Концепция Храма, Москва, Динамо (27.07.2011 г.)

Диск «Праздничные лекции за 2011 г.», л. 17

Аннотация:

Обсуждение различных аспектов будущего храма на основе комментария Шрилы Прабхупады. Что значит, что храм – это Вриндаван, каково сознание, которое делает данное место храмом, с каким настроением нужно приходить в святое место. Проблематичные аспекты – мирская религиозность, ритуалистичность, майавади, сахаджии и т.д.

 ***

У нас сегодня будет лекция по «Шри Чайтанья-чаритамрите» и это будет скорее обсуждение, а не лекция, так что пожалуйста, готовьтесь, я не буду говорить долго. Дольше всего будет говорить Шрила Прабхупада. Он написал длинный комментарий к одному из стихов «Шри Чайтанья-чаритамриты». Собственно, обсуждению этого комментария и стиха мы посвятим оставшиеся 45 минут наши.

табо бриндавана йаха лока шикха ите

шеита корибе томар эи лои читте

Этот стих произносит Гадхадхар Пандит.

Перевод: Хотя Вриндаван – там, где Ты, Ты все равно пойдешь во Вриндаван, чтобы подать пример остальным. В любом случае Ты поступишь как считаешь нужным.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Для Шри Чайтаньи Махапрабху было не так уж важно посещать Вриндаван, ибо во Вриндаван сразу же превращалось любое место, куда бы Он ни пришел. Кроме того, там появлялась Ганга, Ямуна и все святые места. Шри Чайтанья Махапрабху Сам подтвердил это, когда танцевал на празднике Ратха-ятры. Он сказал тогда, что Его ум – это и есть Вриндаван: мора ман вриндаван, а поскольку ум Господь Чайтаньи и есть Вриндаван, все игры Радхи и Кришны проходили внутри Его Самого.

Тем не менее, чтобы подать пример другим, Господь Чайтанья посетил Бхаума Вриндаван, то есть Вриндаван-дхаму, проявленную в материальном мире. Тем самым Господь показал, что все должны побывать во Вриндавана-дхаме, самом святом месте на земле. Люди мирского склада считают Вриндаван-дхаму грязным городом, потому что там много собак и обезьян, а берег Ямуны загажен. Один материалист как-то спросил меня: «Зачем вы поселились во Вриндаване? Почему, удалившись от дел, вы избрали для жизни столь грязное место?» Такой человек не способен понять, что земная Вриндаван-дхама всегда связана с изначальной Вриндаван-дхамой. Вот почему Вриндаван-дхама заслуживает такого же поклонения, что и Господь Кришна. Арадхйо бхагаван враджеша-танайас тад-дхама вриндаванам – в соответствии с философией Шри Чайтаньи Махапрабху, Господь Шри Кришна и Его обитель, Вриндаван, в равной степени достойны почитания. Мирские люди, не понимающие духовной науки, порой приезжают во Вриндаван как туристы. Тому, кто отправляется во Вриндаван с такими материалистичными представлениями, эта поездка не принесет никакого духовного блага. Подобные люди не верят в тождество Кришны и Вриндавана и благодаря своему тождеству с Господом Кришной, Вриндаван достоин такого же поклонения, что и Сам Господь.

Видение Шри Чайтаньи Махапрабху – мора ман вриндаван – отличается от видения обычного материалиста. На празднике Ратха-ятры Шри Чайтанья Махапрабху, испытывая те же экстатические чувства, что и Шримати Радхарани, вез Кришну обратно во Вриндаван-дхаму. Шри Чайтанья Махапрабху выразил это в стихах, начинающихся со слов: 8:16 ??? ахушчате налинанабха падаравиндам йогешвара хриди вичинтйа агхадба бхогай. В «Шримад-Бхагаватам» говорится (10.84.13.):

йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке

сва-дхйх калатрадишу бхаума иджйа-дхйх

йат-тйртха-буддхих салиле на кархичидж

джанешв абхиджнешу са ева го-кхарах

Человек, который отождествляет себя с телом, состоящим из трех материальных элементов, который считает порождения своего тела своими родственниками, а землю, где родился, достойной поклонения, который отправляется в места паломничества ради того, чтобы омыться там, а не ради общения с людьми, обладающими духовным знанием, такой человек ничем не лучше осла или коровы.

Шри Чайтанья Махапрабху Сам заново открыл Вриндаван-дхаму. Он также велел Своим главным ученикам, Рупе и Санатане, благоустроить это святое место и сделать его более доступным и привлекательным, чтобы у обычных людей пробудилось духовное зрение. Хотя сейчас во Вриндаване уже около 5000 храмов, наше Международное Общество Сознания Кришны строит там еще один большой и величественный храм, в котором будут поклоняться Господу Кришне и Господу Балараме, а также Радхе-Кришне и Гуру-Гауранге. Поскольку во Вриндаване нет знаменитого храма Кришны-Баларама, мы хотим возвести такой храм, чтобы привлечь людей к Кришне-Балараме или Нитаю-Гаурачандре: враджендра-нандана йей шри шачисута хойло сеи – Нароттама Дас Тхакур говорит, что Баларам и сын Махараджа Нанды, Кришна, пришли в образе Гаура-Нитая. Чтобы утвердить в сознании людей эту фундаментальную истину, мы собираемся открыть храм Кришна-Баларамы, тем самым мы стремимся показать всему миру, что поклоняться Гаура-Нитаю то же самое, что поклоняться Кришне и Балараме. Хотя войти в игры Радхи и Кришны непросто, большинство людей, живущих во Вриндаване, вайшнавов, привязаны к Радха-Кришне лиле, но поскольку Нитай-Гаурачандра – это непосредственное воплощение Баларамы и Кришны, отношения с Господом Баларамой и Господом Кришной может установить только через Шри Чайтанью Махапрабху и Нитйананду Прабху. Преданные, достигшие высот сознания Кришны, способны войти в игры Радхи и Кришны по милости Шри Чайтаньи Махапрабху. Поэтому говорится шри кришна-чайтанья-радха-кришна нахе анйа: Шри Кришна Чайтанья Махапрабху – это Радха и Кришна в одном лице.

Иногда материалисты отправляются во Вриндаван, не помня об играх Радхи и Кришны и Кришны-Баларамы. Получив возможность пользоваться духовными богатствами этой земли, они вместе с тем занимаются материальной деятельностью. Однако это противоречит наставлениям Шри Чайтанья Махапрабху. Пракрита-сахаджии мнят себя враджаваси или дхамаваси, но при этом главным образом поглощены удовлетворением собственных чувств. Благодаря этому, они только все больше и больше запутываются в сетях материалистической жизни. Чистые преданные, обладающие сознанием Кришны, осуждают поведение сахаджий. Некоторые из вечных враджаваси, такие как Сатсварупа Дамодар, никогда не посещали Вриндаван-дхаму. Шри Пундарика Видйанитхи, Шри Харидас Тхакур, Шриваса Пандит, Шивананда Сена, Шри Рамананда Рой, Шри Шикхи Махити, Шри Мадхави Деви и Шри Гадхадхар Пандит не были во Вриндаван-дхаме. Как отмечает Шрила Бхактисиддханта Сараствати Тхакур, у нас нет достоверных свидетельств того, что эти возвышенные вайшнавы приходили во Вриндаван. В то же время многочисленные не-преданные – санньяси-майавади, пракрита-сахаджии и карми, философы, придумывающие свои теории, и другие обосновываются во Вриндаване, преследуя материальные цели. Многие из этих людей приходят туда, чтобы, став попрошайками, решить свои материальные проблемы. Хотя любой, кто живет во Вриндаване так или иначе получает благо от пребывания в нем, увидеть истинный Вриндаван способен лишь чистый преданный. Так сказано в «Брахма-самхите: преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена – когда глаза преданного очистятся от скверны, он увидит, что Шри Вриндаван и изначальная планета Голока Вриндаван в духовном небе неотличны друг от друга. Шрила Нароттама дас Тхакур, Шриниваса Ачарья, Шри Джаганнатха дас Бабаджи, Шри Бхагаван дас Бабаджи Махараджа, Шрила Гоур Кишор дас Бабаджи Махараджа, а в последствии и Шри Бхактивинода Тхакур из Калькутты всегда были поглощены нама-бхаджаном и потому в реальности никогда не покидали Вриндаван.

(самое главное предложение в комментарии:) Сейчас участники Движения Сознания Кришны живут в таких процветающих в материальном отношении городах как Лондон, Нью-Йорк, Лос Анджелис, Париж, Москва, Цюрих и Стокгольм, однако мы удовлетворены этим, ибо следуем по стопам Шрилы Бхактивинода Тхакура и других ачарьев. Поскольку мы живем в храмах Радхи и Кришны и постоянно проводим харинама-санкиртану, то есть поем мантру Харе Кришна, в действительности мы живем во Вриндаване. Наряду с этим, мы, следуя завету Чайтаньи Махапрабху, пытаемся построить во Вриндаване храм, в который могли бы приезжать наши ученики со всего света.

******************

Шрила Прабхупада ки! Джая!

Я скажу несколько слов и, как я уже сказал в самом начале, я предлагаю нам всем вместе обсудить этот стих. Причина, по которой я выбрал этот стих, в том, что Шрила Прабхупада здесь очень ясно объясняет свое видение или концепцию храма. Он говорил об этом много-много раз. Он говорил, что храмы в сознании Кришны должны стать посольствами или представительствами духовного мира на земле. Здесь он проводит параллель между храмом и Вриндаваном или духовный миром. Он абсолютно ясно приравнивает храм к Вриндавану и говорит, что люди, несмотря на то, что они живут в Москве или в нью-Йорке – и что любопытно – что он упоминает здесь Москву – и говорит «в процветающих в материальном отношении городах». В то время, когда этот комментарий был написан, Москва явно не очень процветала, но он видит будущее. Он говорит, что несмотря на это, преданные удовлетворены этим, потому что мы пытаемся жить не в Москве, не в Нью-Йорке, не в Цюрихе, не в Лос Анджелисе, а пытаемся жить во Вриндаване и именно храм, где в центре находятся Радха и Кришна или Кришна-Баларам, или Гаура-Нитай, представляют Собой духовный мир или Вриндаван.

Собственно, это одна вещь, которая имеет непосредственное отношение к теме нашей сегодняшней встречи, которой мы посвятим целый день, то, что храм, который мы собираемся строить, должен быть не просто каким-то строением из кирпичей, он должен быть Вриндаваном. Комментарий очень ясно говорит об этом.

Второй момент из этого комментария абсолютно ясный, это собственно что превращает какое-то место во Вриндаван. Превращает какое-то место во Вриндаван сознание человека или людей, которые там находятся и которые там живут.

Этот стих произносит Гадхадхар Пандит и я расскажу предысторию этого стиха, чтобы был ясен контекст. Чайтанья Махапрабху сделал первую попытку отправиться во Вриндаван и эта попытка, как мы знаем, окончилась неудачей, он дошел до Рамакели, там встретился с Рупой и Санатаной и к тому времени за Господом Чайтаньей шли огромные толпы людей так, что куда бы Он ни ступил, там сразу же образовывалась большая яма, потому что люди бросались на след от Его стопы и пытались получить крупицу пыли с Его стоп. Когда Он пришел в Рамакели … Это, в принципе, соответствовало Его целям, потому что Он произвел сильное впечатление на Наваба Хуссеина Шаха большим количеством последователей, но на Рупу и Санатану, ради встречи с которыми Он пришел в Рамакели, это произвело не очень сильное впечатление. Скоре это произвело негативное впечатление на них и Санатана, несмотря на свое смирение, перед тем, как попрощаться с Чайтаньей Махапрабху, всколзь обронил замечание и сказал: «Если Ты хочешь идти во Вриндаван, во Вриндаван толпами не ходят. Оставь Свою свиту за плечами. Если Ты хочешь понять что такое Вриндаван и почувствовать Вриндаван, то лучше, если Ты отправишься один туда, потому что иначе Ты не поймешь что такое Вриндаван».

Чайтанья Махапрабху говорит здесь, этот стих он произносит несколько месяцев спустя после всего этого, когда Он вернулся в Пури и собрал Своих преданных и Шри Чайтанья Махапрабху говорит здесь, что «в начале Я не придал значения этим словам Санатаны. Я подумал: „Ну, Санатана говорит что-то себе”, но потом, на следующую ночь, когда Я отправился в Канай-натошалу и толпа людей отправилась опять за Мной, Я стал думать над этим и потом думал всю ночь и понял, что Санатана-таки прав. Я стал вспоминать: Мадхавендра Пури пришел во Вриндаван в одиночестве, поэтому он встретился там с Кришной. Исходя из этого, Я решил вернуться в Джаганнатха Пури и по дороге в Джаганнатха Пури я понял почему я не попал во Вриндаван. Я не попал туда, потому что Гадхадхар Пандит расстроился, когда провожал Меня. Его проклятие или отсутствие его благословений помешало Мне дойти до Вриндавана». А Гадхадхара Пандит сидит прямо перед этим и Он говорит: «Теперь Я собрал вас, чтобы спросить у вас совета как Мне все-таки правильно пойти во Вриндаван, чтобы дойти. Я понял, что мне нужен только один человек максимум, который будет Меня сопровождать при этом и Я хочу вашего совета спросить». Гадхадхар Пандит очень воодушевился, когда услышал, что он помешал Чайтанье Махапрабху отправиться во Вриндаван и он произносит тут этот стих и говорит: «Вообще-то Ты все равно сделаешь что хочешь и, строго говоря, Тебе во Вриндаван ходить не надо, потому что там, где Ты находишься, там и есть Вриндаван. Но чтобы подать пример людям, что обычные люди должны приходить во Вриндаван, чтобы их сознание очищалось, Ты пойдешь во Вриндаван». Он говорит, что «где бы Ты ни был, там Ганга, Ямуна, Вриндаван, все остальные святые места».

Собственно, первая вещь, о которой Шрила Прабхупада пишет, это то, что храмы в сознании Кришны должны быть святым местом или Вриндаваном и второе – он объясняет каким образом они становятся святыми местами. Не только благодаря тому, что там установлена виграха, мурти Радхи и Кришны, а потому что там находятся люди в сознании Вриндавана и это важнее, чем даже установить Божества. И третий очень важный момент в этом комментарий – это то, что во Вриндаван можно прийти, благодаря Гауре-Нитаю и Шри Чайтанье Махапрабху, то, что в общем-то мы последователи Шри Чайтаньи Махапрабху и Они нас должны привести во Вриндаван. Гаура-Нитай – Шрила Прабхупада недаром устанавливал везде Гаура-Нитай – это Божества, которые проповедуют. В конце концов методом или способом, методологией, с помощью которой мы можем как свое собственное сознание, так и сознание других людей привести в состояние сознания Вриндавана, является проповедь.

Четвертый момент тоже очень важный, не менее важный, чем остальные – это то, что во Вриндаване живут не только чистые преданные, но там живут пракрита-сахаджии, майавади и попрошайки, которые пытаются решить свои материальные проблемы, проживая во Вриндаване. Это тоже, скажем так, момент из комментария, который имеет непосредственное отношение к теме нашего сегодняшнего обсуждения. Это то, что можно построить храм и иметь ввиду, что это будет Вриндаван, но его могут населить люди с самым разным сознанием, в частности с материалистическим сознанием. В каком-то смыслы это неизбежная вещь, такие люди будут приходить туда, в храм или вокруг храма. Будут люди, которые будут пытаться решить свои материальные проблемы за счет храма, но Шрила Прабхупада настаивает, что все равно, увидеть настоящий Вриндаван или почувствовать храм может только человек, который находится в сознании Вриндавана.

Еще один, пожалуй, момент из этого комментария – это то, что в каком все-таки сознании человек должен приходить в храм или во Вриндаван или в другое святое место. Шрила Прабхупада цитирует один из своих любимых стихов: йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке сва-дхйх калатрадишу бхаума иджйа-дхйх (Бхаг., 10.84.13), где он объясняет опять же причину, по которой человек должен приходить в святое место. Святое место не есть место материальное и он не должен приходить туда, чтобы просто свою, скажем так, потребность в мирской религиозности удовлетворить. Существенный момент этого стиха, который Шрила Прабхупада постоянно подчеркивал, когда комментировал этот стих, это то, что многие люди приходят туда йат-тиртха-буддхих салиле на кархичидж джанешв абхиджнешу са ева го-кхарах – что, скажем так, последним проявлением материализма в сознании людей является материальное отношение к религии, когда человек приходит в храм или в святое место только для того, чтобы совершить некий ритуал – омыться в святом месте, совершить все, что нужно, а не для того, чтобы встретиться с людьми, которые живут в этом святом месте, и получить от них сознание Кришны. Это скажем, последний момент этого комментария, на который мне хотелось ваше внимание обратить, также касающийся, собственно, миссии храма. То, что храм не должен просто удовлетворять запросы людей, запросы в ритуальной религии. Будет некий что ли заказ, который будет от людей исходить «вы мне тут ритуал проведите, чтобы я немножечко облегчил свое состояние и я отправлюсь домой, чтобы по-прежнему заниматься тем же, чем я занимаюсь». Этот стих из «Шримад-Бхагаватам» говорит са ева го-кхарах – такой человек мало чем отличается от осла или коровы. Наша цель заключается не в том, чтобы поощрять именно такие тенденции в людях.

Ну вот, собственно все. Из очень позитивных моментов этого стиха также следует отметить, что Шрила Прабхупада говорит, что … ладно, не буду говорить об этом … где Шрилы Прабхупады говорит, что современный Вриндаван сильно загажен, но несмотря на это остается трансцендентным местом и что в каком-то смысле это некое …

Из зала: То есть все нормально?

Ответ: Да, чтобы немножечко воодушевить. Люди с трансцендентым видением ходят, а люди, лишенные трансцендентного видения видят только поверхностные ситуации. Понятно, что мы не должны подстраиваться к их материальному видению. Наоборот даже, нужно защищаться от них всячески. Так что, может быть, стоит дойти в своем подражании Вриндавану до каких-то следующих моментов, чтобы заслон от материалистичных людей сделать. То есть, это тоже возможный подход в проповеди.

Окей, это несколько ключевых моментов комментария и, собственно, сегодня у нас день, который будет посвящен концепции храма или видению храма, того, что мы хотим построить в Молжениново на берегу реки Сходни. Я поэтому выбрал этот комментарий, тем более, что Шрила Прабхупада упоминает в нем Москву. На мой взгляд Шрила Прабхупада концепцию храма в этом комментарии уже изложил достаточно ясно. Может быть есть какие-то добавления к этому или по этому поводу, или в связи с тем, что мы говорили …

Вопрос: Есть добавление и вопрос в связи с этим. Вы прокомментировали таким образом это утверждение Шрилы Прабхупады, что Вриндаван переполнен не только преданными, но так же и людьми с некоторыми примесями в своем духовном понимании, такие как сахаджии, майавади и т.д. Вы сказали, что для нас это означает, что храм также может быть пристанищем или прибежищем …

БВГ: Я не совсем так сказал, я не сказал, что может быть, но я сказал, что в принципе это естественный процесс.

Преданный: Вы сказали, что это неизбежно.

БВГ: Ну да, надо подумать, чтобы он не слишком быстро превратился в прибежище майавади, пракрита-сахаджиев и попрошаек.

Преданный: В подтверждение этого можно вспомнить цитату Бхактивинода Тхакура, который сказал, что место, где есть деньги, власть и имущество, всегда будет интересовать как медом помазано для людей, которые под видом духовности, будут приходить с не совсем чистыми мотивами. Он говорил, он не просто утверждал это как ВАС-овский принцип, а говорил это именно применительно к перспективам создания духовной организации, он таким образом предостерегал всех членов духовной организации, что как только возникает духовная организация, возникает сразу люди, которые приходят сюда с недуховными или с не полностью духовными интересами. В связи с этим вопрос как нам, действительно, над чем нам нужно работать и что нам нужно делать, чтобы максимально оградить общество преданных от этих …?

БВГ: Тут в связи с этим стоит вспомнить из Бхактисиддханты Сарасвати «Уттана», где он говорит, что все религии – не совсем так, но почти так он говорит – возникали изначально как попытка дать духовное знание людям, но еще ни одной успешной попытки такой не было, потому что очень быстро как он говорит, места у пульпитов и на кафедрах занимали люди, привлеченные материализмом и все эти храмы превращались в цитадели материализма. Более того, он говорит, что храмы превращались в места, в которых … Даже самые отъявленные материалисты не доходили до того, до чего превращались храмы. То есть то, что даже отъявленные материалисты в ужасе и отвращении отпрыгивали от этих мест именно потому что хороший храм значит деньги, значит какая-то власть, еще что-то такое, а это естественно все то, что привлекает людей материалистически настроенных.

Единственным ответом на этот совершенно закономерный вопрос может стать только то, что мы все-таки положим в основу храма духовное образование и очень могущественную проповедь духовных принципов, причем не лицемерную. Насколько я понимаю, почему происходило разложение или деградация всех этих храмов и этой участи в общем-то не избежал даже Гаудийа-матх и, честно говоря, у нас нет сильно много надежд на то, чтобы считать, что наша попытка или предприятие будет исключением из правила печального, но если что-то может оградить это, это принципы духовного образования, причем нелицемерные. Потому что мы очень часто даем духовное образование, но вовне и мы считаем, что духовное образование для этих людей и люди естественно рады и деньги платят за это и мы, в общем-то, очень хорошо научились давать духовное знание так, чтобы люди действительно воодушевлялись и платили деньги за это, но при этом мы забываем о том, что прежде всего духовное образование должно иметь непосредственное отношение к тем людям, которые его дают и представляют это все. Если сделать акцент на том, чтобы духовное образование и ценности, которые в нем заложены были у людей, то какая-то надежда на то, что деградация не будет слишком сильно задевать эту нашу попытку возникает. Только в результате этого. Я не думаю, что есть какой-то еще другой момент, потому что люди … Естественно, есть чисто какие-то внешние заслоны в виде принципов, в частности принципов преемственности, на основании чего это происходит, кто становится преемником, как. Потому что именно при вот такой смене поколений происходят все эти процессы и изначально что-то с благими намерениями созданное постепенно превращается в свою прямую противоположность.

Но помимо этого … Я скажу еще какие-то вещи, но я приглашаю всех остальных тоже сказать по этому поводу что-то. Естественно, есть еще какая-то вещь, которая может противодействовать этому, может быть, в меньшей степени, но тем не менее, это некая атмосфера внутри созданная и какие-то ценности, которые проповедуются и не просто проповедуются, а именно очень ясно в каждом элементе всего того, что мы делаем, проявлены. Потому что если взять католичество, то эти ценности, хотят они или не хотят, имели они это ввиду или нет, но они очень ясно и очень зримо проявлены в главной святыне католической – Соборе Святого Петра. И само это здание по себе, все внутреннее убранство и все остальное настраивает на две вещи – на деньги и власть, сама архитектура. И человек приходит туда и у него, соответственно как-то в этом направлении начинает идти мысль начинает двигаться. В связи с этим я разговаривал с одним человеком, с руководителем ББТ, и он мне показал новый проект храма в Майапуре и рядом показал Собор Святого Петра. Один к одному вообще, просто, один к одному! То есть все то, что в каких-то невербальных символах выражено, то есть есть образование и это некое вербальное послание, которое дается, но есть еще невербальное послание, которое несется и оно не менее могущественно, а может быть даже в каком-то смысле более могущественно. Иначе говоря, стены будут говорить в том, что мы построим, мебель будет говорить в том, что мы построим чего мы на самом деле хотим и какие цели мы на самом деле преследуем. Это другой аспект как бы.

Вопрос: И на что похож сейчас наш …?

БВГ: Это уже некая данность, но у нас все равно есть там некое пространство для маневров…

Вопрос: На что он сейчас намекает?

БВГ: Сейчас, на мой взгляд, с одной стороны он безусловно намекает на претензию на признание официальное, это безусловный факт, а с другой стороны, на некую актуальность. Там есть в самой архитектуре с одной стороны традиционность, с другой стороны актуальность, что в общем-то соответствует духу и пониманию того, что Шрила Прабхупада хотел.

Вопрос: То есть наш храм не показывает сейчас деньги, власть.

БВГ: Я не уверен, что он сильно показывает. Там многое будет зависеть от внутреннего тоже убранства и дизайна, не только внешнего. Но конечно, там претензия есть определенная, несомненно.

Вопрос: А храм у Свами Нарайаны, у них какая претензия?

БВГ: Безусловно, у них есть претензия на автентичность, очень сильная претензия на следование традиции и претензия на некое … на самое высшее.

Вопрос: Меня беспокоит момент, я не знаю, это может быть в продолжение нашего разговора … Есть две категории людей, которые будут приходить, материалисты, люди которые по определению такие. Они приходят и другого не понимают и не знают. Они приходят сюда, они это видят и они понимают религию только как ритуал, что-то такое. Вторая категория людей, у которых должен быть выбор между пойти по ритуалу или пойти по отречению. Те, кто принимают этих людей, если они будут компромисс устраивать, то тогда вообще будет …. Вот этот момент. Поэтому меня больше интересует не как оградиться в Москве от материалистичных людей города Москвы …

БВГ: Нет, речь идет о тех, кто живет там.

Вопрос: Этот компромисс очень маленький, он же происходит внутри, он по чуть-чуть – тут чуть-чуть, там чуть-чуть… Как Прабхупада говорит, когда он говорит об этих стандартах образования, он говорит, что это как разбавлять молоко водой. Вы разбавили чуть-чуть незаметно, потом еще чуть-чуть, еще чуть-чуть и в конце вы продаете только белую воду. Если люди не другого видели, то они думают, что то, что есть в супермаркетах и есть молоко.

БВГ: Да, поэтому я и ответил, что первое и самое главное, это образование, которое прежде всего внутрь направлено, а не только вовне, которое прежде всего направлено внутрь.

Вопрос: Вы сказали, что храм не должен поощрять или удовлетворять желания мирской религиозности. Как это понимать, потому что в нашем храме полно всяких венетов??? и того, и сего, что в общем-то человек может даже не дойти до алтаря за целый день своего посещения и даже живя здесь.

БВГ: Скажем так, это тоже вопрос для обсуждения – должен он или не должен поощрять это все, потому что люди, которые подобны ослам и коровам будут в храм приходить са ева го-карах. То есть мы не сможем и просто видимо суть заключается в том, чтобы все равно дать этим людям возможность как-то соприкоснуться с преданными. По крайней мере, мое понимание такое, что мы полностью не сможем и я не знаю нужно ли ставить перед собой такую цель или нет – потому что для обычных людей это актуальная вещь, удовлетворение потребности мирской религиозности. Если мы посмотрим ведическую культуру как феномен, то мы можем видеть, что там эта вещь учитывалась в реальности. Шрила Прабхупада насколько я понимаю, тоже какую-то делал на это скидку или оглядку. То есть чтобы люди пришли в храм, он эти вещи делал, в частности, когда он строил хам Кришна-Баларама, он сказал, что в общем-то строго говоря, чтобы открыть храм и установить Божества, нужно достаточно киртан петь. Но так как люди это дело не поймут и не будут правильно воспринимать, то мы проведем большое ведическое жертвоприношение, пригласим брахманов и все остальное. Это один, по крайней мере, пример того, каким образом Шрила Прабхупада к этому подходил. То есть он хотел, чтобы люди даже с такими тенденциями приходили туда. Главное, чтобы все-таки человек, пришедший туда, мог встретиться со святым человеком там столкнуться и насколько я понимаю, в этом суть ведической культуры – чтобы дать людям то, что им нужно, то, что они думают им нужно, но одновременно с этим дать им возможность встретиться со святым человеком, даже если они не понимают, что им это нужно.

Из зала: Главное, чтобы с ним столкнуться, чтобы не опрокинуть …

БВГ: То есть, насколько я понимаю, если речь идет о ведической культуре, то такая формула – людям дается что-то, в чем они видят актуальность этого, потому что иначе, если это сделать неактуальным для них, то печальное будет зрелище, но одновременно с этим дать возможность …

Вопрос: У меня вопрос в этом отношении по поводу баланса и в «Шримад-Бхагаватам» Кришна говорит, что как это делать. Он говорит, что когда опытный возница, он позволяет какое-то время лошадям идти в том направлении, а потом должен возвращать. И одно дело – когда это немножечко, а другое дело – когда ради того, чтобы получить признание или славу, деньги, потому что храм нужно будет поддерживать, правда же, это же не шутка, это можно поговорить, что здорово быть хорошими … Тогда это проще сделать. То есть проще человека поощрять в том, что он уже …

БВГ: То, что ему хочется. Ну да, то есть это еще очень серьезная проблема, которую нельзя упускать из виду, потому что очень, скажем так, очень легко подмену эту сделать: удовлетворять уже существующие потребности людей, потакать, да, а не работать на потребность, про которую мы знаем, но чтобы не спугнуть никого стараемся ее не выпячивать сильно. Это одно дело, если мы просто удовлетворяем эти потребности и одновременно с этим как-то говорим о другой потребности. Есть же другая крайность, еще худшая, когда люди, чтобы не испугать людей вообще прячут какую-то настоящую вещь. То есть мы не дошли до …

Вопрос: А как это можно сделать, интересно? Закрыть алтарь, заколотить …

БЕГ: Ну … там можно спрятать.

Из зала: Ну, например, чтобы не пугать нам людей, давайте не будем поклоны приносить и в храмовую разуваться. Разуваться тоже не все люди примнимают …

Из зала: Уж тем более есть на полу руками…

БВГ: То есть простор есть для этого. Хотя Шрила Прабхупада, опять же, говоря о его подходе, в Лос Анжелисе он говорил, когда они только купили эту синагогу или что она там была, что мы поставим здесь кресло в храмовой комнате и позволим людям в ботинках сюда приходить, потому что они не … Лишь бы они приходили и слушали.

Из зала: В смысле слушали Прабхупаду?

БВГ: Да.

Из зала: Это понятно, я готов смириться с ботинками на лекции по «Шримад-Бхагаватам», но я не готов смириться с сидением на полу босыми ногами и слушать лекцию по …

БВГ: Аюрведе …

Говорящий: Ну, Аюрведа может пользу еще какую-то принесет …

Из зала: Я хочу сказать пару слов в защиту того, что признание. Когда Шрила Прабхупада в Майапуре начиналось все, он в хижине жил, он сказал, что людей это не привлечет, поэтому надо все-таки построить величественный храм …

БВГ: Шрила Прабхупада безусловно хотел, чтобы люди приходили. Дя этого храм должен быть актуальный и должен быть таким как люди ожидают, скажем так.

Говорящий: В Майапуре Самадхи Шрилы Прабхупады очень величественное, красивое, и люди привлекаются. На массу людей это тоже действует. Может быт,ь нам нужно думать о том, что элемент признания нам тоже необходим, особенно в России, в которой мы находимся в положении, когда никто вообще не признан никем. Но это не должно стать доминантой и хотя бы один храм такой должен быть, который символом может быть. То есть не пренебрегать этим компонентом.

БВГ: Беда заключается в том, что если мы построим один храм как символ, то все остальные храмы, которые будут строиться, будут строиться такими же.

Говорящий: Поэтому я и говорю, что не воспроизводить это, по крайней мере … Я привожу пример с православием, вчера я говорил. У них есть в Загорске храм Христа Спасителя. Это храм-символ, такой мертвый храм, по сути дела, но они сейчас думают от том, чтобы построить много храмов в общинах, в которых будет живая работа, то есть должно быть и то, и другое в каком-то балансе. Потому что с одной стороны, если символа нет, то людям трудно даже уважительно относиться, а с другой стороны должен быть основной акцент на работу с людьми и это тоже надо, чтобы это было проявлено.

Вопрос: Мы сейчас уже отходим от основной темой?

Из зала: От какой?

Говорящий: Темой, связанной с подменой духовности на религиозность. Если уходим, я просто хотел добавить …

Другой преданный: Я не знаю продолжать ли …

БВГ: Была лекция в прошедшее воскресенье Бхакти Викаши Махараджа, было 45 лет регистрации ИСККОН, он читал лекцию о Шриле Прабхупаде, о миссии ИСККОН, очень много важных ценных острых вещей он говорил. Он обратился к преданным с вьясасаны, преданные сидели в пандале, и он сказал: «Преданные, пожалуйста, не превращайте сознание Кришны в еще одну мировую религию». Потом он говорил о каких-то моментах как этого избежать и в конечном итоге, сухим остатком того, что он говорил в конце, была необходимость прямой связи с ачарьей-основателем, то есть с Прабхупадой и он очень сильно призывал преданных читать книги Прабхупады и пытаться почерпнуть свое понимание, видение сознания Кришны – практическое и философское – именно из книг Шрилы Прабхупады. Похоже, что действительно это главная основная панацея, потому что если люди так или иначе связаны и черпают вкус в связи с Прабхупадой и другими ачарьями, их сознание Кришны, даже если у них будут какие-то ложные мотивы в сознании Кришны, они неизбежно будут очищаться. С другой стороны, если принцип мы не ставим во главу угла, то есть целенаправленно не акцентируем на него внимание, думая, что оно так или иначе само собой, те, кому интересно, те возьмут это из книг Прабхупады, а кому неинтересно, они растворятся в общем ареоле в Брахмане, так сказать ведической культуры. Это факт, потому что иногда общаешься с преданными, даже с теми, которые в храме служат, они как-то здесь оказываются у нас и начинают заниматься регулярным служением. Ты начинаешь с ними общаться и ты понимаешь, что их видение вступает в конфронтацию определенную, они не соглашаются с тем, что ты до них пытаешься донести и на уровне аргументов они оперируют чем угодно, но только не книгами Прабхупады и не конкретно видением ачарьев по данному конкретному вопросу. Приводятся цитаты Патиты Паваны из лекций, при всем уважении, я не против Патиты Паваны, но я просто к тому, что чем люди живут. Потому что если люди воспринимают лекции проповедников уже современных, проповедующих через призму психологии, аюрведы и т.д. и не имеют связи с Прабхупадой, то это гибельно как правило заканчивается. Если не фатально, то по крайней мере, возникают все эти… Как-то сложилось, что в наше время очень большой контингент таких последователей с таким пониманием, с такой концепцией восприятия, с такими ориентирами, с такой перцепцией сознания Кришны.

Из зала: Я хочу сказать, по крайней мере про себя, что свои какие-то ложные идеи как раз по Шриле Прабхупаде пытаешься обосновывать – что, конечно, лучше, чем обосновывать лекциями Патиты Паваны, это тоже возможный вариант, то ложные идеи можно и цитатами из Шрилы Прабхупады тоже обосновать.

БВГ: Это возможно, если нет целостного понимания. Если есть некое целостное понимание, то тогда это сложнее будет сделать. Суть-то именно в том, чтобы была какая-то в бОльшей или меньшей степени целостность.

Из зала: Как раз, я уже приводил этот стих из «Чайтаньи-чандродайи», по-моему, когда он говорит, что эти люди образованные говорят о дхарме, о карме, о благе, о заботе о людях, но их праманой является их кальпа ???

БВГ: Их воображение.

Говорящий продолжает: и там что в голову сбрело, а писания … Прабхупада – это один из удобных инструментов, чтобы подтвердить свою точку зрения. Если он не подтверждает, то я в принципе могу использовать Махатму Ганди или Дуратму Гунди, неважно, кого угодно, лишь бы что-то сказать. Я все-таки продолжение к этому моменту. Смотрите, это продолжение вопроса: вы сказали, что Прабхупада говорит, что храм будет Вриндаваном, если сознание живущих там людей будет сознанием Вриндавана, если их ман будет Вриндаван. То у меня вопрос, первый момент, что меня беспокоит: первое – это сознание людей, то, что книги Шрилы Прабхупады, они не считают, что их необходимо читать, даже иметь их. Мне несколько человек уже сказали, так уж получилось, причем некоторые из них вообще очень важные люди, то есть люди, которые старые лидеры. Они говорят: «А зачем? У нас есть компиляции». Я говорю: «А книги-то хоть есть дома? Зачем? Есть несколько. Есть наши распечатки».

БВГ: Я знаю кого он имеет ввиду!

Говорящий: Потом я встретил другого хорошего преданного, который уже достаточно тоже важный человек. Он говорит: «Я хочу эту книгу». А я говорю: «А Шрилы Прабхупады ты прочитал книги?» Он говорит: «Да нет». Я говорю: «а как же? Он говорит: «А какая разница между этими книгами? Там же тоже о сознании Кришны говорится?» И недавно мне третий человек говорит: «Да нет, я не почитываю пока, потому что достаточно того, что есть». Мне Балакешава рассказал историю, когда Кришнананда давал лекцию, он сказал, что вот, Махарадж Парикшит …. (обрывается)

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы