Москва (18.07.2007 г.) Семинар «Практические и научные основы сознания Кришны»

Диск 92, л. 7

Аннотация:

Лекция третья из данного семинара. Тема: Сознание Кришны — праздник настоящего. Садачар. Ритм. Ритуал. Внимательность к окружающему миру. Правильное начало дня — вложение в саттву. Расписание дош. Тонко-энергетический аспект разного времени суток.

***

смартавйам сататам вишнур

висмартавйах надждатучит

сарве видхи-нишедах сйур

этайор эва кинкарах

Я надеюсь все знают санскрит к этому времени уже. Смысл этого стиха из “Падма-пураны” в том, что мы с вами последователи Вед и мы следуем видхам и нишедам, или указаниям и каким-то запретам, которые содержатся в древних священных писаниях, исходя из понимания того, что следование этим указаниям составляет идеальный образ жизни. Вера, на которой мы основываемся – это то, что должен быть, обязан быть, то, что не может его не быть, идеальный образ жизни, который идеальным образом гармонизирует как с материальной состявляющей человека, так и с духовной, который соответствует природе человека, который не входит в противоречие с нашей природой. И этот образ жизни должен приносить нам материальное удовлетворение и должен, в конечном счете, приводит к духовному прогрессу. И основываясь на Ведах, мы пытаемся воссоздать целостность своей жизни, соединить разные части своей жизни воедино и подчинить все части своей жизни одной цели – постижению Всевышнего.

И в этом стихе говорится, что смысл всех утверждений священных писаний в том, чтобы помнить о Кришне, помнить о Вишну и смысл всех запретов в том, чтобы никогда Его не забывать. Сарва видхи нишедах сйур этайор эва кинкарах. Все остальные маленькие правила, которые мы будем сегодня изучать, нужны для того, чтобы напомнить нам о Кришне и помочь не забывать Его в течение дня. Я буду объяснять это с научной точки зрения. И нам нужно, мы говорили об этом тоже в прошлый раз, быть очень твердыми в своем понимании того, что следование священным писаниям составляет самый лучший образ действий, потому что священные писания содержат указания, которые удовлетворяют Самого Бога. Кришне нравится, когда люди следуют священным писаниям и поначалу, так как мы не знаем, что мы должны делать, мы должны придерживаться буквы закона. Во всех религиях есть это противоречие между духом и буквой, но противоречие это разрешимо, мы не должны забывать о духе и дух выражен в этом стихе. Дух всех правил… Правила не ради самих правил, не ради того, чтобы просто им следовать, чтобы превратиться в фарисеев и книжников, а в том, чтобы в конце концов понять дух, то есть, следуя правилам, приближаться к Кришне, помнить о Кришне. И по крайней мере, настроение, которое у нас должно быть, когда мы следуем этим правилам, это то, что следуя этому я удовлетворяю Кришну, потому что Он этого хочет.

И этот свод правил, который мы будем здесь изучать, на санскрите называется садачар, запишите пожалуйста. Сад ачар. Ачар значит поведение, сад значит вечное или истинное, основанное на чем-то реально существующем. Мы все с вами знаем что такое асадачар, асадачар – мы ведем себя соответствующим образом. Когда человек гонится за временными ценностями, когда человек строит свою жизнь на зыбком фундаменте временных материальных ценностях – это асадачар. Садачар – это правильное поведение, попросту.

И в “Хари-бхакти-виласе”, которая является нашей книгой садачара, нашим руководством по поведению, по ежедневному поведению, по тому, каким образом человек должен себя вести каждое мгновение своей жизни, говорится, что даже если человек совершает хорошие поступки, но при этом не следует правилам садачара, даже если он раздает пожертвования например, или если он повторяет мантру или еще что-то такое делает, делает что-то хорошее, но при этом не следует принципам садачара или праведной жизни в своей жизни, то все его поступки не имеют ценности. Там приводится хорошее сравнение, там говорится: если взять череп – Йорика или еще кого-нибудь, неважно – и налить в него воду, вода чистая будет или нет? Нет, вода осквернится просто потому, что она соприкоснулась с черепом. Вода сама по себе чистая, вода очищает. Вода из черепа чистая? Нет, она оскверняется. Точно так же, если даже человек делает какие-то хорошие поступки, но весь сосуд, который делает эти хорошие поступки осквернен, если наше тело осквернено, наш ум осквернен, принесут пользу эти хорошие поступки? Принесут, но минимальную. Или могут вообще не принести, именно потому что осквернено наше тело и осквернен наш ум и сами по себе эти единичные хорошие поступки не будут влиять на нас. Поэтому садачар – это то, что очищает наше тело и наш ум. Запишите еще раз тоже это определение, пожалуйста. Садачар – это образ жизни, который приводит к очищению или к одухотворению тела и ума. В конце концов именно в этом смысл всего того, что мы делаем, мы хотим одухотворить свою материальную составляющую и садачар нужен для этого.

И в третьей виласе “Хари-бхакта-виласы”, в третьей главе “Хари-бхакти-виласы” Санатана Госвами начинает описание садачара и он говорит к чему приводит садачар: ачаро бхути джананам, ачарах кирти варданах, ачарат вардате хйайур, ачаро хантйа лакшанам. Я уверен, что вы поняли этот стих, а для тех, кто не понял, все очень просто: если человек следует ачару или правилам поведения, то у него появляется богатство, у него появляется слава, кирти вардханах, слава его ширится, люди уважают такого человека; ачарат вардате хйайур, продолжительность его жизни или здоровье его увеличивается: ачаро хантйа лакшанам, и все плохое уходит из его жизни. Это для того, чтобы воодушевить нас на следование этим иногда немножечко сложным правилам. Санатана Госвами начинает свое описание с этого, что вы все можете получить: богатство, славу, долгую жизнь, свободу от неблагоприятного, от неудач, от нищеты, если мы утвердимся в садачаре. Но суть в том, что мы должны обязательно следовать этому не механически и смысл нашего садачара – и мы увидим это – в том, чтобы все время возвращать свое сознание в центр своего ‘я’ или в центр свободы. Потому что мы сейчас живем в жизни, которая будет навязывать нам определенное поведение. Любая ситуация нашей жизни навязывает нам какие-то реакции и легче всего реагировать в соответствии с тем, как мы привыкли реагировать. Кто делает это? Оказывается в какой-то провоцирующей его ситуации и он говорит нечто, что естественнее всего для него, не пытаясь вернуться к самому себе. И я в прошлый раз говорил о том, как нужно учиться постепенно делать это, вырываясь из механичности своего ума; наш ум – механизм. Это нечто, сформированное нашей кармой и в этом заключается наша обусловленность, в том, что мы действуем в соответствии с некими трафаретами, которые уже заложены там. И человеку очень трудно из этого заколдованного круга вырваться. И я говорил, что для того, чтобы вырваться, человек должен периодически становиться на позицию наблюдателя. Он должен перестать действовать как просто действующий в соответствии с трафаретами; он должен наблюдать, то есть сравнивать с какой-то точкой отсчета иной, не со мной, с отчетом из священных писаний. Это на самом деле философия йоги.

И суть ложного эго именно в этом. Ложное это – то то, что я действую как я привык действовать, отождествляя себя полностью с телом и с умом. Я отождествил себя с механизмом действия. Избавиться от ложного эго значит перестать отождествлять себя с механизмом действия и возвращаться к самому себе, то есть начать наблюдать как механизм действия действует и увидеть себя как наблюдателя.

Мы в прошлый раз делали это занятие, я думаю, что стоит еще раз это сделать. Давайте сейчас, чтобы немножко вырваться из этого ритма, просто на минуточку понаблюдаем. Потому что этому нужно учиться все время. Давайте закроем глаза и просто начнем наблюдать свободное легкое дыхание. Обычно мы дышим и при этом мы думаем, что мы дышим, вернее, мы даже не думаем, что мы дышим, тело автоматически дышит. Теперь давайте попытаемся пронаблюдать за автоматичностью процесса дыхания, происходящего в нашем теле. И одновременно с этим мы увидим, каким образом тело расслабляется. Просто делаем ровное, спокойное дыхание, не насильственное и просто смотрим за этим. И ищем напряжения в нашем лице, в нашем уме и избавляемся от этого напряжения, убираем его. Все очень естественно, все очень просто. Можно открыть глаза. Это маленькое, простое упражнение, когда человек выходит из какого-то ритма, в котором он живет и может осознать себя. И таким образом сбросить какой-то очень большой груз, который накопился. Когда мы живем, жизнь на нас давит постоянно.

У меня сегодня был очень хороший опыт этого, когда мне показалось в какой-то момент, что я стою на железнодорожных путях, темно и на меня мчится локомотив с огромным прожектором. И я тут. В этот момент я закрыл глаза и сказал: “Никакого локомотива нет, я вечная душа!” И локомотив исчез! В тот же момент он испарился. И напряжение, которое начало накапливаться от этого страха, стресса, оно ушло.

И я учил вас в тот раз или мы пытались постигать это, как человек уходит из этого ритма, как нужно научиться, чтобы наблюдать, сознательно замедлять ритм своей жизни. Кто делал это? Кто пытался сознательно замедлять ритм своей жизни? Неплохо. У кого получилось, поднимите руки? Это хорошее, очень полезное упражнение, я очень прошу вас не переставать его делать. Просто не подчиняться механически тому ритму, который жизнь нам навязывает, а просто в какой-то момент взять и остановить его. Иногда для этого нужно ровно подышать или просто выйти из этого ритма, оглядеться и понять, что в общем-то, я от всего этого не завишу, по большому счету я свободен, я не завишу от этого давления, которое жизнь мне хочет мне навязать.

И мир живет в этом ритме, он все время нам его навязывает, он синхронизирует нас с собой. Но смысл сознания Кришны – это еще одно определение, которое я хотел бы, чтобы вы записали – в том, чтобы мы настроились или синхронизировали себя, выражаясь компьютерным языком, с волей Кришны, чтобы мы научились настраиваться на Его ритм, на Его волю. Я в тот раз объяснял, как эта синхронизация происходит, когда люди общаются они подстраиваются друг под друга и до той степени, до какой им удастся подстроиться друг под друга или настроиться друг на друга, происходит их встреча или их беседа или их встреча, их общение, их понимание друг друга. В конечном счете, мы хотим именно этого, настроиться на изначальный ритм, по которому построено наше тело, наш ум, вся вселенная. Мы все не против, чтобы синхронизироваться, но мы хотим, чтобы весь мир синхронизировался под нас. Цель нашей жизни – это весь мир синхронизировать с нами. Хорошо было бы, если все прямо вот синхронизировались с нами, правда хорошо? (смеется) Не получится ничего, сколько бы вы ни старались. Как человек ни старается, перестроить весь мир под себя не получится. Поэтому единственный выход – это перестроиться и подстроить свое сознание под Кришну. И это естественное и счастливое состояние, гармоничное состояние нашего бытия.

И я говорил о том, что когда человек живет в этом бешеном ритме и когда он опять же пытается других подчинить себе или других заставить настраиваться на себя, то он перестает видеть или чувствовать других людей. Он становится невнимателен к другим людям. И мы говорили с вами, что невнимательность – это что? Корень всех оскорблений. Подобно тому, как в чтении мантры мы говорим, что все оскорбления, все десять оскорблений Святого Имени происходит от невнимательности, точно так же в нашей обычной жизни все происходит от невнимательности. А невнимательность – это наше стрессовое состояние сознания с шелухой, с какими-то отребьями, с каким-то дебресом, который налип на все это и поэтому мы не можем уделить человеку внимания, которое он естественным образом ждет его от нас.

Когда я думал над этим, вспоминая предыдущую лекцию, это одно из самых важных вещей – нам нужно пытаться быть внимательным друг к другу, к близким, к вайшнавам, которые окружают нас, я вспомнил любопытный комментарий к передаче “К барьеру”. Кто смотрел передачу “К барьеру” с Мадана-моханом прабху? Там был судья, первый судья, кинорежиссер Гинсбург. Кто-то помнит его комментарий? Он отдал свой голос за Мадана-мохана Прабху. Каким образом он объяснил свое решение? Мы знаем, что там, в сущности, столкнулись у барьера два типа сознания. Одно достаточно агрессивное сознание, другое – сознание Мадана-мохана (смех). Мне в высшей степени понравилось его замечание и это замечание или свидетельство человека, в общем-то далекого от любых религий, оно может очень многое нам открыть о том, что люди ждут от духовных людей или от людей, которые претендуют на то, чтобы быть духовными. Он сказал, что “Духовный человек необыкновенно внимателен и к ближнему и к дальнему, поэтому я отдаю свой голос за кришнаита и лишаю своего голоса боксера-вероучителя.” Но определение само по себе в высшей степени важное: “Духовный человек – это тот, кто необыкновенно внимателен; тот, кто настолько отказался от своего ложного эго, не сосредоточен на ложном отождествлении со своим телом и умом, а может находится в этом состоянии наблюдателя и поэтому он способен услышать другого человека, понять другого человека, настроиться на другого человека. И это результат того, что мы развиваем в себе внимательность к кому? К Кришне, да. Мы начинаем с этого, мы понимаем, что нам нужно настроить свое сознание, внимательно сконцентрировать свое сознание, чтобы синхронизировать его с сознанием Бога. И побочным результатом этого, естественным результатом этого является наша способность услышать, увидеть другого человека, встретиться с другим человеком, поговорить с ним как с самым главным человеком в нашей жизни. Вот эта внимательность – это признак духовности в глазах обычных людей.

Пожалуйста, теперь поднимите руки те, кто проявляет невнимательность в своей повседневной жизни к своим близким, родным, к Святому Имени? Это корень всех оскорблений, корень всех наших проблем, корень всей той боли, которую мы причиняем другим людям и поэтому так важно научиться от этого избавляться и сегодня у нас практическое занятие как начинать все это делать. И для этого, чтобы быть внимательным, нам нужно избавляться от этого бешеного ритма нашей жизни. И последнее, что мне хотелось сказать, вернее, это уже материал сегодняшней лекции – я начал в конце говорить об этой концепции линейного времени. Отчасти нарастающий ритм нашей жизни – это следствие представлений людей о том, что время линейно, что время одномоментно и в конечном счете такое представление демонично. Время идет в одном направлении и нужно урвать что-то от него, ничто не повторяется. Линейное время должно вызывать, разжигать в человеке жадность. Линейная концепция времени приводит к демоническому мировоззрению или мировосприятию, отношению к миру, поэтому традиционное, ведическое время – это циклическое время.

Была такая замечательная песня, которая очень хорошо эту концепцию линейного времени описывает: “… Призрачно все в этом мире бушующем…” Что нужно делать? “Есть только миг…” Что с ним нужно делать? “Есть только миг между прошлым и будущем, именно он называется жизнь.” В этой песне вся эта идея сконцентрирована: нужно держаться, нужно урвать и соответственно это настраивает человека на определенное отношение к миру. И я уже говорил, что эти три вещи: ритм, рита – закон порядок вселенский, это санскритское слово, ритм и ритуал очень тесно связаны друг с другом; что с помощью ритуала мы выходим из ритма повседневности и попадаем в ритм вечности. Ритуал – это способ приобщиться к ритму вечности. И для того, чтобы начать приобщаться, что нужно делать? Нужно вставать. Когда вставать? Рано. Сейчас мы начнем самое интересное. Нужно вставать в брахма-мухурту. Брахма-мухурта, я объяснял, что мухурта это 48 минут, таким образом брахма-мухурта начинается за две мухурты до восхода солнца, то есть за 1 час и 36 минут до восхода солнца. Пожалуйста, поднимите руки, кто бодрствует в это время. Не стесняйтесь. Неплохо. Еще раз, поднимите, посмотрите внимательно на тех людей, кто это делает.

Мы сейчас, я говорил вам, что мы будем говорить о трех аспектах: о физическом аспекте, о тонком энергетическом и о духовном аспекте этого принципа. Но самое важное – все три аспекта эти очень важны и я сказал в прошлый раз на прошлой лекции, когда я как бы ввел в эту тему, что в этот момент, за полтора часа примерно до рассвета, что преобладает в природе? Саттва. Кто хотя бы раз вставал в это время (смех), поднимите руку? Уже гораздо больший рейтинг. Кто-то прислушивался к самому ритму природы в это время, да? Время как будто бы застыло. Это особое время, особая пора, когда время не движется. Само время настраивает на свободный, на спокойный, на очень медленный ритм, на очень размеренный ритм. Все спят, мы только не спим и в Ведах говорится, что это то время, когда в природе преобладает саттва. Это всего полтора часа, когда саттва преобладает. Обычно в этом мире преобладает раджас и тамас. Ночью что преобладает, вечером? Тамас. После захода солнца преобладает тамас. После восхода солнца преобладает раджас. Солнце – всем нужно куда-то бежать, делать что-то такое… Этот короткий промежуток времени, 1 час, 36 минут, когда в природе преобладает саттва, и если я встаю в это время, что происходит? Я набираюсь саттвы. Образно можно сравнить это с тем, что я вкладываю на счет в банке; у нас есть три счета во вселенском банке: счет раджо-гуны – и там идет подсчет, у Ямараджа там все подчитывается, потому что наше следующее тело создается в зависимости от склонности этого нашего тела или пристрастия этого нашего тела к определенным гунам или к качествам материальной природы. И если я встаю в это время, то я кладу жалкие гроши или свой вклад какой-то на счет саттвы. В течение дня я куда вкладываю? В раджас, я вкладываю в лучшем случае в раджас, если не в тамас. И с этим проблем нет у нас, правильно? Мы вкладываем в это, мы свою привязанность к раджасу подтверждаем. Кто привязан к раджасу и кто подтверждает ее постоянно? Мы все время подтверждаем – своими действиями, своими пристрастиями, своим образом действия здесь в этом мире. Мы привязаны к тамасу. Мы привязаны к тамасу? Кто любить поспа-а-а-ать? Мы вкладываем туда и наш счет там растет, растет, растет, поэтому не обижайтесь, если в следующей жизни вы получите тело, где будет преобладать тамас. Это может быть тело медведя – хорошее тело, оно очень хорошо приспособлено для … Просыпаясь, запишите это пожалуйста, просыпаясь в брахма-мухурту, мы помогаем пропитать свою жизнь саттвой; мы учимся привязываться к саттва-гуне.

Кришна объясняет, что счастье в саттва-гуне имеет очень парадоксальную природу, оно какое в начале? Как яд, горькое как яд. В конце оно какое? (ответ: как нектар) К сожалению, большей части из нас не удается испытать этого нектара (смех), потому что нас отпугивает яд, который мы пьем сначала. Саттва мешает нам, потому что она в начале трудна, она не доставляет удовольствия. Раджас какой? Он сразу что дает нам? Нектар, мед. В конце он какой? Яд. Кто этот яд пробовал, поднимите руки, пожалуйста? Страсть всегда в начале очень сладкая, в конце горькая. Благость или саттва в начале горькая, в конце она сладкая. К сожалению, у нас не хватает терпения до конца сделать это и поэтому это первый очень важный момент, что нужно встать в брахма-мухурту. И Санатана Госвами в “Хари-бхакти-виласе” говорит: брахме-мухурта уттайан кришна кришнети киртайан, все поняли? (смех) Брахма-мухурте уттайан, уттайан значит что? Встать. Встаем в брахма-мухурту и что нужно говорить? Кришна кришнети киртайан, что нужно первым делом сказать? (ответ: Кришна, Кришна, Кришна) Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

брахме-мухурта уттайан

кришна кришнети киртайан

пралакшйапани падо чйа

данта дхаванам ачарет

Все очень просто: нужно встать, нужно крикнуть “Кришна, Кришна, Кришна!” Нужно пралакшйа, пралакшйа значит вымыть руки и ноги и данта дхаванам ачарет, вычистить зубы, все! Нетрудно. Но это самые простые наставления, сейчас я буду говорить сложные наставления, я был бы не собой, если бы я избежал этого, но сейчас я буду пытаться немножко более подробно объяснять это.

Мы до восьми сможем быть, да, вам ничего, да? Я думаю, что мы до восьми разберемся. Я сейчас начну первый срез этого правила, то, что вставать нужно в брахма-мухурту, физический срез, почему это полезно в физическом отношении, почему это правильно и хорошо в физическом отношении, почему это хорошо для нашего тела.

Прежде всего потому что, вставая в брахма-мухурту что человек делает, к кому он подстраивается, к какому ритму? Солнца, сейчас не о вечности идет речь, вечность – категория абстрактная, вечность – то ли она есть, то ли ее нету еще непонятно. Чтобы ее понять, надо не один пуд соли съесть … в брахма-мухурту. Но для начала человек настраивается на ритм вселенной, на ритм солнца, на ритм луны и в Аюрведе говорится, что нет (запишите это, пожалуйста) более могущественной медицинской практики или более могущественного медицинского метода, чем правильное следование распорядку дня в соответствии с нашей физиологией, с физиологией нашего тела, чем уважение физиологии нашего тела в соответствие с естественным ритмом, по которому тело работает.

Я сейчас расскажу вам об аюрведических часах, вы наверняка слышали об этом, многие из вас, но все равно это очень важно записать, о том, как работают аюрведические часы нашего тела. Что нет более могущественного метода излечения любой болезни, чем следование правильному распорядку дня в соответствии с физиологической природой нашего тела.

Пожалуйста, запишите аюрведические часы, потому что нам нужно будет применять, это очень практичная вещь, нам нужно будет применять это в жизни в соответствии с очень простым принципом мы можем понять когда наша деятельность в той или иной сфере жизни максимально эффективна. Говорится, что с 2 ч ночи до 6 ч утра, до восхода солнца, условно говоря, мы будем применять средне-арифметичный восход солнца за 6 ч. Естественно, в наших северных широтах там будут какие-то вариации этого, но приблизительно, не нужно ломать себе голову со всеми этими вариациями, просто с 2 ч ночи до 6 ч утра действует вата-доша. Вата означает воздух и в этот период включается… Вата – это динамический элемент в нашем теле, это нечто, что движет всем в нашем теле, что приводит к очищению тела, что движет нашим умом в том числе. И поэтому с 2 ч до 6 ч утра человек начинает, если он настроится правильно, он ощущает легкость в теле. Его чисто субъективное ощущение – он чувствует легкость и ясность определенную, воздух действует в нем. И если мы настроимся, научимся приспосабливаться к этим физиологическим часам, мы это очень хорошо почувствуем.

С 6 ч утра до 10 ч утра действует капха, это стабилизирующий элемент в нашем теле, слизь. С 6 ч утра или с восхода олнца и до 10 ч утра действует капха. Капха – это стабилизирующий, тяжелый элемент в нашем теле и в нашем уме и соответственно, в это время человек чувствует тяжесть, он чувствует с одной стороны силу какую-то, которую капха дает, потому что капха – это устойчивость, сила, а с другой стороны он чувствует тяжесть в теле, в уме. Во время ваты человек чувствует активность в уме и легкость, а в этот период примерно с 6 ч утра до 10 ч утра некая тяжесть.

С 10 ч утра постепенно начинает работать питта. Питта – это желчь или активный трансформирующий элемент в нашем теле, это тот элемент в нашем теле или в нашей физиологии, который преображает внутри, переваривает все, дает нам энергию, силу очень большую и дает в том числе огонь в уме, силу в уме. И соответственно в это время человек начинает чувствовать голод, если он полностью еще не загубил огонь пищеварения в себе, в это время человек начинает чувствовать очень большой прилив энергии.

И потом все повторяется: с 2 ч дня до 6 ч действует вата, с 6 ч до 10 ч действует капха и с 10 ч вечера до 2 ч ночи действует питта. Это естественный цикл и не нужно говорить, что ваше тело устроено по-другому. Пожалуйста, только не рассказывайте мне этого, все тела имеют одну и ту же природу, неважно какое оно, неважно какой оно национальности. Эти циклы естественные есть. Соответственно поэтому говорится, что время ваты, когда действует вата очень плохое для сна, потому что сон легкий в это время, очень непрочный и обычно под утро человек видит самые ужасные сны. Я сейчас увидел живое подтверждение этому всему, одна матаджи очень аппетитно зевала, потому что она узнала, что сейчас уже действует кто? Капха, надо зевать, все правильно. Во время ваты, когда обычно люди спять, в это время с 2 до 6 люди спять, они думают – самый сон! На самом деле это не сон, а мука сплошная. В это время человек видит сны, обычно кошмарные сны какие-то, у него какой-то раджас начинается внутри в уме там что-то такое, но он говорит себе: “Спи дорогой, все нормальные люди еще спять.” Теперь, просыпаются люди обычно в 6 ч или позже и это врмя, когда по-хорошему уже тяжесть какая-то, когда начинает действовать капха и поэтому они просыпаются очень тяжелыми всегда. Когда человек встает после 6 ч это самое неблагоприятное время, чтобы вставать, тело очень тяжелое, все накопилось, он не отдохнул как следует из-за этого сна.

Я помню, мне самому в свое время было очень сложно вставать, если мне нужно было какие-то экстремальные действия делать, я вставал в 6 ч утра и будил меня обычно гимн Советского Союза при этом. С тех пор я его ненавижу всеми фибрами своей души (смеется), потому что в 6 ч утра если нужно было меня разбудить и единственное, что меня могло разбудить – это гимн Советского Союза на полную громкость. Но на самом деле это совершенно неправильный режим, абсолютно неправильный режим. Человек должен вставать до этого времени и человек должен эти драгоценные часы или час, полтора-часа или больше если он может использовать для медитации или для какой-то духовной деятельности. А потом, в 6 ч ему захочется немножко прикорнуть. Те, кто рано встает они чувствуют, кто чувтствует, что ему в 6 ч ему хочется немножко поспать или в 7ч? Просто потому что им все время хочется спать, но на самом деле это некая естественная реакция. И поэтому обычно человек не должен, обычно завтрак выпадает на это время, по-нашему режиму человеку нужно куда-то бежать в это время. С 6 ч до 10 ч утра ему нужно поесть завтрак, он засовывает это все и этот тяжелый завтрак, который обычно люди едят, он никуда… это очень плохая вещь, не нужно тяжело есть, завтрак должен быть в высшей степени легким, потому что тело еще не приспособлено для того, чтобы действовать нормально. Потом начинается питта и питта – это активное время, питта – это самое лучшее время, начиная с 10 ч до 2 ч дня для какой-то активной деятельности, для обучения, для чего-то еще. А потом с 2 ч до 6 ч начинается вата – какие-то сомнения наши, иллюзии, еще что-то такое и в 6 ч начинается капха и в этот период с 6 до 10 вечера что нужно сделать? Нужно лечь спать. Пожалуйста, запишите это себе крупными буквами: нужно лечь спать по астрономическому времени в любое время с 18 ч до 22 ч. Потому что если мы этот режим пережили, то что мы начинаем чувствовать? Чем ближе к 10-ти, голод начинается и энергия начинается и у нас возникает иллюзия: “Я чего-то не сделал, мне нужно чего-то сделать!” И человек говорит: “Я сова.” Кто из вас сова, поднимите руки, пожалуйста? Просто человек доводит себя до такого времени, когда начинает питта действовать и он думает: “Я сова” и он начинает в это время чего-то лихорадочно делать и то, что он делает в это время – абсолютно бесполезно. Пожалуйста, запишите это: все то, что вы будете делать в это время – абсолютно бессмысленно! У человека появляется иллюзия того, что что-то он не доделал, что-то он не успел, он начинает бестолково тыкаться куда-то, что-то ему, он хватается за книгу или садится за телевизором или от отчаяния идет и с женой говорит, думая, что он сможет как-то возместить. Но на самом деле ему хочется спать и нужно дать возможность это свое желание исполнить. Если человек лег рано – чем раньше он лег, если он лег до 10 ч, то это время сна, когда действует капха, каждая минута засчитывается за две, каждый час засчитывается за два. Человек может больше отдохнуть и больше выспаться, если он ляжет раньше, если он лег за один час до 10 ч, то он сможет спать на один час меньше, потому что он отдохнет больше, потому что его сон будет глубоким. Это единственное время, когда может быть глубокий сон. Обычно с 10 ч начинает работать питта, которая переваривает все и у кого по ночам болит желудок, например, у кого гастрит или еще что-то, у кого отрыжка какая-то начинается или изжога? Это питта начинает работать и питта мешает человеку, в это время человек должен уже как следует хорошо спать, чтобы все эти процессы могли завершиться благополучно и чтобы я мог свежим, бодрым встать в 2 ч ночи (смеется). Ну хорошо, ладно, ну не в 2 ч, ну в 4 ч, уговорили. Но если я лягу рано спать, то я высплюсь хорошо и я перестану быть совой. Кто может на своем опыте подтвердить, что он был совой, а стал жаворонком? Кто-то может сделать это? Да, все зависит от привычки. Это всего лишь привычка. Люди говорят: “Я сова” – нету сов, нету сов, сов нету! Есть только жаворонки. Мы все с вами жаворонки, но мы забыли об этом и мы не уважаем естественные циклы, в соответствии с которыми работает наше тело. И нужно очень хорошо знать эти простые циклы, чтобы работать.

Я сейчас не призываю вас спать меньше. Встать рано не значит спать меньше. Встать рано значит лечь раньше. На английском есть такая поговорка: Кто рано ложится и рано встает, богатство, мудрость и здоровье обретет (Early to bed, early to rise makes one healthy, wealthy and wise). И да, не нужно спать много, но при этом нужно понимать, и это очень важная вещь, мы говорим с вами о каком-то сбалансированном образе жизни. Шрила Прабхупада пишет в “Бхагаватад-гита”: “Если кто-то спить больше шести часов, то он где находится? В тамо-гуне.” Давайте все крикнем радостно. Но нужно понимать, что кому-то нужно спать естественно больше. Потихоньку человек должен себя приучать себя спать меньше. И тут я хотел бы – это специальная информация для мужей: женщинам нужно спать больше! (радостные возгласы и аплодисменты) Это факт, это медицинский, психологический факт: женщинам нужно спать больше, это их естественная потребность. Дорогие садхаки-мужья, пожалуйста, не будите свою жену в 2 ч ночи и не закатывайте ей сцену в брахма-мухурту, брахма-мухурта для этого не предназначена.

Даже Наполеон говорил, я прибегну к авторитету Наполеона, Наполеон говорил, что “Мужчине нужно спать 6 часов, женщине нужно спать 7 часов, а дураку – больше.” Это его мнение на этот счет, он был очень тверд в этом отношении. Но это время называется на санскрите амритабел, это время, когда человек может по-настоящему прикоснуться к времени или к энергии Брахмана, к духовной энергии. И сейчас я начну говорить о тонко-энергетическом аспекте всего этого. Ну может быть я в двух словах скажу о каких-то других советах каким образом нужно вставать, потому что за время сна у нас накопилась тамо-гуна, невежество, во сне какие-то обрывки чего-то накопились и чтобы проснуться как следует, говорится в Аюрведе в частности, что человек должен сначала как-бы щелкнуть пальцами и он должен посмотреть на руки на свои, это очень важный ритуал, кара-даршанам. Говорится, что в руках наших находится три Божества: Лакшми, Сарасвати и Говинда – Сам Верховный Господь и две Его энергии, энергия знания и энергия процветания. И есть соответствующая мантра, но смысл этого в том, что первым делом человек должен посмотреть на свои руки и понять… В чем смысл этой медитации этой утренней? Кто действует? Я действую? Лакшми, Сарасвати и Говинда, которые в моих руках находятся. И он должен посмотреть как бы на инструмент своего действия, главный инструмент и первым делом вспомнить, что есть некая высшая сила, которая действует помимо него. И говорится, что нужно дотронуться до шеи, до лица, то есть почувствовать, вернуть сознание снова в тело. И все знают поговорку “Не с той ноги встал.” Кто знает, с какой ноги нужно вставать? (ответ: с правой) Неправильно. Не обязательно с правой. Нужно вставать с той ноги, по-хорошему, какая ноздря у нас работает, с той же самой. У нас постоянно работает одна ноздря какая-то, только несколько мгновений в течение дня обе ноздри одинаково работают. Всегда можно почувствовать, что одна ноздря заложена больше, а другая меньше, особенно утром, утром это будет абсолютно отчетливо. То есть человек должен проверить какая ноздря у него работает и он должен повернуться на этот бок. Если у него правая ноздря работает, то ему нужно повернуться на правый бок. Есть техника своя, как это нужно делать, человек сгибает левую ногу, переворачивает тело на правую сторону, и правой ногой встает или как-то там. Но вобщем на самом деле, конечно, это все не важно, но если вы еще при этом о Кришне помните, то совсем хорошо. И еще одна вещь, говорится, что спать нужно на боку, причем не просто на боку, а на правом боку. Материалисты спят на левом боку, духовные люди должны спать на правом боку, слабо больные люди спять на спине, а сильно больные люди спять на животе. Но это привычка, на самом деле это ерунда, это мелочи, не обращайте на это внимания, я просто на всякий случай вам это сказал.

У меня есть еще несколько минут до 8 ч, мне хотелось поговорить о двух других аспектах очень важных, я не знаю, я немножко не успеваю, о тонко-материальном аспекте и о духовном аспекте раннего подъема и о духовных правилах. Я, пожалуй, пожертвую немножечко тонко-материальным аспектом или скажу чуть-чуть совсем немного об этом. Суть в том, что почему брахма-мухурта? В тот раз я говорил, что есть 30 мухурт, день делится на 30 мухурт. И каждая мухурта имеет свое божество или свою тонкую силу энергетическую, которая придает, дает человеку успех в том роде деятельности, которому покровительствует эта энергия. Если на эзотерическом, тонко-энергетическом языке объяснять это, то собственно каждое из 30-ти делений, подобно тому, как месяц разбит на 30 дней, также день разбит на 30 частей по 48 минут каждая. Вернее не по 48 минут, это зависит от восхода солнца, в северных широтах оно достаточно сильно разнится, но не важно, не будем заморачиваться этим всем. Например, есть знаменитая Абхиджит-мухурта. Абхиджит-мухурта – это мухурта за 24 минуты до и после полудня, астрономического полудня. И божеством, которое покровительствует Абхиджит-мухурте является кто? Да, Хари, это Хари-мухурта. Абхиджит-мухурта – это мухурта Хари. Поэтому говорится, что какой бы неблагоприятный день ни был, что бы там ни было, если человек делает что-то или начинает что-то в Абхиджит-мухурту, в это время, ему будет сопутствовать успех.

Мне доктор Рау рассказывал любопытную историю про то, как Индия принимала независимость. Англичане дали Индию Пакистану один день, чтобы они приняли независимость, они сказали: “Если вы примете независимость в этот день, то хорошо, мы вам даем, если не примете, то мы забираем независимость и вы будете нашей колонией.” И хитрый Нэру, который был тогда председатэлем конгресса, посоветовался с астрологами, он спросил: “Какое время самое благоприятное, чтобы мы объявили о нашей независимой республике Индии?” Ему сказали: “Никакого благоприятного времени нет, это самый жуткий день, который только может быть, ничего хорошего не будет, если вы в этот день объявите об образовании новой страны.” Но они сказали: “Но если вы сделаете это в Абхиджит-мухурту, а Абхиджит-мухурта бывает днем и соответственно ночью, в полночь, то тогда неважно, все остальные дурные влияния нейтрализуются. Он до 12-ти часов ночи вел собрание парламента и потом в 12 часов ночи объявил: “Индия независима!” А глупые …извиняюсь… не очень дальновидные пакистанцы этого не учли, соответственно, судьба складывается по-разному. Но так или иначе… Иначе говоря, с точки зрения астрологического или астрономического аспекта, есть некие тонкие силы, которые управляют каждой мухуртой и всего есть 27 мухурт в соответствие с 27 накшатрами или с 27 звездами или звездными домами. Я до этого говорил, что 30, кто-то заметил это? (ответ: да.) В дне 30 мухурт, но есть 27 накшатр, плюс к этому 28-ая это Абхиджит-мухурта, полуденная, которой заведует Сам Хари и две последних к 27-ми накшатрам, которые по своему порядку там в любом астрономическом альманахе или астрологическом можно увидеть эти накшатры, названия, описания их, но к этим 28-ми прибавляются две до 30-ти. И эти две, они составляет две мухурты до восхода солнца и они вместе называются брахма-мухуртой. Это мухурта, которая посвящена… Брахма, или творец, или духовный принцип, который действует в этой вселенной, он покровительствует этому времени. И в это время, говорится, что результаты медитации повышаются во много-много раз, качество медитации повышается во много-много раз. Человек может медитировать в эти две мухурты гораздо более глубоко и гораздо более эффективно и именно поэтому с точки зрения тонко-энергетического аспекта в это время человек не должен спать. По крайней мере, эти две мухурты или 1 ч 36 минут до восхода солнца просто обидно тратить на что-то другое.

И мне хотелось сказать один любопытный стих из “Чанакьи-нити”, это 4-ый стих из 15-ой главы “Чанакьи-нити”, тоже с точки зрения тонко-энергетического аспекта раннего подъема. Чанакья Пандит говорит, что “Богиня процветания, Лакшми, отворачивается от того, он говорит, что она отворачивается от человека, который делает 5 вещей. И Чанакья Пандит в категоричности своего утверждения, что богиня процветания отвернется, доходит до того, что он говорит, что даже если им будет Нарайана, она от Него отвернется. Даже если Нарайана позволит себе это делать, то богиня процветания отвернется и уйдет от Него, подаст на развод. Сейчас модно разводится. И он перечисляет эти пять вещей, которые все связаны с нашим утренним подъемом. Он говорит, что богиня процветания – а процветание значит, Лакшми символизирует материальное процветание, Лакшми символизирует красоту, здоровье, благополучие, какое-то внутреннее ощущение счастья, — это все символы Лакшми или та самая энергия, к которой мы так привязаны. Равана так был привязан к ней, что даже хотел Ее украсть. Но она благосклонна к тому, кто этого не делает и отворачивается от того, кто:

1. Надевает грязную одежду, а грязная одежда – это одежда, которую мы носили вчера, потому что считается, что человек во время сна все равно что мертвый и вчерашняя одежда – это одежда покойника, грубо говоря. Ее нужно постирать прежде, чем на себя одевать.

2. Тот, кто не чистит зубы.

3. Тот, кто позволяет себе жиреть.

4. Тот, кто грязно выражается или использует нехорошие слова в своем лексиконе, и

5. Тот, кто встает после восхода солнца.

Будь он даже Нарайаной, богиня процветания от Него отвернется.

И я перенесу, так как у нас уже 8 часов и нам нужно еще много чего сделать, я перенесу духовный аспект этого всего, он более важный, на следующий раз. Но не хотелось дать вам некоторый небольшой вкус этого духовного аспекта. Почему с духовной точки зрения… С грубо-материальной мы поняли; с тонко-материальной я попытался объяснить каким образом энергетические силы действуют и что человек привлекает или наоборот, отталкивает, если он встает или не встает рано утром.

Но есть духовный аспект этого всего и это последняя вещь, это стих, у вас листочки с собой есть, которые мы раздавали? Я его сейчас прочту или спою, это медитация очень важная, утренняя медитация. Потому что в духовном смысле почему мы встаем рано? Да, потому что Кришна рано встает. Где Он встает рано? Да, Он во Вриндаване рано встает, везде, понятно, но это не Кришна, Кришна рано просыпается во Вриндаване. Где он просыпается во Вриндаване? В кундже, во Вриндаване есть особые кунджи, где Он встречается по ночам – мы не скажем с кем, но Он там с кем-то встречается каждую ночь. И Он рано утром просыпается и этот стих, который я дал в прошлый раз на листочке, это удивительный стих или медитация. Я буду в следующий раз более подробно рассказывать о других медитациях, но это медитация Гаудийа-вайшнавов утренняя. Я сейчас прочту этот стих:

видагдха гопала виласининам

самбхога чихнанкита сарва гатрам

павитрам амнайа гирам агамйам

брахма прападйе наванита чаурам

Санатана Госвами говорит, что утром первым делом человек должен медитировать на этот стих. Это очень смешной стих, на самом деле удивительный стих, вся суть нашей сиддханты там. Видагда-гопала, что я делаю? Видагдха гопала виласининам. Гопал, кто такой Гопал? Пастух. Какой это пастух? Виласининам. Виласининам значит озорной пастух, значит пастух, который устраивает всякие игры, который наслаждается. Видагдха значит озорной, виласининам значит пастух, который проводит эти игры. Я предаюсь Ему. Самбхога чихнанкита сарва гатрам, самбхога что значит? Встреча, причем не просто встреча, интимная встреча. А чихнанкита значит укусы на теле. Я не буду входить в подробности, откуда эти укусы на теле появляются…Сарва гатрам, не просто укусы на теле, а сарва гатрам, у него повсюду у этого пастуха озорного и шаловливого какие-то странные следы на теле, которые Ему утром приходится объяснять Йашоде откуда они взялись. Она говорит: “Где Ты столько синяков наставил? Тебе нужно быть осторожней, Ты наверное падаешь…” И Он говорит: “Да, да, мам, да, да…” Самбхога чихнанкита сарва гатрам, я медитирую на Него, но сразу же Санатана Госвами оговаривается: павитрам. Павитрам что значит? Он чистый. Обычно эта картина связана с чем-то, что в материальном мире не представляет чего-то очень достойного, но он павитрам и амнайа гирам агамйам. Амнайам значит Веды. Гирам агамйам – с помощью Вед Его невозможно постичь, Он абсолютно чист, он недостижим просто с помощью медитации на Вед. И поэтому брахма прападйе, я предаюсь Ему, я подчиняюсь Ему, Брахману или духу и этот Брахман или дух что еще делает? Наванита чаурам, что он делает? Крадет. Что крадет? Масло.

Я не буду сейчас читать длинную лекцию о том, что это значит, но в общем-то вся очень непростая и очень сокровенная сиддхантха нашей философии в одном этом стихе заложена. Этот Брахман, дух, в конечном счете – пастух и этот пастух играет, это Его изначальное состояние, Его изначальная природа. И Его игры – это игры любви. Любовь – это самая большая сила в этом мире. Любовь выше, чем Бог в соответствии с нашей сиддхантой. На самом деле мы не Кришне поклоняемся, вы заметили, да? По-хорошему, если мы настоящие Гаудийа-вайшнавы, мы поклоняемся Шримати Радхарани, которая олицетворяет эту любовь. И утром, когда человек встает, Он вспоминает об этом пастухе и этот пастух все Веды, все священные писания, все святые ищут Его, пытаются найти, пытаются приблизиться и не могут приблизиться, потому что Он абсолютно чист, он находится за пределами скверны этого мира. Единственное, что я могу сделать, как я могу Его понять? Как я могу постичь Его, что мне для этого нужно сделать? Да, я должен просто предаться, брахма прападйе, в надежде на что? Что он сделает со мной? Наванита чаурам, что Он украдет? Сердце мое украдет, он даст мне возможность ощутить любовь чистую.

И это духовная медитация, с которой мы встаем, понимая, что Кришна тоже проснулся уже в это время и что Ему предстоит полный удивительных дел день. И как мы можем спать в это время, Он же уже встал? И я должен попытаться настроить свое сознание на Него, я должен попытаться понять кто Он и каков секрет любви, которая живет в Его сердце. Я смогу это сделать только, если я буду вставать во сколько? В брахма-мухурту. Я должен стараться учиться вставать как можно раньше. На этом весь мой материал сегодняшний. Вернее не весь, а часть материала я дал. Спасибо большое.

Теперь у нас еще ничего не кончилось, я в двух словах повторю, чтобы у нас было какое-то более целостное ощущение всего, чтобы оно все уложилось. Я начал с того, что начал говорить о садачаре, о том, что садачар – это правила поведения, которые идеально, со всех точек зрения, дает процветание, славу, богатство, все остальное и я вкратце повторил прошлую свою лекцию, говоря о внимательности и о том, каким образом мир навязывает нам свой ритм, пронизанный гунами страсти и невежества и как этот демонический ритм порождает в нас демонические качества и как нам нужно сознательно выходить из этого ритма. И ритуал – один из способов выхода из этого ритма, это наш способ вернуться к каким-то основам, к фундаментальным принципам жизни.

И я сказал, что когда мы просыпаемся утром рано самое главное, что мы должны помнить, что в это время действует саттва-гуна и когда мы просыпаемся рано мы делаем вклад, мы пытаемся привить в себе привязанность к саттва-гуне и таким образом вся наша жизнь наполняется саттва-гуной, постепенно вытесняя оттуда раджас и тамас. Это единственный способ и Шрила Прабхупада говорил поэтому, что главное, чтобы люди научились вставать рано, это очень-очень важно. И потом мы объясняли расписание дош. Все помнят расписание дош, да? Что есть две волны или два цикла из трех дош, из трех энергий в нашем теле и есть свое расписание, которое настраивает тело на определенный лад и нужно стараться жить в соответствии с этим физиологическим циклом.

Я говорил немножко о тонком энергетическом аспекте, о том, что разные энергетические силы или божества, которые их олицетворяют, действуют в разное время на человека и в зависимости от того, насколько он сообразует свою деятельность с этими силами, он либо доводит до максимума тот эффект, который в этом действии и в этой энергии доводит. В сущности, что это такое? Я хочу до максимума… Я могу начать какое-то действие, но если я начал его в неправильное время, то будут какие-то ненужные препятствия. И наоборот, если я начал его в правильное время, то я могу максимально достичь успеха в этом действии, мне будет вся вселенная помогать в этом, потому что будет определенная энергия, которая будет толькать это вместе со мной. Таким образом, я в сущности, увеличиваю еффективность своего действия. И есть две особых мухурты ранних, я объяснил, как они получились: что есть всего 27 мухурт по божествам накшатр и есть одна мухурта, которую забрал себе, или две мухурты, которые забрал себе Хари, вокруг полночи и вокруг полдня, 28-ая, вместе они там сходятся и есть две последних, которые называются брахма-мухурта. Там есть разные названия для них, они немножко отличаются эти две мухурты, но в общем-то, в сущности, это время, которое максимально благоприятствует медитации, максимально благоприятствует духовной деятельности и так как это время максимально благоприятствует духовной деятельности, ни в коем случае нельзя упускать этот шанс.

Вот, хорошо. Теперь задание домашнее, пожалуйста, запишите. Те два задания, которые я дал в прошлый раз, они остаются: учиться замедлять естественным образом ритм, когда вы почувствовали, что слишком страсть и невежество набросилось на вас, как тигр душит вас, замедлите ритм, уйдите, сбросьте с себя это все и вы почувствуете сразу же облегчение, вернитесь к себе. Или старайтесь делать это просто утром перед тем, как день начался, попытайтесь просто окинуть взглядом весь день и составить какой-то план, который бы мог держать вас в гармонии в течение дня. Но в любом случае, в течение дня иногда замедляйте ритм, выходите из него, оглядывайтесь по сторонам, наблюдайте.

И второе задание в прошлый раз я давал, это то, что мы должны проявлять внимательность к ближним и внимательность значит уделять время определенное. Или с кем бы мы ни встречались, нужно целиком свое сознание в этот момент вкладывать в своем общении с этим человеком, настраиваться на него, отбрасывать какие-то мысли, которые у нас тут гудят, беспокойство, не смотреть на часы, что мы же деловые такие, мы же крутые, нам же нужно успеть все. В этот момент перед нами человек и нужно увидеть его, встретиться с ним. Это прошлые задания, они остаются, их с нас никто не снимал.

Новые задания – это выучите, пожалуйста, этот стих,

видагдха гопала виласининам

самбхога чихнанкита сарва гатрам

павитрам амнайа гирам агамйам

брахма прападйе наванита чаурам

Я буду более подробно в следующий раз объяснять об этой медитации. Следующую лекцию прочтет Нитйананда-чаран прабху, он будет читать о медитации на Святое Имя, он будет рассказывать о том, каким образом читать джапу, пожалуйста, придите все, он будет делиться своим опытом, будет какая-то практика, но потом я продолжу как-то то, где я остановился. Это первое.

И из практических вещей две вещи я хотел вас попросить сделать. Это научиться ложиться раньше и когда вас обуяет вечерняя суета, желание что-то срочно сделать, написать, ответить на какое-то письмо по электронной почте или еще какую-нибудь глупость сделать, скажите себе, что пора спать, что надо ложиться спать со скольки до скольки? С 6 ч до 10 ч. Если вы хотя бы будете в 9 часов ложиться, то уже хорошо. Это тоже практическое задание и попытайтесь вставать как я рассказывал. Но как бы вы ни встали, с какой бы вы ноги ни встали, я хотел вам секрет рассказать, если вы вдруг не с той ноги встали, то есть секрет, с помощью которого этот страшный грех можно нейтрализовать. Для этого нужно вспомнить о ком? О Кришне, о Гопале. Попытайтесь вспомнить о Нем рано утром, о том, что в конце концов Бог в Своем высшем проявлении настолько любить нас, что Он готов принять самую простую форму и Он приглашает всех нас стать членами Его стада. Подумайте немножко о Нем, прежде, чем начать что-то другое, о Его глазах лотосных, о том, каков Он и мы с вами потом будем делиться впечатлениями. Спасибо.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.