О простоте

Вопрос: Я очень часто слышу слова просто, простой, простота в различных жизненных ситуациях. Я так же слышу, что Кришна любит тех, кто ведет себя просто. Этому я очень рад и хочу развить качество простоты. Для этого я пытаюсь изучить этот непростой вопрос: как быть простым? (смех) В настоящее время у меня возникает ряд простых вопросов. Есть ли разница между простотой и невежеством (считайте глупостью)?

Ответ:

Есть.

Продолжение вопроса: В чем эта разница?

Ответ: В том, что простота значит бесхитростность. Простота значит, что человек говорит то, что думает и делает то, что говорит. Непростота – это когда я думаю одно, говорю другое, а делаю третье. Глупость – это когда я просто дурак, ее нельзя путать с простотой. Простота значит бесхитростность. Глупость значит глупость, человек не понимает что он делает, не понимает кто он такой и вообще что это такое. Простота основана на понимании того кто я есть.

Продолжение вопроса: Есть ли точное определение что такое простота и простой?

Ответ: Шрила Прабхупада говорит здесь наверняка в комментарии. „Простота означает, что человек должен быть настолько открытым и прямолинейным, чтобы не бояться сказать правду даже своему врагу.” Это то определение простоты, которое дает Шрила Прабхупада. Это значит, что я не держу ничего внутри, не пытаюсь солгать. Примером простоты является Арджуна. Слово арджуна происходит из корня риджу, что значит простой, бесхитростный. Слово арджавам от того же самого корня, что и арджуна. Арджуна что делал? Подошел к Кришне и сказал: „Не хочу сражаться. Независимо от того, что обо мне люди подумают, как они посмотрят на меня…”, он не думал … Он сказал: „Ладно, Господь с ним, не хочу сражаться, не могу сражаться, не буду сражаться!” Он не пытался играть какую-то роль. Отсутствие простоты – когда я играю постоянно какую-то роль на сцене, у меня есть зрители, я все думаю как эта роль, понравилась им или нет? Как я сыграл эту роль или не сыграл. Простота значит все время оставаться одним и тем же. Когда на меня смотрят я такой же, когда на меня не смотрят, я такой же. Если, когда на меня смотрят я один, а когда на меня не смотрят, я другой …. Если в кругу своей семьи я один, а на людях я другой, то это отсутствие простоты. Есть люди, которые приходят на воскрессную программу и просто любо-дорого посмотреть. Но надо спросить у их жены что происходит дома. Это тоже отсутсвие простоты. Я не знаю куда точнее. По-моему все очень просто.

Продолжение вопроса: Есть ли определение качества простоты в зависимости от гун природы, простота в благости, простота в страсти и простота в невежестве?

Ответ: Шрила Прабхупада начинает этот комментарий со слов что путь познания, описанный в этих стихах – трансцендентен, не имеет отношения к гунам природы. Иначе говоря, все качества, которые перечисленны тут, если это реальные качества, а не просто тень или их отражение, не имеют отношения к гунам материальной природы и не являются взаимодействием елементов поля. Настоящая простота – это когда я знаю, что я частица Бога и что мне в общем-то нечего скрывать особенно, я не отождествляю себя со своим телом и не пытаюсь при этом изображать никого, играть какую-то роль, привязываться к роли, потому что каждая роль имеет свои какие-то преимущества. Тоесть, в каком-то смысле настоящая простота вне гун материальной природы. Простота в гунах материальной природы – это тоже игра до какой-то степени, потому что можно сказать, что простота в страсти – это когда я по-простому страстный (смех), но никакой ценности в этой откровенной раджасичности нет. Можно сказать: да, вот пожалуйста, вот он откровенный? Нет, тут речь идет совсем о другом уровне качества.

Продолжение вопроса: Есть ли определение простоты трансцендентное?

Ответ: Я сказал.

Продолжение вопроса: Что такое простота по отношению к деньгам – к своим и к чужим? (смех)

Ответ: Простота по отношению к деньгам? Опять же простота значит, что я не играю никаких ролей и это значит, что я не пытаюсь так или иначе использовать свои деньги для того, чтобы как-то купить почет, уважение других. Потому что деньги тоже могут быть, и очень часто являются инструментом игры. У меня есть один человек знакомый с деньгами и он периодически приходит куда-то и говорит: „Давайте я вам сейчас начну помогать, я буду вашу программу поддерживать.” Уже много программ прошли через его руки таким образом. Он начинает некоторое время поддерживать эти программы. Потом через очень короткий срок вдруг начинается песня, которую я уже очень хорошо знаю: „Я никому не нужен, всем нужны только мои деньги. Вам я не нужен, вам нужны мои деньги.” Он сам пришел, он сам сказал и начинается какая-то … Тоесть, человек начинает использовать свои деньги, чтобы привлечь к себе внимание или чтобы купить что-то. Это значит непростое отношение к деньгам. Простое отношение – у меня есть деньги. Есть – хорошо, ладно, я делаю все, что могу с ними, они в конце концов все равно не мои. Если мне их послал Кришна, я должен использовать их в служении Ему.

Продолжение вопроса: Если боль в материальном мире – признак невежества, то может ли простота какого-либо человека причинять боль оружающим?

Ответ: Нет. Настоящая простота, еще раз, трансцендентна и человеку, у которого есть это качество, не причиняет боли другим, в том числе.  Как этим качеством в высшей степени обладают люди на высоких ступенях духовного развития, которые иногда они даже … скажем так, как Гаура Кишор дас Бабаджи. Он олицетворение простоты. Когда люди приходили к нему, он видел в них какое-то притворство, он брал и показывал на него. И можно сказать, что эти люди чувствовали боль, правильно? Если притворщику говорят, что он притворщик, ему становится больно в этот момент. Так что в каком-то смысле простота может причинить боль в этом смысле. Но эта боль не следствие простоты, это просто проявление той боли, которая уже накопилась в нашем эго, просто я уже больной и иногда врач причиняет боль человеку, он нам тыкает в это больное место.

Продолжение вопроса: Простота хуже воровства. Прост как свинья, лукав как змия… Отменены ли эти утверждения или решение на высшем уровне, что теперь простота чуть-чуть лучше воровства?

Ответ: Нет. В этих поговорках имеется ввиду совсем другое. Простота хуже воровства – это когда человек простой, скажем так в гуне невежества или еще что-то такое. Речь не идет об этом. Под арджанам подразумевается трансцендентная простота.

Продолжение вопроса: Противопоставляется ли простота мастерству и квалификации профессионализма?

Ответ: Нет. Никоим образом. Человек может быть очень простыми при этом очень высоко квалифицированным. Более того, именно в таком человеке простота особенно ценна. Когда человек не пытается наслаждаться. Еще раз, простота в каком-то смысле очень сродни смирению, потому что несмирение – это желание наслаждаться всем, что у меня есть и попытка гордиться всем этим. Простота – это когда у меня есть много всего, но при этом все это никоим образом не влияет на меня и на мое отношение к другим людям. У меня может быть много всего, много знаний. Ну и что? Когда у человека есть что-то и он начнает гордиться и всем показывать это, все время демонстрировать, подчеркивать это, то это беда. Но если у человека есть все это, он может оставаться простым. Я знаю людей по-настоящему возвышенных, обладающих всевозможными добродетелями и при этом они очень просты в обращении, у них нет ролей, которые они играют.

(Диск 109, л. 4)

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.