Вопрос: Махарадж, скажите пожалуйста, в писаниях сказано, что человек, даже если преданный, оступился или совершил какую-то ошибку, то все равно, если он идет к Кришне и пытается служить, его следует считать святым. Если в конкретной ситуации какой-то преданный был наставником у нас, такой замечательный преданный и начинаются какие-то странные вещи — шоколад, кино и просто как-то странно, что нет, он все равно святой. Как вообще в такой ситуации быть?
Ответ:
Кришна объясняет в этом стихе из „Гиты” по какому принципу нужно судить о святости человека. Он говорит: вйавасито хи сах – если человек настроен решительно прийти ко Мне, то он святой, даже если он внешне делает какие-то ошибки, оступается или еще что-то, если у него есть внутри решимость. В отношениях с преданными нужно научиться различать эту решимость. Эта решимость составляет принцип святости. Святость внешне может проявляется, может не проявляться, но если есть решимость, то это уже означает, что человек стремиться к Кришне. Стремление к Кришне и есть святость, это синоним святости. Как Пундарик Видйанидхи, когда Гададхар Пандит к нему пришел, он увидел странную картину: он сидел на подушках, курил кальян, он надушенный был, благовония курились, какие-то сладости были, он жевал их, зеркало перед ним было, иногда он в зеркало поглядывал. И по внешности ну кто он такой? Нужно бежать от него подальше. Но он говорит, надо стараться заглянуть в сердце человека и увидеть направление, вектор, куда движется человек. Если он все равно стремится к Кришне, даже если он сейчас шоколад есть, это не проблема. Шоколад ест человек или не ест Кришне все равно совершенно. Надо научиться судить другого по его устремлениям. У нас в отношениях с людьми всегда есть двойная бухгалтерия: мы себя судим по … Почему мы себя так легко прощаем? Потому что мы себя судим по намерениям своим и мы знаем: „Ну я же хороший. В общем-то я хороший. Ну да, гадость сделал, но все-таки…” А других мы судим по поступкам. Себя мы всегда судим по намерениям, а других по поступкам. А нужно все делать с точностью до наоборот, — себя нужно судить по поступкам, а других нужно судить по намерениям. Когда мы общаемся с другим человеком, нужно попытаться понять его намерения, что им движет. Естественно, если человек немножечко ослабевает в своем преданном служении, надо продолжать уважать его, не перенимать у него … Это общий принцип.
Теперь, что касается наставника нашего, то тут наставник, если он такую роль в нашей жизни играет, не имеет права этих вещей делать, он лишается статуса наставника. Шрила Джива объясняет, что Кришна говорит, да: апичет судурачаро бхаджате мам ананйа-бхак – если человек поклоняется Мне, он святой. Но Шрила Джива Госвами объясняет, что да, все эти люди, которые поклоняются Кришне, даже если они делают дурные поступки, они святые. Но есть святые и есть святые. Есть святые, которые могут учить других, а есть святые, которые не могут учить других. Те, которые делают какие-то неблаговидные поступки, могут быть святыми, но они святые сами по себе, а мы сами по себе. Наставник или тот, кто учит других, должен действовать безупречно. Общий принцип такой, что мы должны видеть в другом человеке намерения, судить его по намерениям и относиться к нему соответствующим образом. Что касается того, у кого я принимаю наставления, вот тут нужно быть очень избирательным. Не у каждого святого, иначе говоря, можно принимать наставления. Святых много, наставников не так много.
(Диск 112, л. 6)