Диск 94, л. 9
Аннотация:
Как решить все свои проблемы. О необходимости духовной жизни и первых шагах на этом пути.
Объяснение того, что материальное тело, гуны и привычки пришли к нам из предыдущей жизни и результат которых — искаженный ум или видение. Враги не снаружи, они внутри. Цитата из Эйнштейна. Человек — самое опасное животное. Пример неправильного использования разума — об Аюрведической и аллопатической медицине; об Абрамовиче; о Дали. Полное отождествление с телом и умом. Нужно жить сейчас, а не в будущем. Для этого нужно победить этих врагов. Способ — принять помощь от носителя высшего разума, то есть духовного учителя. Проблема в том, что человек не признает необходимость этого. Найти истинного духовного учителя — самая большая удача в мире (аналогия Шрилы Прабхупады с черепахой в океане и доске с отверстием). Притча про гуру и ученика, который хотел научиться мудрости. Почему даже после наставлений мы не меняемся? Нужно получить силу от духовного учителя, используя разум.
***
У меня было сегодня несколько встреч здесь, в Алчевске, которые навели меня на некоторые размышления. Мне хотелось сегодня вместе с вами поговорить и подумать о том, как человек может решить все проблемы своей жизни. Поэтому я прочитаю один текст из 15 главы седьмой песни “Шримад-Бхагаватам”. Пятнадцатая глава описывает устройство идеального общества, она описывает каким образом должно быть устроено общество, чтобы человек духовно развивался, чтобы человек улучшался, чтобы он не стоял на месте. Потому что, в конечном счете, человек никогда не может быть удовлетворен просто материальной деятельностью.
Я встречался сегодня с одним человеком, он сказал мне, что: “У меня все есть и все бессмысленно, никакого смысла в этом нет. Я суечусь, суечусь, а какой результат, каков итог этого всего?” Человек должен таким образом строить свою жизнь, чтобы все то, что он делает, возвышало его и приближало его к конечной цели. Он должен исполнять свои материальные обязанности и жить хорошо в этом мире, но одновременно с этим он должен искать высший смысл. И мне хотелось поговорить об этом сегодня, как его найти и как стать счастливым здесь настолько, насколкьо это возможно. Даже в городе Алчевске это возможно.
Я прочту два стиха из 15 главы седьмой песни “Шримад-Бхагаватам”. Глава называется “Наставления для цивилизованных людей”. Разумеется, каждый из вас подумал, что это для нас (смех), но … посмотрим. 43-44 стихи:
раго-двешаш ча лобхаш ча
шока-мохау бхайам мадах
мано ‘вамано суйа ча
майа химса ча матсарах
раджах прамадах кшун-нидра
шатравас тв евам адайах
раджас-тамах-пракритайах
саттва-пракритайах квачит
В этих стихах описываются проблемы, с которыми сталкивается каждый из нас. И потом, в следующем стихе будет дано решение для всех этих проблем, всех разных.
Перевод: Когда душа находится в материальном теле, ее представления о жизни оскверняются страстью и невежеством, проявляющимися в виде привязанности, враждебности, жадности, скорби, иллюзии, страха, безумия, самомнения, оскорблений, выискивание недостатков, лживости, зависти, нетерпимости, страсти, замешательства, голода и сна. Все это – враги обусловленной души. Бывает также иногда, что ее мировосприятие оскверняется гуной благости.
КОММЕНТАРИЙ: Истинная цель жизни состоит в том, чтобы вернуться домой, к Богу, однако на пути к этой цели есть много препятствий, создаваемых тремя качествами материальной природы — то есть иногда это может быть сочетанием раджо-гуны и тамо-гуны, то есть гун страсти и невежества, а иногда препятствием может стать гуна благости. Даже для тех, кто трудится на благо нации или общества и кого в материальном мире считают хорошими людьми, даже их представления о жизни становятся помехой духовного развития. Куда более серьезными препятствиями на духовном пути являются жадность, злоба, иллюзия, скорбь и чрезмерная привязанность к материальным наслаждениям. Чтобы ради собственного же блага достичь подлинной цели —Вишну, — человек должен обладать немалой духовной силой, которая позволит ему преодолеть все эти препятствия и трудности. Иначе говоря, нельзя привязываться к существованию в материальном мире, неважно, в качестве хорошего или в качестве плохого человека.
По сути дела, в этом мире нет разницы между «хорошим» и «плохим», поскольку и то, и другое состоит из трех качеств материальной природы. Нужно превзойти даже этот уровень. Ведические обряды и те относятся к сфере действия трех гун. Поэтому Кришна говорит Арджуне:
траигунйа-вишайа веда
нистраигунйо бхаварджуна
нирдвандво нитйа-саттва-стхо
нирйога-кшема атмаван
«В Ведах, или в священных писаниях, говорится о деятельности в трех гунах материальной природы. Поднимись же над этими гунами, о Арджуна. Перестань зависеть от всех проявлений двойственности, избавься от стремления приобрести или сохранить что-либо в этом мире и таким образом постигни свое истинное «Я». В другом месте «Бхагавад-гиты» Господь говорит: урдхвам гаччханти саттва-стхах — тот, кто стал очень хорошим человеком, то есть поднялся до уровня гуны благости, может вознестись на высшие планеты. Тот же, кто заражен раджо- гуной и тамо-гуной, останется в этом мире или опустится до состояния животных. Однако, под влиянием какой бы гуны человек ни находился, это мешает ему обрести духовное освобождение. Шри чайтанья Махапрабху поэтому говорит:
брахманда бхрамите кона бхагйаван джива
гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа
Если человеку посчастливилось выйти из-под власти надуманных представлений о хорошем и плохом и если по милости Кришны и гуру он поднялся на уровень преданного служения, значит, что его жизнь увенчалась успехом. Только очень смелый человек способен победить упомянутых в этом стихе врагов сознания Кришны. Поэтому нужно смело распространять сознание Кришны, не обращая внимания на представления о «хорошем» и «плохом», бытующие в материальном мире.
******
Пока мы живем в материальном мире и пока у нас есть материальное тело, гуны страсти, невежества и благости будут влиять на нас. Они пришли вместе с нами из прошлой жизни. В каждой жизни человек развивает привязанность к определенным свойствам этой природы или материи. И если в этой жизни я веду образ жизни саттвичного человека, в следующей жизни я рожусь в обстановке саттвы или благости и буду сам саттвичным человеком. Если в прошлой жизни я был тамасичным человеком, моя жизнь будет продолжаться тем же самым узором. Жизнь человека продолжается, душа вечна. Душа рождается все время в теле и тело является проводником наших привязанностей, которые мы развили в прошлой жизни. В каждой жизни мы развиваем привязанность к какому-то вкусу или к какому-то наслаждению и эта привязанность тянется за нами и преследует нас. Даже в этом мире мы можем почувствовать это, если человек развил в себе привязанность к какому-то наркотику, то эта привязанность будет тянуться за ним, преследовать его и губить его. Эта привязанность будет идти за ним по пятам. Из жизни в жизнь душа переносит с собой в тонком виде этот груз тяжелый привязанностей и вместе с этим грузом она переносит различные свойства ума, которые призваны помочь ей достичь того, вкуса, который она здесь ищет. Мы все хотим наслаждаться и ум дан нам для того, чтобы помочь наслаждаться так, как мы хотим. И каждый думает, что моя концепция наслаждения или мои представления о наслаждении или счастье в этом мире уникальны: “Я самый лучший, я самый умный и я добьюсь того, чего я хочу!”
Но в результате этого возникает ум у человека искаженный, извращенный. Ум, в котором находятся все эти враги. Так как мы были привязаны к этим гунам страсти и невежества, вместе с этой привязанностью, в наследство, нам достались враждебность, жадность, скорбь, иллюзия, страх, безумие, самомнение, оскорбления, выискивание недостатков у других. У кого все эти качества есть? С чем вас и поздравляю! (смех) И человек живет с этим грузом, это то, что нам досталось по наследству, мы не отдаем себе отчета в этом. Мы сердимся на кого-то или чувствуем зависть к кому-то, мы не знаем почему мы чувствуем зависть к этому человеку, мы не знаем почему вдруг, в какой-то момент, на нас нападает депрессия и депрессия эта мучает нас и для человека жизнь становиться пресной. Те, кому довелось пережить депрессию знают, что вдруг, непонятно почему, в какой-то момент жизнь превращается во что-то очень утомительное, нет никакого вкуса в этом. Человек просыпается с тоской, засыпает с таской и тоска эта давит на него. И все это пришло к нам непонятно откуда. А, понятно откуда – мы сами так или иначе заработали все это.
Человек пытается решить все эти проблемы. Очень смело, отважно он думает: “Я буду сражаться! Я побежу!” Но обычно он думает, что враги, которые мешают ему быть счастливым, где находятся? (ответ: вовне) Да, вот их сколько! (смех) Каждый норовит помешать мне жить так, как я хочу! Мы обычно ревнуем к людям, которые нас окружают. Как есть хорошая поговорка, хороший совет для юношей, которые хотят жениться на девушке. Совет такой: если хотите узнать о недостатках вашей невесты, похвалите ее перед ее подругами (смех) и вам расскажут! Люди живут в этом обществе и все завидуют друг другу. И все пытаются помешать друг другу наслаждаться так, как им хочется. По крайней мере у нас складывается такое впечатление. Мы думаем, что от счастья нас отделяет немного, нам нужно только устранить всех людей, которые мне мешают в этом! Или какие-то другие внешние препятствия. Здесь, в этих стихах, говорится, что враги ваши где находятся? (ответ: внутри) Внутри. Враг ваш – это ваш собственный ум с качествами, которые вы принесли из прошлой жизни.
Сегодня я цитировал Эйнштейна – это моя любимая фраза из Эйнштейна — Эйнштейн говорит: “Самое большое заблуждение человечества – это представление о том, что человек может решить проблему, созданную его собственным умом, с помощью того же самого ума.” Его ум создает проблемы, постоянно. Но человек при этом не унывает, мы все с вами энтузиасты по природе, мы все думаем: “Ничего, создали проблему – решим!” И решая эту проблему, создаем новую проблему, больше чем та, которую решали. Но человек не унывает все равно, он говорит: “Мы и эту проблему решим!” И тем временем он создает новую проблему, и новую и новую проблему. И ничего другого, в принципе, ожидать невозможно. Потому что инструмент, с помощью которого человек решает проблемы, деффектен. И он решает проблемы с помощью ума, но одновременно с этим он создает попутно новые проблемы и новые проблемы. И снежный ком проблем катится, катится, пока он не хоронит под собой человека. И человек думает: “Ну, ничего, в следующей жизни решим все эти проблемы!” Кришна говорит: “Да, попробуй. У тебя есть этот замечательный инструмент.” Беда в том, что люди не по назначению используют ум, который им дан. Если мы присмотримся, то мы поймем, что человек – это единственное живое существо, которое в принципе способно нарушать законы природы. Ни одно другое живое существо на это не способно. Бог создал человека с особой способностью – нарушать законы природы. Как по-вашему, зачем? Лиса не может нарушать законы природы. Она кушает курей и еще ей попадается и, в общем-то, выполняет свою роль в природе. Волки выполняют свою роль, воробьи выполняют свою роль, — все гармонично, никто ничего не нарушает! Любые беспокойства и дисгармония в природе возникает только из-за одного вида жизни биологической, он называется Homo sapiens, что значит человек разумный.
В Кьольне, по-моему, есть зоопарк и в этом зоопарке есть мног-много разных клеток с животными и есть отдельное помещение, где собраны самые опасные виды – леопарды, пантеры, тигры, львы. Это в самом конце, после того, как люди посмотрели на змей, на бегемотов, на всех остальных, они идут в самые опасные виды. И в самом конце самых опасных видов перед самой последней клеткой написано: “В самой последней клетке Вы увидите самое опасное животное.” Человек подходит к самой последней клетке и там стоит зеркало (смех). Потому что это факт. Мы сами – самое опасное животное на земле! Кто разрушает мир? Признайтесь. Человек разрушает мир. Но человеку дан ум, с помощью которого он может разрушать мир. Никому другому такого ума не дано. Почему? Кто-то из вас задумался, почему? Может быть, это ошибка Бога, может Он просто не додумал чего-то? Нет, на самом деле Он дал человеку ум … почему, по очень простой причине, потому что ум этот все остальные виды жизни, следуя своей природе, не нарушая законов природы, не внося дисгармонию и дисбаланс, с одной стороны безвредны, но с другой стороны бессмысленны. Потому что они свою природу не могут преодолеть. Человеку дан ум не для того, чтобы он разрушал природу и нарушал природу свою. Не для того, чтобы он жил вопреки своей природе, а для того, чтобы он мог свою низшую природу преодолеть. В этом разница между человеком и животным. Человек может понять высший закон, он может следовать своей собственной природе, но этого мало. Если человек просто будет следовать своей природе и жить в гармонии с этим миром, этого еще мало.
Веды объясняют как человек должен жить, чтобы быть счастливым, как нужно строить семейную жизнь, чтобы быть счастливым, как нужно заниматься бизнесом, чтобы быть счастливым, как поддерживать здоровье свое, чтобы быть счастливым в физическом отношении. Есть идеальная наука, Аюрведа, которая в течении тысяч лет помогала человеку гармонично соблюдать свое здоровье, сохранять здоровье. Теперь, за последние сто лет изобрели аллопатическую медицину и эта аллопатическая медицина стремительными темпами уничтожает последние остатки здоровья у людей. Людей пичкают химией. На самом деле, наверное, вы не знаете, но это результат заговора определенного. В течении тысяч лет люди лечились себя лекарственными средствами и Бог позаботился обо всем, Бог идеально создал эту природу.
В “Хитопадеше” есть замечательный стих, подумайте над ним как-нибудь на досуге. Там говорится: “Тот, кто сделал лебедя белым, попугая зеленым, а павлина пестрым, позаботится и о тебе!” Все гармонично. Лебедь красивый? Белоснежно белый. Тот, кто его белым сделал, о вас тоже позаботится. Тот, кто попугая зеленым сделал, тот, кто павлина пестрым, тот, кто каждому дал свою природу, позаботился. В другом стихе говорится, что тот, кто поместил молоко в грудь матери, когда ребенок родился, он тоже позаботится о тебе. Иначе говоря, ребенок еще не родился, а молоко уже есть, причем не просто молоко. Сначала там есть молозиво, все то, что нужно ребенку в первые минуты жизни, там есть. И все то, что нужно нам для того, чтобы жить счастливо, есть, Бог дал нам это. Есть лекарственные растения, чтобы соблюдать здоровье и в течении тысяч лет люди были счастливы и они лечили себя с помощью лекарственных растений. В какой-то момент в Америке люди подумали: “Это не выгодно, бизнес нельзя сделать.” Все беды идут из Америки – это понятно. Но на самом деле, все беды идут из нашего сердца, из сердца, оскверненного жадностью. Что случилось в Америке где-то примерно полторы сотни лет тому назад – несколько людей собралось и решили делать бизнес на лекарствах. Они сказали, что на травяных лекарствах бизнес не сделаешь, нужно делать бизнес на химических лекарствах. И что они сделали – они открыли свои собственные медицинские институты и начали учить студентов тому, как прописывать химические лекарства. Одновременно они стали выделять активные действующие вещества из этих растений и объявили вне закона всю травяную медицину, стали преследовать, сажать в тюрьму тех, кто практиковал. И за несколько десятков лет новая область промышленности, химическая фармацевтическая наука, которая должна избавить нас от всех болезней, проявилась. И до сих пор людям на самом деле на западе, врачам платят за то, чтобы они прописывали новые средства – дорогие, химические и полностью отравляющие человека.
Это один из примеров того, как человек неправильно пользуется своим умом, очень просто. Человек пользуется своим умом не для того, чтобы жить в гармонии с миром. Более того, это всего лишь первый шаг. Здесь Шрила Прабхупада объясняет, что первый шаг – человек должен понять, как жить в гармонии с миром, какова моя природа и какой дхарме я должен следовать, что я должен делать как человек. Но этого мало. Наш развитый ум дан нам для того, чтобы мы могли подняться выше. Здесь говорится, что гуны страсти и невежества, эти качества, страсть и невежество, очевидным образом порождают препятствия в человеке. Страсть порождает что? Жадность. Если у меня есть страсть, то у меня будет жадность. Жадность будет заставлять меня что делать? Я буду да, завидовать, я буду завидовать, я буду пытаться приобретать все больше и больше, неразумно совершенно. И потом я буду тратить это совершенно глупым образом.
Я периодически захожу в интернет и смотрю, что делает Абрамович. Недавно он купил, для того, чтобы наслаждаться, подводную лодку. Ему уже мало наслаждаться на земле, ему надо наслаждаться под водой! Эта подводная лодка оборудованна золотой ванной, он спустится под воду и будет сидеть в ванной (смех). Зачем? Непонятно. Человек не знает, что делать вообще. Жадность есть, жадность безгранична. Даже если у человека будет все в этом мире, он все равно будет неудовлетворен, все равно жадность будет заставлять его совершать какие-то глупые, экстравагантные поступки.
И страсть и невежество очевидным образом порождают в человеке дурацкие качества, от которых он сам страдает. Причем, если вы заметили, когда эти качества становятся нашей природой, мы не в силах с ними совладать. Может человек с жадностью совладать? Не, он жадный, правильно? Жадный я! Как с этим совладать? Невозможно. Потому что человек полностью отождествляет себя со своим умом и со своим телом. Он приобрел эти качества из прошлой жизни. И даже если он понял, что это проблема, даже если он понял, что это портит ему жизнь, как он может избавиться от этого? Человек не может избавиться даже от привычки курить – дурацкая привычка, идиотская, что в этом хорошего?! Дым глотать! Все люди знают – от этого рак бывает, от этого бывает все, что угодно, ничего хорошего нет. Человек не может от этого … Марк Твен говорил, что: “Бросить курить – очень легко. Я делал это много раз.” (смех) Человек не может отделить себя в принципе от привычек, которые он приобрел, он становится рабом этого. Он приобрел какой-то вкус. Да, говорят, что в сигаретах есть какой-то вкус, и приобрести вкус несложно – к любой гадости можно приобрести вкус. Нужно просто ее регулярно употреблять и в какой-то момент это понравится. Ум человека так устроен – никаких проблем нет, если вам захочется привязаться … Знаменитый художник, Сальвадор Дали, он в конце своей жизни приобрел особый вкус к испражнениям. Это, так сказать, кульминация его карьеры великой. Сначала рисовал безумные картины, в конце концов … Это факт, это не оскорбление, это просто реальный факт, его просто очень интересовало как-то у него развилось особое пристрастие. Угадайте, кем он родился в следующей жизни. Есть особый вид жизни, который может это делать не стесняясь, не боясь быть осужденным в своем маленьком обществе. Да, правильно. Кришна даже об этом позаботился. Если у вас будет особая склонность к этому…
Человек может родится в любом виде. Но разум человеку дан не для этого. Разум человеку дан для того, чтобы он мог, тем не менее, преодолеть свою низшую природу. Преодолеть все те привычки, которые он принес с собой, не для того, чтобы он накапливал их, не для того, чтобы он расширял их, не для того, чтобы он растрачивал свою жизнь напрасно, а для того, чтобы он мог отделить себя от всех этих привычек, рабом которых он стал. Он должен почувствовать, что, в сущности, я свободен. Разум человеку дан именно как инструмент его свободы. И если человек пользуется своим разумом правильно, то он может быть свободен, он может быть счастлив, независимо от обстоятельств. Он может быть счастлив в любых ситуациях своей жизни.
Сегодня я говорил с этим человеком, с которым я встречался, о Бхакти Тиртхе Махарадже, который приезжал в Алчевск и это одно из самых сильных впечатлений в моей жизни – когда я увидел его умирающим, его тело было изъедено раком, он похудел на много-много килограмм и при этом более счастливого человека я не видел в своей жизни! Он был абсолютно, полностью, непритворно счастлив! Почему? Потому что он правильно пользовался своим разумом. Разум – это способ обрести свободу от порабощающего влияния внешних обстоятельств, для этого нам дан этот разум. И человек может, если он правильно воспользуется своим разумом, этого состояния достичь. Сейчас он, к сожалению, пользуется своим разумом для того, чтобы все глубже и глубже погрузиться в рабство, в свою зависимость от внешних обстоятельств и думает, что это счастье, что я сейчас буду счастлив, вот-вот, завтра, послезавтра, скоро, в будущем. Вы заметили, да, что мы все время думаем, что моя настоящая жизнь еще не началась, что мне чуть-чуть, немного еще надо и вот там – да, да, когда-нибудь… Политики этим пользуются хорошо, они говорят: “Да, в будущем все будет хорошо!” И люди думают: “Да, да…” “Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме! Ки! Джая!” Человек всегда пытается жить в будущем, пытается стать счастливым в будущем и лишает себя возможности стать счастливым сейчас. А счастливым можно быть только сейчас, в будущем им нельзя быть. Кто хочет стать счастливым сейчас?
Для этого, как говорится здесь, в этом стихе, человек должен победить этих врагов. Для этого человек должен победить врагов, которые не вне нас, а внутри нас. И он может победить этих врагов не сам. Сам он их не может победить. Потому что, чтобы победить этих врагов … Люди иногда чувствуют это, чувствуют, что им нужно избавиться от этих вещей, они чувствуют, что им нужно так или иначе победить свою низшую природу, победить привычки. Но как они ни стараются, они не могут этого сделать. По очень простой причине. Почему? Потому что какой инструмент у нас есть, чтобы победить свою природу? Тот же самый ум, а в нем уже заложены эти деффекты. Это все равно, что Барона Мюнхаузена тащить себя из болота. Говорят, Барон Мюнхаузен вытащил, но он – единственное исключение (смех). Никого другого в истории не было, никто не смог себя вытащить сам за волосы из болота. В норме, в такой ситуации человек гибнет. Или что ему нужно? (Ответ: помощь) От кого? О того, кто не тонет в том же самом болоте. Если мы попытаемся прибегнуть к помощи соседа, тонущего рядом, поможет он нам? Если мы будем друг друга за волосы тащить? Он меня, а я его. Нет, даже это не поможет. Здесь Шрила Прабхупада ставит эту задачу о том, что человек должен подняться над качествами, которые он приобрел в результате своего собственного соприкосновения с материальной природой. В “Бхагавад-гите” это объясняется:
пурушах пракрити-стхо хи
бхункте практрити-джан гунан
каранам гуна-санго сйа
сад-асад-йони-джанмасу
Человек соприкасается с гунами, бхункте практрити-джан гунан, он наслаждается счастьем, которое порождает эти гуны и в результате этого он рождается снова и снова в разных видах жизни – в хороших и плохих. И иногда люди говорят: “Хорошо, я все понял, я буду хорошим человеком!” Шрила Прабхупада смеется над этим в комментарии. Иногда люди говорят: “Давайте, хорошо, я все понял, надо мне быть хорошим человеком. Я не буду завидовать, я буду благостным человеком.” Поможет это? Нет. Даже хорошие люди в конце концов всех проблем в своей жизни не решают. Даже искренние люди, которые хотят действительно помочь другим как-то улучшить свое материальное существование … есть много филантропов, есть много замечательных людей, которые действительно хорошие. Но в конце концов они ничего не решают и более того, обычно они кончают свою жизнь в отчаянии. Почему они кончают свою жизнь в отчаянии? Потому что они понимают: “Я был хорошим и зря! Ничего не получилось. Ничего хорошего из того, что я был хороший, не вышло! Рядом со мной был кто-то плохой и он прожил более счастливую жизнь, а я был хороший!” И он думает: “Может, в следующий раз можно попробовать быть плохим.”
И так далее, люди крутятся в этой карусели бессмысленно, без особого результата. На самом деле человеку нужно целиком вырваться из этого и для этого ему нужно в каком-то смысле абстрагироваться от своего ума, это единственный способ. Ему нужно посмотреть не просто на себя со стороны, ему нужно посмотреть на свой ум со стороны. Чтобы решить свои проблемы, человек должен как минимум быть объективным. Как он может быть объективным? Никак, мы субъективны по природе своей. Оно есть способ. Кто-то хочет узнать этот способ? Есть способ, способ простой. На самом деле человеку, чтобы посмотреть на себя со стороны и решить все свои проблемы – и в этом суть 15-ой главы седьмой песни “Шримад-Бхагаватам”, которая называется ”Наставления цивилизованным людям”. И тут как раз и становится понятно кто цивилизованный человек, а кто нет. Потому что, когда говорят “цивилизованный человек”, мы сразу думаем: “Это я!” Когда говорят “хороший человек”, мы сразу думаем: “Это я!” Когда говорят “независтливый человек”, мы сразу думаем: “Это я!” Так вот, здесь говорится “цивилизованный человек”, но имеется в виду не мы. Потому что главное наставление в этой главе, главное наставление цивилизованному человеку, … Цивилизованный человек – это тот человек, который правильно пользуется своим разумом. Чтобы правильно воспользоваться своим разумом, человек должен прибегнуть к помощи Высшего Разума. И помощь Высшего Разума в нашей конкретной реальности проявляется в виде помощи духовного учителя. Человек, чтобы решить свои проблемы, чтобы посмотреть на себя со стороны – очень просто – для этого ему нужно просто обрести духовного учителя и тогда он будет смотреть на себя с точки зрения духовного учителя. И что он увидит? Он увидит достаточно неприглядное зрелище, которого раньше он не видел. Все это было в нем, но он не видел это, потому что это было его. Теперь он посмотрел на себя с точки зрения духовного учителя и ему стыдно стало. Он посмотрел на себя в каком-то смысле с точки зрения Бога. Шрила Прабхупада недаром назвал наше общество Обществом Сознания Кришны. У этого утверждения или у этой фразы, выражения, есть глубокий смысл. Одно из них, сознание Кришны значит я сознаю Кришну – это значит, что я смотрю на все с точки зрения Бога. В Христианстве есть хороший принцип: предстоять перед Богом. Человек должен внутри, в сердце своем предстать перед Богом, стоять перед Ним, как бы смотреть, в том числе и на себя, с точки зрения Бога. И я реально смогу это сделать только тогда, когда передо мной будет живой духовный учитель. В противном случае я буду обманывать сам себя. В противном случае я всегда буду говорить: “Я цивилизованный человек”, правильно? “Я хороший человек, чего вам надо от меня? Отстаньте!”
Проблема заключается в том, что человек готов делать все, что угодно, кроме одной вещи – кроме того, чтобы менять себя. Все остальное мы готовы делать. Мы готовы нарядиться в какие угодно одежды, надеть на себя какие угодно аттрибуты, делать какие угодно обряды, только бы не менять себя! Люди очень часто даже религией пользуются только для того, чтобы ничего не менять в своей жизни. Если преданный подходит к какому-нибудь человеку на улице, человек что говорит обычно? “Отстаньте от меня, я православный.” Его утверждение “Я православный” значит … Он вспомнил об этом только тогда, когда к нему подошел кто-то (смех). Он боится. Мы боимся. Не он боится – мы боимся. Каждый из нас боится. Еще раз, мы готовы даже на такую жертву идти, что если надо, мы даже одежду поменяем! Хрен с ней! Если уж на то пошло! Но сердце менять никто не хочет. Единственный способ поменять сердце – это так или иначе вступить в отношение с духовным учителем, который будет заставлять нас меняться, который будет говорить нам: “Перестань оставаться тем, кто ты есть!” И это не трудно. На самом деле поменяться совсем не трудно. Люди не меняются по одной причине, потому что они не хотят меняться. Для этого достаточно отрешиться от своего ума. Еще раз, все эти вещи, которые мучают человека – это все в уме, все в моем уме. Если я понял, что я не ум, они теряют надо мной власть в тот же самый миг. Как понять, что я не ум? Для этого надо просто посмотреть на себя с точки зрения Высшего Разума или Высшего Ума. И для этого человек должен обладать определенной долей смирения. На самом деле, почему люди, почему это такая большая проблема, почему Чайтанйа Махапрабху говорит, что только очень удачливые души принимают духовного учителя? И только самые удачливые из удачливых, найдя духовного учителя, следуют его наставлениям. И только самые удачные из удачливых из удачливых, найдя духовного учителя и следуя его наставлениям, еще и меняются реально. Почему это такая большая удача и такая большая редкость?
Иногда Шрила Прабхупада сравнивал эту ситуацию с … Он говорит, что найти духовного учителя настоящего, вероятность примерно такая: представьте себе, что вы черепаха и вы живете в океане, где-то там на дне и изредка вы всплываете с океанского дна, чтобы глотнуть глоток свежего воздуха. И одновременно с этим по океану носится доска и в доске есть дырка, которая полностью соответствует размеру вашей головы. И вот, представьте себе, что в один прекрасный день вы всплыли и когда вы подняли голову из-под воды, ваша голова идеально просунулась в отверстие этой доски, которая плавала по океану. Примерно такая же вероятность найти духовного учителя (смеется) – ровно настолько нужно быть удачливым или счастливым, чтобы эти две вещи или два события совпали по времени, чтобы человек мог встретить духовного учителя и воспользоваться по-настоящему его наставлениями.
Но почему это так сложно и почему так мало людей по-настоящему удачливы? Потому что на самом деле человеку очень трудно принять духовного учителя. Прежде всего ему трудно согласиться, что ему нужен учитель. Мы можем согласиться с тем, что мне нужен учитель музыки, ладно, мы будем достаточно смиренными, чтобы признать, что мы сейчас не можем ничего делать. Мы можем согласиться с тем, что нам нужен учитель математики, физики, химии. Но чтобы нам нужен был учитель жизни – это уже слишком! У Элочки-людоедки было знаменитое выражение: “Не учите меня жить!” Это одна из фраз ее джентльменского набора. “Не учите меня жить!” И в каком-то смысле мы все с вами Элочки-людоедки: “Не учите меня жить!” Мы не хотим, мы не понимаем, что нам это нужно и у нас нет достаточно смирения для того, чтобы это понять.
Есть хорошая притча на этот счет, про то, как один человек пришел к духовному учителю и сказал: “Научи меня мудрости.” И духовный учитель ему сказал: “Иди, постой за дверьми, выйди за дверь.” В это время за дверьми шел дождь, страшный дождь и он встал и стал думать: “Как же я стану мудрым, если я стою под дождем, что же такое?! Что за странное наставление он мне дал?!” И он думал, думал, минут десять подумал… В конце концов ему стало противно, он опять зашел и сказал: “Ну все, я постоял.” Тот говорит: “Ты какое-нибудь открытие сделал, когда ты стоял под дождем?” Он говорит: “Какое открытие?! Никакого открытия я не сделал. Единственное, что я понял – я стою тут как дурак.” Тот говорит: “Это самое большое открытие в твоей жизни! (смех) С этого начался твой путь к мудрости! Потому что ты понял истину, которую ты до этого не понимал!” Чтобы понять что-то в этом мире, чтобы понять каким образом нужно жить и что человек должен поменять… Первую истину, которую я должен понять – это то, что я кто? Дурак. Я должен всегда чувствовать себя глупцом перед своим духовным учителем. Чайтанйа Махапрабху подает нам пример в этом. Он говорит, что “Я встретился со Своим духовным учителем и Я почувствовал Себя глупцом полным. И духовный учитель мне сказал: “А, ты – глупец! Поэтому повторяй Харе Кришна, Ты все равно не поймешь философии никакой.” Но в священных писаниях говорится:
харер-нама харер-нама харер-нама ева кевалам
калау насти ева насти ева насти ева гатир анйатха
Чайтанйа Махапрабху сказал: “Я стал повторять, потому что Мне хватило ума понять, что я глупец. Хватило ума, принять это наставление от того, кто является носителем Высшего Разума. И с этого момента начались удивительные изменения в моем сердце. С этого момента Я перестал быть рабом качествам материальной природы – страсти, невежества, благости – я избавился от всех них. С этого момента Я стал свободным. С этого момента Я понял, что единственный смысл человеческой жизни, единственное счастье человеческой жизни в том, чтобы любить Бога.”
И нам нужен такой духовный учитель, который скажет нам это и у нас не будет сил внутри опровергнуть его, мы признаем свое поражение. Шрила Прабхупада говорит в этом комментарии, что для того, чтобы эти вещи понять, для того, чтобы преодолеть все эти препятствия, человеку нужна сила. От кого он может духовную силу получить? Поэтому изначальным духовным учителем является кто? Баларам. Бала значит духовная сила. В следующем стихе Нарада Муни будет объяснять этот секрет. И еще раз, суть этих наставлений цивилизованным людям в конце концов сводятся к тому, что человек должен принять духовного учителя и взять у этого духовного учителя меч знания и вместе с этим мечом получить от него силу, чтобы можно было поднять. Человеку мало услышать наставления. У меня сегодня спросили журналисты Алчевские, что: “Мы все знаем, мы много читали умных книг, хороших книг. Почему человек ничего не делает, даже несмотря на то, что он много книг прочитал?” Лень. Силы нет. Как иногда у человека настолько нет сил, что он встать не может. Это иногда повторяется каждое утро (смех). Откуда я могу получить силу? Я могу получить силу от того, у кого сила есть, от того, кто получил силу от своего духовного учителя. Потому что сила передается по парампаре. Мы должны получить силу или поддержку из духовной сферы, из духовного мира и канал, по которому люди могут получать эту силу, называется Шри Гуру-Парампара, цепь духовных учителей. Это ток электический, который по непрерывной цепи духовных учителей передается из духовного мира в материальный мир. Нам нужна духовная сила и для этого я должен подключиться к цепи электичекой, по которой эта сила передается. И мало подключиться, еще что нужно сделать? Еще не нужно эту цепь прерывать. Потому что иногда люди подключаются, а потом думают: “Ну я пошел, ладно, я уже и сам все знаю.” Нет, единственный способ оставаться цивилизованным – а быть цивилизованным значит не подчиняться низшей природе. А как я могу не подчиняться низшей природе? Я не могу не подчиняться низшей природе. Чтобы не подчиняться низшей природе, мне нужна сила. Чтобы получить эту силу, я должен быть связан с духовным учителем, который даст мне силы обрести совободу. И не просто тупо быть связанным с ним, я должен при этом пользоваться разумом. Он дает мне меч знания и силу, чтобы этот меч поднять, но дальше я должен сам этот меч в своей жизни применять. Я должен разрубать этим мечом узлы, которые связывают меня с нежелательными качествами, разрубать, крошить как капусту врагов, которые находятся в моем сердце. Все это возможно, никаких проблем нет. Единственное, что надо – принять духовного учителя, получить от него знание, получить от него силу и потом вместе с этим знанием, с этой силой расправиться со всеми врагами. Все просто, рецепт простой. Теперь надо либо делать это либо не делать.
Спасибо вам большое. Шрила Прабхупада ки! Джая!