахмы, где он говорит как не может понять Бога из-за Его доступности. Лалита-сакхи – она полностью управляет Радхой.

***

Давайте сначала прочитаем один стих написанный Рагхунатой Дасом Госвами про Шримати Радхарани. Он очень простой, наверняка каждый из вас сможет понять его:

бхаджами радхам аравинда нетрам

смарами радхам мадхура смитасйа

бадами радхам каруна барардрам

тато маманйас ти гхатир на капи

Кто хочет перевести этот стих?

Ответ: Мы его толком произнести не можем.

ВБГ: Бхаджами радхам аравинда нетрам – я поклоняюсь Радхе, Той, у кого глаза как лепестки лотоса. Смарами радхам мадхура смитасйа – я помню Радху, чья улыбка сладкая как мед. Бадами радхам каруна барардрам – я прославляю Радху, чье сердце плавится от милости, находящейся в нем. Тато маманйас ти гхатир на капи – поэтому у меня нет никакой другой цели в жизни, кроме как стать ближе к Ней. У меня нет никакой другой цели в жизни и нет никакого другого дела в жизни: бхаджами радхам, смарами радхам, вадами радхам – поклоняться Радхе, думать о Радхе и прославлять Радху.

Наш прайоджана ачарья, Шрила Рагхунатх Дас Госвами, подает нам пример. Он говорит, что никакой другой цели в жизни у человека нет. Все остальное не имеет ровным счетом никакого смысла. Сам Кришна предупреждает, что если человек поклоняется Ему и при этом не поклоняется Шримати Радхарани или отвергает Ее, то такой человек кто? Он говорит дурак. Рагхунатха Дас Госвами говорит, что такой человек обманщик, негодяй и высокомерная скотина (смех). На самом деле есть один единственный способ приблизиться к Кришне – через Шримати Радхарани. Сегодня, ходя по этим холмам Варшаны, мы будем думать, размышлять и пытаться приблизиться к Кришне. Вриндаван – самое святое место, в этом нет никаких сомнений. Вриндаван – самое удивительное место в мире. Но во всем Вриндаване Варшана – одно из самых удивительных мест. Кришна говорит про Вриндаван: матванам прапйат йо мудхах пунйа рагаччхати – если человек приехал во Вриндаван, а потом уезжает из Вриндавана, идет куда-то в другое место, такой человек мудха. Он говорит: если человек уже во Вриндаване, зачем ему куда-то ехать? Я прошу прощения, это он про нас про всех говорит, кроме тех редких душ, которые остаются тут.

Я уже говорил, что Шива, обращаясь к Парвати в „Саммохана-тантре” говорит, что если поклоняются Шьямасундаре и отвергают Радху, такой человек падет. Я недавно приехал из Удупи. В Удупи поклоняются Кришне, но не поклоняются Радхе. Сейчас там очень много русских преданных стало. И видно, что если человек не поклоняется Радхе, сердце у него становится жестким. Когда Шри Чайтанья Махапрабху пришел в Удупи и разговаривал с местными брахманами, он очень резко осудил их. Он сказал: „У вас ничего не осталось от учения ачария Мадхавы. Единственное, что у вас осталось – это любовь к Удупи Кришне. А так – одна карма и гьяна. Ничего! Одни обряды, одни ритуалы, одно желание освобождения. Ничего больше!” Поэтому для Гаудия-вайшнавов Шримати Радхарани – самая большая драгоценность. Мы знаем, что по-настоящему приблизиться к Кришне можно только через Радху. Потому что Она – олицетворение милости Кришны. Мне хотелось, чтобы мы правильно поняли кто такая Шримати Радхарани, сначала поговорили о Ее таттве. Потому что если только рассказывать о лилах, не очень понятно – какие-то странные истории из пастушеской жизни.

Веды объясняют, что есть два принципа в этом мире – шакти и шактиман. Кришна – это Шактиман. А шакти – это Шримати Радхарани. Шакти – это энергия, Шактиман – это источник энергии. Что такое шакти? Давайте еще раз с вами попытаемся понять что такое шакти по отношению к Шактиману, как они соотносятся друг с другом. Веды говорят шакти шактиман абхеда – между шакти и Шактиманом нет разницы, они слиты друг с другом. Если мы возмьем например розу, цветок, то что будет шакти, а что будет шактиманом в смысле розы? (ответ: запах — шакти) Запах – это шакти, цвет — это шакти, форма – это шакти, а что такое шактиман? (ответ: сам цветок) Роза. Шакти-шактиман-абхеда. Но что такое шакти? Шакти – это то, через что я могу понять Шактимана. Шакти – это внешнее проявление Шактимана, через которое я, наблюдая снаружи, могу понять внутреннюю суть. Потому что внутренняя суть розы – это не просто запах, не просто цвет, это все вместе взятое. Но через внешнее проявление, через шакти, я могу приблизиться к пониманию того что такое роза.

Точно так же человек не может понять Кришну, если он не поймет Радху. Говорится, что у Кришны есть три основные шакти. У Него есть сварупа-шакти, джива-шакти и майа-шакти – внутренняя энергия, промежуточная шакти и внешняя энергия. Как называется взаимодействие между шакти и шактиманом? Лила. Когда шакти и Шактиман начинают взаимодействовать друг с другом, играть друг с другом, обмениваться друг с другом, это называется лилой. И так как у Кришны есть три основных шакти, у Него есть три основных лилы. Когда Он играет со Своей внутренней энергией, как называются эти лилы? Нитйа-лилы, вечные игры Господа. Когда Он приходит сюда, в материальный мир и начинает взаимодействовать со Своими частичками, обусловленными живыми существами, дживами, как это называется? Самсарика-лила, когда Кришна приходит сюда. И когда Кришна играет со Своей внешней энергией, майа-шакти, это называется срешти-лила, лила сотворения этого мира. Три основных лилы есть у Кришны. Из этих трех лил какая самая главная? Нитйа-лила. Когда Кришна приходит в виде Варахи или в виде Курмы или Парашурамы или даже когда Он приходит в виде Рамы, Он не показывает Свою нитйа-лилу, это самсарика-лила, Его взаимодействие с обусловленными живыми существами. Когда Он приходит сюда в виде Нрисимхи, это тоже не нитйа-лила Кришны, это всего-навсего самсарика-лила, Его взаимодействие с живыми существами этого мира. Но есть особая категория лил, нитйа-лилы, и когда Кришна приходит сюда и показывает здесь нитйа-лилы, они называются пракат. Есть пракат и апракат. В духовном мире, когда Кришна взаимодействует со Своей внутренней энергией, эти лилы называются апракат-лилы, они недоступны нашему взгляду. Но когда Кришна приходит сюда и те же самые нитйа-лилы проводит здесь, они называются пракат-лилы, они доступны нашему видению. Какие из этих двух лил (пракат и апракат-лил) являются самыми главными? Апракат? Нет, пракат-лилы. Потому что здесь иногда Кришна делает то, что Он не делает даже там. Здесь Он показывает что-то, что недоступно даже обитателям духовного мира. Поэтому мы находимся с вами в месте, где проходят самые главные лилы Кришны, пракат-нитйа-лилы Кришны. Лилы, которые Он проявляет для того, чтобы привлечь наше с вами сознание.

Из внутренней энергии Кришны, сварупы-шакти, — еще раз нам нужно понять кто такая Шримати Радхарани, мы не должны думать, что это какие-то истории романтические – внутренняя шакти, сваруп-шакти Кришны, на какие три части делится? Сандхини, самвит и хладини. Кришна взаимодействует с этими тремя энергиями, правильно? Он  — Шактиман, Он взаимодействует с тремя внутренними энергиями. Какая лила самая главная? Хладини, когда Он играет со Своей хладини-шакти. Что такое хладини-шакти? Шримати Радхарани – олицетворение хладини-шакти. Шримати Радхарани Сама олицетворенная хладини-шакти. Есть санскритское определение хладини-шакти: йайа хладайате хладайати ча са ахладини – хладини-шакти или энергия наслаждения – слушайте внимательно – это энергия, которая доставляет блаженство олицетворенному блаженству, то есть Самому Кришне и это энергия, с помощью которой Кришна распространяет Свое блаженство и дает возможность всем живым существам почувствовать блаженство. Шримати Радхарани – это та, кто доставляет удовольствие Кришне и это та, кто доставляет удовольствие нам с вами, всем остальным. Через Нее Кришна распространяет Свое блаженство. Она – та, через кого Кришна дает почувствовать Свою внутреннюю природу блаженства всем остальным. Кришна – олицетворенное блаженство, но чтобы мы могли почувствовать Его блаженство, кто нам нужен? Шримати Радхарани. Без Нее мы никогда не сможем почувствовать Кришну. Это можно видеть в Удупи. Там, когда люди приходят к Кришне и поклоняются Ему все очень чинно, очень красиво, все очень красиво. Но когда люди приезжают во Вриндаван, они могут почувствовать что-то, что они нигде не могут почувствовать.

Я помню, когда мы в первый раз отправились в паломничество по Южной Индии. В Южной Индии множество храмов, айшварья, одно Божество удивительнее другого, один храм удивительнее другого, мы объехали все. С нами был один или несколько человек, которые в первый раз приехали в Индию. Им не повезло, поэтому они сначала попали в южную Индию. Один из них, когда мы приехали во Вриндаван, сказал: „Что мы так долго делали там? Зачем мы там были?” Он оказался здесь и через 15 минут он прибежал ко мне с такими глазами и сказал: „Что мы там делали?!!” Потому что здесь человек может почувствовать блаженство внутренней энергии Кришны. Такова природа Шримати Радхарани и поэтому Гаудия-вайшнавы говорят, что человек ничего не поймет о Кришне до тех пор пока он не получит милость Шримати Радхарани.

Мы пришли сюда, чтобы умолять Ее, просить Ее об этой милости. Блаженство, которое Шримати Радхарани доставляет Кришне такое, что Кришна сходит с ума. Кришна, Он атмарама, Он аптакама, все Его желания исполнены, Он полностью, абсолютно удовлетворен. Но когда Он видит Шримати Радхарани, Он не знает что с Ним происходит.

Прабходананда Сарасвати рассказывает историю, что однажды Кришна играл на флейте и Радха прошла мимо. Далеко, в отдалении, и ветер подул в сторону Кришны. Этот ветер коснулся Кришны и Кришна почувствовал запах. Кришна играл на флейте, в этот момент флейта выпала у Него из рук, Он застыл и не знал что делать. Потом постепенно, тихонько, мало-помалу Он пришел в Себя и попытался играть на флейте, но флейты не было. Прабходананда Сарасвати говорит: этому беззвучному звуку флейты я поклоняюсь. Иначе говоря, я поклоняюсь тому, что Шримати Радхарани делает с Кришной. Она Его сводит сводит с ума. Когда Кришна видит Ее, Он не знает что Он делает. Мы пришли сюда в это царство Шримати Радхарани. Тут царит полный матриархат. Во Вриндаване я говорил, что там есть один мужчина, это Кришна, все остальные женщины. Здесь, на Варшане, даже Кришна перестает быть мужчиной (смеется) и мы увидим и услышим множество лил, которые связаны с этим. Здесь царит женская энергия, царит милость Шримати Радхарани и, находясь здесь, мы должны очень хорошо понимать где мы находимся и что мы делаем.

Сейчас расскажу одну лилу про то, как Нарада Муни искал Шримати Радхарани. Кришна – Бог и Он проявляет Себя по-разному. В духовном мире, на Вайкунтхе, Он проявляет Себя во всем Своем великолепии. Редкие люди знают, что есть особая форма Кришны, где Он проявляет всю Свою сладость. Еще более редкие, более удачливые души знают, что постичь эту сладость можно только через Шримати Радхарани.

Однажды Нарада Муни отправился в духовный мир, он пришел, увидел Нарайану, который восседал во всей Своей славе и величии, вокруг Него были сонмы преданных, они пели Его славу, Лакшми сидела у Его стоп и массировала Его стопы. Нарада посмотрел на это, посмотрел и подумал: „Что-то не то. Чего-то не хватает. Что-то тут не то!” Он отошел немного в сторону и погрузился в медитацию. Он стал думать, думать, он понял: на самом деле Кришна спустился на землю. Кришна только-что воплотился на земле, поэтому все то, что там есть — декорации, настоящий Кришна тут.

Нарада пришел во Врадж, Кришна тогда было всего несколько дней. Он пришел в дом Махараджа Нанды. Он сразу узнал о том, что Кришна родился. Он пришел в дом Махараджа Нанды и увидел маленького младенца Кришну. Он увидел этого ребенка цвета сапфира, с кудрями, с огромными глазами, который улыбался, пускал пузыри: „у-лю-лю, гу-гу-гу”, увидел Нанду Махараджа, Яшоду… Нарада пришел в полный экстаз. Голова его закружилась от экстаза и он подумал: „Как мне повезло! Я сейчас стану свидетелем этих пракат-лил.” Потом он стал думать: „Если Кришна пришел сюда, если Кришна здесь, на земле, и Он родился в виде сына пастуха, то Его вечная энергия тоже где-то родилась. Надо найти Ее. Я не смогу по-настоящему понять Кришну, пока я не пойму Радху. Я не смогу найти Кришну, пока я не найду Радху.

Он стал искать, стал ходить повсюду, в дома стучался и говорил: „У вас тут не рождалась девочка случайно?” Никого найти не мог. В конце концов он дошел до Равала. Равал — это место, где родилась Шримати Радхарани и он постучался во дворец Махараджа Вришабхану. Махарадж Вришабхану вышел оттуда. Он сказал: „У тебя есть какие-то дети?” он сказал: „Да, у меня есть дети, ребенок.” И он позвал своего старшего сына, Шридхама. Шридхам вышел, ему было уже два года и он сказал: „Кланяйся, кланяйся! Мунивара, лучший из мудрецов пришел к нам в дом, тебе очень сильно повезло!” Шридхам поклонился и стал возносить молитвы какие-то, запинаясь. Нарада Муни очень обрадовался и сказал: „Я даю тебе благословение. Отныне ты станешь лучшим другом Кришны и Баларамы.” Шридхам стал прыгать. Он уже хотел было уходить и тут Махараджа Вришабхану сказал: „Подожди, подожди, у меня есть еще дочка, но я постеснялся тебе Ее показать, потому что Она родилась слепой.” Когда Махарадж Вришабхаду принес Радхарани, они разглядывали эту девочку и они увидели, что эта девочка прекрасней богини, но у Нее были закрыты глаза и как они ни пытались, Она не открывала глаза. Махарадж Вришабхану спохватился и подумал: „Если Нарада Муни благословит, может быть она прозреет?!” Он сказал: „Пойди, посмотри на Нее, дай Ей благословение, пусть Она прозреет.”

Нарада Муни зашел во внутренние покои. Он увидел Шримати Радхарани. Издалека он увидел сияние, которое исходило от Нее и сказал Вишабхану: „Уйди, мне нужно побыть с Ней наедине. Если ты хочешь, чтобы я Ее излечил, ты должен оставить нас вдвоем.” Медленно он подошел к колыбельке, в которой лежала Шримати Радхарани, поднял Ее, взял на руки. Взял на руки, посмотрел на Ее лицо и голова у него закружилась. Он застыл и бог знает сколько времени прошло, прежде чем он пришел в себя. Его охватил экстаз от красоты, которую он увидел. Так, и он подумал: „Да, это Она. Я видел Парвати. Парвати – пфу. Я видел Лакшми – пфу. Это Она! Это внутренняя энергия Самого Кришны.” Он увидел, что девочка лежит, она абсолютно спокойная, Она даже не улыбалась, Она лежала равнодушно с закрытыми глазами. Тут он стал возносить Ей молитвы. Он положил Ее обратно и стал говорить: „Ты – внутренняя энергия Самого Кришны! Маха-Вишну исходит от Тебя! Весь материальный мир творится Тобой! Ты управляешь здесь всем в материальном мире. Даже травинка не шелохнется, если Ты не захочешь этого сделать. Нет никого могущественнее Тебя!”

Шримати Радхарани лежала с закрытыми глазами. Нарада Муни понял, что так Ее не взять. Тогда Он стал говорить: „Когда Кришна видит Тебя, Он сходит с ума.” Он слышал об этом из Пуран. „Когда Кришна думает о Тебе, Он начинает кататься и плакать. Когда Кришна начинает повторять Твое имя, Он не может остановиться, Он говорит „Радха, Радха, Радха.” Когда Радхарани услышала это, Нарада Муни понял, что Она стала улыбаться. Нарада Муни понял, что Он на правильном пути, что он идет верной дорогой. В этот момент он попросил у Нее: „Пожалуйста, предстань передо мной в Своей форме Кишори. Сейчас Ты младенец, но я хочу увидеть Тебя во всей Твоей красе, когда Ты как юная девушка.” Радхарани была довольна Нарадой. Вдруг все исчезло и Нарада увидел Шримати Радхарани в образе Кишори, всех Ее сакхи, Ее подруг, которые служили Ей, обмахивали Ее. Что сделалось с Нарадой, невозможно описать словами. Нарада опять застыл и опять прошло какое-то время, может быть несколько кальп. Шримати Радхарани говорит: „А чего это он, он просил Меня, а сам стоит тут молчит как истукан.” Тогда сакхи омыли стопы Шримати Радхарани и побрызгали водой на Нараду. Нарада пришел в себя и сказал: „Пожалуйста, сделай так, чтобы я всегда видел Тебя в этом образе.” Лалита-сакхи сказала: „Нечего. Хорошего понемногу. Сейчас, через мгновение, ты перестанешь это видеть, но мы даем тебе благословение, так и быть.” Лалита-сакхи, в чьей деревне мы сейчас находимся, она главная на самом деле. Мы чуть позже будем говорить о ней. Она сказала, что „Однажды ночью, на трайодаши в месяц бхадру ты увидишь нас снова на Кушум-сароваре.” Кушум-саровара – это то место, на котором Нарада Муни получил даршан еще раз Шримати Радхарани и всех Ее подруг. „Пройдет много лет прежде чем ты удостоишься этой чести. Тем временем ты увидел то, что не видел никто. Ты увидел олицетворение внутренней энергией Самого Кришны и теперь ты можешь идти и воспевать Ее славу.”

Все исчезло и опять осталась одна эта девочка. В этот момент Вришабхану Махарадж, который устал ждать за дверью, подумал: „Что там случилось? Что там происходит?” Он зашел внутрь и увидел Нараду, который стоит на коленях и плачет. Вришабхану Махарадж сказал: „С тобой что-то стряслось?” Нарада быстро вытер глаза и сказал: „Не, ничего, ничего. Просто мне тут что-то привиделось.” Он сказал: „Я благославляю твою дочку. В какой-то момент Она прозреет.” Потому что он знал, что Шримати Радхарани прозреет только тогда, когда увидит Самого Кришну.

С этим тоже связана замечательная лила, когда Кришне исполнился месяц, то Яшода и Нанда Махарадж пришли к Киртиде, они знали, что у них появилась дочка, они пришли поздравить. Яшода несла на руках Кришну. Кришне был всего месяц или пару месяцев, я не знаю сколько. Он был живой, не по годам развитый, Он очень быстро растет. Они пришли в дом и Яшода сказала: „У вас родилась дочка? Покажите мне эту дочку.” Киртида сказала: „Да, у нас родилась дочка, только Она ничего не видит, Она не открывает глаза.” Яшода подошла к колыбельке и увидела Шримати Радхарани. Когда она увидела Ее, у нее голова закружилась и она сразу же захотела взять ее на руки. Она оставила Кришну, бросила Его на пол и взяла Ее на руки и стал держать Ее. Кришне это не понравилось. Кришна завопил, заорал: „Уааа, уаааа!” Тогда Яшода спохватилась, что Кришна один остался. Она на одну руку взяла Шримати Радхарани, а на другую – Кришну. У нее с одной стороны Кришна, с другой стороны – Шримати Радхарани. Кришна, как маленькие дети делают, когда они видят что-то, они хотят тронуть. И Кришна стал Своими руками, еще плохо координируя Свои движения, Он протянул руку и дотронулся до Шримати Радхарани. Шримати Радхарани почувствовала Его касание. Кришна дотронулся до Нее. Она все поняла и в этот момент  — пух! Ее глаза широко раскрылись! Глаза Ее стали огромными, Она стала этими глазами пожирать Кришну. Так Она прозрела.

Джай джай Шри Радхеееее-Шьям!

Хорошо, мы сейчас несколько минут поговорим об этом месте, где мы находимся. Это самадхи Нарайаны-бхатты Госвами. Он – великий святой, великий преданный Шримати Радхарани, он вечно пребывает здесь. Это его место бхаджана. Тут недалеко, там виден купол Баларам-мандира, Дауджи-мандира. Дауджи-мандир установил еще Махарадж Ваджранатха, его обнаружил Нарайана-бхатта. В этом храме большую часть своей жизни Нарайана-бхатта служил Дауджи. Я расскажу сейчас быстренько историю Нарайаны-бхатты.

Нарайана-бхатта был современником Шести Госвами, он родился в Мадхурайе, в Южной Индии. Это роскошное место, где поклоняются Менакше, воплощению богини Парвати. Он вырос очень умным, он родился в брахманской семье, его воспитали, дали хорошее образование. Однажды он пошел на реку Годавари. На Юге течет одна из святых рек Годавари. Ему было 14 лет тогда. Он стал омываться и когда он совершать омовение, вдруг он увидел даршан Радхи и Кришны. Радха и Кришна предстали перед ним. Он не мог поверить своим глазам. Радха и Кришна сказали: „Ты наш преданный. Ты на самом деле Нарада Муни.” Я не зря рассказывал здесь про Нараду Муни. Нарайана-бхатта в этот момент вспомнил: действительно я Нарада Муни. „Ты пришел в этот мир с особой миссией. Шри Чайтанья Махапрабху только-что оставил этот мир. Ты должен отправиться во Вриндаван и там ты должен найти места игр Кришны.” Нарайана-бхатта сказал: „Как я найду их?” В этот момент Кришна протянул ему Божество, Гопала. Он сказал: „Ты сам конечно ничего не найдешь, но Гопал тебе все расскажет.” Нарайана-бхатта прижал к себе этого Гопала, выходя из воды, и в этот момент видение исчезло, но в качестве того, что ему это не привиделось, доказательством этого был Гопал.

Он, не возвращаясь домой, не заходя домой, отправился в путешествие. Ему сказали: отправляйся во Вриндаван, там получишь миссию своей жизни и будешь делать то, что будешь делать всю свою жизнь. Он даже не вернулся домой. Он взял Гопала и они отправились в долгое путешествие. Он, с юга Индии до сюда пешком шел два года. Теперь, в норме это путешествие занимает, ну может быть, месяц от силы. Почему он шел так долго? Потому что Гопал, который был у него на руках, оказался очень своеобразным человеком. Они приходили в какое-то место и Гопал говорил: „Давай останемся здесь, давай поиграем здесь немножко. Мне тут нравится. О, как тут хорошо.” Гопал его звал куда-то, он шел за Ним и они неделю проводили в одном месте, месяц в другом, потом они шли еще куда-то, проводили там три месяца и Гопал говорил: „Нет, давай останемся здесь!” Нарайана-бхатта говорил: „Мне нужно во Вриндаван!” „Успеешь во Вриндаван.”

Два года они шли, причем Гопал все время разговаривал с ним, когда никого не было вокруг, Он сидел у него на коленях, Он разговаривал, он Его кормил, Он был живым. Когда кто-то приходил, Гопал сразу превращался в Мурти и никто другой не видел. В конце концов они пришли сюда и сразу же как Нарайана-бхатта пришел во Вриндаван, он нашел Рупу и Санатану. Он поклонился им и сказал: „Скажите мне, что мне нужно делать.” Рупа и Санатана, увидев юношу, представшего перед ними, сказали: „Да, мы знаем о том, что ты должен прийти и твоя миссия будет заключаться в том, что ты должен найти все те места, которые мы не нашли.” Рупа и Санатана нашли всего несколько мест, но ты должен будешь найти все остальное.

Нарайана-бхатта всю свою жизнь путешествовал по Враджу. Он определил границы Враджа. Когда мы ехали сюда, Аними спросил: „Где Врадж кончается?” На самом деле это законный вопрос, „Где он кончается?” Кто это знает? Нарайана-бхатта точно очертил границы всего Враджа. Он нашел огромное количество, сотни, тысячи святых мест, установил там тиртхи. Ему помогал сам казначей Акбара. Он стал его учеником и когда Нарайане-бхатте нужны были деньги, он говорил: „Харибол!” Я уж не знаю как они там с Акбаром потом разбирались, но денег у него было много, они строили все эти храмы здесь. Они построили, в частности, тот храм, не совсем тот, но я потом расскажу о том, что там было, в храме на Варшане. Но здесь он построил этот храм Дауджи, построил Лалиту-стхали и с ним связано еще одно место.

Тут недалеко есть тривени-куп. Когда мы выйдем оттуда, мы увидим этот колодец, Тривени. В свое время сакхи со Шримати Радхарани сказали: „Радхика, говорят, что каждый благочестивый индус должен омыть себя в водах Тривени, там, где Ямуна, Ганга и  Сарасвати сливаются вместе. Пойдем и омоемся в Тривени.” Кришна говорил: „Зачем вам ходить в тривени, сейчас Я тривени приглашу сюда.” Кришна Своей флейтой вырыл колодец и позвал сюда все три реки. Стоило Ему подумать, все три реки пришли, сакхи омылись. Похожая история произошла, когда Нарайана-бхатта жил тут. Нарайана-бхатта поселился тут и он увидел, что какие-то люди собираются в паломничество из этой деревни Уччагаун (?) Он спросил: „Вы куда?” Они сказали: „Как куда?! Мы в Тривени. Сейчас идет Кумба-мела. В Кумба-мелу нужно обязательно омыться в Тривени.” Он говорит: „Зачем так далеко ходить? Тривени тут есть. Мне мой Гопал сказал, что Тривени тут есть.” В то время колодца никакого не было, источника никакого не было. Подошел к этому место и чуть-чуть копнул и забил источник из этого места. На этом месте там колодец. Говорится, что этот колодец тривеникул… Да, и он стал говорить, „Вот Тривени.” Большая толпа собралась сразу же. В Индии знаете: что-то происходит и сразу же собирается толпа. Собралось огромное количество людей. В один момент какой-то брахман вышел из этой толпы и стал говорить: „Как ты можешь доказать, что это Тривени. Что это за глупость? Тривени – все знают – находится около Аллахабада. Чтобы туда дойти, нужно пройти пешком много-много километров. Как ты докажешь, что это Тривени?” Нарайана-бхатта говорит: „Это же Вриндаван! Во Вриндаване есть все, все святые места. Тиртха-радж приходит сюда, чтобы поклоняться Кришне. Поэтому он пришел сюда и вечно находится здесь в виде этого колодца. Любой, кто омоется в этом колодце, сможет почувствовать, что это та же самое Тривени.”

Этот брахман стал спорить с ним. Он стал одну за другую приводить цитаты и говорить: „Тиртха-радж — самое святое место во вселенной!” В течение нескольких часов он цитировал Пураны одну за другой он приводил цитаты, где говорится, что самое лучшее место во вселенной – это Прайаг-радж, Тривени. Тогда Нарайана-бхатта улыбнулся, посмотрел на него и сказал: „Я тебя раскусил! Ты сам Прайаградж и ты сам себя сейчас прославляешь. Теперь слушай, как я буду прославлять Вриндаван.” И вдвое дольше он цитировал все эти священные писания, где говорится, что Вриндаван – самое священное место. В конце концов Прайаг сказал: „Да, ты меня победил. На самом деле я просто хотел услышать о славе Вриндавана из твоих уст, поэтому я пришел сюда. Ты прав, я всегда нахожусь здесь, в этом колодце.” Говорится, что даже пыль вокруг этого колодца обладает той же самой очистительной силой, что и вода из него и тот, кто искупается в этой пыли, получит то же самое благо.

Такая история Нарайаны-бхатты Госвами, рядом с чьим самадхи мы сейчас находимся. Чуть позже мы еще расскажем немножко про него, когда будем находиться там, на Варшане.

Джай джай Шри Радхеееее-Шьям!

**********

Самый последний холм наверху называется Мангарх. Там находится Ман-мандир. Видите, да, отсюда? Посередине Дангарх и там баходится Джайпурский храм, мы туда вскоре попадем. Сриджи-мандир находится на третей голове Господа Брахмы. Вилас-гарх отсюда не виден. Увидели, да? Это три горы из четырех, на которых располагается Варшана. Все вы наверняка знаете историю о том, как в одной из предыдущих кальп Господь Брахма обратился к Кришне. Когда в прошлый раз Кришна приходил на землю, Господь Брахма сказал: „Дай мне благословение, чтобы я понял Тебя. Всякий раз, когда Ты приходишь, Ты полностью меня сбиваешь с толку.” Когда в этот раз Кришна пришел, Он тоже его сбил с толку. Когда Брахма возносил Ему молитвы, он произнес знаменитый стих из 14 главы 10 песни «Шримад-Бхагаватам»:

наумидйа те ’бхра-вапуше тадид-амбарайа
гунджаватамша-парипиччха-ласан-мукхайа

ванйа-срадже кавала-ветра-вишана-вену-

лакшма-шрийе мриду-паде пашупангаджайа

Там Брахма говорит: „Как я могу Тебя понять? Тебя понять абсолютно невозможно, потому что все, что связано с Тобой, в высшей степени обыденное: одежда у Тебя обыденная, флейта из тростника обычного.” Люди, которые играют на флейте, они играют на серебряных флейтах – золотые, серебрянные говорят. Но на самом деле у Него тростниковая дудочка. „Ты ходишь маленькими шагами и Тебе ни до кого тут дела нет.” Он говорит: мриду-паде – у Тебя мягкие стопы и Ты не как Тривикрам, который тремя шагами всю вселенную перешагнул, у Тебя маленькие шажки тут, Ты совершенно обыкновенный. Пашупангаджая. Пашупангаджая значит Ты родился в семье скотоводов и занимешься тем, что выращиваешь скот. Понять Тебя абсолютно невозможно. У меня есть один единственный шанс Тебя понять.” И намек на это он дает в первой строке этого стиха. Слушайте внимательно, это на самом деле очень важный стих.

Это первая из его молитв, где он признается в своей несостоятельности, потому что Кришна спрятался здесь, Кришна замаскировался. Когда мы проходили тсюда, мы видели грязь, так? Теперь, все это не соответствует нашему пониманию святого места. В святом месте все должно быть хорошо, все должно быть чисто. Теперь, тут, когда мы зашли, там какая-то цветная капуста лежит, остатки чьего-то пира. На самом деле нужно понимать: Кришна маскируется, Он прячется и Он не дает людям, которые слишком привязаны к внешней форме, к внешним проявлениям, к внешнему богатству, к внешнему блеску, понять и допустить их внутрь к Себе. На самом деле здесь мы можем почувствовать сердце Кришны, но только если мы не будем обращать внимание на внешнее. Брахма говорит: Я ничего не могу понять про Тебя – слишком все обыденное! Слишком все простое, ну какое-то непонятное! Слишком все доступное – так, что все это становится абсолютно недоступным. Поэтому он говорит ласатам бхарайа – Ты одет в одежду, которая напоминает цвет молнии, тадит-амбарайа. Тадит значит молния. Тадит – каким образом черной ночью можно увидеть черную грозовую тучу? Только с помощью молнии. Иначе нельзя увидеть. Теперь, весь этот материальный мир покрыт тьмой, тьмой невежества. Кришна какой? Черный. Как можно черного Кришну различить в черном материальном  мире? С помощью молнии. Эта молния – Шримати Радхарани. Поэтому Брахма просит: „Пожалуйста, дай мне возможность явиться здесь, в этом материальном мире, в виде холма.” Он самый умный, он первый попросил благословения, он сказал: „Хочу быть холмом, на котором Шримати Радхарани и гопи будут оставлять свою пыль.” Эти три головы, которые мы видим — три головы Брахмы. Одна голова особенная. Этой головы не видно, это Вилас-гарх. Брахма, обращаясь к Кришне, сказал: „Я хочу одну вещь – я не просто хочу появиться горой здесь, во Враджа-мандале, я не просто хочу, чтобы на мне оставляли свои следы или пыль своих лотосных следов гопи – я хочу, чтобы Ты танцевал на не танец-раса, ни больше, ни меньше.” Это особенная голова, которая скрыта там, Вилас-гарх, — это та голова Брахмы, на которой Кришна танцевал танец-раса.

Мы здесь проходили, около самадхи Нарайаны-бхатты Госвами, мы видели мандалу, круглую сцену. Нарайана-бхатта установил эти раса-мандалы, то есть те места, на которых Кришна танцевал танец-раса по всей Врадже. Это одна из них, другая находится там, на Вилас-гархе.

А здесь мы находимся в царстве Лалиты-гопи и я уже объяснял, что Лалита-гопи разпоряжается полностью Шримати Радхарани. Шримати Радхарани распоряжается Кришной, но Шримати Радхарани тоже кто-то распоряжается – это Лалита-гопи. Лалита-гопи на 27 дней старше нее. Она приходит к Ней и говорит: „Я старше Тебя, Ты должна меня слушаться.” Когда Шримати Радхарани забывает все и после обеда бежит куда-то, она говорит: „Ты куда бежишь? После еды бегать нельзя! После еды надо отдыхать.” Когда Шримати Радхарани забывает украсить Себя и бежит на свидание, она говорит: „Ты куда побежала? Ты посмотри на Себя в зеркало! Что с Тобой! Ты неправильно одела Свои украшения!” Она полностью распоряжается Шримати Радхарани и говорится, что на самом деле понять Шримати Радхарани можно только через Лалиту-сакхи. Поэтому мы сначала пришли сюда, чтобы попросить ее об этой милости. Говорится, что если у человека есть маленькая склонность, даже намек на склонность как-то служить Шримати Радхарани, то Лалита-гопи замечает этот намек и принимает такого человека.

Это ее деревня, где она родилась, ее родителей звали Вишокха-гопа и Шарада-гопи. Здесь она на 27 дней раньше Шримати Радхарани родилась для того, чтобы так или иначе навести тут порядок. Тут есть особая шила в этом храме, на которой изображена Радха, Кришна и Лалита, можно будет посмотреть. На самом деле здесь в этой области вселенной, материальные законы не действуют, вы, наверное, уже заметили. В автобус, который вмещает небольшое количество людей, может набиться в два раза больше людей. Расстояния совсем другие, время по-другому течет. Тут свои законы. Что происходит тут, когда Радха и Говинда находятся тут, то все становится с ног на голову. Реки начинают течь вспять, они текут снизу вверх. Ветер останавливается, я вчера рассказывал об этом. Камни плавятся. Эта гора рядом с этой деревней называется Сакхи-парвата и на ней гопи играли. К сожаленью, у нас нет времени, чтобы пойти туда, но там есть горка, на которой гопи скатывались, почти как русские или маериканские горки в парке Културы и отдыха. Там до сих пор остались следы красной краски со стоп гопи. Гопи украшали свои стопы киноварью и она врезалась в эти камни, потому что когда стопы гопи касались камней, камни плавились и эта краска вплавилась туда. Там есть следы Шримати Радхарани. Однажды Шримати Радхарани уронила шаль и до сих пор отпечаток этой шали есть на камнях этой горы, Сакхи-парвата. Когда-нибудь, когда у вас будет время, зайдите сюда, поднимитесь на нее немножко  и посмотрите на все эти святые места.

С этой стороны находится Деха-кунд и рядом с ним небольшой храм Господа Шивы. Говорится, что этому Шива-лингаму поклонялись гопи. Они сами, своими руками установили этого Шиву здесь. Деха-кунд значит: деха значит тело (дехантара праптир дхирас татра на мухйати) и гопи, когда они зашли в эту кунду, Кришна находился на берегу и они затащили Кришну в эту кунду, стали купаться вместе и гопи сказали, что „Отныне мы отдаем Тебе все, у нас ничего своего не осталось. Мы отдали Тебе давно свой ум, мы отдали Тебе свое сердце, мы отдали Тебе свою речь – мы говорим только о Тебе, отныне мы отдаем Тебе свои тела.” Эта кунда, которая символизирует полное предание человека, когда он говорит: „Все, я больше сам себе не принадлежу, я принадлежу только моему возлюбленному, Кришне.”

Это особенное место, еще раз, если мы будем просить Лалиту-сакхи, она позволит нам приблизиться к Шримати Радхарани, а Шримати Радхарани даст нам доступ почувствовать блаженство Кришны. Говорится, что Лалита-сакхи, чтобы вы представили ее, тело у нее цвета горочаны. Кто-то знает что такое горочана? Это такой особый пигмент, который находится в печени у коровы. Он желто-красного цвета. Это бесценное лекарственное средство, оно очень-очень дорогое и самые редкие болезни исцеляются горочаной, в том числе рак и так далее. У Лалиты-деви тело цвета горочаны и сари у нее напоминает цветами и переливами своими павлиний хвост. Она знает, что Кришна любит павлинов и что когда Шримати Радхарани видит цвета павлиньего хвоста, Она вспоминает о Своем любимом Кришне. Поэтому она одета в это сари. Можно долго рассказывать про то, что она делает. Я боюсь, что у нас не будет времени для других вещей, поэтому может быть мы попытаемся рассказать какие-то лилы связанные с Лалитой-сакхи чуть позже. Поэтому сейчас можно спуститься вниз, поклониться Лалите. После того, как мы поклонимся здесь, мы пойдем в автобусы и отправимся туда, на Варшану.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.