Приравнивается ли чтение к слушанию?

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, подробнее о процессе слушания и приравнивается ли чтение книг, комментариев Шрилы Прабхупады к слушанию?

Ответ:

Конечно. Шраванам, слушание, значит:

шушрушох шраддадханасйа
васудева-катха-ручих
сйан махат-севайа випрах
пунйа-тиртха-нишеванат

Правильное слушание значит, когда у меня есть вера, шраддхадхана, когда у меня есть желание слушать с верой. Шраддха значит понимание истины. У меня есть вера и второе – шушрушох, значит у меня есть горячее желание слушать. Однажды Шрила Прабхупада лекцию давал утром и в какой-то момент он обнаружил, что все благополучно спят. Он посмотрел на эту сцену и сказал: „Что-то не так, что-то неправильно. Как по-вашему, что не так? Что надо поменять?” И преданные стали предлагать разные решения этой проблемы. Один сказал: „По-моему надо перестать есть вечером, потому что если вечером поешь, то спишь плохо, не высыпаешься, утром приходишь и тянет в сон.” Другие люди стали разные другие рецепты предлагать, это называется материальное решение духовных проблем. Но Шрила Прабхупада слушал, слушал все это и сказал: „Ничего это не поможет до тех пор, пока вы не поймете, что от того, что вы сейчас услышите, зависит вся ваша судьба, что это вопрос жизни и смерти. Когда у вас будет такое понимание, тогда вы не будете спать! Когда у вас будет внутреннее понимание важности, что то, что я сейчас услышу в данный момент, сможет спасти меня в момент смерти, который может наступить, кстати говоря, быстрее, чем мы думаем. Если я слушаю в таком состоянии, то я слушаю. В противном случае что я делаю? Я пропускаю это через ватное одеяло своего ложного эго и там что-то такое чуть-чуть доходит, у нас такие большие затычки на ушах, что-то такое до нашего сознания доходит, но особенно оно не трогает нас.

Поэтому в первой песне „Шримад-Бхагаватам”, во второй главе есть этот стих шушрушох шраддадханасйа васудева-катха-ручих, что когда человек слушает с верой и желанием и не просто с желанием услышать, а с желанием сделать то, что он услышал, следовать тому, что он услышал. Как сейчас я призывал вас так или иначе рассказывать другим о „Гите”, потому что когда мы рассказываем другим о „Гите”, мы поклоняемся Кришне своим разумом и у нас меняется сознание и сознание других людей меняется. Если человек слушает с желанием следовать тому, что он услышал, с пониманием того, насколько это важно и с верой того, что это может в конце концов спасти его, то тогда это будет правильное слушание. Точно так же, если он читает книги Шрилы Прабхупады, то это будет шраванам.

Другое дело, почему изначально Веды не записывались, – именно потому что челсовеку сложнее по отношению к книге развить то же самое отношение. Когда мы сидим и слушаем лично, то в нас уже закладывается уважение, а к книге легче развить какое-то пренебрежение. Я захотел тут открыл, захотел тут открыл, захотел закрыл, надоела, какая разница? Когда человек слушает лично, то легче находиться в правильном состоянии сознания, так, чтобы слушание воздействовало сильнее. Но с другой стороны, если человек может читать в таком же состоянии, то чтение ничем не отлично от слушания. Единственное, что отличает чтение от слушания – это то, что человеку легче пренебрежительно относиться. Поэтому в Ведах, в дхарма-шастрах и в обычаях вайшнавов говорится, что книгу надо класть на вьясасану, для нее своя специальная асана должна быть. Более того, по правилам, эта асана должна быть как минимум по роскоши своей лучше, чем та самая асана, на которой сидит рассказчик, она должна быть более богато украшена. Люди, которые понимают по-настоящему, что книга не отлична от Самого Кришны, поклоняются книге. В этот день, в Гита-джаянти, те люди, кто могут это сделать, едут в Джйотисар, это место на Курукшетре, где Кришна рассказал “Бхагавад-гиту”, там по-прежнему растет дерево, под которым Он ее рассказывал, и что они делают там, как раз сейчас, в это время, – в сумерках, они проводят арати “Бхагавад-гите”, они ставят книгу, зажигают лампадку, там множество огней горят, поклоняются „Гите”, потому что она не отлична от Самого Кришны. Но нам, так как у нас материальное сознание, сложенее это понять. Если мы это поняли, то разумеется, никакой разницы нету. И другой обычай, который часто делают, у нас в храме на „Динамо” сейчас идет эта ягья, – люди делают огренное жертвоприношение, читая стихи „Гиты”, все 700 стихов и после каждого стиха бросают в огонь зерна, поклоняясь таким образом каждому слову “Бхагавад-гиты”. В этот день рекомендуется как минимум одну главу целиком прочитать всех стихов или подарить кому-нибудь “Бхагавад-гиту”, купить или распространить, так или иначе как-то полконяться „Гите”. Если у меня есть правильное отношение к книге, то конечно, она неотлична от живого слушания, но это просто сложнее обрести.

(Диск 109, л. 7)

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы