Белоруссия (22.07.2007 г.) Бхагавад-гита, 16.23

Диск 92, л. 8

Аннотация:

Священные писания — записанная воля Бога. 4 цели человеческой жизни. Высшая цель. Роль садханы в ее достижении.

Чтобы любовь вошла в наше сердце, его нужно очистить путем следования садхане. Материальный ритм, вырывание из этого ритма (рита, ритм, ритуал). Осознание себя. Упражнение с дыханием. Смысл следования правилам, — в конце концов войти в лилу Кришны. Невнимательность, механичность, оскорбления.

***

Важный стих из 16 главы „Бхагавад-гиты”. 16 глава называется „Божественные и демонические натуры”, стих 23:

йах шастра-видхим утсриджйа
вартате кама-каратах
на са сиддхим авапноти
на сукхам на парам гатим

Перевод: Тот же, кто пренебрегает указаниями священных писаний и действует по собственной прихоти, не достигнет ни совершенства, ни счастья, ни высшей цели.

КОММЕНТAРИЙ: Как уже говорилось, шастра-видхи, предписания шастр, регламентируют жизнь всех сословий и укладов общества. Следовать им должен каждый. Тот, кто пренебрегает ими и действует по собственной прихоти, движимый вожделением, жадностью и желаниями, никогда не достигнет совершенства жизни. Иными словами, тот, кто знает об этих предписанных обязанностях теоретически, но не следует им на деле, является низшим из людей. Душа, получившая возможность родиться человеком, должна действовать разумно и следовать предписаниям шастр, которые призваны помочь ей достичь высшей ступени совершенства; в противном случае она деградирует. Однако если, следуя всем правилам и законам нравственности, человек все же не приходит к пониманию Верховного Господа, то все его знание обесценивается. И даже если он признает существование Бога, но не служит Ему, он лишь напрасно тратит время. Поэтому человек постепенно должен развить в себе сознание Кришны и подняться на уровень преданного служения; только так, и не иначе, он сможет достичь высшей ступени совершенства.

 Особого внимания заслуживает употребленное здесь слово кама-каратах. Человек, сознательно нарушающий правила и предписания, движим вожделением. Зная о запретах, он тем не менее нарушает их. Вот что значит действовать по собственной прихоти. Верховный Господь неминуемо накажет таких людей. Такие люди лишаются возможности достичь совершенства, доступного человеку. Человеческая жизнь предназначена прежде всего для очищения, но тот, кто не следует предписаниям шастр, никогда не сможет очиститься от материальной скверны и обрести истинное счастье.

********

В двух главах, 15 и 16, Кришна объясняет чего должен человек делать и чего не должен. Человек должен стараться изучать священные писания, потому что священные писания – путь к постижению того, что Бог – Личность. Своими собственными силами человек никогда не сможет понять личностную природу Бога. Своими собственными силами он может понять, что Бог вездесущ, что есть некое универсальное сознание, которое является основой этого мира; своими собственными силами человек может кое-что понять, он может прийти к какому-то пониманию, но он никогда не сможет понять, что значит, что Бог – Личность, он будет придумывать Его, воображать, спекулировать. Поэтому Бог дал священные писания, которые суть проявление Его воли, что есть священные писание? Священные писания – это записанная воля Кришны. Часто люди спрашивают: „Чего Бог от меня хочет?” если мы знаем, что Бог Личность, то значит, Он чего-то хочет, мы привыкли, что все личности чего-то хотят. Бог не исключение из этого правила, Он тоже личность и значит Он что-то хочет. Но как я пойму, что Он хочет? Можно, конечно, пойти к астрологу, Джанардане Прабху, он скажет, чего Бог от вас хочет. Но на самом деле, в конце концов, воля Бога записана в священных писаниях, где Он говорит: „Делай так, не делай так. Живи хорошо, не убей, не укради…” На каком-то уровне Он регулирует нашу жизнь и в конце концов это нужно не просто для того, чтобы превратиться в некоего робота, исполняющего чью-то волю, но в том, чтобы обрести свою свободу.

Я вчера рассказывал, потому что понимание того, что Бог – Личность, приносит человеку свободу. Он дает ему понимание того, что я – личность и того, что я свободно, по своей воле, служу Верховной Личности Бога. 16 глава является антитезой этого и Кришна объясняет, что случается с людьми, которые не поступают согласно священным писаниям и какова причина этого. Причины этого три – это вожделение, гнев, жадность, гордыня, их по-разному можно считать, Он приводит любопытные качества нашей демонической натуры и Он говорит, что в конце концов именно это, вожделение или желание настоять на своем, желание поставить свою волю выше воли Всевышнего является причиной того, что я отвергаю священные писания. Он говорит, что это трое врат, которые ведут в ад: “Пожалуйста, дорога открыта, никаких проблем нет – столбовая дорога в ад. Делайте, делайте по своей воле.” И в конце Он еще раз подчеркивает это, йах шастра-видхим утсриджйа вартате кама-каратах, если человек отвергает шастра-виддхи и поступает по своей прихоти, по своей воле, движимый просто вожделением, на са сиддхим авапноти, такой человек не достигнет совершенства, на сукхам, он не обретет счастья, на парам гатим, он не достигнет высшей цели. Просто. Выбор за нами. Мы все можем выбирать чего я хочу. Веды утверждают, что есть несколько видов совершенства и священные писания помогают понять, что такое совершенство и обрести совершенство. Мы все хотим достичь какого-то совершенства. Но совершенство – это загадочное слово.

Я недавно был в одном городе и там был сын взрослый одной преданной, который возмущался, что преданные не читают книг кроме „Бхагавад-гиты”. Он встал и говорит: „Нужно книги читать или не нужно?” Я сказал, что смотря для чего, смотря какая у вас цель, некорректно поставленный вопрос, нужно их читать или не нужно? „Нужно Толстого читать или не нужно?” Я говорю: „Смотря для чего.” Он говорит: „Чтобы достичь совершенства.” „В чем заключается ваше совершенство?” „Ну я не знаю, совершенства чтобы достичь нужно Толстого читать?” Я говорю: „Ну столько людей никогда не читало Толстого и достигало совершенства…”

Сиддхи или совершенство значит некая высшая цель. И в Ведах говорится, что в сущности, у человека есть четыре цели. Что человек хочет либо быть праведным – и это одна из форм совершенства или ценностей. На самом деле, если человек праведный, это уже само по себе очень хорошо. Он может быть уверенным, он может спокойно смотреть в глаза всем остальным, ему не нужно прятаться, ему не нужно бояться – дхарма.

Артха – это тоже совершенство, человек может процветать экономически, у него может быть много джипов и других полезных вещей, у нынешних олигархов даже подводные лодки есть, они могут спуститься на дно, они могут подняться в небо, тоже хорошая вещь, тоже совершенство своего рода, артха.

Кама – конечно же совершенство, чувственное наслаждение – совершенство. Если человек достигает какого-то успеха в этом, он тоже может считать себя успешным.

И в конце концов, мокша. Мокша значит освобождение от страданий, которое согласно Ведам, является высшей целью человека.

Но в нашей сампрадайе мы настаиваем на том, что все эти совершенства на смом деле никакие не совершенства, что все это прах. Что ни дхарма, ни артха, ни кама, ни мокша, ни религиозность или праведность, ни экономическое процветание, ни чувственные наслаждения и даже ни освобождение являются на самом деле совершенством. Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит, что пурушартха чудамани, чудамани значит (я не знаю как на русски это перевести) crest jewel, драгоценный камень из всех остальных совершенств, это према, према пумартха махам. Высшая цель человеческой жизни – любовь. Человек рожден для того, чтобы не просто испытать любовь, испытать любовь в самой чистой и в самой подлинной форме, это высшая цель и высшее человеческое предназначение.

И Кришна здесь говорит: если человек хочет достичь даже обычных целей, простых целей, он не сможет этого сделать, если он не будет следовать священным писаниям. Что говорить о высшей цели, непостижимой цели, о духовной любви, когда в сердце не остается ничего, кроме любви? Об этом даже и говорить не следует, чтобы достичь этого, сначала человек должен следовать виддхи или указаниям священных писаний. Он должен построить свою жизнь в соответствии с твердыми принципами священных писаний, понимая, что это единственный шанс для меня удовлетворить Кришну. Как еще я могу удовлетворить Бога? Бог большой… Что я могу еще сделать, чтобы доставить Ему удовольствие? Просто исполнять Его волю, поступать в соответствии с указаниями священных писаний, виддхи в шастрах, это самое начало. И если я делаю это, то я постепенно подготавливаю свое сердце к тому, чтобы любовь пришла в него.

Иногда люди, особенно воспитанные в христианской культуре, пренебрегают этим, потому что христианство в каком-то смысле возникло как антитеза соблюдению правил священных писаний. Иудаизм изначально, из которого возникло христианство, как любая, скажем так, естественная религия, ставит очень большой акцент на том, что человек должен следовать правилам. Но когда правила становятся самоцелью и человек следует правилам ради правил, то это все превращается в фарс. Поэтому пришел Иисус Христос и сказал: „Фарисей и книжники – негодяи, собрались тут, наделись на себя балахоны, выдают себя за духовных людей, а о Боге забыли.” Человек может забыть о Боге, следуя правилам священных писаний, хотя смысл следования правилам священных писаний заключается в том, чтобы помнить о Нем. Но, к сожалению, человек так устроен, что он всем будет пользоваться, чтобы о Боге забыть и он пользуется священным писанием, чтобы о Боге забыть.

И когда Иисус Христос увидел это 2000 лет тому назад, он возмутился этому и он сказал: „Негодяй, книжники, чье вы делаете? Смысл священных писаний чтобы Бога полюбить, а вы забыли о Боге, прикрываясь Его словами. Вы взяли Его слова, прикрылись и забываете о Нем.” И он объявил новую эру, Новый Завет, он сказал, что высшая цель человека – любовь. И возникла религия, которая как-бы внешне возникла на этой волне отрицания правил священных писаний. Но ничего хорошего из этого тоже не вышло, потому что в конце концов люди отделили свою жизнь от Бога. Что произошло в результате этого? Безусловно, христианство – это великая религия, в этом нет никаких сомнений, Ииус Христос дал этот импульс, но есть некая ошибка, которая привела к тому, что в общем-то, по сути дела, если честно читать указания священных писаний, то человеку нужно полностью отказаться от этого мира, перечеркнуть этот мир, чтобы обрести Бога. Вольно или невольно, люди, которые последовали Христу, они противопоставили полностью этот мир и духовный мир. И, противопоставив одно другому, получилась религия, в которой человек, если он уходит в монастырь, он может, по-честному, он может чего-то достичь. Если он не ушел в монастырь, если он живет радостной жизнью, в общем-то, если честно говорить, он толком ничего достичь не может. Потому что Бог, который присутствует или может присутствовать в нашей жизни в виде следования правилам, ушел, произошло разделение между одним и другим, религия оказалась отделена от нашей реальной жизни.

 В общем-то сейчас что мы хотим сделать здесь. Мы хотим понять, как снова собрать нашу жизнь воедино, как снова сделать так, чтобы религия не была отдельной от нашей жизни. Как понять, что все то, что мы делаем, имеет в конце концов, духовные измерения. В Ведах объясняется, что все правила священных писаний нужны для того, чтобы о Кришне помнить.

смартавйам сататам вишнур

висмартавйах надждатучит

сарве видхи-нишедах сйур

этайор эва кинкарах

 

В „Падме-пуране” говорится, что все виддхи и нишеды, все правила священных писаний, запреты священных писаний нужны для того, чтобы помнить о Боге. И чистка зубов по утрам является духовной деятельностью. Если я просыпаюсь и чищу зубы, это не есть что-то отдельное от моей высшей духовной цели. Я просыпаюсь с утра… Санатана Госвами объясняет, что я, проснувшись с утра, должен вскочить с постели и сказать: „Кришна! Кришна! Кришна!”, потому что там у меня в уме всего много, тамо-гуна накопилась, я должен разогнать эту тамо-гуну с помощью Святого Имени. Потом встать и чистить зубы, при этом помня о Кришне. Потому что, в конце концов, Кришна сказал, что нужно зубы чистить. Это новость, которую я вам хотел сегодня сообщить. Не ваши папа и не мама говорят, этого хочет Сам Бог, чтобы мы чистили зубы, чтобы мы по утрам чистили зубы, чтобы мы по утрам принимали омовение, чтобы мы по утрам совершали какие-то другие ритуалы, чтобы наше тело очистилось и чтобы наш ум очистился. Чтобы мы подготовили наше тело и наш ум к любви. Потому что любовь хорошая вещь, духовная любовь – гениальная вещь и, в общем-то, строго говоря, она не зависит ни от чего. Люди, достигшие высшего совершенства иногда пренебрегают всеми правилами священных писаниях. Есть юродивые. И юродивый – это авадуты в российской традиции, у нас тоже свои авадуты были – они не следуют накаких правил, но они достигли совершенства, любви к Богу. На высшем уровне всего этого не нужно делать, но на что указывают нам священные писания, они указывают как постепенно человек может, очистив свое сердце и свой ум, подготовить приход любви. Любовь не зависит от этого. Ошибка, существенная ошибка была бы в том, если бы мы думали, что вставая рано утром … как там поется в фильме про Винепуха? „Кто в храм приходит по утрам, тот поступает мудро, евам парампара праптам, на то оно и утро (смех)”. Если кто-то думает, что просто благодаря тому, что он встает рано утром, он сможет обрести любовь к Богу… Нет! Само по себе это не сможет дать ему любовь к Богу, потому что любовь к Богу беспричинна. Но тем не менее, я должен начать с чего-то, я должен начать с того, чтобы очищать свое тело, свой ум, подготавливая его к приходу беспричинной, непредсказуемой милости Кришны. И милость, так как она беспричинна, может спуститься на любого. Иногда спускается. Но Шрила прабхупада говорил, что лучше не ждать, когда она спуститься просто так, лучше доказать Кришне своими поступками, что я хочу, чтобы она на меня спустилась.

И для этого мы соблюдаем садхану и для этого мы пытаемся очистить свое сердце и свой ум, чтобы в конце концов, когда любовь все-таки спустится к нам, она пришла к нам очень естественным образом, она почувствовала себя дома в нашем очищенном и подготовленном к ее приходу сердце. На самом деле – и это очень важная вещь, о которой мне хотелось сегодня поговорить – мы следуем этим указаниям из священных писаний для того, чтобы очистить свое сознание от влияние от низших гун, которые пронизывают все в этом мире. Если мы присмотримся внимательнее к тому, что происходит в нашем сердце, мы увидим, как мир с его акцентами, с его ценностями, страстями, невежеством, властно все время врывается в наше сознание, как бы мы этому ни сопротивлялись. Это происходит особым образом. Мне хотелось сегодня поговорить об одной вещи очень важной. В „Гите” есть слово рита:

сарвам этад ритам манйе
йан мам вадаси кешава

 

Арджуна говорит Кришне, что „Каждое Твое слово, которое изошло из Твоих уст, я принимаю как риту.” И рита значит вселенский закон, рита значит гармония, по которой построен этот мир. Виддхи или указания священных писаний – это, в сущности отражение фундаментальных вселенских законов, в соответствии с которыми живет этот мир. От того же слово, что рита, происходят два очень знакомых нам слова. Какие? (ответ: ритм, рифма) Да, ритм и рифма тоже. И еще ритуал. Ритм и ритуал. Этот мир, в соответствии с представлениями Вед, построен в соответствии с законом риты и есть закон гармонии. Этот закон проявляется в виде естественного ритма. Мы живем в соответствии с определенным ритмом. Если мы живем в гармонии с волей Бога… Иначе говоря, воля Бога находится не только в книгах, воля Бога находится в этом мире мы можем обнаружить волю Бога, потому что солнце каждое утро встает. В „Брахма-самхите” говорится, что „Почему утро солнце встает? По одной причине, потому что Кришна ему сказал: „Вставай!” Потому что Кришна пустил его по его орбите, что есть определенный закон или ритм и этот закон проявляется во всем. Когда человек находится в гунах страсти и невежества, он нарушает естественный ритм жизни, он разрушает естественный ритм, по которому живет его тело и он пытается жить в соответствии с искусственными ритмами, которые навязывает ему этот мир. Вы заметили, как эти ритмы страсти и невежества пронизывают все наше существо? Пока я пел или там я повторял према-дванйа, у меня три раза позвонил телефон. Мир извне властно напомнил: “Чем ты занимаешься вообще, надо спешить, надо торопиться!” И нужно жить в этом жутком ритме.

Еще раз, есть естественный ритм и есть ритм страсти и невежества и мы, волей или неволей, когда мы живем в этой жизни, подчиняемся этому ритму. Пожалуйста, честно поднимите руки, у кого никогда нет времени? У всех. Те, кто на пенсию вышли, все равно у них времени нет. Поднимите руки, у кого есть время? Кришнаиты (смех). Но как правило, у людей никогда ни на что не хватает времени. Я понимаю, что эта лекция будет гораздо более популярна в Москве. В Москве, в принципе, ни у кого времени нет, все куда-то спешат, все находятся в этом жутком.. стоит только попасть в это жуткое пространство, как сразу все куда-то бежать начинают. Куда, зачем, почему? – Непонятно! Есть некая искусственная вещь, наша жизнь пронизана этим искусственным ритмом бешеным совершенно, бешеным и жизнь становится все более и более жесткой, давление становится все более и более сильным, мы все испытываем с вами это давление. Самая распространенная болезнь сейчас – это стресс. Люди, они могут достичь всего, они могут быть самыми богатыми. Недавно я читал в интернете объявление, вернее не объявление, а сообщение о том, как Абрамович лечился от стресса, как он целую больницу арендовал, чтобы его от стресса вылечили. Там лечился не только он, но вся его свита, все охранники и все остальные от жуткого стресса или давления, под прессом которого находятся сейчас люди и в этом прессе или в этом давлении человек забывает об естественном ритме.

Садхана, или ритуал, потому что что такое садхана или духовная практика, которая позволяет человеку вырваться из этого бешеного ритма. И человеку очень важно вырваться из этого ритма, потому что пока он находится в этом искусственном состоянии гонки, он не может понять кто он. Это первое наставление, которое Кришна дает в „Бхагавад-гите”. Кто-то может сказать, какое первое наставление, какие первые слова Кришна говорит Арджуне в „Бхагавад-гите”? (ответ: тад шрину..) Тад шрину – это седьмая глава, он сказал гораздо раньше. (ответ: твое поведение недостойно Ария) Твое поведение недостойно Арийа Он уже потом сказал. Что Он говорит самое первое? (ответ: посмотри) Посмотри, наблюдай. Посмотри на эти армии. На самом деле, первое наставление Кришны и к нам с вами в том, чтобы мы начали наблюдать, чтобы мы остановились на минуточку и огляделись вокруг, чтобы мы стали созерцать… как бегут, бегут, бегут… люди бегут, бегут… всю свою жизнь куда-то бегут. А потом приходится умирать; они оглядываются назад и понимают, что они никуда не убежали. Есть такой … не знаю, снилось ли вам иногда такое, но иногда во сне человек от кого-то убегает: бежит, бежит, бежит, а в то же время в глубине души он знает, что никуда он не бежит, что он бежит на месте. Точно так же эта современная жизнь, человек бежит куда-то, бежит, а при этом – и Бхактивинода Тхакур говорит очень хорошо это в „Шаранагати”, он говорит: „жизнь моя застыла в мертвой точке, остановилась. Хотя кажется, что я куда-то иду, но на самом деле я никуда не движусь.”

И первое, что человек должен сделать, чтобы вырваться от этого, он должен остановится и начать наблюдать – наблюдать за собой, наблюдать вокруг, смотреть, оглядываться, чтобы вспомнить, кто я такой. Это очень важное наставление, которым мы ни в коем случае не должны пренебрегать, потому что если я не буду наблюдать, я никогда ничего не пойму, я никогда не смогу понять, кто я такой. И в сущности, следование правилам священных писаний – это следование воле Господа, которая проявлена в виде неких естественных законов для того, чтобы человек мог в конце концов настроиться на Него, для того, чтобы понял другого человека.

Я хотел провести с вами один эксперимент, давайте эксперимент проведем. Готовы? Хорошо. Слушайте меня, я буду вами руководить, чтобы мы немножко почувствовали, что это значит. Давайте попытаемся вырваться из какого-то ритма, который в нас сидит. Просто закройте глаза и расслабьтесь насколько это можно. И что сделайте – начните наблюдать за своим дыханием, не дышите искусственно, не замедляйте дыхание, не ускоряйте, не делайте его глубже. Просто естественным образом наблюдайте как воздух входит и выходит… Посмотрите на себя со стороны. Если какие-то мысли приходят к вам в голову, постарайтесь увидеть их тоже со стороны, они как бы вне вас, вы просто наблюдаете, как какая-то мысль пришла… она куда-то ушла, еще какая-то мысль … а вы вообще не думайте, просто наблюдайте. Попытайтесь в этом наблюдении почувствовать как напряжение, которое было у вас, особенно в лице, спадает, ваше лицо всегда напряжено, в нем есть множество каких-то мышц маленьких, морщины появляются из-за этого…. просто пытайтесь спокойно увидеть все это … и откройте глаза.

Смогли почувствовать сколько там всего напряжения в нас? В уме, в лице, в теле, сколько всего лишнего там? Кришна говорит поэтому, что духовная жизнь начинается с того, что я начинаю наблюдать за собой и, начиная наблюдать за собой, я приобретаю внимательность. Человек, который живет под влиянием ритма страсти и невежества, к сожалению, не может быть внимателен. Даже для того, чтобы общаться с другим человеком, чтобы общаться по-настоящему с другим человеком, я должен наблюдать. Чтобы услышать другого человека, увидеть другого человека, почувствовать другого человека, прислушаться к другому человеку, я должен как бы отказаться от этого отождествления себя с этим телом, я должен отдать ему себя.

Сталкивался из вас кто-нибудь в своей жизни с невнимательностью других людей, поднимите, пожалуйста, руки. Обижала вас эта невнимательность? Задевала она, ранила? Не сердитесь на них, потому что вы то же самое делаете. Вы точно так же не замечаете иногда других людей и точно так же сосредоточены, живете в каком-то своем странном искусственном мире, когда вы не можете почувствовать другого человека. Говорится, что корнем всех оскорблений Святого Имени что является? Невнимательность. Что из невнимательности все оскорбления вырастают. И это относится не только к Святому Имени. Корень всех оскорблений других людей, той боли, которую мы причиняем другим людям, что является? Невнимательность. А невнимательность исходит из нашей неспособности наблюдать, потому что мы находимся в этом жутком ритме, который нам навязывает современный мир.

 И суть-то в том, что чтобы полюбить – я начал с этого, что в конце концов священные писания учат любить. Как они учат любить? Они учат любить нас с того, что мы выходим из искусственного ритма и начинаем слушать естественный ритм вселенной, по которому построено наше сердце, в соответствии с которым оно бьется. Один тот факт, что мы встаем до восхода солнца, означает, что мы пытаемся уважать естественный ритм, по которому вся вселенная построена. Все остальные люди пренебрегают этим, стараются пренебрегать, пытаются пренебрегать и у них появляется эта дисгармония. В конце концов, мы должны настроиться или синхронизироваться с этим ритмом, чтобы понять волю Кришны. И это точно так же относится к любому другому человеку, чтобы понять другого человека, вступить в отношения с другим человеком, я должен настроиться на него. Но если я тороплюсь, смогу я настроиться на него? Нет, мне не до того будет.

У меня был недавно эпизод любопытный. Я ехал в поезде и вышел маленький мальчик из купе, я утром проснулся, стал читать мантру. Маленький мальчик тоже довольно рано утром проснулся, вышел, подошел ко мне, посмотрел на меня так лукаво и улыбнулся. Он начал меня синхронизировать, он начал меня настраивать на себя. Потом мальчик улыбнулся мне и сразу, не сказал мне ни слова, но сразу предложил мне игру: побежал в свое купе и спрятался там. Потом он выглянул оттуда, потом опять спрятался. И мне нужно было за ним следить, чтобы понять, что он от меня хочет, как мне с ним подыгрывать… Но потом я вспомнил, что мне некогда, мне нужно мантру читать (смеется). Но человек пришел ко мне, маленький, простой, естественный человек и, несмотря на мое странное одеяние и все остальное, он совершенно естественным образом захотел со мной поиграть. И Кришна, в общем-то, тоже хочет с нами поиграть, Он тоже приходит к нам (изображает) и говорит: „А? Поиграем?”, а мы: „Не, мне некогда, Кришна! Мне мантру надо читать, нам не до того!”

В конце концов, все начинается с этого, все начинается с нашей способности прислушиваться к воле Кришны и высшая лила Кришны, в которую Он всех нас приглашает, это какая лила? Какая самая высшая лила Кришны? Танец раса. Что такое танец раса? Когда все души вместе с Кришной в одном ритме находятся, правильно? Они танцуют, они настроились на его ритм, Кришна в центре находится, вернее, Он даже не в центре, Он рядом с каждым и каждый рядом с Ним, каждый в том же самом ритме вместе с Ним находится, каждый знает, что Он хочет, мы такое движение делаем, такое движение. И происходит эта лила, когда мы точно знаем чего Он хочет от нас. Это совершенство, совершенство, о котором Кришна говорит здесь в этом стихе, это моя твердая, полная, абсолютная уверенность в том, что я знаю чего Кришна хочет от меня, как Он хочет, чтобы я танцевал. Шрила Прабхупада в своей молитве пишет: „Заставь меня танцевать! Заставь меня танцевать так, как Ты хочешь! Я всего лишь марионетка в Твоих руках! Сделай так, чтобы я танцевал под Твою дудку!”

 И в этом, в конце концов, высший смысл того, что мы пытаемся следовать священным писаниям как можно более внимательно, потому что следование священным писаниям означает, что я не просто механически действую. Вчера я начал об этом говорить, сейчас я действую как механизм, как робот, потому что мое тело – механизм, мой ум – механизм и я как робот действую. Кто-то нажал на одну кнопочку – у меня много кнопочек, я очень сложный механизм, я сложнее, чем компьютер, у компьютера много кнопочек, у меня еще больше кнопок – можно сюда нажать, можно сюда нажать, можно в нос мне дать, много разных кнопок, много разных способов общения со мной: в общем-то я не [слово непонятное], нажал да и ладно, нажмешь на эту кнопку… иногда, правда, компьютер полностью не понимает чего от него хотят и он зависает, и иногда мы тоже зависаем. Но, в общем-то, мы всего лишь навсего реагируем на внешние раздражители и мы действуем бессознательно, мы всю жизнь проживаем как во сне. Кто-то из вас спал в машине? Кто-то спал за рулем? (смех) Иногда человек засыпает за рулем. [неразборчиво] И как правило, люди большую часть жизни во сне проводят, иногда они в кюветы заезжают, просыпаются на минутку: „Что со мной?” Это обычно кризисом называется. Когда кризис с человеком произошел, это значит, что он на автопилоте ехал, ехал, дремал, дремал, и „А!”. Ну ничего, там кто-нибудь … поглотали что-то, опять выехали, опять спим. Следовать указаниям священных писаний значит начать сознательно относиться к своей жизни, начать все то, что я делаю, делать с сознанием, все время возвращать свое сознание – это значит следовать.

И поэтому говорится, что самое главное оскорбление Святого Имени, от которого все остальные оскорбления происходят – это невнимательность, невнимательность значит механичность. Механичность значит я кто? Я механизм, хороший механизм. Мне дали это тело, ценное, драгоценное, бесценное, человеческое тело, с помощью которого я могу достичь того, чего никакая другая душа с другим телом достичь не сможет. Такой драгоценный компьютер мне дали, этот компьютер, вообще, Кришна его создавал по своему образу и подобию. Он сказал: „Ты всего можешь достичь. Пищу хочешь вкусную…” Кто ест более вкусную пищу, чем человек? „По телефону разговаривать хочешь по мобильному – и эта возможность у тебя будет. Я тебе такой разум дам, ты такого наизобретаешь с помощью этого разума всего… Но в конце концов это тело, в чем его ценность? Его ценность только в том, что в нем мы можем осознать себя. Ценность этого тела, этой жизни только в том, что мы можем понять, кто мы такие, что мы можем проснуться, что мы можем стать собой.

Поэтому прежде, чем осознать Кришну, нужно осознать, что я человек, чтобы проснуться: „Харибол!” Кришна говорит: „Отныне, если хочешь следовать указаниям священных писаний, перестань просто механически жить и когда тебе нужно сделать какой-нибудь выбор или действовать в этом мире, вспомни, что Я говорю в священных писаниях. Делай это не просто потому что… потому что… не знаю почему, потому что так повелось, потому что так меня научили, потому что я – робот! Делай это потому что это Моя воля и таким образом каждое движение твоей жизни станет способом почувствовать Меня и соединиться со Мной. Точно так же, как в обычной жизни, чтобы почувствовать другого человека я должен стать внимательным, я должен сознание проявить, когда передо мной другой человек сидит, я должен посмотреть на него, я должен отбросить какую-то требуху, которая у меня там в уме накопилась, у меня там много всякой требухи разной. Я должен увидеть его, полюбить его, встретиться с ним. В конце концов я смогу точно так же почувствовать и полюбить Кришну, Он уже тут, Он готов, Он просто боится, что когда Он прибежит к нам и скажет: „Пойдем, поиграем!”, мы скажем: „Нам некогда, иди, мальчик, своей дорогой (смех), нам не до того, мы взрослые, серьезные…”

И поэтому ритм происходит от слова рита, и от слова рита происходит ритуал или какая-то садхана, то, что мы делаем каждое утро – это способ сознательно замедлить ритм своей жизни. Я вам дам один очень хороший совет, пожалуйста, попытайтесь воспользоваться им, я пользуюсь им часто. И с тех пор, как я начал им пользоваться, жизнь моя стала гораздо счастливее. Недавно мне позвонил один человек – ух! Там такая энергия шла от него с другого конца телефона: „Госвами, отменяйте все свои расписания! В Челябинск?! Никакого Челябинска! Вы что, тут? Вы должны правильно расставить приоритеты, все в порядке, вы что…” Там много было аргументов. У меня было такое ощущение – здесь …[имя неразборчиво] Прабху сидит, он в железных дорогах работает – у меня было такое ощущение, что я оказался ночью на железной дороге и что на меня со всей скоростью едет какой-то этот самый паровоз, тепловоз и я думаю: „Да, все надо отменять! Да, правильно, он прав, все, да, да, да! А как же так…” И такой стресс страшный и в этот момент я подумал: „Подожди, подожди, не надо ничего менять, ничего не изменилось в твоей жизни ровным счетом. Ты как был вечной и блаженной душой, так и остался, никаких поездов не едет на тебя, все иллюзия, остановись!” И я остановился и мне сразу же легко так стало, весь этот стресс мгновенно ушел, в тот же самый миг, я вдруг понял: “Ничего, все в порядке, ничего особенного не произошло, ничего не случилось, все замечательно.” В какой-то момент человеку нужно научиться – и именно для этого мы делаем то, что мы делаем – нужно научиться выходить из этого искусственного ритма и сознательно как-бы замедлять этот ритм и возвращаться к самому себе, к истоку, к каким-то фундаментальным принципам бытия.

Я вчера пытался об этом говорить, когда я рассказывал эту историю про Буддху и говорил, как человек должен пытаться искать себя во всех ситуациях жизни. Способ это сделать – это сознательно просто перестать действовать и на мгновение просто наблюдать, в том числе и за самим собой, за своим умом, за своим телом, за всем остальным. В тот же момент в вашей жизни появится Кришна, вы почувствует и услышите, Он придет, придет к вам. Он подойдет, скажет: „Ну чье, надоело в эти игры играть? У Меня там лучше, у Меня там веселее, сколько можно тебе играть в эти скучные игры, бессмысленные игры, крутиться здесь в этом странном мире? Идем, у Меня есть вечная лила, где все люди или все души точно настроены на Мою волю, на Мой ритм и в этом состоянии испытывают высшее счастье и высшее блаженство.

Поэтому Кришна здесь говорит:

йах шастра-видхим утсриджйа
вартате кама-каратах
на са сиддхим авапноти
на сукхам на парам гатим

Если человек действует по своей прихоти, подчиняясь своему вожделению и своей воле, если он пытается весь мир перестроить под себя… Кто-то из вас пытался делать так, чтобы весь мир делал только то, что вы хотите? Не обманывайте меня, все хотят. Мало того, что пытались, потом еще обижались на весь мир, что он не делает этого. Просто всерьез обижались: „Как это так, почему мир и все остальные люди не посвящают себя тому, чтобы все мои прихоти и желания?! Как они смеют?! Какое право они имеют?!” Мы все пытаемся синхронизировать мир под себя, мы пытаемся сделать так, чтобы мы были той самой осью, вокруг которой все вертится. Но очень трудно заставить мир вертеться вокруг нас, потому что… Не получается ничего.

Поэтому нам нужно занять свое естественное состояние и исполнять волю Кришны, которая есть отражение вселенской гармонии и которая есть самое лучшее для нас: самое лучшее для нас в физическом отношении, самое лучшее для нас в умственном отношении, в тонко-материальном отношении, самое лучшее для нас в духовном отношении. Для этого я должен следовать указаниям священных писаний и наблюдать, потому что Кришна призывает меня к этому, Он говорит: „Я сейчас объясню тебе все, но чтобы ты это понял, ты должен наблюдать.” И помните, Шрила Прабхупада говорит об этом – это последнее, что я скажу – он пишет о том в комментарии, что мало указания знать священных писаний и не следовать им, мало следовать указаниям священных писаний, но не понимать Бога. Если я просто следую указаниям священных писаний и не понимаю Бога и Личность Бога, каким образом Его воля проявлена в этом во всем, я все равно еще ничего не понимаю. Дальше Он говорит, мало даже понять, что Бог есть, но при этом не обрести любовь или желание служить Ему. В конце концов, совершенство следования священным писаниям оно проходит через эти стадии. Человек сначала просто знает, что я должен делать. Потом, зная, он пытается следовать этому, и следуя этому, он пытается понять, что такова воля Бога в моей жизни. И потом, зная, следуя и понимая, что это это воля Бога, человек в конце концов понимает, что в этом заключается мое служение или моя любовь к Нему. И это – высшее совершенство, высшее счастье и высшая цель.

Если же он отвергает или даже не полностью отвергает, мы с вами не отвергаем, правильно, но и не следуем, так что … Мы пытаемся делать это где-то по серединке. Если я постепенно иду по этому пути, понимая, что высшим итогом этого пути является то, что я чувствую и знаю, что Кришна стоит за всем этим и сознательно исполняю Его волю, то в конце концов я обрету все то, о чем Кришна здесь говорит: совершенство, счастье и высшую цель. Все. Спасибо большое.

Вопрос: То наблюдение за собой, созерцание, о котором Вы пытались говорить, оно зависит от чего-то, от физического, от психического состояния человека или это просто мудрость какая-то приходит.

Ответ: Нет, естественно если человека вначале слишком отвлекают какие-то вещи, ему сложно это делать. Если наш ум возбужден – очень трудно. Иногда встаешь рано утром и целую ночь какие-то жуткие сны снились, какие-то остатки прошлых мыслей, прошлого дня, каких-то поступков, раджо-гуна она настолько там поселилась и ты и так и сяк и так и сяк: Харе Кришна, Харе Кришна… Но никакого ни Харе ни Кришна нету, а одна раджо-гуна. И естественно, если человек в слишком возбужденном состоянии, либо его тело в результате долгого пренебрежения всеми этими принципами, если наше тело приходит в беспокойство или наш ум приходит в беспокойство, нам сложнее. Но тем не менее, никогда не поздно попытаться привести в гармонию себя. И для этого человек должен жить гармоничной жизнью, есть гармоничную пищу, пищу, соответствующая нашей природе. И главное, стараться развивать в себе гуну благости, чтобы не поддаваться этим гунам страсти и невежества.

Что происходит – я хотел одну важную вещь сказать – всякий раз, когда мы соприкасаемся с какими-то гунами и совершаем поступок в какой-то гуне, мы как бы делаем вклад, как в банке, человек делает вклад и у нас есть три вклада в банке, как есть разные формы вкладов, как они называются – там разные есть –срочные, бессрочные, долгосрочные, какие там еще … на обучение, пенсионный… Мы делаем вклад на свою следующую жизнь, и проценты по этому вкладу, это, как по-вашему, что? Привязанность наша к этим гунам. Еси я совершил поступок в какой-то гуне, ко мне придут проценты, наверняка: привязанность к этой конкретной гуне. Каждый раз, когда я что-то делаю, я делаю вклад, поэтому человек таким образом определяет себе следующее тело, по привязанностям. Кришна говорит об этом в 13 главе, гуна-санго сйа… как там? Ну неважно,суть в том, что Кришна говорит сад-асад-йони-джанмасу: в соответствии с привязанностью нашей к той или иной гуне, человек получает рождение в том или ином виде жизни, в той или иной форме жизни. И что мне хочется сказать, что тот образ жизни, который мы пытаемся вести – очень важный, это наш вклад в саттва-гуну. Обычно наши банки не предоставляют такой возможности – вклад в саттва-гуну сделать, в обычной жизни мы все время вкладываем в страсть и невежество, но есть… В Аюрведе говорится, что единственное время в течении суток, когда в природе преобладает саттва-гуна – это какое время? Брахма-мухурта, полтора-часа до восхода солнца. А если точнее, 1 час и 36 минут до восхода солнца. Если человек встает в это время, то он делает очень мощный … если он привык вставать, он очень мощный вклад делает в саттва-гуну. То есть в общем-то, любой наш поступок определяет наши дальнейшие привязанности. Я ответил на Ваш вопрос, да?

Спасибо вам большое, спасибо, что приехали из стольких городов, из Кургана, из Екатеринбурга, ото всюду, спасибо, что слушали о Кришне, спасибо, что вы все пытаетесь что-тосделать для Шрилы Прабхупады, потому что только вместе с Шрилой Прабхупадой – не только, но в основном, может дать людям очень глубокое понимание того, что с ними происходит, причины их страданий в этом мире. Миссия Шрилы Прабхупады – это особая миссия, Шрила Прабхупада исполнил волю Самого Господа Чайтанйи и такое происходит очень редко. То, что сделал он трудно даже понять нам. Нам очень повезло, мы пришли и столкнулись с этим движением всего несколько лет спустя после его ухода. У нас есть возможность говорить с теми людьми, которые знали его, встречаться с ними, пытаться проникнуться его духом. Поэтому пожалуйста, никогда не воспринимайте эту миссию как нечто само собой разумеющееся. Кали будет пытаться помешать нам и он это делает не без успеха. Он будет сеять раздор, вражду, он будет пытаться объяснять вам, что есть что-то более важное, чем общение с преданными. Но самое важное, что есть в нашей жизни – это возможность прийти сюда, в эту замечательную комнату, которую Гуру-парампара Прабху с такой любовью делает. Еще год назад тут были руины одни, сейчас это замечательная комната. Это самое важное, что есть у нас, можно вырваться на минутку из этого бешанного ритма с его странными ценностями и почувствовать самые важные ценности в жизни, ценность любви, ценность общения с преданными, ценность молитвы. Поэтому, пожалуйста, не пренебрегайте этим, не воспринимайте это как нечто само собой разумеющееся, это редкая удача, которая выпала на вашу долю. И только самый последний глупец этой удачи не пользуется.

Это мои прощальные слова, ко всем вам обращенные. Спасибо вам большое за все то, что вы делаете и за то, что вы цените удачу, которая вам выпала. Старайтесь также поделиться этой удачей с другими, это тоже очень важно. Шрила Прабхупада Ки! Джая! Чайтанйа Махапрабху ки! Джая! Гаура-премананде!Харибол!

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.