Вопрос: Вопрос по поводу вопросов: Что дают вопросы, и ответы в частности, кроме информации? Зачем нам вопросы задавать?
Ответ:
Ум человека устроен таким образом, что он будет порождать сомнения. И эти сомнения, отдаем мы себе в них отчет или нет, живут в нашем сердце. И они нужны нам для того, чтобы у нас всегда была возможность неполностью предаться Кришне. Сомнения – это в сущности, защита нашей собственной независимости. У нас всегда есть где-то, в сокровенной глубине нашего сердца сомнения: а вдруг Кришна не Бог? Или: а вдруг Бога нет? На всякий случай там где-то, как-то, на каком-то уровне я могу в это верить, но где-то внутри сомнения остаются. И вопрос, в сущности, это сомнение, которое созрело, всплыло на поверхность, сформулировалось каким-то образом и превратилось в явно ощутимую помеху. Потому что по мере того, как сердце очищается, эти вещи будут выходить на ружу. Вначале мы даже можем не видеть их, подобно тому, как в комнате, в которой долго не убирались, на первый взгляд все нормально. Когда начинаешь убираться, там обнаруживается столько грязи, столько грязи! И думаешь: раньше чище было. Поэтому в процессе очищения сердца начинают всплывать оттуда всякие демоны. Иногда нам даже кажется, что раньше их там не было, они завелись недавно, что это достижение моего преданного служения, то, что у меня там появились все эти демоны. На самом деле они были там, они находились под спудом до поры до времени, но когда человек начинает что-то делать… Сомнения нужны ему для того, чтобы человек не делал ничего. Слово сомнение на санскрите значит самшайах. Сам значит полностью, шайах значит сон. Это то, что позволяет нам спокойно спать. Самшайах – это когда наш разум находится или пойман между двумя возможностями. И одна возможность кажется вероятной, и другая возможность кажется вероятной и разум предпочитает ничего не делать … Тоесть как правило, сомнения – это оправдания человека для того, чтобы он ничего не делал и погружался в сон, в инерцию, в лень.
И если это сомнение всплыло у меня, то для того, чтобы расчистить путь для моей активной деятельности, — а сознание Кришны, как любая другая духовная практика, подразумевает активную деятельность – я должен устранить это сомнение, иначе мой разум будет находиться в этом состоянии паралича. Для этого нужны вопросы. Вопросы – это не только информация. Вопросы – это скорее … Как есть лабиринты, в которых человек ходит или который он решает на бумаге и вопрос – это некое состояние тупика, когда я зашел в некий тупик этого лабиринта и мне нужно выйти оттуда. А зашел я в тупик, потому что мой ум привык ходить по каким-то своим проторенным путем. Он привык какими-то своими трафаретами пользоваться. И он завел меня в это состояние тупика. И в этом состоянии я должен задать вопрос и вопрос будет означать, что мне дадут какой-то новый ход, который меня из этого тупика выведет. Нечто вполне очевидное, но что ускользало от моего внимания или понимания. Оно придет ко мне и я перестану находиться в этом тупике. Так что вопросы нужны для того, чтобы человек мог освободить свой ум от каких-то тормозов, которые мешают ему активно заниматься служением.
Есть много очень сложных вопросов в любой духовной философии. Разумеется, в любой другой философии тоже есть множество вопросов и если мы будем стоять на позициях материализма, там есть множество неразрешенных вопросов. Если мы принимаем, что Бог есть, то это тоже вызывает определенные кажущиеся несоответствия. Человеку нужно очень хорошо знать ответы на все эти вопросы. Поэтому Арджуна задает вопросы. Если бы можно было обойтись без вопросов и ответов на них, то Кришна бы посмотрел на Арджуну всепронзающим взглядом, а Арджуна бы встрепетнулся бы и сказал: „Все, все понял.” Но Арджуна задает овпросы конкретные и все духовные книги, по крайней мере в Ведической традиции, построены в виде вопросов и ответов. Упанишады, как правило, построены в виде вопросов и ответов, которые ученик задают духовному учителю. И иногда ответы парадоксальны. В процессе обдумывания этих ответов, человек может найти более глубокую истину также внутри. Я рассеял это сомнение: нужно ли задавать вопросы или нет? (смеется)
(Диск 103, л. 4)