Диск 102, л. 6
Аннотация:
Вопросы: о строительстве храма в Москве; как ученикам помочь в исполнении миссии (в ответе: зрелостью, сплоченностью, поддержкой, глубоким отношением к духовной практике); каков критерий для определения прогресса; работа мешает больше читать; духовный и тонкоматериальный прогресс; когда начинается духовное развитие; как быть с отошедшими преданными; анализ мотивов начался, а до саттвы еще далеко; где предел исполнения желаний с помощью дхармы; почему иногда нет энтузиазма; об отношении родных; о перенагрузке и стрессе.
***
Если у вас есть какие-то вопросы, я готов ответить.
Вопрос: Хотелось бы узнать о Вашей миссии, о строительстве Храма в Москве, какой этап, что чего?
Ответ: В принципе, мы недавно, несколько дней тому назад, получили АРИ, Акт Разрешенного Использования на землю. Еще до этого за несколько дней, 29 мая были общественные слушания, была демонстрация, люди возмущались местные, но власти как-то это все погасили как могли и буквально три-четыре дня тому назад мы получили АРИ. Это правоустанавливающий документ на землю, то есть документ, который закрепляет за нами использование этой земли, по крайне мере на период проектирования и выпуская этот документ, Правительство Москвы уже вступает с нами в финансовые отношения, на основании этого можно заключать договор с Территориальным агентством земли и так далее на землепользование на период проектирования. То есть, они принимают на себя уже какие-то финансовые обязательства, они понимают, что все траты, которые мы будем делать по этому проекту, начиная с этого момента, они тоже несут ответственность за это. То есть, это первый документ, который фиксирует очень четко … До этого были тоже, но они были менее обязательными. То есть, это очень существенный этап и мы до самого последнего момента не знали будет оно, не будет, это АРИ, выпустят, не выпустят, всегда смешанное состояние, всегда была какая-то неопределенность. Причем, фирма, которая занималась выпуском этого АРИ, они говорили, не ждите раньше середины июля, мы получили в начале июня, на месяц раньше, чего вообще никогда не бывает. Позже на три месяца – всегда, сколько угодно, раньше больше чем на месяц – такого не бывает. То есть, в принципе, оно идет и соответственно, где-то в Понедельник-Вторник будем заключать договор, уже мы нашли очень хорошую архитектурную фирму, это Моспроект 1, это одна из самых старых, заслуженных фирм и одновременно они очень хорошие, очень пользуются большим весом. Мы до этого заключили договор, но те оказались в архитектурном отношении не очень грамотными людьми, мы нашли новую фирму с приличной ценой, то есть, вот это соотношение цена-качество, которое мы нашли сейчас, оптимальное. Две фирмы у нас будут, с которыми нам нужно будет заключать договор: одна будет оформлять документы уже на период разрешения на строительство по сути дела, это тоже вот такой том согласований, у нас уже один такой том есть, будет еще один. Потому что буквально каждое движение надо … до такой степени сложно в Москве все. В течение года будет идти это проектирование, или даже меньше, где-то месяцев 9 и за это время нужно, чтобы была какая-то финансовая стабильность, чтобы каждый месяц была какая-то сумма, достаточно значительная. Мы сейчас собирали подписчиков, которые каждый месяц берут обязательство посильно участвовать. Вот примерно такая ситуация. То есть, где-то, если все будет хорошо, скоро начнем строить. Ну скоро, в смысле через несколько месяцев … Хотя там демонстрации. То есть сопротивление и будет со стороны Громова, Губернатора Московской области. У него есть карманная организация, в Правительстве есть массовые эти организации, которые за определенную плату народ изображают. У них есть такая организация, она называется местная, они по щелчку пальцев Горомова могут 3000 человек на демонстрацию вывести. И вот он их уже пару раз подключал к нашему вопросу и пока еще не в полном составе, не проявлял еще силу всего своего великолепия и могущества, один раз там несколько сотен было, как раз недавно. Не знаю как, но он не остановится на этом. Хотя как будто бы технически, формально это все Москва, но это на границе с Московской областью и кто-то там что-то я не знаю, кто, почему, как … там еще сложности будут, которые надо будет преодолевать. Но с другой стороны для нас это хорошо, потому что сейчас противостояние вышло из противостояния мы против Правительства перешло в другую плоскость – Московское правительство против правительства Московской области. И в этом соотношении мы уже себя как-то более уверенно чувствуем, за нами Московское правительство, с Лужковым, со всеми другими игроками. Вот такая история …
Вопрос: Как нам, Вашим ученикам и кандидатам, послужить Вам в исполнении Вашей миссии. Как Вы видите наше служение в этом плане? Чем мы можем помочь? Финансово, мы, конечно, сейчас организуем какой-то фонд, безусловно, но это все очень мало.
Ответ: Ну сколько … Из маленьких ручейков Волга или Ганга появляется, это не так мало, во-первых. То есть, это одна вещь, главное, чтобы она была стабильная, пусть немножко, но стабильная, чтобы можно было как-то опираться.
Но главное – это очень важно, безусловно, — мне очень хотелось бы, чтобы вы как-то проповедовали, помогали друг другу, помогали другим преданным в общении, заботились друг о друге, потому что это деятельность, которая приводит к духовному росту. В конце концов этот проект в каком-то смысле индикатор, показатель нашей зрелости какой-то, насколько мы, как организация, сможет стать зрелой, единой, сплоченной, с целями, которые мы будем достигать. Потому что сейчас она у нас очень разобщенная, это такое облако людей, не принявших на себя, в общем-то, серьезных обязательств, духовных потребителей в большей или меньшей степени. Хотя, она на самом деле, в значительной степени лучше многих других организаций в этом отношении, каких-то религиозных или духовных, но тем не менее, тут очень много остается еще делать, в смысле ответственности, сплоченности, какой-то поддержки. Потому что деньги – это всего лишь навсего побочный продукт, проявление других вещей. Если в организации есть сильная этика, хорошая атмосфера, семья, деньги приходят сами… Если мы ставим во главу угла деньги, то это совершенно не тот путь. Деньги всегда следствие – следствие нужности, следствие этических норм, это все равно результат того, что люди дхарму свою исполняли. Но если человек какие-то обязательства принимает, то это тоже делает его ответственным, в том числе финансово, как-то закрепляет его, направляет мысли в нужном направлении, так что не нужно противопоставлять материальное – духовное.
Но мое главное послание – мне очень хочется видеть, чтобы преданные прогрессировали и становились зрелее, это главная задача. На самом деле, проект храма – это тоже не самоцель, это средство. И естественно, это моя возможность и ваша возможность служить Шриле Прабхупаде и его миссии, но в конце концов … Когда один распространитель книг у Шрилы Прабхупады спросил: „Шрила Прабхупада, что Вам больше всего от меня хочется?”, ожидая, что он скажет: „Распространяй как можно больше книг.” „Больше всего мне хочется, чтобы у вас была чистая любовь к Кришне.” То есть, все, что мы делаем, все остальное, должно служить этой цели. Если мы забываем об этом и происходит подмена цели, вторичного … А строить храм легче, чем стать чистым преданным, даже такой сложный. Поэтому все равно главное – это все то, что мы делаем для того, чтобы сердце наше очистилось. Главное – это все то, что мы делаем для того, чтобы помочь другим очистить сердце. Я очень радуюсь этому, когда я вижу, что человек становится зрелее, ответственнее, мудрее, глубже в своем отношении к духовной практике, это самое большое счастье.
Вопрос: Когда будет Вьяса-пуджа в этом году?
Ответ: Ну, похоже что мы сделаем Вьяса-пуджу в Москве, в подмосковье, в пансионате – 28 августа заезд, 29-30 (пятница-суббоста) основные дни и 31, воскресенье, утром еще полдня, чтобы удобнее было.
Вопрос: Фестиваль в Кринице тоже будет?
Ответ: Фестиваль в Кринице будет на том же самом месте.
Вопрос: А в Украину Вы поедете?
Ответ: Поеду в Украину тоже. Там тоже будет небольшой праздник.
Вопрос: Можно вопрос? Вы сказали, что Вы хотите, чтобы зрелость и духовный прогресс шел у преданных. А вот у нас нама-хатты проходит и состав один и тот же почти что. Как определить прогрессирует кто-то из этой нама-хатты или я сама прогрессирую или нет? По каким принципам? На что надо обращать внимание? Или нам не стоит на это обращать внимания?
Ответ: Нет, стоит, стоит. Ну, во-первых, я рассказывал о какой-то динамике духовной жизни на последнем ретрите в Магдалиновке. Пожалуйста, возьмите эти диски, я не знаю, сейчас не привезли… Там я говорил об этом много. Но если в общих чертах, Шрила Прабхупада дал очень хороший критерий, очень ясный критерий. Об этом говорил Гуру Махарадж как раз во время своего последнего приезда сюда в Москву. В «Чайтанйа-чаритамрите» очень короткий комментарий есть, где этот критерий дан, он говорит, что можно понять насколько человек прогрессирует или насколько он правильно повторяет мантру по тому, насколько сильным становится его желание делать что-то для Кришны. Если у него энтузиазм увеличивается, если у него увеличивается сила и способность делать что-то, то значит все нормально. Если наоборот, энтузиазм куда-то уходит и гуны материальной природы накрывают нас, — тоска, апатия, лень, — то значит что-то я не так делаю, значит прогресса нет. То есть, критерием прогресса является именно это. А что такое прогресс в нашем случае? Прогресс – это увеличение вкуса. Шраддха несет в себе элемент вкуса и постепенный прогресс это усиление вкуса. Чем сильнее вкус, тем больше энтузиазм, правильно? Чем больше энтузиазм, тем соответственно, выше человек находится по этой лестнице. Если мы чувствуем, что есть стагнация, застой, топтание на месте, это тоже плохой признак, потому что духовная жизнь должна быть анандам-буддхи-вардханам, она должна постоянно расширяться. Стоять на месте в духовной жизни нельзя – можно либо деградировать, либо прогрессировать. Потому что даже остановиться на месте значит, что мы очень медленно деградируем. Остановка означает незаметная для глаза деградация. Поэтому надо задавать себе этот вопрос обязательно, не пытаться заслониться от него и честно пытаться ответить, спрашивать у других.
И основная причина, по которой происходит стагнация или наоборот, деградация, это то, что люди делают нечто, прямо противоположное по природе бхакти. Бхакти – это любовь. Любовь – это желание удовлетворить Кришну, вайшнавов, духовного учителя. И, в принципе, если человек это делает, то он сразу же ощущает вкус и этот вкус его дальше ведет. Мы как собака. Собака, если она след взяла, запах почувствовала, она бежит к нему на запах. Человек точно также – он вкус почувствовал, он будет идти на этот вкус. Но если человек делает нечто противоположное бхакти, вкус уменьшается. А противоположное бхакти как называется? Оскорбление, апа-радха. Радха – это это, что доставляет удовлетворение тому, кому я служу. Апа-радха – это нечто противоположное, то, что доставляет неудовольствие, то, что вызывает какое-то недовольство. Поэтому надо если мы чувствуем стагнацию, надо осознавать, что где-то какую-то системную ошибку мы делаем, какие-то оскорбления допускаем.
Вопрос: Какую ошибку спрашивать у старших преданных? Жалко, что некоторые люди, они очень сильно … как бы медленно идут. Но недавно … давал лекцию и сказал: „Прогрессировать – это тогда, когда даже кто-то уходит, а ты остаешься.” Я даже немножечко успокоилась, перестала …[непонятно]
Ответ: Ну, это скажем так, какой-то критерий. Все ушли, я один остался (смех). Но это еще не все. Потому что все ушли, а я ушел последний (смех). Это еще не критерий сильного прогресса. Какая-то стабильность — это хорошо. Даже если минимальная стабильность, это уже неплохо, но на самом деле настоящая стабильность значит, что я иду, иду вперед. И если вы сами не понимаете, надо спросить у старших, надо узнать или надо какие-то вещи просто усилить, может быть больше читать, больше думать, более осознанно делать то, что мы делаем, углублять практику…
Вопрос: У нас матаджи некоторые жалуются, что работа не позволяет больше читать. В этом случае надо работу менять или что делать?
Ответ: Не обязательно нужно менять работу, не нужно дергаться как-то с работой, но надо посмотреть что мы все равно можем сделать. Если есть какое-то ощущение неудовлетворенности… Факт, что сейчас мы живем в очень демоническом обществе, в очень демоническом, ну просто очень сильно. И даже если мы имеем силы сопротивляться этому влиянию среды, это уже достижение…. Но все равно, даже в этих условиях… На самом деле прогресс очень сильно от общения зависит, причем от правильного общения. Если мы, — послушайте внимательно, это важный момент, — общаемся друг с другом, исходя из этого понимания того, что я общаюсь с другими, чтобы их воодушевить, то есть я конкретно, это мое служение другим преданным. Потому что чем мы можем служить преданным? Служение преданным не в том, чтобы я не знаю, финансово помочь…. Это исключение, не правило, это может быть и это хорошо, если мы помогаем друг другу, но наша главная помощь друг по отношению к другу – это воодушевить друг друга, поделиться чем-то, что, в свою очередь у меня энтузиазм вызывает, чем-нибудь что мы нашли в писаниях или что мы услышали или еще что-то такое. И тогда это общение будет заражать, энтузиазм будет распространяться дальше. То есть оно должно быть правильным, настроенным на то, что мы собираемся не для того, чтобы галочку поставить, не потому что у нас религия такая, или еще потому что какие-то внешние причины. Мы собираемся, чтобы воодушевить друг друга. А как мы можем воодушевить друг друга, если у нас есть в чем-то энтузиазм и можем проявить его, — будь то киртан или прасад… Даже если мы с энтузиазмом прасад едим, это уже достижение. И когда мы служим другому, в том смысле, что видим … Даже главное наше служение – это эмоциональное служение. Мы видим: какому-то человеку плохо. Нужно подумать как мы его можем поддержать, чем мы ему можем помочь, что ему сказать, чтобы он воспрял духом. Если мы сами не можем, надо сказать кому-то, кто может это сделать. Это очень важный аспект. То есть нужно посмотреть… Потому что сама по себе работа – это некий фактор, понятно, что он может быть сложный, но это не главное. Работа на самом деле никого не воодушевляет, такой работы не бывает или очень редко она бывает такая, чтобы она меня на духовные подвиги воодушевляла. Надо анализировать не работу, а что мы вместе делаем, как мы пытаемся зажечь друг друга.
Еще очень важный аспект этого – это когда новые люди приходят, потому что все сразу оживают, когда приходит новый человек. Как случается с человеком – новизна прошла, он до какой-то степени забыл о том, каково ему было когда он не занимался служением, не следовал принципам, какие-то хорошие вещи немножечко отступили вдаль, он принимает это как нечто само собой разумеющееся. Прасад – „Ну да, каждый день прасад, ну что особенного?” У него нет уже того „Аххх!” И мы как-то забываем что это нам дало. Когда другой человек приходит и у него такие глаза: „Оооо!”, то это нас нас очень сильно вдохновляет тоже, мы начинаем понимать: „Это нужно людям!” Поэтому очень важно затаскивать других, в смысле правильным образом, стараясь поделиться с ними тем, что у нас есть хорошего. Потому что люди действительно живут в очень сложных условиях.
Вопрос: Продолжение вопроса о прогрессе. Каким образом вообще можно отличить это духовный прогресс или может быть тонкоматериальный?
Ответ: Ну, если мы тонкоматериально развиваемся, то это тоже прогресс. Главное, что мы развиваемся, потому что по сути дела что такое развитие? Если посмотреть эволюционную лестницу. В этом мире везде есть сознание, но оно проявлено по-разному, в разной степени. В цветах есть сознание, но оно очень сильно покрыто невежеством материальным. И скажем так механическая или автоматическая эволюция до уровня человека доходит. Живое существо как бы потихонечку избавляется от этих оболочек невежества, которые его покрывают. Потом, когда оно становится человеком, дальше тот же процесс не прекращается, потому что эволюция только в этом заключается, в том что я становлюсь все более и более сознающим, мое сознание избавляется от невежества все в большей и большей степени. И тонкоматериальный прогресс – это прогресс от тамо-гуны до саттва-гуны, прогресс в гунах материальной природы, когда я повышаю свое положение в этих гунах и когда в моей жизни становится больше саттвы. И естественно, когда прибавляется саттвы, то прибавляется сознание. В тамасе сознание есть у человека, но оно мало, оно где-то там глубоко скрыто. В раджасе оно есть, но оно тоже очень хаотическое и очень рассеянное. В саттве оно становится более сконцентрированным. И если я понимаю, что саттва – это не предел, что это не просто светлый тупик, в котором я хочу остаться и там наслаждаться, а понимаю, что это всего-лишь навсего трамплин, или трамплин, тот уровень, с которого я смогу дальше избавляться от влияния гун, то тогда это не проблема. Даже если у меня идет тонкоматериальное развитие, это все равно развитие, если у меня правильная цель. Если моя цель – бхакти, то ничего страшного нет, пусть оно идет там где-то. Но одновременно с этим я стараюсь все равно … я должен стараться. Если я понимаю, что это моя цель, на уровне бхакти, а не на уровне саттвы, то я смотрю на это все так, немножечко свысока. Для меня это переходная ступень. То есть, плохое тонкоматериальное развитие – это когда я зацикливаюсь на нем, когда я начинаю этим гордиться. Люди на уровне саттвы гордятся, что они правильные, что они такие чистые, что они все такие все из себя: не подойдите. Если у меня это появилось, то значит, да, тогда тормоз появился, тонкоматериальное развитие мешает дальше идти. Если я вижу это и вижу, что саттвы в моей жизни прибавляется, то есть чувствительности становится больше, чуткости становится больше…. Потому что что такое саттва? Саттва – это способность чувствовать, способность ощущать, в том числе другого человека, способность яснее понимать что со мной происходит, свои движения. Саттва, на самом деле, это очень важный момент – это способность понимать свои мотивы, мотивы, которые мною движут. Переход от тамаса к раджасу знаменуется тем, что человек, свою невежественную деятельность меняет на более правильную. Переход от раджаса к саттве определяется тем, что человек, оставаясь в пределах какой-то более-менее правильной деятельности, начинает потихоньку очищать свой мотив. То есть, он перестает это делать только для себя и так далее. В общем, иначе говоря, понятно какая это ситуация, да? А бхакти – это еще дальше, это следующий шаг в этом направлении – когда мотив мой становится чистым. И если у меня саттва увеличивается и при этом я не становлюсь более гордым, а просто становлюсь более чутким, более добрым, более мягким, меньше сосредоточен на себе, то что в этом плохого? Если я пользуюсь саттвой, она становится скорлупой, такой желтой скорлупой. До этого у меня была синяя скорлупа или красная скорлупа. Теперь я решил желтую скорлупу… тогда это плохо. Но если я изнутри эту скорлупу долблю, то тогда в этом нет ничего плохого, желтая скорлупа тоньше, чем красная или синяя, синяя совсем толстая, ее трудно… маленькая душа пытается оттуда выбраться… „Погоди, не торопись!” Скорлупа саттвы – это не проблема. Если мы понимаем, что это все равно скорлупа.
Вопрос: Правильно ли я понимаю, что собственно духовное развитие только по достижении бхакти начинается?
Ответ: Нет, неправильно. Духовное развитие начинается раньше. Но на первых стадиях духовного развития человек просто экспресс-методом от тамаса к саттве бысто идет, но это все равно духовное развитие. Хотя, по-настоящему, как Кришна говорит:
брахма-бхутах прасаннатма
на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу
мад-бхактим лабхате парам
Человек обретает бхакти тогда, когда он оставил позади все три гуны, даже саттву. В этом стихе все три гуны есть. Брахма-бхутах прасаннатма – человек достиг уровня духовного, то есть он не отождествляет себя с материей, прасанна атма – он счастлив, потому что его душа просветлилась, на шочати на канкшати – что он не скорбит, скорбь – это какая гуна? Невежества. Канкшати – это желание, у него нету желаний, желания – это какая гуна? Раджас. Самах сарвешу бхутешу — и он одинаково смотрит на все живые существа, он не делит живых существ. Это какая гуна? Благость. Он беспристрастно и одинаково относится ко всем живым существам. Находясь на этом уровне … там не говорится на шочати на канкшати на самах сарвешу бхутешу, он остается на уровне благости, да, и это его сознание все равно находится на духовном уровне, мад-бхактим лабхате парам. Кришна на ваш вопрос ответил. Но до этого все равно это духовное развитие, но мы просто экспресс методом избавляется от всего остального.
Вопрос: Если преданный был и отошел, стоит ли его обратно ..?
Ответ: Стараться надо, надо пытаться … Иногда человек ждет. То есть, тут есть разные ситуации, тут нет одного рецепта стандартного. Если человек совершил оскорбления и его оскорбления очень далеко его увели куда-то и у него появилось такое озлобление, обида, то сложно. Все равно надо попытаться, но сложно. Если человек просто по слабости какой-то отошел, то обязательно надо попытаться его реанимировать, потому что он хочет, он ждет, когда преданные вспомнят о нем. Но как это нужно делать — иногда человеку нужно просто в каком-то смысле самому с собой разобраться внутри, и это значит, что все равно надо продолжать с ним общаться, просто дружить, не пытаться его слишком подгонять, потому что у разных людей есть своя скорость. И кому-то надо немножечко подумать, сравнить, попробовать что-то другое. Если человек не совершал оскорбления, он вернется, не надо прекращать с ним общаться просто, он вернется. Если он совершил оскорбление, он может вернуться, может не вернуться, на каком-то другом уровне закрепиться. Надо просто делать так, чтобы он чувствовал, что он в любой момент может вернуться, что его примут.
Вопрос: После этой аварии почему-то многие отошли, в этом смысле, понимаете?
Ответ: Ну, это естественный момент, в каком-то смысле. Я отошел и люди, ну у них свои какие-то представления были о том зачем, как, почему …
Вопрос: Кто-то причину искал …
Ответ: Да, кому-то нужен был повод. На духовном пути бывают аварии, в грубом смысле этого слова и в тонком смысле, аварии бывают. В 1998 году была авария в ИСККОН в глобальных масштабах на более тонком уровне. И такие аварии часто … Кришна с помощью таких вещей дает людям возможность сохранить свою свободу выбора. Я тоже немножечко объяснял это на ретрите, когда я говорил, что есть два вида веры. Один вид веры исходит из глубокого понимания шастр и глубокого осознания того, зачем я это делаю, а другой вид веры имеет социальный характер, он навязан. Просто человек в обществе находится и в этом обществе ему нужно как-то подстраиваться под это общество. И второй вид веры, когда людей таких много накапливается …. Можно видеть в любых традиционных религиях огромный груз таких людей, которые там не потому, что что-то понимают, не потому что они хотят, а просто потому что все такие. Все это делают и надо туда идти. И Кришна периодически устраивает какие-то вещи, по Своей милости, чтобы от такого груза людей, которые не имеют глубокой веры и тем не менее что-то пытаются изображать, избавиться. Потому что если их очень много, то религия становится традиционной и в традиционной религии очень трудно духовно развиваться. Почему люди ищущие как правило выбирают нетрадиционные пути? Потому что в традиционном социуме, где накопилось огромное количество таких людей традиционно верующих …. Они не понимают куда идти … Им кажется, что потолок тут, на самом деле есть возможность для развития, но просто там балласт есть огромный и в этом балласте людям трудно себя найти. Поэтому люди в Индии становятся Христианами, а в России люди становятся вайшнавами.
Вопрос: Вы упомянули, что когда человек достигает гуны благости, он ясно понимает свои мотивы …
Ответ: Яснее.
Вопрос: Да, и я чувствую, что мне далеко до гуны благости, но я иногда пытаюсь разобраться в мотивах, а для чего я повторяю джапу, для чего я книги читаю, для чего что-то делаю?
Ответ: Ну вот, это значит, что это гуна благости работает, то, что человек пытается уже … На уровне страсти человек свою концепцию духовной жизни сводит к какой-то внешней деятельности. Это преданное служение в гуне страсти, в раджо-гуне. На уровне благости он задается эти вопросом и в принципе этот анализ идет и это значит, что человек находится на уровне благости. Тот факт, что он себе такой вопрос задает, уже значит, что он не просто в страсти, в страсти он не думает об этом. В страсти он говорит, что „У меня все в порядке”, „Я вегетарианец”, „4 + 16”, „Не трогайте меня, я деньги жертвую”, еще что-то такое … Но то, что человек задает себе такой вопрос, это значит, что он как-то думает над чем-то, это значит что благости больше становится потихоньку. Потому что дальше, чистая благость значит абсолютно чистый мотив. И как я могу перейти на уровень чистой благости, если я не разберусь со своими мотивами?
Вопрос: Просто я вижу, что неутешительная ситуация, мотивы далеко не чистые…
Ответ: Это нормально, это нормально. Сам факт, что ты это ее видишь, уже означает, что ты через саттва-гуну смотришь, это уже хорошо, не волнуйся, а как ты хочешь? Перескочить через это все? Это нормально, это хорошо, это неплохо. Духовный учитель для этого и нужен, чтобы так или иначе эти мотивы пытаться людям выявлять, но избавляться от них сами люди будут (смех). Духовный учитель не сможет тут ничего сделать. Его задача в том, чтобы помочь человеку самоанализом каким-то заняться. Как? Ну просто в виде самоанализа: „А зачем я это делаю?” Он видит эти мотивы и понимает, что они глупые и так как они глупые, он не дает им дальше действовать, он корректирует на более тонком уровне свое поведение, исходя из … Духовная жизнь – это очень увлекательный процесс, ему нет конца, она должна постоянно выявлять …
Вопрос: В чем разница? Вы говорили, что в религию люди приходят для того, чтобы просто стать счастливым, а когда к нам счастье не приходит или какие-то желания не исполняются, это другой период наступaет, человек понимает, что есть высшая религия, которая дает более высокий результат – любовь к Богу там…., но тем не менее желания остаются, они же просто так никуда не деваются от того, что он понял, что может получить больше. И периодически они как бы …. Как найти баланс, чтобы не искусственно не отказываться от них с одной стороны, но и не погружаться в их исполнение?
Ответ: Поэтому и существуют … Кришна говорит: чего можно добиться с помощью подавления себя? То есть, поэтому есть дхарма и дхарма в материальном смысле этого слова – я сейчас не говорю о пара-дхарме, не о высшей дхарме, а о материальной дхарме. Дхарма – это возможность исполнить свои желания таким образом, что это не помешает нашей духовной жизни, все. Дхарма – это просто напросто, это Кришна специально сделал для того, чтобы мы смогли исполнять свои желания таким образом, что это не помешает нашей духовной жизни. дхарма – это то, что Кришна специально сделал для того, чтобы мы могли исполнять свои желания тут. Иначе говоря, есть разрешенные способы исполнения своих желаний. И когда человек действует в этих границах и действует правильно, то желаний становится меньше. Желания перестают быть таким навязчивыми, такими … Наоборот, если он пытается их загнать, то они становятся очень сильными и уродливыми. Если он не может их исполнить или как-то удовлетворить, если желания имеют такой характер, что он не может их исполнить в рамках дхармы, в рамках обязанностей, в рамках нормального существования человеческого, то от таких желаний можно избавляться просто размышляя над их природой и пытаясь понять, что они в конце концов ни до чего хорошего не приведут. То есть, есть два способа избавления от желаний в зависимости от того, каков характер этих желаний. Если человек например, черешню любит – ничего страшного. Это желание само уйдет, если он съест достаточное количество черешен (смех). А если у человека есть желание секса, то есть законный способ удовлетворить это желание – это семейная жизнь. Если при этом у него возникают какие-то уже совсем извращенные вещи и эти желания его сбивают, чтобы успокоиться нужно конкретно размышляя над этим, читая что-то, пытаться понять, что это плохо, что это ни к чему хорошему не приведет. Одновременно с этим надо усиливать духовные желания и по мере того, как они станут сильнее, все остальные вещи отойдут.
Вопрос: То есть, если взять первый способ избавления от желаний, реализовывать их в рамках дхармы, но непонятно где предел?
Ответ: Ну, на самом деле это непонятно только нам, потому что мы толком дхарма-шастры никогда не читали. В дхарма-шастрах эти пределы очень ясно указаны, достаточно четко. Потому что что такое дхарма? Это когда человек четко знает, какую цену надо платить за исполнение каждого желания. Адхарма – это когда человек пытается исполнить желание, не заплатив всей цены. Ему кажется, что он не заплатит, но он все равно заплатит, просто это будет потом. Адхарма – это когда он пытается урвать что-то, не заплатив по полной программе. Дхарма – ему говорят: „Вот у тебя есть это желание. Хорошо, ладно. Вот это цена, которую нужно за это заплатить. Пожалуйста, плати и исполняй свои желания.” И цена она такая достаточно серьезная. Человек исполняет свое желание, а потом думает: „Что я вообще, сумасшедший, что ли? Такие деньги за это платить!!! Кому это надо?” И таким образом он избавляется от желаний, именно таким образом, это механизм избавления от желаний. То, что ему сразу ясно говорят: вот это, изволь, это тебе надо заплатить и если ты честный, то заплати всю цену. А потом, пожалуйста, все, что угодно делай… в пределах дозволенного.” Адхарма – человек пытается получить больше, не заплатив. И понятно, что в результате он никого не обманывает кроме самого себя. А рамки очень ясно указаны. Рамки указаны. Есть семейная жизнь, в семейной жизни муж и жена должны ухаживать друг за другом, должны заботиться друг о друге, должны исполнять свой долг, должны приспосабливаться друг к другу, то есть менять себя, идти на какие-то достаточно тяжелые компромиссы ради того, чтобы оставаться друг с другом. И они могут иметь какие-то интимные отношения раз в месяц. Вот так каким-то образом. И есть другие ограничения. Если человек это исполняет, то это дхарма.
Вопрос: Почему иногда бывает книжку легко читаешь, а другой раз нет желания или есть всякие дела …
Ответ: Когда нет желания, это значит, что вас накрыла тамо-гуна. Когда находятся другие дела, значит раджо-гуна вас накрыла. Когда легко читается, это значит саттва-гуна.
Вопрос: … [неразборчиво]
Ответ: Ну надо стараться по максимуму увеличить саттва-гуну в своей жизни, это относиться к режиму дня, к общению, к тому, когда мы ложимся и когда встаем. То есть стараться выстроить свою жизнь так, чтобы преобладала саттва-гуна. Потому что раджо-гуна – это когда 9 часов вечера, а у меня много дел и я думаю: „Сейчас я все сделаю и лягу” и до 11 часов все делаю. И это все, это значит, что на следующий день у меня будет влияние раджо-гуны и я никакой мантры читать не буду. Будут тоже дела, ум будет возбужден, все очень просто.
Вопрос: В прошлом году Вы отвечали на вопрос о том, почему наши родные скептически относятся к тому, чем мы занимаемся и есть какое-то … в том числе, Вы сказали, потому что они чувствуют наше шаткое положение, неустойчивое. И у меня такой вопрос: проходит время, а отношение не меняется. Это не является ли показателем того, что в нашей жизни духовной никакого прогресса не происходит, что мы не прогрессируем.
Ответ: Это может быть показателем, а может и не быть показателем. Может быть, может быть. Это значит, что мы по-прежнему делаем что-то не совсем правильно и не могли объяснить, но тут это также зависит от других людей. И люди могут просто в принципе не принимать чего-то … То есть это не одна причина. Это одна из существенных причин и о ней нужно помнить, но это не одна единственная причина. Другие люди просто … ну демоничен он по природе своей и его будет воротить от всего того, что связано с религией и ничего в этом не поменяется, хоть кол им на голове теши. Так что это необязательно проявление нашей неадекватности, не волнуйтесь зря.
Вопрос: … У меня мама занималась всякой экстрасенсорикой, энергетикой всякой и вот она зачастую чувствует как я читаю джапу, в какой гуне – полностью я в тамасе и считаю что только отживать так сказать и отмучиться на сей день или все таки стараюсь более-мене внимательно. И как-то она мне устроила целый скандал, сказала, что ты читаешь плохо, от тебя плохая энергетика идет и лучше бы ты ее вообще не читал, потому что это тебе только вредит. И меня вот заинтересовало: а вообще, чисто теоретически такое возможно, чтобы джапа вредила?
Ответ: Когда человек повторяет с оскорблениями мантру, то это может повредить человеку, да. Но все равно есть намапарадха-йуктанам наманй ева харантй-агхам – что если человек повторяет мантру даже с оскорблениями, то единственный способ загладить эти оскорбления, это все равно повторять мантру и просить прощения. Поэтому надо работать над джапой и я должен сказать, что не только мама-экстрасенс может это определить, но даже обычные люди могут это определить — как мы повторяем мантру, со стороны это видно. Но это просто значит, что надо работать над этим и все. Кришна ее устами сказал …
Спрашивающий: Я именно так и воспринял это.
БВГ: Я не знаю, нам еще нужно встретиться отдельно с какими-то людьми, может быть мы этот общий даршан закончим?
Ответ: Махарадж, семья и работа очень много отнимают сил и времени. С утра и до вечера. Утром не успеваешь, потому что обязанностей много – кормить, собрать, — а вечером уже сил не остается. И вот по этому кругу ходишь, как из него выбраться? Причину искать в себе или ….в семье? (смех) Может ограничить их, потому что дети уже на голову залезли.
Ответ: Ну, тут во-первых, они в любом случае должны уважать … у вас должно быть свое пространство. Эта ситуация стресса, так, и стрессовая ситуация возникает как правило из-за влияния раджо-гуны в уме. Когда я хочу сделать больше, чем я могу сделать, когда я набираю на себя больше, когда я хочу сделать что-то, что … из-за каких-то внутренних желаний мне хочется. Даже я могу себя успокаивать, что я для других служу, но на самом деле я не для других служу, а на себя работаю, мне хочется какой-то свой статус в их сердце отвоевать.
Или другой мотив, который часто бывает в этих случаях – это то, что мне нравиться считать себя нужным и необходимым. Это один из способов для человека почувствовать себя в безопасности. Когда он чувствует, что он необходим, ему хорошо внутри, потому что он думает: „Ну раз я необходим, значит они тоже не бросят.” То есть, любая стрессовая ситуация имеет под собой некий ложный мотив из оперы раджо-гуны. Поэтому надо проанализировать каким образом я сам себя в этот стресс загоняю и что мне нужно поменять в своей жизни, чтобы я в состоянии стресса не находился постоянно и самое очевидное решение заключается в том, что вечером, когда мы все равно без сил после работы и когда мы все равно не можем толком ничего людям дать и когда мы явно не можем читать мантру, надо просто лечь пораньше и сказать: „Все, извините! У меня рабочий день кончился, мне завтра с утра надо будет вас кормить, одевать, обувать, а для этого я должна раньше лечь, утром мантру прочитать, а потом все остальное делать.” То есть, это один из возможных советов очевидных, я не знаю насколько он применим в Вашем случае, но все равно, когда Вы устали, погулять немножко перед сном, лечь пораньше, проснуться пораньше, прочитать мантру еще до того, как нужно суетиться у плиты и собирать всех в школу и еще куда-то и быть спокойной, по крайней мере каку-то часть дня. Это совет, который я могу дать. Но в принципе проанализируйте что вас таким образом загонят в это и тогда вы обнаружите важные вещи. Потому что любой стресс, если люди жалуются на стресс, они должны понять – это раджо-гуна и они сами себя в этот стресс загнали, не внешние … Они думают: „О, внешние обстоятельства! Столько давления, давления…” Никакого давления нет! Нету его, нету. Человек должен уметь всегда из-под этого давления всегда, каким бы сильным оно ни было, выйти и расслабиться, это давление у нас в уме, потому что я слишком завязан на плодах своего труда, слишком привязан к тому, чтобы что-то получить от этого. И эти плоды могут быть грубыми, могут быть тонкими. Тонкими плодами может быть хорошее отношение ко мне со стороны людей или еще чего-то… Люди говорят: „Я добренький, я не могу отказать никому!” Тебе просто нравиться роль такую играть. И в этой роли ты чувствуешь себя хорошо и поэтому ты загоняешь себя и в конце концов никому не хорошо … Мы не сможем давать людям, если сами мы загнаны. Просто надо разобраться в мотиве, что меня заставляет в этой ситуации …
Спасибо большое.