Алчевск (7.09.2007 г.) Интервью

Диск 94, л. 8

Аннотация:

Общие вопросы о поисках пути духовной жизни.

Вопросы: Почему Махарадж из ученного превратился в духовного проповедника (в ответе — о самом себе, о концепции ведической психологии, об экологии сердца); об Алчевской организации Сознания Кришны; о том, что связывает различные религии; о принципах, которым следуют в Сознании Кришны; как научиться ставить духовные цели; об утверждении «Бог один»; практические советы борьбы с плохими качествами; о восточной и альтернативной психологии (в ответе — о направлениях западной психологии); вопрос о стрессе в современном мире (в ответе о непривязанности); о служении Богу; о том, одинаковы ли все пути; о том, почему при Советском союзе больше всего боялись и преследовали Сознание Кришны; почему даже после услышанных наставлений мы не меняемся.

***

Вопрос: Спасибо большое. Я … представлять вам так распространенного Вадима Тунеева и решила этого не делать. Во-первых, у нас есть информация от …, а во-вторых он настолько неординарная и многогранная личность, что, пожалуй, мне и не удастся этого сделать. Вадим, расскажите, пожалуйста, средствам массовой информации, как …, достаточно успешный ученый стал гражданином мира и начал проповедовать свои взгляды в разных странах. Что это был за путь? Для чего? Что он Вам дал?

Ответ: Добрый день. Любого человека приводит на духовный путь какая-то неудовлетворенность в материальном измерении нашей жизни и я не был исключением в этом отношении. Я занимался молекулярной биологии в самом прогрессивном в то время институте. Мы начинали эксперименты по генетической инженерии растений, жертвами которых вы сейчас являетесь, по модификации различных растений и занимались какими-то другими вещами, но при этом в какой-то момент я очень отчетливо понял, что меня не устраивают базовые предпосылки, от которых отталкивается наука. Потому что, во-первых, я видел печальные последствия этого, во-вторых, я понял, что они не совсем логичны. Одна из базовых предпосылок современно науки заключается в том, что все то, что мы видим вокруг себя – это творение случая. И с этим я никак не мог согласиться, потому что непонятно было каким образом случай мог создать то совершенство, которое мы видим вокруг.

В результате этого я пришел на духовный путь и стал искать ответы на свои вопросы в различных духовных и религиозных традициях и самое сильное впечатление на меня, как на человека с научным образованием, произвела “Бхагавад-гита”, потому что в “Бхагавад-гите”, древнем ведическом писании, я нашел не просто ответы, в которые надо было верить слепо. Я нашел логически стройную законченную картину мира и мне хотелось буквально два слова сказать о какой-то концепции, прежде чем мы перейдем к живому общению, потому что я могу много чего говорить, но вам, может быть, мало что из этого интересно. Мне хотелось бы услышать конкретно что интересует вас. Наша ведущая сказала, что у нас круглый стол, стол у нас не совсем круглый, он немного странной формы, но сама идея круглого стола заключается в том, что мы просто общаемся.

Мне хотелось сказать два слова о некой основной предпосылке, от которой отталкивается ведическая философия и ведическая психология. Мы все мучительно ищем ответы на вопросы, которые нас интересуют. Почему я страдаю, прежде всего. И все обещают нам наши проблемы решить, политики не исключение, каждый из них свою политическую кампанию начинает под этим лозунгом: “Выберите меня и все будет хорошо!” Но, как это ни странно, мало кто ищет ответа на этот вопрос, почему я страдаю, внутри себя. Все пытаются найти ответ на этот вопрос вовне. Альберт Эйнштейн в свое время сделал очень важное замечание. Он сказал, что самой большой иллюзией человечества является предположение того, что с помощью ума, создавшего проблему, можно эту проблему решить. Но если мы посмотрим, то вся история человечества, она заключается именно в этом, люди сначала своим умом создают проблему, а потом тем же самым умом ее решают, попутно создавая новую проблему. Потом они ее тоже решают благополучно, и создается еще одна проблема и эта проблема тоже решится, но большая проблема ожидает нас впереди. Это приблизительно в двух словах в этой фразе Эйнштейна заключена вся история человечества, вся история проб, ошибок, достижений человечества. Ведическая философия или психология исходит из того, что ответ на вопрос почему я страдаю и что мне нужно делать, чтобы быть счастливым – а нам всем нужно быть счастливым – человек должен искать внутри себя. И в конце концов чтобы быть счастливым, он должен пытаться поменять не внешнее окружение, а свое сердце или свое сознание и когда сознание его поменяется, то тогда внешнее окружение тоже автоматически переменится к лучшему.

Я обещал вам основную предпосылку сформулировать ведической психологии. И можно сформулировать эту предпосылку таким образом: давайте посмотрим вокруг себя и мы увидим, что единственный вид жизни, который создает проблем, как называется? Человек. Никакой другой вид жизни в принципе не способен на то, чтобы проблемы создавать. Все живут в гармонии с природой, в гармонии со своей собственной натурой. Только человек обладает привилегией проблемы создавать. И он же наделен разумом, который как-бы дает ему возможность решать эти проблемы. И ответ на то, почему Бог создал человека как потенциальную угрозу всему сущему, а мы видим, что человек реально является угрозой для всей жизни на земле, сейчас происходят глобальные процессы, которые не могут не тревожить любого мыслящего человека – глобальное потепление на тысячи километров растаяли льды около северного полюса, которые тысячи лет находились в нетронутом состоянии. Так вот, человеку дана привилегия преодолеть свою собственную природу с помощью разума. В конце концов он может преодолеть низшую природу, чтобы обрести высшую природу, но он злоупотребляет разумом и пользуется разумом для того, чтобы всего-навсего потворствовать жадности, живущей в его сердце. В двух словах, в сущности, человек сначала должен навести порядок в своем сердце или экологическую ситуацию в своем сердце улучшить. Экология вовне и нарушение экологии, экологические кризис вовне – это отражение нашего внутреннего экологического кризиса. Жадность, гнев, злость, зависть – все это симптомы глубокой духовной болезни человека и чтобы стать счастливым, человек прежде всего должен излечиться от этой болезни, болезни своего сердца или болезни сознания.

И в результате своих поисков я нашел удивительно глубокие ответы на интересовавшие меня вопросы в ведической философии и по сути дела для меня не было особенно выбора между наукой и духовной практикой, которую предлагают Веды, потому что вторая по всем параметрам с точки зрения любого здравомыслящего человека превосходит первую. Первая давала мне какие-то материальные возможности, какую-то карьеру. Вторая принесла мне радость, счастье, спокойствие и, главное, понимание того, что должен делать человек, что я должен делать и что должны делать люди, чтобы стать счастливыми. В результате этого из ученого превратился в того, в кого я превратился и сижу теперь перед вами, чтобы поделиться чем-то, что мне удалось найти. Вот в двух словах небольшое предисловие.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, мне очень понравился Ваш тезис о том, что экология в сердце влияет на экологию вокруг нас. Значит ли это, ну у нас более всего страдают в экологическом плане различные области Украины, в частности Донбасса, например город Алчевск среди ряда других городов области [непонятно] Значит ли это, что здесь живут злые, жадные, завистливые люди?

Ответ: (Смеется) На английском такие вопрос называются “loaded questions” или вопросы с подковыркой. В целом ориентация человека на эксплуатацию – это проявление чрезмерной жадности, живущей в его сердце, однако, я бы не сказал, что этот тезис может распространяться на массы людей. Как правило, массы людей всего лишь навсего являются исполнителями воли или желаний или в целом политики или менталитета небольшой кучки людей, которые задают вектор. Так что я бы не сказал, что здесь, в восточной части Украины, живут люди, которые чем-то хуже, чем люди, которые живут в западной части Украины, нет. Люди везде примерно одинаковые, но в целом человечество страдает от того, что ложные ценности, такие как зависть и жадность правят бал или возведены на пьедестал. И невинные люди, большая часть невинных людей естественным образом поддается общей, что ли, моде и считает, что именно в погоне за какими-то ложными ценностями они смогут стать счастливыми и в конце концов сами страдают.

Вопрос: Сфера Ваших интересов какова в Алчевске? Что Вы здесь собираетесь делать или уже делаете?

Ответ: В Алчевске… Я приехал в Алчевск только потому что у меня здесь есть друзья, я говорил уже об этом в свой первый визит, только благодаря тому, что они меня приглашают и потому что я чувствую любовь от их сердце, я приехал сюда. В принципе, я только-что недавано был в Чикаго, в Лос-Анжелисе, еще где-то и я езжу именно туда, где есть люди, которые дороги мне и которые могут услышать меня, вот и все!

Вопрос: Я тогда не поняла, чем Вы непосредственно занимаетесь? Вы проповедуете или …

Ответ: Чем я занимаюсь – я пишу книги, я объясняю ведическую философию, ведическую науку, я даю семинары в различных городах и областях этого мира и я не люблю называть эту деятельность проповедью, потому что проповедь предполагает определенный елемент насилия. Скорее всего я приглашаю людей к размышлению, если сформулировать это так. Моя основная задача или желание – попытаться побудить людей задуматься над какими-то вопросами, над которыми, может быть, они не думали и попытаться услышать ответы, которые они, может быть, никогда не слышали до этого.

Вопрос: А в Алчевске какова группа, разделяющей Ваши интересы?

Ответ: В прошлый раз, когда я был здесь весной этого года там было, наверное, человек двести, да? Двести-двести пятьдесят.

Вопрос: Это официально зарегистрированная организация или просто люди, которые сами собираются, чтобы пообщаться с Вами?

Ответ: (Это официально зарегистрированная организация?) Это официально зарегистрированная организация.

Вопрос: И чем она занимается в Алчевске?

Ответ: Наша организация в целом, в рамках которой я действую, называется “Международное Общество Сознания Кришны” и Международное Общество Сознания Кришны – это прежде всего просветительская или, скажем так, культурная организация, которая несет людям определенные идеалы и по-нашему глубокому убеждению, эти идеалы, если они будут услышаны людьми, могут улучшить жизнь людей. При том, что идеалы эти не новые, в соответствии с этими принципами строилась жизнь людей в течении многих тысячелетий, по крайней мере в каких-то районах мира. Новое – это, как известно, хорошо забытое старое. То есть мы в основном культурная просфетительская организация, которая публикует книги и позволяет людям приобщиться к мудрости, к философии, к психологии.

Вопрос: А Алчевская организация так же называется, да?

Ответ: Ну, наверное, она называется “Алчевское Общество Сознания Кришны”, насколько я понимаю.

Вопрос: И у них представитель есть?

Ответ: Да, представитель их перед вами.

Вопорс: Можно немного рассказать об Алчевской организации, что …. (Махарадж смеется). Хорошо, тогда еще один вопрос: насколько взаимосвязаны интересы православных организаций типа … и Кришнаитов?

Ответ: По моему глубокому убеждению в результате изучения разных священных писаний – я изучал Евангелие, Библию, в меньшей степени Коран, но я знаком с мусульманской традицией тоже до какой степени, я знаю Буддизм, основные положения будисткой философии. Духовные принципы всех основных религий очень похожи и есть большая сфера пересечения интересов. Все религии хотят, чтобы человек стал лучше, чище и, в конце концов, в этом смысл любой духовной деятельности – чтобы сердце человека очистилось. И более того, даже методы сходны. В Православии всегда было достаточно сильным течение исихазма или повторение Имени Бога. В Росии было очень большое движение имяславцев, которых в свое время вывезли вывезли отсюда на Афоне. И мы занимаемся тем же самым, мы повторяем Святое Имя или славим Имя Бога. То есть, даже сами методы сходны. Лично я не вижу никаких принципиальных различий, котрых не позволяли бы разным духовным религиозным духовным организациям сотрудничать друд с другом, хотя я хорошо знаю, что далеко не все придерживаются такого же мнения.

Вопрос: Какими принципами руководствуются члены Общества Сознания Кришны?

Ответ: Принципы, от которых мы отталкиваемся или цель, наша главня цель – это очистить сознание, очистить сознание человека, потому что человек по природе своей духовен и из-за загрязнения сознания или из-за загрязнения сердца человека, он страдает. Это основная цель всей нашей деятельности. Принципы, которыми мы руководствуемся – это принцип ненасилия, прежде всего, мы строгие вегетарианцы, мы не признаем убийства других живых существ ради удовлетворения своих каких-то потребностей. Мы не признаем никаких наркотических средств и одурманивающих средств, даже самых слабеньких, таких как кофе, потому что мы считаем, что в конце концов любое наркотическое или стимулирующее средство мешает человеку ясно мыслить и ясно понимать. Мы достаточно строги в отношении недозволенных сексуальных отношений, то есть для людей, которые хотят стать членами нашего общества, они должны быть хорошими семейными людьми и мы не признаем азартных игр тоже. Это четыре принципа, которых придерживаются члены нашего общества. Но цель, в общем одна, очистить свое сознание.

Вопрос: Если исключить это все, то сердце очистится, или как оно очистится?

Ответ: Если исключить все это, то создадутся предварительные благоприятные услоивия для того, чтобы оно начало очищаться. Естественно, если мы употребляем мясо, в котором содержится боль, причиненная живому существу в виде нейротоксинов и много другого, то на наше сознание на тонком уровне это все влияет. Как минимум человек должен следовать этим принципам, чтобы он мог пойти дальше в своем духовном пути. Помимо этого есть духовная практика, которой мы следуем – это повторение Имени Бога, но это уже как бы следующий этап.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, как научиться ставить духовные цели. Каковы должны быть духовные цели, … видеть духовные цели?

Ответ: Все знают, что такое материальная цель, правильно? материальная цель – я вижу что-то и я хочу это, я хочу этого достичь. Духовная цель – я не вижу чего-то и я хочу этого. В этом разница между материальной и духовной целями. Но по-другому говоря, человек, когда речь идет о духовной цели, человек ставит перед собой задачу самосовершенстования. Он видит, что какое-то его качество является причиной его проблем или страданий или страданий, которые он причиняет другим. И он ставит перед собой духовную цель – изменить самого себя, чтобы в конце концов обрести более высокое и более гармоничное состояние сознания.

Вопрос: Как Вы относитесь к утверждению, что “Бог один” и что только пути к Нему разные?

Ответ: Полностью разделяю это утверждение “Бог один”. Бог только один и мы все частицы Бога и как известно, мы все созданы по Его образу и подобию и у нас у всех в связи с этим, глубоко внутри единные цели и единые идеалы и единое понимание. К сожалению, на поверхности навалено очень много, что разделяет людей и недобросовестные люди пользуются этим, чтобы людей разделять. Но на самом деле, в сущности, по природе своей, по глубинной, духовной природе, мы все с вами созданы по одному лекалу, по одному образцу и у нас одни цели. В конце концов мы хотим любви, мы хотим любить и быть любимыми, вот и все! И любовь к Богу – это самый чистый, возвышенный идеал человека. Обрести любовь к Богу и чувствовать на себе Его любовь. Но это немножечко абстрактно звучит, я понимаю.

Вопрос: Вы говорили о том, что, в принципе, человек должен заглянуть внутрь себя и конкретно есть ли у нас в сердце качества, которые нам мешают быть счастливыми, чувствовать эту любовь к Богу. А есть какие-то, например, практические советы? Меня интересует как можно человеку, понимая, что у него сердце полно зависти, как с этим можно бороться?

Ответ: Есть. Было бы странно, если бы я сказал “Нет”. Есть много практических советов и есть целая, скажем так, разработанная практика, человек может конкретно работать над каким-то конкретным качествам. Например, зависть. Зависть прямо противоположна желанию служить и совет, который дают Веды: если мы чувствуем зависть к какому-то конкретному человеку, нужно попытаться сделать ему что-то хорошее. Но есть универсальный способ решения всех проблем, основанный на понимании того, что все эти проблемы имеют один корень. Можно пытаться решать каждую проблему по отдельности, но если у них есть корень, то лучше вырвать этот корень. И Веды утверждают, что корнем всех наших проблем – жадности, гнева, зависти – является, в конце концов, наша зависть к Богу. В Библии об этом же говорится, где говорится, что мы некогда пдняли бунт на Него, отвернулись от Него, не хотим Его знать. И коренным или радикальным, кардинальным решением всех проблем человека является его попытка постепенно повернуться обратно к Богу. Мы сначала отвернулись от Него, но нам нужно повернуться к Нему.

И мы можем видеть, как во всех религиях этот рецепт действует. Люди, которые пытаются избавиться от той или иной частной болезни, они могут потратить много времени на это, но если человек решил коренную болезнь в своем сердце, а именно эгоцентризм. То, что мы отвернулись от Бога проявляется реально в виде нашего эгоцентризма, мы хотим поставить свое эго или себя самого в центр вселенной и пытаемся развернуть всю вселенную вокруг себя, сделав себя осью и прилагаем титанические усилия, чтобы мир начал крутиться вокруг нас. У нас ничего не получается и мы расстраиваемся, злимся. Естественно, большая часть людей не ставит перед собой такую глобальную задачу, но они хотят по крайней мере создать некий мирок вокруг себя, который бы крутился вокруг них. Даже это не получается. Даже в одной семье людям приходится сражаться за то, кто из них в центре, кто из них центрее. Но кардинальное решение всех проблем – это отказаться от эгоцентризма как от заведомо ложной философии или ложной предпосылки для того, чтобы быть счастливым. Люди думают, я могу быть счастливым, только если я в центре и это ошибка. На самом деле я могу быть счастливым, только если Бог в центре, Бог в центре моей жизни и Бог в центре жизни всех остальных. А мы, находясь на своих местах, служим Ему и в этой ситуации зависть, гнев, жадность, иллюзия и гордыня, они все сами отпадают за ненадобностью. Все это не более, чем … Все эти неприятные механизмы психологические, это всего лишь навсего механизмы, необходимые для утверждения нашего эгоцентрического статуса. Это всего лишь навсего инструменты для того, чтобы поставить себя в центр. Когда человек отказывается от самой концепции “я в центре”, то ему за ненадобностью уже просто отпадают все эти вещи, они не нужны ему.

Вопрос: Что значит психология альтернативная и что значит психология восточная?

Ответ: Хорошо. Альтернативная психология, любое слово альтернативная подразумевает, что это нечто, отличающееся от мэйнстрима. Мэйнстрийм, психология мэйнстрима была создана относительно недавно и основоположником ее является Зигмунд Фрейд. И мы знаем основные положения фрейдовской психологии, что человек живет ради того, чтобы наслаждаться и прежде всего наслаждаться сексуально и его предположение или представление о проблемах человека заключается в том, что человеку нужно в конце концов раскрепоститься, найти какие-то задавленные сексуальные импульсы и это решит все психологические проблемы. Вслед за Зигмундом Фрейдом, вторым большим психологом или основоположником современной прихологии был Карл Юнг. И Юнг сказал, что это неправильно, что, в сущности, гораздо более существенным импульсом человека, который движет человеком и который представляет психологические проблемы является страх или желание власти. После Юнга был Адлер. Адлер сказал, что в конце концов человек ищет смысла в этой жизни и в этом заключается его, так сказать, психологческая дисгармония, когда он не находит смысла. Это три последовательных психолога, основоположников современной психологии.

И если вернуться к истокам человеческой цивилизации, то мы можем увидеть, что психологические проблемы решались совершенно по-другому, в другом контексте на Востоке. И на Востоке изначально все эти представления уже были и они были сведены в некую единую систему и альтернативная психология по сути дела пытается понять подход, который был у древнего человека, у древних людей, людей древних цивилизаций, к решению психологических проблем. Я давал семинар в Лиге альтернативной психологии и одним из участников его был достаточно известный психолог (как его зовут, вылетело из головы, сейчас я вспомню). У него свой большой центр, в Москве он действует, у него много центров по России психологических и после лекции я спросил у него: “Как Вам, понравилось?” “Ужасно”, он сказал, “все ужасно!” Я сказал: “Неужели Вам ничего не понравилось?” Он сказал: “Нет, лекция мне понравилась. Что мне не понравилось, это то, что мы сейчас пытаемся решать, оказывается тысячи лет тому назад люди уже знали. То, над чем мы сейчас работаем, уже было известно.” Это то, что его больше всего растроило.

Вопрос: … [очень плохо слышно] … стрессе постоянном, в деппрессиях необъяснимых абсолютно. А может тоже …. не с точки зрения Американских, а …. решить…

Отвт: Можно. Потому их и не было, что люди жили по-другому и люди изначально были ориентированы по-другому в этом мире. Как я сказал, у всех этих проблем, у стресса есть один корень. У стресса, что Вы еще сказали? У депрессии, корень один. В конце концов почему человек находится под стрессом? Из-за жадности своей только. Он нагружает на себя больше, чем он может потянуть реально и возникает стресс и синдромы мэнеджмента – все это… Опять же, в контексте современной науки делается попытка решить саму проблему, не пытаясь найти корень проблемы. В ведической психологии делается попытка найти корень проблемы и решить все проблемы, которые из этого корня возникают. Можно решить стресс, об этом в “Бхагавад-гите” говорится, чтобы не было стресса не нужно привязываться к плодам своего труда, нужно действовать без привязанности, действовать активно, но при этом не становиться рабом своего успеха будущего. Если я не буду рабом своего успеха, то я не буду находиться под постоянным стрессом. И успех придет, успех придет гораздо более еффективный и гораздо больше, но я не должен заранее, так сказать, помещать себя в состояние стресса, гонясь за этим успехом.

Вопрос: А такое отношение, оно не скажется на качестве труда?

Ответ: Никоим образом. Это опять же, поверхностное, не совсем правильное, поверхностное понимание такого отношения. Такое отношение означает, что человек гораздо более тщательно относится к самому труду. Меня интересует не столько результат труда, который перестает быть моей главной целью, сколько сам процесс, в который я вкладываю все свое сердце. Он для меня является самоцелью. Люди разучились это делать. Разучились жить так, чтобы наслаждаться тем, что они делают. Они стали рабами результатов. И эти результаты в конце концов поглащают их, пожирают их. Наоборот, такой человек, когда он что-то делает, он пытается сделать это как можно лучше.

Вопрос: Вы говорили о том, что нужно служить не себе, не своим каким-то целям, а служить Богу. Как это практически сделать?

Ответ: Я почему задумался – не потому что я не знаю ответа на этот вопрос, а потому что я пытаюсь понять как это сформулировать так, чтобы это было понятно. В конце концов Бог, являясь изначальным разумом, породивший этот мир, проявляется во всем, что мы видим вокруг. В каком-то смысле, можно утверждать, что Бог есть все. На санскрите этот афоризм звучит сарва калм идам брахма – все есть Бог, все есть дух. И если мы поняли присутствие Бога во всем сущем, то служение всему, чему бы то ни было – потому что служение должно быть конкретным, иногда люди говорят красивые фразы, но мы видели, что обычно красивые фразы не устраивают людей. Я, к сожалению, не знаю Вашего имени, патриотка Алчевска все время спрашивала “А что конкретно люди в Алчевске получат от этого?” Потому что служение должно быть конкретно, правильно? Оно должно принимать какие-то явные, конкретные, ощутимые, осезаемые формы. И если мы поняли, что Бог есть все и присутствует в том или ином виде во всем, то служение любому проявлению этого мира с пониманием того, что оно связано с Богом, будет служением Богу. Если мы просто пытавмся служить людям, не понимая что они связаны с Богом, то это не будет служением Богу, это будет благотворительность, которая может дать, а может не дать хороших результатов. Если мы, служа человеку, понимаем, что он часть Бога, что он связан с Богом и что служа ему, мы служим Богу, то тогда это будет служением Богу.

Вопрос: То есть можно понять, что человеку все дано Богом – и семья, работа… если с мыслю о Боге и хорошо выполнять свои обязанности, это уже будет служением Богу?

Ответ: Да, в конечном смысле это будет служением Богу. Если я очень хорошо понимаю. И в самой “Бхагавад-гите” сам этот принцип служения Богу формулируется очень просто: думай обо Мне.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, Вы сказали, что Вы не против никакой другой веры. Можно ли сделать из этой беседы такие выводы, что люди все разные и пути к Богу тоже разные и что не имеет значения в итоге каким путем человек пришел к Богу – то ли путем кришнаитства, православия или мусульманства? Важно то, чтобы человек все-таки в итоге пришел к Богу и что сама религия, вера – это истинная вера в душе человека, это добро, это работа над самим собой и каким путем человек пришел к Богу не имеет значения?

Ответ: Можно сказать так и я бы с удовольствием подписался под этим утверждением. Единственное, что меня, может быть, в нем не устраивает – это то, что оно, на мой взгляд оно чуть-чуть упрощает ситуацию. Каким путем человек к Богу пришел неважно, лишь бы он пришел – с этим я полностью согласен. Другое дело, что на мой взгляд даже путь один, потому что православие объясняет человеку, что он должен служить Богу и оно закладывает в человеке эту идею преданности Богу или служения Богу. Мусульманство говорит о том же самом, там есть идея преданности Богу, верности Богу. Само мусульманство значит “верный”, “преданный”. Мы говорим о том же самом, наш путь называется “бхакти” и “бхакти” значит служение Богу, преданность Богу, верность Богу.

К сожалению, очень часто, когда люди берут религию, они понимают под этим так же другие вещи и эти другие вещи или использование религии в других целях не приближает человека к Богу, а удаляет. Если мы согласимся на том, что сущность любой религии – это служение Богу и преданность Богу, любовь к Богу, в конце концов, то тогда ритуальные детали перестают играть существенный смысл, они всего лишь навсего становятся формой проявления этой любви.

Вопрос: …. то ли православие, то ли …

Ответ: Конечно, безусловно, любой праздник – православный или мусульманский – застаавляет человека думать о Боге, заставляет человека возвращаться к Нему мыслями и пытаться понять, что он должен делать в отношении к Нему.

Вопрос: Террористы-смертники считают, что самый короткий путь к Богу – это теракт?

Ответ: Именно это я имел в виду, когда говорил, что меня не совсем устраивает это утверждение, потому что оно немножко упрощает, что есть люди, которые думают, что они идут к Богу, но тем не менее они отдаляются от Бога, а не приближаются к Нему.

Вопрос: …

Ответ: Поэтому я сказал, что мало просто сказать формальную принадлежность религии – мусульманство, христианство – потому что есть огромное количество интерпретаций этой религии или этой практики, часть из которых является полностью демоническими или богопротивными, человеконенавистническими. И поэтому я сказал, что лучше сказать о сущности религии. Если мы соглашаемся с тем положении, что сущность религии в том, чтобы служить Богу, обрести любовь к Богу и через любовь к Богу обрести любовь ко всему творению, то тогда я согласен с этим утверждением. Если мы будем принимать какие-то конкретные религиозные формы, возникшие в не совсем чистом уме людей, в частности в уме людей, которые придерживается философии вахабизма, что только есть одна религия и все остальные, которые не принадлежат к этому, их нужно убивать, то я не согласен с этим, именно это я имел в виду.

Вопрос: Я неоднократно слышала о том, что из всех религиозных течений, сект, конфесий, которые существовали в Советском Союзе, Коммитет Госсударственной Безопасности особо контролировал, особо интересовался и особо боялся Общества Сознания Кришны. Насколько это отвечает действительности и почему?

Ответ: Я никогда не служил в Коммитете Госсударственной Безопасности, поэтому мне трудно сказать, особо они нас боялись или не особо. То, что там был создан особый отдел, котрый занимался кришнаитами – а кришнаитов тогда во всем Советстком Союзе насчитывалось максимум 150 человек и при этом был создан отдельный отдел КГБ, который конкретно занимался кришнаитами и из этих 150 человек 60 были посажены в тюрьмы, в лагеря или психиатрические клиники – это все свидетельствует о том, что они были обеспокоены. На моем опыте я могу сказать, что они были обеспокоены, потому что эти люди пришли ко мне в институт мой и я увидел своего научного руководителя, который был белее бумаги и он сказал: “К тебе пришли” и с некоторым удивлением посмотрел на меня. И два человека пришли, чтобы обрабатывать меня и чтобы как-то заставить меня служить на них. И моя единственная мысль – а я изнутри немножко знал движение, я видел, что это кучка людей, горсточка людей, которая в общем-то не связана никакой организацией, ничем и тут вдруг такая сила, махина начинает сражаться с ними. Это все меня самого лично заставило гораздо более серьезно относиться к первым кришнаитам. Я тогда, честно говоря, очень несерьезно относился. На самом деле, я считаю полковника КГБ Белопотапова одним из своих учителей, который меня натолкнул на путь духовный, потому что он своим серьезным отношением к этому сделал меня серьезнее (смех).

Вопрос: Нам, к сожалению, пора заканчивать, но у меня еще один вопрос как бы финальный. Скажите, ну давай еще, финальный и потом еще один … Меня вот какой вопрос интересует. В общем-то написаны сотни добрых книг, у каждого из нас были возможности услышать человека, который открывает истины какие-то, может научить жить … иногда мы не соглашаемся, но тем не менее эти рецепты мы слышали и видели неоднократно. Почему человек не понимает этих рецептов или не следует им?

Ответ: Лень, которая родилась раньше нас. Человек больше всего на свете не хочет меняться. К сожалению, это одна из основ психологии человека. Человек готов делать все, что угодно, лишь бы не меняться и особенно не менять какие-то глубинные слои своей психики. Он готов поменять что-то на поверхности и особенно, когда его клюнет жаренный петух, что-то случается с ним, но меняться внутри люди не хотят и они готовы пользоваться даже духовной или религиозной практикой, чтобы не меняться. Как правило, религиозная практикой в этом мире пользуются как ширмой: “Отстаньте от меня, у меня все в порядке.” У меня есть внешние аттрибуты, я соблюдаю какие-то внешние праздники или еще что-то, человек не хочет меняться, боится меняться, человек предпочитает идти по пути наименьшего сопростивления в этом мире и все это качества, которые не позволяют человеку услышать до конца истину, которая есть – и в Библии, и в Евангелии, и в Коране и в “Бхагавад-гите”. Ко мне “Бхагавад-гита” пришла в тот период, когда я очень глубоко внутри понимал, что что-то нужно изменить, я не мог жить как раньше, я не мог жить как раньше, у меня было на фоне внешнего благополучия огромное внутеннее благополучия, ощущение внутреннего неблагополучия. Когда я прочитал эту книгу, я понял один единственный момент. Я ничего не понял из этой книги, единственное, что я понял – что со мной говорит очень мудрый человек, очень глубокая истина в этой книге изложена и дальше – как раньше я жить не могу. Если я принимаю эту истину, я должен поменять свою жизнь. И собственно с этого началось мое путешествие, которое продолжается до сих пор.

Вопрос: Я хотел бы задать вопрос, какие-то практические реккомендации по нашему проекту строительства, для нас это дело новое, у Вас может быть есть опыт. Может быть Вы могли бы уберечь от каких-то ошибок …

Ответ: Что касается практических вещей, то сама по себе восточная философия и восточная психология имеет огромную массу реальных, практических приложений. Например, в Москве действует знаменитый центр реабилитации наркоманов под руковоством внука Самуила Яковлевича Маршака и он сам был в свое время наркоманом, он сам излечился и целиком вся деятельность этого центра основана на практиках йоги и медитации. В том числе на каких-то практиках, связанных с той традицией, которой я следую лично. Иначе говоря, есть огромное количество различных практических приложений, которые может дать ведическая философия для оздоровления внутреннего, что ли климата или внутренней экологии человека. Что касается ошибок, которые можно совершить на этом пути, то самая главная ошибка, которую мы можем сделать – это не делать то, что мы заявили, нужно очень четко понять, что если мы заявляем что-то, то мы должны делать. Если мы говорим, что наша организация будет служить людям и целям благотворительности, то нужно ее делать именно таким образом, строить работу так. И тогда все придет, успех придет и средства придут, не будет никакого недостатка во всем этом. Главную ошибку, которую может сделать человек – это не следовать тому, что он сказал. Иначе говоря, человек должен быть честным в своей деятельности и в своих принципах. Если этот принцип будет соблюден, то все остальные, даже небольшие ошибки, они будут простительны. Если этот принцип не будет соблюден, то тогда все разрушится.

Вопрос: Спасибо за все, спасибо господам журналистам. Они, к сожалению, видимо все-таки пребывают в стрессе … общаться на духовные темы, я думаю, что могут быть, в общем-то, какие-то изменения произойдут. Ну да, люди конкретные, люди дела. Спасибо, нам очень приятно было пообщаться. Мы надеемся, что это будет …

Ответ: Спаси вам больше, спасибо.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.