Литва (28.07.2007 г.) Даршан

Диск 92, л. 14

Аннотация:

Короткое вступление. Главное — никогда не забывать, что я слуга при любых обстоятельствах. Начинать нужно со служения миссии Шрилы Прабхупады. Вопросы: как служить обычным людям; почему Махарадж не может приезжать чаще; о проекте; о 100%-ом предании; как проявляется настоящее преданное служение; как Кришна действует через Гуру, Божества и т.д.; об усилиях, которые мы должны прилагать; духовные и материальные обязанности; как помнить духовного учителя всегда.

***

Чем я могу служить вам? У вас есть какие-то вопросы или что вы ждете от меня сейчас? Какие-то конкретные вопросы есть или …?

Я немножко смущен таким обилием преданных одного со мной возраста и уровня духовного развития, поэтому я не знаю как обращаться к такой толпе, к такой группе людей. Но если речь идет о каких-то наставлениях самого общего порядка, то самое главное, что мы всегда должны помнить – это то, что мы при всех обстоятельствах остаемся слугами. И если это сознание или это понимание в нашем сердце очень надежно утвердилось, то тогда все остальное встанет само на свои места. Иначе говоря, если есть понимание того, кто я по своей природе, все остальное вытекает отсюда естественным образом и все то, что я делаю я буду делать правильно. И наоборот, если этого понимания нет, что бы я ни делал, я буду делать неправильно. Сознание Кришны – это, по самому одному названию, вещь, которая требует постоянного сознания: осознания того, кто я, зачем я делаю, почему я это делаю. Сознание Кришны не терпит механичности. Шрила Прабхупада не даром назвал наше движение движением сознания Кришны. И человек должен вначале прийти в себя, то есть, осознать себя, а потом должен осознать Кришну как высшую реальность. Но для начала нужно постоянно помнить о том, что я слуга. И что во всех ситуациях, во всех ролях, которые мне приходится играть, я все равно остаюсь слугой, даже если мне приходится играть какое-то более высокое, занимать какое-то более высокое по отношению к кому-то положение, даже на этом уровне я все равно остаюсь слугой. Муж все равно является слугой своей жены, даже если он играет роль кого-то, кто занимает более высокое положение. Гуру, так сказать, он все равно является слугой своих учеников. Это положение или эту природу человека невозможно изменить и если речь идет о каких-то наставлениях, то нам нужно просто пытаться помнить об этом и никогда не забывать. Хотя майа будет все время пытаться нам объяснить, что все не так, и что смысл жизни не в этом, что смысл жизни, наоборот, в том, чтобы проявлять какие-то свои наклонности властвовать и наслаждаться, но природу невозможно поменять и природа слуги всегда остается с нами. Надо просто помнить об этом все время.

Я знаю, что я не сказал ничего нового, но с другой стороны это истина, которая всегда нова в материальном мире, потому что здесь люди все время пытаются забыть об этом и она всегда нова в духовном мире, потому что в духовном мире все всегда новое, все всегда обновляется.

И в нашем случае служить значит прежде всего служить Шриле Прабхупаде и его миссии. Иногда мы привыкаем что ли к этому, к своему положению, к тому, что мы находимся в связи со Шрилой Прабхупадой, но это не обычное положение. И то, что он принес, тоже не обычная вещь и нам никогда не следует принимать это как нечто само собой разумеющееся. Большая часть людей по-прежнему не может оценить или не понимает, что принес Шрила Прабхупада, что дал Шрила Прабхупада. Поэтому для начала, пока мы не поняли до конца свою природу как слуги Кришны в отношениях с Ним конкретных, нам нужно по крайней мере осознать себя как слугу Шрилы Прабхупады и служить ему, помогая другим людям понять то, что он принес; людям нужны его книги, нужны его слова, нужно знать, чему он нас учит.

Я недавно давал лекции в Лос Анджелисе и было человек восемьдесят русских эмигрантов и среди всех я заметил одного старого человека, ему лет наверное 65, очень интеллигентного вида, с бородой такой, с бородкой, опытный. И я давал лекции такого вводного характера, немножко о карме говорил, еще о чем-то. И он после лекции ко мне подошел и у него слезы на глазах стояли. Он сказал: “Я все понял и единственное, о чем я жалею – это то, что я не услышал об этом 50 лет тому назад. Тогда бы моя жизнь по-другому бы сложилась.”

И в общем-то, таких людей, которые хотели бы услышать это очень много и нам надо попытаться как-то дать им такую возможность, всем, кто потенциально мог бы получить благо от этого, они все должны услышать то, что они могут услышать от Шрилы Прабхупады сейчас, а не 50 лет спустя, когда слишком поздно будет для них. То есть, если говорить о наставлениях, вот оно, это наставление, мы должны ощущать себя слугой и если мы в трансцендентном, метафизическом смысле еще не осознаем себя слугой, то мы в любом случае можем осознать себя слугой Шрилы Прабхупады и его миссии, его движения, которое он основал. Он его основал для нас, чтобы мы могли как-то занять себя. Вот несколько слов. Может есть какие-то конкретные более вопросы?

Вопрос: … [не слышно] везде говорят вайшнавы, но как простыми людьми, с ними тоже надо заниматься как-то?

Ответ: Да, еще раз, мы должны служить всем. Сегодня Мадхава Махарадж говорил, что мы должны кланяться даже собаке. Теперь, это не значит, что буквально мы собакам кланяться, я не думаю, что люди нас поймут, если мы будем это делать. Но служить другим людям, обычным людям, что это значит, служить обычным людям? Это значит давать то, что им необходимо, правильно? Например мы коровам поклоняемся. Рупа Госвами объясняет, что значит поклоняться коровам. Поклонятся коровам не значит им пуджу делать. Поклоняться коровам значит им траву давать, зеленую, потому что коровам пуджа не нужна, но траву они могут оценить.

Служить другим людям значит давать то, что им нужно и есть много разных форм того, что мы можем им дать. Говорится, что из всех форм того, что мы можем дать – самое главное есть анна-дхан, если кормить их – это есть анна-дхан, мы даем им пищу. Но есть гьяна-дхан, когда человек дает знание. Это самое главное, потому что в конце концов им не хватает знания, хотя кого-то можно просто покормить. Шрила Прабхупада приехал в Австралию и сказал, что в Австралии философию не надо проповедовать, их надо просто кормить, они все равно философию не поймут. Есть категория людей, которая не поймет ничего по определению, к ним нужно просто обычную человеческую доброту проявить или еще что-то. Не нужно стесняться. Главное, что когда мы служим другим, нужно понимать, что мы служим другим, так как они связаны с Кришной, не отдельно от них. Если мы попытаемся им отдельно служить, то это бессмысленно. Но если мы делаем это в контексте наших отношений с Кришной, то тогда это имеет духовный смысл. Иначе это превращается в мирскую благотворительность, которая никому никакой пользы не приносит. Но если мы понимаем, что они связаны с Кришной и мы пытаемся напомнить им об этой связи, то тогда это поможет.

Иначе говоря, служить – это значит пытаться понять что человеку нужно и дать ему то, что нужно. Для этого нужно быть внимательным к другим людям. Кому-то не нужно знание в данный момент и не нужно пытаться ему впихнуть это знание, нужно быть очень чутким и очень чувствительным, чтобы почувствовать, что нужно человеку сейчас.

Вопрос: … конкретный вопрос.

Ответ: Конкретный.

Вопрос: Вот Вы приезжаете раз в году, можно сделать, чтобы Вы приезжали чаще. То есть, у каждого Гуру есть своя зона, да? Вот если Ваши ученики … [не слышно] чтобы Вы приезжали чаще, Вы бы могли приезжать чаще?

Ответ: Моя зона (смеется) – Москва, это моя зона и я на этой зоне уже давно (смех). Когда я уезжаю, это как из тюрьмы человека выпускают ненадолго. Но с другой стороны, тюрьма бы не была настоящей тюрьмой, если бы человека слишком часто оттуда отпускали. Поэтому я на своей зоне работаю. Сейчас там просто очень много труда, очень много сил нужно вкладывать в это во все и, к сожалению, пока еще мое участие в этом необходимо, без него невозможно обойтись. Как только там станет немножко получше и полегче, я надеюсь когда-нибудь это произойдет, я смогу больше выезжать. В противном случае мне очень сложно, потому что даже здесь, я был на этом фестивале, но только тело мое было тут, умом был там все время. Я понимаю, что в каком-то смысле это не честно, но с другой стороны я не могу сейчас ничего поменять в этой ситуации, потому что так или иначе эта ответственность на мне лежит. Даже здесь пока я был, мне пришло несколько недовольных писем из Москвы, где меня ругают вообще на чем свет стоит. Всякий раз, когда я такие письма получаю, я думаю: “Ну чего я там сижу! Меня во вех других местах любят, а в Москве ругают! Вместо того, чтобы быть где-то в другом месте, где люди с благодарностью относятся, я нахожусь там.” Но с другой стороны это важнее и в этом, собственно, служение проявляется – быть не там, где приятнее, а там, где нужнее. Так что я обещаю как только я, с вашей помощью и с ваших благословений, ну как-то сделаю там то, что люди ждут от меня, я смогу чаще приезжать. Я постараюсь, но …

Продолжение вопроса: То есть московский храм нужно построить и все?

Ответ: Ну да. (смеется) Не все.

Продолжение вопроса: Как продвигается проект?

Ответ: Неплохо, я рассказывал об этом в первый вечер, тебя не было, Друва… [не слышно] Прабху. В принципе, неплохо он продвигается, но там оно уже перешло в какую-то очень конкретную фазу, уже есть земля, уже мы готовимся обносить ее забором, где-то на будущий год или, может быть, даже в конце этого, но вряд ли в конце этого года, на будущий год мы можем даже начать рыть котлован. И самое главное – это экономическое давление, потому что до сих пор весь этот проект существует за счет небольших пожертвований. Обычно проект такого масштаба, они должны существовать за счет каких-то больших пожертвований, а небольшие уже довесок к этому. Мы пока все это время, и в общем-то, мне удается собирать какие-то достаточно значительные суммы, но это все за счет крошек.

Продолжение вопроса: а сам проект утвержден?

Ответ: Сам проект предварительно утвержден, утвержден так называемый эскиз №1. Сейчас мы подготавливаем эскиз №2, эскиз №2 уже более конкретная вещь. Сейчас утверждены параметры проекта, то есть столько-то квадратных метров, такая-то высота, такую-то площадь он занимает, столько-то этажей – это утверждено. Четыре этажа, 38 метров в высоту или сколько там, такого типа. Хотя мы подали приблизительный вид и форма была утверждена, но эскиз №1 подразумевает самые общие параметры, их не интересует конкретный дизайн. А чтобы делать конкретный дизайн, эскиз №2, это уже нужно делать профессионально, с архитектурной мастерской и это уже большие очень деньги. И сейчас вот основная задача в том, чтобы иметь возможность заключить договор с архитектурной мастерской на ближайшие девять месяцев или двенадцать месяцев, сколько это будет. Но я так много времени уделяю этому, потому что я уверен абсолютно, что этот проект повлияет на ИСККОН не только в Москве, не только в России, но в очень больших масштабах. Посмотрим, но по крайней мере это убежденность, которая у меня есть. И в чем преимущество проекта? В том, что мы строим это официально. Сейчас, практически, мы единственная организация, помимо четырех так называемых традиционных религий, которая получила от правительства Москвы землю. До этого землю от правительства Москвы получали только православные, мусульмане, даже католики по-моему не получали, насколько я знаю, нет, православные, мусульмане, иудеи и буддисты. Пятая организация, которая получила землю от правительства Москвы – это Харе Кришна. Да, армянская церковь еще получила, но армянская церковь понятно, там армянская диаспора. И это в каком-то смысле революционный проект, потому что после всего того, что с нами сделали, мы все равно живы и пытаемся еще расширяться. И последний раз, когда Лужков утверждал… Там как было: нам выделили этот участок и все прошло и опять это все застряло у Лужкова и уже не раз такая ситуация повторялась и мы знали, что это самый такой опасный момент – опять застряло, опять у него лежит и опять у него недели идут, идут, идут, неделя за другой и он не подписывает. В конце концов он подписал этот указ относительно нового участка земли и мы стали узнавать почему он не подписывал. И нам по секрету сказали, что он получал разрешение у Патриарха Русской Православной Церкви. Русский Православный Патриарх сказал: “Хорошо, ладно, пусть,если это там подальше, ладно, пусть”. То есть это настолько важный проект, что даже Патриарх Русской Православной Церкви должен разрешить его (смеется).

Может есть какие-то еще более духовные вопросы?

Вопрос: Мы можем умереть в любой момент, (Махарадж: Да.) Но чтобы после смерти попасть к Кришне, нужно быть преданным на сто процентов. Но чтобы достичь этой чистой 100%-ой преданности, нужна садхана-бхакти. Как соединить эти два момента, что нужна садхана-бхакти, но умереть можно в любой момент, как это совместить? Как предаться за одно мгновение? Со всеми анартхами и с завистью к Кришне?

Ответ: Шрила Прабхупада давал лекцию однажды и он сказал, что да, предаться нужно на сто процентов. Все, кто слушал его, все немножечко остолбенели. И он заметил это сотояние и когда он сходил с вьясасаны, он сказал: “Ну хорошо, ладно, на 90%” А потом он сделал несколько шагов, оглянулся: все все равно сидели в достаточно напряженном состоянии. Он сказал: “Ну ладно, 80%” Потом он сделал несколько шагов и опять оглянулся и сказал: “Те, кто за край моего дхоти будут держаться, для них 50-ти % хватит.” Что-то вроде этого.

Предаться?! Да, у нас есть препятствия, которые мешают нам предаться с одной стороны, а с другой стороны есть милость Кришны и если человек пытается предаться, то Кришна видит его попытки и милость Кришны приходит через милость гуру. Как есть другая история про Шрилу Прабхупаду такая, что ему пришло письмо от одного ученика и ученик писал ему как ему сложно оставить наркотики. Он описывал, как он пытается оставить, а наркотики опять его берут обратно, а он старается и ничего не получается. И комментарий Шрила Прабхупада на это письмо был такой: “Just see how he’s struggling for Krishna!” Иначе говоря, посмотрите, как он сражается за Кришну или борется ради Кришны. Для него неважно было, что он падает и что он не может до конца предаться, для него важно было то, что он старается что-то делать. Так как он старается что-то делать, то милость, по крайней мере духовного учителя есть. Сегодня Мадхава Махарадж цитировал Ниранджану Махараджа и он спросил у Ниранджану Махараджа какой критерий для того, чтобы дать человеку инициацию? Должен он быть на 100% чистый или на 90% чистый, или на 50%? Ниранджана Махарадж сказал: “Единственным критерием для меня является то, что сегодня он лучше, чем вчера был, сегодня он лучше, чем был в последний раз, когда я его видел. Неважно сколько мы прошли на своем пути, главное, что мы идем и не останавливаемся, это главное, что считается. А так мы ничего не можем, что мы можем сделать? Мы сами ничего не можем сделать! Более того, чем больше мы идем и пытаемся что-то делать, тем яснее мы понимаем, что мы ничего не можем и тем сильнее становится наша преданность. Милость Кришны все равно больше, чем все наши недостатки вместе взятые, так что тут …

Садхана помогает нам осознать свою неспособность достичь чего-то своими силами, вот и все.

Вопрос: [не слышно]

Махарадж повторяет вопрос: Как проявляется человек, который начинает уже служить по-настоящему Кришне?

Ответ: Он внешне никак не проявляется, вы никак не узнаете его, потому что служение Кришне – это служение внутри сердца, когда я понимаю кто я и я понимаю кто Кришна и я служу Ему в своем духовном теле, в уме. И это невозможно никогда ни увидеть ни понять. Более того, такой человек все равно продолжает служить внешне миссии Шрилы Прабхупады. Поэтому служение внешнее всегда остается. Рупа Госвами в “Бхакти-расамрите-синдху” об этом пишет, что есть садхака-рупена и сиддха-рупена. Сиддха-рупа значит наша совершенная духовная форма, в которой мы служим Кришне непосредственно, а садхака-рупа – это наше тело, в которой мы исполняем садхану и находимся здесь. И Шрила Рупа Госвами говорит, что человек всегда, даже на уровне совершенства продолжает служить в этих двух формах, в своей сахака-рупе, где он слушает о Кришне, где он повторяет Его Святые Имя, поет киртан, поклоняется Божеству, служит духовному учителю в той форме, в какой духовный учитель хочет ему служить. Одновременно с этим происходит его служение в сиддха-рупе или в сиддха-дехе, в духовной форме. А увидеть это невозможно, только Кришна может увидеть, или другой преданный, который находится в сиддха-рупе.

Продолжение вопроса: То есть сам человек не может сам себя понять?

Ответ: Сам человек может себя понять, но сам человек при этом … Наше понимание всегда такое, что я служу как могу в той форме и в тех обстоятельствах, в которых я служу Кришне. Человек может сам себя понять; с помощью духовного учителя в свой срок он себя понимает. До этих пор он должен служить миссии духовного учителя.

Махарадж обращается к кому-то: О, Харибол! Фестиваль уже кончился! (смеется)

Может какие-то еще вопросы есть? Конкретные или неконкретные…

Вопрос: сказали, что в конце дня … можно фотографию Махараджа и как бы …

Ответ: Предложить ему все проблемы (смеется).

Продолжение вопроса: … ну как-то диалог вести …

Ответ: Можно ему предложить, а потом он вернет нам как прасад наши проблемы (смеется). Можно, почему нет?! На самом деле нашим учителем является Кришна из сердца, но Кришне нужно нас учить через кого-то. Иначе говоря, у Кришны должен быть способ общаться с нами и поэтому Он приходит к нам в виде Божества, а не в виде какой-то произвольной формы. Кришна может прийти в любом виде, правильно? Ему не обязательно приходить в таком виде, он может в виде стола прийти, так? Но в норме Кришна не приходит в виде стола. В норме Кришна приходит в виде Своей законной формы. И точно также тут, учитель – это та форма, через которую Кришна нас учит и до тех пор, пока мы обращаемся к нему, он будет нас учить. Он может учить нас, как многие знают, есть какой-то вопрос, ставишь лекцию духовного учителя и на вопрос получаешь ответ. Или мысленно обращаешься к нему и он дает тебе ответ. Или во сне он приходит и дает какое-то наставление. Как один преданный мне рассказывал, его служение было в храме убирать комнату гостевую, да. И однажды вечером он устал и много гостей было и до вечера это все растянулось и он подумал: “Ну его, вообще, сегодня не уберу вечером, ничего страшного.” Он лег спать и он уснул и он увидел меня и я во сне пришел к нему со шваброй и с метлой и вручил ему швабру и метлу. Пришел ко мне и сказал: “Это правда Вы… случилось так?” Если честно, я в это время спал (смеется), не то, что я … Но так или иначе, через эту форму Кришна учит его и Кришна говорит, что нельзя пренебрегать своим служением.

Вопрос: Может потому и говорят, что на столе нельзя сидеть, может Кришна …

Ответ: Не знаю.

Может еще какие-то есть вопросы?

Вопрос: Я хотел по поводу того же самого вопроса ответ попросить: Какие усилия нужно прикладывать, чтобы полностью предаться Кришне? Не зависит ли это от анартх?

Ответ: Зависит от анартх, но усилия конкретные зависят от степени нашей загрязненности или от анартх, но дело не в усилиях, которые мы прикладываем, а в осознании своего бессилия. Что такое садхана?! Нитйа-сиддха кришна-према садхйа кабу най шравана-вишуддха-читта карайе удай, в этом стихе объясняется очень важный момент, я два слова скажу о нем. Это стих из “Чайтанйи-чаритамриты”, где Кришнадас Кавираджа говорит нитйа-сиддха кришна-према садхйа кабу най, он говорит, что Кришна-према не является результатом садханы в каком-то смысле, она всегда существует. Когда что-то является результатом садханы, это значит, что этого еще нет и есть какой-то процесс, с помощью которого мы это создаем. Например, гирлянда – гирлянды как таковой нет до того, как она не сделана. Есть цветы, есть какие-то там листья, их нужно сорвать, их нужно связать – получается гирлянда. Садхана – это процесс изготовления гирлянды, садхйа – это то, что получилось в процессе этого изготовления гирлянды. Кришна-према не такая, она нитйа-сиддха, то есть, иначе говоря, она вечно существует где-то. И в сущности, в этом смысле, когда мы говорим о садхане или об усилиях, то имеется в виду что с помощью своих усилий у меня должна появиться Кришна-према. Чтобы сделать что-то, гирлянду ту же самую, я должен какие-то усилия приложить. Кришна-према появляется не в результате моих усилий, хотя процесс, которому мы следуем, но это не садхана в прямом смысле этого слова. В сущности, шравана-вишуддха-читта карайе удай, в этом стихе говорится, что она вечно уже существует и в процессе садханы мы просто ее берем уже существующую и помещаем в наше сердце. Иначе говоря, откуда мы берем любовь к Богу. Не в результате нашей садханы она появляется. Она уже существует в сердце какого-то человека и из сердца этого человека она переходит в наше сердце. И потом, когда мы повторяем, когда мы делаем какие-то усилия, когда мы прилагаем какие-то усилия, сердце как бы подготавливается к тому, чтобы эта Кришна-према перешла туда. А с другой стороны она может перейти без всяких усилий. Это результат милости. И да, мы прилагаем какие-то усилия и анартхи нам мешают и мы должны пытаться устранить эти анартхи, но в конце концов, пытаясь устранить эти анартхи, мы понимаем, что сами мы не можем устранить и что нам нужно просто прийти к кому-то и сказать: “Ну вот он, я, с потрохами с моими. Берите меня таким, какой я есть, я пришел. Я ничего другого не хочу, мне нужно это.” И тогда произойдет этот обмен. Понятно?

Вопрос: Санкаршана Дас Адхикари говорит, что можно, все-таки, через мгновение предаться. Какая же тогда в этом причина?

Ответ: Можно предаться через мгновение, потому что, опять же, это не зависит от усилий или от понимания или еще от чего-то. Мне преданный один рассказывал, что его поставили к стенке и направили на него дуло и сказали: “Мы сейчас тебя расстреляем.” Он сказал: “Я очень быстро предался тогда.” И люди отвели дуло и сказали: “Ну, ладно, иди.” Кришна его спас. Но он сказал, что в этот момент все – у меня не было никакого выхода. И иногда так бывает, что человек всю свою жизнь, он не торопится, но потом наступает какой-то самый последний период и он за этот самый последний период, за несколько последних дней делает больше прогресса, чем за всю свою жизнь. Но с другой стороны лучше не рассчитывать на это, лучше пытаться предаться сейчас, потому что кто его знает, что потом будет. Не нужно откладывать на потом.

Вопрос: Какой, Махарадж, может быть совет, чтобы до смерти постичь понимания процесса, чтобы вернуться к Кришне?

Ответ: Тут совет один. Однажды Манидар Прабху пошутил очень хорошо, он сказал, что жизнь слишком длинна, чтобы оставаться преданным и слишком коротка, чтобы достичь совершенства. То есть, вернее, первое утверждение, она слишком коротка, чтобы достичь совершенна, но слишком длинна, чтобы всю жизнь оставаться преданным. Человек сначала пытается достичь совершенства, понимает, что жизнь для этого недостаточно длинна. Но потом думает: “А чего мне тут делать?” Поэтому, единственный совет, который можно дать – это оставаться преданным при всех обстоятельствах и вы почувствуете, как вы не стоите на месте, вы идете. Потому что чтобы оставаться преданным, человек должен идти куда-то. Есть закон в бизнесе, что если какой-то бизнес или какое-то предприятие не развивается, то оно что делает? Деградирует. Точно так же и в преданном служении. Если кто-то не развивается, то он что делает? Он деградирует. И если он остается преданным, это значит, что он куда-то идет, на месте стоять невозможно. Если человек пытается стоять на месте, он будет деградировать. Если он не хочет деградировать, он должен идти вперед. Поэтому единственный совет, чтобы в конце концов понять, это идти, идти вперед. Любое самое далекое путешествие начинается с одного шага. Нужно чего-то делать, в конце концов, цель придет. ОК?

Вопрос: Я хотел спросить, когда учитель дает ученику наставления, он дает дословно индивидуально каждому ученику, либо Вы словно слышите Кришну и даете от Него наставления?

Ответ: (Махарадж смеется) Иначе говоря, от своего ума я вам даю наставления или Кришна мне дает. Как правило, духовный учитель повторяет слова Кришны. Нам приятно думать, что мы особенные и что нам нужны особенные наставления, но на самом деле мы не такие уж особенные, нас… Что-то нам нужно и в отношениях между учителем и учеником всегда есть третья сторона и это Кришна. И Кришна как-то руководит этими отношениями в любом случае. Но в большей части случаев духовный учитель повторяет то, что Кришна говорит, просто может немножечко приспосабливает это для данной конкретной ситуации. Кришна обращается ко всем нам и Он дает универсальные рецепты:

ман-мана бхава мад-бхакто

мад-йаджи мам намаскуру

Думай обо Мне, стань Моим преданным поклоняйся Мне, кланяйся, – это то, что мы должны делать. В каких конкретных формах это уже просто.

Вопрос: Обязанности по работе, в семье и духовные обязанности. Как вот найти баланс между ними, поскольку как только на одном фронту какие-то усилия прилагаешь, то сразу на другом проигрываешь.

Ответ: В том то и дело, что не нужно, на мой взгляд, не нужно разделять их, потому что когда мы разделяем их – это одно, это другое, всегда будет перекос. Если это мои материальные обязанности, если это мои духовные обязанности и я чуть-чуть начинаю больше внимания уделять духовным обязанностям, то материальные обязанности начинают страдать. И если я выполняю свои материальные обязанности в контексте своих духовных обязанностей, то есть понимая, что это часть моих духовных обязанностей, но переведенные как бы на язык моих обыденных дел, то есть я не пытаюсь отделить это, а связываю все то, что я делаю, все равно с Кришной. В этом собственно суть и искусство, не то, что я отделяю, если я отделяю, всегда будет перекос в одну или в другую сторону. Но если я выполняю свои материальные обязанности как духовные обязанности, то тогда ни то, ни другое не страдает, потому что я занимаюсь материальной деятельностью, но в общем-то это не материальная деятельность, а духовная деятельность, то ни одно ни другое не страдает. И в этом искусство – то есть, как заниматься матеиальной деятельностью, чтобы это не была материальная деятельность. И для этого есть только один способ, насколько я понимаю – это встать рано утром, прочитать 16 кругов, причем не просто прочитать, а медитируя при этом, что я слуга и все остальные обязанности выполнять в этом сознании. Иначе говоря, мои духовные обязанности – это все то, что я делаю в сознании того, что я слуга Кришны и поэтому с утра мы должны это сознание обрести очень твердое и потом целый день делать то, что мы должны делать, но в этом сознании. Тогда это будет нашей духовной обязанностью тоже и ни то, ни друтое страдать не будет. И в этом единственный секрет. С утра это сознание в себя ввести, тогда вся материальная деятельность перестанет быть материальной деятельностью, это станет духовной деятельностью. Если это разделять, то всегда, всегда, как жонглер на канате…

Продолжение вопроса: Но как-то очень трудно бывает придать этой материальной деятельности придать такие качества.

Ответ: Чем тверже садхана и чем тверже сознание, которое я утвердил, тем легче это сделать. Понятно, что трудно, но любая деятельность становится духовной, если у меня есть внутри понимание того, кто я есть и я выполняю это в этом сознании. Это просто какая-то роль, которую я играю. Я играю эту роль, внутри я остаюсь тем, кто я есть на самом деле. Почему трудно? Потому что мы слишком входим в роль и мы забываем, кто мы на самом деле (смеется). А почему мы забываем? Потому что мы не напомнили себе как следует утром рано. Так что в этом суть.

Вопрос: Состояние преданности, вот того преданного поставили к стенке, да, и что он, сам себе сказал, что я предался или как это? Человек думает, что он предался, а только так подумал про себя, а другой может и не думает об этом, а …

Ответ: Не то, что когда его поставили к стенке, он стал думать: “Ну вот, я сейчас преданный.” Нет. Он сказал: “А-а-а!”

Продолжение вопроса: Я не о нем, о самом состоянии…

Ответ: Состояние преданности, это, еще раз, это постоянное осознание того, что я слуга и слуга значит, что я принимаю все то, что мне посылает Кришна с благодарностью. Слуга значит, что в сущности, то что я… Когда я не слуга, мне все время что-то не нравится, потому что все время что-то не по-моему. А сознание слуги, это, в общем-то, осознание того, что я принял все то, что есть, как оно есть. Если Кришна хочет послать мне что-то, если Кришна хочет послать мне победу, я приму победу, если Кришна хочет послать мне позор и поражение, я приму позор и поражение. И тогда этот позор и поражение будет моей победой. У меня нет осознание своей отдельности от Кришны. Ложное сознание или эгоистическое сознание – когда я осознаю себя отдельным от Кришны, с отдельными интересами, с отдельными желаниями, с отдельным пониманием того, что мне нужно, что мне не нужно, что хорошо, что плохо. Осознание себя слугой Кришны значит, что я не осознаю себя отдельно от Кришны, я принимаю то, что есть, я всегда часть Его, я всегда часть этого целого и соответственно… Ну вот и все. И человек знает это, он может по себе знать. Если он не знает, то другие ему об этом скажут.

Есть хорошая поговорка: Цезарь, ты сердишься, значит ты не прав. Можно ее на вайшнавский манер переделать: Вайшнав, ты сердишься, значит ты не прав.

Продолжение вопроса: Значит смирение…

Ответ: Смирение, да. А смирение значит принятие того, что Кришна посылает, смирение значит, что ты в общем-то всегда в хорошем настроении находишься. Да, внутреннее смирение, не внешнее, внутреннее смирение. Когда человек гневается, раздражается, это значит, что он не смиренный, это значит, что он не принимает Кришну, это значит, что он не осознает себя слугой.

Продолжение вопроса: … [непонятно] двигать конечностями…

Ответ: Двигать конечностями Кришна не запрещает.

Продолжение вопроса: Потому что некоторые принимают за смирение то, что вообще шевелиться не нужно.

Ответ: Ну, это ложно понятое смирение. Это не смирение. Это убожество.

Есть еще какие-то вопросы или нету? (смеется) Два человека меня спасают.

Вопрос: Говорят, что нету разницы, когда Гуру дает наставления физические, когда он находится рядом, или когда его нету рядом. То есть можно сохранить то же самое сознание, но реально так не бывает. Но реально так не бывает, если учителя нет рядом физически, кажется, что все хорошо. Но как только он … но если он уезжает куда-либо, уже вопрос времени, когда беды снова придут к вам.

Ответ: Поэтому в “Хари-бхакти-виласе” говорится, что когда человек встает утром рано, то первое, что он должен делать, он должен мысленно поставить стопы своего духовного учителя себе на голову и потом целый день их носить. (из зала: на ночь снимать надо?) Ну да, на ночь можно откладывать (смеется). На ночь просто… ночью человек не контролирует свое сознание. Но утром, когда он пришел в себя, он должен вспомнить о своем духовном учителе, о том, что он ему дал, что он несет и потом целый день ходить. И тогда он будет все время тут рядом находиться. Это вопрос работы со своим сознанием, потому что, особенно сейчас, человек может слышать голос своего духовного учителя 24 часа в сутки, если он хочет. МР3 плейеры доступны всем, он может получать наставления, он может читать. Раньше это было сложно, но даже раньше люди не всегда находились рядом с духовным учителем и Шрила Прабхупада говорил, когда он был в Майапуре, духовные братья Шрилы Прабхупады упрекали его в том, что он не приходит к могиле своего духовного учителя, к самадхи. Шрила Прабхупада, когда он услышал об этом, ученики ему сказали, они боялись ему прямо говорить, но ученики ему сказали, что его ругают за это за спиной. Шрила Прабхупада очень рассердился, он сказал, что эти люди не понимают, что мой духовный учитель всегда рядом со мной. Для них – он там, под землей, им нужно прийти туда, чтобы помолиться ему. Со мной он рядом всегда, потому что я все время его волю выполняю. И это вопрос работы со своим сознанием. Если я просыпаюсь рано утром и рано утром я вспоминаю о том, что у меня есть духовный учитель и то, что я его слуга, то каждый день я буду об этом помнить и мне будет каждый день хорошо.

Из зала: Работа.

Ответ: Работа, работа (смеется). Духовная жизнь – это тоже работа. Единственное отличие этой работы в том, что за нее денег не платят, все остальное то же самое.

Ок, ладно. Спасибо большое. Спасибо вам за ваши благословения, за вашу помощь. Пожалуйста, молитесь за московский храм, думайте об этом, помогайте как можете и когда мы все вместе его построим, я приеду и буду жить в Каунасе (смех, крики “Харибол!” и аплодисменты)

Из зала: … в Вильнюсе… там уже апартаменты … ловим на слове, записывается…

Ответ: Спасибо большое. Шрила Прабхупада ки! Джая!

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.