Вьяса-пуджа Шрилы Прабхупады, в храме на Динамо (23.08.2011 г.)

Диск «Праздничные лекции за 2011 г.», л. 23

Аннотация:

Исключительность Шрилы Прабхупады, его отличие от многих других «джагад-гуру». Принцип гуру. Сострадательность Шрилы Прабхупады, его практичность и умение занять каждого в миссии. Рассказ о том, как Ананта Шанти рабху фотографировал киргизов. История Мистера Сеппи.

 ***

Харе Кришна. Мы сегодня собрались у стоп Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады для того, чтобы выразить ему свою признательность и благодарность. День явления духовного учителя – это самый важный день в жизни учеников. Шрила Прабхупада всегда будет главным духовным учителем в жизни всех членов ИСККОН. Смысл этой церемонии в том, чтобы еще раз понять и попытаться оценить что мы получили от духовного учителя. Знаменитая мантра, обращенная к духовному учителю гласит:

ом аджнана тимирандасйа

джнанан джана шалакайа

чакшур унмилитам йена

тасмаи шри гураве намах

Я кланяюсь своему духовному учителю, гуру, потому что он открыл мне глаза светочем знания. Я был рожден во тьме невежества. То есть я был слепым. По сути дела, мы все рождаемся слепыми в этот мир как котята. Знаете, да, котята рождаются слепыми и в этой темноте они не знают куда пойти, что делать, куда приложить свою энергию, они просто тычутся из стороны в сторону. Точно так же человек в этом мире тычется, не понимая зачем он пришел сюда, в этот мир, что он делает, для чего он родился, какой смысл в его жизни, какой смысл в страданиях, которые выпадают на его долю. До тех пор, пока мы не встречаемся с духовным учителем, который разом, как бы щелчком, открывает нам внутренние глаза и освещает все внутренним светом, мы остаемся слепыми. Мы абсолютно не понимаем зачем и для чего случается все то, что случается.

Сознание Кришны отличается от жизни обычного человека тем, что мы приобретаем осознанность в нашем существовании. До того, как мы встретились с сознанием Кришны, с духовной практикой, мы в большей или в меньшей степени были кармическим автоматом. Мы не осознавали где лежит наша человеческая свобода, где, в какой сфере находится мы должны применять свою человеческую свободу и думали, что наша свобода только в том, чтобы следовать прихотям своего ума. Удивительно, что люди в этом мире считают, что свобода – это возможность следовать каким-то импульсам, которые возникают у меня в уме. Но это как раз высшее проявление несвободы человека. Это и есть определение нашей обусловленности или несвободы. Свобода заключается в том, что я перестаю следовать прихотям своего ума, что я начинаю жить в соответствии с высшей волей, с волей Кришны. Для этого необходимо вмешательство духовного учителя в мою жизнь. Сам факт того, что я начинаю действовать не так, как я действовал до этого, означает, что в мою жизнь вмешалась высшая сила и она приходит в образе духовного учителя.

Шрила Прабхупада в своем подношении к Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру говорил, что гуру один, что нет многих гуру. Иногда, особенно в ИСККОН, у преданных большая проблема: как выбрать гуру? Люди постоянно выбирают гуру так, как будто бы это невеста, которую надо выбирать или жених. Гуру один. Гуру – это таттва, гуру – это  принцип. Гуру – это олицетворенное проявление милосердия Бога. В сущности, это Сам Бог и Его милосердие, Его желание помочь нам, Его желание низойти к нам, прийти в нашу жизнь и помочь нам проявляется в образе гуру. Сострадание Бога переходит из сердца в сердце и передается по цепи ученической преемственности. Цепь ученической преемственности есть не что иное, как парампара передачи сострадания Бога. Энергия сострадания или каруна-шакти, которая живет в сердце Самого Бога, вкладывается Богом в сердца живых существ. Те живые существа, которые получают хотя бы малую толику этой энергии и начинают действовать в соответствии с этой энергией, с энергией сострадания Бога, становятся духовным учителем. Они обретают эту способность помогать обусловленным живым существам, спасать обусловленные живые существа.

Мы сегодня собираемся у стоп А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады за то, чтобы снова понять что он сделал для нас. Есть много духовных учителей. Я сказал, что, в конечном счете, духовный учитель один, но, тем не менее, Шрила Прабхупада останется особенным. Почему? По очень простой причине – потому что из многих и многих духовный учителей, Шрила Прабхупада получил такую огромную долю сострадания Кришны, что этим состраданием он продолжает делиться с нами даже сейчас, через много лет после своего ухода.

Я недавно был в Индии и посетил пещеру, где явилась Экадаши деви. Если бы Ачала Прабху был тут, то он очень сильно бы позавидовал мне и оценил. Та самая пещера, где Экадаши появилась из сердца Кришны, проявилась и убила демона Муру. В этой пещере живет замечательный человек, вайшнав, санньяси, гуру. Он сам из Вриндавана, из Рамануджа-сампрадайи. Он живет там, в этой пещере, замечательный человек. Находишься рядом с ним и чувствуешь доброту, тепло, любовь. Когда мы стали уходить, он подарил нам небольшую книжку с рассказом явления Экадаши деви в этом месте. Я стал ее смотреть, книжка на хинди, стал по слогам читать что там написано и я с удивлением прочел: «Джагад-гуру такой-то» – гуру всего мира. И я стал думать как же он может быть гуру всего мира, если он живет здесь, в пещере? Он замечательный гуру, в этом нет никаких сомнений, у него есть сострадание, у него есть все замечательные качества или, по крайней мере, очень многие замечательные качества. Он покинул, также как Шрила Прабхупада, свое удобное место во Вриндаване, чтобы жить в пещере, где появилась Экадаши деви высоко в горах Гималайах.

Но мне вспомнился этот случай, потому что если кто-то … И в Индии очень много джагад-гуру – в каждой деревне живет свой джагад-гуру, который является гуру для всего мира. Но если кто-то по-настоящему заслуживает этот титул, это Шрила Прабхупада, потому что в его огромном сердце вместился целый мир. Потому что он пришел, движимый состраданием ко всем нам, ко всем без исключения. Непосредственные ученики Шрилы Прабхупады очень хорошо это ощущали.

Я помню давным-давно, где-то в 82-году Ананта Шанти Прабху, первый ученик Шрилы Прабхупады здесь, в России, приехал в Ташкент, где я тогда жил или я гостил. Он поехал в Киргизию. Он приехал из Киргизии с несколькими пленками, где он сфотографировал разных людей, в основном киргизов. Я у него спросил: «А зачем вам киргизы на фотографиях? Зачем вы на киргизов пленку тратите?» Тогда пленка была ценная, редкая. Я очень удивился зачем ему такая коллекция киргизов. Он говорит: «Я пошлю это в Швецию гуру, чтобы знал за кого он принял ответственность. Это те самые души, которых он должен спасти, которым он должен помочь обрести сознание Бога». Это просто небольшой пример того, каким образом непосредственные ученики Шрилы Прабхупады воспринимали его сострадание, как они его чувствовали это сострадание. Это была абсолютно очевидная вещь, что если человек становится духовным учителем, то он принимает ответственность за всех. Принять ответственность за всех – не такая простая вещь, потому что это значит принять их боль как свою боль, их страдания как свои страдания, их проблемы как свои проблемы.

Во всей истории, по крайней мере, недавней истории вишнуизма, не было другого такого учителя, который бы настолько широко распахнул двери своего необъятного сердца, который бы реально впустил туда весь мир и по своей воли принял ответственность за всех людей, которые страдают без сознания Кришны.

Мы здесь сегодня для того, чтобы еще раз вспомнить об этом, подумать о том, что Шрила Прабхупада уже сделал для нас и что Шрила Прабхупада еще сделает для нас, идя по этому удивительному пути духовной жизни.

Сегодня будут говорить разные преданные, они будут выражать какую-то свою признательность, говорить о том, что они делали. Я скажу буквально несколько слов, я не буду злоупотреблять вашим вниманием. Мне хотелось просто немного настроить нас на то, ради чего мы собрались здесь сегодня. Я скажу несколько слов о Шриле Прабхупаде и о том, чем он также отличался от многих-многих других духовных учителей. Еще раз, духовный учитель один, но духовных учителей много. Это непостижимое единство и различие нашей очень удобной философии, которая объясняет все. Так вот, духовный учитель один, но энергия Кришны по-разному проявляется в разных живых существах. В чем удивительное отличие Шрилы Прабхупады от многих и многих других, помимо многих других качеств, в его поразительной прагматичности. Обычно когда мы представляем духовных учителей, даже как-то неудобно употреблять это слово. Но Шрила Прабхупада сказал: «Практичность – это принцип» и именно эта формула была одним из тех ключей к успеху, которые были в его руках.

Шрила Прабхупада знал как занять каждого человека в служении Кришне. Он давал не просто теорию, он хотел, чтобы люди занимались практически и отдавали энергию, которая у нас есть, в служении Кришне. Все наше движение – результат этой идеи. Шрила Прабхупада снова и снова боролся с этим ложным менталитетом, который глубоко сидит у нас. На самом деле, этот менталитет, сидящий у нас у всех – это осквернение гьяной или желание освобождения. Люди думают, что духовная жизнь – это нечто прямо противоположное материальной жизни в очень примитивном смысле этого слова. Если в материальной жизни мы работаем, то в духовной жизни мы что должны делать? Не работать, правильно? Петь, танцевать, весь день спать, есть прасад, медитировать. Это красивое название для слова спать. Есть другие синонимы для этого: заниматься бхаджаном. Люди думают: «Головная боль! Зачем это нужно? Мы же пришли в духовную жизнь! Духовная жизнь – это нечто прямо противоположное материальной жизни. Если в материальной жизни мы используем деньги, то в духовной нету их и не нужны». И так далее.

Шрила Прабхупада знал, он видел это. На самом деле, это осквернение гьяной, это желание освобождения. Шрила Санатана Госвами иронизирует над этим в «Брихад-бхагаватамрите», когда он описывает ситуацию Брахмы, когда он говорит, что Брахма хочет освобождения. У него головная боль, он – менеджер всей вселенной. Если вы думаете, что у вас много проблем, подумайте сколько проблем у Господа Брахмы. И Брахма хочет избавиться от этого. Он думает, что духовная жизнь – это наслаждайся, ничего не делай. Шрила Прабхупада пришел, чтобы объяснить нам, что есть карма и есть антитеза кармы, или гьяна, попытка избавиться от этой работы, от головной боли, от мук, связанных с этим, попытка отречься от мира и есть бхакти, когда мы принимаем еще больше головной боли, еще больше проблем на себя, но не ради самого себя, а ради Кришны. Это называется бхакти, причем не просто бхакти, а чистое бхакти, когда мы не боимся это делать, когда мы трудимся изо всех сил.

Шрила Прабхупада в этом смысле … Я не знаю никого, кто был бы настолько свободен от осквернения гьяной, как Шрила Прабхупада, кто был бы настолько последователен в этом своем понимании того, что если мы трудимся ради Кришны, это и есть бхакти, это и есть высшее проявление человеческих способностей и он занимал людей.

Я получил вчера, по милости ББТ, Гаура Кришны Прабху, эту замечательную книгу на Вьяса-пуджу. Я читал ее сегодня, чтобы настроиться, медитировать. Тут собраны подношения учеников Шрилы Прабхупады, старших преданных нашего Движения. Я прочитал замечательное подношение Гирираджа Махараджа, который очень много сделал для Шрилы Прабхупады в Бомбее. Его подношение посвящено Мистеру Сепи. Мистер Сепи был одним из тех людей, которые больше всего, пожалуй, помогли Шриле Прабхупаде, чтобы утвердить Движение сознания Кришны в Бомбее, построить удивительный храм на Джуху и преодолеть множество препятствий. Он пришел практически сразу же, когда Шрила Прабхупада приехал в Бомбей, он узнал о том, что приехал некий свами и с ним садху с Запада. Так как Мистер Сепи уже до этого повторял Харе Кришна, он принадлежал к какой-то группе вайшнавов из Вриндавана, его заинтересовало что это за западные садху. Он пришел, он помогал Шриле Прабхупаде последовательно, начиная с 71-го или с 72-го года вплоть до самого его ухода. Однажды он спросил у Шрилы Прабхупады … Он сделал очень много, Прабхупада очень ценил его, Мистер Сепи был верным учеником. Гирирадж Махарадж описывает любопытный случай, который очень сильно крепил веру Мистера Сепи в Шрилу Прабхупаду.

Мистер Сепи был строителем, он был то, что называется контрактором, по-русски подрядчиком. Он строил дома, все, он хорошо знал эту технику и когда зашла речь о строительстве храма на Джуху, он, конечно же, был тут главным консультантом у Шрилы Прабхупады и он сказал: «Шрила Прабхупада, храм на Джуху недалеко от моря находится, песчаная земля, туда обязательно нужно сваи вбивать, потому что иначе все поплывет. Нужно вызывать специальную геолого-разведочную группу, которая будет делать исследования земли, определять какие сваи, потому что невозможно – болото и рядом море буквально в двух шагах, песок. Обязательно нужно делать сваи. Это дорогая вещь». Шрила Прабхупада посмотрел на Мистера Сепи и сказал: «Нам сваи не нужны». Мистер Сепи был в шоке – какой-то садху непонятно откуда, непонятно что, а он специалист в строительстве и он говорит: «Нужно обязательно сделать!», а Шрила Прабхупада говорит: «Не, нам сваи не нужны, мы без свай построим». Мистер Сепи не поверил Шриле Прабхупаде и вызвал геолого-разведку или как они там называется, этих геодезистов, которые должны были проверить землю. Они стали делать пробы и буквально через три метра они натолкнулись на камень так, что сверла у их дрели сломались. Прямо там был камень. Мистер Сепи пришел к Шриле Прабхупаде и сказал: «Теперь я знаю, что чистый преданный знает все». (смех) Его вера в Шрилу Прабхупаду очень укрепилась, потому что Шрила Прабхупада был абсолютно 100% уверен: «Нам не нужны эти сваи, мы построим храм без свай».

Однажды, где-то лет через пять своего знакомства, он подошел к Шриле Прабхупаде и сказал: «Шрила Прабхупада, преданные иногда спрашивают меня почему я до сих пор не получил инициации, посвящение». Шрила Прабхупада посмотрел на него и сказал: «Ты лучше, чем инициированный преданный». Тот сказал: «Почему я лучше, чем инициированный преданный?» «Потому что инициация – это что такое? Это право поклоняться Кришне. Человек, который получает инициацию – первую, вторую – он может взойти на алтарь, поклоняться Кришне, это как бы сертификат, который дает ему право поклоняться Кришне. А ты поклоняешься преданному Кришне, служа ему. Это гораздо лучше, чем поклоняться Самому Кришне. Я специально не даю тебе инициацию, потому что ты лучше чем любой инициированный преданный и ты без инициации сможешь сделать больше, чем все эти со шнурами, потому что это может помешать тебе».

Послушайте, что Шрила Прабхупада хотел этим сказать. Он хотел сказать, что инициация может быть препятствием для нашей духовной жизни. Слышали вы когда-нибудь такое утверждение от кого бы то ни было? Инициация может помешать нам реально полностью отдавать свою энергию в служении Кришне. Мы знаем, инициация может сделать человека гордым, иницация может создать какие-то другие проблемы. Шрила Прабхупада хотел одного – он хотел не ритуалов, он хотел сути. Он хотел, чтобы люди отдавали так или иначе всю свою энергию Кришне и он помогал людям в этом и люди становились счастливыми. Когда этот Мистер Сепи построил какие-то квартиры в этой земле на Джуху, где Шрила Прабхупада основал свой храм, Шрила Прабхупада вошел в эти квартиры и у него на глазах выступили слезы. Он сказал «Ты построил квартиры для преданных Кришны. Кришна в это время строит квартиру для тебя на Вайкунтхе». Кто-то хочет, чтобы Кришна построил для него квартиру на Вайкунтхе? У вас у всех есть возможность для этого, каждый из вас может получить это право.

Гирирадж Махарадж описывает эту историю Господина Сепи, потому что Господин Сепи ушел в этом году из этого мира. Он говорит, что когда он уходил, его окружала огромная семья любящих преданных. Все его дети, все его внуки, все его правнуки были преданными и все преданные ИСККОН в Бомбее любили его, не отходили от него, пели киртаны вместе с ним. Он абсолютно спокойно, очень счастливо, по истечении 88-го года своего пребывания на земле, вернулся в духовный мир, в ту квартиру, которую построил для него Кришна.

Мне хотелось сказать немножко об этом удивительном качестве Шрилы Прабхупады. Он знал что нужно нам. Он знал, что для того, чтобы реально мы смогли реально прогрессировать, чтобы это было не просто воображением, не просто сахаджией, когда люди: «Ооо! Харибол!» воображают себя достигшим чего-то, чтобы реально в нашем сердце происходили какие-то изменения, нам нужно, чтобы мы занимали всю свою энергию в служении Кришне, все, что у нас есть – свое время, свои ресурсы, свои силы – тогда сердце преобразится полностью. Шрила Прабхупада был сугубо прагматичен в этом. Он знал как сделать это и как таким образом помочь каждому из нас достичь чего-то настоящего.

Разумеется, у этого есть другой аспект, но я сейчас говорю не об этом, я говорю о том, как Шрила Прабхупада помогал всем и каждому. Естественно, что моя признательность Шриле Прабхупаде не знает границ. Вчера Джая Мадхава Прабху сказал, что Шрила Прабхупада его обманул. Шрила Прабхупада очень гордился. Шрила Прабхупада однажды гулял по этому пляжу на Джуху вместе со своими учениками. Он оглянулся, осмотрел их и спросил: «Преданный, как по-вашему, он честный или хитрый?» Ученики все в один голос закричали: «Преданный честный, он прямодушный очень…» Шрила Прабхупада сказал: «Нет. Преданный хитрый. Если бы я не был хитрым, никого бы из вас не было бы здесь сейчас. Если бы я не проявлял свою хитрость, непонятно где бы вы сейчас были». Преданный готов на все ради того, чтобы служить Кришне. Шрила Прабхупада проявил эти качества в самой превосходной степени. Это его сострадание. Это ничто иное, как описание его безграничного сострадания, его безграничного желания помочь другим живым существам обрести смысл, направление жизни, понимание того, для чего мы существуем здесь, на этой земле. Мы все должны быть бесконечно благодарными. Шрила Прабхупада ки! Джая! Гаура-преманандее! Харибол!

До 33:10 – следуют высказывания других гостей.

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы