Диск 117, л. 3
Аннотация:
Вводная лекция семинара по „Семи навыкам”. Приветствие. Определение цели ретрита – когда все вместе занимаются дух. практикой, в противном случае мы притворщики и нам грозит то, что случилось с Махараджем Бхаратой. Санкиртана – гармоничное объединение усилий. В этом семинаре акцент будет на нас самих. Малика-мала дает свою презентацию. БВГМ продолжает: психология преданного, то, каким образом работает его ум, изложено в „Бхакти-расамрита-синдху”. Как пройти анартха-нивритти безболезненно, как помочь другим и как практически применять духовные принципы в своей жизни каждый день для того, чтобы в конце концов стать счастливым.
***
Бхакти Вигьяна Махарадж:
Харе Кришна. Сегодня утром я проснулся с удивительным чувством, как будто бы у меня каникулы начались. Я попытался понять в чем дело, потом понял: мы в пионерский лагерь сегодня едем (смех и аплодисменты). Но в любом случаe, я хотел бы сказать, что встреча со всеми вами для меня большой празник. Я очень рад видеть всех вас собравшихся в одном месте. Я знаю, что сегодня была холодная ночь. Будем надеяться, что от нашей любви, преданности, на которые мы способны, атмосфера немножечко потеплеет и комары будут не такими злыми. Я заранее прошу прощения за все возможные неудобства, которые могут тут быть.
Меня попросили сказать несколько вступительных слов. Но прежде всего я хотел бы представить вам Малика-малу, которая приехала сегодня сюда. Пожалуйста, поприветствуйте ее (аплодисменты). Она будет проводит здесь семинар и я сам с удовольствием хочу послушать его. Она расскажет немножко попозже о том, что она будет рассказывать. К сожалению, в этом году Адити-духкхаха прабху приехать не сможет из-за объективных причин – у него нет паспорта заграничного, даже Российского паспорта нет. Мы будем надеяться, что на будущий год эта ситуация как-то восстановится, выровняется, и он сможет продолжить нашу традицию. Я очень надеялся на то, что в этом году к нам сможет приехать Шачинандана Махарадж, надежды мои не оправдались. Он сначала обещал, но потом по каким-то срочным делам не смог. Но он обещает приехать на будущий год. У нас был с ним небольшой опыт совместного такого ретрита в Германии чуть меньше месяца, 3 недели, назад. У нас был там небольшой ретрит для учеников из Европы и он приезжал туда и это очень … Посмотрим на будущий год, может быть Чайтанья Чандра Чаран прабху или кто-нибудь еще обязательно будет.
Мне буквально два слова хотелось сказать о цели нашего собрания здесь. Шри Чайтанья Махапрабху начал движение, которое является юга-дхармой для нашего века, века вражды и лицемерия. Это движение санкиртаны. Санкиртана значит, что мы занимаемся киртаном все вместе, санкиртаной невозможно заниматься в одиночку по определению. Санкиртана значит когда много людей собирается вместе. Шрила Джива Госвами дает это определение в „Бхакти-сандхарбе”. Он говорит: санкиртана – когда много людей в одном месте находятся, но все вместе делают одно дело. Много людей в Кали-югу везде. Большими толпами людей никого не удивишь. Кали-юга — это время, когда людей много и большие толпы собирается по поводу и без повода. Но санкиртана, движение массовое для этого века, – когда люди собираются вместе для того, чтобы прославить Кришну; для того, чтобы отложить в сторону свой эгоизм, свою независимость, свои независимые желания, независимые цели и, отложив их в сторону, объединиться вместе на самом глубоком уровне – на уровне сердца, на уровне души. Когда люди это делают, создается удивительная атмосфера. На самом деле это атмосфера духовного мира. Духовный мир — это не что иное, как место, где людей ничто не разделяет. Здесь нас разделяют железные стены нашего эго и поэтому люди чувствуют себя в изоляции, чувствуют себя одинокими, никому не нужными, брошенными, потерянными. Это чувство изоляции – самое печальное, что есть в материальном мире и оно – естественное следствие изначальной предпосылки – желания быть независимым. Здесь собрались живые существа, которые хотят притворяться независимыми от Кришны и Кришна дает им эту возможность – попробуйте, попытайтесь, пощупайте это, испытайте вкус этого. Ничего в этом хорошего нет. Но люди хотят. И когда человек хочет быть независимым, у него появляются независимые цели и независимые желания. Мы живем в мире, где все отравлено этим желанием независимости – независимых целей, независимых желаний и поэтому весь мир находиться в хаосе: у каждого свое желания, каждый сам по себе, каждый хочет делать то, что он хочет; каждый хочет ставить только те цели, которые он считает нужными. Весь мир находится в хаосе.
Поэтому Чайтанья Махапрабху сказал, что единственным решением для этой проблемы может быть только совместная духовная практика. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Ппрабхупад пошел еще дальше. Он сказал: если человек наедине с собой занимается духовной практикой, то он притворщик. Хотя казалось бы, моя духовная практика – дело моего сердца, моей совести. Но, как это ни парадоксально, духовная практика – это наше общее дело и мы здесь для того, чтобы помочь друг другу заниматься духовной практикой. Шрила Джива Госвами, объясняя историю из „Шримад-Бхагаватам” про Махараджа Бхарату … Все знают эту историю о том, как он ушел в лес, оставил свое царство, жену и он был очень духовно возвышенным человеком, его практика обладала необычайной интенсивностью, но в конце, мы знаем, он привязался к олененку. Оставил жену, оставил сына, оставил царство, привязался к олененку. Шрила Джива Госвами говорит: почему? Потому что он был один, потому что рядом с ним не было общества преданных, которые могли бы поправить его, могли бы указать ему на какие-то зарождающиеся проблемы, могли бы помочь ему увидеть что-то, что он сам не смог увидеть. И это одно из объяснений почему в наш век, когда люди, прямо скажем, не очень духовно развитые, обязательно нужно заниматься духовной практикой вместе. Когда мы занимаемся духовной практикой вместе, ложное эго, отделяющее нас друг от друга и отделяющее нас от Бога, можно очень легко снять. Более того, если царит атмосфера любви, люди понимают, что им не нужно это ложное эго. Потому что, ложное это — это панцирь, броня, которое нам необходимо в мире, где все пытаются наступить нам на голову. Но если мы поняли, что не в этом смысл жизни, что смысл жизни в том, чтобы любить друг друга, помогать друг другу, заботиться друг о друге, думать друг о друге, оставив свои собственные интересы, то ложное эго само собой естественным образом снимается и мы чувствуем, что это искусственная оболочка, в которой мы находились, в общем-то, не от хорошей жизни.
Поэтому я очень рад, что мы собрались здесь вместе. Санкиртана – когда люди собираются вместе, отложив свои независимые цели, свои независимые желания и все вместе пытаются петь для Кришны. Когда они вместе поют для Кришны, Кришна радуется. Потому что настоящую музыку можно сделать вместе, правильно? Один человек что может сделать? Он может по барабану стучать. Если даже он хорошо стучит, это один человек. Если один человек по барабану стучит, другой на караталах, третий в ладоши хлопает, четвертый поет изо всех сили все это делают впопад. Каждый не пытается выделиться: „Посмотрите на меня, как я на караталах стучу!”, а каждый пытается сделать вместе эту музыку, музыку для Кришны, то получается киртан, которым Кришна может наслаждаться. Кришна получает удовольствие, когда преданные делают что-то вместе, делают это впопад и каждый играет свою роль. У кого-то большая роль, у кого-то поменьше роль – неважно, каждый может что-то делать. Это самое главное для чего мы здесь вместе собрались. Когда в нашей жизни утвердится твердо, железно, непоколебимо, единый центр и мы все займем свои места вокруг этого центра, то мы, незаметно для себя, окажемся в духовном мире.
В „Шримад-Бхагаватам” говорится, что Нарада Муни не заметил как он оставил свое тело. Потому что на самом деле он уже был в духовном теле, у него не было мук: „О, сейчас я помру! Что со мной будет?” Да ничего не будет особенного, ты как был, так и остался. Муки все эти — это все остатки ложного эго, которые мучают нас. Если нам удалось избавиться от него уже сейчас, в этой жизни, то наш переход в духовную произойдет естественно и незаметно. Более того, он произойдет уже прямо сейчас. Так что мы с вами здесь, в этом пионерском лагере, для того, чтобы практиковаться. Каково там будет в духовном мире? Если нам понравится, то у нас будут там вечные каникулы. Как у Прабходананды Сарасвати есть замечательный стих в „Радха-раса-суданидхи”, где он говорит: когда же я постоянно буду думать о Кришне, украшенном павлиньем пером, с глазами как лотос, когда Его имя будет снисходить с моих уст, когда я постоянно буду думать о самой лучшей из мантр, (мантре, которую дают вайшнавам во время их посвящения, Гопал-гаятри мантре), когда служение станет моей природой? И он завершает: когда же я превращусь в ходячий праздник удивительной любви? Это его желание. Когда я стану праздником? Каким праздником? Адхбута анурага уттсава – не просто анурага (анурага значит любовь или привязанность к Кришне), а адхбута-анураги – удивительной, невероятной, ни с чем не сравнимой любви. Я хотел пожелать вам, чтобы вы все как можно скорее превратились в этот ходячий праздник удивительной любви — редкостной, невероятной, совершенно ни с чем не сравнимой.
У нас будет как всегда по традиции какие-то регулярные встречи, но в этот раз мне хотелось перенести акцент на вас самих. Я думал какое-то время до нашего с вами ретрита о чем мне рассказывать и в какой-то момент утром я проснулся и подумал: „Надо рассказать о семи привычках”, надо восстановить этот знаменитый … Потом я отогнал от себя эту мысль, подумал: привычки какие-то, уже давно… Буквально на следующий день у меня был живой эфир и какой-то человек с Украины позвонил и спросил: „Когда вы собираетесь повторить семинар „Семь привычек?” И я понял: это Кришна, это Он мне с Украины позвонил. Причем с Украины, это был намек явный совершенно (смеется). Выходит, что именно это надо сделать. Потому я буду рассказывать о каких-то вещах, я еще раз просмотрел книгу и окончательно убедился в том, что речь идет о духовных принципах жизни, о духовных законах, о фундаментальных духовных законах, которые помогают человеку найти себя, найти свое предназначение и реализовать все то, что заложено в нас. Более того, сделать это не одному человеку самому, а найти себя также в обществе людей, то есть в общении правильном сформировать правильное „я”, правильное „эго”. Поэтому мне хотелось, чтобы мы не просто говорили об этом, а делали задания, я думаю у нас будет много совместной работы, поэтому приходите с ручками и с тетрадками на этот семинар, нам может быть придется записывать для самих себя и как-то работать друг с другом. Это будет темой наших бесед. Я начну завтра. Сегодня вечером Малика-мала начнет свою тему. Я хочу попросить ее, чтобы она рассказала о чем она будет говорить. Пожалуйста, еще раз поприветствуйте ее и поблагодарите (аплодисменты).
Малика-мала.
Харе Кришна, дорогой Гуру Махарадж, Харе Кришна, дорогие преданные! Для меня на самом деле очень волнительно здесь быть, потому что когда я узнала, что у вас здесь такие ретриты проводятся, я мечтала сюда попасть. Никак я не мечтала проводить здесь семинары, я мечтала просто слушать. В прошлый мой приезд, когда Виджай Говинда говорил: „Давай следующую программу будем делать”, я сразу сказала: „Давай сделать программу, когда будет следующий ретрит, чтобы у меня была возможность поприсутствовать на ретрите”. И он сказал: „Давай”. Потом я была очень удивлена, что я еще буду здесь семинар вести. Поэтому для меня это был такой сюрприз. Но вместе с тем, проблема взаимоотношений у меня чисто профессиональная — это та тема, с которой ко мне приходят люди, и которым я так или иначе уже 20 лет помогаю, будучи семейным консультантом. И как-то так незаметно я перешла в общество преданных и когда говорят, что у преданных есть такой период, когда у них фанатизм такой, когда все так классно, я сразу перешла в проблемы. Тоесть мне сразу было понятно, что человеческое общество, со всеми вытекающими отсюда какими-то тонкостями, сложностями. В какой-то момент меня осенило, я вдруг поняла, что Кришна нам устроил такой капкан, ловушку. Я вдруг поняла, что общество преданных очень необычно именно из-за того, что мы не можем отсюда уволиться, развестись, — ничего мы не можем сделать. Как бы нам ни не нравилось, ухожу, опять прихожу на воскресную программу, и как говорится, у рояля все то же. Это очень интересный момент, потому что, собственно говоря, мы можем претерпевать какие-то изменения и развитие происходят только внутри долгосрочных отношений, потому что однократно быть добрым легко, даже 7 дней дружелюбным быть нормально. А когда ты изо дня в день видишь одних и тех преданных и ничего … Мы вынуждены меняться. И вот Кришна нам такое очень интересное преподал. Хочешь-не хочешь, мы начинаем думать как же мне все-таки поменять отношение ко всему, может действительно стоит посмотреть на себя? Собственно говоря, я думала какой же семинар мне тут давать и поняла, что нужно знание, знание именно в области психологии и – я не боюсь этого слова – психиатрии. Нам действительно необходимо знание по психиатрии, потому что нарушения характера происходят в этой жизни действительно в результате каких-то детских травм, искажений и то, как мы себя ведем в конечном итоге, как Бхакти Тиртха Махарадж говорил, это плач по любви, да? Действительно, так оно и есть. Но вот понять себя, какое я произвожу впечатление, как я общаюсь, почему, откуда эти корни, то есть семинар будет об этом. Потому что мы будем способны понять другого только тогда, когда поймем себя, когда мы внутри самого себя дадим какое-то пространство для самого себя, мы сможем дать пространство для другого. Я абсолютно согласна, сейчас только Махарадж говорил о том, что в обществе кучи людей много везде и все, что мы делаем – нам не нравится, мы идем в другое место. Там не нравится, идем в третье место. А здесь нам так или иначе придется что-то менять внутри себя, нам некуда уходить. Даже те, которые ушли, вспоминают и медитируют – пусть они даже медитируют отрицательно как-то, но так или иначе их взор от преданных никак не может оторваться. Поэтому я не знаю что из этого получится, я очень надеюсь что каждый из нас так или иначе для другого психолог, мы друг у друга спрашиваем советы, мало того, каждый преданный проповедник, а проповедник я спрашивала у Махараджа проповедники и психологи это разные вещи или одно и то же? Одно и то же. Поэтому я предлагаю осваивать какие-то профессиональные знания, применить их к самим себе, понять себя, познать себя, отпускать, быть гибкими, быть более зрелыми, на самом деле это очень интересный процесс. Это мы открываем научно-исследовательнский институт внутри самого себя и человеку очень важно вдохновиться и с интересом это все делать. Не то, что я теперь буду ломать себя, гнуть себя, бить себя. Таким образом невозможно сделать. Все, что вызывает у нас интерес, желание, в таком случае можно что-то делать. Я на это очень сильно надеюсь. Ну и конечно же, самое главное для чего я здесь — это слушать на самом деле семинары и вообще общаться, быть в вашей семье, потому что Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж мой шикша гуру и я надеюсь … по праву считаю … во всяком случае, я пока теоретически в вашей семье, но я хочу быть практически в вашей семье. Харе Кришна.
Бхакти Вигьяна Махарадж
По сути дела психология преданного изложена в „Бхакти-расамрита-синдху”. Шрила Рупа Госвами написал ее, чтобы объяснить каким образом работает ум преданного и что с ним происходит в процессе духовной практики и что происходит с ним на самых высоких этапах духовного развития. Иногда люди спрашивают зачем нам нужна вся эта психология или еще что-то, если у нас все и так уже есть. В каком-то смысле правильно, не нужны. Достаточно полюбить Кришну, встретиться с Ним на страницах „Шримад-Бхагаватам” и отдать Ему свое сердце. Но мы, к сожалению, все проходим через этот сложный период, анартха-нивритти и на прошлом нашем семинаре на ретрите я рассказывал именно о том, что такое анартха-нивритти, о том, как человек может заниматься самоанализом. В каком-то смысле тема нашего нынешнего ретрита – продолжение этого всего. Как можно более безболезненно и хорошо пройти через этот сложный период, как мы можем помочь другим в этом и что мы должны делать сами помимо того, что мы уже делаем и как лучше делать то, что мы уже делаем в нашей практике духовной. Потому что мало просто услышать или даже узнать о каких-то духовных истинах, надо научиться применять их в жизни, причем каждый день своей жизни. И это большая проблема и большая задача. Поэтому мы сделаем акцент в этот раз именно на этом, на том каким образом практически применять в своей жизни принципы духовной науки и таким образом обрести счастье. Вот, собственно, все наше небольшое введение к нашему ретриту. Я хочу искренне пожелать нам всем, чтобы этот ретрит удался, чтобы Индра был настолько заинтригован нашими семинарами, чтобы он сам пришел сюда и не гонял облака по небу, а учавствовал здесь в киртанах и нужно постараться, чтобы это произошло. Ок, Шри Харинама-санкиртана ягья ки! Джая! Ретрит в Магдалиновке ки! Джая! Шрила Прабхупада ки! Джая! Гаура-премананде! Харибол!
Виджай Кришна Прабху: Шрила Бхакти Вигьяна Махарадж ки! Джая!
Бхакти Вигьяна Махарадж: Если бы у меня был такой голос, то, наверное, учеников было бы раз в десять больше (смех). Спасибо. Сейчас уже время обеда. Харе Кришна!