13.02.2012

(продолжение)

В самом конце «Бхакти-таттва-вивеки» Бхактивинода Тхакур проводит интересный анализ разных уровней адхикара (квалификации) для практики бхакти:

«Единственной причиной появления шраддхи является общение с садху, развившим в себе глубокую любовь к Кришна-катхе. Когда шраддха появляется в сердце человек, он становится каништха-адхикари – начинающим бхактой. Если такой человек продолжает служить, практикуя анги садхана-бхакти, такие как шравана – слушание рассказов о Кришне и слов Самого Кришны, то, когда под влиянием садху-санги он избавляется от анартх и его шраддха сгущается, превращаясь в ништху, он обретает мадхьяма-адхикар – промежуточную квалификацию для практики бхакти. Дальнейшая практика садхана-бхакти в обществе преданных более высокого уровня приводит к тому, что ништха человека углубляется и принимает форму ручи – вкус к бхакти. Садхака, развивший в себе такой вкус называется уттама-адхикари – человеком, в высшей степени квалифицированным для того, чтобы практиковать бхакти. Только такой уттама-адхикари достигает шуддха-бхакти».

Иначе говоря, способность практиковать бхакти определяется силой и глубиной веры садхаки, которые, в свою очередь, определяется тем, с кем они общаются. Начинающий, каништха-адхикари – это человек имеющий веру (шраддху) и время от времени занимающийся каким-то служением. Даже если он делает это с большим энтузиазмом, его служение не может быть стабильным. Анартхи – материальные желания и тенденции, заложенные кармой, – мешают ему быть постоянным в своем служении. На этом уровне духовного развития человек еще слишком сильно зависит от своего ума, требующего материальных наслаждений и реализации заложенной в нем кармической программы, хотя вера в Кришну и путь бхакти до какой-то степени ослабляет эти негативные тенденции. Анартхи – сильные желания – психологически проявляются в виде всевозможных сомнений – сомнений в Боге, учителе и практике преданного служения. Шрила Прабхупада пишет по этому поводу в Шримад-Бхагаватам (1.2.17):

Нет ничего удивительного в том, что человек, соприкасающийся с богатством и женщинами, становится беспокойным, потому что каждое живое существо связано с этим издавна – фактически с незапамятных времен, и чтобы избавиться от этого чужеродного влияния, требуется время. Но тот, кто слушает о славе Господа, постепенно осознает свое истинное положение. Mилостью Бога такой преданный получает достаточно сил, чтобы оградить себя от этих беспокойств, и со временем его ум покидают все тревоги.

Правильное общение и слушание Шримад-Бхагаватам и служение в обществе преданных постепенно выводят человека на другой уровень. Его вера становится непоколебимой (ништха), материальные желания в основном уходят или ослабевают, и остается только одно сильное желание – приблизиться к Богу. Эта устойчивая вера – промежуточная ступень квалификации для практики бхакти.

Постоянное слушание Бхагаватам от вайшнавов, обладающих вкусом, и служение преданному-Бхагавате трансформируют эго человека – в какой-то момент человек реально начинает осознавать себя слугой. У одной преданной, по долгу службы командовавшей многими людьми, на экране компьютера висело напоминание: «Я слуга». Не думаю, что оно было очень эффективным. До уровня ништхи все это остается красивой теорией. Бхактивинода Тхакур подчеркивает, что, только занимаясь служением в обществе преданных, человек может перейти с уровня шраддхи – начальной, непрочной веры – на уровень ништхи – непоколебимой уверенности. Преображение эго, то есть преображение сердца, согласно Бхагаватам, может произойти только по милости Кришны, находящегося в сердце того, кто постоянно слушает Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-гиту и служит вайшнавам – видхуноти сухрт сатам.

В сущности, именно природа эго – наших представлений о себе – и отличает неофита-энтузиаста, новообращенного вайшнава от мадхьяма-адхикари, чья преданность уже не сопровождается пиротехническими эффектами. Внешне переход на уровень мадхьяма-адхикари проявляется в том, что в сердце человека появляются качества смирения и терпения. Это таинственная трансформация, происходящая на глубинном уровне нашего сознания. Шрила Прабхупада пишет (ШБ, 1.2.18):

«Человеческим разумом невозможно постичь, каким образом, служа преданному Бхагавате или книге “Бхагавата”, можно постепенно продвигаться по пути преданного служения».

На этой ступени человек в значительной степени защищен от капризов и выходок своего ума – ум потерял над ним свою власть. Терпение помогает ему спокойно выносить любые трудности и преодолевать препятствия, неизбежно встающие на пути его практики. В сущности, терпение значит, что человек спокойно относится к оскорблениям, которыми его будут осыпать, и это главный показатель трансформации эго. Но он еще не полностью защищен от приступов вожделения – маховик кармы в виде вожделения еще не остановился полностью. Поэтому, описывая ступень ништхи, Сута Госвами употребляет слово прайена – «почти полностью».

(продолжение следует)

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы