Белоруссия (23.07.2007 г.) Бхагавад-гита, 9.14

Диск 92, л. 10

Аннотация:

Лекция перед инициацией. Объяснение трех вещей, которые преданный должен делать: сататам, дридха-вратах и намасйанташ.

Объяснение сататам (всегда), дридха-вратах (следовать обетам) и намасйанташ (кланяться). Способ развить эти способности: подражание, формальное следование, получение вкуса. 4 принципа, экадаши (пример Дурвасы Муни и Амбариши Махараджа). Вкус можно получить в общении с тем, у кого он есть. Для чего нужен духовный учитель. Вопросы: может ли быть любовь без объекта; о духовном учителе; об уходе за коровами; рассказ о продвижении московского храма.

***

В связи с этой церемонией я прочту 14 стих из 9-ой главы “Бхагавад-гиты”, который объясняет что должен делать преданный, получивший посвящение:

сататам киртайанто мам

йатанташ ча дридха-вратах

намасйанташ ча мам бхактийа

нитйа-йукта упасатэ

Если вы обратили внимание, Шрила Прабхупада делает любопытный ход в комментарии к этому стиху. В стихе Кришна описывает внешние признаки, по которым можно определить величие человека. Сегодня утром мы говорили об этом же самом, о том, что мы должны судить о человеке по его преданности и здесь Кришна дает ясный и очень конкретный список критериев, в которых преданность проявляется, потому что преданность – это не абстрактная вещь, преданность конкретна, так же как и любовь. Есть категория людей, которые любят говорить о любви: “Любовь, ах, любовь…”, но как правило, они никакого смысла в это значение не вкладывают, для них любовь – это некое состояние полной рассеянности сознания, когда они ни на чем конкретно не сосредоточены. А любовь конкретна, любовь – это очень могущественная эмоция, которая заставляет человека действовать определенным образом так, что он не оглядывается назад. И те, кто любил, знает это. Когда человек любит, он делать – в основном глупости – но делает. Он забывает о каких-то мелочных соображениях и он все время сосредоточен на объекте своей любви. И преданность имеет ту же самую природу, недаром мы переводим слово бхакти, что значит любовь, так же как преданность. И само слово бхакти означает действовать, само слово бхакти означает делать нечто в высшей степени конкретное.

И здесь Кришна, понимая, что нам с вами, может быть, трудно будет точно понять, как может проявляться бхакти, определяет в чем она проявляется:

сататам киртайанто мам

йатанташ ча дридха-вратах

намасйанташ ча мам бхактийа

Три вещи: такой человек всегда, постоянно, внутри и снаружи прославляет Кришну. И Кришна не случайно здесь говорит сататам, сататам значит всегда и сататам значит, это подразумевает, что бхакти – это внутреннее состояние сердца. Потому что внешне я всегда не могу прославлять Кришну – мне иногда надо есть, иногда мне нужно бывает говорить о каких-то обыденных вещах, иногда мне нужно будет спать. Кришна не случайно употребляет здесь слово сататам, потому что сататам – это состояние сердца, сататам значит всегда и когда Он говорит о настоящей бхакти, бхакти самого высшего уровня, то Он говорит о том состоянии, когда в сердце человек всегда прославляет Кришну, что бы он ни делал. Он может делать все, что угодно, он может говорить о чем угодно, его слова будут киртаном, даже если он будет проводить политинформацию у себя на работе. Все равно будет прославлять Кришну.

И дальше, сататам киртайанто мам йатанташ ча дридха-вратах, такие люди строго следуют обетам, которые они дали. Такие люди прилагают свои усилия для того, чтобы как можно более тщательно следовать принципам преданного служения. Дридха-вратах значит неуклонный в своих обетах. Если он дал, он не отклоняется. Не то, что ‘я – хозяин своего слова, сегодня я дал, завтра забрал, мое слово’ – нет. Дридха-вратах значит, что я в принципе не могу отклониться от своего обета, просто не могу, не могу, не потеряв самого себя. И намасйанташ ча мам бхактийа – это особая вещь, кланяются Мне… Но об этом я скажу немножко позже, потому что за этим простым делом, которое мы все привыкли делать, кроется очень глубокая философия. Обо всех этих трех вещах я скажу чуть позже.

Но я сейчас начал говорить о том, какую подмену или какой поворот Шрила Прабхупада делает в комментарии. Кришна описывает признаки махатмы или великой души, уже достигшей этого уровня. Комментаторы объясняют, что он говорит о према-бхактах и бхава-бхактах, о людях, которые достигли хотя бы предварительной ступени совершенства. Бхава, экстатическая любовь к Кришне или преддверие настоящей любви – это предварительное состояние. И в этом состоянии да, человек естественным образом все время прославляет Кришну, естественным образом неуклонно следует своим обетам, естественным образом постоянно кланяется или отказывается от своего ложного эго. Естественно, когда он говорит о махатмах, о великих душах, он не имеет в виду нас с вами …..или имеет? (смеется) Наверняка, кого-то из вас он имеет в виду, но … потому что, можем мы постоянно прославлять Кришну? Да нет, скучно станет, правильно? Надо же и себя прославить, не забыть… Более того, даже прославляя Его, мы стараемся как-то ввернуть, что в общем-то, мы тоже не лыком шиты. Иногда люди с большим упоением прославляют своего духовного учителя и при этом видно, что главная причина, по которой они это делают заключается в том, что это их духовный учитель и по определению, так как они с ним связаны, то лучи его славы, отблески его славы ложатся на них тоже и они хотят обратить внимание всех какой великий у НИХ духовный учитель, потому что как иначе может быть?!

Со всеми этими тремя вещами у нас с вами проблемы. Мы не можем прославлять Кришну постоянно, мы не можем строго следовать своим обетам, хотя в течении нескольких минут мы думаем, что “Да – всю свою жизнь!” Потом обстоятельства меняются и как-то нам кажется, что это было давно и неправда, что какие-то обеты там… Кланяться Кришне тоже – когда-то кланяемся, когда-то не кланяемся, когда-то руки просто так складываем, а иногда даже не складываем. Но Шрила Прабхупада в этом стихе, который описывает то, что делают махатмы, он объясняет как стать махатмой, как каждый из нас может стать махатмой. И он говорит, что несмотря на то, что мы сами сейчас еще не махатмы, но мы можем стать махатмой, если мы будем делать то же самое, что махатмы, если мы будем притворяться махатмами. Потому что, притворяясь махатмами, мы сами постепенно станем махатмами, как-то у нас другого выхода не будет, мы войдем в роль, почувствуем вкус… Потому что Шрила Прабхупада говорит, что в конце концов махатмам хорошо, это отличительное качество махатм, они всегда счастливы. Шрила Прабхупада объясняет, что заниматься преданным служением легко и радостно, и Сам Кришна говорит это: сусукхам картум авйайам, что преданное служение – это счастливый процесс – сидишь себе, поешь, ешь прасад, не нужно совершать слишком суровые аскезы, не нужно все время каяться: “О, какой я грешный!” – ясное дело, грешный, уже с этим все понятно, нет смысла постоянно пребывать в этом унылом состоянии сознания. Грешный, да, понятно, надежд никаких нет, ясное дело, ну тем лучше для нас – Господь Чайтанйа пришел и спас нас, наша очередь первая на спасение. Само сознание Кришны по себе радостное и когда человек пытается делать то, что делает махатма, он начинает чувствовать вкус. В какой-то момент, я помню, когда я начал повторять Святое Имя, ровным счетом я ничего не чувствовал, честно признаюсь, единственное, что я почувствовал – это то, что мне, почему-то, это Харе Кришна не надоедает до сих пор (смех), я все ждал, когда она мне надоест. До сих пор не надоела, до сих пор жду (смех).

Недавно был вечер выпускников Гурукулы. И там ходили молодые люди, им сейчас по двадцать-двадцать два года, которые учились когда-то в Гурукуле. И одна девочка вышла и говорит: “Я помню две вещи о Гурукуле. Одна вещь мне не нравилась, а другая нравилась. Не нравилась мне что надо утром вставать. Рано утром, когда все нормальные люди спят, надо вставать, подниматься… А нравилось мне, сразу встав, повторять Харе Кришна манру. И, говорит, самое удивительное что – хотя встать я не могла, потом, когда я садилась повторять Харе Кришна мантру, мне спать совсем не хотелось! Я, говорит, до сих пор не могу понять, почему так получалось. Она сказала: Самым моим любимым уроком был урок шлок, я любила шлоки из “Бхагавад-гиты” учить, я всегда ждала когда же мы следующую шлоку выучим.”

Иначе говоря, даже если человек сам не находится на уровне махатмы, но он начинает делать то, что делает махатма, он постепенно … и делает правильно, без понта, без гордости и делает это очень просто, то такой человек может очень быстро почувствовать вкус во всем этом. Все то, что мы делаем здесь, на первый взгляд может показаться странным: люди поет киртан, ну что такое киртан? Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе и потом опять: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе и потом опять: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Слова народные. Но когда человек делает это, он начинает чувствовать странный вкус во всем этом, причем, как Шрила Прабхупада объясняет, этот вкус чувствуют все и везде. Стоит немножечко расслабиться, немножечко сойти с уровня ума, потому что вначале ум говорит: “Ну чье ты делаешь?! Ну точно – сошел с ума, ну точно – сумасшедший!” Если просто попросить его немножечко помолчать, сделать небольшой перерыв в своем монологе, который он ведет с нами, то мы почувствуем вкус.

Мне недавно один преданный рассказывал, что он поехал куда-то с экспедицией и он заехал куда-то на Алтай и он шел далеко-далеко, дошел, там горы были и последняя станция какая-то, последний поселок, где три дома всего и в этом поселке какое-то кафе, куда он пошел, чтобы перед тем, как подняться на какую-то там гору в последний раз что-то горячее попить или что-то там, ну в общем-то куда-то он далеко-далеко, на Алтай, зашел в это кафе и там девушка, которая работает в этом кафе, посмотрела на него, он в обычной одежде… и она спросила у него: “Вы кришнаит?” Он говорит: “Да, кришнаит.” Она говорит: “А у Вас “Бхагавад-гиты” нет почитать?” (смех)

Откуда, где там, в этом поселке, где три дома, но любой человек, который это делает, если он делает что-то в преданном служении, он может почувствовать вкус. Ум мешает нам, ум – да, если человек думает: “Почему Харе Кришна?! Ну почему Харе Кришна?! НУ ПОЧЕМУ!!!” И если он пытается ответить на этот сакраментальный вопрос, то ему сложно, но если он легко и естественно принимает это, то он может почувствовать вкус также, как и во всех остальных вещах, хотя это особый вкус, это вкус гуны благости. И мы знаем, что вкус гуны благости поначалу может быть не самый лучший, когда человек делает что-нибудь в гуне благости, ему сначала сложно следовать каким-то обетам. Сначала сложно…не есть, как обычно люди повторяют: мясо, рыба, яйца или как-то там одно слово получается, там уже не склоняется ничего, через ‘дефис’ пишется все, мясо-рыба-яйца. Не мяса, рыбу и яйца, а мясо-рыба-яйца. И в начале да, в начале люди привязаны к мясо-рыба-айца (смех), большая часть людей думает: “Как я могу обойтись без мясо-рыба-яйца?!” Но потом, через какое-то время мысо-рыба-яйца перестают быть актуальными в нашей жизни и они становятся чем-то в скобках круглых, которые целиком мы выбрасываем, не по отдельности, не мясо отдельно, рыбу отдельно, яйца отдельно, а сразу масо-рыба-яйца, никакой сложности нет в этом. Да, есть вкус в этом во всем, в гунах страсти и невежества есть свой вкус, но если человек отказывается от этого, через какое-то время он не может понять что хорошего в этом во всем?! Что хорошего люди находят, поедая трупы живых существ?!

И то же самое относиться ко всем остальным принципам. Человек начинает через какое-то время чувствовать вкус чистой жизни, вкус чистоты, высший вкус чистоты. Ему не нужно кофе для того, чтобы проснуться рано утром и разодрать глаза. Кто еще в этом мире в 4 часа утра поет? (смех) Кроме тех, кто не ложился спать? (смех) Иногда это бывает так. Все остальные в 4 часа утра если они и поют, то трели разносятся такие храпящие. Мы встаем и это, кстати говоря, признак чистого человека. Если он встает и поет сразу же, как только он встал, это признак чистоты сердца.

И другие принципы, которым мы следуем, такие как пост на экадаши, в конце концов, это тоже радостная вещь. Аскезы, которые Шрила Прабхупада дал – несложные. Он говорил что не можете поститься – не поститесь, поешьте немного, лучше поесть, чем целый день думать о том, какие вы великие отшельники, какую вы великую аскезу совершаете. Делайте что-то, но при этом если вы дали какие-то обеты, следуйте им строго. И постепенно во всем этом появляется вкус и точно так же третье правило или третий признак махатмы, намасйанташ ча мам бхактийа, когда он кланяется с бхакти, с любовью. Кришна говорит: “Они кланяются Мне”, Он снова повторяет, намасйанташ ча мам бхактийа. И это сложная вещь, так же на первый взгляд, потому что вначале поклониться очень трудно. И люди вокруг кланяются и думаешь: “Надо тоже поклониться.” Но шея не кланяется… Сложно. Обычно в храмах каких-то, где принято кланяться, во всех храмах так или иначе Богу кланяются, всегда находится какая-нибудь строгая старушка, которая подойдет и скажет (изображает что-то; смех).

Поклониться сложно, потому что поклон означает отказ от ложного эго. И в конце концов, я уже сказал, что на уровне махатм все эти три принципа проявляются иначе, чем на нашем с вами уровне. На уровне махатмы человек внутри все время помнит о Боге внутри и поклоняется Ему и чувствует огромную радость, он все время готов говорить о Кришне, он все время – Шрила Прабхупада описывает тут – все время в восторге находится от того, какой Кришна удивительный, он не может остановиться прославляя Его качества и Его Имя такой вкус имеет, что он не может оторваться от него: “Гопал, Гопал, Гопал, Говинда!” Он может думать об этом и каждое Имя имеет смысл для него огромный. Обеты, которым он следует, тоже обеты исполнены глубочайшего смысла и он делает это во всех мельчайших деталях, как я объяснял.

И третий принцип, намасйанташ ча мам бхактийа, он кланяется Кришне с любовью и кланяться с любовью значит, что у него не осталось никакого ложного эго. Он делает это с подлинной, настоящей любовью и у него нет при этом никакой ложной гордыни и это очень сложно, потому что у нас всех с вами ложная гордыня есть. Это то, что связывает нашу душу с материальным телом. У меня есть ложное ‘я’, ложное эго, аханкара и ложное эго или аханкара заставляет меня все время отождествлять себя с какими-то внешними вещами. И внешние вещи значит гордость. Почему люди надевают на себя платья какие-то или костюмы? Или почему мода такая? Вы задумывались, что мода – это нечто в высшей степени неудобное? Особенно женщины могут потвердить, мужчины еще как-то, им еще куда ни шло, и то, если они будут следить за всей модой, это нечто неудобное. Я когда смотрю какие муки претерпевают женщины, когда каблуки носят, я смотрю на них, они идут на этих каблуках… вчера одна женщина на самолет заходила, она с каблуков слетела вообще, чуть не переломала себе ноги. Я думаю: “Зачем? Почему?” Очень важный момент – чтобы выделиться. Хоть чуть-чуть, но выделиться, чтобы я особенный был. Люди отождествляют себя с внешними вещами. Эти каблуки становятся проявлением их ложного эго, они всем хотят показать, какое у них ложное эго: “Посмотрите, вот такое!” Люди отождествляют себя с положением, которое они занимают в обществе, они гордятся этим, люди отождествляют себя со своим телом, с внешними признаками, с одеждой какой-то, еще с чем-то и все это – проявление того же самого ложного ‘я’, ‘я’, ‘я’! вот он, я какой! Я особенный, посмотрите на меня! Я особенный, я самый лучший!

И поэтому когда Кришна говорит здесь, что намасйанташ ча мам бхактийа, махатмы не имеют ложного эго, махатма не отождествляют себя ни с чем ложным, мы все на нашем уровне отождествляем себя по-прежнему с ложными вещами. Мы даже в преданное служение пришли из ложного эго, часто, по крайней мере. Приходим сюда и думаем: “Вот еще один способ выделиться” или “Еще один способ стать великим.” Кришна говорит: “Хочешь стать великим?” Кто хочет стать великим, не стесняйтесь, поднимите руки? Сами ответьте себе на этот вопрос. Все хотят! Все хотят! В той или иной форме, в том или ином виде, все хотят стать каким-то великим и когда ничего другого не получается, они в конце концов махают на все рукой и говорят: “Стану великим преданным, ну ладно! (смех) Ничего другого не получилось.” Всегда остается эта возможность.

Но это все равно ложное эго, это все равно ложное ‘я’, это все равно ложный эгоизм. Само слово намаскар или поклон на санскрите означает на ма, отрицание моего ложного ‘я’. И махатмы делают все это совершенно. Мы пытаемся делать все то же самое, но делаем это внешне, по форме. Мы тоже повторяем Святое Имя. Постоянно? Постоянно: “Брум, брум, брум…” у нас есть тут прибор есть для этого специальный, мы там трясем все время (трясет четками), но иногда, для того, чтобы полностью в экстаз войти, мы начинаем головой мотать (изображает; смех). И это немножко напоминает, знаете, когда мотор заглухает и так и сяк он никак не заводится и точно то же самое мы со своим сознанием делаем, мы хотим, чтобы оно работало, Харе Кришна Харе Кришна х-к-к-к, х-к-к-к. И так и так, 16 раз, 16 кругов, а оно все не включается, заглохло наглухо, слишком холодно, поэтому мотор не заводится.

У махатм мотор работает все время, им не нужно заводить, не нужно сидеть и там зверское выражение на лице делать когда они Харе Кришна мантру повторяют, не нужно, она сама идет, из сердца: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Обетам следовать, да что им, сложно, что ли?! Махараджа Амбариша экадаши следовал. Целый год он один день два раза в месяц постился и до этого строго следовать экадаши значит один раз в день есть до этого, ничего не есть в день экадаши, в том числе не пить, один раз есть в день после этого. Мы можем один раз есть за день до этого, мы можем ничего не есть один день после этого, но на следующий день, на двадаши, есть один раз – это уже слишком, это просто уже издевательство. Махарадж Амбариша следовал экадаши целый год, а потом, когда Дурваса Муни пришел к нему и он хотел его накормить а потом вдруг Дурваса Муни улетел куда-то, потому что за ним кто-то погнался, Махараджа Амбариша целый год вообще ничего не ел. Целый год Дурваса Муни по всей вселенной убегал от Сударшаны-чакры, пока наконец он не понял у кого нужно прощение просить, а Махараджа Амбариша смиренно стоял и ждал, когда же он придет, чтобы его накормить! И ему не сложно было, не то, что он думал: “О, сейчас целый год проведу, а потом Дурваса Муни скажет: ‘О, какой махатма!’” Нет, естественным образом у него это было. Естественным образом махатмы следуют самым суровым обетам, им не сложно, потому что у них сердце в другом состоянии находится, им радостно, им столько энергии приходит от Святого Имени, что им не нужно заставлять себя следовать и естественным образом у них никакого ложного эго нет. Оскорбил Дурваса Муни Махараджа Амбаришу, а тот обиделся на него? Он подумал: “Ну надо же, вообще, мудрецы ходят тут! Ходят, мало того, что их кормить надо, еще ему не нравится что-то, потом демонов тут порождают!”? Нет. У него вообще мысли не было никакой. Нас если чуть-чуть оскорбят, чуть-чуть нас заденут – “Ой-ой-ой! Уххх!” Как нам сложно жить в обществе преданных, заметили, нет? Все время поправляют нас, все время чего-то говорят, все время на ложное эго наступают, все время служить кому-то надо, кому-то кланяться нужно, о ком-то заботиться нужно, о ком-то думать нужно… Просто ужас! Пытка! Потому что ложное эго такое большое, что не помещается нигде.

У меня в комнате ковер есть. Ко мне пришел недавно один преданный и говорит: “Чего-то у Вас ковер маленький, нужно побольше ковер.” Я говорю: “Почему маленький? Нормальный ковер, хороший ковер.” Он говорит: “Я на нем не помещаюсь.” Ковер в пять раз больше его. Я ему говорю: “Это не ты на нем не помещаешься, это твое ложное эго на нем не помещается.” У людей такое большое ложное эго, они строят себе многоэтажные дома себе. Я сейчас недавно мимо проезжал, шести-этажный дом человек себе построил. Наверняка у него там одна жена, может две, я не знаю, одна собака и не знаю кто еще. Зачем шесть этажей человеку? Потому что для ложного эго одного этажа не хватит, у него шести-этажное ложное эго. Представьте себе, практично, что ли, иметь дом, на котором нужно, чтобы обойти все комнаты, нужно подняться на шесть этажей вверх, а потом спуститься? Зачем? Для чего? Шести-этажное ложное эго большое. И поэтому когда мы начинаем преданное служение, нам может быть сложно, но суть в том, что мы должны начать его, находясь в обществе преданных и постепенно-постепенно продолжать делать то, что делают махатмы.

И Шрила Прабхупада говорит: если мы будем делать это, если мы будем это делать, и мы можем делать это при всех обстоятельствах, в любое время, в любом месте, в Минске можем делать это, в Гродно можем делать это, в Гомеле можем делать это, в Могилеве можем делать это, в Витебске можем делать это – в любых местах, в любых городах. Если мы будем делать это, то мы постепенно станем махатмой. И Кришна объясняет что такое махатма: махатманас тут мам партха даивим пракритим ашритах, это люди, которые почувствовали, которых осенила духовная энергия, они приняли прибежище в духовной энергии. Мы сейчас с вами приняли прибежище в материальной энергии и что материальная энергия с нами делает? Топчет, если бы она просто пинала! Она нас топчет, она втаптывает нас в грязь. Материальная энергия дает нам болезни, старость и смерть. Кто-то любит болеть, поднимите, пожалуйста, руки? (ответ: в школе) Кто-то любить стареть? Кто-то хочет постареть? Кто-то говорит: “Пожалуйста, постареть бы скорее, что-то у меня слишком мало морщин?” (смех) Никто не хочет стареть. Кто-то хочет умирать? Ну есть люди, которые хотят: поскорее бы вообще кончилось все.

Но на самом деле это все опять же, что делает с нами материальная энергия. И Кришна здесь говорит: если ты хочешь, чтобы духовная энергия осенила тебя, чтобы духовная энергия низошла на тебя, чтобы ты реально почувствовал ее, то единственное, что ты должен делать, это ты должен делать то, что делают те, кто уже находится под покровительством духовной энергии. Они уже находятся там, им легко. Мы еще находимся здесь, нам трудно, но путь один: мы должны делать то же самое, что делают они. И это то, что объясняет Шрила Прабхупада, он говорит, что для этого человек должен принять духовного учителя, человек должен следовать его наставлениям и человек должен, руководствуясь его наставлениями, попытаться как можно скорее обрести вкус ко всему этому. Потому что это, еще раз, очень радостная вещь, нет ничего радостнее и счастливее. Но сам я никогда никогда по-настоящему вкус не обрету, вкус мне нужно получить от того, у кого он есть. Потому что он мне скажет, где я ошибаюсь, сам я никогда не увижу как действует мое ложное эго, сам я все время буду обманывать себя, сам я буду все время пребывать в иллюзии, поэтому мне нужен кто-то, кто скажет мне кто я есть. Или кто даже не будет говорить кто я есть, но перед кем я сам почувствую кто я есть. Я просто приду к нему и мне будет стыдно и мне захочется дальше идти, я пойму сколько грязи в моем сердце, сколько нечистоты, сколько гордыни, иначе я не смогу увидеть себя таким как я есть, потому что я буду смотреть на себя через призму собственной гордыни. Духовный учитель нужен нам для того, чтобы мы смогли посмотреть на себя его глазами и увидеть себя таким, как он нас видит. Когда мы видим себя, мы понимаем, что нам еще очень далеко; что путь этот радостный, но долгий, длинный; что нам нужно еще долго по нему идти, прежде, чем сердце наше очистится, прежде, чем мы сможем принять прибежище целиком у духовной энергии. Но если мы будем делать это вместе с другими преданными и под руководством духовного учителя, мы сможем преодолеть этот путь наверняка. Каждый из нас сможет и каждый из нас сможет стать махатмой. Представьте себе, сколько махатм будет! Сейчас люди думают, что есть только одна махатма – Махатма Ганди. Теперь, благодаря Шриле Прабхупаде, махатмы будут в каждом городе и деревне… и уже есть. Или по крайней мере махатмы … как это сказать… кандидаты в махатмы, те люди, которые пытаются следовать этим трем вещам в своей жизни или пытаются все время прославлять Кришну, они пытаются следовать строгим обетам неукоснительно, которые они дают себе и другим преданным; они пытаются отказаться от своего ложного эгоизма. В результате этого они наверняка, рано или поздно, станут махатмами. Могут даже получить диплом, диплом махатмы и гордиться (смех). И мы не должны останавливаться на чем-то меньшем, на самом деле нет ничего дурного в том, что мы хотим стать махатмой, мы должны хотеть стать махатмой, потому что мы должны очень хорошо понимать, что по-настоящему счастлива в этом мире только махатма. Ну, говорят еще что свинья счастлива… это другая возможность обрести счастье… Все остальные промежутки несчастливы, большая часть предпочитает спускаться до уровня свиньи. Есть редкие души, которые хотят обрести счастье, став махатмой. И я очень рад, что такие души еще не перевелись в этом мире. Спасибо большое.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, я разговаривала с людьми с другого течения, они говорят, что тоже развивают любовь. У меня в связи с этим вопрос: может быть любовь без объекта? Просто любовь. Вы сказали, что у нас то же самое, что …

Ответ: Может ли быть любовь без объекта?! Как может быть любовь без объекта?! Любовь значит я должен любить кого-то конкретно, я должен что-то конкретное для него делать. Поэтому ачарьи объясняют, что слово бхакти, что значит любовь, происходит от глагольного корня бхадж, подразумевающего активное служение или активная деятельность. И эта так называемая любовь… Как может быть любовь без объекта?! Как может быть любовь без объекта?! Любовь значит служение. Представьте себе, что человек говорит: “Я люблю.” Вы спрашиваете у него: “Кого любишь?” Он говорит: “Просто так люблю.”

Достоевский про это очень хорошо сказал, он хорошо сказал про любовь без объекта… Вернее, он даже сказал немножко по-другому. Он сказал: Иногда люди говорят о любви ко всему человечеству… Он сказал: “Чем больше я люблю все человечество в целом, тем больше ненавижу каждого человека в отдельности.” (смех) Он честно признался в этом. Он сказал: Да, когда я просто люблю и когда ко мне подойдет кто-то конкретно и я люблю… а он конкретный … и он помешает мне любить своей конкретностью. И я отодвину его в сторону, чтобы он не мешал мне просто любить без объекта. Любви без объекта не может быть, это обман. Это подлый, наглый самообман. Любовь всегда конкретная и любовь значит служение. Если мать говорит: “Я люблю своего сына” и при этом у сына сопли текут, он грязный, чумазый, он весь там в своих экскрементах, а мать говорит: “О, я так люблю его, лю-лю-лю..” Вы поверите ей? (ответ: да; смех) Я знаю как увидеть ребенка, которого любят – он чистый, он ухоженный, он накормленный, он счастливый. Любовь – это всегда служение. Я ответил на ваш вопрос?

Спрашивающий: В принципе да, но я просто не понимаю, ходит столько людей в этом мире с этим заявлением, что всех любят и скоро понимают, что на самом деле не любят никого и никого это не смущает…(неразборчиво)

Ответ: Никого не смущает, потому что ‘любовь’ – это расхожее слово и людям приятно думать, что они любят. Как мне однажды рассказывали, что приехал друг один водить таких людей в наш храм, они походили, походили, а потом сказали, вернулись куда-то к себе и говорят: “Мы посылаем вам нашу любовь.” Когда мы поинтересовались в каком виде она к нам придет, они сказали: “А, нет, мы просто так посылаем.” Людям нравиться какие-то красивые слова говорить, людям нравиться говорить… Это называется имперсонализм.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, общаясь с незнакомыми людьми, мы рассказываем им о сознании Кришны, о принципах, о ограничениях и зачастую мы сами им не соответствуем, мы только учимся. И они нас на каких-то вещах могут ловить: “А вот ты сам так делаешь.” Скажите, как проповедовать сознанием Кришны, не обладая сознанием Кришны?

Ответ: Как проповедовать сознанием Кришны, не обладая сознанием Кришны?

Когда мы говорим другим людям, мы должны быть очень осторожны и мы ни в коем случае не должны говорить то, что мы сами не делаем или то, во что мы сами не верим. Иногда люди думают, что проповедь – это определенная, очень удобная форма самоутверждения. Они утверждаются за счет других, они пытаются навязать другому то, во что сами не верят, но думают: “Я вот не верю, страдаю, если я другого превращу в такого же, то мне легче будет.” Проповедь – это желание поделиться радостью с человеком. Единственный мотив, по которому мы должны открывать рот – это либо сострадание, то есть искреннее желание сделать человеку что-то хорошее, принести ему какую-то радость или просто от желания поделиться радостью своей. И когда я движим именно таким чувством, я буду говорить человеку то, что я сам очень хорошо понял и то, что мне самому приносит радость. Я не буду говорить ему какие-то вещи, в которых он меня потом уличит, что я сам этого не делаю.

Ко мне однажды пришел человек родственник какого-то преданного и сказал, что “Мой сын, отец преданного, он говорит, мой сын мясо перестал есть, но теперь он нас стал есть с женой, каждый день нас кушает!” И люди да, они принимают обет вегетарианства, но обет вегетарианства, он на самом деле не нужно есть не только мясо-рыба-яйца, нельзя еще и родственников есть и остальных людей, которые попадаются нам под руку. Это тоже обет, который мы должны дать, обет ненасилия, мы ни в коем случае не должны насиловать или навязывать что-нибудь другому человеку, мы должны делиться радостью, делиться счастьем, то, что доставляет нам радость, то, в чем мы убедились, что это хорошо. И если это даже маленькая вещь и мы делаем это, это дает нам возможность еще яснее понять почему это так, мы проповедуем… Как проповедовать сознанием Кришны, не обладая сознанием Кришны? Для этого нужно проповедовать людям то, что мы сами знаем и вместе с этим еще говорить, что есть еще нечто большее, что я может быть сам не знаю, но во что я верю. И когда я начинаю рассказывать им об этом таким образом, то это дает мне самому более глубокий опыт понимания того, о чем я говорю, но это уже отдельная тема.

Из зала: Извините, там матаджи передали Вам записки..

Ответ: Ага, тут три записки, хорошо, сейчас.

Вопрос (читает): Зачем у сердца пять экспансий, их назначение. Спасибо за Вашу божественную милость. Если духовный учитель закрыт, то получает ли он духовную силу от Господа для поддержания учеников?

Ответ: О каких пяти экспансиях идет речь? Похоже на фольклор… Какие пять экспансий имеются в виду? (нет ответа)

Ответ: Духовный учитель никогда не может быть закрыт. Почему люди закрываются в этом мире? Они закрываются потому что они боятся, мы закрываемся от страха. Когда человеку страшно, что он делает? Съеживается, он закрывается, у него сознание точно так же скукоживается. Когда черепахе страшно, что она делает? Она втягивается вся внутрь. Когда улитке страшно, она что делает? Она втягивается в панцырь. Когда … кому еще страшно?…Когда зайцу страшно, что он делает? У него специально длинные уши, чтобы он мог ими глаза закрыть. (ответ: он делает ноги) Ну да, он делает ноги, дрожит, но когда совсем страшно, он закрывается. Все наши психологические реакции когда мы закрываемся – это все реакция страха. Утверждать, что духовный учитель закрыт значит утверждать, что духовный учитель чего-то боится. Духовный учитель по определению ничего не боится. Поэтому имя Шрилы Прабхупады – Абхай. Абхай что значит, Абхай Чаранаравинда – тот, кто обрел бесстрашие благодаря тому, что он нашел прибежище у лотосных стоп Господа. И так как духовный учитель открылся, открылся навстречу Кришне, открылся навстречу миру, открылся навстречу своим ученикам, то он получает энергию, он получает силу, он не может быть закрыт.

Вопрос (читает): Частный сектор в поселке Сухарево сожают новостройкой. В поселке живет пожилая хозяйка, 76 лет, в октябре сдает коровы на бойню или ищет покупателя. Стоит 900 … 700 белорусских тысяч. Телефон: …(смех) Надо спасать коровы, да? (из зала: давайте скинемся. А что будем с ними делать?) Главное потом…Легко купить корову. Но так или иначе, если кто-то хочет купить корову, то в поселке Сухарево живет пожилая хозяйка. Если до октября не купите, то она сдаст корову на бойню. К сожалению, это печальная ситуация нашего времени.

Я рассказывал на ретрите в Магдалиновке о том, как одна из преданных в городе Ярославле брала молоко у какой-то коровы. Потом они узнали, что хозяйка сдает корову на бойню и они с мужем – они в городе жили – и они с мужем подумали: Как мы можем позволить это сделать? Мы питаемся этим молоком и эта корова стала нашей матерью, мы не должны позволить это сделать.” И они взяли и купили у нее корову. Где-то они ее разместили, стали ее кормить, теперь корова родила еще одну корову. Эта корова родила еще одну корову. Теперь у них три коровы. Муж ее получает какие-то гроши, она одна там ухаживает за этими тремя коровами. Но при этом – преданную зовут Нандини, замечательная совершенно женщина, молодая еще – при этом я никогда не слышал от нее ни слова жалости, ничего, она полностью, абсолютно счастлива. Она ухаживает, говорит: “Я не знаю, что будет с нами, потому что я боюсь, что эта третья корова еще одну корову. У нас в городе один луг был и тот закрыли для пастбища, мы не знаем где брать сено, что с ними делать… Но она ухаживает и делает это как-то очень естественно, непритязательно. Но не все могут это делать, не все это могут делать с такой естественностью и чистотой.

Мало того, что у нее три коровы сейчас, у нее не было детей, она захотела усыновить мальчика, но в детдоме ей сказали, что мальчика одного не дадим, к мальчику в придачу девочка (смех), его сестра. Она сказала: “Ну ладно.” Взяла мальчика с девочкой вместе воспитывать. Такие души тоже есть еще, не так много осталось, но они есть. Они есть среди нас, и поэтому, когда я говорил, что каждый из нас может стать махатмой, это не преувеличение, это значит, что можно стать махатмой. И самое удивительное, что она простая совершенно преданная, она абсолютно счастливая, несмотря на все эти внешние сложности, непритворно счастливая, и она сама стала на корову походить, у нее такие добрые красивые глаза.

Вопрос: Махарадж, вот такой вопрос: как можно различить, дать себе понять, что ты занимаешься самообманом, например, мы ведь так склонны: “Куплю машину. Зачем? Для преданного служения. Построю большой дом, у меня там будет одна комната алтарная, у меня там это для преданного служения, там еще что-нибудь для преданного служения… Как это различить? Стоит ли это различать или просто потом стараться использовать?

Ответ: Ну потом-то чего уже делать? Потом … только использовать. (смех)

Спрашивающий: Ну, будем говорить до, до этого момента, потом да, конечно …

Ответ: До этого момента надо спросить у других преданных, сам человек никогда не знает. Но обычно с тем преданным, которым мы можем проверить, которые могут нам сказать: “А зачем тебе так много? А может быть не стоит так много.” У нас должны быть очень честные отношения с преданными, мы должны стараться развивать близкие отношения, потому что только через близкие отношения мы сможем услышать что-то. Если мы хотим отказаться от самообмана, если мы хотим себя обманывать, то тогда да, тогда нам ни в коем случае не нужны близкие отношения с преданными, потому что преданные будут выводить нас на чистую воду, а нам будет обидно. И если мы хотим продолжать себя обманывать, тогда, да, тогда живите поотдельности, приходите только в воскресенье, пойте киртан и сразу же уходите домой. Но если мы хотим избавиться от самообмана, надо общаться тесно с преданными и они нам помогут от него избавиться.

Я хотел рассказать насчет московского храма, я обещал.

Мы знаем, что там были разные перипетии, целая эпопея случилась, когда-нибудь кто-нибудь об этом книгу напишет, как нас водили за нос. Но на самом деле за всем этим план обязательно какой-то стоял и стои и как любой план Кришны, его сложно понять сразу, никогда никто не может понять до конца план Кришны. Но Кришна искал сегодня место подходящее в Москве, он выбирал разные дизайны, он заставлял нас под разные места разные дизайны делать, у нас там чего только не было – Райком партии был, храм в Джаганнатха-пури был, и места были разные и мы все хотели что-то для Кришны сделать. Похоже, что сейчас мы остановились на каком-то уже, я надеюсь, на последнем месте, вроде бы все идет благополучно, я немножко боюсь об этом говорить, все может быть… По-прежнему мы находимся в материальном мире и поэтому просто не может быть, но сейчас мы получили два гектара земли и мы оформили документы, очень большую папку документов и буквально на днях мы должны будем заключать договор с архитектурной фирмой на разработку проекта и одна архитектурная фирма взялась за это, архитектор, он учавствовал в том числе в разработке храма Христа Спасителя, теперь он будет делать храм Кришны Освободителя (смех). Сложный этап, потому что по-прежнему остается элемент неопределенности небольшой до тех пор, пока мы не начнем строить, хотя чем дальше мы проходим по этому этапу, тем меньше вероятность всего этого. Многие люди боятся, многие люди ожидают, многие люди говорят: “Начнете строить – я приду.” И нам нужно дойти до этого момента. Сейчас сложность момента заключается в том, что нам нужно до этого момента дотянуть проекта и сейчас мы идем в очень решительную битву архитектурную. Таким образом наш храм будет выглядеть, это новый проект, можете передать эти все штуки. И тут тоже разные ракурсы храма. (а вам передадут)

Он в очень хорошем месте находится, в очень красивом, тут тоже разные картинки есть, вот это место тут рядом, недалеко от аэропорта Шереметьево по Ленинградскому проспекту. Это соседние дома, которые там есть, это сама земля. Он недалеко от Химок или Куркина. Ну в общем вот наши последние новости. Я очень благодарен Валерию Прабху, Илавати Матаджи, Судеви, всем остальным преданным в Белоруссии, которые помогают нам, все, кто стали персональными спонсорами нашего проекта, патронами, попечителями его, спасибо вам огромное за то, что вы делаете, я очень, очень вам благодарен.

Когда храм будет построен, это будет действительно очень большая победа и это будет что-то особенное, можете посмотреть наши рекламные проспекты. К сожалению они все на английском языке, я сейчас к вам заехал по дороге на литовский фестиваль, из Литвы я еду в (непонятно), поэтому все проспекты на английском языке. Там в конце фотографии. (из зала: А сколько от Белорусского вокзала?) Тоже недалеко, все зависит о того… В Москве этот вопрос некорректен: Сколько от Белорусского вокзала? Потому что все зависит от движения, это может быть целый день, это может быть 30 минут. Если движения нет никакого, то максимум 25 минут от Белорусского вокзала, максимум заехать, ну может быть 30 минут на машине. От Ленинградского вокзала, там рядом есть станция совсем недалеко, 20 минут.

Из зала: А во сколько оцениваете проект …(непонятно)

Ответ: Боюсь называть цифры, но дорого, где-то по самым приблизительным оценкам, я не думаю, что он обойдется меньше, чем 12-15 миллионов долларов. Москва – это один из самых дорогих городов и сейчас мы пытаемся… Но сейчас наши основные реальные вкладчики, спонсоры – это люди, которые по немножку жертвуют, а из этого складывается на самом деле в результате большие суммы и я всем лично очень благодарен. Спасибо вам большое за вашу помощь.

Вопрос: А он немножко напоминает православный храм…

Ответ: Чуть-чуть. Высота где-то 35 метров, со шпилем со всем со всем остальным, но он на самом деле сделан по примеру Кушума-саровары, те, кто был около Говардхана знают дворец Кришны и он все архитектурные элементы взяты оттуда и одет в эту форму, но это еще предварительные наброски, а сама форма может меняться до какой-то степени. Но многие говорят, что он напоминает русские церкви. Мы не специально хотели, так получились.

Вопрос: Говорят, что этот храмовый комплекс будет состоять из двух частей. А с точки зрения Васту говорят, что это неблагоприятно…

Ответ: Храм будет один, храмовый комплекс – да, там будут другие какие-то здания, там будут два здания. Но что касается Васту самого, то сам участок не самый лучший с точки зрения Васту, хотя он по сторонам света, но там есть острый угол, треугольник, он не разделен, но там есть треугольный кусок. Ну надо делать максимум что возможно, просто мы приспосабливаемся к тому, что Кришна дает и понимаем, что в конце концов это Его лила. Сам по себе храм будет отдельным зданием со всем, с учетом правил Васту, вплоть до того, что в храме не будет даже туалетов. С точки зрения Васту в храмовом помещении не должно быть туалетов, потому что это оскверняет. Так что там будет создано защищенное пространство. Васту всегда можно приспособитькак-то, немножко скорректировать, где-нибудь зеркало поставить, где-нибудь стенку зарыть или еще что-нибудь сделать. Но в конце концов даже Васту не так важен там, где Кришна находится, потому что Кришна все дефекты Васту нейтрализует, приводит в порядок.

Вопрос: А не дешевле ли проект в Белоруссии сделать … (непонятно) … я вполне серьезно, реально Россия дорогая, а здесь все эти проектанты в десять раз дешевле.

Ответ: Там дело не в том, чтобы сделать проект, сделать проект нетрудно и сделать проект можно действительно дешевле и мы пытаемся где-то сделать. Потом надо чтобы этот проект утвердили в Московском правительстве.

Спрашивающий: А, нужен какой-то свой человек…

Ответ: Там должны быть свои люди, которые это делают, иначе это невозможно будет, они будут придираться, это будет бесконечная совершенно процедура и поэтому сейчас эта фирма которая, она непосредственно, там даже не в имени дело, они непосредственно связаны сами с Московским правительством, это по сути дела – Московское правительство само, это их фирма. Это единственный способ, иначе годами будет проходить утверждение проекта, и там будут придираться, придираться всегда можно к тому, к сему, ко всему. Обычно как делается… Фирмы иногда делают сами проектные работы где-то там в других городах провинциальных, потом просто ставят свой штамп. Не знаю, удастся нам так сделать в этом случае или нет, это немножко удешевляет.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.