Семинар «Встреча с Господом Шивой», лекция 3

Семинар «Встреча с Господом Шивой», фестиваль «Бакти-сангама», Евпатория, 2011 г.

Аннотация:

Прославление преданности Шивы и разоблачение этой преданности устами самого Шивы.

Вопросы: отношения с Кришной – это так высоко, нельзя ли попробовать что-нибудь пониже; если у Брахмы есть отношения с Кришной, то зачем ему что-то еще (мукти). История об индусах в индийском поезде. Брахма отправляет Нараду Муни к Шиве. Нарада попадает на экстатичный киртан. Психологический анализ поведения Шивы. Нарада прославляет преданность Шивы: он Сам Кришна; он величайший из вайшнавов, Сам Кришна просит у него благословлений. Лилы, доказывающие это (истории о Сударшана-чакре, о Банасуре).

 ***

Харе Кришна. Я очень благодарен вам всем за возможность говорить перед вами, потому что это единственный шанс понять что-то самому. Вещи, которые мы обсуждаем, очень сложные. На первый взгляд они легкие и мы давно их слышали и знаем, но по-настоящему понять их или прочувствовать, очень сложно. Однако, только в этом и заключается смысл человеческой жизни, чтобы попытаться понять все это.

Вчера прислали один вопрос и вопрос этот звучал так: «Отношения с Кришной – это так высоко! Может стоит попробовать что-нибудь пониже?»

Ответ на это категоричный: нет! Потому что хотя отношения с Кришной – это очень высокая вещь, но если у нас появилась возможность в принципе реализовать самую удивительную и близкую форму отношений с Богом – а Чайтанья Махапрабху пришел для того, чтобы сделать это доступным для нас, для того, чтобы графически ярко показать что это значит – то только самый последний глупец или самый неудачливый человек получив доступ к этому, пойдет и будет искать что-то другое.

Да, достичь совершенства в этих отношениях с Кришной может быть не так просто, но кто не рискует, тот не пьет шампанского. Кто не пытается достичь самой высокой цели, тот не получит ее. Может быть ее не так просто достичь, но с одной стороны Кришна говорит, что это беспроигрышная лотерея (Б.-г., 2.40):

нехабхикрамо нашо ‘сти

пратйавайо на видйате

свалпам апйасйа дхармасйа

трайате махато бхайат

В «Бхагавад-гите» Он говорит: «На этом пути нет потерь, поражений. Даже небольшое продвижение на этом пути спасает человека от очень многих проблем». Как, знаете, беспроигрышная лотерея – это когда каждый получает какой-то выигрыш. Кто-то получит карандаш, кто-то резинку, кто-то ручку за 15 коп., а кто-то – автомобиль. В любом случае приз будет, пусть утешительный, но будет. Но самое-то удивительное, что у нас с вами есть эта возможность – у каждого из нас! Несмотря на все эти кажущиеся сложности, самое удивительное – что по милости Гауранги Махапрабху и Шрилы Прабхупады эта возможность у нас есть и только глупец не воспользуется ею. Хорошо, мы продолжим наш рассказ и сегодня я буду рассказывать о величии Господа Шивы и величии его отношений с Кришной.

Но вчера также был еще один важный вопрос и вопрос звучал так: «Странно: Брахма – преданный, а хочет мукти? Если у него есть отношения с Кришной, зачем ему что-то еще?»

Вопрос очень важный, потому что в Мадхава-сампрадайе, в шуддхадвайта, в школе Мадхавачарьи, Брахма считается величайшим бхактой, величайшим преданным, величайшим последователем Кришны и полубоги вместе с ним. Но мы кардинальным образом отличаемся от этого и мы говорим, что мы не признаем этого критерия. Наш критерий – это чистота любви к Богу и в соответствии с этим критерием у Брахмы нет отношений с Кришной, как это ни парадоксально звучит. Безусловно, кто мы такие, чтобы судить, мы должны с благоговением относиться к Брахме, но если посмотреть на философию «Шримад-Бхагаватам», мы поймем, что, в общем-то, у Кришны и у Брахмы особенно близких отношений нет. Ну да, во второй песне «Шримад-Бхагаватам» говорится, что Кришна Брахме руку пожал, когда тот появился на Вайкунтхе, торжественное рукопожатие. Но, в сущности, сам Брахма в «Брихад-бхагаватамрите» говорит: «Я пришел во Вриндаван, я наделал там таких делов, я там столько оскорблений наделал, попросил у Кришны прощения, а потом, чтобы больше оскорблений не наделать, поспешил вернуться к себе».

Мы знаем, четырнадцатая глава десятой песни «Шримад-Бхагаватам» – это возвышенные молитвы Брахмы и Брахма одну за другой раскрывает глубочайшие истины духовной науки. Кришна при этом сидит и молча слушает все это. Брахма закончил, поклонился Ему, улетел к себе – Кришна не сказал ни слова! Брахма пришел, чтобы попросить прощения у него – Кришна ничего не сказал, у Него лицо было каменное, ни мускула не дрогнул. Он даже не улыбнулся Брахме, даже не подмигнул Брахме: «Это наша лила с тобой». Нет. И Брахма сам говорит: «Кришна мной недоволен, я оскорбитель, когда я дал благословение Хираньякашипу, Кришна был так разгневан на меня, что Он просто зыркнул на меня Своим взглядом, посмотрел на меня, от чего меня продрала дрожь и сказал: „Больше не давай таких благословений!” После этого я пошел и дал благословения Раване и у меня даже язык не поворачиваться сказать что после этого случилось».

Суть заключается в том, что близких отношений нет, потому что близкие отношения возникают, когда человек устраняет в своем сердце препятствия, мешающие этим близким отношениям. Любая корысть, которая есть в нашем сердце – это стена, мешающая стать отношениям стать по-настоящему близкими. В соответствии с нашей философией, есть два основных препятствия, которые имеют множество видов, форм, разновидностей: это желание материальных наслаждений и желание освобождения. Это два основных препятствия, которые мешают человеку ощутить вкус бхакти. У нас у всех есть какой-то вкус и мы сегодня увидим как Шива будет танцевать в киртане в полном экстазе, и мы по ночам тут танцуем в киртане в полном экстазе, но это еще, к сожалению, не гарантия того, что этих препятствий в нашем сердце нет. Мы можем танцевать в полном экстазе, движимые желанием освобождения или, как вчера я говорил, Индра тоже плачет, когда поклоняется Кришне – от обиды плачет.

Поэтому Шрила Джива Госвами говорит: бхукти-мукти-сприха йават пишачи хриди вартате / тавад бхакти-сукхасйатра катхам абхйудайо бхавет (Ч.-ч., Мадхья, 19.176) – две пишачи, две ведьмы живут в моем сердце: желание бхукти и желание мукти, желание материальных наслаждений и желание освобождения. Тавад бхактисукхасйатра – и до тех пор, пока они там, бхакти-сукха, вкус бхакти, счастье бхакти, чистый, абсолютно опьяняющий вкус бхакти не будет доступен. Катхам адхйудайо бхавет – откуда он там появится? Не появится он, потому что сердце наше осквернено и в этом оскверненном сердце чистое бхакти никогда не будет плясать, не будет танцевать.

Нужно очень хорошо понимать в чем практический смысл того, о чем я пытаюсь сказать – практический смысл что когда мы берем четки в руки и начинаем повторять мантру … Как сегодня один преданный мне сказал: «Моя жена сегодня тоже крутила четки». Когда мы начинаем «крутить четки», то очень важно понимать о чем я прошу Кришну. Нама-чинтамани кришна-чайтанйа раса-виграха – имя Кришны, нама-чинтамани-кришна – это философский камень, который может исполнить любые наши желания. И волей-неволей я прошу у Кришны чего-то. Как я вчера говорил, мы можем просить у Кришны долгой жизни, счастливой семейной жизни, последователей, власти, денег, безоблачного счастья в нашей жизни. Это значит автоматически, что семена этих желаний мы будем поливать в этот момент и они прорастут и дадут свои плоды, только будет уже поздно. Как есть знаменитая фраза Остапа Бендера: «Исполнилась мечта идиота!» Мы просим чего-то … Или есть замечательная другая молитва, молитва преданного: «Господи, я знаю, что деньги не могут сделать меня счастливым, но дай мне убедиться в этом на собственном опыте». (смех)

Имя Кришны может исполнить любые наши желания, но практический смысл того, о чем я говорю – нужно очень хорошо понимать какое желание я в данный момент поливаю водой святого имени. Это семечко есть у меня – по милости Шрилы Прабхупады оно есть у всех нас, семя чистой бхакти, но в этот момент мы должны стараться поливать именно это семя или именно это желание. Иначе другие вещи прорастут в нашем сердце и мы будем думать, что это бхакти. И главное, самое удивительное – что все остальные тоже будут думать, что это бхакти. Кто-то добился какого-то успеха, у него много последователей, у него слава, у него деньги, еще что-то – все будут думать: «Бхакти!» И только Кришна в сердце будет знать: «Опять сорняки! Чертополох и лебеда выросли в его сердце».

Шрила Прабхупада однажды рассказал замечательную историю, эта история будет яснее понятна тем, кто бывал в Индии. Если кто-то ездил в индийских поездах в час пик в третьем классе в слиперах, знает, что иногда в поезд набивается ровно в десять раз больше людей, чем он может вместить. Люди, сжавшись как сельди в бочке, и главное, счастливые абсолютно, что самое удивительное, счастливые, веселые! Шрила Прабхупада рассказал историю, что однажды ехал человек в таком поезде. Он сидел, сидел на своем месте и думал: «Как мне повезло, я сижу!» Тут рядом с ним появился худенький такой индусик, и этот индус, смущенно улыбаясь, увидел, что есть маленькая щелочка между ним и другим и он чик-чик-чик – смущенно улыбаясь, абсолютно невинно – притулился туда. Человек думает: «Ну ладно, хорошо – сел и сел». Индус начал немножечко вертеться чуть-чуть и скоро подозвал своего сына, посадил его к себе на колени, потом пересадил, потом еще немножко повертелся и вскоре подошла его толстая жена. Человек, который в начале пустил этого худенького индуса, уже незаметно для себя оказался стоящим, а толстая жена сидела на его месте. Шрила Прабхупада сказал: «Майа точно так же действует». (смех)

Если мы оставим маленькую щелочку для майи, маленькую щелочку, майа придет, смущенно улыбаясь и скажет: «Можно я тут посижу на краешке где-нибудь?» И очень скоро мы будем непонятно где находиться.

Смысл этого рассказа об этом. Разумеется, сегодня я буду говорить об этом, Шива – великий преданный, в этом нет никаких сомнений и то, что я буду рассказывать сегодня, доказывает величие пrеданности Шивы, величие его бхакти. В сущности, я предлагаю вам некий ребус сегодня: пока вы будете слушать меня, попытайтесь понять где тут подвох находится. Я уже объяснял вчера, что идея или смысл «Брихад-бхагаватамриты» в том, что мы начинаем прославлять кого-то по его внешним поступкам, по каким-то достижениям его внешним, но потом человек начинает рассказывать что он на самом деле думает и выдает свои собственные проблемы и потом начинает говорить про кого-то, кто выше него находится.

Итак, мы с вами переходим непосредственно к повествованию третьей главы первой части «Брихад-бхагаватамриты». Брахма рассказал Нараде о том, насколько велик Шива. И Нарада стал смотреть вниз, на Кайлаш, потому что Шива живет на Кайлаше. Кто-то был на Кайлаше? Кайлаш – это замечательная гора в Гималайах, одна из самых удивительных гор, она святая для буддистов, святая для шиваитов, святая для вайшнавов тоже. Говорится, что Шива сам живет там по просьбе Куверы. Никто никогда не поднимался на эту гору. Люди только почтительно обходят вокруг этой горы в благоговении, в преклонении. Несколько глупцов попыталось подняться, они были обнаружены мертвыми. Нарада попытался было уже отправиться туда, на Кайлаш, Брахма его одернул и сказал: «Ты не туда смотришь!» Нарада смотрел вниз. Я не знаю как он вниз смотрел, он, наверное, подошел к кронке Брахма-локи и стал заглядывать вниз, на Кайлаш. Но Брахма ему показал вверх и сказал: «Ты не туда смотришь! Ты смотришь на обитель экспансии Шивы, тогда как я говорю про Сада Шиву. Если ты отправишься на Кайлаш, ты не увидишь Шиву во всем его великолепии, ты увидишь аскета, йога, который сидит, погруженный в медитацию в гималайских снегах, обнаженного или в одной шкуре оленьей с камандалу. Но если ты отправишься на Сада-Шива-локу, в обитель Шивы за пределами материального мира, ты увидишь Шиву во всем его великолепии. Ты увидишь, какими богатствами обладает Шива! Увидев его богатства, ты также поймешь, что он абсолютно не привязан к этим богатствам».

Тут Брахма выдает свое сокровенное желание. Он говорит: «Ооо, Шива такой богатый и при этом не привязанный». Так или иначе, он объяснил куда ему нужно идти и Нарада в полном экстазе, напевая «Шива! Кришна! Шива! Кришна!», потому что Брахма ему сказал, что Шива и Кришна, в сущности, неотличны друг от друга. По сути дела, это Сам Господь, который живет там, в Своей обители, за пределами материального мира. Нарада отправился туда в полном экстазе, он пересек реку Вираджу или причинный океан. Причинный океан отделяет нашу сферу творения, где все завязано на причине и следствии. Здесь, в материальном мире, все так или иначе имеет свою причину. В духовном мире нет причин, все беспричинно, все изначально. Причина значит у чего-то есть начало. У нас причина – наш отец или наша мать; у наших отца и мать причина, у всего здесь, в этом мире, есть причина или есть начало. Мы находимся по эту сторону причинного океана, где все связано законом причин и следствий или законом кармы. А Нарада отправился на ту сторону причинного океана, он пересек благополучно реку Вираджу, потому что он абсолютно чистый преданный, он путешествует в своем сознании, со скоростью сознания. Он стал приближаться к тому месту, где Шива находится вместе со своими преданными. Шива расскажет ему в этой главе, услышав прославление Нарады, о том, что он никакой не преданный, что у него нет никакой преданности, что у него, в сущности, нет отношений с Богом и он расскажет – я забегаю вперед, раскрою вам самый главный секрет. Самый главный секрет этой главы, с которой Шива начнет свою исповедь Нараде, он будет говорить: «У меня есть ложное эго и это эго или осознание своей отдельности от Бога и есть самое главное препятствие или преграда, которая отделяет меня от Бога».

На самом деле чистая преданность начинается с того момента, когда человек устраняет эго, когда человек убирает это ощущение своей отдельности или независимости от Бога. Но Шива ценит свою независимость, он независимый ишвара, независимый повелитель и он, более того, символ этого эго. Шива будет говорить ему, что «я никакой не преданный, что великие преданные находятся на Вайкунтхе, а еще более великие преданные живут на земле». Он будет рассказывать про Прахлада Махараджа и будет говорить насколько милостив Кришна к Прахладе Махараджу, что Кришна посадил Прахлада Махараджа к Себе на колени. Никого из преданных Вайкунтхи Кришна, Нарайана, к Себе на колени не сажает. Видели когда-нибудь такую сцену: на Вайкунтхе Нарайана – Ему все поклоняются, берет, подзывает кого-то и сажает к Себе на колени? Нет. Прахладу Он посадил к Себе на колени, Он гладил его и так или иначе Шива объяснит величие Прахлада в этой главе. Но мы не дойдем до этого с вами, нам гораздо более интересно узнать саму завязку: описание преданности Шивы и разоблачение этой преданности устами самого Шивы.

Когда Нарада прибыл туда, он увидел поразительную сцену, что-то вроде «Бхакти-сангамы»киртан ревел и посредине этого киртана Шива, охваченный любовью к Богу, танцевал раскачиваясь во все стороны. Представьте себе эту сцену: Шива очень красив, у него спутанные волосы йога, они размятались во все стороны, он пляшет, танцует! Шива – самый лучший танцор! Все танцы в этом мире пошли от Шива. Когда Шива начинает танцевать – Харе Кришна – вся вселенная может разрушиться. Но там, на этой Сада-Шива-локе, на своей планете Шива танцует другие танцы. Он танцует там танцы преданности. Санатана Госвами говорит, что Шива только-что закончил поклонение, арати, Санкаршане, той форме Бога, которой Шива всегда поклоняется и вместе со своими преданные они пели, танцевали и Шива ходил … Идет киртан и Шива главный. Шива танцует и Шива поет. Он поет: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Ух! Хотел бы я посмотреть на эту сцену! Шива ходил, его последователи – это очень важно – повсюду. Санатана Госвами говорит о последователях. На Брахма-локе последователи Брахмы вслед за ним повторяли Ведически мантры, Ведический джаз изображали из себя. У царя в Южной Индии они там поклонялись в храме как царь в Южной индии, а тут они вместе с Шивой пели киртан, они поддерживали его в этой бхаве, в этом настроении, в этой эмоции, которой был охвачен Шива. Шива при этом ходил и подбадривал каждого из них. Он подходил иногда к кому-то, подходил к Нанде и говорил: «Нанди, ты сегодня так хорошо поешь!» Потом он подходил к кому-то, хлопал его по плечу, с кем-то он обнимался и говорил: «Ооо, Харе Кришна!» Это сцена, которую мы увидели глазами Нарады.

Естественно, что Санатана Госвами очень тонко намекает нам на какие-то вещи, которые, если мы не будем внимательно читать то, о чем он нам говорит, легко пройдут мимо нашего внимания. Первое, что он говорит: «Только-что закончилось поклонение и все на радостях танцевали, плясали и пели». Мы знаем, какая радость охватывает нас, когда мы закончили шестнадцать кругов, мы тоже в экстазе начинаем танцевать. Я знаю одного преданного, когда он кончал шестнадцать кругов, он брал четки и говорил: «Все!» Это должно заставить нас немножечко задуматься, чего они так радуются, когда арати закончилось и когда они поют.

Еще одну очень важную вещь, Санатана Госвами делает одну важную ремарку. Он объясняет в комментарии к этим стихам, описывающим сцену начальную, которую увидел Нарада, он объясняет почему Шива танцует и почему он воодушевляет других. Еще любопытный важный психологический момент – то, что Шива ходит и подбадривает каждого. Что означает это, как по-вашему? Когда к нам кто-то подходит на киртане и говорит: «Ты так хорошо танцуешь сегодня». Мы что начинаем делать? Иногда брахмачари так высоко прыгают, особенно, когда матаджи на них смотрят (смех). На самом деле это значит, что они нуждается в этом, что Шива знает: «Сегодня я не замечу как они танцуют, завтра они перестанут танцевать; сегодня я не похвалю их какие они замечательные преданные, завтра они уже подумают: „А не уйти ли в Гаудийа-матх?” или еще куда-нибудь, если я так или иначе не оценю их преданность».

В комментарии Санатана Госвами делает любопытную маленькую ремарку, которую тоже очень легко пропустить мимо ушей. Почему Шива сам это делает? Бхагавад-бхакти-раса правартанартхам эва. Шива делает это … Артхам значит для чего, для какой цели. Бхагавад-бхакти-раса-правартана – он делает это для того, чтобы правартана значит расширить, для того, чтобы расширить эту бхагавад-бхакти-расу или расу любви к Богу. Иначе говоря, он делает это для того, чтобы воодушевить своих последователей, которые живут вместе с ним на этой Сада-Шива-локе. На Сада-Шива-локе, между прочим, не живет никаких привидений, гоблинов, гномов, домовых и другой нечистой силы, которая ходит за Шивой в этом мире. Там живут чистые преданные Господа Шивы, которые поклоняются Шиве как преданному. Шива пытается сделать это для того, чтобы усилить их преданность к Богу и вот тут, на самом деле, некий подвох раскрывается. Когда я делаю что-то для того, чтобы учить других, это что значит? Это значит, что я делаю это из чувства долга. Как иногда люди, мы знаем, Ленин выходил на коммунистический субботник, чтобы показать пример другим. Иногда люди делают это, иногда старшие преданные выходят и, чтобы показать пример другим, раздают прасад и все думают: «Ааа!» Это не значит, что старшим преданным хочется раздавать прасад. Это значит, что они делают это, чтобы учить других и Санатана Госвами говорит здесь и это реально означает, что бхакти или преданность его не беспричинна; что в каком-то смысле еще непонятно что бы он делал, если бы вокруг не было всех этих последователей его, которым нужно пример подавать, которых нужно таким образом учить.

Но, тем не менее, хотя мы должны анализировать все это таким образом, сама сцена по себе очень красивая. Все спутники кричат: «Джая! Джая!», а Ума, супруга Господа Шивы, хлопает в ладоши. Санатана Госвами говорит, что когда Ума хлопала в ладоши, это совсем не то же самое, как вы хлопаете в ладоши. Он говорит, что Ума так хлопала в ладоши – у меня не получится все равно – что все, когда они видели как она хлопает в ладоши, все еще больше воодушевлялись и радовались.

Нарада, когда он увидел это, когда он услышал это пение и киртан, у него вина своя. Нарада подбежал и стал на своей вине подыгрывать. Знаете, когда киртан идет и вдруг выбегает какой-нибудь человек с гитарой своей и начинает играть на ней и петь. Точно так же Нарада стал играть на своей вине и подпевать: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. И киртан немного стал затихать, немножко экстаз стал утихать куда-то и Нарада в этот момент, играя на своей вине, затянул рагу. Он сразу же, тотчас, сложил песню, прославляющую Господа Шиву. В ней он стал воспевать Господа Шиву и его преданность. Знаете как поют классические певцы? Знаете как оперные певцы поют? При этом дрожат, у них тут кадык играет (изображает; смех). Нарада стал петь эту песню про преданность Господа Шивы и он полностью увлекся, глаза закатились, слезы текут, он поет … В конце концов он спел эту песню, подбежал к Шиве, чтобы дотронуться к нему, а Шива опьяненный, до сих пор Шива в этом состоянии киртан-расы опьяненный, он подхватил Нараду и стал обнимать его. Нарада попытался дотронуться до его стоп, Шива стал обнимать его и стал говорить: «А о чем ты поешь, расскажи мне!» Иначе говоря, Шива ничего не понял. Все в опере были, знаете, что ничего не понятно что поют (смех), но очень красиво. Точно также Нарада исполнил свою арию, а Шива стал спрашивать: «О чем ты? О чем ты?» Шива подумал: «Наверное, он сейчас рассказывает про славу Господа Хари!» и он стал переспрашивать его: «Нарада, Нарада, скажи, о чем ты поешь?» Тогда Нарада сказал: «Ну хорошо, успокойся, я прозой расскажу тебе без этих всех штук».

Тогда Шива сел на простую асану и Санатана Госвами объясняет, что Шива сел в вирасану. Вирасана – это поза, в которой Хануман обычно сидит, если вы видели – позу готовности служения. Иначе говоря, Шива приготовился слушать о Кришне, а это служение. Слушание – это главная форма нашего служения и для того, чтобы слушать правильно, Шива приготовился, он сел в вирасану, которая сосредоточаивает внимание человека. Это когда правая рука подвернута … Ну, в общем, неважно, посмотрите как Хануман сидит. Шива сел весь внимание и сосредоточенность и стал слушать Нараду, чтобы не пропустить ни одного слова и все его спутники сели вокруг него. Нарада стал говорить: «Шива, ты – Сам Кришна!» В «Брахма-самхите» говорится:

кширам йатха дадхи викара-вишеша-йогат
санджайате на хи татах притхаг асти хетох
йах шамбхутам апи татха самупаити карйад
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

Я поклоняюсь Господу Шиве, который практически неотличен от Самого Кришны. Он точно так же отличен от Кришны, как молоко отличается от йогурта, то же самое молоко, только немножечко трансформированное. Для особой цели Он принимает эту форму Господа Шивы. Мы знаем, что второе оскорбление святого имени – это считать Шиву, его имена, его качества, отличными от имен и качеств Господа Кришны. Нарада стал цитировать различные священные писания, которые говорят: «Ты – Сам Кришна! Ты – Сам Кришна!» И просто для того, чтобы учить других, ты принимаешь эту форму преданного, бхакты, и поклоняешься Кришне.

Шива хотел услышать что-то путное. Когда он это услышал … Когда он услышал эти слова, Шива почувствовал страшную боль в своем сердце. Шрила Санатана Госвами объясняет почему он почувствовал эту боль. Он закрыл уши, он сказал: «Что ты говоришь? Что ты делаешь?» Он говорит: сарва-вайшнава мурданйо вишну-бхакти-правартаках. Он говорит, что Шива – величайший из вайшнавов и цель его существования, смысл его существования – вишну-бхакти-правартаках, распространять вишну-бхакти. Когда Шива услышал, что оказывается, он Сам Кришна, то по сути дела Нарада этими словами обесценил его существование. Если он Сам Кришна, то как можно распространять преданность к Кришне? Поэтому Санатана Госвами говорит: «Рудра закрыл уши и закричал: „Перестань! Перестань!” Он возвысил голос, он разгневался страшно, и, страшно разгневавшись, он закричал: „Наджату-джагадишу-хам!” Никакой я не Джагадиша! Никакой я не Господь! Никакой я не повелитель вселенной! На пи кришна крипа спадам – более того, у меня даже крупицы милости Кришны нет! Парам тад даса дасанам садхануграха камуках – я всего лишь навсего нищий, который молит о том, чтобы получить милость слуг слуг Кришны. И мы знаем, когда мы начинаем прославлять какого-то преданного, преданный что нам отвечает на это? Он скажет точно то же самое. Шива явно совершенно закончил бхакти-программ, может быть даже бхакти-шастры. Шива стал говорить, что «никакой я не Джагадиша, я всего лишь навсего нищий, который молит о милости преданных Господа, чтобы они дали нам эту милость».

Нарада перепугался страшно, потому что когда Шива разгневается, вся вселенная может разрушиться. Нарада до этого громко пел: «Ты – Джагадиш, ты – Повелитель вселенной и просто чтобы других, ты притворяешься преданным». Когда он услышал это, Нарада сразу стал тихо говорить и он тихо стал объяснять другое. Он стал говорить: «Беру свои слова назад, я не хотел этого сказать. Я хотел сказать, что ты – вайшнав и не просто вайшнав, лучший из вайшнавов и ты знаешь славу вайшнавов и ты прославляешь вайшнавов всеми своими поступками и словами. Более того, Сам Кришна хочет прославить тебя. Твоя преданность настолько велика, что Сам Кришна прославляет тебя». И Санатана Госвами объясняет, когда была эта кширасагара-мантхана-лила или лила пахтанья молочного океана, то когда всплыл яд, то что сказал Кришна полубогам? Зовите Шиву. Кто нас может спасти? Только Шива нас может спасти. Для чего Он это сделал? Чтобы прославить Шиву, чтобы показать насколько сострадателен Шива, насколько он великодушен, как он может проглотить яд. Все остальные расхватали все остальное. Индре достался слон, Самому Вишну досталась Лакшми, а Шиве что досталось? Яд! Кришна прославил и Нарада говорит: «Смотрите, смотрите: Сам Кришна хочет прославить тебя, показав твое величие, доказав насколько ты великодушен, насколько ты бескорыстный». Это еще не все, это самое начало.

Дальше он стал говорить: «Более того, я скажу тебе еще более сокровенный секрет: Кришна так любит тебя, что иногда Он просит тебя о благословении и ты милостиво даешь Ему это благословение».

Когда Шива услышал это… Нарада наступил ему на любимую мозоль. Когда Шива услышал это… До этого он сидел, он сидел в вирасане, чтобы внимательно не пропустить ни одного слова, в этот момент он вскочил и стал кричать на Нараду: «Перестань напоминать мне об этом позоре! Это факт – много раз я давал благословение Кришне и я сам до сих пор не могу понять как меня угораздило это сделать!» Шива стал говорить: «Это несомненный факт, но почему Он это сделал, я не могу понять и никто не может по крайней мере понять, потому что лила Кришны дурвитаркйа-тара – в высшей степени нелогична. Никто не может понять почему Он это делает, зачем Он это делает. Это несомненный факт, много раз такое было». Мы знаем – Рамачандра молился Господу Шиве, чтобы получить силы, чтобы покончить с Раваной. Сам Кришна, когда Он жил в Двараке, Ему нужно было сына получить. Он хотел зачать сына от Джамбавати. Иногда, мы знаем, не получается у людей. У Кришны тоже не получалось. Кришна отправился на Кайлаш и двенадцать лет на Кайлаше совершал аскезу. В конце концов Шива пришел к Нему и спросил: «Кришна, что Ты хочешь?» (смех) Кришна сказал: «Сына хочу». Шива сказал: «Татастху», «Будь по-твоему». Так родился Самба.

Шива, когда он услышал об этом, когда Нарада ему напомнил об этом, Шива покраснел. Шива, вообще, белый, но он покраснел от стыда и стал говорить: «Никто толком не может понять что делает мой Господь. Его лила дурвитаркйа-тара, Его лила вай-бхава, никто никогда не может понять для чего Он это делает. Он идет и совершает аскезу. Для чего Кришне совершать аскезу? Кто-то может сказать? Нет никаких причин! Потом мне приходится появляться и Он просит: „Дай мне, пожалуйста, благословение”. Что мне прикажете делать в этом случае? Сказать „Не дам” нехорошо, сказать „Дам”, тоже глупо. И да, я даю благословения, но как? Кто может сказать зачем Он это делает?»

В необычайном волнении Шива страшно разволновался в этот момент, страшно совершенно разволновался и он стал говорить: «Никто не может понять и несмотря на то, что я оскорбитель, я совершаю огромное количество оскорблений, тем не менее, Кришна, мой Господь, не обижается на меня». Нарада был в восторге. Когда он почувствовал это бхакти в сердце Шивы, когда он увидел слезы на глазах Шивы, Нарада подбежал к Шиве, дотронулся до его стоп и сказал: «Шива, садись, сейчас я тебе все расскажу и ты не сможешь опровергнуть меня! Я тебе буду говорить такие вещи, которые докажут тебе окончательно и бесповоротно какой ты великий преданный!»

Шива сел, с неохотой он сел и Нарада стал всю правду ему говорить. Он стал говорить: «Шива» … (времени у меня нет, чтобы это рассказать) Нарада стал перечислять одну за другой лилы, которые совершает Шива с Кришной, где Кришна принимает подчиненное положение и Нарада стал объяснять насколько чиста преданность Шивы. Я расскажу всего лишь пару историй из этих историй, которые есть или посмотрим, у меня есть еще несколько минут.

Сначала он сказал: «Шива, разве ты не помнишь, что любимое оружие Вишну» … Какое любимое оружие Вишну? Сударшана-чакра. «Это жуткое оружие, которому ничто не может противостоять, ты дал Ему!»

В «Ваман-пуране» рассказывается история, что однажды демон по имени Шридхама решил похитить камень Каустубха. Вишну спал в молочном океане. И когда люди спят, воры обычно воодушевляются очень. Шридхам стал строить планы о том, как похитить и проникнуть туда, чтобы похитить у Него камень Каустубха. Вишну узнал об этом и решил убить этого демона, но у Него ничего не получилось. Тогда Он обратился к Шиве и стал говорить: «Шива, дай Мне оружие, которым я смогу убить этого демона!» Шива сказал: «Хорошо, я дам Тебе оружие». Шива стал медитировать и появилась из его ума Сударшана-чакра, диск времени. Шива протянул это великодушно Вишну и сказал: «Если хочешь, бери, этому оружию не сможет противостоять никто». Вишну улыбнулся и сказал: «Даже ты не сможешь противостоять? А можно Я на тебе проверю его?» Шива говорит: «Ну конечно, можно». Тогда первый, в кого Вишну метнул Сударшану-чакру, был Шива. Шиву разрубило на три части, с тех пор есть три экспансий Шивы.

Нарада стал говорить: «Ты помнишь, как ты дал Сударшана-чакру и с тех пор Кришна неразлучен с ней! Он настолько любит тебя, что просто невозможно даже представить себе». Он стал перечислять одну за другой разные истории, которые случились с Шивой, в частности он вспомнил Банасуру. Он сказал: «Помнишь, был демон Банасура? У него было тысячу рук». На самом деле история с Банасурой очень интересная, потому что обычно мы знаем, демоны, чтобы заслужить милость Господа Шивы, совершают суровую аскезу. Банасура заслужил милость Господа Шивы, играя на мриданге. Однажды Шива танцевал свой танец тандава-нритйу и Банасура, когда он услышал, что Шива танцует свой танец, подскочил с мридангой, у него было тысячу рук – можете представить себе как он играл на мриданге! Если какие-то руки уставали, он другими руками подхватывал и Шива танцевал. Все знают, что когда мриданга хорошо играет, это ух! Долго шел этот танец, в конце концов Шива устал, смахнул пот с лица и спросил у Банасуры: «Банасура, проси у меня все, что хочешь!» Банасура сказал: «Шива, стань привратником у моего дворца». Шива обиделся на него, он подумал: «Наглец какой, вообще», но делать нечего, он уже пообещал ему. Тогда Банасура сказал: «Теперь я самый сильный, сам Шива защищает меня! С кем мне сражаться, скажи, пожалуйста». Тогда Шива прищурился и сказал: «Я даю тебе флаг и когда древко твоего флага будет перерублено, можешь считать, что к тебе пришел достойный соперник».

Мы знаем эту историю, в книге о Кришне она подробно описана, как Банасура стал преследовать всех и как сам Шива защищал его и как, в конце концов, он пленил Аннирудху, как его дочь Уша, влюбилась в Аннирудху и Банасура, узнав об их незаконной связи, заключил Аннирудху, внука Самого Кришны, в тюрьму. Нарада Муни отправился к Кришне в Двараку и сказал, что Аннирудха в тюрьме. Нарада Муни любит детективные истории, ему захотелось посмотреть. Нарада стал описывать Шиве: «Ты помнишь что произошло в этот момент?» Охваченный гневом, Кришна подскакал к стенам столицы Банасуры. Банасура, гордый своей непобедимостью, со своими тысячу рук вышел оттуда. Кришна запустил свою Сударшау-чакру сначала в древко флага, который развевался над дворцом Банасуры. До сих пор в Гималайах, около Рудра-прайага, если вы когда-нибудь отправитесь в Бадринатх, вы проедете мимо Рудра Прайага, эта деревня есть. Недалеко от нее есть храм Банасуры, там поклоняются Банасуре почти что как Верховному Богу и рядом есть маленький храм Аннирудхи, это бывшая столица Банасуры. До сих пор это место осталось там. Кришна подскакал к этому месту и сначала отрубил флаг, а потом стал сражаться с Банасурой и стал отрубать ему одну руку за другой. Тысяча рук было у Банасуры и в конце концов он отрубил почти все руки, но Нарада говорит здесь Шиве: «Стоило тебе попросить Кришну, чтобы Он смилостивился над Банасурой, сразу же Он сменил гнев на милость, в мгновение ока!»

Представьте себе эту сцену: Кришна разгневан, Он сражается с этим демоном, он отрубает ему одну руку за другой! Когда человек входит в раж, ему сложно остановится, но Нарада Муни говорит: «Смотри, насколько близок Кришна к тебе! Стоило тебе просто попросить немножко: „Сжалься над моим преданным”, как сразу же Кришна не просто отбросил Свой гнев, Он вдруг настолько стал довольным, что сказал: „Банасура, я оставляю тебе четыре руки. Девятьсот девяноста шесть отрубили, они ненужные были, четыре у тебя будут”». Шива у него ничего не просил, он просто просил: «Пожалусйта, не убивай этого негодяя, сжалься над ним, а Кришна дал ему благословение сразу же. Он сказал: «Отныне у тебя будет вечное тело четырех-рукое, ты будешь походить на Меня и будешь вечно жить с Господом Шивой». Это счастливый конец истории про Банасуру.

Но там будет еще несколько историй – для того, чтобы услышать их всех нужно будет приехать на Российский фестиваль, но Нарада начинает объяснять в каких близких, на первый взгляд, отношениях находится Шива с Кришной. Он доказывает ему это, напоминая все эти истории. Самое интересное будет, когда Шива будет опровергать все это, когда Шива будет рассказывать что на самом деле произошло, что он думал при этом и какие мотивы у него были. Но это продолжение нашего семинара. На этом я должен буду закончить свой рассказ сегодня. Спасибо большое.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.