Что имеется в виду под достижением камы?

Вопрос: В “Шримад-Бхагаватам” 4.1 написано, что просто служа Верховной личности Бога можно достичь религиозности, материального состояния, чувственного наслаждения и освобождения. О каком чувственном наслаждении говорится?

Ответ:

О самое что ни на есть (смех). Нет, это четыре цели, которые преследует человек. Полноценный человек должен ставить перед собой цели дхармы, артхи, камы и мокши. Дхарма значит религиозность, артха значит материальное процветание или богатство, кама значит чувственное наслаждение и мокша значит освобождение. Сейчас, к сожалению, из этих четырех целей у людей остались только две – артха и кама. Но чтобы жизнь человека была полноценной – и ничего плохого в этом нет – но нужно следовать этим четырем целям так, чтобы все эти четыре цели у человека сохранялись. В Кама-сутре, которую наверняка все из вас, если не читали, то слышали, Ватсйайана Муни, который, междупрочим, был наиштика-брахмачари (у него была своя цель, почему он это сделал, но не важно), он пишет очень важную вещь: человек должен так (еще раз повторяю: должен наслаждаться – это хорошо) так, чтобы не становиться бедным. Потому что люди в этом мире наслаждаются в ущерб богатству. Он должен наслаждаться и быть богатым не в ущерб дхарме, тоесть, он должен уметь наслаждаться и жить счастливо в этом мире и процветать, иметь материальное богатство так, чтобы не страдала его дхарма или религиозные обязанности. Он должен заниматься дхармой или религией, наслаждаться и быть бопгатым так, чтобы не поставить под вопрос мокшу или освобождение. Ведическая цивилизация учит человека все эти четыре цели в своей жизни совмещать. Ведическая цивилизация не значит, что мы должны страдать, отрекаясь от всего. Нет. Махараджа Парикшит был богатым человеком и он жил, наслаждаясь. Когда нужно было, за 7 дней он там попостился немножко и вернулся обратно к Богу. Смысл ведической цивилизации не в том, чтобы сделать человека убогим уродом, а в том, чтобы дать ему возможность наслаждаться, жить в этом мире правильно. Это значит, в том числе наслаждаться, но так, чтобы моя дхарма не страдала и так, чтобы я не обеднел, я должен быть богатым, ничего в этом предосудительного нет, но при этом я должен помнить о том, что есть дхарма. Поэтому дхарма перечислена первой. Почему? Потому что дхарма – это фундамент для артхи, камы и мокши, для всего остального. Дхарма или религиозниость, принципы религии – это фундамент, на котором мы должны строить здание своей жизни так, чтобы все это было там нормально. Так что не волнуйтесь, все нормально.

(Диск 107, л. 7)

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы