Вриндаван (3.03.2009 г.) Парикрама — 6 часть

Диск 111, л. 11

Аннотация:

Храм Радхи-Дамодары. Как возникло имя Радха. История о том, как Кришна играл на флейте для Дживы Госвами, который впал в самадхи. Истории о том, как Шрила Прабхупада жил в этом храме, как к нему приходили предыдущие ачарьи, чтобы благословить его миссию. Шрингар-ват – Кришна украшает волосы Радхарани цветами, а Она смотрит на Него в зеркале. 3 вида встречи после 4 видов разлуки. История о том, как Кришна играл в кости со Шримати Радхарани.

***

бхаджами радхам аравинда нетрам

смарами радхам мадхура смитасйа

бадами радхам каруна барардрам

тато маманйас ти гхатир на капи

 

 

Мы находимся с вами в одном из самых удивительных храмов Вриндавана. Шрила Прабхупада говорил, что есть гаудия-вайшнавы, которые считают, что самым святым местом является Радха-кунда. Даже сам Рупа Госвами говорит об этом. Некоторые вайшнавы селятся там, на Радха-кунде. Но Шрила Прабхупада говорил, „Что касается меня, для меня нет более святого места на земле, чем самадхи Рупы Госвами.”  Потому что даже если мы отправимся на Радха-кунду, что мы там поймем? Один ученик спросил у Шрилы Прабхупады: „Шрила Прабхупада, можно я поселюсь на Радха-кунде?” Шрила Прабхупада сказал: „Нет.” Он спросил: „Почему?” Он сказал: „Там хватает обезьян. (смех) Зачем  еще одна, какой смысл?” Человек живет там и он ползает по поверхности дхамы, не попадая вовнутрь. Но Рупа Госвами –тот, кто может позволить нам проникнуть вглубь. Поэтому Шрила Прабхупада говорит, что для меня нет более святого места, чем храм Радхи-Дамодары, храм, в котором находится самадхи Рупы Госвами.

Я рассказывал вам  в первый день о том, что Рупа Госвами нашел Божество Говиндаджи и что он основал этот замечательный, роскошный храм. Но тот храм сразу стал знаменитым —  толпы людей стали приходить туда и Рупа Госвами никогда не жил около Говиндаджи-мандира. Он жил здесь, в уединенном месте Сева-кунджа, потому что именно здесь он мог заниматься самым возвышенным бхаджаном.

Есть история о том, как возникло имя Радха. Кто-то знает что значит имя Радха? История, которая описывает как появилась Шримати Радхарани в духовном мире гласит, что Шримати Радхарани появилась из раса-мандалы, что Кришна, изначальный Бхагаван или Пурна-шактиман сделал  раса-мандалу. Раса-мандала значит расо ваи сах. „Тайттирия-упанишад” говорит, что Кришна есть сама раса, что Он есть олицетворение высшего блаженства. Из этой раса-мандалы вышла Пурна-шакти, Шримати Радхарани. И что Она сделала, когда Она вышла из раса-мандалы? Она побежала. Куда? – Собирать цветы для Кришны. Она ни минуты не теряла даром, сразу же Она побежала, чтобы служить Своему возлюбленному. Поэтому Ее назвали Радха: ра значит раса-мандала, Она вышла из раса-мандалы, а дха значит та, которая бегает, чтобы служить Кришне.

Но в Сева-кундже, как я уже объяснил, Кришна Сам начинает служить Своим преданным. Кришна понимает, что преданные лучше разобрались что доставляет больше удовольствий и Он начинает служить. Сам Кришна в 9-ой песне «Шримад-Бхагаватам» говорит, ахам бхакта-парадхино, хй асватантра ива двиджа – Я завишу от Своих бхакт. Несмотря на то, что Я независимый, Я сватантра, Я становлюсь асватантрой, Я становлюсь зависимым от Своих бхакт и Я начинаю служить им. В этом смысл Сева-кунджи. Здесь Кришна Сам служит преданным, потому что это доставляет большее блаженство. Когда я наслаждаюсь сам … Кто-то наслаждался сам, поднимите, пожалуйста, руки кто когда-то наслаждался сам? Что я после этого чувствую в сердце? Да, пустоту. Сердце становится пустым. Любые материальные наслаждения опустошают сердце. Когда человек служит, что он чувствует? Счастье, полноту в сердце. Это счастье не имеет конца. Сам Кришна испытывает это счастье, служа Своим преданным. Мы уже говорили, что недалеко отсюда Он украшает волосы Шримати Радхарани, здесь Он служит Своим преданным. И Рупа Госвами, еще до того, как он открыл Говиндаджи, своими руками сделал Божества Радхи-Дамодары для Дживы Госвами. Джива Госвами был его племянником и Рупа Госвами сурово учил его тому, как нужно жить во Вриндаване. Какой главный урок, который преподал Рупа Госвами Дживе Госвами? Как нужно жить во Вриндаване?

тринад апи суничена

тарор апи сахишнуна

аманина манадена

киртанийах сада харих

Если у меня есть гордость, мне нечего делать во Вриндаване. Если у меня есть даже намек на гордость, Вриндаван никогда не раскроется мне. Мне рассказывали историю про то, как одна матаджи ехала на рикше и как она гордо оглядывала окрестности Вриндавана свысока и как взгляд ее упал на свинью, которая купалась в луже. Она  подумала: „Эээээ, в грязи …” В тот же момент другая рикша наехала на ее рикшу, ее рикша перевернулась  и она оказалась рядом с этой свиньей. Это одно из оскорблений святой дхамы. Все оскорбления имеют одну единственную природу. Оскорбление – это гордость, это когда я смотрю на что-то свысока, с высоты своего мнимого величия, пытаюсь внутри объяснить себе как я выше этого всего и как все остальное ниже меня.

Здесь, в Сева-кундже Кришна показывает, что даже Бог служит здесь. Здесь, во Вриндаване, Он постоянно служит. Он приносит в Нандаграме деревянные сандалии Махараджу Нанде. Когда старшие гопи начинают прихлопывать в ладоши, Кришна начинает танцевать в такт — потому что они хотят этого, не потому что Он хочет этого. Здесь Он служит Шримати Радхарани и другим Своим возлюбленным особым, удивительным образом. И когда Шрила Рупа Госвами сделал Радху-Дамодару, иногда Радха-Дамодара, плененный служением Дживы Госвами, настолько радовался, что Он начинал играть на флейте для Дживы Говами. Рассказывают такую историю, что однажды Радха-Дамодара заиграл на флейте, Джива Госвами сидел и слушал. Он упал в обморок и пролежал так несколько часов. Радха-Дамодар подошел к нему, растолкал его и сказал: „Сколько можно?! Я кушать хочу! Ты пропустил бхогу, которую Мне нужно предлагать.”

Именно здесь, в этом бхаджан-кутире, Рупа Госвами, который мы увидим чуть попозже, Рупа Госвами написал „Бхакти-расамриту-синдху”, „Уджджвала-ниламани”. Он написал эти произведения, в которых он объясняет природу любви, природу расы, испытываемую Кришной и Его возлюбленными здесь.

Шрила Прабхупада в своих странствиях, когда он принял ванапрастху, в конце концов  оказался здесь и сказал, что „Это мой вечный дом.” Сначала, несколько лет он жил в храме Вамши-Гопала, недалеко от того места, где мы с вами встречались в первый раз, около Вамши-вата, а потом он переселился сюда и он платил огромные по тем временам деньги, 5 рупий в месяц, за комнаты, которые он снимал. Он сказал, что „Тот, кто жил до меня в этой комнате, платил 3 рупии, я решил платить больше.”

Здесь с ним происходили удивительные вещи, потому что, приходя сюда, еще раз, в это место, мы должны попытаться проникнуться настроением, которое здесь царит. Это Сева-кундж, место, где Кришна служит преданным и где преданные служат Кришне. Шрила Прабхупада служил здесь, этому месту. Рассказывают, что сосед, который жил за стеною, слышал, что по ночам отсюда раздаются какие-то громкие звуки. Он не знал кто это и однажды он заглянул через стенку новью и увидел как Шрила Прабхупада, тогда еще никому не известный Абхай Чаранаравинда, еще даже не принявший санньясу, с метлой в руках подметает Сева-кундж, подметает двор около самадхи Рупы Госвами и при этом зовет: „Ха, Рупа! Ха, Санатана!”

Здесь, в этой комнате, которую Шрила Прабхупада назвал своим вечным местом обитания, своим домом, с ним произошло несколько событий, о которых я хотел рассказать. Однажды к нему пришел его знакомый из Вриндаванского института рукописи и он увидел, что Шрила Прабхупада болен. Он жил здесь  полном одиночестве, никого не было, и когда он болел, некому было поухаживать за ним. Иногда он несколько суток подряд лежал здесь с температурой и никто не приходил к нему, доходы его были минимальны, он зарабатывал несколько рупий в месяц, распространяя журнал „Бэк ту Годхед” своими руками.

И он пришел и увидел Шрилу Прабхупаду больным. Он спросил: „Что с вами, Свамиджи?” Он сказал: „Да, ничего, просто болею.” Он не стал жаловаться на свою жизнь. Тот решил его навестить на следующий день. На следующий день он пришел и увидел, что Шрила Прабхупада сияет, он полон сил, энергии, он сидит и пишет что-то. Он спросил: „Свамиджи, что с Вами случилось?” Он: „Аааа …” и продолжал с улыбкой работать. „Свамиджи, что-то должно было случиться, вчера вы были больным!” У Шрилы Прабхупады была температура, он лежал, не мог пошевелиться. На следующий день он был уже полон сил, энергии и бодрости. Шрила Прабхупада улыбнулся и сказал: „Гуру Махарадж приходил ко мне во сне и сказал мне: пиши, и ты будешь таким же как Нароттам дас Тхакур, как Шриниваса Ачарья и как Вишванатха Чакраварти Тхакура. Три этих великих вайшнава войдут в тебя и будут помогать тебе.”

Нароттама дас Тхакур писал песни и прославлял Кришну своими киртанами. Вишванатха Чакраварти Тхакур комментировал священные писания, писал свои книги. Шринивас Ачарья распространял эти книги по всей земле. Шрила Прабхупада сделал первое, второе и третье! Бхактиведанта Сарасвати в этом сне благословил его: „Не бойся ничего – шесть Госвами Вриндвана будут всегда помогать тебе.”

Есть еще несколько историй. Здесь, когда Шрила Прабхупада жил в Радха-Дамодаре, к нему несколько раз, ночь за ночью приходил Бхактисиддханта Сарасвати в одеждах санньяси и звал его с собой. Шрила Прабхупада говорил: „Когда он приходил и звал, утром я просыпался в холодном поту, потому что я знал – он хочет, чтобы я принял санньясу.” Шрила Прабхупада говорил: „А я боялся.” Потому что принять санньясу не такое уж радостное событие. Это значит добровольно принять смерть, отказаться от всего, от всех материальных привязанностей. И, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад, зная этот его страх, ночь за ночью приходил к нему и говорил ему: „Идем ко мне, идем со мной!”

Этот человек, директор Вриндаванского Института Рукописи, рассказывает еще одну историю. Что однажды он снова пришел к Шриле Прабхупаде и опять заметил что-то необычное. Шрила Прабхупада сидел и повторял святое имя: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе и он был в каком-то особенном состоянии – из глаз его текли слезы. Тот стал расспрашивать: „Шрила Прабхупада, что случилось?” Шрила Прабхупада долго отнекивался, долго не хотел говорить. В конце концов, когда тот не отставал от него и настаивал, чтобы Шрила Прабхупада рассказал, Шрила Прабхупада сказал: „Сегодня ночью я увидел особый сон. Вернее нет, не сон.” Шрила Прабхупада сказал: „Сегодня они пришли ко мне.” „Кто пришел?” „Они.” „Кто?” Шрила Прабхупада говорит: „Я увидел очень красивых людей здесь, во дворе храма Радха-Дамодара. Один был высокий и худощавый старик. Другой был немного младше, очень красивый, на шее у него были четки и на них он повторял святое имя: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. А у них за спиной был молодой юноша. Это были Санатана, Рупа и Джива Госвами. Все трое пришли к нему и благословили здесь Шрилу Прабхупаду, все трое сказали Шриле Прабхупаде, что они будут всегда с ним и будут помогать ему, будут вместе с ним в его миссии.

Шрила Прабхупада сам никогда не рассказывал эту историю. Однажды – и тоже, послушайте как Шрила Прабхупада реагировал на это – однажды Хари Шаури Прабху стал допытывать его. В 1971 или в 1972 году Шрила Прабхупада  привез сюда, в храм Радхи-Дамодары первых своих учеников, западных вайшнавов, он давал им лекцию по „Бхакти-расамрита-синдху” и однажды, улучив момент, Хари Шаури остался наедине со Шрилой Прабхупадой и он стал у него выпытывать, стал спрашивать: „Каково вам было?” Шрила Прабхупада сказал: „Да, я платил 5 рупий в месяц за этот храм”, рассказал как он тут жил… В конце концов – Хари Шаури ради этого начал свой разговор  — в конце концов он у него спросил: „А правда, к Вам приходил Рупа Госвами? Правда, что он приходил к Вам?” Шрила Прабхупада отвернулся, отмахнулся от него и сказал: „Ну это все знают.” (смех) И больше ничего не сказал, он не стал во всех подробностях рассказывать о том, как это произошло и как Рупа Госвами благословил его, как он обещал помогать ему в его миссии. Это вайшнав. Вайшнав значит:

тринад апи суничена

тарор апи сахишнуна

аманина мнанадена

киртанийах сада харих

Вайшнав значит тот, кто хочет служить. Вайшнав – это тот, кто просто хочет служить и не хочет ничего взамен! Если я хочу чего-то взамен за свое служение, то кто я? Я хочу наслаждаться. Служение для меня – просто хитрый способ наслаждаться. Есть люди, который откровенно наслаждаются, есть люди, которые наслаждаются не так откровенно. Оди называются вайшнавами. (смех) Вернее, теми, кто стремится стать вайшнавами. Они пытаются получить наслаждение  с помощью этого. Но на самом деле служить значит просто хотеть отдать что-то. И Рупа Госвами здесь учит нас этому – тому, что значит служить. И Шрила Прабхупада учит нас этому.

Когда мы приходим в такие места, еще раз, нам нужно попытаться проникнуться настроением, которое царит здесь. Величайшие вайшнавы вселенной жили здесь, творили здесь свой бхаджан. И если  мы хотим стать их последователями, мы должны стать смиреннее травинки и упасть в пыли у их лотосных стоп.

Шри-Шри Радха-Дамодара ки! Джая!

Шри-Шри Радхеееееее-Шьям!

**********

… во дворе этого храма. Здесь находится самадхи Дживы Госвами, пушпа-самадхи Кришнадаса Кавираджа Госвами. Мы находимся в пушпа-самадхи Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады. Самадхи царя Вирамбира тоже находится здесь. И наконец, Рупа Госвами, его бхаджан-кутир и его самадхи находятся во дворе этого храма. Самадхи Бхугарбы Госвами тоже находится там.

Бхугарба Госвами – другой пример для нашего с вами подражания или медитации. Бхугарба Госвами – личный спутник Шри Чайтаньи Махапрабху, ближайший друг Локанатхи Госвами, первый Госвами, который пришел вместе с Локанатхиой Госвами во Вриндаван. Когда Кришнадас Кавирадж Госвами ходил по всем вайшнавам и просил благословения: „Благословите меня, пожалуйста, на то, чтобы я смог написать „Шри Чайтанью-чаритамриту”, записать то, что я услышал от Рагхунатхи Госвами на Радха-кунде, то Бхугарба Госвами, Локанатх Госвами и Гопал Бхатта Госвами дали ему благословение, но с один условием: „Можешь писать, но не упоминай нашего имени. Чтобы даже имени нашего никто не знал.” Никто ничего не знает про Бхугарбу Госвами. Его самадхи тут. Мы знаем только одно – что он вырыл себе глубокую пещеру и в ней, под землей, повторял святое имя: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. И то, что он запретил Кришнадасу Кавираджу упоминать его имени в „Шри Чайтанье-чаритамрите.” Это значит смирение. Я служу не для того, чтобы я прославился, не для того, чтобы обо мне помнили, не для того, чтобы мне поклонялись, меня прославляли или обо мне говорили. Все это тщета. Вы все это получите, если хотите. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакура называет это бхактйута-анартхами, анартхами, которые появляются в нашем сердце в результате практики бхакти. Мы практикуем бхакти и желания славы, почестей, признания начинают расти в нашем сердце. Потому что бхакти делает нас привлекательными. Любой, у кого есть бхакти, становится привлекательным для других. И это огромная опасность! Человек начинает думать: „Я великий ачарья, я великий гуру! Джагад-гуру трам-та-там Махарадж ки — джай!”

Все это анартха, все это то, что в конце концов замедлит рост бхакти в моем сердце. Заставит меня сосредотачиваться на самом себе вместо того, чтобы думать о Кришне, помешает моему бхаджану, помешает мне думать о Кришне, плакать о Нем и звать Его. Поэтому ачарьи настаивают на этом, поэтому Чайтанья Махапрабху говорит, что ровно настолько, насколько мы сможем развить в себе эти качества, общаясь с другими – а эти качества можно развить только в общении, только в обществе вайшнавов можно стать смиренными. Потому что наедине мы все смиренные, правильно? Когда я один, я такой смиренный, смиреннее меня никого нет, так? Я не понимаю насколько я горжусь. Наедине я никогда не смогу понять все эти проблемы. Поэтому  в обществе вайшнавов, служа вайшнавам, пытаясь делать что-то для них и не пытаясь получить что-то взамен за свое служение, я смогу развить эти 4 драгоценности, которые в конце концов принесут мне самую большую драгоценность – любовь к Кришне. Поэтому давайте же повяжем этот стих у себя на шее:

тринад апи суничена

тарор апи сахишнуна

аманина мнанадена

киртанийах сада харих

И будем служить здесь, в этом месте, пыли, праху со стоп великих вайшнавов.

Шри-Шри Радхееееее-Шьям!

Давайте сейчас поклонимся самадхи и бхаджану-кутиру Шрилы Рупы Госвами и пойдем в Шрингар-ват, там нас ожидает еще небольшая катха.

***********

Мы находимся с вами в удивительном месте, которое называется Шрингар-ват. Я рассказывал немного лилу, связанную с этим местом в Имли-тале. Радха с Кришной пришли сюда и здесь Кришна поднимался на цыпочки для того, чтобы сорвать цветы для Радхи. Потом Он усадил Ее и стал украшать Ее волосы цветами. Здесь есть древняя картина, которая изображает эту лилу, шрингара-лила, где Кришна украшает волосы Шримати Радхарани особым образом, а Шримати Радхарани смотрится в зеркало. Зеркало на санскрите как называется? Дарпана. Дарпа значит гордость. Дарпана значит то, что дает нам гордость, правильно? „Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи: кто на свете всех умней …” Кто эту мантру повторяет каждый день перед зеркалом? Дарпана – когда человек смотрится в зеркало, он любуется собой. Когда Шримати Радхарани смотрится в зеркало, кого Она видит? Кришну. Она хочет рассмотреть Его, не Саму Себя. В этом разница между Ней и нами. Кришна служит Шримати Радхарани, Шримати Радхарани служит Кришне.

Здесь Они сначала празднуют встречу. Я уже рассказывал, что встреча и разлука – это два берега одной реки, которая называется любовь. И без одного берега не будет реки. Любовь всегда имеет встречу и разлуку. Поэтому есть 4 основных вида разлуки. Какие? Пурва-рага, ман, према-вайчитья и праваса. И есть 4 вида встречи. Кто знает как они называются? Первый вид встречи называется санкшита, что значит быстрая, когда возлюбленные в первый раз встречаются друг с другом. Они только слышали друг о друге, им только рассказали друг о друге и они уже влюбились друг в друга и они встречаются. Как они встречаются? Они стесняются, они украдкой смотрят друг на друга, они боятся посмотреть прямиком и проходят быстро в разные стороны, чтобы не дай Бог другой не догадался что он чувствует. Поэтому встреча после пурва-раги называется санкшита, она очень быстрая и она полна особых переживаний.

После ман, когда возлюбленные разлучаются из-за ревности или гнева, когда они не хотят видеть друг друга, встреча называется санкирна, что значит острая. Шрила Рупа Госвами объясняет, что когда возлюбленные встречаются после того как они временно разлучились, то вкус их встречи особенно острый. Он говорит, это все равно что пить кипящий сок сахарного тростника или очень горячий. Он обжигает, но при этом он очень сладкий. Особые чувства испытывают они в этот момент.

После према-вайчитьи как называется встреча? После према-вайчинтьи встречи не бывает, потому что они не разлучались, потому что они находятся рядом. Но после праваса есть две встречи. Одна называется сампанна – если возлюбленный уходил недалеко или уходил по каким-то своим делам, он уходил со знанием дела, он отлучался по делу, они встречаются и потом они празднуют эту встречу после недолгой разлуки, она называется сампанна.

И самая особенная встреча – после долгой разлуки, после разлуки, когда другие мешают им встретиться друг с другом как следует, эта встреча называется самвридхи-ман. Это три вида встречи. Здесь Радха и Кришна сначала праздновали эту встречу и Радха полностью пришла в восторг от этого. Она думала: „Наконец-то Кришна подчиняется Мне окончательно и бесповоротно. Он стоит у Меня за спиной и расчесывает Мои волосы.” Она сказала: „Кришна, возьми Меня на руки.” Кришна сказал: „Да, дорогая.” И что сделал? Исчез. И опять встреча сменилась разлукой. Радха произнесла этот стих из «Шримад-Бхагаватам»:

ха натха рамана прештха

кваси кваси махабхуджа

дасйас те крипанайа ме

сакхе даршайа саннидхим

Пожалуйста, пролей на Меня милость, снова явись передо Мной. Мы знаем, что скоро Кришна опять предстал перед ними и сказал: „Я специально ушел.”  Потому что когда бедняк обретает богатство, а потом теряет его, то он испытывает грусть невозможную. Когда он просто был бедным и у него не было никакого богатства, что он испытывал? Он жил себе и жил. Но если он обрел богатство и потерял его, что с ним происходит? И Кришна говорит: „Я специально от вас ушел, чтобы дать вам возможность почувствовать эту разлуку еще сильнее, еще острее. Кришна делает эти вещи и все, что Он делает продиктовано только одним – только любовью.

И здесь на алтаре особые Божества – если вы посмотрите внимательнее, там есть особые Джаганнатхи, у Них большие уши. Для чего Им они? Чтобы лучше слышать про Кришну. Мы знаем, что Сам Кришна очень любит, когда про Него рассказывают, про то как Он общается со Шримати Радхарани. Он Сам сжимается и превращается в слух. И там, на этом алтаре, находятся эти Божества. С обеих сторон Радхи и Кришны находятся Чайтанья и Нитьянанда, потому что когда Нитьянанда пришел сюда, во Врадж, он поселился здесь. Другое название этого места – Нитьянанда-ват и потомки Нитьянанды Прабху, Госвами из Нитьянанда-вамши, до сих пор ухаживают за этим местом.  Они говорят, что они – 22-ое поколение от Нитьянанды Прабху. Так что пожалуйста, выразите им почтение, это необычные люди, в них течет кровь Нитьянанды Прабху.

И что Нитьянанда Прабху делал здесь? Бегал от дерева к дереву и спрашивал: „Где Кришна?” Подбегал к корове и спрашивал: „Где Кришна?” Он начинал обнимать корову, кланяться ей и говорить: „Я знаю, ты наверняка была с Кришной, иначе почему у тебя так торчат уши?! Почему из твоего вымени сочится молоко? Наверняка ты Его видела, приведи Его ко мне!” Он бегал здесь в этом же состоянии, пока в конце концов голос из небес сообщил Ему: „Кришна в Надии, возвращайся туда, Он ждет Тебя там.” Так что это тоже особое место, оно связано с Нитьянандой Прабху.

Кришна делает все, что только можно, чтобы Его преданные победили Его здесь. Здесь преданные торжествуют свою победу над Кришной – окончательно и бесповоротно. Я уже рассказывал, что Шримати Радхарани здесь торжествовала эту победу. Я расскажу еще одну историю о том, как Кришна делает так, чтобы преданные победили Его. Кришна наслаждается Своим поражениям. Кто-то из вас любит побеждать, поднимите, пожалуйста, руку? Кто-то любит терпеть поражение? Есть только один кто любит терпеть поражение, это Кришна… и вот еще один. Кришна любит, когда преданные побеждают Его. Я расскажу одну лилу, когда Кришна решил играть в кости со Шримати Радхарани.

Однажды Он подошел к Шримати Радхарани, Она была вместе с Лалитой и Он сказал: „Давай сыграем в кости.” Лалита стала хохотать и говорить: „Да Ты же кости-то толком кидать не можешь! Сколько раз я присутствовала при том, как Ты пытался играть в кости, Твои попытки просто смешны! Ты всякий раз проигрываешь, а потом начинаешь ссориться и требовать Себе то, что Ты проиграл. Я знаю чем все это кончится – в конце концов Ты все проиграешь и будешь требовать то, что Тебе не принадлежит или сделаешь еще каю-нибудь ерунду.”

Кришна говорит: „Нет, нет, нет, Я наверняка выиграю в этот раз, вот увидите.” Лалита говорит: „Если Ты так уверен, то тогда Вы оба должны дать мне что-то в залог, что останется на случай Вашего поражения.” Кришна сказал: „У Меня ничего нет, у Меня только флейта и Я с удовольствием отдаю тебе флейту, потому что Я знаю, что очень скоро Ты вернешь Мне флейту и еще все остальное, что Я выиграю.”

Лалита взяла в залог флейту, и сказала Шримати Радхарани: „А Ты отдавай Свое ожерелье.” Шримати Радхарани сказала: „Зачем отдавать Свое ожерелье, если оно все равно ко Мне вернется.?!”

Она говорит: „Нет, нет, давай будем честными. Я знаю, что оно к Тебе вернется, но давай, положи Свое ожерелье, Он положил Свою флейту.” Они сели друг напротив друга и взяли игральные кости. Первым выпал жребий кидать Кришне. Кришна стал трясти костями и при этом Он посмотрел на Шримати Радхарани. Шримати Радхарани повела глазами. У Кришны задрожали руки, ноги, голова, Он  бросил кости и выпало не то, что нужно. Кришна сказал: „Судья, Я протестую! Скажите Ей, чтобы Она перестала все эти вещи делать! (смех) Так нечестно! Как Я могу так играть в кости, если стоит Мне начать играть в кости, как у Нее одна бровь идет, другая идет туда и Я уже ничего не понимаю, Я не знаю где кости, сколько Мне нужно кинуть. Я наверняка бы выиграл, просто Она … Запретите Ей это делать!” Лалита строго посмотрела на Него и сказала: „Я так и знала, начинается! Она тут ни при чем, это просто Ты не можешь контролировать Себя! В конце концов Ты должен совладать с Собой. Мужчина Ты или не мужчина?!” Кришна сказал: „Я мужчина. Все, Я холоден как лед.”

Тут Шримати Радхарани опять повела глазами (изображает — смех). У Кришны закружилась голова, у Него затряслись руки, все затряслось, Он назвал то, что должно было выпасть и выпало что-то совсем другое. Кришна опустил голову и кости взяла Шримати Радхарани, Она посмотрела на Кришну, назвала то, что должно было выпасть и выпало это. Она снова бросила, снова выпало то, что нужно было выпасть. Она снова бросила и снова … Кришна закричал: „Я так больше не играю! Если бы мы с вами крутили палки, Я бы наверняка лучше крутил палки, потому что Я пастух. Эти все какие-то игры странные, Я в эти игры не играю. Давайте Мне Мою флейту, Мне некогда, Мне нужно пасти коров.”

Лалита сказала: „Начинается. Я так и знала. Я Тебе отдам флейту, если Ты отдашь что-то еще! Ты что-то проиграл, отдавай что-то и тогда я отдам Тебе флейту.” Кришна говорит: „У Меня есть только две вещи – Мое сердце и Моя флейта и обе уже у Нее. Заставь Ее вернуть Мне Мое сердце, тогда Я отдам тебе Мое сердце и пойду спокойно пасти коров со Своей флейтой, Я не могу пасти коров без флейты. Отдавай Мне Мою флейту и Мое сердце тоже.”

Лалита говорит: „Ишь, какой хитрый! Откуда я знаю, что Твое сердце у Нее?” Кришна говорит: „Не веришь?” и рука Его потянулась к груди Шримати Радхарани: „Сейчас Я вам докажу, что Мое сердце находится там.” Лалита потупилась и отошла в сторону. Что было дальше, никто не знает, потому что эту историю рассказала она.

Но еще раз, смысл этой истории только в том, что Кришна любит, когда Его преданный одерживает над Ним победу и Он делает все, чтобы преданные победили. Он любит, когда Субал кричит: „Я сильнее Кришны! Я победил!” Субал кладет Кришну на лопатки, садится на Него и кричит: „Я наверху, Кришна внизу!” А Кришна говорит: „Зато Мой нос торчит вверх, а твой нос вниз! Значит Я победил!” На самом деле Ему нравится лежать. Ему нравится, когда Бхишма стреляет в Него стрелами. Вишванатха Чакраварти Тхакура объясняет, что стрелы Бхишмы для Него гораздо приятнее, чем звуки ведических гимнов, прославляющих Его. Кришна – особенный Бог и здесь, в Сева-кундже, Он проявляет Свои особые, самые удивительные качества.

Там, где находится эта картина, рядом изображена раса-лила, справа от нее находится картина древняя очень, с изображением Говардханы-лилы. Посмотрите на них, пожалуйста. Поклонитесь этому дереву. Это не то изначальное дерево, это дерево гораздо моложе, но оно растет на том самом месте, под которым Кришна причесывал Шримати Радхарани. На алтаре этого небольшого храма справа также находится Вишну. Говорят, что это самопроявленное Мурти Вишну. Вишну пришел сюда для того, чтобы посмотреть на эти лилы, потому что даже Вишну не может поверить Себе какие лилы происходят тут. Когда мы были в Шри-рангаме, там Господь находится в форме Вишну и возлежит на Ананта-шеше, Он очень счастлив там и всю Его комнату алтарную украшают изображения Вриндавана-лил. Вишну, в Своем сне мистическом, в Своей йога-нидре, думает только о Вриндаване и о том, что Кришна делает здесь. Вишну постоянно спит, а Кришна никогда не спит, потому что Ему некогда.

Давайте еще раз с вами поклонимся пыли этого места и последнее место, в которое мы зайдем с вами на несколько минут буквально, это самадхи Шьямананды Госвами, который своим служением пыли этого места заслужил особую милость Шримати Радхарани. Еще я забыл рассказать, когда мы были с вами на Имли-тале, Шримати Радхарани в свое время прокляла это дерево. Когда Кришна звал всех, то Шримати Радхарани бежала берегом Ямуны из Своего дома и Она споткнулась о корни этого тамариндового дерева. Она чуть было не упала и тамаридновое дерево попыталась задержать Ее. Этому дереву имли захотелось, чтобы Она подольше побыла рядом с ним и Она в этот момент прокляла его: „Я проклинаю тебя: отныне ты никогда не будешь давать никаких плодов, ты останешься бесплодным.” Это тамариндовое дерево, когда мы приехали туда, оно еще несколько лет жило, и его плоды никогда не вызревали, они оставались зелеными и опадали зелеными, от проклятия Шримати Радхарани. То есть до сих пор еще свидетели Их лил остаются с нами. Нам с вами очень повезло здесь. Поэтому давайте поклонимся пыли этого места, оставим обязательно пожертвование для этих севаитов, которые поклоняются здесь Божествам и попросим их о милости, чтобы наше сердце наполнилось любовью.

Джая джая Шри Радхееееее-Шьям!

Нитай-Гаура Преманандеееее! Харибол!

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.