Диск 104, л. 8
Аннотация:
Различная деятельность в Москве. Если есть желание, человек может сделать все (пример — нама-хатта в Москве). Вопросы плохо слышны. Вопросы о том что такое милость и что такое милость в отношениях с преданными. В ответе — рассказ о сюжете Брихад-Бхагаватамриты и о том, как деятельность может уводить от Кришны.
***
Харе Кришна. Давайте я вам расскажу про себя. Большая часть моего времени сейчас в Москве проходит и это самая ну что ли ответственная вещь, которую я несу, мне очень хочется, чтобы в Москве все было хорошо. Сам я давно мечтаю о том, чтобы отойти от всех этих активных дел и может быть больше времени посвящать строго духовной деятельности, но пока Кришна не позволяет мне это делать. Сейчас у нас в Москве мы закончили пред-проектную стадию, перешли на проектную стадию и где-то у нас есть год для того, чтобы сделать весь проект целиком, утвердить его, получить разрешение на строительство. Потом нужно будет уже начать строить и мы сейчас пытаемся подтянуть какие-то ресурсы всех кого только можно, чтобы в конце концов мы построили. (Принеси, пожалуйста, этот …) Я сейчас покажу вам новый проект немножко модифицированный по сравнению с тем, что вы видели.
Помимо этого много еще чего происходит, мы сейчас расширяем нашу алтарную, кто-то из вас был на нашей Ратха-ятре, дочки Ваши были, вот, Шикшаштака был на Ратха-ятре. Там было где-то … ну в одно время было всего 8 тысяч, люди все время приходили, уходили, но примерно 8 тысяч людей было. То есть прошло через Ратха-ятру не знаю сколько, тысяч 12. Вот это наш проект, можете посмотреть, вот так он будет выглядеть. Это утвержденный на пред-проектной стадии, как проект собственно проектный институт будет делать. Мы провели бхуми-пуджу, приглашали специально одного преданного из Южной Индии, который сделал все по всем правилам бхуми-пуджу, со всеми мантрами, со всем, чем только можно.
Ну там много всего происходит в Москве, сейчас там большие-большие планы, мы какой-то тоже хотим ведический центр открывать тоже, в этом идет мысль и там много новых людей приходит. Я хотел рассказать вам об одной нама-хатте, там есть Медини Пати, чтобы вы могли иметь пример перед глазами. Он просто очень хотел заботиться о преданных и в течение многих-многих лет он проходил нама-хатту и у него ничего не получалось, приходило несколько человек. Но так как у него было искреннее желание, он искренне заботился, в конце концов он как-то научился и в какой-то момент у него выстроились. Сейчас у него 150 человек подопечных, причем все люди из среднего класса, выше среднего, лидеры, преподаватели, профессора, певцы… Он сам музыкант и вот весь концерт на Ратха-ятре делался силами его нама-хатты. Продюсером этого концерта была профессиональный продюсер, как ее звали, Марина, ну какая-то знаменитая, у него там знаменитые люди ходят, модели всякие, еще кто-то… Но как это у него получилось – это для вас для всех пример – потому что каждый может это сделать. Просто он очень искренне хотел, молился Кришне и Кришна дал ему разум, Кришна дал ему понимание как это сделать и что с ним происходит – настолько люди любят то, что он сделал, вот эти 150 человек, что каждый старается привести к нему всех своих знакомых, всех своих родственников, он не знает куда деваться сейчас от людей, потому что у него есть своя методика как людям дать сознание Кришны, чтобы они сохранились в нем и он буквально у него сейчас там кризис, он не знает как с ними справляться с новыми людьми, которые приходят. У нас сейчас вот эта одна единственная нама-хатта, которую он сделал, она составляет самую сплоченную, самую здоровую часть нашей общины. Там много старых преданных, которые в разной степени разочарования находятся, кто-то что-то делает, кто-то ничего не делает, но вот один человек на его желание Кришна таким образом откликнулся.
Я к тому, что каждый человек, если он хочет искренне, то Кришна дает ему возможности. Мы видели как на желание Яшоды-прии Кришна откликнулся. Просто человек хотел, ему все говорили невозможно! Когда Шьяма-сундара отправился в Англию и сказал: „Я хочу познакомиться с Битлсами”, ему все сказали: „Невозможно, это аванюра”, потому что Битлсы тогда были ну я не знаю, познакомиться с ними было действительно невозможно. Он сказал: „Ну почему?! Если Кришна хочет, почему невозможно?!” Взял и познакомился и Шрилу Прабхупаду познакомил. То есть чудеса случаются, но чудеса – это отклик Кришны на силу нашего желания. В конце концов все зависит только от этого, от силы нашего желания. Посмотрите на Туласи Рупини, у нее есть сильное желание, уже вот монашенки в Индию ездят, люди книги берут. Все можно, Кришна может делать все, что угодно. Просто что получается – что сейчас у демонов очень сильное желание, желание власти, желание денег и Кришна откликается на их желание. Если они хотят это получить, Он говорит: „Пожалуйста, ради Бога! У нас демократия, у кого сильнее желание, то желание Я исполняю.” И все зависит исключительно от … Это то, что может делать душа. Душа может одну вещь делать – желать. Все остальное делает все равно Кришна, откликаясь на наше желание и Он видит насколько искренне наше желание. Если наше желание искренне, Кришна все возможности открывает, все, что угодно может дать. Собственно, в этом смысл того, что нам Шрила Прабхупада дал. Он дал нам Харе Кришна маха-мантру и дал перевод, который никто до него не давал. Ни один ачарья до Шрилы Прабхупады не переводил мантру как ее перевел Шрила Прабхупада: „О Кришна, о энергия Верховной Личности Бога, займите меня в служение Вам.” Это та медитация, которую он нам дал: „Пожалуйста, дайте мне возможность так или иначе служить, так или иначе служить.”
Мне сегодня Шикшаштака сказал, что он слушал лекции Шрилы Радханатхи Махараджа и тот говорит, что можно жить на Радха-кунде и думать о Екатеринбурге. Человек может жить на Радха-кунде и не думать о Кришне, потому что Кришна не даст ему возможности думать о Себе. Это тоже милость. А можно жить где угодно и думать о Кришне, это тоже милость, это то, каким образом Кришна откликается на наше желание. Один из самых важных уроков нашего сегодняшнего небольшого обсуждения то, что в конце концов все делает Кришна, а нам остается приятная обязанность желать. Мы желаем, Кришна все делает. Ну, нам тоже надо чего-то делать, конечно, немножко еще, чтобы доказать искренность своего желания, чтобы Кришна понял, что мы действительно хотим что-то сделать для него. И я очень рад, что вы это делаете. А больше всего я рад, когда преданные делают это вместе друг с другом. Бхакти – это любовь, а любовь – это та сила, которая позволяет людям вместе все делать. Любовь – это сила, которая объединяет. Зависть – это то, что разъединяет людей. И собственно то, насколько мы можем по-настоящему любовь в своем сердце проявить внешне проявляется в том, что мы можем делать это с другими, делать что-то вместе с другими, служить другим. Всегда у нас будет этот выбор, диллема: чему отдать себя – зависти, которая живет в нашем сердце или любви, которую нам Кришна может дать. И надо всегда делать выбор в пользу любви. Я не хочу больше оставаться в этом мире, где живут завистливые люди, я хочу уйти отсюда. А для этого я должен сам перестать быть завистливым и сам начать делать что-то для Кришны бескорыстно. И будут чудеса происходить, я уверен. Вокруг всех вас будут много чудес происходить. Рамачандра — пример такого чуда, один из многочисленных примеров. Шикшаштака, у него целая коллекция историй про чудеса разные, которые случаются все время, он любит слушать и рассказывать истории. В основе чуда одна вещь лежит – желание наше искреннее. Какие-то вопросы есть еще? Да?
Вопрос: … душа спит … (непонятно)
Ответ: У тебя уже проснулась, не волнуйся. Человек спит ровно настолько насколько материальная природа действует на нас. Чем сильнее гуны материальной природы действуют, тем более в спящем состоянии находится душа. Но по мере того как человек открывается к сознанию Кришны, просыпается, сознание его раскрывается. Бхактивинода Тхакур говорит, что есть разные степени раскрытия сознания. Есть сознание, которое в камнях находится и в растениях, там тоже сознание есть, но оно очень слабо проявленно, есть сознание, которое находится в животных, оно проявлено чуть-чуть сильнее. Есть сознание, которое проявлено в людях, подобных животным, а есть сознание, которое проявлено в людях, у которых появились какие-то моральные принципы. Иначе говоря, по мере развития человека, душа потихоньку-потихоньку пробуждается и ее сознание становится все более и более ярко проявленно. Идеал духовной жизни состоит в том, чтобы быть сознающим каждое мгновение. Шрила Прабхупада говорил, что нужно помнить о Кришне 24 часа в сутки и сознавать Его. По сути дела, эволюция заключается в том, чтобы сознание наше работало как можно более интенсивно и когда преданный пробуждается, он все время помнит о Кришне, думает, знает, он никогда не делает что-то на автопилоте. Когда мы засыпаем, механически тело продолжает что-то делать. Это значит, что душа спит, душа не думает о Кришне, не помнит, не думает о своем предназначении, о высшем смысле жизни. Но если человек думает о Кришне, то как он может спать? Он не спит.
Вопрос: …..
Ответ: Кришна исполняет желания всех – и чистые, и нечистые, — в зависимости от кармы человека. Поэтому надо быть о что осторожным, потому что наши нечистые желания Он тоже может исполнить и в результате этого мы потом будем страдать.
Вопрос: ….
Ответ: Тут смотри, тут невозможно предсказать, потому что Кришна личность. Если другие полубоги должны исполнить любое наше желание, если мы соблюдем определенный ритуал, то про Кришну невозможно предсказать — исполнит Он, не исполнит… Он, в общем-то, исполняет то, что идет нам на пользу. Если это не очень чистое желание, Он может исполнить, чтобы проучить нас, чтобы мы глубже поняли, что нет смысла это желать, что это бессмысленно, или Он может не исполнить, заботясь о нас, тут невозможно предсказать. Но в сущности основной принцип такой, что Кришна откликается на наши желания, надо стараться делать так, чтобы наше желание было максимально чистым. А если желание наше не чистое, то Кришна посылает препятствия.
Вопрос: …
Ответ: Всякое бывает. Иногда, когда нет милости человек очень благополучно существует. Я недавно слушал лекцию Гуру Махараджа. Он говорит, что есть люди, которые оскорбляют преданных и сразу же получают какие-то последствия этого. А есть люди, которые оскорбляют год за годом и не получают. Он говорит это самые несчастные люди. Они думают, что Кришна их любит, но на самом деле, он говорит, Кришна настолько отвращение к ним питает, что Он сознательно дает им возможность снова и снова совершать оскорбления, чтобы они еще глубже себе могилу вырыли. Поэтому Кришну невозможно предсказать, каким образом Он будет реагировать на что-то, но наша обязанность одна — Он нам дал разум и что с помощью этого разума мы можем понять что чистое, что нечистое, что хорошее, что плохое. И, поняв это, надо стараться делать что-то хорошее, хотя всегда будет сила, которая будет тянуть нас вниз и назад.
Есть еще, может быть, какие-то вопросы?
Вопрос: Получается, разобраться в этом можно только по милости …
Ответ: Ну почему, иногда самому можно понять.
Вопрос: Потому что обычно … (непонятно)
Ответ: Нет, ну тут не надо слишком … Если ты хочешь что-то делать, то делай. Шрила Прабхупада дал еще один хороший критерий, по которому можно судить. Он сказал фалена паричийате – судить по плодам, по результату. Есть разные способы понять.
Вопрос: Я могу начать, например, совершенно ужасно, но если мне …. то получается (непонятно)
Ответ: Ну да, если я нехороший по-настоящему. Потому что что есть хорошие плоды? Какие-то плоды могут быть на первый взгляд красивыми и даже вкусными, но ядовитыми.
Вопрос: Дома главные обязанности нужно выполнять, а если душа на улицу хочет идти с книгами, а дома не успевает, …. пожалуйста, скажите мне правильно что мне лучше делать? Вот в моем возрасте. Я и проповедовать, конечно, не умею, ну просто подаю и все …. (не очень понятно)
Ответ: В вашем возрасте нужно делать то, что душа хочет.
Вопрос: А …будет доволен Кришна, если я через … дома сижу? Я бегом утром бегаю, себя заведу, заведу, дверь хлопну, ушла, даже что-то не сделала, муж у меня царем наверное в прошлой жизни был или царевичем каким-то, ему нужно такую вкусную пищу, а у меня вообще нет этого качества готовить, я либо была уборщицей в прошлой жизни, я люблю стирать, убирать, чего-нибудь переставлять с места на место, но как кухня, у меня прямо …. Я знаю, что я должна это делать, но я не умею … А он мне … Чье делать-то? Я не выполняю полностью эти обязанности …
Ответ: Это не важно. Гопи тоже убежали на улицу от своих мужей (смеется). И в данном случае не думайте особенно об этих вещах. Делайте что можете, но если вас сердце зовет вас на улицу, идите на улицу.
Вопрос: Мне там хорошо на улице, а дома плохо! (смех) Ну что делать, у меня всю жизнь такая двойнственность, я думаю совсем никуда не гожусь.
Ответ: Не расстраивайтесь.
Вопрос: Очень переживаю…
Ответ: Не переживайте. На самом деле в вашем возрасте надо уже потихонечку целиком посвящать себя Кришне, надо готовиться, это очень важный момент. Надо как-то потихонечку готовить себя к тому, чтобы встретиться с Кришной.
Вопрос: Ну она преувеличивает маленько, когда экадаши держит, если бы она уже каждую минуту не проповедовала, он бы наверное … (непонятно) она же даже на секунду…
Ответ: Я думаю, что ему лучше, когда вы на улицу уходите.
….
Вот видите …
Спрашивающая: Спасибо большое, успокоили меня немножко.
Реплика: … зовет ее книгоноша.
Вопрос: Что такое, как перевести слово милость?
Ответ: На какой язык ты хочешь, чтобы я перевел слово милость?
… (непонятно)
Ответ: Милость – это когда мы получаем что-то незаслуженное. Милость – это то, что Кришна нам дает, не обязательно как заслугу нашу собственную, а то, что Он нам дает просто по Своей воле. Как ты видишь кого-то и вдруг у тебя появляется какое-то желание что-то сделать, ребенка маленького и ты подходишь к ребенку, гладишь его по голове. Это милость. Есть милость и есть справедливость. Милость – это противоположность справедливости.
Вопрос: А в отношениях с преданными что такое милость? Не всегда понимаешь что правильно, что неправильно ….
Ответ: Тут не надо мудрствовать лукаво. Милость заключается в том, что я вижу кого-нибудь и просто делаю для него что-нибудь просто так, без всякой особенной необходимости, без всякого рассчета, без всякой калькуляции за этим за всем. Милость – это я просто вдруг, ни с того, ни с сего желаю добра этому человеку и все, я молюсь за этого человека, хочу, чтобы ему лучше стало. Чтобы понять что такое милость, нужно оттолкнуться от понятия справедливость. Справедливость – это когда есть весы и я расчитываю что-то. А милость – это когда я даю нечто больше, чем я мог бы дать.
Вопрос: …
Ответ: Шрила Санатана Госвами написал целую книгу, которая посвящена этому вопросу, „что такое милость?” Книга называется „Брихад-Бхагаватамрита” и там начинается все с того, что Нарада Муни видит преданного. Он устроил большой фестиваль, он поставил Шалаграму Шилу, он танцевал, пел перед перед Шалаграма-шилой, предложил роскошный прасад, потом усадил всех мудрецов на берегу Ганги и начал их кормить. Нарада Муни поднимается со своего места, бежит к нему и кричит: „Ты есть крипа-патра, или сосуд-милости! Кришна пролил на тебя Свою милость!” Почему? Потому что смотри сколько у тебя бхакти и сколько у тебя любви, ты все это делал, плюс у тебя богатство, последователи, хорошие родственники, все, ты благополучен.” И тот ему говорит: „Нет, это не милость. Милость в другом месте.” Надара Муни идет в другое место и там та же самая история повторяется, Нарада Муни прославляет царя из Южной Индии. Тот говорит: „Нет, у меня милости никакой нет, милость у Индры.” Нарада Муни идет к Индре, прославляет Индру и Индра говорит: „Нет, ну разве это милость? Это не милость, вот у Брахмы это милость!” Нарада Муни идет к Брахме, Брахма начинает плакать и говорить: „Ну разве это милость, то, что есть у меня? Милость есть у Шивы.” Нарада Муни идет к Шиве, Шива говорит: „Ты пожалуйста, меня не смущай, никакой у меня милости нет. Единственный, которого я знаю, кто получил милость, это Прахлада Махарадж.” Нарада Муни идет к Прахлада Махараджу. Он затыкает уши и говорит: „У меня никакой милости нет! Милость у Ханумана есть, он получил милость.” Нарада Муни идет к Хануману, прославляет его, а он говорит: „У меня никакой милости нет!” И так продолжается до тех пор, пока они не приходят к гопи.
В сущности, смысл этой книги в том, что есть разные градации милости. Мы привыкли думать, что милость заключается в том, что Кришна исполняет какое-то мое желание. И начинается все с этого. Если есть у человека какое-то желание служить, Кришна дает ему возможности служить, он дает ему богатство, дает ему хорошую материальную ситуацию, Он делает это. И в каком-то смысле это милость определенного уровня. Но если пройти через всю эту всю лестницу, Санатана Госвами говорит, что есть реально во всей вселенной, во всем творении живые существа, которые получили максимальную милость Кришны – это гопи. Они исполнены любви. Все остальное тоже милость, но она немножечко фальшивая. Так что, опять же, есть большой спектр для понимания того, что такое милость. Я сейчас даю лекции по „Брихад-Бхагаватамрите”, по начальным стихам, где я все эти вещи рассказываю.
На самом деле наш идеал милости – это то, что Кришна дает. Но минимальный идеал милости, когда нет обмана – и это Санатана Госвами объясняет – это Прахлада Махарадж. И в его случае милость в чем проявлялась? Она не проявлялась в том, что у него что-то было, а в том, что на него сыпались муки, испытания одно за другим. Но милость, которая у него была, заключалась в том, что несмотря на все эти испытания, ему даже в голову не приходило оставить Кришну или как-то расстаться с Ним или отвернуться от Него. Потому что блаженство, которое он получал от памятования о Кришне, превосходило любое другое блаженство, которое он мог получить где-нибудь еще, а мука, которую он бы испытал, если бы перестал думать о Кришне, была бы сильнее, чем все те муки, которым его подвергал его отец.
Поэтому Шива говорит: „Вот тот, кто милость настоящую получил.” До этого он говорил, что милость на Вайкунтхе, а потом он осекся и сказал: „Нет, на самом деле на Вайкунтхе милости нет. Чтобы посмотреть на того, кто получил милость, иди на Паталалоку, там находится Прахлада Махарадж и ты увидишь его. Он там находится в аду и он получил милость настоящую. Потому что он счастлив, потому что у него есть бхакти, потому что когда Господь Вишну пришел к нему и спросил: „Чего ты хочешь?” Он сказал: „Ничего не хочу, бхакти хочу.” Господь Вишну стал ему говорить: „Ну пожалуйста, я специально пришел, Мне нравиться что-то давать, это Моя лила, Я прихожу на землю только для того, чтобы исполнить желания Своих преданных.” „Ну ничего не хочу. Ну, Тебя увидеть хочу, но Ты и так уже появился передо мной. Дай мне бхакти.” Он говорит: „Бхакти и так у тебя есть уже, зачем тебе бхакти, проси что-нибудь еще.” И на это Прахлад Махарадж ответил: „Если бы у меня была бхакти, Ты бы мне все это не предлагал. То, что Ты мне предлагаешь все эти вещи, значит что у меня бхакти нет, поэтому дай мне пожалуйста, бхакти, ничего другого не надо. Я хочу только любви. Что мне еще нужно? Когда у меня будет любовь, все остальное у меня будет.”
Вопрос: Объясните коротко, пожалуйста, одну шлоку:
сарва карманйа апи сада
курвано мад-вйапашрайах
мад-прасада тавапноти
шашватам падам авйайам
Ответ: Что непонятно?
„Даже занимаясь непонятной деятельностью, мой чистый преданный, находящийся под моей защитой, по Моей милости достигает вечной, нетленной обители.” С этого началось все, что деятельность всегда…
Вопрос: Лекцию дадите, ну просто разногласие есть какая деятельность…
Ответ: Любой, человек может любой деятельностью заниматься и она не будет отвлекать его от Кришны, если он будет делать это как служение Ему. Обычно деятельность отвлекает нас от Кришны. Человек ввертывается в этот круговорот деятельности…
Вопрос: Деятельность … невежество все равно …
Ответ: Неважно. Сознание тут описано словами мад-вйапашрайах – человек все время чувствует, что он находится под защитой Кришны и все время помнит о Кришне. Смысл этого стиха в том, что деятельность не заставит нас забыть о Кришне, какая бы она ни была, если у нас будет очень хорошее понимание того, что нам нужно все время о Нем помнить. Обычно человек забывает обо всем, когда он действует, но надо построить свою жизнь таким образом, чтобы помнить о Кришне все время, это главное.
Вопрос: И желательно в благости?
Ответ: Желательно в благости, да. На самом деле в благости легче помнить о Кришне, но Арджуна не был в благости, когда он сражался.
Ответ: В невежестве. Даже чаще вспоминаешь Кришну. Жизнь …
Из зала: Гуру Махараджа на программу уже надо готовиться …