Вопрос: Какая форма проповеди самая лучшая для нас, в нашем положении?
Ответ:
Для вас самая лучшая форма проповеди это, во-первых, жить хорошей, ответственной, нормальной жизнью, и одновременно с этим стараться заботиться о других людях, которые, так или иначе, проявляют интерес к Сознанию Кришны. Потому что естественная дхарма-грихастха, естественное положение грихастхи, это заботиться о других. В ведическом обществе грихастхи не должны были есть до тех пор, пока не накормят всех остальных. Почему-то мы все думаем, что проповедовать — значит новых людей как-то затаскивать куда-то. Нет. Проповедовать — значит заботиться о тех людях, которые заинтересовались, помогать, воодушевлять их. И как-то помогать им. Это самая лучшая форма. Потому что, когда я начинаю заботиться о других, это меня обязывает к очень многому, это мне помогает самому достичь определенного уровня.Есть столько людей, которые нуждаются в заботе. Все люди нуждаются в заботе. Это самый лучший способ. В конце концов, даже Шрила Прабхупада в основном растапливал сердца людей своим отношением к ним. И молитвой. Если мы хотим, так или иначе, кому-то помочь или кому-то что-то сказать, то главный способ – это молитва.
Индрадьюмна Махарадж рассказал удивительную историю про Гирираджа Махараджа. Про то, как он встретился со Шрилой Прабхупадой на какой-то программе. И он был студентам тогда. Он задал вопрос Шриле Прабхупаде после лекции: «Как понять кто настоящий гуру?» И Шрила Прабхупада посмотрел на него в упор и дал знаменитый свой ответ: «Все зависит от того, что ты хочешь». Он не стал говорить какой гуру то-сё. Он стал говорить, как понять, как найти настоящего гуру. Он сказал: «Все зависит от того, что ты хочешь. Хочешь ты стать слугой Бога, или ты хочешь стать Богом». Гирирадж Махараджа дрожь пробрала, потому что у него над кроватью в комнате, где он жил, висел плакат, где был человек, он показывал на него и говорил: «Ты – Бог». И он подумал: «Это человек все про меня знает!» Он испугался, он страшно испугался. Он стал преданным в результате этого. Через какое-то время стал общаться, стал преданным. И где-то через год или больше Шрила Прабхупада приехал в этот город, где он был студентом. И он опять задал ему какой-то вопрос, и Шрила Прабхупада сазал: «А, я тебя помню. Ты мне задавал этот вопрос про то, как найти гуру». Тот очень удивился. Он говорит: «Я помню тебя, как же. Когда ты задал это вопрос, я стал молиться Кришне, чтобы ты стал преданным». Потому что, в конце концов, не мы же делаем людей преданными».
– Кришна делает!
– Кришна. Сам Шрила Прабхупада никогда не думал: «Я делаю людей преданными». Когда он приехал в Америку, перед тем как сойти на берег, он молился: «Кришна, Ты – великий мистик. Сделай так, чтобы эти люди почувствовали какую-то привлекательность в моих словах». Он пришел и стал говорить там: «Сарва-дхарман паритйаджйа». Он половину на санксрите говорил. Слушал сегодня его лекции, я хинди учу, и слушал его лекцию на хинди. Все понятно, потому что он на санксрите в основном говорил, а все эти стихи я знаю. Хинди я не понимаю, но все понятно: нитья-юкта-упасате, шраддха, ручи, асакти. Все ясно, о чем речь идет. Шрила Прабхупада приехал, стал об этом говорить, и все стали преданными. Потому что Кришна за этим стоит.
(Диск 101, л. 6)