Семинар «Таттва-сандарбха», 2011 г.
(Диск «Госвами грандхи», л. 1)
Аннотация:
Причины возникновения семинара, почему именно Сандарбхи. Жанр Сандарбхи. Общий обзор всех шести Сандарбх Шрилы Джива Госвами. Различные виды мангала-чараны. Разбор 1-5 стихов мангала-чараны.
***
Я хочу поприветствовать всех на нашем Национальном Совете. Я знал, что сегодня утром будет не так много людей и у меня было даже некое желание перенести сегодняшнюю лекцию на завтра, потому что мне хотелось с самого начала договориться о каких-то правилах игры здесь. Мы в комитете образования подумали, что, собственно, нужно региональным секретарям и решили, что одна из вещей, которая нужна – это серьезное образование. Чтобы усилить ответственность перед образовательным процессом, мы решили проводить экзамены по каждому из курсов и зачеты. Я хотел сразу вас предупредить, что будет экзамен с оценкой в конце. Я не уверен, что мы будем сообщать в ваши регионы оценку, которую вы получили, это может быть некоторым излишним стимулом, но для вас самих, при чем оценки будут ставиться без азрения совести, без того, чтобы обращать внимание на титулы, заслуги и все остальное. Ровно то, что человек заслужит, такую оценку он и получит.
Хотя я знал, что будет не так много людей, и в общем-то в каком-то смысле не очень справедливо начинать этот курс, потом требовать сдавать экзамен, но это их проблема, во-первых, а во-вторых, когда я сегодня открыл компьютер, вайшнава-ремайндер сказал мне, что сегодня – день явления Гопал Бхатты Госвами. Я понял, что это знак Кришны и что начинать нужно именно сегодня, а не в какой-то другой день.
Почему? Потому что с легкой руки Даявана, которого почему-то тут нет, я решил на Национальном Совете начать курс по «Шад-сандарбхи» Шрилы Дживы Госвами. Так уж получилось, что в результате нашего обсуждения и по ходу эта идея пришла ко мне в голову. Я сначала думал в этот раз рассказывать разные смыслы первого стиха «Шримад-Бхагаватам», но потом эта идея родилась и мне хотелось сначала объяснить почему именно Сандарбхи.
Мы начнем, естественно, сегодня с «Таттва-сандарбхи», с мангала-чараны «Таттва-сандарбхи», но почему Сандарбхи? Во-первых, потому что Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы изучали Сандарбхи, есть несколько утверждений, касающихся этого. Вторая причина – сегодня День явления Гопал Бхатты Госвами, который написал изначальный черновик Сандарбх. Но основная причина для меня заключается в следующем: идея этого курса в том, чтобы помочь нам укрепить веру.
Вера руководителей духовной организации, на мой взгляд, разрушается по двум основным причинам. На самом деле, любой лидер или руководитель организации находится в очень опасном положении, потому что в бОльшей или в меньшей степени его вера обречена на разрушение. Эти две причины: одна – это неблагоприятное общение, и мы знаем, что это самая существенная причина разрушения веры, асат-санга. Асат-санга, с которой мы хотим или не хотим так или иначе будем соприкасаться – это соприкосновение с деньгами и с властью. Это вещи, которые в очень сильной степени развращают ум, сознание человека, а лидер, к сожалению, не может не соприкасаться с этими вещами. Помимо всех остальных форм асат-санги, совершенно естественных, асат-санги со своим умом или других форм асат-санги, у лидера есть еще дополнительная очень могущественная форма асат-санги в виде денег, власти, влияния, почета, который он естественным образом получает. Это одна причина, по которой вера незаметно начинает разрушаться и происходить подмены, ценности какие-то подменяются, много других нежелательных процессов происходит в сознании любого человека, занимающего положение.
Вторая причина, опять же, практически неизбежная, по которой вера лидеров находится в очень опасном положении – это оскорбления, потому что у лидера гораздо больше возможностей оскорбления нанести. Я знаю это по своему опыту. Даже когда не хочешь нанести оскорбление, какое-то маленькое слово, так как человек не придает сильного значения своим собственным словам, но люди-то словам лидера придают очень большое значение. Неправильно сказанное слово, неправильный акцент, неправильное выражение лица – уже человек обиделся, уже человек почувствовал боль какую-то, хотя, в общем-то даже ты не имел ничего … Не говоря уже о том, что иногда реально приходится обижать людей. Это не считая таких случаев, в которых может быть как-то оправдано, есть огромное количество ситуаций, в которых мы, сами того не желая, наносим оскорбления, а оскорбления, мы сами знаем, уничтожают, постепенно разрушают, разлагают самые основы какого-то нашего духовного сознания.
Собственно, на мой взгляд, это причина, по которой все религии всегда плодят лицемеров. Потому что что получается – вера лидера разрушается, а профессия остается, потому что в каком-то смысле лидер профессионально уже связан, уже у него источники дохода все связаны с этим, его само существование. Он не может просто так – вера ушла и он ушел куда-то. И много других причин, по которым человек как бы остается в этом положении, в искусственным, неестественным, противоестественном положении. В общем-то мы знаем, что все организованные религии плодят лицемеров. Это удел организованной религии. Когда религия или духовный поиск – это вопрос моего сердца, это одно, а когда речь заходить о какой-то организации, о каких-то формах такой упорядоченной деятельности с положениями, с титулами, со всем остальным – это другое. Практически неизбежно возникновение лицемеров, людей, которые делают это из-за того, что им хочется власти, денег. Потому что подмена происходит. Это то, что в йоге говорится. Йоге объясняет, что человек, если он занимается йогой, у него будут сиддхи. В нашем случае у нас тоже сиддхи есть какие-то: влияние на людей – это сиддха, это вашака-сиддха. Мы знаем каким образом это влияние на людей появляется в процессе духовной практики, власть какая-то появляется, деньги – это тоже сиддха, это прапти-сиддха, мы достаем деньги из карманов других людей и будто бы они их сами достают и сами отдают (смеется). Это сиддхи, а все сиддхи – это препятствия на духовном пути. Любые сиддхи, любые какие-то достижения на этом пути автоматически становятся препятствием на этом пути.
В общем-то, лицемерие – это профессиональная болезнь религиозных лидеров. Подобно тому, как у шахтеров профессиональные болезни, там с легкими что-то не то, у спортсменов там профессиональные болезни со спиной, или у тяжеловесов, со спиной. У религиозных лидеров есть своя профессиональная болезнь, может быть даже еще и более страшная.
Из зала: На пенсию надо пораньше выходить.
БВГ: В общем да, это факт. Я, к сожалению, видел это. На самом деле, за примером далеко ходить не надо, достаточно оглядеться вокруг, достаточно посмотреть на какие-то другие организации. Я достаточно регулярно бываю в Удупи и я смотрю каким образом Мадхава-сампрадайа … Фух! И так как я знаю изнутри, не парадную сторону, а немножечко изнутри… Там знаменитые ашта-матхи, восемь матхов, которые Мадхавачарья установил и снаружи все очень хорошо, два Бога, напарйайи, у парочки из этих санньяси, которые возглавляют эти матхи, у них там прямо живут прямо там и дети бегают и все знают, что это их дети и их жены. Не говоря уже об остальных вещах, о которых я даже не хочу говорить.
Но это к сожалению, реальность, с которой мы имеем дело. И отчасти или моя причина почему именно этот курс – это то, что шастра-йукти или логика шастр защищает веру от разрушений в каком-то смысле. В общем-то это то, ради чего Шрила Джива Госвами и написал «Шад-сандарбху». Шрила Рупа Госвами дал расу и объяснение расы, но раса – это сок и сок, если у него нет оболочки какой-то, он будет очень быстро портиться, бродить, гнить. Поэтому что сделал Шрила Джива Госвами – он эту расу, сладкий сок манговый, поместил в твердую защиту из шастра-йукти, из логики шастр. В общем-то, это одно из лекарств от лицемерия или от безверия, что-то вроде прививки для того, чтобы вера сохранялась. Это ясное понимание логики шастр и, соответственно, смысл шастр.
Теперь, следующая причина почему именно Сандарбхи, ну и потому что наша главная книга – это «Шримад-Бхагаватам» и сейчас я хочу некоторый как бы самый очень общий обзор Сандарбх описать и дать домашнее задание, чтобы вы прочитали один комментарий, где Шрила Прабхупада подробно описывает Сандарбхи.
Что такое «Шад-сандарбха» Шрилы Дживы Госвами – это собственно, логическое препарирование «Шримад-Бхагаватам» с целью объяснения философии Шри Чайтаньи Махапрабху. Это, по сути, дела прастхана-трайи, условно говоря, для школы ачинтья-бхеда-абхеда-таттвы Шри Чайтаньи Махапрабху. Все остальные философские школы в Индии для того, чтобы обосновать свою философию, пишут комментарии на прастхана-трайу. Это шрути-прастхан, комментарий на одиннадцать классических Упанишад. Вся эта традиция началась с Шанкарачарьи. Собственно, Шанкарачарья менно таким образом обосновал свою философию и все остальные веданта-ачарьи, речь идет только об уттара-мимамсе, конкретно о школе уттара-мимамсы и в школе уттара-мимамсы есть традиция, основанная Шанкарачарьей и эта традиция – написать комментарий на прастхана-трайу, шрути-прастхан, то есть на одиннадцать Упанишад. Одиннадцать, иногда двенадцать Упанишад, иногда Баладев Видьябхушана включает туда «Гопал-тапани-упанишад», тринадцатую Упанишаду. «Шветашватара-упанишада» иногда включается, иногда не включается, двенадцатая Упанишада. Одиннадцать – это минимум. Смрити-прастхан – это «Бхагавад-гита» и ньяя-прастхан – это «Веданта-сутра».
Вопрос: Сандарбхи все написаны на тему «Шримад-Бхагаватам»?
БВГ: Да, потому что на самом деле Сандарбха одна, она делится на шесть частей, но в общем-то Сандарбха одна. Я чуть попозже объясню это все.
В нашей сампрадайе этого нет. Баладев Видьябхушана написал комментарий на Упанишады, на «Бхагавад-гиту», на «Веданта-сутру», но в общем-то Джива Госвами особенно не беспокоился по этому поводу. Его аналог или его аналогичный труд, который устанавливает школу философскую – это Сандарбхи. Он в «Таттва-сандарбхе» объясняет почему, почему он выбрал не «Веданта-сутру», почему не Упанишады и почему не «Бхагавад-гиту» даже.
Этот труд стоит особняком, то есть это самое главное из всего того, что Шрила Джива Госвами сделал помимо «Гопал-чампы» и многих других. В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что Шрила Джива Госвами написал 400 000 стихов. Это в четыре раза больше, чем «Махабхарата» и это столько, сколько во всех восемнадцати Пуранах есть стихов. Это его вклад. Но из этих 400 000 стихов «Шад-сандарбха» самая главная. Я прочту два стиха из «Чайтанья-чаритамриты», в которых Кришнадас Кавирадж Госвами объясняет смысл Сандарбх.
шри-бхагавата-сандарбха-нама грантха-вистара
бхакти-сиддхантера тате декхаийачхена пара
(Мадхйа, глава 1, текст 43) 24:50
«Шри Бхагавата-сандарбха» Шрилы Дживы Госвами … По-другому «Шад-сандарбхи» или Шесть Сандарбх называются «Бхагавата-сандарбха», на самом деле это изначальное название, которое Шрила Джива Госвами дал своему труду. Позже она стала называться Шестиричной Сандарбхой или «Шад-сандарбхой». На самом деле, изначальное название «Бхагавата-сандарбха».
Тут говорится грантха-вистара бхакти-сиддхантера тате – это высшая вершина бхакти-сиддханты и суть писаний. Это стих из Мадхйа-лила, 1.43 и собственно, комментарий к этому стиху – это домашнее задание, изучение этого комментария. Какой-то материал из этого комментария также будет в экзамене. Там Шрила Прабхупада подробно объясняет содержание всех Шести Сандарбх. Естественно, что комментарий длинный, он на четыре страниц и поэтому какие-то вопросы оттуда будут.
Про Дживу Госвами Кришнадас Кавирадж Госвами говорит в Антйа-лиле также, в четвертой главе и там он упоминает (4.229): бхагавата-сандарбха нама кайла грантха-сара – суть всех священных писаний изложена в «Бхагавата-сандарбхе», бхагавата-сиддхантера тахан пайе—пар – в общем-то в этой книге человек может понять все, что касается преданного служения Господу. Это 4.229.
Буквально в двух словах общая схема Сандарбх. Шесть Сандарбх, первая «Таттва-сандарбха», вторая «Бхагавата-сандарбха», третья «Параматма-сандарбха», четвертая – «Кришна-сандарбха», пятая «Бхакти-сандарбха» и шестая – «Прити-сандарбха».
«Таттва-сандарбха» устанавливает некие правила игры, устанавливает праману, то есть источник верного знания, и что самое главное … То есть объясняет что такое «Шримад-Бхагаватам» и «Таттва-сандарбха» также дает самое общее описание того, что называется вачйа-вачака-самбандхой. Вачйа-вачака-самбандха – это понятие, которое мы будем с вами изучать чуть подробнее чуть позже и это вещь, которую нужно в самом начале книги описать.
Есть определенный что ли принцип, как пишутся книги по философии Веданты и один из существенных элементов, о которых нужно с самого начала предупредить читателя, это вачйа-вачака-самбандха. Вачйа – это объект слов, а вачака – это сами слова. Вачйа-вачака-самбандха – это, в сущности, объяснение того, каким образом автор собирается раскрывать предмет своего описания. В Ведических писаниях объясняется для чего это нужно сделать. Вачйа-вачака-самбандха – это очень важная вещь, которая должна заинтересовать читателя, причем не просто читателя, а читателя, который имеет необходимую квалификацию для того, чтобы читать. То есть автор должен обязательно сказать, как он собирается раскрывать предмет, на основании чего, каким образом он собирается раскрывать предмет. Как, например, если я собираюсь писать о Великой Октябрьской Социалистической Революции, я должен сказать как я собираюсь ее описать – во сне я увидел то, что я хочу рассказать или просто у меня накопилась злость и я хочу это написать, или я хочу документы поднять какие-то неизвестные. Это, в сущности, то, что называется вачйа-вачака-самбандхой, то есть описание того, каким образом слова будут заявленный предмет описывать.
«Таттва-сандарбха», самая главная суть ее – то, что она, начиная с мангала-чараны и в общем-то вся «Таттва-сандарбха» описывает эту самбандху, то есть как связано… Методологию. Иначе говоря, «Таттва-сандарбха» объясняет и доказывает методологию Сандарбхи, «Шад-сандарбхи», и поэтому «Таттва-сандарбха» очень важная, без нее невозможно ничего понять другое.
Как, собственно, этот курс родился из того, что мне Даяван написал, что он «Бхакти-сандарбху» изучает, но на самом деле «Бхакти-сандарбху» невозможно понять, не поняв «Таттва-сандарбху» как следует, очень хорошо.
Это «Таттва-сандарбха» и следующая «Бхагавата-сандарбха» после этого. Еще раз, подробно очень Шрила Прабхупада описывает темы всех Шести Сандарбх в этом комментарии, который надо будет изучить. Тут он описывает содержание всех Сандарбх и было бы неплохо как следует эту с высоты птичьего полета Сандарбху увидеть. Но в общем случае «Бхагавата-сандарбха» объясняет разницу между Брахманом, Параматмой и Бхагаваном и объясняет энергии Кришны. Как материальные энергии, так и духовные энергии. То есть в самом общем случае, «Бхагавата-сандарбха» – это описание энергий Бхагавана. С этого, собственно, начинается введение в философию Шри Чайтаньи Махапрабху и это подробнейшим образом описывается в «Бхагавата-сандарбхе».
Следующая Сандарбха называется «Параматма-сандарбха». Само название говорит за себя, то есть там объясняется природа контролирующего элемента или каким образом Кришна осуществляет Свою власть над материальным миром через этот механизм Параматмы. Но помимо этого там же объясняется также лила-аватары Господа, как Он приходит сюда, потому что это одно из проявлений в том числе Параматмы, Он приходит сюда через Параматму, проявляя Себя вовне. Иначе говоря, в двух словах «Параматма-сандарбха» описывает контроль, власть Кришны над материальным творением и Его участие в этом материальном творении через аватары.
Четвертая Сандарбха – это «Кришна-сандарбха», она описывает или доказывает очень, что ли, характерную черту нашей философии, это утверждение того, что Кришна является свайам-бхагаваном. На самом деле, этим мы отличаемся практически от всех остальных вайшнавских сампрадай. Любая другая вайшнавская сампрадайа утверждает, что свайам-бхагаван – это Вишну, Кришна – это всего лишь навсего одна из Его аватар. Очень существенно знать доказательства того, что Кришна является изначальной Асолютной Истиной и почему именно Кришна – изначальная Абсолютная Истина, а не некое вторичное проявление этой Абсолютной Истины в одном из ее аспектов. Этому посвящена «Кришна-сандарбха», так же, как и «Лагху-бхагаватамрита». В сущности, в «Кришна-сандарбхе» Шрила Джива Госвами разрабатывает «Лагху-бхагаватамриту» написанную Рупой Госвами. Там же, в «Кришна-сандарбхе», описываются различные экспансии Кришны в виде Его друзей, Ядавов, цариц Двараки… То есть, объясняется природа спутников Кришны и, что самое главное, – описывается положение Шримати Радхарани, потому что это другая сокровенная тайна нашей сампрадайи конкретно. В других сампрадайах про Шримати Радхарани ничего не знают. В Мадхава-сампрадайе говорится, что любимой подругой Кришны является некая Нила гопи, например.
Все вместе эти четыре Сандарбхи составляют самбандха-гьян, то есть все вместе они описывают наши отношения с Кришной и в общем-то должны стимулировать в человеке желание преданного служения, потому что любые отношения являются стимулом для какой-то деятельности. Мы видим каким образом это проявляется в материальном мире. Отношения, если они очень четко проявлены, они влекут сразу же за собой деятельность и сама эта деятельность описана в следующей, пятой Сандарбхе, «Бхакти-сандарбхе». То есть каковы практические выводы из этой самбадха-гьян или понимание своих отношений с Кришной и как правильно человек должен заниматься преданным служением. Это тема «Бхакти-сандарбхи». Там описываются различные формы практики – как правильные, так и неправильные. То есть целиком практика описана там и в общем-то на первый взгляд может показаться, что этого достаточно, потому что мы знаем свои отношения с Кришной, мы знаем что нужно делать, но тем не менее, есть еще третий элемент, очень существенный элемент, потому что если мы даже знаем свои отношения и знаем, что нужно делать, но неясно понимаем, неясно видим цель, или не очень отчетливо понимаем почему именно эта цель, а не другая цель, то опять же будут происходить подмены. «Прити-сандарбха» в каком-то смысле самая важная из всех Сандарбх. По-разному можно говорить. «Таттва-сандарбха» самая важная, «Бхакти-сандарбха» самая важная, потому что она объясняет природу нашей деятельности, но «Прити-сандарбха» сосредотачивает фокус на цели и доказывает почему именно према является прайоджаной. В каком-то смысле бхакти и према – это синонимы и казалось бы, если я написал уже «Бхакти-сандарбху», то зачем еще писать «Прити-сандарбху»? Но там показывается все-таки к чему должна приводить бхакти. Высшее проявление бхакти – это према и там описывается природа премы. Это одна из самых удивительных Сандарбх вне всякого сомнения. Я уже предвижу как мы лет через пятнадцать будем изучать ее с вами, какое огромное удовольствие получим от этого.
В сущности, «Шад-Сандарбха» – это второй по хронологии комментарий, а может быть, третий, я не знаю, из знаменитых, из известных комментариев на «Шримад-Бхагаватам». До Шри Чайтаньи Махапрабху был только один единственный известный комментарий на «Шримад-Бхагаватам» – это комментарий Шридхара Свами. Поэтому Шрила Джива Госвами пользуется в основном комментарием Шридхара Свами. Валлабхачарья, или Валлабха Бхатта, написал свой комментарий на «Шримад-Бхагаватам» очень объемный, Шрила Джива Госвами им не пользуется, но он, скорее всего, по времени был раньше, чем Сандарбхи, потому что Шрила Джива Госвами был из младшего, из следующего поколения. С тех пор написано огромное количество комментариев и даже некоторые русские преданные сейчас планируют писать свои комментарии на «Шримад-Бхагаватам», что не очень сильно воодушевляет (смеется). Но по-прежнему комментарии Шрилы Дживы Госвами остаются непревзойденными по степени анализа. Естественно, до него на Десятую песнь написал комментарий «Вайшнава-тошани» Санатана Госвами, но на весь «Шримад-Бхагаватам» комментарий написан Шрилой Дживой Госвами в виде Сандарбх. Потом Шрила Джива Госвами написал седьмую Сандарбху, «Крама-сандарбху», где он идет по тексту «Шримад-Бхагаватам», потому что «Шад-Сандарбха» анализирует текст «Шримад-Бхагаватам» тематически, не в том порядке, в каком он написан в книге.
Вопрос: Кто написал?
БВГ: Шрила Джива Госвами «Карама-сандарбху». Крама значит последовательная сандарбха. Сам Шрила Джива Госвами написал комментарий к Сандарбхам, к четырем первым Сандарбхам, которые называются «Сарва-самвадини».
Сандарбхи не полемический текст. БОльшая часть … Скажем, когда люди пишут комментарии на «Веданта-сутру», «Веданта-сутра» принципиально полемическое произведение. Сандарбхи не полемическое произведение и собственно, Шрила Джива Госвами в мангала-чаране об этом говорит, он не собирается ни с кем спорить. Но в «Сарва-самвадини» он, тем не менее, дает некоторую полемику. «Сарва-самвадини» – это очень сложный философский комментарий на Сандарбхи. Что касается стиля Сандарбх, то они написаны очень простым языком, в общем-то даже, я думаю, мы с вами сможем что-то понять в их санскрите. Но очень сложный философский комментарий – это «Сарва-самвадини» самого Дживы Госвами, хотя короткий.
Другая особенность стиля Сандарбхи, если говорить о стиле, то есть предварительно, это то конечно же, Шрила Джива Госвами старался быть максимально лаконичным, но даже при всей его лаконичности это огромное произведение. То есть тут это стремление максимально сжать, это будет видно, когда мы будем изучать Сандарбхи. Поэтому они нуждаются в каком-то комментировании, чтобы раскрыть очень сжатый афористичный стиль.
Так что, вы не забудете, да, изучить комментарий из Мадья-лилы, 1.43?
Вопрос: До завтра, да?
БВГ: Нет, не обязательно, экзамен у нас будет в четвертый день. У нас будет всего три лекции в этот раз и экзамен будет в четвертый день, 27-го, в это же время.
Мы начинаем с мангала-чараны. Первые восемь стихов Сандарбхи или первые восемь ануччхед «Таттва-сандарбхи» – это мангала-чарана. Мы с вами вместе будем произносить ее. Я постараюсь если не всю мангала-чарану, то бОльшую часть ее объяснить. Первый стих вы все знаете, повторяйте, пожалуйста, за мной:
1.
кришна-варнам твишакришнам
сангопангастра-паршадам
йаджнаих санкиртана-прайаир
йаджанти хи су-медхасах
Вы все также знаете какие виды мангала-чараны бывают. Какие? Есть три вида.
Из зала: Когда просим благословений.
БВГ: Так, аширвадатмика.
Из зала: Описание предмета.
БВГ: Васту-нирвишатмика – описание предмета, описание васту, темы книги. Еще что?
Из зала: Описание цели.
БВГ: Нет, васту-нирвишатмика, это то же самое.
Из зала: …
БВГ: Намаскрийатмика, выражение почтений. Это три вида молитв, которые входят в мангала-чарану и мангала-чарана также часто, особенно в философских трудах … Мангала-чарана – это что-то вроде предисловия … Она также содержит то, что называется анубандха-чатуштайа, это то, что Джаганнатха Прия стал говорить. Это другая особенность или другая характеристика мангала-чараны, анубандха-чатуштайа. Анубандха-чатуштайа буквально значит, что в мангала-чаране описывается четыре вещи, чатуштайа. Четыре анубандхи или четыре связи, четыре важных существенных вещи о книге, которые надо знать читателю, прежде, чем начинать. Может быть, прочитав мангала-чарану, он закроет эту книгу, потому что поймет, что ему это не надо. Поэтому есть эта анубандха-чатуштайа. Анубандха-чатуштайа состоит из четырех вещей. Первая – это адхикари, то есть описание того, кто имеет право читать эту книгу, изучать эту книгу, у кого есть необходимые для этого качества. Вторая часть анубандха-чатуштайи – это вачйа-вачака-самбандха, о которой я сказал, то есть связь между темой и стилем, методом изложения, методом описания. Потому что если я говорю: темой моей книги является Кришна, о Кришне можно по-разному говорить. Я могу написать поэму про Него, могу описать Его философски с помощью каких-то философских категорий. Вишайа или абхидейа – это собственно, сам предмет, это третье, и четвертое – это прайоджана, цель, к чему все это должно привести.
Первый стих из мангала-чараны как правило, практически я не знаю исключений из этого правила, по крайней мере мне не попадалось. Мангала-чарана – это всегда некое самостоятельное творение автора. Человек сочиняет свой собственный стих, где он все это рассказывает, просит благословений, кланяется, описывает тему. Но «Шад-сандарбхи» – исключение. Тут в качестве мангала-чараны что взято? Стих из «Шримад-Бхагаватам». Кто знает перевод этого стиха? Все знают, мы в любом случае какие-то вещи существенные про него скажем. Мой вопрос к вам: почему Шрила Джива Госвами взял стих из «Шримад-Бхагаватам» в качестве мангала-чараны? По крайней мере, в качестве начала, зачина мангала-чараны? Что он хочет этим сказать?
Из зала: …
БВГ: Да, он с самого начала хочет сказать в чем суть «Шад-сандарбхи» с одной стороны, и с другой стороны, правильно Апрамеятма Прабху сказал, то что «Бхагаватам» – это последнее слово, это самое высшее писание, высшая истина, высшее проявление Абсолютной Истины и именно поэтому взят стих из «Шримад-Бхагаватам» вместо того, чтобы взять какое-то оригинальное творение.
Иначе говоря, он с самого начала привлекает наше внимание к самой сути книги. Поэтому данная первая часть мангала-чараны к какой категории относится? К васту-нирвишатмика. Он сразу же обращает нас к васту. Суть этой книги, смысл этой книги, васту этой книги – это «Шримад-Бхагаватам».
Буквально несколько слов о самом этом стихе, о смысле этого стиха, потому что Шрила Джива Госвами очень интересно раскрывает смысл. Баладева Видьябхушана прокомментировал одну из Сандарбх помимо Упанишад всех, которые не сохранились, кроме Ишопанишад и его комментария и его комментарий на «Веданта-сутру» и «Бхагавад-гиту», он прокомментировал «Таттва-сандарбху». Он дает интересный комментарий к этому стиху.
Что значит кришна-варнам? Это цвет Кришны, то есть цвета черного. Еще что? Слоги. Варна значит слоги. Варна значит еще варнайате. Варна значит цвет, но варна значит также слоги и варна значит описание. Цвет тоже значит, цвет, слог. Варнайате значит описание. Если я хочу описывать, я описываю свет, цвет, освещаю как бы это. Варна значит также категория, мы знаем, варна брахманов, варна кшатриев, кришна-варнам. Иначе говоря, Шри Чайтанья Махапрабху относится к кришна-варне, Он из той же самой варны, что и Кришна. То есть Он относится к категории Кришны, кришна-варнам. Можно сказать, что Он цвета Кришны и Шрила Джива Госвами будет это объяснять в следующем стихе, то есть внутри Он Кришна, внутри у Него цвет Кришны, кришна-варнам. Кришна-варнам значит, что у него два слога, кришна-варнам все время на устах: «Кришна, Кришна». Кришна варнайати – Он описывает Кришну, описывает лилы Кришны. Он относится к той же категории, что и Кришна. Еще что очень важно: Он кришна-варнам – благодаря этому свету, Он дает реализации людям. Кришна-варнам значит люди, которые сталкиваются с Господом Чайтаньей, начинают понимать Кришну. Тогда как до этого они Кришну не понимали. Это комментарии и объяснение как раз Баладевы Видьябхушаны. Кришна-варнам значит Кришна становится понятен, кто такой. Еще одно кришна-варнам твиша-кришнам – твиша значит кожа. Шридхар Свами, комментируя это слово, говорит кришна-варнам твишакришнам – Он из категории Кришны или цвета Кришны и твишакришнам как бы повторение – кожа Его черная. Шрила Шридхара Свами говорит, что этот стих говорит, что Кришна – аватара для Двапара-юги и для Кали-юги одновременно. Поэтому Он пришел в промежутке между ними и Он и туда, и туда Кришна, что Карабхаджана Муни в этом стихе из Одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам» он снова говорит: в Кали-югу опять Кришна приходит. В Двапара-югу Кришна приходит, и в Кали-югу тоже приходит.
Из зала: То есть два раза появляется одна и та же
БВГ: Он говорит да, ну вроде бы так. Твишакришнам – Он Сам Кришна и цвета Кришны. Да, кришна-варнам еще значит, извиняюсь, я еще одно значение забыл. Кришна-варнам значит еще, что Его зовут Кришна, Шри Кришна-Чайтанья, это Его имя брахмачари. Это еще одно значение кришна-варнам.
Но, естественно, все наши комментаторы говорят: твиша-акришнам – и то, и другое вполне возможно с точки зрения санскрита, равно возможные толкования. Поэтому тогда становится понятно зачем это два раза повторяется. Кришна-варнам – Он как бы Кришна, но твиша-акришнам – цвет у Него кожи другой.
Но Баладев Видьябхушана интересное тут замечание делает, опять же в этом, он говорит, что кришна-варнам твиша, что твиша может также значить откровение. Кришна-варнам твишакришнам – Он раскрывает Себя как Кришну только для очень ограниченного круга людей. Это другое значение твишакришнам. Только немногие знают … Потому что откровение – это редкая вещь и некоторые из Его спутников понимали, что это Сам Кришна, Господь Чайтанья.
Из зала: …
БВГ: Да, это одно из толкований…
Из зала: ….
БВГ: Потому что длинное «а». Когда длинное «а» в конце стоит … Слово-то одно твишакришнам, и можно это длинное «а» разделить на … Просто в твиша там все равно длинное «а» в конце, это длинное «а» будет в конце, если следующее слово кришнам, и длинное «а» будет в конце, если следующее слово акришнам, оно все время длинное. С точки зрения санскрита разницы никакой нет. Это описание Господа Чайтаньи, различные аспекты Его.
Сангопангастра-паршадам что значит? Санга-упанга-астра и паршадам. Каждая аватара должна определяться через кого-то в том числе, она приходит с кем-то, это описание аватары. Кто окружает Господа Чайтанью? Анга – это значит непосредственно члены Господь Чайтаньи, это Адвайта и Нитьянанда. То есть это Его спутники из той же категории, из категории вишну-таттва. Это санга, са-анга. Он приходит сюда вместе со Своими ангами, то есть в сущности с Самим же Собой. Спутники из той же самой категории, что и Он Сам, са-анга.
Упа-анга значит с кем Он еще приходит? Да, это ближайшие приближенные более низкой категории. Нет, это не Гададхар, это Шривас Тхакур и так далее, упа-анги. А Гададхар – это паршада. Паршада значит очень близкие спутники. А астра какая у Господь Чайтаньи? Два оружия у Него – святое имя и Его красота.
кришна-варнам твишакришнам
сангопангастра-паршадам
йаднжнаих санкиртана-прайаир
йаджанти хи су-медхасах
Умные люди в век Кали будут учавствовать в санкиртане или воспевании святого имени. Вообще очень сложно понять … Паршада это также совсем близкие спутники, это Говинда, Его слуга, это паршада.
Трудно понять каким образом можно этот стих можно по-другому интерпретировать, кроме как относя к Господу Чайтанье, потому что настолько точное описание Его.
То есть одновременно Шрила Джива Госвами привлекает наше внимание к «Шримад-Бхагаватам», он также выражает свое почтение Господу Чайтанье Махапрабху, от кого все это пришло, и собственно Кришне, который является сутью или васту «Шад-сандарбх», потому что васту «Шад-сандарбх» – это Кришна, это Его описание. Тут дается Его самое милостивое описание или описание, которое раскрывает все.
В следующем стихе мангала-чараны сам Шрила Джива Госвами объясняет смысл первого стиха. Давайте повторим этот следующий стих. К завтрашней лекции будут у нас распечатки ануччхед «Таттва-сандарбхи» у всех, начальных, по крайней мере.
2.
антах кришнам бахир гаурам
даршитангади-ваибхавам
калау санкиртанадйаих смах
кришна-чаитанйам ашритах
Понятный стих, да? Антах кришнам бахир гаурам – внутри Кришна, снаружи Гаура. Но еще смысл дополнительный этого – кришна значит что? Какой смысл слова кришна, помимо всепривлекающий? Темный. Темный значит непонятный. Антах значит то же самое. Антах кришнам – Кришну трудно понять. Кришна находится внутри, Кришна черный, Кришна загадочный, Кришна непонятный. Бахир гаурам – кто объясняет нам Кришну? Гаура. Кто проливает свет на Кришну? Гаура проливает свет на Кришну или объясняет природу Кришны. Иначе говоря, Гауранга приходит для того, чтобы сделать недоступного Кришну доступным. В этом смысл этого стиха, антах кришнам бахир гаурам – чтобы недоступный пониманию Кришна стал ясен и доступен. Поэтому Он принимает Сам облик преданного Шримати Радхарани. Ну, и естественное, очевидное значение – то, что внутри Кришна, а снаружи Гаура.
Дальше следующее, даршитангади-ваибхавам. Ваибхавам что значит? Ваибхава значит достояние, красота, богатство, роскошь, сияние. В чем Его даршита-ангади-ваибхавам? Иначе говоря, Он показывает даршитах анга-ади, показывает Свои богатства, что показывая? Каким образом Господь Чайтанья показывает Свое могущество, богатство, красоту? Даршита-ангади – показывая Свое тело и проявляя Своих преданных, Своих спутников. Даршитангади-ваибхавам – Он дает возможность людям понять Свое собственное величие через Своих преданных, через вайшнавов, через Шрилу Прабхупаду Он раскрывает ваибхаву, Свое собственное величие.
Мы можем видеть, что именно Его преданные, последователи Господа Чайтаньи они Его красоту объясняли всем остальным, они раскрывают Его.
Дальше все очень понятно: калау – в век Кали, санкиртанадйаих – с помощью сакиртаны, смах – мы, сма – это глагол во множественном числе, кришна-чаитанйам ашритах – мы получаем возможность поклониться Ему с помощью повторения святого имени. Мы – это кто? Когда тут говорится во множественном числе? второй стих во множественном числе. Кришна-чаитанйам ашритах … Ашритах значит получаем защиту или принимаем прибежище. Мы – это читатели «Шад-сандарбхи», ну или в общем смысле все остальные в Кали-югу.
Третий стих очень интересный и очень важный. Второй стих, тоже в сущности, выражение почтения и описание васту.
Третий стих давайте повторять:
3.
джайатам матхура-бхумау
шрила-рупа-санатанау
йау вилекхайатас таттвам
джнапакау пустикам имам
Тоже очень понятно все. Джайатам матхура-бхумау шрила-рупа-санатанау. Джайатам значит победа или славится. Кто славится? Шрила-рупа-санатанау – Рупа и Санатана. Где они славятся? На земле Матхуры, матхура-бхумау. Кто знает что такое шрила? Шрила-рупа-санатанау. Когда мы говорим про кого-то шрила? У нас все шрилы, но у этого термина есть конкретное значение. Да, те, кто наделен благословениями Богини удачи, Богини процветания. Какими благословениями Богини процветания были наделены Рупа и Госвами? Какие достояния бывают? Вайрагйа – это тоже достояние. Потому что люди думают, что Богиня процветания должна только деньги дать. Она может вайрагью дать. Потому что есть несколько аспектов Богини процветания, двенадцать что ли, есть вайрагья-лакшми, или шесть основных. Есть вайрагья-лакшми, когда Богиня процветания милостива, она может дать богатство вайрагьи человеку. Еще каким богатством они наделены? Знанием и бхакти. Есть према-лакшми, это тоже богатство. Поэтому Шрила Джива Госвами называет их здесь шрила-рупа-санатанау.
Вопрос: А шесть аспектов связаны с Бхагаваном?
БВГ: Да, и Лакшми – это Его энергия. Есть шесть Его энергии и титул Шрила может носить кто-то, у кого есть хотя бы один из этих аспектов.
Вопрос: Знание, богатство и вайрагья, да?
БВГ: Нет, не богатство, бхакти, према-лакшми.
Из зала: Это седьмое, получается?
БВГ: Седьмое.
Вопрос: Знание – это гьяна-лакшми, да?
БВГ: Тут интересно. Естественно, к категории мангала-чараны это относится? Ладно, хорошо, мы сначала объясним.
Джайатам матхура-бхумау – да славится, или да прославятся, или да побеждают здесь, на земле Матхуры, Шрила Рупа и Санатана. Очень интересное объяснение того, что именно на земле Матхуры. Что это значит, когда говорится, что эти люди славятся повсюду на земле Матхуры? Земля Матхуры – это какая земля? Духовная. Если ко-то там славится, то это значит, что он во всех остальных местах уж точно будет славиться. То есть если там кто-то прославился, это высшая обитель духовного мира и они даже там прославились. Потому что я могу прославиться где-нибудь в Ташкенте, но на земле Матхуры на меня никто внимания обращать не будет, я ни на кого сильного впечатления не произведу. Здесь Шрила Джива Госвами говорит, что они-то славятся на земле Матхуры, джайатам матхура-бхумау шрила-рупа-санатанау. То есть еще раз как бы подчеркивая, что даже на земле Матхуры они самые славные, славнее их никого нет.
Йау вилекхайатас таттвам – они побудили меня описать таттву. Таттва значит истину, таттва значит написать «Таттва-сандарбху» может означать в данном случае, это более частный вопрос. Но у слова таттва есть также конкретное значение и мне хотелось дать вам определение таттвы из словаря Вишвакоши, которое приводит Баладева Видьябхушаны. Они побудили меня описать эту таттву или эту истину. Слово таттва собственно означает три вещи: Таттва значит вадйа прадеби сйат сварупе и параматмани (???12:55). Таттва – это некое утверждение, я просто говорю: это истина и это можно назвать таттвой. Таттва означает суть чего-то, когда я говорю слово таттва, то имеется в виду некая внутренняя сущность. Самое главное значение слова таттва – Параматма, Высшая Душа, потому что Она суть всего. Это три словарных значений слова таттва.
Здесь, конечно, же какое значение имеет в виду Шрила Джива Госвами, когда он говорит, что йау вилекхайатас таттвам? Параматму. Они побудили меня описать таттву. Джнапакау – значит они сначала объяснили мне это все, передали мне это знание, пустикам имам – эту книгу. Объяснив мне таттву, они побудили меня эту книгу написать.
Вопрос: А почему именно Параматму?
БВГ: Параматма имеется в виду Высшая Душа, Кришна, суть всего. Потому что атма – это суть, параматма – это суть сути. Кришну часто называют Параматмой, но не в специфическом аспекте Кришны как Параматмы, а в данном случае «суть всего сущего».
Мой вопрос к вам: какого рода мангала-чарана это третий стих? Выражение почтения – это факт, но это также еще, как это ни парадоксально и я попрошу вас объяснить почему, что помимо того, что это намаскаратмика, это также еще аширвадатмика. По крайней мере, Баладева Видьябхушана утверждает, что это аширват. Аширват значит благословение. Кто-то может объяснить какое благословение тут нам дается?
Из зала: …
БВГ: Близко.
Из зала: Когда мы описываем кого-то возвышенного, великого, то мы как бы хотим, чтобы его качества нам передались.
БВГ: Близко. На самом деле, Баладева Видьябхушана говорит, что таким образом нам напоминают о Рупе и Санатане и тем самым мы уже благословение получаем, просто вспомнив о них. Или нам дается возможность им поклониться. Возможность поклониться Рупе и Санатане – это само по себе уже аширват, это благо. Возможность поклониться великим преданным – это удача, редкая удача. Это аширват.
Я тогда буквально тогда прочитаю четвертый и пятый стих, они в общем-то очень простые, хотя по поводу пятого стиха можно …
4.
ко ‘пи тад-бандхаво бхатто
дакшина-двиджа-вамша-джах
вивичйа вйаликхад грантхам
ликхитад вриддха-ваишнаваих
Тоже все очень просто. Ко апи тад-бандхаво бхатто – у них был друг, тад-баднхаво и этого друга как звали? Бхатта, Гопал Бхатта Госвами. У них был также друг Бхатта. Дакшина-двиджа-вамша-джах – он родился в семье двидж, брахманов, в Южной Индии. Бхатта – это определенная категория брахманов, которые объясняли чисто ради этнографического интереса, это определенная категория брахманов из под-касты бхатт – это те люди, которые объясняют каким образом человек может свои грехи загладить, как человек может искупить свои грехи. Поэтому соответственно там «Хари-бхакти-виласа» и много таких вещей.
Вивичйа вйаликхад грантхам – он написал эту книгу, изначальный вариант этой книги. Вйаликхад значит написал, грантхам – эту книгу. Как он написал ее? Ликхитад вриддха-ваишнаваих – он написал ее, следуя по стопам вайшнав. Каких? Вриддха значит старых, то есть вайшнавов прошлого. Вриддха-вашнаваих – значит вайшнавов, которые были до этого. То есть это прежде всего Шридхар Свами, Рамануджачарья и Мадхавачарья. Да, кстати говоря, комментарий Мадхавачарьи тоже был на «Шримад-Бхагаватам».
Это очень существенный стих, потому что что тут Шрила Джива Госвами хочет сказать нам, чтобы мы обрели успех в изучении «Шад-сандарбхи»? Что нам нужно делать? Да, идти по стопам, следовать по парампаре, не придумывать ничего. В отличие от Запада, где каждый автор гордится тем, что он что-то новое изобрел. Здесь Шрила Джива Госвами говорит ничего придумывать не буду. Хотя это характеристика всех школ индийской мысли, но прежде всего это школа Веданты. Мне хотелось обратить ваше внимание на то, что именно школа Веданты подчеркивает неукоснительность следования по стопам предыдущих ачарьев, неотклонение от этой цепи. Потому что в ньяе, скажем так, там в бОльшей степени этому как бы чисто формально уделяется этому значение. Там говорится: ну да, в принципе, надо следовать, но в общем-то ньяя значит «я изобрел, я придумал что-то». Тут Шрила Джива Госвами подчеркивает этот принцип, йасйа деве пара бхактир йатха деве татха гурау – что раскрыться что-то может только, если у меня есть такая же бхакти по отношению к гуру, как по отношению к Кришне. Бхакти ничуть не меньшее по отношению к гуру должна быть, только тогда тасйаите катхита хй артхах пракашанте махатманах. («Шветашватара-упанишад», 6.23) Истина или смысл может открыться только тому, кто обрел эту приверженность или гуру-бхакти.
Это еще, к сожалению, не вся мангала-чарана, это пятый стих:
5.
тасйадйам грантханалекхам
кранта-вйуткранта-кхандитам
парйалочйатха парйайам
критва ликхати дживаках
Кто пишет эту книгу? Критва – создал, ликхати – написал, дживаках – Джива. Не Джива, а Дживочка. Дживаках значит маленькая Джива. Он говорит маленькая Джива написала эту книгу. Как? Кранта-вйуткранта-кхандитам – он написал книгу иногда по порядку, а иногда не по порядку, иногда логически выстроил, а иногда не выстроил. Книга эта не сохранилась Гопал Бхатты Госвами. Иногда не выдержана была она, иногда были какие-то части, которые не … Какие-то части были потеряны, какие-то части сохранились. Парйалочйатха парйайам – были полные части, были неполные части. Критйа ликхати дживаках – и чтобы восстановить эту книгу и полностью ее написать, маленькая ничтожная Джива написал эту книгу.
На самом деле, конечно же, этот стих – проявление смирения Дживы Госвами, потому что очевидно, хотя бы по тому, что предыдущая книга не сохранилась, что то, что написал Джива Госвами обладало огромными достоинствами. Судя по тому огромному материалу, который там есть, бОльшая часть написана самим Дживой Госвами, но он сознательно говорит дживаках. Этот стих будет повторяться перед каждой Сандарбхой, перед каждой Сандарбхой он будет просить благословения у своих учителей и признаваться в собственной неспособности что-то сделать, и подчеркивать свою зависимость от Гопал Бхатты Госвами и предшествующих ачарьев.
Все, спасибо большое, это наша первая лекция. Завтра начнем вторую лекцию, послезавтра третья, а 27-го у нас экзамен для тех, кто не знает.