Вопрос: Продолжение вопроса о прогрессе. Каким образом вообще можно отличить это духовный прогресс или может быть тонкоматериальный?
Ответ:
Ну, если мы тонкоматериально развиваемся, то это тоже прогресс. Главное, что мы развиваемся, потому что по сути дела что такое развитие? Если посмотреть эволюционную лестницу. В этом мире везде есть сознание, но оно проявлено по-разному, в разной степени. В цветах есть сознание, но оно очень сильно покрыто невежеством материальным. И скажем так механическая или автоматическая эволюция до уровня человека доходит. Живое существо как бы потихонечку избавляется от этих оболочек невежества, которые его покрывают. Потом, когда оно становится человеком, дальше тот же процесс не прекращается, потому что эволюция только в этом заключается, в том что я становлюсь все более и более сознающим, мое сознание избавляется от невежества все в большейи большей степени. И тонкоматериальный прогресс – это прогресс от тамо-гуны до саттва-гуны, прогресс в гунах материальной природы, когда я повышаю свое положение в этих гунах и когда в моей жизни становится больше саттвы. И естественно, когда прибавляется саттвы, то прибавляется сознание. В тамасе сознание есть у человека, но оно мало, оно где-то там глубоко скрыто. В раджасе оно есть, но оно тоже очень хаотическое и очень рассеянное. В саттве оно становится более сконцентрированным. И если я понимаю, что саттва – это не предел, что это не просто светлый тупик, в котором я хочу остаться и там наслаждаться, а понимаю, что это всего-лишь навсего трамплин, или трамплин, тот уровень, с которого я смогу дальше избавляться от влияния гун, то тогда это не проблема. Даже если у меня идет тонкоматериальное развитие, это все равно развитие, если у меня правильная цель. Если моя цель – бхакти, то ничего страшного нет, пусть оно идет там где-то. Но одновременно с этим я стараюсь все равно … я должен стараться. Если я понимаю, что это моя цель, на уровне бхакти, а не на уровне саттвы, то я смотрю на это все так, немножечко свысока. Для меня это переходная ступень. То есть, плохое тонкоматериальное развитие – это когда я зацикливаюсь на нем, когда я начинаю этим гордиться. Люди на уровне саттвы гордятся, что они правильные, что они такие чистые, что они все такие все из себя: не подойдите. Если у меня это появилось, то значит, да, тогда тормоз появился, тонкоматериальное развитие мешает дальше идти. Если я вижу это и вижу, что саттвы в моей жизни прибавляется, то есть чувствительности становится больше, чуткости становится больше…. Потому что что такое саттва? Саттва – это способность чувствовать, способность ощущать, в том числе другого человека, способность яснее понимать что со мной происходит, свои движения. Саттва, на самом деле, это очень важный момент – это способность понимать свои мотивы, мотивы, которые мною движут. Переход от тамаса к раджасу знаменуется тем, что человек, свою невежественную деятельность меняет на более правильную. Переход от раджаса к саттве определяется тем, что человек, оставаясь в пределах какой-то более-менее правильной деятельности, начинает потихоньку очищать свой мотив. То есть, он перестает это делать только для себя и так далее. В общем, иначе говоря, понятно какая это ситуация, да? А бхакти – это еще дальше, это следующий шаг в этом направлении – когда мотив мой становится чистым. И если у меня саттва увеличивается и при этом я не становлюсь более гордым, а просто становлюсь более чутким, более добрым, более мягким, меньше сосредоточен на себе, то что в этом плохого? Если я пользуюсь саттвой, она становится скорлупой, такой желтой скорлупой. До этого у меня была синяя сколупа или красная скорлупа. Теперь я решил желтую скорлупу… тогда это плохо. Но если я изнутри эту скорлупу долблю, то тогда в этом нет ничего плохого, желтая скарлупа тоньше, чем красная или синяя, синяя совсем толстая, ее трудно… маленькая душа пытается оттуда выбраться… „Погоди, не торопись!” Скорлупа саттвы – это не проблема. Если мы понимаем, что это все равно скорлупа.
(Диск 102, л. 6)