Безгрешный или падший?

Вопрос: … Нужно считать себя безгрешным, да? Но если мы читаем “Чайтанья-чаритамриту”, там Рупа Госвами, Санатана Госвами, Кришнадас Кавирадж говорили: “Я ниже червяка, я такой грешный…” То есть это может быть еще одной ловушкой, что мы считаем себя падшими?

Ответ:

Может быть, может быть, ловушек сколько угодно, мы можем смотреть свысока, как червь в испражнениях и очень гордиться тем, что я червь. Вопрос такой, что в “Чайтанья-чаритамрите” Кришнадас Кавирадж Госвами говорит, что “Я ниже червя в испражнениях и каждый человек, который произнесет мое имя падет”. Это состояние смирения или состояние… это определенная эмоция, карпанья, когда человек ощущает себя таким образом. Но эта эмоция должна быть естественной, это эмоция, которая исходит из осознания моей истинной природы. Если я сейчас просто буду имитировать червя в изпражнениях, то это будет всего лишь навсего уловкой. Для начала, начинается сэ того, путь начинается с того, что в священных писаниях говорится: иди омойся в Ямуне, выйдешь оттуда – вышел, все, безгрешный. Священные писания говорят: произнеси один раз Святое Имя, один раз и все грехи ушли. И честно говоря, я не видел ни одного человека, который бы особенно этим гордился, потому что быть безгрешным очень сложно. Быть безгрешным значит в конечном счете отказаться от греховного менталитета. Потом, когда приходит … то, о чем говорит Кришнадас Кавирадж Госвами – это его бхава, это на самом деле некое проявление его экстаза духовного. В духовном экстазе люди чего только не говорят! Они разные вещи говорят. Поэтому людей, достигающих высокого уровня называют авадутами или юродивыми, неважно как. То есть это люди, они непосредственно в контакте с Богом, со Сверхдушой, они разные вещи могут говорить. Мы должны знать, что основа моя – смирение, я должен стремиться к смирению, но из чего оно состоит. Когда к Шриле Прабхупаде подошел человек и сказал: “Шрила Прабхупада, я самый, самый, самый падший”, Шрила Прабхупада сказал: “Ты никакой не самый, даже не самый падший.” Потому что там главное не слово не ‘падший’, и это не экстаз никакой, а это просто маска, маска ложного смирения. Когда человек подходит и говорит ‘я самый падший” к вам или когда человек подписывается: ваш смиренный слуга или ваш последний слуга, или ваш падший слуга. Что нужно сделать в этом случае – нужно сказать: “Да, ты самый падший” или  “Я всегда знал, что ты падший, наконец-то ты сам это понял”. И посмотреть как этот самый падший будет реагировать. Суть в том, что не нужно играть ни в какие игры: вайшнавата ей шаралата – Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада любил повторять эту вещь – вайшнав – это человек простой, не притворяющийся никем, даже самым падшим. Если ты чувствуешь, действительно, что ты самый падший, если ты действительно чувствуешь это, это твой экстаз, то да. А если это просто некий скалькулированный прием для того, чтобы привлечь к себе внимание или для того, чтобы подчеркнуть какой ты уже … какого уровня высокого достиг: “Вот, оказывается, у нас тут один самый падший оказался!”, то тогда нужно просто посмеяться надо всем этим: “Ага, знаем мы таких самых падших!”

Беда в том, что – и это одна очень важная ловушка, которая нас подстерегает на духовном пути – человек, что бы он ни делал, все превращает в ритуал. Вы замечали, да, как это случается? И мы можем, и не просто можем, мы делаем это, превращаем в ритуал в том и числе такие вещи, как это, проявление смирения. Мы думаем, что это у нас теперь ритуал такой, это игра такая пошла: “Теперь играем в самых падших, кто первый?” Ритуал, механический ритуал. Тогда, как бхакти – это единственная вещь, которую невозможно механически обрести. Всеми остальными вещами можно заниматься механически, йогой можно заниматься механически до определенного предела. Естественно, в какой-то момент нужно будет вкладывать туда сознание, но все равно, до какого-то предела, йога подразумевает. Кармой – ради Бога, сколько угодно, ритуалы, все эти люди, я видел, как они там мантры читают: “блу-блу-блу”, я уже забыл даже, ну неважно, первые мантры Риг-веды, которые больше вего любят все эти пандиты читать, обращенные к Агни. Все это можно делать механически. Бхакти означает стопроцентное сознание. Поэтому Кришна здесь говорит адхьятма-четасах, если ты будешь делать что-то, вкладывай в это душу, вкладывай в это сердце, бхакти означает моя способность или мое умение, мой навык, во все, что я делаю, вкладывать сердце. И если я, вкладывая сердце, делаю что-то и чувствую что-то, я вложив сердце в это во все, что-то говорю, то тогда это нормально. Но если я делаю это просто как очередной ритуал какой-то, то в этом никакого смысла.

(Диск 81, л.  13)

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.