Варшана (9.11.2008 г.) Парикрама

Диск 107, л. 6

Аннотация

Варшана-парикрама – много историй о кришна-лилах.

  • Как Шримати Радхарани появилась на этой Земле.
  • Как Нарада Муни заставл Кришну качаться с Лалитой и затем сказал Радхе.
  • Как Радхарани накормила песком Дурвасу Муни и он Ее благословил.
  • Как двое Кришн танцевали и Яшода просила милости у Радхарани.
  • Как Яшода сосватала Радхарани за Кришну, но Они не успели пожениться.
  • Как Кришна подарил Радху бедному брахману, но затем вместо Нее отдал ему богатства на вес Радхики.
  • Как Кришна пошел к Чандравали и как затем Вишакха переодела Кришну в сари и послала Его утешать Радху.
  • Как Кришна и Радха ушли в пещеру, Киртида их застала, но Кришна превратился в павлина.
  • Как Кришна танцевал лучше всех павлинов и царь павлинов воткнул ему в волосы павлинье перо.
  • Как Кришна танцевал как павлин, чтобы рассмешить Радху.
  • Как лев служил своему духовному учителю.
  • Как Нарада Муни пошел искать появившуюся на Земле Радху и нашел Ее у Вришабхану.

***

О чем мы будем говорить? О явлении Шримати Радхарани здесь поговорим? Заодно и о явлении Лалиты-сакхи?

Шрила Рупа Госвами объясняет каким образом Шримати Радхарани появилась здесь, на Земле. На самом деле имя Радхи есть в Упанишадах, имя Радхи есть в Риг-Веде, но до Чайтаньи Махапрабху никто практически о Ней не знал. Сам Кришна спрятал Ее. Иногда Ее называют Веда-гухйа, что значит, что Она спрятана в Ведах. В Ведах невозможно найти Шримати Радхарани. Кришна специально хотел, чтобы Ее личность и Ее имя было открыто Им Самим, когда Он придет в образе Шри Чайтаньи Махапрабху.

Шрила Рупа Госвами описывает историю явления Шримати Радхарани, которую нет нигде в других источниках. Он рассказывает о том, что однажды царь Винди решил совершить аскезу, потому что он позавидовал Гималайам. У Гималаев, у царя Химавата дочка Парвати и зять Махадев. Он подумал: „Надо же, повезло им с зятем, иметь такого могущественного зятя!” Он подумал: „Вот если бы у меня была дочь, чтобы ее можно было выдать замуж за кого-то, кто бы мог победить Махадева!” Это желание стало очень сильным в его сердце, он стал совершать аскезу, молиться. В конце концов Брахма довольный явился перед ним и сказал: „Все, что хочешь, исполню любое твое желание.” Он говорит: „Хочу, чтобы у меня был зять такой, который победит Махадева.” Брахма, недолго думая, сказал: „Татастху! Будь по-твоему!”

Потом Брахма немножко отошел и стал думать: „Кто же может победить Махадева? Что же я такое ему пообещал?! По-моему я слишком поторопился.” Причем условие было такое, чтобы он побеждал Махадева всякий раз, когда сражался, чтобы никогда Махадев не выходил победителем. И он подумал, что „Единственный, кто может это сделать – это Кришна. Поэтому надо сделать так, чтобы его дочкой стала Радха.” Он стал молить Кришну, он стал молить Шримати Радхарани и Кришна сказал: „Хорошо, будь по-твоему. Шримати Радхарани родится у Виндйачала, его дочкой.”

В это время Вришабхану Махарадж и его жена Киртида и Чaндрабхану, брат Вришабхану Махараджа, у их жен уже были во чреве Шримати Радхарани и Шримати Чандравали. Но мистической энергией Их перенесли в лоно жены Виндйачала. Она родила Шримати Радхарани и Шримати Чандравали и Виндйачал был очень доволен и очень счастлив. Когда прошло семь месяцев после того, как они родились, он устроил большую церемонию. Он созвал брахманов. Церемония наречения имени, анна-прашна, то есть много различных обрядов нужно было проводить, пышная церемония, большая ягья…

Тем временем в Матхуре произошли знаменитые события, когда Камса хотел убить Йога-майю. Когда родился Кришна в Джанмаштами, Камса пришел в камеру к Деваки и Васудеве, увидел девочку, схватил ее и хотел размозжить ее голову о камень. Она вылетела у него из рук, полетела в небо и сказала: „Ты глупец. Ты полный глупец! Потому что тот, кто убьет тебя, уже родился в другом месте и вместе с Ним родились восемь главных шакти Господа. Господь убьет тебя, но если ты так или иначе сможешь жениться на одной из этих шакти, ты станешь непобедимым.” Камса подумал: „интересная идея!” Каким образом стать непобедимым – одновременно жениться. Потому что любой, кто женится на этих шакти, становится непобедимым. Поэтому Камса приказал Путане убить всех младенцев мужского пола и выкрадывать всех младенцев женского пола. Путана отправилась в свою экспедицию. Она убивала всех младенцев мужского пола и в конце концов она прилетела на то место, где Виндйачал делал церемонию по поводу рождения и наречения имени Шримати Радхарани. Путана увидела этих двух девочек и подумала: „Я украду Их.” Она схватила, взяла Их под мышки и полетела во Врадж. Виндйачал – для него это было удар! Для него уже ничего страшнее трудно придумать. Но там было много брахманов и он велел всем брахманам: „Теперь вы читайте мантры, чтобы эта демоница ослабела и села, тогда мы ее поймаем и отберем обратно дочек.”

Брахманы стали читать мантры мощные. Путана, она летела в воздухе с этими двумя девочками, и она почувствовала как слабеет, слабеет. В конце концов она настолько ослабела, что выронила одну из девочек – это была Чандравали. Другую она прижимала очень сильно к себе. Она долетела досюда, до этого места (Варшана) и в этот момент она ослабела полностью и упала без чувств на Землю. Шримати Радхарани вышла из ее рук и сказала: „Спасибо, что вы Меня довезли сюда и тогда Пурнамаси взяла эту девочку, передала Ее Мукхаре, бабушке Шримати Радхарани, и сказала: „Это твоя внучка. Иди к Махараджу Вришабхану, передай Ее, пусть он Ее воспитывает.” Такую историю рассказывает Шрила Рупа Госвами в „Джайва-мадхаве.”

Одновременно с этим точно такая же история постигла Лалиту, Рупа Госвами говорит. Она точно таким же образом была принесена сюда Путаной и Рупа Госвами объясняет, что Лалита деви, ее отца звали Вишока и она цвета горочаны. Горочана – это особое, очень драгоценное вещество, которое находиться в печени у коров некоторых, цвета ярко-желто-оранжевого. Сари у нее цвета павлиньих перьев. Ее кунджа как молния, цвета молнии. Бхава ее вишудха-кандита. Кандита значит ревнивая, у нее очень сильная ревность и когда она видит, что Кришна уходит куда-то, непонятно куда, она очень сильно начинает гневаться. Ее занятие – она играет на вине. Ее служение – подносить Кришне и Радхе тамбулу и другие вещи.

Есть история, происшедшая там, на Варшане, связанная с Лалитой, когда Нарада зачастил к Шримати Радхарани. Он стал приходить все время. Кришна ей сказал: „Не к добру это. Везде, где этот с виной появляется, сразу же возникают ссоры. Смотри как бы он Нас не поссорил!” Шримати Радхарани сказала: „Нас никто никогда не сможет поссорить!” „Ну посмотрим…”

Нарада до этого заслужил милость Кришны. Нарада прославлял Кришну и в конце концов Кришна так растаял, что сказал: „Нарада, любое твое желание исполню.” Нарада сказал: „У меня сейчас нет никаких желаний, я Тебя вижу, у меня никаких желаний нету. Но на всякий случай Ты запомни, что Ты мне это пообещал, потому что может быть в будущем когда-нибудь у меня желание какое-нибудь появится.”

Нарада стал думать: „Что же надо сделать?” Однажды на Варшане гопи устроили фестиваль, когда хотели покачать Радху и Кришну на качелях. Они украсили прекрасные качели, они собрались, сделали все самым лучшим образом, устроили места для отдыха … Ну в общем, все по самому лучшему разряду. Они все собрались, Кришна пришел, а Шримати Радхарани задержалась у себя дома. Она наряжалась, готовилась к этому ко всему. Они ждали, ждали, ждали, в этот момент Нарада появился. Он сказал: „Кришна, помнишь Ты мне что-то обещал?” Он сказал: „Да, Я обещал, Я исполню любое Твое желание.” „Кришна, я никогда не видел как Ты качаешься вместе с Лалитой на качелях. Мне очень хочется посмотреть как Ты вместе с ней качаешься.” Кришна сказал: „Никаких проблем нет. Радхарани нет, она все равно опаздывает, мы пока покачаемся вместе с Лалитой на качелях. А потом Она придет и мы будем качаться с Ней.”

Лалита не хотела. Он ее вытянул, Он ее заставил: „Я обещал, ты должна!” Они стали качаться на качелях, сакхи стали их качать, петь песни, качали. А в это время Нарада бросился к Шримати Радхарани изо всех сил! Она сидела перед зеркалом, готовилась к тому, чтобы прийти туда. Нарада говорит: „Ты что делаешь?” „Я готовлюсь, сегодня у Нас праздник, Мы будем качаться с Мадхавой на качелях. Он Меня ждет.” „Он Тебя ждет? Тебе кажется, что Он Тебя ждет! Он уже качается на качелях!” „Он качается? С кем?” „С Лалитой.” Шримати Радхарани сказала: „Я не могу в это поверить! Этого не может быть!” „Пойдем посмотрим.” Он привел Ее: „Только не показывайся, и-за кустов посмотри.” Она посмотрела, Она увидела все, вернулась домой.

Они качались, качались, Шримати Радхарани нет и нет. Они качались, качались… В конце концов Кришна понял: что-то не то. Он остановил качели и говорит: „Где Радха?! Нету Радхи. Она так и не пришла.” Кришна отправился к Ней, пришел к Шримати Радхарани и спрашивает: „Где Ты?” Она говорит: „Ты зачем сюда пришел? Качайся Себе! Вам так весело, вы там качаетесь, иди отсюда!”

Кришна говорил: „Я же Тебе объяснял: не водись с этим Нарадой! Я же Тебя предупреждал! Я же Тебя предостерегал!” „Причем тут Нарада?” закричала Шримати Радхарани. „Нарада – мой друг, а Ты Меня предал!” Кришна говорит: „Ты ничего не понимаешь. Просто этот Нарада когда-то попросил у Меня благословения, Я пообещал, что исполню любое его желание, Тебя не было, он сказал, что хочет посмотреть как мы качаемся с Лалитой. Лалита не хотела, Я ее еле-еле вытянул за руки, а он побежал к Тебе!”

Шримати Радхарани все поняла и … простила Кришну.

Это одна из лил, которые происходят здесь.

Вопрос: А Нараде зачем надо было это все?

Ответ: Таким образом любовь становится еще крепче. Рупа Госвами говорит, что любовь прямо никогда не ходит. Любовь ходит как змия. Змия прямо ходить не может, змия вот так вот ползает. Если любовь не делает всех извивов, то это не любовь. У любви должны быть ссоры, у любви должны быть размолвки, у любви должны быть … Нарада помогает этому всему. Нарада делает это все прекраснее.

Там, под тем деревом самадхи Нарайаны Бхатты Госвами. Он – седьмой Госвами Вриндавана. Он пришел сюда, он был гораздо моложе, чем Рупа, Санатана, но он, собственно, исполнил задачу, которую Чайтанья Махапрабху поручил Рупе Госвами. Он сам из Мадхава-брахаманов, с юга, он родился в Мадурайе и когда он был юношей, он купался в реке и в этот момент он увидел даршан Кришны. Кришна ему сказал: „Отправляйся во Вриндаван, там тебя ждет Рупа и Санатана и у тебя там есть дело.” Кришна не просто ему сказал, Он появился в виде божества Ладалея (?). Нарайана Бхатта услышал это все и отправился, недолго думая, в путешествие вместе со своим божеством, маленькое Божество Кришны. Прошел через всю Индию. Долго-долго шел, потому что Ладалей говорил ему: „Остановись здесь, Я хочу какое-то время здесь побыть.” Он неделю останавливался тут, потом в другой деревне, в третьей деревне. Кришна путешествовал повсюду. В конце концов Он дошел досюда и Нарайана Бхатта припал к лотосным стопам Рупы и Санатаны и сказал: „Я хотел получить у вас посвящение.” Рупа и Санатана сказали: „Мы посвящение не даем, это не наша обязанность.” Они направили его к Кришнадасу брахмачарье, ученику Гададхара пандита, Он получил посвящение у него. Он был молодой, энергичный, у него было Божество, которое очень активно направляло его и вело его. Божество было вроде его гида. Они поручили ему обнаружить все места, которые были не найдены. Он обнаружил тысячи святых мест, в частности Говинда-кунду, Сурья-кунду, Кусум-саровар – это все места, которые Нарайана Бхатта обнаружил и он написал грандиозную книгу с описанием всех святых мест Враджа – 24 000 шлок. К сожаленью, эта книга не дошла до наших дней и неизвестно – существует она или нет, но упоминания о ней есть.

Осталась биография Нарайаны Бхатты Госвами, где описывается как он однажды спорил с Прайагом. Однажды Он увидел как бриджабаси решили отправиться в Прайаг, чтобы совершить омовение в месяц Магх, во время Кумба-мелы. Он сказал: „Зачем вы идете в Прайаг? Все святые места здесь. Прайаг здесь.” Ладалей показл ему где находится Прайаг, он копнул и действительно, оттуда полилась кристально-чистая вода, бриджабаси искупались и в этот момент какой-то брахман подошел к нему и сказал: „Зачем ты запретил бриджабаси идти в Прайаг? Ты разве не знаешь, что Прайаг называется тиртха-раджем, что это самое святое место? Как ты мог им это запретить?” Тогда они стали спорить с этим брахманом и Нарайана Бхатта стал доказывать, что самое святое место – это Вриндавана, а тот доказывал, что самое святое место – это Прайаг. Они цитировали Пураны, Веды и никто не мог победить друг друга. В конце концов Нарайана Бхатта прибег к логическому аргументу. Он сказал: „Прайаг, безусловно, тиртха-радж, он есть царь всех тиртх, в этом нет никаких сомнений. Я признаю это. Но Кришна – царь всех царей и поэтому Он также царь Прайаг-раджа.” Тут этот брахман признал свое поражение и сказал, что: „Что на самом деле я Прайаг-радж. И я живу здесь незаметно ни для кого. Когда Кришна позвал все святые места во время Радха-кунды-лилы, я тоже пришел, я спрятался там, но я ждал, когда кто-нибудь покажет мне на мое место. Я хотел просто проверить тебя, насколько ты верен Врадже.” И Прайаг-раджа коснулся стоп Нарайаны Бхатты. Это одна из историй, которая в Чаритамрите, в его биографии написана.

Вопрос: … как Прайаг явился 5000 лет назад во время Кришна-лилы …

Ответ: Да. И он же нашел Божества, которые установлены в храме здесь, на Варшане. Нашел в доме какого-то мусульманина, в каком-то амбаре. Кришна ему сказал: „Иди в этот амбар, там ты Меня найдешь.” Ок.

********

Это храм Лари-лала. Нарайана Бхатта нашел эти Божества Кришны и Шримати Радхарани на Варшане. Варшана – это Брахма, Нандаграм – это Шива Говардхан – это Сам Вишну – три самых знаменитых горы здесь во Врадже. Мы находимся на одной из четырех голов Господа Брахмы. Здесь произошло множество разных лил, связанных со Шримати Радхарани. Сюда Вришабхану Махарадж и Киртида Деви переехали после того, как они переместились из Равала. Говорится, что Радха появилась у них в Равале и потом, когда Радхе было где-то около трех лет, они переехали сюда, на Варшану. Отсюда Шримати Радхарани ходила в Нандаграм готовить для Кришны после того, как Дурваса Муни дал Ей благословение. Здесь Шримати Радхарани выросла, здесь Они проводили свои лилы до замужества. Есть много лил связанных с этим.

Сначала про Дурвасу Муни. Однажды Дурваса Муни сюда пришел. Он высокий. В Махабхарате Кришна Сам его описывает и говорит, что он был выше двух метров, или трех метров, – большой, высокий, огромный, зеленого цвета, с длинной бородой, йог. Обычно, когда он приходил куда-то, он кричал: «Эй, кто тут может принять меня в гости?» Все разбегались в ужасе, потому что все знали, что если его принять в гости, то он начинает себя так вести, что удовлетворить его невозможно. Все жители Варшаны разбежались в ужасе по домам. В конце концов Дурваса Муни побежал к стайке маленьких девочек, которые еще совсем не выросли, гопи, они играли там в песке, в пыли, с навозом чего-то делали …

Он сказал: „Эй! Есть хочу! Голоден! Страшно голоден! Накормите меня сладким рисом!” Все перепугались страшно. Самая смелая из них, Лалита, сказала: „Дяденька, подожди тут, мы сбегаем домой, быстренько принесем тебе все.” „Сейчас хочу! Прямо сейчас!” Тогда все жалобно посмотрели на Шримати Радхарани и сказали: „Сделай что-нибудь!” Она взяла песок, немножечко воды и быстренько сделала ему печенюшков целый поднос. Он смотрел на все это, почесывая в затылке. Шримати Радхарани поднесла ему это все. Он говорит: „Мне это есть?!” „Да, да, попробуй.” Он говорит: „Ты уверена?!” „Да, да, попробуй.” Он взял, попробовал – понравилось. Съел все. „Как вкусно!!! Я никогда более вкусного не ел! Я Тебя благословляю: отныне все то, что Ты будешь готовить, будет как нектар.” Хорошее благословение … Она из глины уже приготовила ему то, что как нектар (смех). „И все те, кто будут есть, будут очень здоровыми и никогда не будут болеть.” На самом деле эта лила была устроена Пурнамасей, чтобы Яшода услышала об этом и пригласила Шримати Радхарани готовить Кришне.

Другая история тоже до замужества была. Хотя она приходила, уже будучи замужней женщиной.

Другая история была тут, когда Кришна встретился однажды с Радхарани в уединенном месте. Кришна стал Ее прославлять: „Твоя любовь и Твоя преданность не знает себе равных! Ты самая удивительная из всех! Во всем творении нет никого, кто обладал бы такой силой, таким могуществом и такой преданностью! Я готов сделать все, что Ты хочешь! На самом деле Ты по Своей любви превосходишь всех, даже Яшоду!”

Шримати Радхарани услышала эти словословия и сказала: „Знаем мы Тебя! Ты просто чтобы подольститься ко мне, говоришь, завтра Ты подойдешь к кому-нибудь еще и будешь то же самое говорить. Я тебе не верю! С чего это Ты вдруг начал говорить, что Я лучше, чем Яшода? Все знают, что никого лучше, чем Яшода, нету!” В этот момент Радхарани заплакала.

Кришна сказал: „Я докажу Тебе. Я сделаю так, что Яшода будет касаться Твоих стоп и просить Тебя о милости.” Она сказала: „Ну, посмотрим. С чего это вдруг? Она старше Меня, она мудрее Меня, она лучше знает … Она больше Тебя любит! Никогда этого не будет!” Кришна сказал: „Ну, посмотрим …”

Однажды маленькие гопи привели Кришну где-то в дом Яшоды и во дворе они стали танцевать, плясать, Кришна в самом центре, гопи вокруг. Они плясали, плясали, в этот момент Яшода вышла и сказала: „Эй, вы что делаете? Мой сын целый день ходил на пастбище, он устал, Ему нужно отдохнуть, а вместо этого вы какими-то плясками занимаетесь! Что вы делаете? Оставьте моего сына в покое! Дайте Ему поспать!”

Радхарани вышла и сказала: „Яшода Ма, это не твой Кришна. Твой Кришна спит у Себя в спальне! Он действительно устал и спит без задних ног! Это наш Кришна! По-твоему только твоего сына Кришной зовут? Может быть другой Кришна.” Она сказала: „Может быть другой Кришна, но выглядит как мой Кришна! У Него кожа такого же цвета, как мой Кришну, когда я вижу Его, я чувствую то же самое, что мой Кришна.” Радхарани сказала: „Мало ли что ты чувствуешь? Сердце может обмануть. Иди в спальню в свой дом и ты увидишь – Он там спит.”

Яшода побежала опрометью, забежала в спальню и увидела: Кришна спит как ни в чем ни бывало. Она выбежала – Кришна танцует с гопи. Побежала обратно – Кришна спит! Прибежала к гопи и сказала: „Правда, Кришна спит. Что делать?” Тут Яшоде пришла в голову замечательная идея: оказывается два Кришна! Я не знаю как, но оказывается два! Они выглядят как один! Давайте устроим так, чтобы Они вместе танцевали! Сейчас один Кришна танцует, будет два Кришна танцевать. Будем смотреть и радоваться.” Радхарани сказала: „Подожди. Сейчас ты позовешь своего Кришну, а это наш Кришна. Как Мы Их потом различим? Потом ты подменишь Их, дашь нам своего Кришну, нашего Кришну заберешь к себе…” Яшода говорит: „Какая разница?! Они выглядять точно так же, зовут их одинаково, чувствую я точно то же самое.”

Радхарани сказала: „Не надо! Наш Кришна – особенный Кришна! Наш Кришна знает науку любви. А тот Кришна твой еще не понятно – знает Он ее или не знает. Наш Кришна – в этом мы можем быть уверенны. Кроме того, наш Кришна очень могущественный, Он убил множество демонов…” Яшода закричала: „Мой Кришна тоже убил множество демонов!” Радхарани сказала: „Не будем спорить! Я не хочу, чтобы нашего Кришну подменили с твоим Кришной.” Радхарани взяла и сказала: „Мы своего отметим, чтобы невозможно было подменить.” Она взяла кусок сандаловой пасты и намазала Кришне на лбу и сказала: „Ну все, теперь все будет в порядке.”

Они пошли и два Кришна стали танцевать – один Кришна в сандаловой пасте, другой Кришна без сандаловой пасты. Яшода хлопала, хлопала, в конце концов она от блаженства закрыла глаза. В этот момент ее Кришна вошел в тело Радхараниного Кришны и стал один Кришна. Яшода открыла глаза: один Кришна с сандаловой пастой. Яшода стала говорить: „Где мой Кришна? Куда вы дели моего Кришну? Стоило мне на минутку закрыть глаза – моего Кришну нет! Куда вы Его дели?!” Радхарани сказала: „Опомнись! Куда мы Его дели? Никуда мы Его не девали. Тут стены все окружают! Куда мы Его дели? Ищи, пожалуйста, где твой Кришна, не знаю, Он убежал куда-то, Он вечно куда-то убегает. Нет твоего Кришны.” Яшода стала плакать, Яшода стала умолять. Радхарани сказала: „Что ты, вообще, в конце концов, это наш Кришна. Я так и знала, что так будет! Я специально пометила Его сандаловой пастой. Это наш Кришна! Где твой Кришна Я не знаю! Я тут ни при чем.”

Яшода заплакала. Она упала Ей в ноги, стала дотрагиваться и говорить: „Радхарани, пожалуйста! У меня же только один сын! Я уже старая, Нанда Махарадж немолодой, у нас только один сын, что мы будем делать? Один сын как посох в старости, что мы без Него будем делать? У меня больше нет сил!!!” И она упала в обморок. Радха говорит: „Что делать? Сейчас она умрет!” Кришна говорит: „Не, не, Ты сама лучше знаешь что Тебе делать.”

В этот момент Радха наклонилась к Яшоде и стала ей шептать на ухо: „Кришна, Кришна, Кришна …” Яшода встала: „Где Кришна? Где Кришна?” Радха говорит: „Ма, твой Кришна спит у Себя в спальне! Пойди, Он там!” Яшода помчалась и увидела: Кришна спит у Себя в спальне. Кришна тем временем сказал: „Я же сказал тебе: она дотронется до Твоих стоп и будет просить у Тебя благословления. Потому что никого лучше Тебя нет!”

Джай джай Шри Радхеееееееее-Шьям!

***********

В другой раз Радхарани пришла к Яшоде в Нандаграм. Яшода так любила Радхарани, она подумала: „Никого лучше чем Радха нет для моего сына. Она должна быть женой моего сына.” Она сказала: „Иди, иди сюда, девочка…” Она завела Ее к себе в покои и намазала Ей руки желтой куркумой. Это знак помолвки. Радхарани вышла, посмотрела на Свои руки – руки желтые! Она подумала: „Что будут говорить Мой подруги, если увидят, что у Меня руки желтые?! Они будут смеяться надо Мной, будут говорить: „Ха-ха-ха – жених и невеста тили-тили тесто …” Она очень перепугалась, что теперь отныне Ее репутация будет подмочена. Она побежала в пукур рядом и стала отмывать. Отмывала, отмывала, но руки все равно оставались желтыми. Вся вода в этом пукуре стала желтой, с тех пор он называется Пили-пукур, Желтое озеро. Руки остались желтыми. Она прибежала домой к Киртиде и стала плакать. Киртида стала Ее утешать и говорить: „Что с Тобой? Что с Тобой?” Она говорит: „Мама! Мама!” и раскрыла Свою руку. Та увидела желтую ладонь и все поняла: Яшода намазала желтой куркумой Ее ладони. Она обрадовалась страшно, сказала: „Что Ты плачешь, глупая! Кришна будет Твоим мужем! Все хорошо!”

Она собрала все драгоценности, огромную шкатулку и послала Яшоде в знак того, что ее предложение принято. Эта шкатулка с драгоценностями пришла, Яшода поставила на стол, стала смотреть: эти драгоценности одна лучше другой. Вришабхану Махарадж был очень богат, можно видеть по этому его дворцу. У Нанды Махараджа был гораздо более скромный дворец. Яшода посмотрела на Нанду и сказала: „Нанда, что нам делать? Мы же пастухи простые, у нас нет всяких этих драгоценностей, у нас только коровы, йогурт, не можем же мы в ответ им послать горшок йогурта. Мы должны им послать такие же драгоценности. Мы должны им лучше послать драгоценности! Что делать?”

Она пригорюнилась и стала плакать. Нанда Махарадж плакать не стал, но тоже погрустнел очень. В этот момент Кришна вошел и спрашивает: „Чего плачете?” „как что плачем? У нас нет драгоценностей, чтобы послать обратно.” Кришна говорит: „Ничего, Я выращу вам драгоценности.” „Как вырастишь? „Просто дайте Мне, Я посажу, вырастут драгоценности еще лучше этих!” Он взял все эти драгоценности, закопал в землю и на следующий день начали расти деревья и на ветвях висели изумруды, рубины, сапфиры, золото, серебро … Яшода сказала: „Аааах!” Она собрала огромный караван драгоценностей и послала обратно сюда. Так помолвка была совершена и уже нужно было делать приготовления к свадьбе, уже до свадьбы оставалось несколько дней. Она пошли к Пурнамаси, а она астролог. Она должна назначить подходящее время. Пурнамаси стала смотреть, посмотрела гороскоп Кришны, гороскоп Шримати Радхарани и говорит: „Не, не, что-то не то. Подходящее время… Так сходятся Они, да, можно, в принципе. Но время подходящее не раньше чем через двадцать лет будет. Если Они сейчас женятся, весь ваш скот умрет, все несчастья свалятся, засуха обрушится … Нельзя. Ни в коем случае нельзя. Подождите немножко, подождите еще чуть-чуть. Может быть там будет какое-нибудь подходящее время, сейчас нельзя.”

Они развели руками и сказали: „Ну, нет так нет.”

Так Кришна и Рдхарани остались женихом и невестой. Идем в храм? Джая джая Шри-Радхеее-Шьям!

******

Два попугая сидят. Шука и Шари. Это раса-мангала или здесь джулан-ятра проходила, здесь Радху и Кришну качали на качелях и однажды сюда пришел старый брахман, он жил в Уччхагауне. У него была сварливая жена и у них была дочка. Так как он был бедный, никто не хотел дочку брать замуж, потому что у него не было приданого. Жена сводила с ума этого брахмана, она ему говорила: „Ты негодяй! Ты мне жизнь замучил! Моя дочка тоже никогда не выйдет замуж! Брахман ты или не брахман, отец ты или не отец, ты должен где-то найти богатство, чтобы мою дочку взяли замуж.” В конце концов брахману ничего не осталось делать как уйти из дома и перед уходом он сказал, что „Пока я не заработаю денег, я не вернусь.”

Он пришел сюда и тут Кришна с Радхой и гопи. Он упал перед Ними на колени и стал просить: „Кришна, Ты – сын Махараджа Нанды, я бедный брахман, дай мне что-нибудь. Про Тебя говорят го-брахманйа-хитайа ча – ты заботишься о благополучии брахманов и коров. Я не могу вернутся назад. Жена сказала, что если я вернусь без денег, она не пустить меня домой.”

Кришна сказал: „Для тебя все что угодно. Мое сердце принадлежит тебе. Брахманы у меня в сердце. Если ты хочешь, Я дам тебе самое дорогое.” Кришна стал оглядываться, чтобы найти самое дорогое. Он увидел Шримати Радхарани и сказал: „Вот, это самое дорогое, что у Меня есть. Забирай Ее!” Брахман расстроился и сказал: „У меня одна дочка, Ты мне вторую даешь. Теперь мне обеих нужно замуж выдавать!” И стал плакать.

И Радхарани стала плакать: „Не хочу Я к этому брахману, Кришна Меня отдал! Первому встречному Кришна Меня отдал! Стоило кому-то попросить и Он Меня отдал!” Она стала рыдать.

Сакхи тоже стали плакать, они стали говорить: „Куда Ты отдал нашу любимую подругу, как мы без Нее будем? Теперь Ее куда-то непонятно куда увезут, что мы будем без Нее делать?” Все плакали. Кришна хотел всех счастливыми сделать, вместо этого все плакали. Как часто так бывает – стараешься как лучше, а все плачут.

Тогда Кришна говорит: „Хорошо, Я решу эту задачу.” Появились сразу же большие весы и Он сказал: „Радхарани, пожалуйста, на эту чашу весов, а вы, сакхи, если вы не хотите расставаться со своей подругой, кладите на другую чашу весов драгоценности, которые на вас. Снимайте свои браслеты, свои бусы, свои ожерелья, свои короны – все, что на вас есть кладите туда.”

Они побежали гурьбой, выстроились в очередь, чтобы положить. Они наложили целую кучу, пока она не перевесила Шримати Радхарани. Кришна взял и сказал: „Брахман, не зря говорят, что Я забочусь о благополучии брахманов и коров. Бери, это тебе.” И брахман стал счастливым, Шримати Радхарани просияла, все гопи стали счастливыми и все стали улыбаться. Так кончилась эта дан-лила на этом месте. И там Кришна-Дан-Бихари, да?

*******

В другой раз (там, да эта лила была?), когда Кришна шел к Шримати Радхарани, чтобы встретиться на свиданье к Ней и в это время перед Ним выросла непонятно откуда, откуда ни возьмись, из-под земли, выросла Шайбйа. Эта сакхи Чандравали и сказала: „Моя госпожа умирает от разлуки с Тобой. Ты не показываешься перед ней! Она плачет днями и ночами! Если Ты сейчас же, прямо сейчас, не пойдешь к Ней, то я не знаю что я с Тобой сделаю!”

Кришна вспомнил Чандравали и сказал: „Я люблю Чандравали больше Самого Себя. Если нужно, Я сейчас пойду к ней, Я утешу ее и Мы будем с ней вместе.” Шайбйа утащила Кришну, Он пошел к Чандравали. В это время папугаиха, которая принадлежала Шримати Радхарани все это услышала. Кришна появился перед Чандравали и стал говорить: „Я люблю тебя больше всех на свете!” Шари все запоминала, все слова она запомнила, все дословно, все комплименты, которые Кришна делал, как Он прославлял Чандравали, все, все, все! Она полетела обратно и стала повторять голосом Кришны: „Ооо, Чандравали! Нет никого более прекрасней тебя, о, Моя Чандравали, как Я люблю тебя! Я люблю тебя больше всех …”

Радха … аааххх! Кришна побыл какое-то время с Чандравали просто из вежливости, потому что у Него доброе сердце, Он не мог отказать. Он сказал: „Чандравали, Я обязательно приду к тебе очень скоро, просто Мне сейчас очень нужно, Я шел по дороге по очень важному делу. Меня Яшода послала по делу, Мне нужно туда и Я сразу же вернусь к тебе.”

Кришна как-то убежал, прибежал к Шримати Радхарани. Лалита стояла на страже: „Стой! Ты кто такой? Что Ты тут делаешь? Иди обратной дорогой! Возвращайся туда, откуда Ты пришел, кто Тебе тут нужен?”

Кришна стал говорить: „Причем тут Я? Я просто зашел на минутку, Я шел к твоей госпоже. Лалита сказала: „Знаем мы, знаем…” Кришна стал плакать. Вишака сжалилась над Ним и она отвела Его подальше и сказала: „Кришна, я все устрою. Я помогу Тебе как-то, чтобы ман моей госпожи прошел.” Вишакха переодела Его в женские одежды, положила Ему манго (был сезон манго) для пущей убедительности, дала Ему вину в руки.

Тем временем Радхарани в своей кундже плакала, повторяла: „Кришна, Кришна, предатель, Ты разбил Мое сердце! Кришна, Кришна, Кришна…” Тут Вишакха зашла и сказала: „Я нашла тут одну сакхи, которая удивительно играет на вине. Так как Ты плачешь сейчас (а была уже темная ночь, поздно), она будет играть Тебе, чтобы утешить Твое сердце.” И Кришна заиграл. Когда Он заиграл на вине, Шримати Радхарани расплакалась сначала еще больше. Кришна стал играть грустную-грустную рагу и Шримати Радхарани плакала, плакала от разлуки, оттого, что Ее предали, но потихоньку Кришна сменил рагу и стал играть веселую рагу. Шримати Радхарани успокоилась, Она перестала плакать, Она стала слушать… В конце концов Кришна перестал играть и все захлопали и закричали: „Еще, еще!” Кришна стал еще играть. Он так замечательно играл, что в конце концов Шримати Радхарани сошла со Своего места и обняла новую сакхи. Эту сакхи звали Шьяма сакхи. Когда Она ее обняла, манго выпали у нее и все выяснилось. Что было дальше, история умалчивает. До сих пор есть эта лила-катха, Кришна играет на вине перед Шримати Радхарани, чтобы утешить Ее.

******

Это Мор. Мор – это майур. Майур значит павлин. Есть несколько разных мор-лил, когда Кришна превращался в майура. Одна лила такая:

Однажды Кришна, еще до замужества Шримати Радхарани, почувствовал очень сильную разлуку с Ней. Он прибежал сюда, а Шримати Радхарани дома занималась своими домашними делами и там Киртида, старшие никто Ее не выпустит. Тогда Кришна стал наверху и стал кричать по-павлиньи: „Ке-ка! Ке-ка! О-о.” Шримати Радхарани сразу поняла – это Ее зовут. Она под каким-то предлогом выбежала, увидела Кришну, Он был на вершине горы здесь. Она побежала к Нему и Кришна сказал: „Пойдем, у Меня есть тут одна пещера заветная.” Там была пещера, Они вошли в эту пещеру и Кришна положил Свою голову на колени Шримати Радхарани и Шримати Радхарани стала Его гладить, стала говорит Ему ласковые слова и время летело незаметно.

Прошло несколько часов, тем временем Критида хватилась: „Где Радхика?” Она стала искать Ее повсюду, обыскала весь дворец – нигде нету! Выбежала во двор – нигде нету! Она стала кричать – никто не слышит, никто не откликается. Сердце ее обеспокоилось страшно. Она выбежала и стала искать следы Шримати Радхарани. Она нашла Ее следы и пошла аккуратно по Ее следам. Она взошла на гору – нету, потом она стала идти дальше и поняла, что следы ведут в пещеру. Она подумала: „Что Она делает в этой пещере?” Был еще день, солнце было яркое и в первый момент, когда она зашла, она ничего не увидела в темноте, она увидела только свечение, которое исходило от Шримати Радхарани где-то там. Кришна заметил ее сразу же и быстро превратился в павлина, быстро, в тот же миг!

Когда Киртида немножко привыкла к темноте, она увидела Радхику – сидит в темноте и гладит павлина: „Мор, мор..” Киртида стала кричать: „Что Ты делаешь? Я места себе не нахожу! Тебя целый день нету дома, а тут мор, мор… Какой мор? Идем домой!” Она схватила Ее за руку, а павлин встал, отряхнулся как ни в чем ни бывало и попрощался с ними. Это одна мор-лила, которая была когда-то.

***********

Другая мор-лила, когда Кришна должен был разрушить ман Шримати Радхарани. На самом деле Кришна любил подражать павлинам, любил плясать как павлины. Павлины, когда дождь приближается, павлины начинают плясать. Иногда, когда павлины видели Кришну, они думали: „Это дождь приближается!” и начинали плясать. И Кришна начинал плясать. Радханатх Махарадж рассказывал, что однажды во время такого представления, когда павлины плясали и Кришна плясал и Кришна пришел в экстаз полный, вдруг флейта в Его руках заиграла сама, без всякого Его вмешательства. Собралась огромная толпа, все стали смотреть как это флейта сама играет?! Она стала играла, играла и Кришна плясал и все стали хлопать, павлины собрались, сказали, что „Такого мы еще не видели, Кришна, Ты – самый лучший павлин! Такого павлина как Ты нету во всем Вриндаване.” Поэтому царь павлинов взял самое лучшее из своего хвоста и положил Кришне. Кришна в честь этой лилы с тех пор носит павлинье перо у Себя на голове.

**************

Другая мор-лила, когда Шримати Радхарани обиделась на Кришну и ушла в Ман-мандир на Ман-гарх. Это то место, куда Она уходит, когда Она обижена на Кришну. Кришна сказал: „Так или иначе Я заставлю Ее выйти из этого Мана. Посмотрим, сможет Она это делать или нет.” И Кришна стал танцевать как павлин. Так это смешно было, что Шримати Радхарани Сама стала танцевать. В какой-то момент Кришна превратился в павлина и Шримати Радхарани превратилась в паву, Они стали плясать вместе, а все сакхи собрались вокруг и стали говорить: „А, где Радха? Где Кришна? Только павлин и пава!” Потом Они опять превратились в Радху и Кришну и сакхи стали хлопать. Это мор-лила, которая происходила тут, когда Кришна танцевал как павлин, чтобы развеселить Шримати Радхарани.

Мне Радханатх Махарадж рассказывал, что когда он пришел сюда, ему рассказывали историю про одного льва. Там жил бабаджи и лев этот однажды пришел к нему, услышал как тот повторяет Харе Кришна и слушал, слушал. В течение нескольких лет он приходил и слушал его, в конце концов он подумал: „Я должен стать учеником” – все его сомнения в сердце были рассеяны. Он пришел к этому, сложил руки и попросил у него дикшу мысленно. Тот понял что он просит и сказал: „Если ты хочешь стать учеником, я должен испытать тебя, я должен посмотреть хороший ты брахмачари или нет. Брахмачари должен просить милостыню, бикшу.” Он надел на этого льва передник для бикшы и сказал: „Теперь отныне отправляйся и проси бикшу.” Лев этот ходил по домам и стучал, люди открывали и видели мадхукари, который пришел к ним просить милостыню и как правило давали – им трудно было отказать. Он каждый вечер приносил огромные передники с роти, с разным прасадом туда. В течение многих-многих лет этот лев служил своему духовному учителю, он стал полным вегетарианцем. Он не ел ничего – сначала духовный учитель ел, а потом съедал то, что ему давал духовный учитель. Это тоже тут где-то было. Джая Шри Радхееееее-Шьям! Шри-Шри-Мор-Бихариджи ки! Джая!

***

Нарада Муни услышал, что Кришна родился и получил Его даршан. Он стал думать: „Если Кришна родился на Земле, в Гокуле, где-то здесь должна быть Его ади-шакти, изначальная энергия, Она тоже где-то должна родиться.” Нарада муни решил Ее искать. Стал ходить в дома бриджабаси, он стучался, спрашивал: „У вас тут нету новорожденной девочки, я хочу посмотреть, покажите мне ваших детей …” Как всегда, когда садху приходит, его кормят, потом подводят к нему детей, чтобы он благословил. Он ходил, ходил и нигде не видел Шримати Радхарани, нигде он не мог найти Ее. В конце концов он пришел в дом Махараджа Вришабхану и его покормили, омыли стопы и он сказал: „Покажи мне своих детей.” Он вывел мальчика маленького, красивого очень, Шридхама, он ему понравился, он его благословил и спросил: „А еще кого-то нету тут?” „Есть, у меня есть еще дочка, но Она слепая. Она ничего не видит!” Он говорит: „Покажи, все равно хочу посмотреть!”

Вришабхану Махарадж очень обрадовался, потому что он подумал: „Это шанс, может быть святой человек даст благословления и Она прозреет”, потому что Она была слепая и немая – Она не плакала и не смотрела, и не видела, и не слышала, и ничего не делала, просто лежала в колыбельке. Вришабхану Махарадж вынес девочку в колыбельке и Нарада Муни посмотрел не Нее. Когда он посмотрел на Нее, сердце у него забилось! О никогда не видел такой красоты в жизни! Он видел все – такого он не видел никогда. Он смотрел на Нее, смотрел, и понял: „Это Она.” Он сложил молитвенно руки и сказал: „Махарадж, девочка очень сильно больна. Если ты хочешь, чтобы я Ее благословил, ты должен выйти, я должен сделать тайный тантрический обряд для того, чтобы Она прозрела.”

Махараджа Вришабхану вышел и Нарада Муни почувствовал такую любовь к Кришне в сердце, какой он никогда раньше не чувствовал. Он встал на колени перед этой девочкой и стал молиться. Сначала он стал молиться Кришне и стал говорить: „О, Кришна, Ты Верховный Господь! По Своей неизреченной милости, Ты спустился сюда на землю и Ты принес с собой вместе эту богиню, которая является олицетворением Твоей милости, Твоего блаженства.” Дальше он не мог сдержаться и стал прославлять Кришну. У него как водопад из уст полились прославления Кришне, он стал говорить какой Кришна прекрасный. Когда он стал говорить какой Кришна прекрасный, Шримати Радхарани чуть-чуть приоткрыла глаза и сразу закрыла. Она стала внимательно слушать и Нарада Муни стал говорить все больше и больше, он описывал форму Кришны, Его красоту, Его огромные глаза, Его волосы, гирлянды – все. В этот момент он перестал видеть маленькую девочку перед собой, он увидел Кишори, 12-13-летнюю девочку необычайной красоты и рядом с Ней Ее подруг, сакхи, они стали смеяться. Нарада никогда не ожидал, он не мог поверить в свое счастье, потому что то, что он увидел, невозможно было описать словами. Нарада тогда стал молиться Им и в этот момент они исчезли неожиданно и зашел Махарадж Вришабхану. Он застал Нараду молящимся его девочке. Он сказал: „Что с тобой? Что случилось?” Нарада смутился на какое-то время, потом сказал: „Не, ничего, ничего, все в порядке, я лучше знаю что я делаю. Все в порядке. Твоя девочка обязательно прозреет через несколько дней, вот увидишь.”

Когда он вышел из дома Махараджа Вришабхану, это видение Радхарани и Ее подруг стояло у него перед глазами и он думал: „Откуда? Почему мне так повезло?” Он стал вспоминать все то, что произошло, как он стал прославлять Кришну, как он стал повторять Его имена… Тогда он услышал голос непонятно откуда – то ли из сердца, то ли извне. Этот голос сказал: „Ты получил этот даршан только по одной причине: потому что ты чисто повторял святые имена Кришны. В ответ на это ты получил милость.”

Поэтому смысл инициации в том, чтобы научиться повторять чисто святые имена и совершенством инициации является то, что человек видит Кришну и Его сакхи. В Ананта-самхите Кришна говорит, что если кто-то поклоняется Мне, но не поклоняется Шримати Радхарани, все его поклонение такое же напрасное, как все равно что поливать маслом золу. А если человек поклоняется Шримати Радхарани, а не поклоняется Мне, все его поклонение достигнет успеха наверняка. Смысл в том, чтобы научиться поклоняться преданным Кришны и Шримати Радхарани прежде всего как самой любимой преданной Кришны. Поэтому Шрила Прабхупада, в отличие от многих, переводит Харе Кришна-мантру как „О, энергия Кришны, самая милостивая из всех, дай мне возможность служить Тебе!”

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы