Москва (4.09.2007 г.) Джанмаштами

Диск 94, л. 6

Аннотация:

Лекция о расе, отношениях Кришны с Его преданными различные примеры – раса Бхишмадева, история о Индре и Ваманадеве, о Маха-пуруше, о Вриндаване, о Дамодара-лиле.

Перед смертью Бхишмадева вспоминает о расе гопи с Кришной. Прославляет Кришну, который в битве при Курукшетре одновременно проявил аишварью и мадхурья-расу. Весь “Шримад-Бхагаватам” прославляет танец расы. История о том, как Индра обиделся, когда Бог пришел его спасать в облике Ваманадевы. Рассказ о Брахма-локе и Маха-пуруше, который находится там постоянно. Описание встречи гопи с Кришной во Вриндаване. Дамодара-лила. Как гопи спросили Кришну к какому типу любви относится Его любовь (объяснение семи типов любви). Итог – все то, что связано с Кришной полностью содержит в себе Кришну.

***

Организаторы попросили меня рассказать сегодня о расе. Бхакти Чайтанйа Махарадж по их плану должен был рассказывать лилу явления Кришны. Пурначандра Прабху должен был объяснить таттву или природу Кришны, истину философскую, касающуюся сокровенной природы Кришны. И, соответственно, логическим продолжением этого является раса или отношения Кришны с Его преданными. И хотя я в высшей степени недостоин того, чтобы рассказывать на эту тему, я попытаюсь в меру своего ограниченного понимания сказать что-то об этом. И так как Кришна явился, в самом высшем смысле этого слова, для того, чтобы объяснить природу расы – не для того, чтобы убить демонов – Кришне достаточно бровью повести, чтобы миллионы вселенных были уничтожены, что говорить о каком-то Камсе, который даже не пылинка. Камса, на самом деле, умер еще до того, как Кришна взошел на его трон от страха, он только выглядел живым, на самом деле уже давно мертвый был.

В конечном счете Кришна приходит для этого. И Шри Кришна Чайтанйа вместе с Нитйанандой приходит для того, чтобы объяснить это нам. И мы с вами тупые – нужно ясно отдавать себе в этом отчет – но тем не менее даже маленькая попытка постичь природу расы или отношений Кришны и Его преданных может вознаградить нас величайшим сокровищем, как говорится в этом стихе из “Гопи-гиты”. Но чтобы оградить себя от возможных упреков в сахаджии, я прочитаю стих из девятой главы первой песни “Шримад-Бхагаватам”, где Бхишмадева, лежа на своем смертном одре и вознося молитвы Кришне, вспоминает о гопи и о расе:

лалита-гати-виласа-валгухаса-

пранайа-нирикшана-калпиторуманах

крита-ману-крита-ватйа унмадандхах

пракритим аган кила йасйа гопа-вадхвах

Перевод: Пусть же мой ум сосредоточится на Господе Шри Кришне. Его движения и взгляды, полные любви, привлекли девушек Враджадхамы [гопи]. Девушки подражали характерным движениям Господа [после того, как Он исчез во время танца раса].

Комментарий: Благодаря глубочайшему экстазу любовного служения девушки Враджабхуми достигли качественного единства с Господом. Относясь к Нему как к равному, они танцевали с Ним и обнимали Его с супружеской любовью, шутились и смеялись над Ним и с любовью смотрели на Него. Несомненно, такие преданные, как Бхишмадева, считают, что отношения Кришны и Арджуны достойны прославления, но отношения гопи с Господом заслуживают его даже больше, поскольку их любовное служение еще чище. По милости Господа Арджуне посчастливилось пользоваться дружескими услугами Господа, ставшего его кучером, но Он не наделил Арджуну равной Себе силой. Гопи же, поднявшись на один уровень с Господом, фактически стали едины с Ним.

(Махарадж: Шрила прабхупада объясняет слова из того стиха крита-ману-крита-ватйа гопи делали то же самое, что Кришна, точь-в-точь.)

Бхишма вспомнил гопи и в своем обращении к ним молил их быть милостивыми к нему на последнем этапе его жизни. Господь получает больше удовольствия, когда прославляют Его чистых преданных, поэтому Бхишмадева не только прославлял действия Арджуны, которые непосредственно привлекали его, но и вспомнил о гопи, которые благодаря своему любовному служению Господу получили уникальные возможности. Равенство с Господом, которого достигли гопи, не следует путать с сайуджйа-мукти, освобождением, которого достигают имперсоналисты. Это равенство – совершенный экстаз, в котором полностью исчезает концепция отделенности, поскольку интересы любящих полностью совпадают.

******************

Бхишмадева уходит из этого мира и в своих молитвах, обращенных к Кришне в его сердце, не к Кришне, который находится прямо перед ним, а к Кришне, которого он заключил в свое сердце, тому образу Кришны, которому он поклонялся, образу виджайа-сакхи или партха-саратхи Кришны, Бхишмадева возносит молитвы. Поэтому он обращается к Нему в третьем лице, хотя Кришна находится прямо перед ним. И он прославляет Кришну, который во время страшной битвы, когда ржали лошади, неимоверную пыль поднимали слоны, когда люди убивали друг друга и когда реки крови текли по полю, Кришна в это время думал только об Арджуне, как Кришна стал его кучером, Он стал его шофером. Теперь, стать кучером – это не очень почетная должность, ничего в этом почетного нет. Предложите любому высокопоставленному человеку сесть за руль машины, он решит, что это ниже его достоинства, он даже для себя ехать не будет, у него рядом будет шофер [непонятное слово]. Но Сам Бог спускается и становится шофером, становится кучером Своего преданного, слугой Своего преданного. Несмотря на то, что многие смеялись над Ним, он Царь, – Царю не пристало брать вожжи в руки и хлестать лошадей, не говоря уже о том, чтобы мыть их, скрести, для того, чтобы оттирать их грязь. И Бхишма восхищается этому, Бхишма говорит: “Ты же Бог!” В самой первой молитве он говорит: “Ты, Бог, играючи, одним взглядом Ты творишь весь материальный мир. Просто взглянув на материальную энергию, Ты запускаешь все эти процессы.” Этот взгляд научным языком называется ‘большой взрыв’. Ничего не было – Кришна поглядел и случился ‘большой взрыв’, материя была непроявлена. Ему не нужно было даже … Он не в упор поглядел – краем глаза поглядел, в упор Он смотрит … вообще-то нет, Он на гопи краем глаза смотрит, может быть на материальную природу Он в упор поглядел, я не знаю. Он просто взглянул, просто бросил в отдаление взгляд – “Пух-х-х!” Вселенная, солнце, звезды, галактики сразу пришли в движение, сразу же произошло то, что мы называем творением, появились динозавры, бронтозавры, Наполеоны, Гитлеры, – все сразу – демоны, преданные… Все – вдруг, непонятно откуда – одного взгляда Его было достаточно, чтобы это произошло! И Бхишма говорит: “Ты – Бог, играючи Ты это сделал! Тебе не нужно было напрягаться, Тебе не нужно было сильно смотреть.” Как иногда люди гипнотизируют – нет! Он Бог и Он бросил Свой взгляд и произошло нечто невероятное, но при этом, в первой же своей молитве он говорит: “Ты – Бог, но Ты нашел прибежище в любви саттватов и Пандавов. Ты – Бог, но все эти пиротехнические эффекты Тебе не интересны – большие взрывы, маленькие взрывы, термоядерные взрывы, другие реакции, все это не то, что радует Твое сердце. Для чего Ты приходишь на Землю? Для того, чтобы чувствовать любовь и давать любовь, для того, чтобы чувствовать, что Ты нужен и чувствовать как Тебе нужны преданные, окружающие Тебя.”

И Бхишма восхищается этому, он говорит: “Это моя самая любимая лила, когда Бог берет вожжи и кнут и с помощью кнута начинает стягать лошадей и пытается отвернуться от стрел, которые пускают в Арджуну и пытается его спасти и пытается его закрыть, переживает… Потому что одновременно в этой лиле слились две ипостаси Господа, которые никогда ни в какой другой лиле не сливались. Обычно либо Он – Бог и все преклоняются перед Ним как перед Богом, и он проявляет Свою айшварью, Свое могущество и великолепие и люди дрожат. Когда Васудава и Деваки в Матхуре увидели Кришну, убившего Камсу, когда у них перед глазами стояла эта сцена, что демон, держащий в страхе весь мир, от ужаса перед Кришной – не будем во всех деталях объяснять, что он сделал от ужаса перед Кришной, он оставил тело от одного прикосновения Кришны, Кришне не нужно было уже даже стаскивать его, он уже помер от ужаса. И Васудева и Деваки увидели – Он – Бог, Кришна подошел к ним, а они для Него Его мать и отец, которых Он не видел с рождения, – Он поклонился им, а они стали дрожать и возносить молитвы и говорить: “О-о-о, мы знаем, кто Ты! Ты сделал вид, что Ты – наш сын, но на самом деле Ты – Бог, мы Твои дети!” Кришна заплакал от обиды, Он подумал: “Ради этого я ушел из Вриндавана и пришел в Матхуру – чтобы такое услышать?! В Матхуре Мне никогда такого не говорили!” Для Него это было оскорбление.

Но так или иначе обычно в лилах, которые проводит Кришна, проявляется либо Его айшварйа-бхава, либо Его могущество и великолепие, либо Его мадхурйа-бхава, когда айшварйа скрывается. В битве на Курукшетре Бхишма прославляет Кришну, потому что Кришна одновременно проявил и то и другое. Кришна – в какой руке Он держит? – да, в левой руке Он держит вожжи, в правой руке Он держит кнут, Он находится на колеснице Арджуны, у Него выступил пот от напряжения, Он вертит колесницу, чтобы стрелы не попали в Арджуну – Он проявляет Свою мадхурйа-лилу. Но вместе с этим Он проявляет айшварьа-лилу, потому что одновременно Он не забывает смотреть на всех остальных. Я уже рассказывал вам о силе взгляда Господа – достаточно Ему взглянуть, чтобы произошел большой взрыв. И Кришна смотрит на всех остальных и говорит: “Ага, Ок, пух! Ок, пух! Карма кончена! И у этого тоже!” (смех) Он одним взглядом убивает миллионы людей и при этом Он спрыгивает с колесницы и несется на Бхишму, чтобы убить его. И Бхишма говорит: “О, это мой Бог! Приди ко мне!” Он поднимает вверх руки и говорит: “Приди ко мне!” И он рассказывает, когда Кришна бросился к нему, держа колесо в руке, подхваченное откуда-то, непонятно откуда, забыв обо всем, о своем обещании, обо все остальном, когда Кришна бросился к нему, Бхишма думал: “Мой возлюбленный бежит на свидание ко мне! Наконец-то это случилось! Наконец-то мы можем встретиться друг с другом!”

И, воспеваю эту расу или эти отношения Кришны и Арджуны, запечатлев образ партха-саратхи Кришны в своем сердце, Бхишма вдруг, ни с того, ни с сего, произносит этот стих, лалита-гати-виласа-валгухаса. Только-что мы были с вами на поле битвы, в медитации Бхишмы … он был там, на поле битвы и он сказал Кришне: “Я не хочу никакую другую Твою лилу видеть – Дварака-лилы, все эти лилы – ничто по сравнению с той лилой. Я хочу, чтобы она все время была у меня в сердце. Вдруг, ни с того, ни с сего – лалита-гати-виласа-валгухаса. Лалита-гати значит игривые движения, виласа значит игры, валгухаса – нежные улыбки. Вдруг, откуда это взялось на поле битвы Курукшетра? Лалита-гати-виласа-валгухаса – что, кто мог об этом напомнить там? Когда текут реки крови, вдруг он вспоминает о гопи и говорит: пранайа-нирикшана-калпиторуманах – они находились в таком состоянии, о котором нужно говорить снова и снова и снова. О чем нужно говорить? Пранайа – об их любви, которая сделала их едиными с Кришной. Пранайа – это особая ступень премы, когда возлюбленный перестает отличать себя от объекта своей любви, он просто забывает себя и считает себя объектом своей любви. Это не имеет никакого отношения к нашему состоянию, когда мы искренне считаем себя объектом своей любви. Про такое настроение Бхишмадева, умираючи, не сказал бы, что оно оруманах, что это нечто достойное прославления, нет. Он говорит: “Чудо, которое случилось во Вриндаване, в деревне …” Теперь, Бхишма – городской житель, житель столицы, столицы огромной империи, но даже до туда дошли слухи о том, что Кришна в восьмилетнем возрасте делал по ночам. Впрочем, это не удивительно, ИСККОН в этом смысле очень твердо хранит парампару, в ИСККОН слухи тоже распространяются с неимоверной скоростью. Иногда я просто поражаюсь до какой степени быстро – точно быстрее скорости света – событие еще не произошло, а о нем уже говорят во всем ИСККОН, уже все знают во всех деталях то, что должно произойти, особенно если что-то связанное с раса-лилой (смех) в ее мирском варианте.

И Бхишмадева, живя в своей столице, блестящей столице, он – блестящий царедворец. Царедворцы особенно не интересуются тем, что в деревнях происходит, правильно? Ну что интересного может в деревнях быть? Вот у нас в столице, в Москве, кого интересует что происходит где-нибудь в городе Урупинске? У нас в Москве тут гламур, а там один гурбур. У нас Москве все настоящее! Но он, живя в Хастинапуре, в блестящей столице, в блестящем дворе, он с огромной любовью хранит в своем сердце этот образ, о том, что произошло много-много лет назад, Кришна сейчас больше ста лет, Он выглядит как шестнадцатилетний юноша, но Ему уже больше сотни лет. Он танцевал танец-расу с гопи, когда Ему было восемь лет, всего восемь лет, Он был маленький мальчик еще. И Бхишма вспоминает об этом и говорит, что ничего выше этого нет и быть не может.

И весь “Шримад-Бхагаватам” об этом. На самом деле весь “Шримад-Бхагаватам” всего лишь навсего драгоценное оправа к огромному бриллианту, которой является описание танца расы. И можно видеть как в разных главах, в разных частях “Шримад-Бхагаватам” как маленькие искорки, как некие рекламные ролики проскальзывают стихи, где это описано, чтобы подготовить нас к восприятию, что мы ни в коем случае не восприняли это как нечто обыденное. Великий чистый преданный Махаджана умирает, показывая нам пример и в этот момент он, вдруг, ни с того, ни с сего, он переносится мысленно во Вриндаван и говорит лалита-гати-виласа-валгухаса – он вспоминает эту легкомысленную сцену, которая вдруг всплывает у него в памяти и он преклоняется перед ней и он говорит, “Я не могу ее до конца по-настоящему оценить. Что касается меня, то моя бхава – здесь, на поле битвы Курукшетра, но умом я понимаю: ничего выше этого нет.”

И он делает это для того, чтобы, в том числе, дать нам нужное настроение и понимание того, что произошло во Вриндаване пять тысяч лет тому назад в ночь на Шарат-пурниму, когда желто-красная луна, огромный шар луны всплыл над восточным горизонтом. Полная луна! Кришна посмотрел на эту луну. И полная луна, она наводит нас на романтические размышления – Кришна не исключение, Он подумал: “Ах! Вриндаван!” В Кришне возникло необычайное чувство в сердце и чтобы реализовать это чувство, Ему нужны были другие. На самом деле всей нашей жизни не хватит для того, чтобы оценить то, что дал нам Шрила Прабхупада, переведя “Шримад-Бхагаватам”. И весь “Шримад-Бхагаватам”, начиная с самой первой песни, которую мы сегодня читаем и до самой последней песни нужен только для того, чтобы мы по-настоящему оценили эту одну ночь на Шарат-пурниму во Вриндаване, чтобы мы, перенесясь туда мысленно, могли почувствовать, что в этот момент происходило между Кришной и Его преданными. Кришну интересует любовь и Он Сам – любовь, расо вай саха “Тайтарейа-упанишад” говорит, что есть раса. Раса значит … раса – это таинственное слово. Шрила Прабхупада переводил его как “mellow” вслед за Бхактисиддхантхой Сарасвати Тхакура Прабхупадой на английский язык. Так, теперь, русские переводчики, сколько ни бились, не смогли никакого другого адекватного слова найти, потому что “mellow” значит “мягкость, сладость”, непонятно что и в конце концов решили оставить раса. И раса значит любовь, раса значит суть, раса значит вкус, раса значит сокровенная часть чего-то, раса означает высшее проявление какой-то сущности. И высшее проявление Кришны – это раса, расо вай саха, Он есть раса, Брахман есть раса, Брахман есть любовь. И еще раз, нам нужна целая жизнь, для того, чтобы понять это. И Кришна в отношениях с другими преданными, которые неспособны понять это, Он ведет Себя достаточно холодно. В сущности, если мы хотим вступить в отношения с Кришной, у нас нет другого выхода, мы должны понять, что такое раса. Кто хочет вступить в отношения с Кришной? Кришна принципиально не общается с теми, кто не понимает что такое раса, потому что Ему не хочется портить настроение Себе. Эту ночь на Шарат-пурниму, Шукадев Госвами описывает в каком Он настроении был – Он посмотрел на луну и бхава поднялась у Него откуда-то из глубины души. И Ему нужны были те, кто смог бы эту бхаву с Ним разделить. Если у меня есть какая-то бхава или какое-то настроение и приходит человек в другом настроении – он мне все испортит! Он просто все, весь праздник мне испортит! У Кришны праздник, луна поднялась над Вриндаваном. У Кришны праздник, потому что все во Вриндаване напоминает Ему о любви. Жасмин цветет. Теперь, осенью жасмин не цветет никогда, только во Вриндаване. Лотосы раскрылись. Лотосы ночью никогда не раскрываются, они раскрылись! Ему нужны были преданные, которые могут, точно так же как лотосы, ответить на Его настроение. Обычно люди, которые приходят к Нему, которые считают себя преданными – так, теперь, в чем заключается наша преданность? Много есть способов свою преданность проявить. Если у меня большие четки – килограммов пять (смех) – это моя преданность. Люди, которые одновременно с чтением мантры упражняются в поднятии тяжестей: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Можно другими способами проявлять свою преданность, можно большую тилаку сделать, большую шикху сделать, еще что-нибудь большое сделать. Кришна ценит эту преданность, но он объясняет: йе йатха мам прападйантэ тамс татхаива бхаджамй ахам – если ты считаешь, что преданность в больших четках, то ты получишь большие четки или большими четками (смех). Кришна тогда … в сердце у преданного живут какие-то другие мотивы, когда Он так или иначе, в той или иной степени он сосредоточен на себе и ему неинтересно, ему скучно.

Индра – один из больших преданных Господа, великий преданный. Мадхава Ачарийа говорит, что полубоги – самые великие преданные и Индра – один из самых великих, Царь небес. Для него личным оскорблением было то, что Бог пришел к нему в виде карлика. Когда Нарада Муни пришел к нему и стал говорить: “Ты такой великий преданный, Бог стал твоим родным братом!”, он сказал: “Какой же … Это не Бог, это часть Бога, маленькая часть Бога и Он стал карликом. Если бы Он большой пришел и всех убил! И чего этот карлик делал? Карлик пришел и стал милостыню просить! Милостыню стал просит!” И Индра заплакал: “Унизил меня! Если бы Он взял меч, в шашку бы всех порубал этих демонов и посадил меня на трон, я бы сидел и говорил: “Да, это мой младший брат сделал!” Он пришел в виде карлика и Он пришел к царю демонов и стал у него милостыню просить – обманом! Для Индры – это маха маха маха апарадха! Это унижение. Индрой может стать только тот, кто дает пожертвования сам. Если вы не щедры, вы никогда не станете Индрой, если вы хотите попасть в рай, надо давать пожертвования, вон – [непонятное слово] большой. Если человек хочет попасть в рай, он должен быть щедрым, он должен давать пожертвования и Индра это тот, кто отдает все – не бесплатно, но отдает! И когда у него возникает проблема, он начинает просить и он бежит куда-то и его родители начинают молить, Кришна приходит и чтобы показать ему свое отношение, Кришна говорит: “Я тебе сейчас помогу, Я сейчас попрошу милостыню за тебя, от твоего имени!” И Он приходит и говорит: “Подайте, пожалуйста милостыню!” И Бали говорит: “Бери!” И брахман в этот момент превращается в большого Урукраму, убирает все и отдает Индре. И Индра сидит на троне и думает: “Он мне всю малину испортил! Как я могу наслаждаться этим царством, если это царство получено обманом! Ну ладно бы, Бог пришел, порубал бы их как капусту эти демонов… Теперь, если у меня спросят откуда у меня это царство, я вынужден буду сказать, что это подачка от демона, который мне его подарил!” Индра сидит и плачет у себя в царстве, потому что Бог проявил себя не так как надо. Он говорит: “Вот Брахму Кришна любит! Потому что у Брахмы Кришна живет в виде Маха-пуруши: сахасра ширша пурушах – маха-пуруша – это тот, у кого тысячу голов, тысячу рук, тысячу ног, тысячу носов, тысячу ушей, тысячу серег, тысячу шлемов! Представьте себе на мгновение и Он там все время живет. И Индра говорит: “Вот это Бог! Большой – тысяча голов! Представляешь себе какая милость! Вот Брахме повезло, мне не повезло!”

Когда Нарада приходит на Брахма-локу, чтобы проникнуться этой любовью, которая связывает Маха-пурушу с тысячу голов, тысячу рук, тысячу ног, тысячу носов, тысячу ушей, тысячу серег, Он видит интересную картину: ведические мудрецы, живущие на Брахма-локе возносят ведические мантры: сахасра ширша пурушах, Он произносит этот стих – я извиняюсь, я второй строчки уже не знаю – они все Веды знают, они цитируют мантры идеальным образом из “Риг-веды”, в идеальном … идет большое жертвоприношение. И в какой-то момент, в самый нужный момент, когда Пурнахути приходит этот Маха-пуруша. Как Он приходит, я не знаю, но в общем, с тысячу ног это нетрудно сделать. Он появляется там со своей супругой, богиней Рамой. Ему подносят подношение, Он быстро съедает и уходит обратно спать. Ваишампайана в “Махабхарате” говорит, что на Брахма-локе Кришна живет постоянно в виде Маха-пуруши, у Него две любимых лилы там – Он либо спит, либо принимает то, что Ему дают и опять ложиться спать. Когда Брахма пришел, чтобы попросить, чтобы Кришна воплотился на Земле, куда он пошел? Сегодня вам с утра рассказывали куда он пошел (ответ: на берег молочного океана) На берег молочного океана. Зачем он на берег молочного океана пошел? У него на его планете Маха-пуруша находится, зачем ему куда-то, на другую планету идти, на берег молочного океана, чтобы там возносить молитвы? Маха-пуруша там, он мог бы к Нему подойти! Санатана Госвами говорит, что Маха-пуруша спал в это время и Брахма не решился туда постучаться и сказать, что … Маха-пуруша спит там, Он все время спит, Ему нет никакого дела ни до чего, ни до кого, потому что Ему не интересно. Ну да, хорошо, хотите Мне предлагать – предлагайте, съем, так и быть, потому что это Веды, Ведам надо подчиняться. И если вы все правильно сделали, Мне придется придти, съесть то, что вы Мне предложили и пойти обратно спать, это Его любимая лила!

Теперь, во Вриндаване Кришна вообще не спит! Во Вриндаване стоит солнцу взойти, что Кришна делает? Он на минуточку ложится на кровать, потом Он смотрит: есть кто-то рядом или нет и потом выпрыгивает в окно и начинает бежать… Куда он бежит? Да, в разные места Он может бежать, все зависит от того, как они договорились. Он бежит куда-нибудь в … , становится под дерево и начинает тонким голосом говорить: “Ку-ку, ку-ку.” Шримати Радхарани слышит эту кукушку, которая поет за окном, Она встает с постели и начинает тихо-тихо идти и в этот момент Джатила встает: “Ты куда?!” Она говорит: “А, мне в туалет надо” (смех) и Она уходит обратно. И Кришна стоит и ждет и говорит: “Ку-ку, ку-ку!” Он целую ночь может простоять, ожидая, чтобы Она пришла к Нему! Целую ночь в холоде! Иногда ночью бывает очень холодно. Он стоит под деревом и дрожит, потому что Он хочет, чтобы Она на Него посмотрела и чтобы Он на Нее посмотрел. Это разница между Сатья-локой и Вриндаваном. Там Он все время спит, тут Он никогда не спит, потому что Кришна ищет расу и Он находит эту расу в любви, которую преданные проявляют по отношению к Нему.

И здесь Бхишмадева, он восхищается этому и говорит, что “Посмотрите, что происходило на поле битвы Курукшетра – там тоже была раса – Кришна любил Арджуну, Арджуна любил Кришну. Кришна думал только об Арджуне. Арджуна думал только о Кришне. Никто не думал о себе! Но как все это происходило! С какой болью, с каким напряжением! С какой натугой! Сколько там всего было во всем этом, там Кришна впрыгивает, Он все время беспокоится, Арджуна беспокоится, этот беспокоится, они бегут, кричат, орут, у Кришны все тело пронзено стрелами, у Него течет кровь! И Бхишма говорит: “Сравните это с тем, что было во Вриндаване сто с лишним лет тому назад – никакой крови не было, никакого напряга не было!” Что они делали? Лалита-гати-виласа-валгухаса. Что человек делает, когда он счастлив? Поет и танцует. Только поет и только танцует и ничего другого не делает, только поет и только танцует! И Бхишмадева говорит: “Посмотрите, что происходило тогда!” И в этот момент пранайа – пранайа, я уже начал говорить, это состояние любви, когда преданный сливается с Кришной, а Кришна сливается с преданным. Когда преданный думает только о Кришне, а Кришна думает только о преданном и они забывают о самом себе. Говорится, что сколько длилась эта ночь? Обычно ночь длится четыре прахары, 12 часов. Сколько длилась ночь на Шарат-пурниму? Ночь Брахмы. Кришна продлил ее, она длилась ночь Брахмы. Хотя бы кто-нибудь заметил, сколько она длилась из тех, кто участвовал в этом? Никто! Никто! Время остановилось! Ночь Брахмы они танцевали, ночь Брахмы они плясали, ночь Брахмы они обнимали друг друга и ночь Брахмы они были счастливы! Всего какую-то ночь Брахмы! И когда ночь Брахмы кончилась, они сказали: “Что такое?! Несправедливо! Почему солнце так рано сегодня встает? Оно встает сегодня раньше, чем обычно! Почему эта ночь так быстро закончилась для нас?!” Потому что они чувствовали любовь, а любовь не знает времени. И любовь не знает времени, когда я перестаю думать о себе. На самом деле, пока я думаю о себе, я всегда буду чувстовать время. А состояние моего собственного опыта, когда я сосредоточен на своем собственном состоянии, оно всегда длится во времени.

Как я несколько раз рассказывал эту историю, я говорил с одним мусульманином и я спрашивал у мусульманина: “Что такое рай, в который вы хотите попасть?” Он говорит: “Рай – это потрясающе красивое место, потрясающе красивое! Такое красивое, что ты смотришь в одну сторону и сорок лет пройдет, а ты все смотришь. Потом повернулся и сорок лет в другую сторону смотришь. Потом повернулся и сорок лет в третью сторону смотришь! И так вечность проходит потихоньку…” Обратите внимание, что сорок лет прошло, он помнил о том. Он смотрит сорок лет, но он помнит о том, как время течет. Потому что мировосприятие такого человека все равно имеет центр в нем самом и так как оно имеет центр в нем самом, то это мировосприятие статично. Обычно людей, живущих здесь, не очень даже привлекают такие картины рая, потому что ну кому охота оказаться в этом раю, где ты будешь сорок лет будешь смотреть в одном направлении, а потом в другом направлении, а потом в третьем направлении. Оно может и ничего, но чего-то не хватает в этом во всем. Не хватает динамики. А динамика происходит тогда, когда я забываю о себе, когда я думаю о другом. Когда я хочу другому отдать и когда он только одного хочет – чтобы мне дать. И это то, что случилось пять тысяч лет тому назад на Шарат-пурниму во Вриндаване, когда Кришна танцевал, а гопи делали то же самое, когда у них появилась идеальная гармония. Шрила Прабхупада пишет здесь, что они настолько слились друг с другом, что одна делала что-то, а другая делала что-то идеально похожее на это, что они танцевали в этом удивительном ритме, когда нету разницы между одном и другим и когда нет ничего, кроме любви. На самом деле Кришна ценит только этого, Кришна может по-настоящему оценить только наше бескорыстие, когда мы думаем о Нем и только о Нем. И по мере того или пропорционально тому, насколько мы бескорыстны и насколько мы научились думать о Нем, ровно настолько мы избавились от своей смертной природы. Вишванатх Чакраварти Тхакур объясняет опять же про гопи, как они думали о Кришне. Он говорил, что те гопи, которые не могли целиком думать о Кришне, у них было еще какое-то материальное тело. Наше материальное тело, с его болезнями, с его проблемами, с его болью, страданиями – это результат чего? Мысли о самих себе, результат вожделения, результат желания испытывать что-то самому себе, на своем опыте. Но если начнем думать о Кришне, тело перестанет быть материальным, тело станет духовным, трансцендентным полностью. И Кришна ценит только это, Кришна ценит эту безоговорочное желание служить Ему во что бы то ни стало самым удивидтельным образом.

И в другой лиле, в Дамодара-лиле, которая случилась немного раньше раса-лилы, мы знаем, что Яшода хотела привязать Кришну. Она старалась, а Кришна при этом думал: “Ну ничего себе! Меня хотят связать! Меня же Шридхама ждет на улице! Мне надо с ним поиграть! Не, ничего не получится!” И Яшода старалась изо всех сил. Кришна думал: “Не, не, не, Меня Мои лилы ждут! Ничего, пусть постарается, пусть посмотрит, как можно привязать того, кого невозможно охватить, необъятного.” Яшода связала уже несколько километров веревок она связала, одну веревку, другую веревку, третью веревку, она привязывала, привязывала… Кришна смотрел на нее, хлопал глазами и говорил: “Меня Шридхам ждет! Мне надо играть! Мне надо выйти на улицу!” Яшода стала плакать. В какой-то момент гопи собрались над ней и стали смеяться: “Что такое вообще! Не может даже … вообще наказать даже не может! Чего там, даже наказать не может! Ха-ха-ха!” Яшода, у нее появилось это чувство, во что бы то ни стало, если нужно Его привязывать день, буду целый день привязывать. Два часа она пыталась Его привязать – не получилось. Если нужно неделю привязывать, буду неделю привязывать! Если месяц нужно будет привязывать, буду месяц привязывать! Если до конца жизни нужно будет Его привязывать, я до конца жизни буду Его привязывать, но я Его привяжу!” И слезы выступили у нее на глазах и когда Кришна это увидел, Он понял, что она до конца жизни будет привязывать! Он сказал: “Все, понятно. Я сдаюсь! Ты победила! Ты победила! Ты здесь главная! Я подчиняюсь твоей любви, потому что твоя любовь больше, чем Моя! Я хотел поиграть, но ладно, так как ты хочешь Меня привязать это для Меня сейчас важнее, потому что такова твоя любовь!” Иногда мы тоже хотим привязать Кришну… Хотим мы Его привязать к нашему сердцу, чтобы Он там был? И мы думаем: чуть-чуть не хватило, надо еще веревку навязать, еще одну мантру произнести: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Уп – нет – мало: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. А? Нет, убежал опять, еще где-то играет! Когда у нас с вами появится это настроение – хоть до конца жизни, но я буду Его привязывать! – Кришна в тот же момент появится в нашем сердце. Если мы будем читать мантру именно с таким настроением, Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, если надо будет до конца жизни Его привязывать, буду до конца жизни Его привязывать, до тех пор, пока Он не привяжется. Кришна, неожиданно для нас, окажется привязанным к глиняной ступе нашего сердца. Он окажется там и мы ничего не сможем сделать, и Он будет там, мы обнаружим Его там, в своем сердце, потому что Кришна ценит только одно – любовь.

Мы должны очень хорошо понимать, что до тех пор, пока у нас есть корысть … Почему мы не можем повторять Святое Имя? Да потому что все наши попытки протянуть свое сознание к Кришне останавливаются на том, что сознание наше рикошетом отбивается от железной стенки нашего эгоизма. У нас есть железный эгоизм, железобетонный эгоизм. У кого есть железобетонный эгоизм в сердце? И мы хотим думать о Нем! У нас броня в сердце! И не получается! И не любим мы Его, не любим мы Его! Кто любит Кришну, поднимите руки, пожалуйста? Не любим мы Его! Не любим! Нет, не хотим, скупцы, мы от Него хотим! Получить – ради Бога, что нам дашь? Давай, давай! Контракт любой подпишем, хочешь повторять Харе Кришна, буду повторять Харе Кришна. Ом намо шивая – буду ом намо шивайа повторять – неважно! Это мы хотим – получить от Него хотим! Отдать не хотим! Думать о Нем не хотим, любить Его не хотим! Понимать кто Он не хотим, видеть Его не хотим! И поэтому Он нас видеть не хочет. Справедливо? Справедливо. Поэтому мы Его не видим. Кришнадас Кавирадж Госвами говорит према-нетре декхе тара сварупа-пракаша  гопа-гопи-санге йанха кришнера виласа – Кришнадас Кавирадж Госвами говорит: “Как можно увидеть сварупа-пракаш, духовный мир? Как можно его увидеть? Према-нетре – если глаза наши чем будут покрыты? Любовью, према-нетрой. Сейчас наши глаза чем покрыты? Тоже бальзамом особым – он называется матсарйа-нетрой. “Брихадаранйака-упанишад” объясняет зачем человеку нужны глаза. Зачем человеку нужны глаза? Чтобы завидовали. Глаза завидующие. Слово зависть от чего? Я завидел что-то и захотел. Наши глаза у нас матсарйа-нетра и матсарйа-нетра мы что видим? Это особое приспособление такое, очки, которые мы одели и мы смотрим этим завистливым взглядом и что мы видим? Мы видим как другие наслаждаются. И когда мы видим как другие наслаждаются, что у нас появляется? Я тоже так хочу! Это нас держит в этом материальном мире. Вся реклама на этом построена. Вся реклама построена благодаря тому, что у нас завистливые глаза. Если бы не было завистливых глаз, мы бы посмотрели на это и подумали: “О, наслаждаются люди, счастливые, хорошо! Я рад за них!” И у нас бы не появлялось ни грамма желания наслаждаться точно так же как они и реклама бы не работала! Какой смысл было бы вешать изображение счастливых идиотов, которые наслаждаются стиральной машиной, если бы в этот момент у человека не появлялось зависти? Но человек смотрит на мир своими завистливыми глазами, матсарйа-нетрой и ему хочется наслаждаться и больше и больше и поэтому я не вижу сварупу-пракаш, я вижу мертвый мир материи.

Кришнадас Кавираджа Госвами говорит, према-нетре декхе тара сварупа-пракаша – если вы хотите увидеть сварупу-пракаш, если вы хотите увидеть дух, вы должны посмотреть на этот мир глазами любви. Мы должны по-другому посмотреть на этот мир. И вместо того, чтобы видеть в этом мире объекты своего наслаждения, увидеть в этом мире объекты своего служения. Тех, ради кого я здесь, чтобы отдать им. Тогда мы забудемся как гопи здесь.

Шрила Прабхупада объясняет что произошло там у этих гопи много-много тысяч лет тому назад. Что с ними произошло – с ними произошло чудо: сварупа-пракаш, духовных мир, во всем своем великолепии открылся перед ними на этой лесной поляне под вамши-ватом и в этом сварупа-пракаше они провели ночь Брахмы и не заметили как она прошла. Единственное, что они слышали – это смех Кришны. Единственное, что они видели – это как Он танцует. Единственное, что они ощущали – это ласковые взгляды, которые Он бросает на Них или объятия, которыми Он дарит их. Кто-то хочет это ощутить? “Брихадаранйака-упанишад” говорит об этом: что высшая ступень любви к Богу – это когда мы обнимаем Абсолют. Кто-то хочет обнять Абсолют? Абсолютную Истину? Тогда все просто, я могу вам рассказать как этого достичь. Нужно сейчас встать и пойти убираться в пандале. Зря смеетесь. Зря смеетесь. Это глубокий рецепт. Если мы хотим испытать то же самое, мы должны Кришне доказать, что мы готовы откликнуться на Его любовь. То, что мы готовы в этой любви еще больше дать, чем Он нам дает. Если у нас будет эта готовность того, что я буду служить и в этом служении я не буду скрупулезно подсчитывать сколько я послужил. Есть люди, которые ведут дневник: значит так, читал мантру 16 кругов – у них бухгалтерия, чтобы они потом Кришне счет представили. Кришна, это мой инвойс, или как это называется? Платежка, да. Это моя платежная ведомость. Кришна, я делал для Тебя это, это и это делал и это делал. Кришна говорит… В чем суть танца-расы? Кришна в конце объясняет в чем суть танца-расы – когда Он ушел, потом вернулся и гопи спели эту песню, о которой мы говорили,

тава катхамритам тапта-дживанам
кавибхир идитам калмашапахам
шравана-мангалам шримад ататам
бхуви гринанти йе бхури-да джанах,

 когда гопи говорили: “Кришна, приди, приди!” но даже если не придешь, мы просто можем послушать о Тебе.” Когда Кришна в конце концов пришел, они стали спрашивать, одна спросила у Него: “Кришна, не мог бы Ты нам сказать в чем природа Твоей любви? Мне сказали, что есть три вида любви. Есть любовь баш на баш, бартерный обмен – я люблю тебя, ты любишь меня. Я чуть-чуть больше люблю тебя, но при условии, что ты чуть-чуть больше будешь любить меня! И есть строгий баланс. Это первый вид возлюбленных. Второй вид возлюбленных – они любят независимо от того, любят их или не любят, они всех любят, сидят на вйасасане и всех любят, а все их не любят. А они любят, неважно, им все равно. Святые или родители, родители любят детей, неважно дети любят их не любят, они все равно любят. И есть третья категория людей – неважно любят их, не любят, они все равно не любят. И гопи спросила у Кришны: “Кришна, Ты к какому типу относишься? К первому, ко второму или к третьему?”, намекая, что Он к третьему относится. Они Ему упреки делали: “Мы все бросили, мужей своих бросили, сыновей бросили, дома бросили. У меня, одна сказала, на плите молоко стояло, молоко вот-вот убежит, а я бросила и побежала к Тебе!” Другая сказала: “Я пирог стала печь и тоже убежала и не допекла пирог. Пирог, наверное, сгорел.” Третья говорила: “Я ребенка грудью кормила. Когда я услышала звук Твоей флейты, я бросила его и побежала к Тебе!” Четвертая говорила: “Я мужа своего кормила, он у меня сидел, ел, он пастух был, я не знаю что теперь со мной будет, потому что я бросила его и побежала к Тебе! Когда Ты стал играть на флейте мы все бросили, а Ты немножко с нами поигрался и ушел куда-то, куда-то исчез. Ты любишь нас или не любишь?” Иногда у нас такое ощущение возникает: любит нас Кришна или не любит? Мы думаем: “А, отвернулся! Отвернулся от меня! Ушел! Не любит! Покинул нас!” И гопи намекала, что “Ты наверное, к третьему типу относишься.” Кришна прочитал им сначала лекцию по философии и Он сказал: “Нет, к первому типу Я не отношусь, Я не из тех, кто платит любовью на любовь, потому что это не любовь, это торговая сделка.” Как сейчас люди все больше и больше доверяют только подписанным у нотариуса договорам. В Америке люди уже просто так друг на друга не женятся, они брачный контракт заключают. Жена говорит: “Я обязуюсь претендовать на десять процентов имущества своего мужа, не больше” Муж говорит: “Я обязуюсь еще что-то делать…” Они подписывают, идут к юристу. Сейчас вообще ничего не осталось, только контракты. Любви нет! Контракты! Кришна говорит: “Если любовью на любовь, то это контракт!” Если люди подсчитывают баланс сколько от моей любви осталось, сколько от моего служения осталось, это не любовь, вообще ни-ка-ка-я не лю-бовь!

Ко второму типу я тоже не отношусь, Кришна сказал, и Я не такой, которые сидят на вйасасане, говорят о любви что-то там такое, всех любят! Нет, это не та любовь, которая меня привлекает, это любовь святых, они там раздаривают, но в сущности, что они, любят они, ну ладно, выяснится потом, любят они или не любят. Но Кришна не очень высоко отозвался об этом, Кришна сказал не интересно, Я не такой, у Меня нет бескорыстной любви, у Меня есть према! Он сказал, “Нет, Моя любовь не такая любовь, как любовь родителей или любовь святых.” Дальше Он говорит: “Третий тип интересный, в третьем типе на самом деле четыре под-типа есть.” Кришна стал им объяснять: “Вы думали, вы все возможности перебрали? На самом деле нет, возможностей гораздо больше. Среди тех, кто не любит независимо от того, любят его или не любят, есть атмарамы, он никого не любит, независимо от того, любят их или не любят, потому что они атмарамы и им и так хорошо. У них в сердце все хорошо, они самодостаточны, они атмарамы, неважно, кто-то любит их, кто-то не любит, они не обращают внимание. Есть другая категория людей, они аптакамы, все, что они хотят, у них сразу исполняется, у них все желания исполнены, неважно любит их кто-то, не любит, он сидит, аптакама и все! Ему и так хорошо, любят его, не любят. И есть другие неблагодарные люди, неважно, любят их, не любят, они все равно не любят, просто оттого, что неблагодарны. И есть тип, гуру-дрохи, им не важно, любят их или не любят, он все равно людям зло будет делать, он все равно будет им вредить, все равно будет боль им причинять, и тем, кто любит и тем, кто не любит, всем одинаково будет делать. Это гуру-дрохи, четыре категории людей есть. Кришна говорит: “Я ни к одной из этих категорий не принадлежу, ни к первой, ни ко второй, ни к четырем последним, ни к одной!” Гопи спросили: “А что же осталось-то?” Осталось что-то? Осталось? Что осталось? Да, Кришна говорит, что есть четвертый или вернее какой уже там, седьмой вид любви или седьмая категория отношения, когда я хочу постоянно любить больше и я побуждаю всех остальных постоянно любить больше. И мы соревнуемся, я бегу вперед, я говорю я, а другие любят меня еще больше. Это чистая любовь. Когда я не жду ничего, я сам первый хочу любить больше, я сам первый говорю: мне неважно будешь ты меня любить, не будешь ты меня любить, но я знаю, что я заставлю тебя меня любить, потому что если я буду это делать, ты не сможешь меня не любить. Кришна говорит: “Эту любовь я ценю, Я ценю вашу любовь. Что я сделал с вами? Вы думаете Я ушел, потому что я жестокий? Вы думаете, Я покинул вас, отвернулся от вас на какое-то мгновение, потому что я не чувствую то, что вы делаете? Нет, Я вас люблю, но чтобы ваша любовь стала еще сильнее Я ушел. Я удалился и в этот момент вы обезумели от любви. Я прятался в тени, слушал вашу песню:

тава катхамритам тапта-дживанам
кавибхир идитам калмашапахам
шравана-мангалам шримад ататам
бхуви гринанти йе бхури-да джанах

 И сердце у Меня обливалось кровью и сердце у Меня еще больше возростала. Я слушал то, что вы поете обо Мне! И Вишванатха Чакраварти Тхакур, он переводит двояко этот стих. Я объяснил вам прямой перевод:

тава катхамритам тапта-дживанам
кавибхир идитам калмашапахам
шравана-мангалам шримад ататам
бхуви гринанти йе бхури-да джанах

 Если человек слушает о Кришне, то его страдание сразу же утихает, несмотря на то, что он горел в огне материального существования. Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, тава катха тапта дживанам. Тава-катха мритам – когда мы, гопи, слушаем о Тебе, это для нас все равно, что яд. Не амрита, а мрита, это для нас хуже яда, когда мы слушаем о Тебе. Тапта-дживанам – потому что наши страдания становятся еще сильнее! Тава критавритам – наша джива еще больше горит в огне! И да, мудрецы о Тебе говорят, но эти мудрецы, они жестокие люди, потому что они говорят о Тебе и наши муки становятся еще сильнее. И Кришна говорит: “Я слышал эту песню, которую вы пели на берегу Ямуны и плакал, слезы градом катились у меня из глаз. Я видел как вы плакали и Я Сам плакал и любовь Моя становилась непомерной.”

И Шрила Прабхупада объясняет, когда такое случается, то тогда возлюбленный получает возможность полностью слиться с Кришной и он получает то же самое могущество, что и Сам Бог. То же самое могущество, он становится на том же самом уровне вместе с Ним. Теперь, нам туда не надо спешить, но из далека, с нашего высока мы можем немножечко попытаться оценить все это.

И я не сказал еще одну очень важную вещь, мы каждый сможем ощутить это, мы каждый эту любовь сможем ощутить, каждый! Каждый! Пропорционально тому, насколько сердце наше будет стремиться служить Кришне абсолютно бескорыстно, ничего от Него не ожидая. Кришна придет. Кришна – сама раса. Кришна целиком находится … Кришна – это особый опыт, он целиком находится в звуке Своего Имени, Он целиком находится в рассказах о Себе. Все зависит от того, насколько мы раскроем свое сердце навстречу этому всему, насколько мы погрузимся в эти рассказы.

Есть замечательный стих, который эту философию определяет:

атах шри-кришна-намади

на бхавед грахйам индрийаих

севонмукхе хи джихвадау

свайам эва спхуратй адах

Этот стих все объясняет, что нам с вами нужно знать. Ровно настолько – сева ун мукхе – настолько, насколько я буду … к севе и сева значит абсолютно бескорыстное желание служить Кришне из любви к Нему, независимо от того, какое это служение – слушать о Нем, воспевать Его, проповедовать о Нем или делать пандал, или праздновать Джанмаштами, или резать овощи… Если я буду делать это и сердце мое будет тянуться к Нему севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адах, спути или мистическое явление Кришны произойдет в нашем сердце. Атах шри-кришна-намади – мы не сможем понять Его своими грубыми чувствами. Если мы будем пытаться это материальным образом делать, что-то такое делать, если мы будем резать и будем думать: “Опять Кришне служу, служу Кришне опять, бу-бу-бу” и при этом будем думать о себе, ничего не произойдет. Но чувства очистятся и приобретут иную природу. У нас у каждого есть возможность это почувствовать. Мы сможем с Самим Кришной встретиться.

Я рассказывал недавно эту историю про то, как видел фильм про Ратха-ятру в Петербурге, когда брали интервью у женщины и женщина стала говорить: “Вот, я приезжаю сюда, мне нравятся как они поют, потому что когда я слышу их, у меня мурашки по телу бегают.” Мурашки по телу бегут – это какая стадия любви? Это бхава, она нисходит. Потому что человек бросил свою дачу и приехал, чтобы просто послушать как преданные поют! Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. К другой женщине подходят, рядом, через несколько метров, другая женщина говорит: “О, как хорошо, я в первый раз тут, я никогда ничего не слышала, я тут стою, а у меня мурашки по телу бегают.” Мурашки по телу бегают – это какая ступень? Это бхава. А у вас когда в последний раз мурашки по телу бегали? И Харе Кришна и Харе Кришна и Харе Рама, а никаких мурашек нету. Потому что мы опять замкнулись в своем железобетонном эгоизме и потеряли это первое, чистое чувство по отношению к Кришне. Кришна пришел к нам. Кришна пришел к нам – Он вот! Кришна сегодня родится. Кришна сегодня появится. Он появится сразу перед нами – сейчас Он скрыться собирается как раз (Шри-Шри Доял Шачи-Сута ки! Джая!), но Он появится сразу перед нами, если у нас према-нетра появится, если мы глазами посмотрим, глазами, исполненными любви, если мы ушами, исполненными любви, карна-нетре, услышим звук Его Святого Имени! Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. У кого-то мурашки пошли по коже? Значит уши без любви были и язык без любви был. На языке мурашки появились? Там есть такие попурышки непонятные, которые все время расу воспринимают, но все не ту расу, материальную расу воспринимают. Но когда мы будем делать что-то, служить ваишнавам, служить преданным, работать, резать картошку, чистить, убирать, украшать и при этом думать о Кришне и пытаться пустить Кришну в свое сердце и думать только о Кришне, ни о чем другом, и о ком другом, не о себе, забыть о себе, полностью забыть о себе! Севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адах, Кришна появится в вашем сердце в виде мурашков. Главное о мурашках не думать. Если мы будем это делать и думать: “Когда же мурашки пойдут, когда они пойдут?”, они не пойдут, никогда не пойдут. Но если у нас будет только одно желание, как Кришна объясняет: любить наперегонки, любить и при этом быть твердо уверенным в том, что да, он меня тоже полюбит, как Яшода, которая сказала: “Я Его привяжу! Я Его привяжу! Даже если нужно будет всю жизнь Его привязывать, я все равно в конце концов Его привяжу!” И Кришна подумал: “Ну вот это да! Вот это решимость! Вот это любовь!” и позволил Себя связать. Если у нас будет то же самое чувство по отношению к Нему, в тот же миг мы сможем стать трансцендентными, в тот же миг! Вы все будете трансцендетными-трансцендетными и жизнь ваша будет трансцендентной-трансцендентной и счастье ваше будет полностью не зависеть от материальных гун природы и от материальных качеств. И кушать вам не будет хотеться! Кушать вам … Хочется кушать нам? Не, не будет хотеться кушать и пить не будет хотеться! Будет только хотеться слушать о Кришне,

 тава катхамритам тапта-дживанам
кавибхир идитам калмашапахам
шравана-мангалам шримад ататам
бхуви гринанти йе бхури-да джанах

потому что сердце будет сразу же чистое. И в этот момент произойдет все то, о чем Бхишма здесь говорит, крита-ману-крита-ватйа унмадандхах – вы будете делать то же самое, что Кришна делает. Кто-то из вас будет творить вселенные, глядя на них, а кто-то будет танцевать вместе с Кришной, полностью обезумев от любви.

И в этом смысл расы. Смысл расы в том, что Кришна Сам раса, и все то, что связано – расо вай сах – с расой, все то, что связано с Кришной, имеет Кришну в себе полностью. Еще раз, вдумайтесь в это: все то, что связано с Кришной, полностью содержит в себе Кришну! Каждый из нас может Кришну увидеть, если мы поймем, что что-то связано с Кришной. Если мы будем делать служение, понимая, что все то, что я делаю, связано с Кришной, Кришна будет в этом служении, Кришна придет ко мне. Нужно просто делать служение как служение, наперегонки, желая что-то искренне отдать Кришне и не глядя с завистью на это, отказавшись от своего обычного, привычного, эгоцентрического завистливого взгляда на мир – все, ничего для этого больше не нужно! И сейчас это может произойти: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе! Только надо сейчас выбежать отсюда, выбежать и начать служить Кришне, просто ринутся и где тут Кришна? Где служение Кришне? Что я могу сделать для Него? Наперегонки, поскорее – все, у вас у всех в 12 часов ночи будут волосы дыбом стоять, слезы из глаз течь ручьями и все будет затоплено тут удивительной премой, любовью. Так что, пожалуйста, счастливого вам Джанмаштами! Спасибо. Я надеюсь, вы поняли, что надо делать? (смеется) Спасибо. Шри-Кришна Джанмаштами ки! Джая!

 

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы