Москва (05.09.2009) Ведическая наука звука

Диск 125, л. 3

Аннотация:

Как с помощью чистого звука можно поменять энергию своего ума или форму своего ума. Наука звука о том, как с помощью энергии звука, можно производить какие-то благоприятные изменения в нашем уме.

***

Я полагаю, что все из вас слышали о мантрах, о звуке, о науке звука. Поэтому я не буду слишком элементарные вещи повторять. Те, кто были на моей предыдущей лекции, может быть помнят, что я объяснял, что ум имеет вибрационную природу. Ум наш работает на основании вибрации и можно перевести это в более общее определение, в сущности, все, что мы видим здесь, имеет вибрационную или волновую природу. Квантовая механика утверждает, что у всего, что мы видим перед собой, в основе всего лежит волна. Даже твердая по основе своей материя имеет волновую природу. Чем более тонкое проявление материи, тем яснее видна эта волновая природа.

В прошлый раз я объяснял основную или первую мантру из «Йога-сутры» Патанджали, которая говорит об этих волнах в уме. Йога читта вритти ниродха. Это определение йоги. Йога – означает контроль над волнами в нашем уме, контроль над неконтролируемыми вибрациями, которые протекают в нашем уме. На прошлой лекции я объяснял, насколько это связано с кармой, каким образом наша карма или конкретная структура нашего ума превращается в различные волны на поверхности ума. Это проявляется чисто субъективно для нас в разных ощущениях: в ощущениях горя, счастья, радости, депрессии, внутреннего возбуждения. Все это, в конечном счете, можно перевести в волны или представить их волнами. Йога пытается гармонизировать эти импульсы.

Ум наш может действовать беспорядочно и может действовать в режиме, который будет гармоничен и откроет нам некую иную реальность. Конечная цель йоги – это попытка обрести доступ в какую-то другую реальность и делается это все на основе этого простого принципа: того, что ум и не только ум имеет вибрационную природу. Все в этом мире управляется какими-то циклами, какой-то периодичностью. На санскрите говорится, что весь этот мир управляется ритой. Напоминает вам что-то это санскритское слово «рита»? Иначе говоря, есть закон, который имеет динамическую природу. Ритм значит, определенная периодичность, какая-то пульсация. Это свойственно не только ритму, но и всему в этом мире. Весь мир живет в определенном ритме. Эта рита или ритм является основным законом мироздания. Иначе говоря, все живет в каком-то ритме. Йога учит нас гармонизировать этот ритм. По сути дела, цель йоги – сгармонизировать нас, как индивидуальное существо с ритмом окружающей среды. На каком-то уровне можно дать такое определение. Естественно, можно дать множество других определений. Проблемы наши возникают именно из-за того, что мы находимся в дисгармонии. Возникает разница в ритмах, в которых живем мы, в которых действует наш организм, то, что окружает нас.

Есть две вещи, ритмическая природа которых, нам очевидна. Одна – это звук. Вторая – дыхание. Ритмической природой дыхания мы можем до какой-то степени управлять. Йога очень активно использует эти два фактора для того, чтобы привести человека в гармонию с окружающей средой, с самим собой, с высшей волей.

Сегодняшняя наша тема – звук и то, как с помощью чистого звука можно поменять энергию своего ума или форму своего ума. То, что ум имеет вибрационную природу – это первое положение. Второе положение – это то, что с помощью звука можно на него повлиять. Третье положение: каждый звук несет в себе энергию. В каждом звуке есть определенная тонкая энергия. Работа со звуком – это работа с энергией в тонком виде. Если мы научимся извлекать эту энергию из звука и соприкасаться с этой энергией, то соответственно эта энергия будет производить определенные изменения в нас. Наука звука о том, как с помощью энергии звука, можно производить какие-то благоприятные изменения в нас, в нашем уме.

Очень важно понять, как эту энергию вывести. На санскрите звуки, из которых состоят мантры, или звуки санскритского алфавита, называются акшара. Акшара – значит неистощимая или неуничтожимая. Кто-нибудь помнит закон сохранения энергии из курса физики? Энергия никуда не исчезает. Она просто меняет свою природу. Акшара – имеется в виду энергетическая природа звука. То, что в основе этого звука лежит неуничтожимая энергия, которой нужно воспользоваться.

Ведическая культура основана на особой форме видения, которая называется апарокша-гьяна или непосредственное видение. В Ведах есть формула, в которой говорится ришайо мантра драштра. «Риши» — значит мудрец, но буквально оно означает «провидец». Риши – это тот, кто обладает особой формой видения. Мудрец – это не человек, который начитался книг или набил себя какой-то информацией. Мудрец – это тот, который видит то, что мы не видим, или видит мир по-другому, видит более тонкую природу мира. Эта формула буквально означает, что риши видят мантры. Если вы будете серьезно изучать эту науку, вы узнаете, что у каждой мантры есть свой риши, человек, который ее видит, который ее раскрыл и который ее принес нам. Это определение, что риши видят мантры, означает, что на определенном уровне сознания, когда оно очищается, человек обретает способность видеть тонкую форму мантры и чувствовать, ощущать энергию этой мантры, которая в нее заложена.

Эта информация не очевидная. Мы с вами не видим этого. Нам очень трудно понять, как каждый звук соотносится с каким-то эффектом, который он производит, с какими-то сущностями или элементами этого творения. Еще немного поговорим о принципе – о том, что звук связан с формой. Само это утверждение — то, что риши или мудрец обретает способность видеть звук, подразумевает, что на каком-то уровне звук имеет форму. На этом принципе основано все то, что делают мантры. Повторение мантры создает определенную форму в нашем сознании или в нашем уме. Есть много оснований для этого утверждения. В прошлом веке был швейцарский ученый. Его звали Ганс Дженни. Он показал, каким образом разные звуки создают форму, с помощью простых инструментов, с помощью подноса, на который был насыпан песок, подключение к вибрафонам. Ганс Дженни создал науку, которая называется симатика. Эта наука изучает, каким образом звук связан с формой и каким образом звук порождает форму. Когда мы произносим какой-то звук, возникает вибрация. Эта вибрация имеет форму. Одно из удивительных открытий Ганса Дженни заключается в том, что он, изучая чистое звучание разных звуков, например, английской речи, других различных языков, открыл – это то, что звук древних языков соответствует написанию.

Это положение, что звук создает форму, оно изначально положено в основу ведической науки. Ведическая наука мантр заключалась в том, что человек с помощью мантр достигал зримого, ощутимого результата во внешней реальности. Сейчас, если я хочу чего-нибудь, мне нужно работать и работать. Теперь есть более простой способ. Нужно знать мантру. Знать, как ее произнести. И все будет в шляпе. Ждать нужно лет тридцать примерно (смех). Учиться, как ее произносить. Зато потом будет все хорошо.

В ведических писаниях, которые написаны тысячи лет тому назад, есть очень интересное предсказание. Там говорится, что в наше время все достигается с помощью мантры, то есть могущественного звука. Мантра – это не просто звук, а звук, чья энергия может преобразовывать реальность. Мантра – это звук, который непосредственно изменяет окружающую реальность, как минимум, нашу внутреннюю реальность, реальность нашего сознания, нашего ума. Предсказание такое, что все то, что раньше достигалось с помощью мантры, в Кали-югу, в век, который мы живем, будет достигаться с помощью янтры. Янтра – значит машина, механизм. Одно из названий времени, в которое мы с вами живем, на санскрите называется янтра-юга или век механизмов. Люди ставят перед собой те же самые цели, что и тысячу лет назад. Они хотели перемещаться, путешествовать, любить, быть богатыми, но тогда они делали это с помощью тонкой науки – мантры. Сейчас все то же самое достигается с помощью грубой науки – янтры.

Это приводит к тому, что мы с вами тоже превращаемся в машину. Из-за злоупотребления тем, что для достижения всех своих желаний, всех своих целей, мы пользуемся грубыми механизмами, то мы сами механизируемся. Мантра или тонкий могущественный звук дает возможность исполнить наши желания, не портя нас самих, возвышая нашу природу. Когда мы механизируемся, мы же с вами и страдаем. Уходят тонкие возвышенные части нашего существа. Если мы пытаемся достичь свои цели с помощью звука, то решаются проблемы не только на физическом уровне. У нас есть три уровня нашего существа: грубый физический план, ментальный или психологический план, духовный план (на уровне нашего сознания). И то, и другое позволяет человеку решить проблемы на физическом уровне. Но если я пытаюсь решать свои проблемы с помощью грубых машин, возникает очень сильный дисбаланс. Современная цивилизация порождает цивилизацию невротиков. Современная цивилизация порождает стресс. 52% американцев состоят на учете у психиатра. У нас немножко меньше, но тоже скоро будет больше. В этом мы точно Америку обгоним. Мантра возвышает психологический уровень. Главное – мантра дает человеку духовный результат, то есть, в конце концов, высвобождает человека.

Классическое санскритское определение мантрымананат трайате ити мантрах. Мантра – это то, что защищает нас, в каком-то смысле, от собственного ума. Что дает мантра? Мананат – это отлагательный падеж, то есть нас защищает от мананат. Мананат – значит сосредоточенность нашего ума на внешнем мире или рабство нашего ума. Что дает мантра? Мантра, в сущности, высвобождает наш ум. Сейчас наш ум находится в рабстве, потому что он зависит от внешней среды. Солнце светит – нам хорошо. Солнце ушло – нам плохо. Политическая обстановка хорошая – нам хорошо, политическая обстановка нестабильная – нам плохо. Если мы будем анализировать, до какой степени наш ум зависит от внешней среды, мы поймем, что по сути дела мы являемся рабами, потому что наше внутреннее состояние зависит от внешней среды. Мантра освобождает наш ум от внешней зависимости, дает человеку свободу. Один из переводов слова мантра – это то, что освобождает человека, потому что трайате – значит освобождение, трайате – значит защита, трайате – значит ограждение. Мантра может излечить. Мантра может устранить все дефекты нашего ума. Все грубые дефекты – наши хвори, немощи, боли, идут от ума. Как сказал Грибоедов: «Горе от ума». Мантра – это лекарство от этого самого горя от ума. Мантра защищает наш ум, прежде всего, и дает возможность человеку находиться в состоянии, в котором он не будет зависимый или не будет подвержен этим неблагоприятным деяниям.

Наверняка, все слышали слово рага. Рага – это музыкальная форма, которая очень непривычная для нашего слуха, и в которой нам трудно что-то понять. Ведические ученые говорят, что от нашего сердца отходит двадцать одна тысяча каналов, тонких каналов, по которым течет энергия праны, и соответственно есть двадцать одна тысяча раг, которые влияют на наше тело, на наше сознание. Раги – это Личности. Если вы будете читать какую-нибудь хорошую книгу по классической музыке, там рага будет нарисована. Каждая рага будет изображена в виде какой-то формы, например, Васанта-рага. Васанта-рага – это весенняя рага. Она выглядит в виде красивой девушки с большим количеством цветов. Это не просто мифология, не просто зрительное изображение, а это опять же подтверждение того, что я сказал. На более высоких уровнях сложные звуковые формы принимают более сложные внешние формы. Ганс Дженни выяснял форму простых звуков и видел какие-то узоры, янтры, которые получались. Но на более высоком уровне возникает гораздо более сложные формы. Звук лечит, потому что он помогает защитить наш ум, помогает привести наш ум в определенное состояние, освобождая его от этой внешней зависимости.

Сейчас мне хотелось объяснить, какой звук из звуков санскритского алфавита, какую энергию несет. В санскритском алфавите тридцать три согласных и девятнадцать гласных. Санскритские звуки обладают акшарой или неуничтожимой энергией. Тридцать три согласных расположены в санскритском алфавите таким образом: есть пять рядов по пять букв. Это единственный алфавит, который имеет научную природу по месту произношения. Первый ряд: как, кха, га, гха, на – это горловые звуки. Эти пять звуков – это пять изначальных стихий: земля, вода, огонь, воздух и эфир. Эти звуки несут в себе энергию этих элементов. Второй ряд – это палатальные звуки, которые произносятся на уровне мягкого неба: ча, чха, джа, джха, на. Эти звуки несут в себе энергию объектов чувств: запах, вкус, форма, касание, звук. Следующий ряд – это небные звуки или церебральные: та, тха, да, дха, на. Они соответствуют пяти действующим органам чувств: ноги, руки, язык, анус и гениталии. Следующий ряд – зубные звуки: та, тха, да, дха, на. Они соответствуют пяти познающим органам чувств: нос, язык, глаза, кожа, ухо. Следующий ряд – губные звуки: па, пха, ба, бха, ма. Они пробуждают энергию: па – ум, пха – эго, ба – разум, бха – сознание, ма – обусловленная душа «я». Этот ряд имеет отношение к тонким аспектам нашего ума. Есть еще семь звуков: йа, ра, ла, ва. Это полугласные звуки. Три шипящих звука: ша, ша, са. Это радха — привязанность, видья – энергия знания, кала — время, майа – внешняя энергия, крийа-шакти – энергия созидания, гьяна-шакти – энергия познания, ичха-шакти – энергия желания. Есть последний звук – ха. Самый последний звук носовой – м. Это некое введение того, каким образом мантра может действовать, как комбинация этих звуков при правильном их произнесении может производить зримые эффекты.

Слово «я» на санскрите звучит «ахам». «А» — это первый звук санскритского алфавита, «хам» — последние звуки санскритского алфавита. «Ахам» представляет собой сочетание всех этих вещей: огня, воды, воздуха, органов чувств, различных энергий, которые у меня есть. Гласные представляют собой разные энергии сознания. Философия, которая за этим стоит, очень важная. «Я» — представляю собой все это, вместе взятое, всю эту совокупность всех этих элементов, органов чувств, органов восприятия, органов деятельности. Соответственно, если я хочу воздействовать на себя благоприятным образом, то я могу сделать это с помощью звука. Разные звуки будут воздействовать на определенные вещи. Есть в санскрите пуруша-мантра. Она подробным образом описывает, на какую вибрацию отзывается какая-то часть тела, с какой частотой она вибрирует. Например, у человека болит что-то. Он может решить эту проблему, правильно произнося звук.

Есть семь важных энергетических центра, которые управляют всей нашей системой. Они называются чакры. Они изображаются в виде определенных форм. Муладхара-чакра находится в самом низу, ниже позвоночника, в промежности между анусом и гениталиями. Там находится центр, который содержит в себе всю энергию. Это высшая чакра животного царства. Для человека она низшая чакра. Мула – значит корень.

Дальше идет свадхистана-чакра – половая чакра. Она примерно на семь сантиметров выше. Дальше идет манипура-чакра. Она еще на семь сантиметров выше. Это в области солнечного сплетения, выше пупка. Анахата-чакра – сердечная чакра. Вишудха-чакра. Вишудха – значит чистая. Это горловая чакра, управляющая нашей речью. Аджна-чакра в центре нашей головы. Проекция ее – третий глаз. Сахасрара-чакра – тысячалепестковая чакра – это наш мозг. Эти чакры для людей, обладающих способность видеть. Они представляют собой сгустки энергии, вибрационные воронки, которые изображаются в виде лотосов с лепестками. Каждая из этих чакр настроена на определенную вибрацию.

Другое название мантры – биджа. Биджа буквально семя. Биджа – это могущественный звук, который несет в себе могущественную энергию. Каждая чакра настроена определенным образом на частоту звука. Человека, произнося звук, во-первых, гармонизирует всю систему и, во-вторых, с помощью вибрации звука очищает ее. Вибрация имеет этот эффект очищения. Эти семь чакр соответствуют стихиям. Самая нижняя чакра соответствует земле. Потом вода, огонь, воздух, эфир, ум и разум. Им соответствуют семь музыкальных нот, семь цветов.

Теперь биджа-мантра для каждой из этих чакр: лам, вам, рам, ям, хам, ом.

Сейчас будет медитация. Сначала будут подготовительные упражнения. Сейчас попробуем эти мантры, ощутить их эффект на себе. Сейчас нужно будет сделать две вещи: попытаться разтождествить себя с телом. Сначала почувствуйте тело как бы со стороны. Сейчас мы внутренним взором окидываем свое тело. Посмотрите на свои руки, на свои ноги и почувствуйте тяжесть. Очень важно ощутить сейчас притяжение земли. Если мы ощутим притяжение земли, как гравитация воздействует на нас, то нам легче будет разтождествить себя с телом. Это также помогает расслабиться человеку. Постарайтесь максимально расслабиться. Но при этом держите спину прямой. Очень важно, чтобы спина была прямой. Постарайтесь просто наблюдать за своим дыханием со стороны. В наш век единственно действенным является звук мантры. Звук является самым могущественной формой йоги, которая позволяет связать наше сознание с высшим сознанием.

Еще несколько слов скажу о Харе Кришна мантре. Есть история о том, как мудрец Нарада спрашивает у Творца этой Вселенной Брахмы: « Какое лекарство есть от всех зол в Кали-югу?» Он приводит ему эту мантру. По-другому эта мантра называется харинама, что значит имя Хари. Хари – это также имя Бога на санскрите. Он говорит, что в этой мантре, которая называется маха-мантрой или великой мантрой, содержится две шакти или две энергии: освобождающая энергия, которая дает внутреннее освобождение, защищает от неблагоприятных влияний внешней агрессивной среды и духовная энергия, которая дает нам определенную квалификацию или способности, которых у нас сейчас нет. Значение этой мантры, прежде всего, в том, что она дает человеку способность любить. Любовь – это высшее свойство человеческого сердца. Очищая сознание, она наделяет человека этой способностью любить. Нарада дальше спрашивает, есть ли какие-то строгие правила и Брахма отвечает, что никаких строгих правил нет. В отличие от многих других вещей, строгих правил нет. Мантра – это деликатная вещь и мантру нужно повторять в состоянии определенной чистоты и т.д. Что касается этой мантры, то нет никаких строгих правил для этого повторения. Сила ее такова, что она воздействует в любых обстоятельствах или любых ситуациях. Повторение мантры называется джапой. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что из всех жертвоприношений, из всех обрядов, которые существуют: « Я – есть жертвоприношение святого имени».

Вопрос: Слушание открывает сердечную чакру?

Ответ: Звук должен нас вывести за пределы обыденной реальности. Опыт, который человек испытывает, когда он слышит чистый звук, может быть у разных людей самый разный в зависимости от готовности. То, что я говорил по чакрам, то оно работает непосредственно на каждую из этих чакр. Неловко говорить о чистке только на физическом уровне. Не только сердечная чакра открывается, а гораздо более значительные вещи происходят.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.