Диск 111, л. 9
Аннотация:
Вилас-гарх. История о том, как Кришна в первый раз поцеловал Радху. История о том, как Радха рассердилась и Кришну переодели в гопи. Санкари-кор – место, где Кришна взымал налоги у гопи. История о том, как они Его поймали и как издевались над Ним и остальными пастухами. Гахвар-ван. История о том, как Радха одновременно влюбилась в звук флейты Кришны, в Его портрет и в Еги имя. История о том, как Кришна ушел к Чандравали, как Радха обиделась и как Вишакха переодела Кришну в гопи и заставила Его повторять на каждой ступенке тато маманйас ти гхатир на капи. Ман-гарх и Ман-мандир. История Ромеш Бабабджи, который некогда жил в пещере и поклонялся Радхе пока в конце концов Она его не забрала. История о том, как Радха и Кришна ушли в пещеру, как Киртида пошла искать Радху и когда она вошла в пещеру, Кришна превратился в павлина. История о том, как Радха обиделась на Кришну за то, что Он сравнил Ее лицо с луной. История о том, как Нарада Муни сделал так, чтобы Кришна катался на качелях с Лалитой и Радха узнала об этом. История о бедном брахмане, который пришел к Кришне с Радхой, которые качались на качелях, и попросил Кришну о приданом для своей дочери. Тогда Кришна дал ему богатств на вес Радхи. История о том, как Радха накормила Дурвасу Муни „песочным печеньем” и он Ее благословил. История о том, как двое Кришн танцевали и как Яшода просила милость Радхарани. Према-саровара – история о шмеле. Радха испытывает встречу и разлуку в одно и то же время.
***
бхаджами радхам аравинда нетрам
смарами радхам мадхура смитасйа
бадами радхам каруна барардрам
тато маманйас ти гхатир на капи
Тут, в этих местах, либо гопи взимали налоги с пастухов, либо пастухи с гопи – по традиции до сих пор налоги тут со всех взимают, так что не обижайтесь, это место, где нужно давать налоги.
Мы дошли к Санкари-кору, мы прошли через деревню, которая называется Варшана. Кто знает что значит Варшана? Варша значит дождь, Варшана – то, что дает дождь. Какой дождь дает это место? Да, дождь милости, дождь любви. Я хотел немного рассказать еще какие-то лилы и чуть-чуть о таттве.
Мы знаем, что в «Шримад-Бхагаватам» Шукадева Госвами прямо не называет имя Радхи. Ачарьи объясняют, что если бы он произнес имя Радхи, то он впал бы в экстаз и Махараджу Парикшиту пришлось бы уходить, так и не дослушав «Шримад-Бхагаватам». Он бы не заметил как Такшака прилетел и сжег Махараджа Парикшита. Поэтому он тщательно удовлетворен этого имени, но один раз он не удержался. Анайа арадхита – есть стих в 35 главе десятой песни «Шримад-Бхагаватам», где он произносит это имя, иобъясняя почему Шримати Радхарани является объектом поклонения для Самого Кришны – анйайа арадхита. Что значит анайа? – приближать, приносить. Для чего Она приближает все вещи?
Пока мы живем в материальном или в любом мире, так или иначе мы вступаем во взаимодействие с различными объектами, мы приближаем их к себе. Когда мы приближаем к себе какие-то вещи, для чего мы это делаем? Чтобы наслаждаться, чтобы эксплуатировать. Я уже вчера приводил это определение майи философское, мийате анайа ити майа – майа – это состояние, в котором человек приближает вещи, анайа, мийате анайа, для того, чтобы измерить их. Измерить значит наслаждаться, эксплуатировать, посмотреть на них сверху вниз, померить их собой и посмотреть что из этого для меня я могу взять. Это называется майей, мийате анайа ити майа. Что делает Радхика, когда она приближает вещи? Анайа арадхита — арадхита значит, что Она приближает вещи для того, чтобы поклоняться им. Она приближает все, Она учит тому каким образом мы должны относиться ко всему в этом мире, понимая, что все это энергия Кришны. На самом деле все здесь является объектом поклонения. Этим камням Кришна поклоняется. Мы ходим тут, попираем их своими ногами. Кришна им поклоняется! Почему? Потому что в конечном счете здесь, во Вриндаване, все связано с Его лилами и когда Кришна приходит сюда в образе Чайтаньи, Он кланяется каждому камню.
Кто-то из вас возвращался на место своих детских лил? Когда мы возвращаемся, нам все дорого, каждый кустик дорог: „Оооо! Под этим кустом я проводил свою первую мадхурйа-лилу!” (смех) У нас связаны какие-то воспоминания с этим. „Это моя школа, где я учился!” Я начинаю всем рассказывать: „Это моя школа.” Никому не интересно, мне интересно. Потому что у меня есть связь с этим местом. Здесь, во Вриндаване, все связано с Кришной и Шримати Радхарани, когда Она ходит здесь, Она видит эту связь, Она понимает эту связь. Куда бы Она ни посмотрела, Она везде видит Кришну за этим. Потому что для Нее нет майи. Для нас есть майа, потому что все то, что мы приближаем, мы ходим наслаждаться этим и мы не видим Кришну. Нам нужно заслонить себя от Кришны, чтобы наслаждаться, потому что Кришна – хозяин всего этого. А Она хочет служить, и поэтому везде Она может видеть Кришну. В этом Ее величие, в этом Ее красота.
Здесь, на Варшане, Она служить Ему самым непостижимым образом, иногда Она служит Ему, сердясь, потому что Она понимает: „Кришна хочет, чтобы я Ему устроила сцену, Кришна хочет скандала, Кришна хочет, чтобы Его любовь окрасилась какими-то другими цветами.” Поэтому здесь Они иногда ссорятся. Мы скоро будем с вами на Ман-мандире. Это место, куда Шримати Радхарани уходит, когда Она гневается на Кришну. Здесь Вилас-гарх. Я уже говорил, что с ним связано множество всевозможных лил. Здесь Кришна танцевал танец расу. На самом деле мы сидим на этом месте, где Он танцевал танец-расу, на раса-мандале. Я расскажу несколько лил, может быть две лилы, связанные с Вилас-гархом.
Однажды, когда Кришна только-только вступил в пору Кайшора – кайшора – это юность – Шримати Радхарани тоже вступила в пору юности. Это самая удивительная пора в жизни человека, когда чувства самые сильные, когда все влюбляются друг в друга, неважно в кого. Александр Сергеевич Пушкин очень хорошо определил эту вещь: „Пришла пора, она влюбилась”. Он имел ввиду кайшор, эту особую пору юности. Когда Кришна только вступил в нее, Он увидел там, наверху, на Вилас-гархе, стайку девушек, гопи, и посередине была Его возлюбленная, в самом центре. Он попытался подойти к ним, но они стали кидаться в Него палками, камнями, отгонять Его: „Уходи отсюда, негодяй, что Ты тут делаешь? Мы знаем Тебя, ничего хорошего от Тебя ожидать нельзя!” В этот момент Йога-майа устроила так, что налетела буря. Страшная буря, ураган. Все стали в ужасе разбегаться, прятаться и все покрылось пылью и Кришна остался наедине со Шримати Радхарани, никого больше не было, Они вдвоем. Кришна подбежал к Ней и поцеловал Ее. Это место Его первого поцелуя. Это Его лила здесь, на Вилас-гархе. С тех пор эта гора называется Вилас. Вилас значит там, где происходят особые игры.
Однажды Шримати Радхарани рассердилась на Кришну. Она, как я уже сказал, часто сердится на Него и Она не хотела Его видеть. Тогда Лалита-сакхи решила Их помирить и она подумала: „Как можно Их помирить? Она не хочет Его видеть? Нужно, чтобы Кришна стал служить Шримати Радхарани.” Она переодела Его в сакхи, надела на Него сари, блузку, и чтобы подобие было полным, положила два больших манго в блузку. Кришна посмотрел в зеркало, все было хорошо. Лалита-сакхи взяла Его за руку, у Шьямы-сакхи, в которую превратился Кришна, была в руках вина. Она подвела Его к Шримати Радхарани и сказала: „Это особая сакхи! Когда она поет, камни плавятся! Я краем уха услышала как она поет, ох! Я привела ее, чтобы Ты, моя госпожа, послушала как она поет!”
Кришна сел и стал играть и Шримати Радхарани слушала. Кришна заиграл особую рагу, рагу, от которой на сердце становится тепло и светло и сердце начинает плавиться. Шримати Радхарани стала сначала раскачиваться в такт этой раги, потом Она стала подпевать, потом Она зарыдала. Сердце Ее полностью растаяло. В конце концов Она спрыгнула и сказала: „Шьяма-сакхи, ты так порадовала Меня! Я хочу подарить тебе новое сари! Но только с тем условием, что Я Сама тебя переодену в это сари.” Кришна немного засмущался. Когда Он стал переодеваться, два манго выпали у Него из-под блузки и Его разоблачили, как это всегда бывает здесь, Кришну здесь всегда разоблачают.
Это Вилас-гарх, где происходят особые потаенные лилы и кто-то говорит, что это Сам Вишну, который принял образ, кто-то говорит, что это еще одна гора, там есть еще Майор-кутир, это еще одна гора Брахмы, это Вишну.
Сейчас мы пройдем через Санкари-кор, узкий проход между двумя горами и там, по-прежнему есть следы от молока и йогурта, который был разлит в этом месте. Это идеальное место для того, чтобы поставить таможню. Периодически то гопи, то гопы, ставили здесь таможню. Первым сообразил Кришна. Одно из Его имен – Чатура. Кто-то слышал это имя, Чатура? Чатура значит хитрый, тот, кто все время что-то придумывает. Кришна позвал Своих друзей и сказал: „Эти гопи каждый день ходят куда-то и у них на головах большие горшки. В них йогурт. Сверху, на йогурте, вот такой слой сливок, желтых, вкусных. Гопи раньше ходили там, они ходили в Матхуру, на самом деле они ходили, чтобы привлечь к себе пастухов, но делали вид, что идут торговать этим йогуртом. Пастухи нападали, снимали самый лучший, самый жирный йогурт сверху, оставляли все остальное и бросали этих гопи. Кришна был первым среди них. В конце концов Шримати Радхарани это надоело. Она сказала: „Никто не покупает у нас этот йогурт, потому что все сливки сняты этими негодяями. Мы пойдем здесь, обходной дорогой.” Они решили пойти здесь, Кришна сразу же узнал, Он встал тут и сказал: „Ты кто такая? Каждый день вы ходите и каждый день вы пытаетесь уклониться от налогов, но сегодня Я возьму налог в полную силу!” Оба стали спорить в полную силу: „Ты кто такой, чтобы брать налоги?! Нашелся тут самозванный налого-облагатель, самозванный мытарь, который налоги взимает.” Но в конце концов Шримати Радхарани оттолкнула Кришну и Он отлетел. На самом деле Она – ади-шакти. Когда Она начинает толкаться, лучше Ей по друку не попадать. Вся энергия этой вселенной есть в Ней! Когда Она Его толкнула, Кришна отлетел далеко-далеко. Он оскорбился страшно совершенно. Он отлетел наверх туда, Шримати Радхарани понесла этот горшок и сверху Кришна сказал: „Ах, так, Ты не хочешь давать налог?! Тогда мы сами возьмем с Тебя его!” Он прицелился камнем и пока Шримати Радхарани шла, запустил этот камень в горшок. Йогурт пролился на всю Шримати Радхарани и на камни. Подбежали сакхи и стали слизывать с камней. Кришна говорит: „Я же Тебе говорил! Ты не хотела давать часть, теперь находись в этом состоянии!” Она стояла растерянная, сакхи пытались утирать у Нее йогурт и тогда Лалита отозвала Ее и сказала: „Мы должны им отомстить! Во что бы то ни стало, мы должны им отомстить, так это оставлять нельзя!”
До сих пор в каждый месяц бхадра тут разыгрываются эти лилы по-прежнему. На следующий день они задумали новую лилу. На следующий день они сказали: „Несколько наших гопи пойдут с горшками на головах для приманки. Все остальные должны спрятаться тут, в разных кустах и пещерах. Когда мы засвистим, вы должны сбежаться.”
Кришна увидел: идет стайка гопи, они несут горшки, Он выскочил, чтобы у них это взять, у Него было всего несколько друзей с Ним и в этот момент Лалита свистнула. Мне трудно показать. В этот самый миг гопи, откуда ни возьмись, тысяча гопи сбежались с разных концов и по десять-пятнадцать человек окружили каждого из пастухов. Они окружили, связали их, и стали бить их по щекам: „Будешь знать! Будешь знать как налоги взимать!”
Больше всего досталось Мадху Мангалу. У него большая, толстая шикха. Они взяли эту шикху, завязали на нее веревку и перекинули на другую сторону через ветку и стали тянуть. Мадху Мангал стал кричать: ”Я знаю, это карма ко мне пришла! Я просто связался с этими пастухами из семейств вайшь и я вожусь непонятно с кем! Поэтому ко мне пришла карма! Все, клянусь, больше никогда не буду возиться с этими пастухами!” Гопи тянули еще сильней. Он стал кричать: „Что такое?! Что вы делаете? Я вас прокляну, нет ничего страшнее проклятия брахмана!” Но гопи почему-то не испугались. В этот момент у Мадху Мангала выпало украшение, которое Шримати Радхарани подарила ему, когда он был жрецом во время Сурья-пуджи. Гопи увидели это и закричали: „Так ты еще и вор к тому же! Ты еще и воруешь?!” Они стали его передавать. Мадху Мангал, бедный, закричал: „Все, клянусь торжественно, что отныне я к Кришне больше близко не подойду!” Когда он произнес эту торжественную клятву (которую он не сдержал), то они его отпустили.
Тут пришел черед Кришны. Они Его обступили и Лалита стала советоваться со Шримати Радхарани: „Что мы будем делать с Ним?!” Он уже был связан, Он стоял, вокруг Него стояла большая толпа. Они сказали: „Сначала мы нарядим Его в сари.” Обе стали обматывать Его в сари со всех сторон, одели на Него блузку. Кришна стоял. По горам стояли пастухи и смотрели на Него. „Потом мы дадим Ему горшок, потому что закон кармы должен исполниться.” Кришне дали горшок. Он не знал куда деваться! Они дали Ему горшок, нарядили Его в блузку, в сари, побили Его как следует по щекам. Шримати Радхарани поднялась наверх и прицелилась к Нему. Кришна зажмурил глаза от страха, потому что кто его знает куда Она попадет?! Она метко прицелилась и попала прямо в горшок. Горшок разбился и йогурт потек по Кришне! Все стали хохотать над Ним. Кришна – Бог – стоит в йогурте!
В довершение ко всему …. Знаете как в Индии, если люди хотят дать страшную клятву, как они ее должны давать? Да, надо схватить за уши и потянуть себя за мочки. Это признак смирения. Таким образом люди подходят к гуру. Гуру нужно поклонятся вот так (смех). Мучения Кришны на этом не закончились. Ему сказали: „Берись за уши. А теперь повторяй за нами: я никогда больше…” Кришна говорит: „Я … никогда … больше …” „…не буду требовать налогов …” „…не буду требовать налогов.” „…и клянусь всегда поклоняться Шримати Радхарани …” „…и клянусь всегда поклоняться Шримати Радхарани …” Джааааай! Они развязали Его и бедный Кришна ушел и до сих пор следы этой лилы остались там. Там есть потеки этого йогурта и масла и всех других молочных продуктов.
Мы сейчас пройдем через этот Санкари-кор и окажемся в Тикшоле, в деревне Читры.
Гаура-преманандееее!
Джай джай Шри Радхеееее-Шьям!
*******
бхаджами радхам аравинда нетрам
смарами радхам мадхура смитасйа
бадами радхам каруна барардрам
тато маманйас ти гхатир на капи
Тато, татах – поэтому, мама – у меня, анйа – другой, асти – есть, гхатир – цель в жизни или назначение, на – нету, ка апи – усиление: тато маманйас ти гхатир на капи.
Джай джай Шри Радхеееее-Шьям!
Мы находимся с вами в Гахвар-ване. Это лес, который, кто-то говорит Своими руками посадила Шримати Радхарани и деревня, которую мы прошли, называется Тикшоли. Это да, деревня Читры. Кто знает что значит Читра? Да, разноцветная, разнообразная. Читра значит картинка. Читра гопи — художница, она личная художница Шримати Радхарани. Однажды она нарисовала портрет Кришны. Эта лила — описание пурва-раги или любви в разлуке до встречи.
Однажды Шримати Радхарани услышала имя Кришна. Каждый день, когда Она просыпается, Она забывает о том, что Она встречалась когда-то с Кришной. Кришна – нава-йована и нава-нава-раса – всегда вкус, который Он несет с Собой, новый. Шримати Радхарани однажды услышала это имя, „Кришна, Кришна…” Она стала повторять: „Кришна, Кришна …” Она подумала: „Нет никого сладше, чем тот, кого зовут Кришна.” Она влюбилась в Кришну, просто повторяя Его имя. На самом деле это то, что хотим сделать мы. Мы тоже повторяем: „Кришна, Кришна …”, чтобы в конце концов в Него влюбиться. Потом Она увидела портрет Кришны, который нарисовала Читра. Она увидела Его и влюбилась в того, кто нарисован. Вслед за этим Она услышала звуки издалека кто-то играл на флейте. Она услышала их и сердце Ее помчалось на встречу Ему.
Она вернулсь к Себе и стала плакать. Лалита подошла к Ней и спросила:
„Почему Ты плачешь? В чем причина Твоей печали?” Она сказала: „как так? Во-первых, Я — замужняя женщина, у Меня муж. Во-вторых, сегодня Я влюбилась сразу в троих. Мало того, что замужняя женщина вообще ни в кого не должна влюбляться, Я влюбилась сегодня сразу в троих!” Лалита строго спросила у Нее: „В кого Ты влюбилась?” Она говорит: „Во-первых, Я влюбилась в кого-то, кого зовут Кришна. Я стала повторять „Кришна, Кришна …” и поняла, что сердце Мое принадлежит Ему! Но сразу вслед за этим Я увидела портрет какого-то юноши и Я влюбилась в Него! Но не успела Я влюбиться в него, как сердце Мое побежало на звук флейты!” Лалита сказала: „Это один человек! Его зовут Кришна, Его нарисовала Читра, и Он играет на флейте. Успокойся, пожалуйста! И если Ты очень хочешь, я приведу Его сюда.”
Что было потом, обычно не рассказывают. Но здесь, в этой деревне, произошла эта лила, когда Читра нарисовала портрет Кришны. Мы подойдем сейчас к Кришна-кунде и поднимимся на Ман-гарх, в Ман-мандир и там немножко поговорим о гневе Шримати Радхарани. Но я сейчас расскажу одну лилу, так как нам придется подниматься по ступенькам Ман-гарха.
В свое время Кришна тоже прошел этот путь. Однажды Кришна сказал: „Я приду к Тебе в такое-то время.” Когда Он отправился к Ней, по пути Ему встретились сакхи Чандравали. Они стали говорить: „Наша госпожа умирает от любви к Тебе в разлуки с Тобой. Пожалуйста, зайди к ней хотя бы на минутку.” Кришна подумал: „Ну, ничего страшного. В конце концов мы же в Индии – если Я немножко опоздаю, никто особенно не обратит на это внимания.” Он пришел к Чандравали, она устроила Ему замечательный прием, ее сакхи украсили цветами ложе, они провели какое-то время. Попугай Шримати Радхарани сидел на ветке и все смотрел. Когда он все увидел, он полетел и все рассказал своей госпоже. Шримати Радхарани кормит его зернами граната. Попугаи больше всего любят гранат, ради граната они готовы на все. Попугай все рассказал и Шримати Радхарани ушла на Ман-гарх, чтобы показать Свой гнев. Она ушла туда и сказала: „Отныне Я видеть Его не хочу, никогда больше видеть не буду! Он все время изменяет, наконец чаша Моего терпения переполнилась!”
Когда Кришна приблизился туда, он увидел огромный заслон из гопи. Они стояли вокруг всего холма и говорили, что „Отныне доступ Тебе сюда закрыт.” Более того, гопи стояли на каждой ступеньке этой лестнице, по которой мы будем подниматься и у каждой гопи была в руках тяжеленная палка.
Шримати Радхарани горевала там, а они охраняли Ее. Кришна понял, что Ему нельзя преодолеть эти преграды, невозможно. Он удалился с Субалом и Мадху Мангалой и стал плакать, стал говорить: „Что мне делать?” В разлуке со Шримати Радхарани Он стал повторять Ее имена: „Радха, Радха …” Иногда, когда Кришну обуревает тоска внутри, Он хочет услышать киртан имени Шримати Радхарани. Ему очень сложно бывает это сделать, потому что Он живет у Себя во дворце и если вдруг там кто-то будет петь имя Шримати Радхарани, никто этого не поймет. Кришна изобрел однажды трюк. Рассказать вам про него? У Кришны есть Свой попугай, это попугай особый, его зовут Вичакшана. Он может повторять любые стихи, на санскрите в том числе. Он выучивает любой стих, которому его учат. Кришна стал думать: „Как Мне научить Своего попугая, чтобы он повторял имя Радхи?” Он придумал трюк. Он сказал ему: „Сейчас, Вичакшана, слушай Меня внимательно, ты должен повторять стих: дхара дхара вапу нарайана сман прасидате. Это значит: пусть Нарайана, чье тело подобно горе, дхара дхара, будет доволен мною, прасидате. Вполне благочестивая мантра из Вед. Попугай стал повторять, но в тот день память ему слегка изменила. Так или иначе, он тоже учавствует в играх Кришны. Он стал запинаться дхара дхара нарайана … Кришна говорит: „Ну ладно, хорошо, не надо целиком всю строчку целиком повторять, просто повторяй дхара дхара…” Он стал повторять дха ра дха ра …радха радха …” Так Кришна научил своего попугая повторять Ее имя.
Возвращаясь к нашей лиле, когда Шримати Радхарани рассердилась на Кришну, Кришна ушел и вместе с Мадху Мангалой и Субалом уединился там и стал говорить: „Что Мне делать?!” Мадху Мангал сказал: „Я великий брахман” — и брахманы знают астрологию – „Сейчас я сделаю прашну.” Он стал смотреть на небо, нарисовал гороскоп. Стал говорить: „Я знаю кто Тебе поможет – Вишеша Шакха. Луна находится в лунном доме около звезды, которую зовут Вишакха.” Кришна сразу все понял. Кришна побежал к Вишакхе и стал говорить: „С кем не бывает?! Да, я задержался немного, но у Меня были важные дела. Так или иначе, помоги Мне.” Вишакха посмотрела на Него и сказала: „В последний раз я помогу Тебе! Переодевайся в сари и я поведу Тебя туда. Но у меня есть одно условие: когда Ты будешь подниматься по этой лестнице, Ты должен повторять одну мантру. Скоро мы будем подниматься по этой лестнице и я вас сейчас научу этой мантре. Хотите? „Ты должен все время повторять: у меня нет другого желания, кроме как стать служанкой Шримати Радхарани.” Эта мантра на санскрите звучит так:
тато маманйас ти гхатир на капи
Вишакха взяла новую сакхи за руку и стала ее вести. На каждой ступеньке ее спрашивали: „Это кто такая? Что она тут делает?” Вишакха говорила: „Это новая гопи, она хочет увидеть нашу с вами госпожу.” А новая гопи, опустив глаза и накрыв лицо кончиком сари, повторяла: тато маманйасти гхатир на капи ….
бхаджами радхам аравинда нетрам
смарами радхам мадхура смитасйа
бадами радхам каруна барардрам
тато маманйас ти гхатир на капи
Кришна шел и повторял: „У Меня нет другого желания, кроме стать служанкой Шримати Радхарани.” Пока Он дошел, это желание утвердилось в Его сердце, Он пытался петь, играть, пытался развлекать Шримати Радхарани. Сердце Шримати Радхарани опять растаяло, Она подошла и хотела обнять Свою подругу. Вишакха сказала: „Не обнимай ее!” Она говорит: „Как Мне не обнять ее?” и обняла. И в тот же момент почувствовала что это за подруга. Так Ее ман в очередной раз рассеялся. Это Гахварван, особое место и в Ман-мандире живет великий святой, Ромеш баба.
**********
Мы с вами находимся в Ман-гархе, в Ман-мандире. Ман значит гнев, плохое настроение. Когда Шримати Радхарани сердится, Она уходит сюда. Это особое место, я уже говорил вам о Ромеш бабаджи, который живет здесь, в этом месте, 50 лет. Я расскажу несколько слов о нем, потому что когда мы приходим в места, связанные с великими преданными, мы должны говорить о них. Он происходит из очень знатной семьи, свободно говорит по-английски, владеет санскритом, естественно, хинди. Когда он был студентом, он получил посвящение от одного гуру и гуру этот оставил такой глубокий след в его сознании, что он решил посвятить свою жизнь ему. Гуруджи ему сказал: „Ты не приспособлен для семейной жизни, нет смысла тебе заводить семью.” В то же время, родители, как это водится, хотели его женить и он оказался перед этой дилеммой: гуру ему говорит: оставайся брахмачари, родители говорят: женись. Они нашли уже девушку из хорошей семьи. Он сделал то, что в таких случаях делают – убежал из дома. В течении какого-то времени он бродил по джунглям по имени Читракута. Читракута – это место, в котором Господь Рамачандра скитался со Своей супругой Ситой. Множество раз Кришна спасал его от диких зверей. В конце концов он подумал: „Зачем я причиняю такую обузу, такие беспокойства Кришне?” Он отправился сюда пешком, на нем одна каупина и долго-долго он шел, почти ничего не ел, не пил, пока в конце концов не пришел сюда, на Ман-гарх. Он забрался сюда и тогда он не знал еще, что это будет вечным местом его обитания. Он никуда не выходит отсюда, даже не ходит в главный храм на Варшане. Единственное, когда он делает исключение из этого правила – это в месяц картика. Правда, в этом году мне сказали, что он как будто бы в первый раз за 50 лет поехал в Маяпур, непонятно почему. А в картику он водит огромные парикрамы здесь. Когда он пришел сюда, на этот холм, он упал без сил и у него был приступ малярии. Он лежал без чувств, язык его не шевелился, пересох и он думал, что он умирает, что это просто последний час его жизни. В бреду он метался, иногда он приходил в себя, потом опять впадал в забытье и вдруг, в какой-то момент, когда он пришел в себя, он увидел рядом с собой мальчика. Этот мальчик чумазый спросил: „Свамиджи, что с тобой? Тебе что-то хочется? Кто ты такой? Зачем ты сюда пришел?” Он ничего не ответил, потому что язык его не повиновался ему и единственное, что он услышал это то, что мальчик сказал: „Не беспокойся, все будет хорошо.” И мальчик этот дал ему воды, поднес ее к его губам и сбрызнул его водой. Он опять упал в обморок и когда он очнулся, к своему удивлению он понял, что он полностью здоров: болезни как не было, он почувствовал силу, здоровье, энергию. Он спустился в эту деревню, через которую мы прошли, чтобы найти мальчика. Но как водится в таких случаях, мальчика невозможно было обнаружить! Потому что это был Сам Кришна.
Джай джай Шри Радхееее-Шьям!
С тех пор он остался здесь. Тогда тут ничего не было, были какие-то развалины древнего храма, благодаря его преданности появилось все то, что мы видим сейчас. Этот храм, то большое здание внизу. Каждое утро он спускается вниз и рассказывает «Шримад-Бхагаватам» и местные люди приходят, собираются иногда сотнями, чтобы послушать как он рассказывает «Шримад-Бхагаватам». Каждую картику он водит тысячи людей, иногда 50 000 людей по всему Враджу. Это удивительный совершенно человек.
В свое время он получил приз, когда он был мальчиком еще, он был лучшим певцом во всей Индии. С тех поет он поет, но поет только для Шримати Радхарани. Радханатх Махарадж жил какое-то время здесь. Какие-то преданные ИСККОН, в последний картик Шачинандана Махарадж целый месяц жил здесь, в этом храме и занимался здесь бхаджаном. С этим храмом связано множество историй.
Тут внизу есть подземный ход и там по преданию находится скамья каменная, на которой прятались от посторонних глаз Радха и Кришна. По-прежнему люди, обладающие духовным зрением, спустившись туда, могут увидеть синее сияние с одной стороны и золотистое сияние с другой стороны этого камня. С этим подземным помещением, с этой пещерой тоже связана одна история, которую рассказал Ромеш бабаджи.
В свое время в Раджастане был один царь, Махарадж, он был очень жадный, скупой, он совершил множество грехов. На его совести было много невинно убитых людей. Когда он состарился, он вдруг понял, ему рассказали, что его сын хочет его отравить. Его любимый сын, ради которого он жил и которому он хотел оставить все заработанные богатства, подумал, что „Отец мой слишком долго живет на свете, нужно ускорить его уход в другой мир.” В полном отчаянии он понял, что жизнь его прожита полностью зря, что он совершил грехи полностью непонятно для чего. Он пришел сюда, тайком ушел из дворца, чтобы сын не догнал его, оставив все, и он поселился здесь и день и ночь стал совершать бхаджан. День и ночь он повторял Святое Имя: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Чтобы ничего не отвлекало его, он повторял Святое Имя в этой самой пещере. Очень скоро Святое Имя пролило на него свою милость. У него не было никаких других надежд и никаких других желаний в сердце. Единственное, что он хотел – это заслужить милость Шримати Радхарани.
Однажды он выронил четки, потому что пальцы уже плохо слушались у него был ревматизм. Он стал в темноте искать эти четки и поднял что-то, это оказалась змия. Змия укусила его за палец. С криком от боли он выбежал наружу и он закричал: „Радха, Радха, возьми меня к Себе! Возьми меня к Себе! Наконец-то пришел этот час, когда Ты забираешь меня к Себе!”
С удивлением он увидел как яд капает из ранки на его пальце. Шримати Радхарани сделала так, чтобы яд вышел из его пальца. Он подумал: „Ну, видно, не пора, наверное Шримати Радхарани еще не хочет, чтобы я возвращался к Ней.” Он снова спустился в пещеру, нашел свои четки и снова стал повторять: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Но палец, который укусила змия, хотя яда там не было, стал гнить, получилось заражение крови, гангрена и нестерпимая боль мешала его бхаджану. Он плакал, он вышел наружу и не знал что делать. Опять он стал звать: „Радха, Радха, возьми меня к Себе! Забери меня!” В этот момент к нему подошла девочка и сказала: „Бабаджи, почему ты не идешь к врачу, почему ты не хочешь, чтобы врачи тебя полечили? У нас есть врач, хочешь, я тебе приведу к тебе врача?”
Он сказал: „Если Радха не излечит меня, какие врачи мне помогут? Если Радха хочет меня излечить, то зачем мне врачи?” Девочка кивнула головой и сказала: „Вообще-то, ты прав. Если Радха хочет тебя излечить, то врачи тебе не нужны.” И ушла. Он почувствовал, что он выздоровел, он понял, что это была Сама Шримати Радхарани, которая пришла к нему, которая коснулась его пальца и излечила его.
Он стал плакать с новой силой. Но теперь он уже плакал оттого, что Она пришла к нему, а он не узнал Ее. Он стал кататься по земле и стал кричать: „Радха, Радха, забери меня!” На этот раз Она смилостивилась над ним и забрала его из этого мира.
Это одна из историй, которая происходила здесь, на Ман-гархе. Мы, к сожалению не сможем с вами подняться на Майор-кутир, но я расскажу здесь одну-две истории, связанные с Майор-кутиром, Майюр-гархом. Тут рядом есть этот павлиний холм. Кто-то из вас был там, да? В этом храме, высоко-высоко? Ну, если не были, поднимитесь, какие ваши годы?
Кришна любит иногда принимать облик павлина. Кришна любит павлинов, у Него в волосах всегда красуется павлинье перо. Однажды была история, когда Кришна поневоле стал павлином. Хотите услышать историю, да?
В один из прекрасных дней Киртида по какой-то причине не пустила Шримати Радхарани в Нандаграм. Каждое утро, мы знаем, либо отсюда, либо из Явата Шримати Радхарани ходит в Нандаграм, чтобы приготовить завтрак для Кришны. Кришна остался в одиночестве в Нандаграме и подумал: „Как же так? Сегодня Я не увижу Радхи, сегодня Я не смогу увидеть Ее!” И тоска стала такой сильной в Его сердце, что Он прибежал сюда. Шримати Радхарани была во дворце. Дворец Киртиды деви и Махараджа Вришабхану немного внизу, не здесь, не наверху. Наверху другие вещи происходят, у них дом там. Кришна забрался наверх и стал кричать павлином. Как кричат павлины? Маууу, маууу… Великие преданные слышат там Шьям, Шьям… Он стал кричать громко-громко. Давайте. Шримати Радхарани услышала эти звуки и поняла: „Это Мой сакха зовет Меня. Никакой это не павлин!”
Она подбежала к Киртиде и сказала: „Я пошла.” Под каким-то предлогом Она выбежала и пошла на этот голос. Кришна был наверху. Там была пещера, Кришна зашел в эту пещеру. Шримати Радхарани зашла туда, Она села на камень, Кришна положил Свою голову Ей на колени, Она стала гладить Его волосы. Так прошло много-много времени. Они не заметили как проходили минута за минутой, час за часом. В конце концов Киртида хватилась: „Где моя Радха?!” Она выбежала и стала звать Ее, но никто не откликается, Радхе не до того, Она не слышит. Киртида стала искать Ее следы, нашла их и пошла по ним. В конце концов следы привели Ее в пещеру. Она зашла в пещеру. Когда со света заходишь в темноту, то ничего не видишь. Она зашла и на мгновение она ничего не увидела, а Кришна увидел. Кришна понял: „Нас засекли.” Он подумал: „Что делать? Если Я сейчас буду выбегать, то она наверняка заметит Меня. Вход узкий, она закрывает собой вход.” В тот же миг Кришна превратился в павлина. Он положил голову на колени Шримати Радхарани, Она гладила…. Она посмотрела – павлин и продолжала гладить. Тем временем глаза у Киртиды привыкли к темноте и она увидела. Она сказала: „Радха, Ты что тут делаешь?” Она сказала: „Павлина глажу. Я тут.” (смех) Киртида стала Ее ругать и говорить: „Как так?! Сколько можно гладить этого павлина?! Я Тебя жду во дворце!” Она взяла Ее за руку и отвела. А Кришна превратился обратно в Самого Себя.
Однажды, когда Шримати Радхарани гневалась, Кришна думал: „Как Ее развеселить?” Онa сидел тут, на горе. Кришна снова принял облик павлина и стал танцевать. Павлины очень красиво танцуют. На другой горе, которую видно отсюда, наверху, Он стал танцевать. Он так красиво танцевал,что Радха забыла о Своем горе и Ей тоже захотелось танцевать. Она помчалась туда и приняла облик павы и тоже стала танцевать. Так Они оба танцевали, пока Она не поняла кто этот павлин. В честь этого там есть небольшой храм или Майор-кутир, где находится картина с изображением этой лилы. По преданию, ее нарисовал человек, который увидел ее в своей медитации и хотя он не мог рисовать, Шримати Радхарани приказала ему: „Если хочешь увидеть Нас еще раз, ты должен нарисовать.” Эта картина находится там.
Джай джай Шри Рдхеееее-Шьям!
************
Итак, это Ман-мандир. Здесь Шримати Радхарани гневается на Кришну и поводов для этого много. Вишванатх Чакраварти Тхакур в „Кришна-паванамрите” рассказывает один повод. Однажды Кришна стал прославлять Шримати Радхарани и потоки нектара лились у Него из уст. Он не мог остановиться, Он говорил: „Ты самая лучшая из всех! Нет никого прекраснее Тебя! Твое лицо подобно луне! Да, что там говорить, луна, у нее столько много недостатков, Твое лицо лучше, чем любая луна.”
Когда Шримати Радхарани услышала это, Она сказала: „Как Ты смел сравнить Мое лицо с луной?! На луне оспины и пятна, а Мое лицо безупречно! Луна то убывает, то прибывает, а Мое лицо все время светит. Все, я больше с Тобой не играю!”, сказала Шримати Радхарани.
Она пришла сюда и Кришне опять пришлось так или иначе умолять Ее простить Его за такое неуклюжее поэтическое сравнение. На самом деле Шримати Радхарани не понравилось, что Он такую избитую метафору применил по отношению к Ее красоте. Это Ман-мандир, особое место, где Шримати Радхарани делает вид, что Она сердита на Кришну, заставляя Его приходить сюда и заставляя Кришну заниматься тем, чем Он хочет больше всего заниматься – служить Своим преданным. Он хочет подчиняться Своим преданным. Он приходит сюда и делает это здесь.
Джай джай Шри Рдхеееее-Шьям!
***********
Ок, наш путь лежит дальше.
Мы были с вами на Ман-гархе, а сейчас мы находимся на Дан-гархе. Дан значит пайса, налог и здесь Кришна – это не Кришна. Я уже говорил вам, что на Варшане Кришна не любит быть Кришной, это Шьяма-сакха. Его наряжают тут в браслеты, в сари … В общем, делают с Ним все, что хотят, как это водится здесь, на Варшане. Божества здесь называются Кришна Дан-Бихари.
Вы видите здесь, справа от себя, джулан. Это место, на котором Радха и Кришна в сезон дождей катаются на качелях. Я уже говорил, что в сезон дождей, когда он только начинается, Шридхам из Варшаны идет в Яват и он берет за руку свою старшую сестру. Джатила и Кутила доверяют ему полностью и он приводит Ее сюда, на Варшану, чтобы Кришне было легче сюда приходить. Весь сезон дождей Шримати Радхарани находится здесь, на Варшване и иногда гопи собираются и качают Их здесь на качелях.
Однажды здесь случилась одна удивительная лила, когда гопи приготовили замечательный джулан, качели, украсили их цветами и с утра все знали – сегодня Радха и Кришна будут качаться на качелях. Праздник. Во Вриндаване каждый день праздник – по поводу и без повода, потому что Кришна всегда любит наслаждаться. Все собрались и только Шримати Радхарани нет. А за какое-то время до этого случилась одна очень важна история. Каждый день к Шримати Радхарани стал приходить Нарада. Он приходил, пытался Ей служить, помогал, массировал Ее стопы. Крошне это не понравилось, Он предостерег Шримати Радхарани: „Будь осторожна! Что-нибудь из этого нехорошее выйдет.” Радха сказала: „Ты что, он святой, он приходит сюда, он полностью святой, как Я могу не пустить святого?!” Кришна сказал: „Мое дело предупредить, о последствиях Мы будем говорить позже.”
Так или иначе Шримати Радхарани Ему не поверила, а Нарада тем временем как-то пришел к Кришне и стал играть на своей вине. Он играл так, что в конце концов Кришна полностью растаял, он пел имена Шримати Радхарани, киртан, нама-киртан про Шримати Радхарани. Кришна растаял и сказал: „Нарада, проси у Меня все, что хочешь!” Нарада сказал: „Можно не сейчас?” Кришна говорит: „В любое время! В любой момент можешь прийти ко Мне и попросить у Меня любое желание. Ты так удовлетворил Меня, что Я исполню любое твое желание.” Нарада сказал: „Хорошо.”
В этот прекрасный день, когда гопи приготовили качели и Радха должна была прийти, Она задерживалась, Нарада подошел к Кришне и сказал: „Кришна, я много раз видел как Ты качаешься вместе с Радхой. Я ни разу не видел как Ты качаешься вместе с Лалитой. Можно посмотреть?” Кришна сказал: „Что может быть проще?! Качели готовы, Радхи нет, Лалита тут, сейчас мы будем кататься.” Он взял за руку Лалиту, она упиралась изо всех сил, она говорила: „Ни за что! Никогда!” Кришна говорит: „Ничего, чуть-чуть покатаемся.”
Они стали кататься, гопи стали петь песню, особый бхаджан. Когда Радха и Кришна катаются на качелях, поется особый бхаджан, на особую рагу, в сезон дождей. Тут они немного изменили слова этой раги – „Кришна качается с Лалитой на качелях…” Кришна забылся, Лалита забыла обо всем, гопи забыли обо всем… Только Нарада ни о чем не забыл. Он побежал быстренько к Шримати Радхарани. Он застал Ее, сидящей перед зеркалом, Она украшала Себя. Он спросил Ее: „Что Ты делаешь?” Она говорит: „Я спешу, Я немножко опаздываю, Мы сейчас должны кататься с Кришной на качелях.” Он говорит: „Не нужно, не торопись, торопиться некуда.” Она говорит: „Как не торопиться?! Кришна ждет Меня!” „Не ждет, Он уже с Лалитой качается на качелях.” Она говорит: „Я не могу в это поверить! Не может этого быть! Лалита никогда не согласится на это!” „Не веришь? Посмотри, пойдем!” Он подвел Ее, Она со стороны посмотрела – ни Кришна, ни Лалита, ни гопи ничего не видели, они качались и пели песни.
Радха обиделась страшно. Она пошла туда, на Ман-гарх, где мы были с вами и подумала: „Все, Он бросил Меня, лучшая подруга Меня предала! Все, жизнь Моя кончилась. Больше Я никогда не хочу Его видеть!”
Тем временем они качаются, качаются, Кришна думает: „Что-то долго нету Шримати Радхарани. Наверное, надо у Нарады спросить, он наверняка знает где Она!” Он стал осматривать толпу – Нарады нету. Он сразу все понял. Он стал искать повсюду, стал бродить, в конце концов Он пошел в Ман-гарх и увидел там Шримати Радхарани сидящей в полном одиночестве, проливающую потоки слез. Он подошел к Ней, Она отвернулась. Он подошел с другой стороны, Она опять отвернулась. Он сказал: „Что с Тобой?!” Она сказала: „Иди, катайся со Своей Лалитой! Зачем Ты пришел сюда?!” Он говорит: „А Ты откуда знаешь?” „Как, Мне Нарада все сказал!” У Него камень упал с сердца. Он сказал: „Я же Тебя предупреждал: не водись с этим Нарадой! Я же Тебе говорил! Это же он же все подстроил! Лалита не хотела кататься, он попросил, Я должен был исполнить.” Шримати Радхарани все поняла и сказала: „Ладно, хорошо, на этот раз Я Тебя прощаю.” Это одна из многих лил, которая произошла здесь.
Здесь была другая знаменитая лила, когда, опять же, Кришна катался с Радхой на качелях. С Учагауна, где мы были только, из этой соседней деревни, отсюда виден храм Лалиты, где мы были, вон там, тот белый купол. Пришел бедный брахман, у него была дочь на выдани. Это большая проблема в Индии – выдать свою дочь – нужно платить большое приданое, нужно деньги на свадьбу тратить. Если человек бедный, то ему очень сложно. Когда мы были в Учагауне, местный брахман подходил и говорил мне: „Мне нужно дочку свою выдавать замуж. Пригласи меня в Москву, я буду «Шримад-Бхагаватам» рассказывать, чтобы дочку свою замуж выдать.” Это серьезная проблема, если нет денег, ее просто никто не возьмет в жены. У него была сварливая жена. В этот день терпение жены кончилось окончательно, она сказала: „Не возвращайся, пока не придешь с приданым. Если не придешь с приданым, я тебя просто не пущу, кому нужен такой муж, у которого ничего нет?!”
Брахман пошел с умом, да с пустой сумой, он ходил, стучал в двери, просил милостыню. В конце концов он дошел до сюда и увидел Кришну. Тогда надежда вернулась в его сердце, он вспомнил: намо брахманйа девайа го брахмана хитая ча джагат хитайа кришнайа говиндая намо намах – Кришна защищает брахманов! Подбежал к Нему и закричал: „Ты сын Махараджа Нанды! Ты защитник всех брахманов во вселенной!” Кришна был в другом настроении. Он слегка вышел из этого настроения, посмотрел на него и сказал: „Когда Я вас в последний раз защищал?” (смех) Кришне не до этого! Ему слишком хорошо, чтобы думать о каких-то брахманах, еще о ком-то … Но брахман не отставал, особенно в его положении ему деваться некуда, он настаивал: „Ты должен меня защитить! Меня выгнала жена, я должен вернуться туда с приданым для моей дочери!”
Кришна говорит: „Я – пастух, посмотри на Меня!” и Кришна вывернул карманы: „У Меня ничего нет!” Брахман говорил: „Нет, Ты должен мне что-то дать, я не уйду, мне просто некуда больше идти!” Тогда Кришна стал оглядываться и подумал: „Брахман-то прав: есть у Меня самое дорогое – Шримати Радхарани.” Он сказал: „Хорошо, ты уговорил Меня, Я отдам тебе самое дорогое, что у Меня есть, это Моя возлюбленная, Шримати Радхарани, бери Ее, отныне Она твоя!”
Теперь, Шримати Радхарани, когда услышала это, Она стала рыдать в три ручья, гопи стали рыдать! Самое главное, что брахман стал тоже рыдать! Брахман сказал: „У меня одна дочь, я не могу ее выдать замуж, теперь Ты мне другую даешь. Что я с Ней делать буду?!” Брахману стало так плохо, он ссутулился, сгорбился, он понял, что он ничего не получит и он пошел походкой, каждый шаг давался ему с трудом, он плакал и видно было по всей его фигуре, что несчастнее его нет на свете никого.
Шримати Радхарани увидела эту картину и Ей стало не по Себе и Она сказала: „Верни его, Мы не должны отпускать его с пустыми руками, Мы должны ему что-то дать.”
Кришна позвал брахмана и сказал: „Эй, брахман, иди сюда, мы придумали что-то.” Он велел Лалите принести весы и она принесла большие весы. Он посадил на одну чашу весов Шримати Радхарани, а всем остальным гопи Он сказал: „А теперь давайте, снимайте все золотые украшения, все серебряные у крашения, все драгоценности, которые у вас есть и кладите на другую чашу весов!” Гопи на радостях поснимали с себя все пока другая чаша весов не перевесили и они сказали: „Эй, брахман, бери, это все твое!”
Шри-Шри Радха-Дан-бихари ки!
**********
Еще одна лила произошла здесь однажды, в этом месте. Шримати Радхарани играла со Своими подружками. Они играли в песок, Она была совсем маленькой девочкой тогда, Ей было, может быть, года 4-5. Они приехали сюда из Равала, когда Радхе было три с половиной года или около того, три года и три с половиной месяца. Киртида и Вришабхану приехали сюда. Когда Ей было лет 5, вдруг на Варшану пришел Дурваса Муни. Во-первых он зеленый. Дурваса значит, что у него кожа как трава дурва. Во-вторых, он метра четыре роста или три как минимум. В-третьих, у него спутанные волосы, в четвертых, он абсолютно голый. В-пятых, он страшно сердитый. Чуть что, он сразу начинает гневаться и этот гнев выходит у него искрами из волос. Дурваса Муни ходит повсюду и проверяет людей насколько они следуют дхарме, это его основная роль и при этом, когда он приходит в какую-то деревню, он поет особую песню: „Эй, кто меня приютит? Кто меня приютит, я того благославлю.” Обычно двери все закрываются и люди в страхе прячутся: не дай Бог он придет к ним домой!
Когда Дурваса Муни показался и маленькие гопи, подружки Радхарани, увидели это страшилище, это чудище, они побежали в ужасе в разные сторон! Несколько самых верных подруг остались вместе с Ней. Радха осталась на месте. Дурваса Муни подошел к Ней и сказал: „Эй, я хочу есть!” Ничего удивительного в этом нет, потому что он все время хочет есть. Гопи перепугались, стали говорить: „Сейчас, сейчас, мы сбегаем домой, наши мамы приготовили что-то, мы все принесем.” Дурваса Муни сказал: „Я хочу есть прямо сейчас, прямо здесь! Если вы меня не накормите, то я вас прокляну! Если вы меня накормите, я вас благославлю!”
Тогда Лалита подмигнула Шримати Радхарани. Шримати Радхарани сказала: „Подожди немножко, сейчас Я тебя накормлю.” Она взяла песок и глину, перемешала их и стала лепить вареники или как они называются, творожники из песка, печенья. Дурваса Муни с удивлением наблюдал за всем этим. В конце концов она сделала большую кучку этих печеньев и сказала: „Бабаджи, попробуй, пожалуйста!”
Бабаджи замолчал и сказал: „Ты уверена, что это съедобно?” Радха говорит: „Ты попробуй!” „Если мне это не понравится, я вас прокляну.” Лалита имеет абсолютную веру в Шримати Радхарани: „Попробуй, пожалуйста!” Он взял кусочек, опять посмотрел: из глины. Откусил немножечко … Он съел все и сказал: „Как Тебе это удалось?!” Она говорит: „Это же земля Вриндавана, перемешенная с водами Ямуны – тут все нектар!”
Дурваса Муни, очень довольный, сказал: „Я вас благославляю. Отныне все то, что Ты приготовишь, будет как нектар.” Лалита сказала: „Ну тоже мне, благословил! И так, все то, что Она готовит, как нектар!” Потому что когда Она готовит что-то, Она делает это с любовью. Она – изначальная энергия, ади-шакти и когда люди чувствуют эту энергию, они чувствуют экстаз.
Но слава об этом разошлась повсюду, все узнали о том, что Дурваса Муни благословил и сказал, что „Любой, кто будет естьто, что Ты приготовишь, никогда не будет болеть.” Так как это благословление разнеслось повсюду, то с тех пор Яшода умолила сначала Киртиду, а потом как-то договорилась с Джатилой, что Шримати Радхарани будут отпускать и Она будет готовить для Кришны.
Джай джай Шри Радхееее-Шьям!
Шри-Шри Радха-Дан-бихари ки!
************
Это предпоследняя наша остановка, мы еще заедем на автобусах в Прем-саровару. Отсюда мы поедем на автобусах, я хотел рассказать два слова об этом месте. Это Божества Лаидли-Лал (?), которые милостиво дали нам Свой даршан. Их нашел Нарайана-батта Госвами, Они – изначальные Божества, установленные 5000 лет тому назад здесь, здесь, на Варшане и Нарайана-батта Госвами, по наводке своего Гопала, нашел Их в заброшенном чулане дома брахманов, Они были под горой риса, старые-старые. Они Их оттуда вытащили и с тех пор Они находятся здесь в храме. Раньше этот храм был очень скромным и маленьким, он стоял здесь, на вершине горы. Тогда Махарадж Джайпура, Мадхава Вайсингх решил построить большой храм, который мы проходили, роскошный храм. Он построил-таки этот храм, и когда храм был построен, он сказал: „Ну давайте теперь, переводите Божества туда.” Божества пришли во сне к пуджари и сказали: „Мы никуда не хотим, но вы должны Нам построить что-то получше, иначе Мы переедем туда.” Это был небольшой шантаж, таким образом возник этот замечательный дворец, в котором Они с тех пор живут и наслаждаются Своими лилами.
Буквально через пару дней, 4-го марта, здесь начнется холи. Это особое празднество здесь, на Варшане. Холи начинается здесь и холи значит война любви: тут садятся госвами с Варшаны, госвами с Нандаграма, они начинают петь бхаджаны, в какой-то момент они начинают кидать друг в друга красками, это происходит довольно быстро, нервы не выдерживают и начинается война, которая продолжается несколько дней. 5-го числа она будет в разгаре и если кто-то не боится воин, может прийти сюда. Пару лет тому назад мы тут были. Я помню, перед самым холи мы пришли сюда, мы думали, что еще ничего не будет, еще самое начало, в первом месте, где мы сели, пришел дедушка, он ласково улыбнулся и стал ласково посыпать нас красками. Единственная, кто избежал этого, была Снежана. Я смотрел на нее и удивлялся: как ей это удается (смеется). Она умудрилась выйти из этого.
Я хотел рассказать последнюю историю здесь. Рассказать, да? Про Радху.
Однажды Кришна играл со Шримати Радхарани, Ему было тогда лет пять или шесть, Он пришел сюда и Они остались наедине. Кришна вдруг вспомнил, что Он Кришна. Он стал говорить: „Никого нет лучше Тебя! Никого нет могущественней Тебя! Никого нет дороже чем Ты для Меня и если кто-то повторяет Твое имя, Я буду Его собственностью, Я обещаю это. Если кто-то говорит: „Радха, Радха…” и если он получил это имя по парампаре, то Я сделаю для него все, что он хочет. Ты самая могущественная из всех, потому что Твою энергию не могу постичь даже Я. Когда Ты пускаешь в ход Свои силы, Я становлюсь бессильным. Твоя сила настолько велика, что она лишает Меня всякой силы и воли. Ты самая лучшая из всех и даже Яшода-майа не может сравниться с Тобой. Даже она поклоняется Тебе.”
Когда Радха это услышала, Она подумала: „Что Он говорит такое?! Яшода – ее все уважают, все любят, она старше Меня. Как Меня можно сравнивать с ней?!” Она сказала: „Я много глупостей слышала, но такой глупости Я еще не слышала за всю Свою жизнь. Как Ты можешь говорить, что Яшода хуже Меня!” И Кришна сказал, что „Даже Яшода поклоняется Тебе?!” Радха не могла это вытерпеть.
Кришна тогда хитро улыбнулся и сказал: „Не веришь? Я Тебе это докажу. Прошло несколько дней и Яшода гуляла по Нандаграму и вдруг она услышала музыку – звук караталов, кто-то звенел в колокольчик, в барабаны стучали. Она пошла на звук этой музыки, увидела стайку гопи и посередине она увидела Кришну. Он танцевал, причем Он танцевал по указке гопи. Гопи отбивали ритм, а Кришна плясал: тук, тук, тук. Яшода возмутилась. Естественная женская ревность ей тоже не чужда. Она подумала: „Кто они такие, вообще?! Это мой Кришна! Они управляют моим Кришной!” Она стала кричать: „Вы что делаете? Мой Гопал ходит в пастбище, каждый день он пасет коров, Он устал, а вечером вы устраиваете еще какието пляски! Что это за дискотека, в конце концов?!”
Тут выступила Шримати Радхарани вперед: „Твой Гопал спит у тебя дома. Этот Кришна – наш Кришна. Твой Кришна спит у тебя.” Яшода подумала: „Как это так?! За кого вы меня принимаете! Я что, Кришну своего не узнаю?!”
Она говорит: „А что, по-вашему только один Кришна, что ли есть? Много Кришн есть, это наш Кришна, у тебя своей Кришна есть. Она говорит: „Нет, постойте, конечно много Кришн может быть, любого можно назвать Кришной, но Он выглядит как Кришна, Он пахнет как Кришна, у Него голос как у Кришны, когда я рядом с Ним, у меня сердце бьется так же как когда я рядом с Кришной. Это мой Кришна!”
Шримати Радхарани сказала: „Что ты споришь с нами? Иди к себе домой, посмотри, Он спит у тебя на кровати! Яшода вернулась к себе и к своему удивлению увидела: Гопал спит спокойно, улыбаясь блаженно во сне. Яшода вернулась туда, Гопал танцует: чик, чик, чик. Она сказала: „Чудо! У вас есть Кришна и у меня есть Кришна! Вашего зовут Кришна и моего зовут Кришна. Вашего я люблю и моего я люблю. Ваш красивый и мой красивый. Как так бывает?!” Тут Яшоде в голову пришла фантазия. Она говорит: „А давайте сделаем так, чтобы Они вдвоем танцевали, два Кришны буду танцевать.”
Гопи все с радостью восприняли эту идею, одна Радхарани заподозрила что-то не ладное. Она сказала: „Конечно, мы можем сделать так, но просто потом как мы будем Их обратно делить? Если Они будут вдвоем танцевать, как мы узнаем какой наш Кришна, а какой твой Кришна?” Яшода сказала: „А какая разница? Они же одинаковые совершенно – вашего зовут Кришна и моего зовут Кришна, ваш танцует и мой танцует. У вашего такой голос и у моего такой голос.”
Радхарани сказала: „Тебе это только кажется, это на поверхности только твой Кришна и наш Кришна одинаковы. Если копнуть глубже, то наш Кришна гораздо лучше чем твой!”
Это факт – когда Кришна вместе с гопи, Он проявляет такое, что Он никогда не проявляет вместе с Яшодой. Радха стала говорить: „Мой Кришна убивает демонов.” Яшода говорит: „Мой Кишна тоже убивает демонов.” „А, любой может убить демонов! Мой Кришна знает раса-таттву, Он знает науку любви, когда Он начинает говорить о любви, оооо….!” Яшода говорит: „Мой Кришна тоже говорит о любви, правда не мне…”
Так или иначе, Шримати Радхарани сказала: „Никогда не спутаю своего Кришну с твоим.” Она взяла сандаловую пасту и нанесла крупную тилаку на лицо Кришны, круглую луну сандаловой пастой и сказала: „Теперь мы не спутаем: это наш Кришна. Запомнила? У нашего Кришны сандаловая паста на лбу.” Яшода сказала: „Хорошо, у моего Кришны не будет сандаловой пасты.” Они стали танцевать, танцевать, в конце концов, в какой-то момент Яшода пришла в экстаз, она забылась и в этот момент ее Кришна вошел в тело Кришны Радхарани и остался один Кришна. Танец кончился, Шримати Радхарани сказала: „Ну все, расходимся по домам, мы берем своего Кришну.” Яшода закричала: „А где мой? Куда дели моего? Где мой Кришна? Где мой Кришна?” Она стала бегать и спрашивать у всех: „Где мой Кришна?” В конце концов она подбежала к Радхе и стала говорить: „Куда вы дели моего Кришну?!” Радха сказала: „Я так и знала! Смотри – у этого Кришны что на лбу? Это наш Кришна. Откуда я знаю где твой Кришна? Тут забор большой, мы никуда не выходили. Куда Он делся, Я не знаю, сама разбирайся, это наш Кришна. Мы забираем своего Кришну, а ты со своим разбирайся сама.”
Когда Яшода это услышал, сердце ее забилось и она сказала: „У меня только один Кришна. Я уже старая женщина, кто мне будет помогать, кто будет за мной ухаживать, кто будет меня любить? Кто будет пить мое молоко, которое я Ему даю? Кто будет ….ах, ах, ах …” Она стала плакать в три ручья. В конце концов она сказала: „Радха, отдай мне Кришну! Хочешь, я коснусь до Твоих стоп?” Она стала бегать, Радха стала говорить: „Ты что делаешь? Как Ты можешь касаться Моих стоп! Это грех! Ты старше меня!” Яшода сказала: „Никакого греха не будет, если Ты отдашь мне Кришну. Отдай мне Кришну!”
В этот момент она упала в обморок и Она осталась наедине с Кришной и сказала: „Что нам делать теперь? Что с ней будет? Это женщина, которая носила Тебя во чреве, это женщина, которая любит Тебя больше всего! Кришна, что делать?”
Кришна сказал: „А, Ты знаешь что делать!” И Радха подошла к Яшоде и стала толкат ее: „Эй, Яшода, проснись, Кришна ждет тебя!” Когда Яшода услышала имя Кришна, он вскочила и спросила: „Где Кришна? Где Кришна?” Радха сказала: „Как где? Кришна у Себя в спальне, Он отдыхает, Он спит. Иди, посмотри.”
Яшода побежала к себе домой, открыла дверь и увидела, что ее Гопал лежит у нее на кровати и сладко спит.
Так Кришна доказал, что даже Яшода поклоняется Шримати Радхарани, даже Яшода бегает за Ней и просит Ее: „Пожалуйста, смилостивись надо мной, пожалуйста, пролей на меня Свою милость!”
Джай джай Шри Радхееее-Шьям!
Гаура-премананде! Харибол!
Все, быстро идем в автобусы!
********
Ок, это последний пункт нашей сегодняшней парикрамы, это озеро называется Према-саровар. Према значит любовь. Это озеро любви. Теперь у нас есть редкая возможность искупаться в озере любви. Кто хочет искупаться в озере любви? Ок, у вас будет на купание семь минут ровно, хорошо? Я буквально две минуты скажу про нитья-лилу, которая происходит здесь. Я говорил, что когда Кришна проявляет Свои апракат-лилы здесь, они становятся пракат-лилами и иногда лилы в материальном мире еще интереснее и еще удивительнее, чем апракат-лилы, которые происходят в духовном мире. Лила, которая происходила на Прем-сароваре, никогда не происходит в духовном мире. Так что мы находимся в особом месте.
Есть разные настроения, есть настроение моханы. Мохана значит, что Кришна кто Он, зачем Он, почему Он, Он полностью забыл Себя. Есть модана, что значит, что у Него поднимается огромная волна радости и счастья и она захлестывает Его. Но есть особое настроение, это мадана. Мадана – это когда Кришна сходит с ума. Когда кришна не просто забывает кто Он, что Он, зачем Он, почему Он, для чего Он, — когда Кришна забывает все на свете! И единственная, кто может пробуждать в Нем такое настроение, это кто? Радха.
бхаджами радхам аравинда нетрам
смарами радхам мадхура смитасйа
бадами радхам каруна барардрам
тато маманйас ти гхатир на капи
Радху называют мадана-маданакхйа-махабхава, Она та, кто может пробуждать это состояние безумия в Кришне в высшей степени. И здесь одно из таких состояний было проявлено. Однажды Кришна с Радхой находились здесь, в кундже, беседовали друг с другом и какой-то шмель прилетел на запах, исходивший от тела Шримати Радхарани. От Ее тела исходит запах лотосов. Шмель стал крутиться вокруг Ее лица, Она пыталась отгонять его, но шмель не отгонялся. В конце концов Мадху Мангал вбежал в эту кунджу и отогнал шмеля, а потом торжествующе, победно закричал: „Я прогнал Мадху-судану! Мадху-судана никогда больше не вернется!” Мадху-судан, это кто? Это шмель! И Мадху-судан — это Кришна. Когда Шримати Радхарани услышала: „Я прогнал Мадху-судану! Мадху-судана никогда больше не вернется!”, Она стала рыдать. „Мадху-судан, Кришна, никогда больше не вернется!” Кришна сидит рядом с Ней. Кришна ближе всего для Нее. Она испытывает такую разлуку, которую не дано нам испытать. Она плачет и Кришна сидит и думает: „Что с Ней происходит? Я же рядом! А Она плачет от разлуки со Мной!” Когда Кришна увидел Ее слезы, Кришна Сам заплакал, Он Сам упал в обморок. Озеро Их слез составило эту Према-саровару. Это озеро слез Кришны и Радхи. Когда эта лила случилась, Кришна стал думать: „Пока Я тут, пока Я рядом с Радхой, Она плачет так, как будто Меня нет! Когда Я уйду, Она будет счастлива, потому что Она будет думать, что Я рядом с Ней!”
Как называется наша философия? Ачинтья-бедха-абедха-таттва. Шримати Радхарани – высшее проявление ачинтья-бедха-абедха-таттвы. Для Нее разлука с Кришной и встреча с Кришной непостижимым образом не отличны друг от друга. Она отлична от Кришны и не отлична от Кришны и когда Кришна рядом с Ней, Она чувствует разлуку, а когда Кришны нет, Она чувствует, что Кришна рядом с Ней. Она видит дерево тамал и начинает разговаривать с ним, как будто бы это Кришна и Кришна появляется из дерева тамал. Когда Кришна увидел это, Он подумал: „Может Мне лучше уехать? Когда Я здесь, Она плачет от разлуки со Мной. Когда уеду, Она будет счастлива, потому что Она везде будет видеть Меня и чувствовать Меня. Это состояние, когда Радха испытывает разлуку с Кришной, хотя Он находится рядом, или наоборот, когда Радха испытывает ощущение встречи с Кришной, хотя Он далеко, называется према-вайчитья. Шрила Рупа Госвами говорит, что любовь невозможно описать геометрическим образом, она никогда не ходит прямо, она всегда ходит как змия. Любовь невозможно понять, особенно невозможно понять любовь Шримати Радхарани, но ее можно почувствовать.
Поэтому мы, завершая нашу парикраму, окунемся в воды этого озера и почувствуем или попытаемся почувствовать что-то и потом, очищенные, вернемся во Вриндаван, к махапрасаду. У нас есть всего несколько минут, но мы пытались сегодня с вами думать над тем кто такая Шримати Радхарани, какова Ее сила и Ее могущество. Кто Она и как, благодаря служению Ей, человек может понять Кришну. И если хотя бы чуть-чуть мы смогли об этом подумать, то это уже большая удача для нас всех. Спасибо большое.
Джай джай Шри Радхееееее-Шьям!
Шри Маданакхйа-махабхава Шримати Радхарани ки! Джая!
Гаура-преманандееее! Харибол!