Вопрос: Махарадж, что значит воспевать святое имя в смирении? Смирение, смирение …
Ответ:
Это значит никого из себя не воображать. Смирение не значит какая-то искусственная игра: я буду смиренный, посмотрят на меня … Смирение значит я есть тот, кто я есть, я не пытаюсь никем себя изображать, я понимаю, что Кришна Бог, что я завишу от Него, что я нахожусь в связи с ним, я нуждаюсь в Нем. Смирение значит все время Кришну благодарить за то, что Он у нас есть, а не наоборот, не благодарить Кришну за то, что мы у Него есть. Ко мне пришел один преданный и прощаясь, сказал мне: „Спасибо Вам за то, что я у Вас есть.” (смех)
Вопрос: Может он специально?
Ответ: Нет, не специально, у него вполне хорошие были намерения. Но смирение значит, что я о Кришне думаю, а не о себе думаю. Гордыня – это когда я все время о себе думаю, о том, что люди обо мне думают. Как они на меня посмотрели, что они подумали, произвел я на них впечатление или нет… Мы о Кришне точно так же можем думать: произвел я на Кришну впечатление или нет, своим повторением мантры героическим. Смирение – это когда я о Нем думаю, пытаюсь что-то ради Него сделать, понимая, что я, в общем-то, ничего особого не могу сделать, но стараюсь. Смирение – это очень простая вещь, это когда мы устраняем из своего сознания и сердца все ненужные вещи. Там очень много мусора всякого. Обычно человек отождествляет себя с чем-то, чем он не является и все это он заносит вовнутрь. Как человек идет по улице и вдруг видит какую-нибудь вещь на витрине и сразу же инстинктивно у него происходит отождествление некое: „Хорошо бы, чтобы это было частью меня. Потом что он делать – берет, покупает, приносит к себе домой, покупает: вот оно мое, меня стало больше, я обогатился этим. Мы все это заносим внутрь себя: вот это я, вот это я, вот этого много, я крутой, я сякой, я всем покажу. И этот весь болезненный клубок называется гордыней нашей, которую мы все время пытаемся проецировать, всем пытаемся доказать это. А смирение – это когда я забыл обо всем этом, когда я не думаю обо всем этом. Кто я? Непонятно кто, в микроскоп рассматривать – не найдешь там. Но тем не менее я связан с Богом и в этом мое величие, тем, что я могу непосредственно думать о Боге, помнить о Боге, я Его частица. Это смирение.
(Диск 112, л. 6)