Сочи (10.06.2009 г.) Семинар «Нектар преданности» — 1

Диск 118, л. 1

Аннотация:

Предисловие. Подробное объяснение двух мантр, прославляющих Шрилу Рупу Госвами. Анонс книги Дханурдары Свами «Волны преданности». Углубленная история возникновения «Бхакти-расамрита-синдху», отражающая уникальность и величие Шрилы Рупы Госвами и его «Бхакти-расамртиа-синдху». Озвучивание темы семинара: «Каким образом эта книга помогает нам утвердиться в сознании Кришны». «Бхакти-расамрита-синдху», как универсальное научное описание духовного опыта человека. Разбор бхакти с точки зрения расы. Обзор раса-шастр, предшествующих «Бхакти-расамрита-синдху». Объяснение термина раса. Раса и её составляющие (вибхава, анубхава и вйабичари) до и после Шрилы Рупы Госвами. Психологический разбор эмоций.

Истории:

— Как Шрила Рупа Госвами украл стих из сердца Шри Чайтаньи Махапрабху

***

Давайте вместе повторим две мантры, посвященные Рупе Госвами.

шри-чаитанйа-мано-’бхиштам

стхапитам йена бху-тале

свайам рупах када махйам

дадати сва-падантикам

прийа-сварупе дайита-сварупе

према-сварупе сахаджабхирупе

ниджанурупе прабхур ека-рупе

татана рупе свавиласа рупе

Первая мантра или стих написан Шрилой Нараттамой дасом Тхакуром, и он объясняет, в каком-то смысле, то, о чем мы будем говорить на сегодняшней первой лекции, посвященной нашему «Нектару преданности».

Шри-чаитанйа-мано-’бхиштам, — абхиштам значит то, что находится в уме, самое сокровенное желание Шри Чайтаньи. Стхапитам йена бху-тале, — тем, кем на Земле утверждено это желание Шри Чайтаньи Махапрабху. Свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам, — когда же Он даст мне прибежище у Своих лотосных стоп, — Рупа Госвами, — который открыл миру сокровенное желание Шри Чайтаньи Махапрабху и сделал его доступным, дал всем остальным людям доступ к реализации этого желания, к пониманию этого.

Второй стих написан Кави Карнапурой в «Шри Чайтанья-чандродайа-натаке». Маданамохан позже объяснит, почему все слова здесь находятся в седьмом падеже, но смысл его такой:

прийа-сварупе дайита-сварупе

према-сварупе сахаджабхирупе

ниджанурупе прабхур ека-рупе

татана рупе свавиласа рупе

Это игра слов, где обыгрывается слово рупа. Рупа — это имя Рупы Госвами. Рупа также значит — красота. И Кави Карнапура прославляет Рупу Госвами, давая различные синонимы.

Прийа-сварупе, — тот кто очень дорог Сварупе Дамодаре Госвами, кому Сварупа Дамодара Госвами дал сокровенное знание, полученные им от Господа Чайтаньи. Дайита-сварупе, — и Он есть сварупа, или воплощение того, кто дорог Господу Чайтанье.

Кави Карнапур рассказывает в «Шри Чайтанья-чандродайа-натаке», что Санатана и Рупа были любимцами Господа Чайтаньи. И когда преданные слышали новости о них (о том, как они живут во Вриндаване, совершая невероятную аскезу, и одновременно с этим творя книги, посвященные бхакти), то все преданные поражались и понимали, что это проявление милости Господа Чайтаньи. Дайита-сварупе, — он есть олицетворенная любовь Господа Чайтаньи.

Према-сварупе, — и он есть также према-сварупа, — олицетворение премы или любви. Сахаджабхирупе, — и он естественным образом прекрасен сам. Он сам красив, даже внешне. Ниджана-рупе, — и он, опять же, естественным образом следует всему тому, что говорит Господь Чайтанья. Ниджа-ану-рупа, — он идет за Ним следом.

Прабхур ека-рупе, — и он в каком-то смысле эка-рупа, — неотличен от Самого Господа Чайтаньи. Это как бы экспансия Господа Чайтаньи, которую Он выделил из Себя для того, чтобы дать людям возможность понять, что находиться у Него в сердце.

Татана рупе. Татана, — он объяснил свавиласа рупе, — он объяснил красоту свавиласы (игр Господа Кришны).

Нимай-сундара прабху попросил меня строго придерживаться этой книги Дханурдары Свами («Волны преданности»). Я буду это делать, как послушный слуга Нимай-сундары прабху. Почти всегда (смех). Но сегодня я не буду это делать (смех). Сегодня я позволю себе немножечко отступить от этой книги, но в дальнейшем я буду очень строго придерживаться ее.

Это книга Дханурдары Свами, в которой он объясняет «Нектар преданности» и перекидывает мостик, — иногда, в некоторых случаях, там где необходимо, — между «Нектаром преданности» и «Бхакти-расамрита-синдху» Шрилы Рупы Госвами.

Шрила Прабхупада начинает «Нектар преданности» с описания истории возникновения «Бхакти-расамрита-синдху». Он напоминает первую встречу Господа Чайтаньи с Сакаром Маликом и Дабир Кхасом, которые стали Санатаной Госвами и Рупой Госвами (в Рамакели). Немного говорит о происхождении Рупы и Санатаны Госвами. И дальше объясняет о том, как Рупа Госвами и Шри Чайтанья Махапрабху встретились в Праяге, в Аллахобаде. И у Дашашвамедха-гхата в течение десяти дней Господь Чайтанья давал наставления Шриле Рупе Госвами, которые составили главу из «Шри Чайтанья-чаритамриты».

И он завершает эту часть предисловия словами: «Люди, участвующие в движении сознания Кришны, могут воспользоваться этой великой книгой, чтобы прочно утвердиться в сознании Кришны. В самом конце предисловия Шрила Прабхупада говорит, что «Нектар преданности» он написал, прежде всего, для участников движения сознания Кришны, — не для посторонних людей. И в этой фразе он открывает смысл: «все те, кто серьезно приняли движение Господа Чайтаньи, могут воспользоваться этой великой книгой, чтобы прочно утвердиться в сознании Кришны». И это будет тема всего нашего курса: каким образом эта книга помогает нам утвердиться в сознании Кришны.

И в первой лекции мне хотелось сделать, как бы общий обзор, чуть-чуть углубить эту историю возникновения «Бхакти-расамрита-синдху», добавить к ней что-то из «Шри Чайтанья-чаритамриты». И сравнить «Бхакти-расамрита-синдху» с тем, что было до Шрилы Рупы Госвами. П.ч., по сути дела, Рупа Госвами дал универсальное описание духовного опыта человека.

Что представляет собой «Бхакти-расамрита-синдху»? Это объяснение духовного опыта человека в независимости от того, каким духовным путем он идет. И эта книга позволяет отличить настоящий духовный опыт от ложного духовного опыта.

П.ч. мы знаем, — есть множество различных сект, групп, религий. Есть суфии, есть христиане. В христианстве есть тысячи различных сект, есть мармоны, есть саентологи. Много кто есть в этом мире (улыбается). И все, так или иначе, претендуют на то, что они получают некий духовный опыт.

Есть любопытная книга Вильяма Джеймса. Она стала классической книгой в этой сфере. Она называется «Многообразие религиозного опыта». Вильям Джеймс там описывает всю палитру, или весь полный спектр различных проявлений так сказать «религий» в этом мире, или духовного опыта, религиозного опыта в этом мире.

В частности, он пишет любопытную вещь, в одной из первых глав. Он говорит: «Характернейшей чертой религиозного переживания является восторженность, окрашенная торжественным чувством». Ну, это он дает свое какое-то понимание этого, или пытается обобщить что-то. Но всё это в высшей степени несистематическо и, в общем-то, строго говоря, невозможно понять, что лучше, что хуже. «В любой из этих групп люди чувствуют какой-то эмоциональный подъем. В любой из этих сект люди ощущают нечто, что заставляет их оставаться там и продолжать заниматься какой-то практикой».

Так вот, собственно, что делает Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху»? Он объясняет научно духовный опыт или религиозный опыт. И объясняет, какой опыт является по-настоящему духовным, а какой — просто подделка (просто некое сентиментальное ощущение на уровне материальных эмоций). И что человек должен делать для того, чтобы подлинный духовный опыт обрести. Каким образом он должен действовать для того, чтобы его духовное развитие было настоящим и приводило к постоянному углублению этого духовного опыта.

Это по сути дела новая философия, которая обобщила массу явлений, существовавших до этого. Рупа Госвами ничего не придумывал, но он дал даршан. Даршан значит «видение, взгляд». И с помощью этого даршана можно увидеть некую разрозненную хаотическую картину в виде какой-то системы и понять ее гораздо лучше. В этом, собственно, суть. Поэтому Шрила Прабхупада подчеркивает здесь, что смысл этой книги в том, чтобы нам утвердиться как следует в сознании Кришны, и понять, каким образом мы должны практиковать сознание Кришны по-настоящему и не попадаться в какие-то ловушки. Иначе говоря, это философское обрамление к опыту духовному всевозможному, и прежде всего, философское объяснение духовному опыту, олицетворением которого был Шри Чайтанья Махапрабху.

Что делает Шрила Рупа Госвами? Он берет бхакти… И понятие бхакти, оно есть в Упанишадах, есть в Ведах изначальных, естественно есть в Пуранах. Есть «Нарада-бхакти-сутра», есть «Шандхилья-бхакти-сутра». Есть разное описание того, что такое бхакти. В конце концов, относительно недавно Раманужджа, Мадхавачарья описывали бхакти. Нимбаркачарья, Вишнусвамси.

Но то, что дает Рупа Госвами, — уникальная вещь. П.ч. никто из них не описывал бхакти, как расу. Впервые в Гаудия-даршане бхакти было описано, как трансцендентное переживание или раса. Хотя по сути дела, это есть в «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» начинается с этих слов: пибата бхагаватам расам алайам. Это третий стих из «Шримад-Бхагаватам», из мангала-чараны «Шримад-Бхагаватам», где Шрила Вьясадев объясняет смысл «Бхагаватам»: то что «Бхагаватам» дает нам возможность наполниться расой или вкусом.

Есть «Тайттирия-упанишад»: расо ваи сах, расам хй эвайам лабдхвананди бхавати, — «Человек, который испытывает эту расу, наполняется анандой. Он (Брахман или Бог), есть раса».

Но привести все это в систему… И система нужна для того, чтобы, — стхапитам йена бху-тале, — для того, чтобы опыт бхакти, как расы, стал воспроизводим, стал реально повторяем. Это сделал Рупа Госвами. И поэтому Нароттама дас Тхакур прославляет его этими словами. Он позволяет нам приблизиться к этому опыту. Естественно, самым высшим воплощением этого опыта, был сам Шри Чайтанья Махапрабху. И Рупа Госвами был так дорог Ему, именно п.ч. он объяснил этот опыт правильно. Тогда как, если просто внешне воспринимать этот опыт Шри Чайтаньи Махапрабху, то очень легко можно ошибиться.

Вся Бенгалия, вернее, та ее часть, которая не приняла объяснение Рупы Госвами, в конце концов, превратилась в множество имитаторов, которые видели наслаждение Шри Чайтаньи Махпрабху и пытались его как-то изобразить. П.ч. это один из возможных способов, — можно сказать: «Это нектар!» И ответить: «Нектар!!» (смех). Но как до этого нектара дорваться, — это вопрос.

И, безусловно, — что еще очень важно, — что опыт Шри Чайтаньи Махапрабху очень сильно отличался, радикально, кардинально отличался, вообще выбивался из контекста ведической культуры. Кульминацией ведической культуры является ощущение покоя. Ом шантих шантих шантих. Так? И если посмотреть на ведическую религию или на ведическую духовную культуру, там именно это состояние полного покоя, равновесия, невозмутимости прославляется, как высшее достижение. И тут приходит кто-то, в ком есть всё, кроме, на первый взгляд, покоя.

И никто не мог этого понять. В чем достижение Шрилы Рупы Госвами? В том, что он объяснил, каким образом основой или фундаментом всех переживаний бхакти является покой или шанти-раса. Но вначале, когда Шри Чайтанья Махапрабху начал проявлять то, что Он начал проявлять, никто понять этого не мог, начиная с Шачи-маты.

Шачи-мата, когда она впервые столкнулась с этим, когда она увидела, что ее сын то плачет, то смеется, то разговаривает сам с собой, то вдруг кричит: «Порву! Оторву им головы всем!» А иногда Он запрыгивал на ветку дерева и сидел там. Иногда закрывал глаза и падал без чувств. Шачи-мата, — простая женщина, — стала делиться с соседями: «С моим сыном что-то странное происходит! Иногда он на дерево запрыгивает и сидит на дереве. Иногда он падает без чувств».

Ей говорят: «Ну, что… Понятно, что…» Некоторые люди улыбались при этом и убегали куда-то подальше. Некоторые люди говорили: «Попои его кокосовым орехом. Не давай ему никакой еды. П.ч. это унмада-вайю». Унмада-вайю значит, что у Него особое вайю пришло в расстройство, и Он сошёл с ума слегка. И если долго поить кокосовым орехом и не поить ничем другим, и ничего другого не давать, то вылечится.

Соседи ей говорили: «Свяжи его, свяжи! Свяжи его по рукам и ногам! Хуже будет иначе!»

Другие говорили: «Что там кокосовый орех?! Не поможет. Нужно взять шила-гриту и намазать ему голову шила-гритой. И мазать до тех пор, пока не вылечится. Шила-грита — это особое аюрведическое лекарство от расстройства сознания.

То есть, что я хочу сказать, рассказывая все эти вещи, которые Вриндаван дас Тхакур описывает в «Мадхья-лиле», когда он начинает все это? То что люди не понимали многие. Не только атеисты, не только соседи. Шачи-мата не понимала, что происходит с ее сыном. Шачи-мата думала: «Может быть, действительно это какое-то помешательство?»

П.ч., опять же, священные писания хотя и намекают на такие проявления бхакти, открыто об этом ничего не говорят. Как Кришна описывает бхакти в «Бхагавад-Гите» (Б.-г., 12.13)?

адвешта сарва-бхутанам

маитрах каруна эва ча

нирмамо нираханкарах

сама-духкха-сукхах кшами

Это начало описания бхакти. Адвешта сарва-бхутанам, — тот кто никому не завидует, друг всех живых существ. Сама-духкха-сукхах кшами, — он прощает легко. Описание совсем другое, настроение совсем другое. Максимум… Хотя в «Гите» тоже есть это (Б.-г., 10.9):

мач-читта мад-гата-прана

бодхайантах параспарам

катхайанташ ча мам нитйам

тушйанти ча раманти ча

Но Кришна, — как бы из Него это вырывается, — и Он сразу же окорачивает Себя. Он боится показать это. Слишком это сокровенные вещи. Или в одиннадцатой главе до какой-то степени описаны чувства или эмоции, бушующие в сердце преданного. До какой-то степени.

И тут приходит Чайтанья Махапрабху, и Он дает это всё. Откровенно. И не удивительно, что понять это было очень сложно. — по-настоящему понять и правильно это интерпретировать, правильно это объяснить и описать. В этом величие Шрилы Рупы Госвами! В том, что он смог все это описать, введя в контекст ведической культуры, показав, что ведическая культура, по сути дела, о том же самом говорит. Где это в ведической культуре спрятано. Выставить это и объяснить так, чтобы это все стало доступно нам, так, чтобы это все стало воспроизводимым.

Почему это удивительное достижение, почему это новый этап, и абсолютно поразительная вещь, революционная, которая революционизировала духовную жизнь. Именно п.ч. она объясняет, каким образом работает сознание преданного, ум преданного.

Рупа Госвами (и его прославляют за это: шри-чаитанйа-мано-’бхиштам) понял ум Шри Чайтаньи Махапрабху. Понять ум даже обычного человека сложно. Даже обычного человека! Проникнуть в его ум, каким образом у него работает. Почему все время в человеческом обществе происходят столкновения? Из-за недоразумений! Недоразумения почему возникают? П.ч. мы не понимаем, что у человека в уме, как правило. Мы всё время приписываем ему что-то, интерпретируем его поступки, его слова определенным образом. И не понимаем, что происходит в его уме, неправильно истолковываем это.

В то же время мы знаем, что ум обычного человека по большей части работает как машина. По большей части это автомат, который рефлекторным образом работает. Но даже эту рефлекторную психологию понять очень сложно, п.ч. человек — это высшее творение здесь, и у него есть свобода.

И Шри Кришна объясняет в «Гите» (Б.-г., 8.6) то, что такое наше тело. Он объясняет, что наше тело это что? Это проявление чего?

йам йам вапи смаран бхавам

тйаджатй анте калеварам

там там эваити каунтейа

сада тад-бхава-бхавитах

Что наше тело — это проявление бхавы, или настроения. Психологического состояния человека. И в конечном счете, если мы хотим понять другого человека, надо понять его бхаву, т.е. эмоции, настроение, импульсы глубинные. И Шрила Рупа Госвами, он понял бхаву Шри Чайтанья Махапрабху. И объяснил её так, что мы можем понять это.

Иначе говоря, если ум обычного человека трудно понять, то насколько же труднее понять ум человека, у которого нет желаний. А Чайтанья Махапрабху начинает с этого. Это начало отречения от каких-то материальных желаний.

Если обычная психология еще до какой-то степени может объяснить желания человека, проникнуть в эти желания, понять каким образом работает ум человека, то ум великого йога понять практически невозможно. Тем более, объяснить каким образом человек действует. П.ч. в конце концов, что такое ум? Если мы поняли ум человека, мы поняли, как он действует и почему он действует таким образом. И Шри Чайтанья Махапрабху по Своей милости открыл это Рупе Госвами.

История «Бхакти-расамрита-синдху»…

Хотя Чайтанья Махапрабху объяснял в течение десяти дней у Дашашвамедха-гхата все это Рупе Госвами, и под конец Он обнял его. И в этот момент произошло самое главное. В этот момент бхава или определенные эмоции перешли из одного сердца в другое. Произошло уполномочивание или шакти перешла от Господа Чайтаньи к Рупе Госвами.

И что случилось позже, после этого? Рупа Госвами пришёл в Пури. И в Пури Рупа Госвами наблюдал сцену во время Ратха-ятры, когда во время одной из Ратха-ятр Шри Чайтанья Махапрабху вдруг начал повторять вместо обычных Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Или:

Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна хе

Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна ракша мам

Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна пахи мам

Рама Рагхава Рама Рагхава Рама Рагхава ракша мам

Кришна Кешава Кришна Кешава Кришна Кешава пахи мам

Или:

хари харайе намах кришна йадавайа намах

гопала говинда рама шри-мадхусудана

Это то, что обычно пел Господь Чайтанья. Вдруг во время Ратха-ятры Он стал повторять стих из «Кавья-пракаши». «Кавья-пракаша» — это произведение Маматы Бхатты, — одного из поэтов двенадцатого века. Из мирских поэтов! Чайтанья Махапрабху повторял этот стих (Ч.-.ч., Мадхья-лила, 13.121).

йах каумара-харах са эва хи варас та эва чайтра-кшапас

те конмилита-малати сурабхайах праудхау кадамбанилах

са чайвасми татхапи татра су-рата-вьяпара-лила-видхау

рева-родхаси ветаси-тару-тале-четах самуткантхате

Где, как бы женщина… Мы конечно всё уже знаем давно, так? Для нас новости нет, но все те, кто при этом присутствовал, ничего не понимал. Самое удивительное в этом было то, что все те, кто присутствовали при этом, не поняли, почему Он произносит вдруг этот стих из «Кавья-пракаши», где Он говорит: Йах кумара-харах, — Тот, кто в юности украл мое сердце. Са эва хи варас, — Он тут передо Мной прямо. Я вижу Его. Он тот же самый. Та эва чайтра-кшапас, — и та же самая полная луна месяца Чаитра светит.

Те конмилита-малати сурабхайах, — и тот же запах малати (ночью жасмин раскрывается, жасмин пробуждает эротические чувства. Запах жасмина особенный, и он ночью особенно сильный).

Праудхау кадамбанилах, — и ветерок легкий переносит аромат деревьев кадамбы. Са чайвасми, — и Я та же самая, во мне ничего не поменялось. Я та же самая женщина. Татхапи татра су-рата-вьяпара-лила-видхау рева-родхаси, — и тем не менее, я хочу оказаться не тут, — я хочу оказаться на берегу реки Ревы. Ветаси-тару-тале, — под сенью дерева Ветаси, где мы встретились в первый раз, и обменялись… Су-рата-вьяпара-лила, — началась эта су-рата-вьяпара-лила. Самуткантхате (она говорит), — я хочу там оказаться.

И Чайтанья Махапрабху вдруг стал произносить этот стих. И никто толком понять этого не мог: почему Он произносит этот стих, и что этот стих означает? Но на следующий день, когда Шри Чайтанья Махапрабху по обычаю Своему пришел навестить Шрилу Рупу Госвами после омовения в океане и Рупы Госвами не было… Каждый день Шри Чайтанья Махапрабху отправлялся в храм Джаганнатхи и смотрел церемонию упала-бхоги, — как предлагают бхогу перед Гаруда-стамбхой. Потом Он шел омывался в океане и шел к Харидасу Тхакуру и Рупе Госвами.

В этот день Он увидел стих на пальмовом листе, прикрепленный к хижине, в которой жил Рупа Госвами. И этот стих был зеркальным отражением того стиха, который Он повторял (Ч.-ч., Мадхья-лила, 1.76):

прийах со ’йам кришнах сахачари куру-кшетра-милитас

татхахам са радха тад идам убхайох сангама-сукхам

татхапй антах-кхелан-мадхура-мурали-панчама-джуше

мано ме калинди-пулина-випинайа сприхайати

Это зеркальное отражение этого стиха, но написанное уже от имени Шримати Радхарани на Курукшетре, где Она говорит, что Он тот же самый и Я та же самая, но что-то не то, п.ч. нет вибхав. Нет Ямуны. Что-то мешает нашей любви.

И когда Чайтанья Махапрабху увидел этот стих, написанный ровным, как ряды жемчужин, подчерком Рупы Госвами, Он упал в обморок. На мгновение. Потом когда Он пришел в себя, Он стал ждать. Рупа Госвами подошел, упал в поклоне перед Ним, а Чайтанья Махапрабху подошел к нему и дал ему пощечину. Почему пощечину? И стал говорить: «Откуда?! Как ты мог украсть это?! Я хранил это внутри! Как ты мог украсть самое драгоценное, что у Меня было?!» Но потом Он обнял его. И Он уединился со Сварупой Дамодарой, и стал говорить: «Откуда, как по-твоему?! Откуда он это мог понять?! Эту тайну знали только ты и Я! Никто другой не знал. А он это выставил на всеобщее обозрение. Прикрепил к крыше своей хижины. Написал большими буквами, и сказал: „Вот, что у него в сердце! Смотрите!“, — Показал всем».

И Сварупа Дамодар Госвами улыбнулся и сказал: «Я не знаю, откуда он это узнал, но похоже, что Ты Сам ему это объяснил. Ты Сам помог ему это сделать. П.ч., если б Ты не дал ему этого, никто бы не смог это понять.

Тогда Чайтанья Махапрабху на это сказал… Почему я рассказываю эту историю, п.ч. она стоит у начала, у корней «Бхакти-расамрита-синдху». Чайтанья Махапрабдху дал наставления Сварупе Дамодару. Он сказал: «Теперь ты научи его как следует, систематически этому».

Если мы посмотрим наставления Господа Чайтаньи Шриле Рупе Госвами в «Чайтанья-чаритамрите», то они достаточно короткие. Он объясняет там, как растет лиана преданности. Сначала Он объясняет классификацию людей разных: от атеистов, от аборигенов, от диких людей, до людей следующих Ведам. Говорит, что из них есть люди, которые только на словах следуют Ведам, из них немного следуют по-настоящему. И так далее. Он как бы объясняет редкость самой бхакти. Но мы не найдем в наставлениях Господа Чайтаньи Рупе Госвами детального описания этой науки, — расы, — которая изложена в «Бхакти-расамрита-синдху».

Однако, в этом приказе… После того, как Господь Чайтанья убедился в этом… Сначала Он дал ему полномочия в Праяге, в Аллахобаде , а потом убедился в том, что Рупа Госвами полностью достоин этого. И Он сказал Сварупе Дамодару: «Объясни ему все это как следует, систематически».

И в оставшиеся несколько минут, я хотел бы быстренько объяснить контекст этого всего. Как я уже сказал, что сделал Рупа Госвами? Он объяснил бхакти, как расу. И этому предшествует долгая история. Раса — это очень специальный термин, технически специальный термин. Хотя раса также значит «вкус», раса значит «наслаждение», раса значит «сок», раса значит «спелость, жидкость»… Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада переводит его как мело. Мело значит «спелость», некое состояние зрелости плода.

Раса значит всё это, но, тем не менее, то каким образом Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» объясняет расу, это очень специальная вещь, разработанная в раса-шастрах, или «Сохитйа-шастре» ??? (38.32 не уверен в названии)

И мне хотелось очень короткий обзор этого дать, чтобы объяснить, чем вклад Рупы Госвами, чем теория или раса-даршан Рупы Госвами отличается от всего остального. И сделать небольшой исторический экскурс. Ввести это в какую-то систему, или контекст. И почему мне хочется это объяснить? П.ч. на мой взгляд, если мы это поймем, это может углубить наше понимание «Бхакти-расамрита-синдху» как таковой.

Я переводил эту книгу. Раз пять я её, — когда я переводил, — читал от корки до корки. Если не больше, — шесть или семь раз. Это было давным-давно. Наверное, в году девяносто втором, девяносто третьем. И теперь я очень хорошо понимаю, что я тогда ничего не понял. Что-то я, конечно, понял, но, может быть, не…

Почему Рупа Госвами именно такое описание дает? Как и каким образом нужно понять? Мне хотелось какой-то вот этот контекст немножко дать.

Раса в «Сохитйа-шастре» ??? (проверить название) или в «Аланкара-шастре» — это эстетическое переживание. И впервые об этом говорит Бхарата Муни (о расе в этом контексте или в этом смысле). Хотя до Бхараты Муни, наверняка, были произведения, которые также описывали это, но они не сохранились. Бхарата Муни — это самое древнее произведение. Его «Натья-шастра», которая написана, по разным сведениям, в четвертом-пятом веке до нашей эры, или где-то около этого (где-то две — две с половиной тысячи лет тому назад).

И он дает определение расы там. И Бхарата Муни, что очень важно… Это одна из причин, почему Рупа Госвами, также берет расу за основу, и все остальные люди, кто после Бхараты Муни развивали эту теорию расы или «теорию эмоций», они говорили, что переживание расы, что есть эмоции материальные, которые мы испытываем. И есть трансцендентный эмоциональный опыт. Раса или опыт расы, в соответствие с Бхаратой Муни, алаукика. Алаукика значит «трансцендентный», значит «не от мира сего», «не имеющий ничего общего с этим миром».

Теперь, Рупа Госвами объясняет, каким образом эту алаукика-расуа или трансцендентный духовный опыт человек может испытать или получить по-настоящему. И он, естественно, достаточно скептически относится к утверждениям мирских поэтов. Но, тем не менее, просто, чтобы понять его вклад, мне хотелось объяснить, несколько слов сказать о том, каким образом теорию расы они обосновывали.

Бхарата Муни говорит, что раса — это брахма-асвада-саходара ??? (42.30 писал на слух — найти цитату) Наслаждения, которые человек испытывает от переживания расы, сродни брахмананде, или духовному переживанию. Брахма-асвада-саходара значит «родной брат брахманады». Шрила Рупа Госвами будет скрыто полемизировать с этим утверждением, говоря, что настоящая раса по сравнению с брахманандойБрахмананда — это капля, настоящая раса — это океан. Она бесконечно больше.

И есть знаменитая «Раса-сутра»… Еще раз, в каком смысле эти вещи неважные, — мне хотелось оговориться, и я отступаю, но тем не менее, — вам самим судить, — я хотел несколько слов сказать, чтобы какой-то контекст более ясный дать.

Есть знаменитая сутра Бхараты Муни: вибхава анубхава вйабичари самйогат раса нишапаттих, — где Бхарата Муни говорит, что расанишпаттих. Нишпаттих значит «возникает или создается», когда вместе сливаются вибхава, анубхава и вйабичари, — три бхавы, или три вида эмоциональных проявлений.

Вибхава анубхава вйабичари самйогат раса нишапаттих. И эта сутра, она вызвала очень много противоречий. Если обратите внимание сразу, что в ней не упомянута стхайи-бхава, и это коренное отличие раса-даршана Рупы Госвами, от всех остальных представлений о том, что такое раса.

Я попытаюсь объяснить это всё. На самом деле это не так трудно понять. У нас у каждого есть какой-то опыт расы, о которой говорит Бхарата Муни, в отличии от той расы, о которой говорит Рупа Госвавми.

Что он объясняет? Он говорит: вибхава. Вибхава — это то, что вибхавайати. Вибхава значит создает, или порождает расу. Вибхава — это стимулы. Анубхава — это непроизвольные реакции. То что естественным образом делает человек: какие-то движения или ещё что-то, крики, — когда он испытывает эмоции, у него появляются анубхавы, т.е. то, как стхайи-бхава, переживаемая им внутри, проявляется внешне.

И вйабирачри — это мимолётные эмоции. Их насчитывается сорок девять или… По-разному, — списки есть. В классическом варианте сорок девять мимолётных эмоций, которые одна за другой пролетают в сознании человека, когда он испытывает сильное эмоциональное переживание.

Что объясняет Бхарата Муни? Слушайте внимательно, это простая вещь, но её нужно понять, — там есть несколько тонкостей. И обычно преданные не очень знакомы с этим. Бхарата Муни и Абхинава-гупта (его главный комментатор)… Запишите на всякий случай, просто это основные люди, п.ч. они иногда… Значит был Бхарата Муни, потом Абхинава-гупта, потом после него Ананда-вардана описал эту «Дхванья-локу». Абхинава-гупта, Ананда-вардана, Вишванатх (бенгальский аланкарик)… Да, и до этого Мамата-бхатта, который написал «Кавья-пракаш», стих из которой повторял Шри Чайтанья Махапрабху. И, наконец, Бходжа. Это основные авторы этого всего. И они разработали, собственно, эту теорию в её деталях.

Но в сущности, что происходит, когда в поэзии или в драме изображаются вибхава, анубхава и вйабичари-бхава? Вибхава значит стимулы любви (скажем так, к любви, или какой-то там длительной эмоции). То зритель, который сидит в зале… Т.к. он до этого испытывал сам эти эмоции… Сейчас, отмотаем немножечко назад, чуть-чуть назад.

Мы все переживаем какие-то эмоции. Переживаем мы какие-то эмоции? Да? У нас есть некие эмоции. Да, есть сильные эмоции, есть более слабые эмоции. Сильные эмоции называются стхайи-бхавой. И их, в соответствии с Бхаратой Муни, восемь. Абхинава-гупта добавляет девятую к ним. Сильные эмоции, которые описывают аланкарика-шастры или стхайи-бхавы, — глубокие, сильные эмоции. П.ч. эмоций много! У нас может быть эмоция разочарования, эмоция отчаяния, эмоция смущения, — это все эмоции, но они не относятся к числу сильных эмоций.

Сильных эмоций восемь: 1) рати или любовь, 2) хаса или смех, 3) шока — грусть, 4) кродха — гнев, 5) утсаха — энтузиазм, героизм, порыв какой-то героический, 6) джугупса — отвращение, 7) висмаи — удивление и 8) бхайа — страх. И 9-я — шанта, добавляется туда, в изначальные.

И из этого списка видно, что далеко не все из этих эмоций приятные, правильно? Бхайа приятная эмоция? Все знают — неприятная. Джигупса (отвращение), приятная эмоция? Неприятная. Кродха (гнев) приятная эмоция? Неприятная. Шока (грусть) приятная эмоция? Неприятная. Так? И это причина, почему стхайи-бхава не упомянута в этой раса-сутре Бхараты Муни.

Сейчас будет опыт черной магии с разоблачением. (смех) Слушайте внимательно. Как они объясняют этот так сказать опыт расы и что происходит? Если актер или какое-то поэтическое произведение описывает вибхаву, анубхаву и вйабичари-бхаву, то опыт стхайи-бхавы, который остался у нас в качестве самскары, — мы вспоминаем об этом опыте, но вспоминаем особым образом: мы вспоминаем о нем вне контекста конкретной ситуации или нашего ложного эго. И поэтому этот опыт приятный.

Когда мы сами переживаем что-то, какие-то эти длящиеся эмоции: тоску, отвращение, страх, — глубокие, сильные эмоции, то они могут быть приятными, могут быть неприятными. Рати или там энтузиазм, смех, — они все приятные эмоции. Эти неприятные эмоции.

Раса — это другое. Раса — это не эмоция как таковая, а это моё переживание абстрактной эмоции. Обобщенное переживание эмоции, выведенной из её контекста, связанного с моим ложным эго, скажем так. И почему они утверждают, что это трансцендентный опыт, п.ч. это опыт, так сказать, за пределами эго.

Что происходит в эстетическом чувстве? Человек переносится, он как бы избавляется от своих самоотождествлений, от привязки к конкретной ситуации. И он начинает испытывать эмоцию в её очищенном виде. И этот опыт очищенной эмоции, — абстрактной эмоции, — он всегда приятен.

Почему люди ходят на фильмы ужасов? П.ч. при этом они испытывают расу определенную. Почему люди смотрят фильмы? Почему они так привязаны к фильмам? Именно поэтому! В какой-то момент, — мы знаем, — мы смотрим какой-то фильм, какую-то историю, мы забываем о себе, забываем о своём эго, забываем о каких-то своих заботах.

Как они объясняют, — эти спекулянты, — при этом происходит взаимное уничтожение эго: я не становлюсь героем, но и мое эго уходит. Два эго… С одной стороны происходит какое-то отождествление, но это отождествление неполное. И в этом контексте неполного отождествления эго нет. Ну, что-то вроде этого примерно. Это то, каким образом они объясняют, почему даже, скажем так, изображенный страх, когда мы его испытываем, приносит удовольствие человеку, приносит какое-то… Вот эта очищенная эмоция, которую человек испытывает (оторванная от контекста его конкретной жизни), она приносит некое освобождение что ли.

В греческой трагедии это называлось «катарсисом». Когда человек проходил через трагедию, и он выходил очищенным. Слезы текли у него. И он выходил оттуда и… Как некое подобие освобождения. Поэтому Бхарата Муни говорит, что опыт этот подобен опыту брахмананды, когда я выхожу за пределы своей ограниченности, ограниченности своего сознания.

И поэтому, соответственно, сама по себе стхайи-бхава, она не упоминается Бхаратой Муни. Стхайи-бхавы там нет. Стхайи-бхава, она должна быть у нас в виде какой-то самскары. Мы о ней вспоминаем, но не она сама по себе порождает это ощущение, этот опыт. Она скорее является результатом слияния всех этих вещей. И очищенное её переживание, оно как-то даёт расу.

Как мы знаем, — мы смотрим какой-то фильм дурацкий, да? И вдруг в какой-то момент невольно комок к горлу подходит, и слезы наворачиваются на глазах. Откуда это? Откуда этот опыт? И мы чувствуем некое очищение. До этого у нас были всё время какие-то мелкие заботы, страдания, а тут мы вышли от этого, — забылись. Почему люди ходят в кино? Почему люди ходят в театр? Именно поэтому, п.ч. это позволяет им на какое-то время вырваться из тюрьмы своей кармы, из тюрьмы своего ума и расширить этот опыт.

Я хотел вам стихотворение Анны Ахматовой прочитать (смех). Чтобы показать это. Некоторые брахмачари уже выходят, правильно делают (смех). Правильная реакция. И я предлагаю вам в этом стихотворении определить вибхавы, анубхавы и вйабичари-бхавы. А также опыт стхайи-бхаву, который это стихотворение… Ну я думаю, что вы уже догадались, какую стхайи-бхаву (смех) это стихотворение должно до какой-то степени пробудить. Это стихотворение, с которым она прославилась. Она очень молодой опубликовала первый свой сборник и внезапно стала знаменитой. Именно п.ч. все эти элементы там есть в этом стихотворении. Люди поражались. Простое стихотворение — там четыре куплета. Оно называется «Песня последней встречи». Слушайте внимательно, т.к. вам нужно будет вибхавы, анубхавы и вйабичари-бхавы определять.

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала — их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…»

Эта песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

Это был сеанс черной магии, сейчас будет разоблачение. (смех).

Где тут вибхавы? Вибхава тут, да: он, она. И еще где вибхава? Вибхава — это пейзаж, на котором всё происходит, правильно? Чтобы мы почувствовали эмоцию, нужно погрузиться в этот пейзаж. И какой пейзаж там? Где там вибхава? Да, ступени. Клён, который гудит. Свечи, горящие там в окне, которые горят равнодушным-желтым огнем. Это вибхава. И вибхава, — самое главное, — вибхава порождает опыт расы.

Если мы вспомним этот стих, который Шри Чайтанья Махапрабху повторял во время Радха-ятры, то там в основном вибхавы описаны. Весь этот пейзаж, с которым связаны определенные переживания или чувства.

Анубхава какая тут? Да, я одела перчатку. И грудь холодела, — ну это скорее саттвика-бхава какая-то. Грудь у нее холодела, и потом она взяла и одела перчатку с правой руки на левую. Да, и ступенек много ей показалось.

Вйабичари-бхавы какие? Она изображает их: желание умереть, отчаяние и вот это всё.

И какую стхайи-бхаву это должно у нас пробуждать или какую расу? Нет, не скорбь. Рати. Любовь, она окрашена этим, но оно в конечном счете именно эту самую рати или любовь должна.

Ну, то есть это всё ерунда, короче говоря (смех). Но ради этой ерунды люди очень много дают, люди живут этим. П.ч., опять же, всё равно, в чем ценность этого? В том, что это позволяет людям выйти за пределы какого-то своего опыта и эти эмоции ощутить. Но мы посмотрим сейчас…

Я хотел еще одно стихотворение прочитать. Оно не имеет никакой… Его можно брахмачари слушать, — никаких проблем нет. … Это стихотворение Тютчева. (смех)

Чтобы понять, в конце концов… Ну я… Через несколько минут разоблачение будет… А, уже кончать надо. (смех)

Вот это как раз стихотворение, которое шоку или грусть описывает, или пробуждает грусть. Стхайи-бхаву в качестве грусти. Я просто, как пример хотел это привести.

И тоже, эта грусть, она не возможна… Если просто сказать: «грусть», — грусти не испытаешь, или эмоции самой не испытаешь. Нужна, прежде всего, вибхава, нужна сцена. Нужен пейзаж, который нас в это состояние переведёт или поместит. И тут, по сути дела, Тютчев, в основном, вибхаву описывает. Хотя к этой вибхаве он приписывает вйабичари-бхавы какие-то и какие-то ещё там вещи. Тут анубхав особенно нет, но, по крайней мере, вйабичари и вибхавы очень сильно описаны.

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!..

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье — и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!..

Особенно эта последняя фраза стихотворения: «божественные стыдливые страданья», — что такое? Чего? (смех) Т.е. иначе говоря, о чем они говорят? Они говорят о некой поэтизации эмоций, о том, каким образом поэтизированная эмоции, или очищенные эмоции дают человеку определенный опыт.

И, в конечном счете… Мне придется уже сейчас закончить и на следующее начать с этого… Шрила Рупа Госвами объясняет, каким образом все тоже самое приложимо к нашим отношениям к Кришне, и как этот опыт эстетического переживания может быть, или должен быть воспроизведен в наших отношениях с Кришной. П.ч., в конце концов, Кришна — это воплощенная Красота. Он есть Красота. Он есть акхила-расамрита-мурти. Он воплощение всех этих рас или всех этих эмоций. Изначально они из Него идут.

И именно поэтому Рупа Госвами берёт за основу, так сказать, эстетику. И он говорит, что бхакти должна стать расой. Что бхакти у других не была никогда расой. Бхакти в описаниях других… Хотя были отдельные гении или люди, которые переживали бхакти как расу, но никто её как расу не описывал. Как это переживание или эмоциональное чувство очищенное, чистое, не связанное с какой-то суетой нашей жизни или конкретикой.

Вот, ну, собственно, наверное, все, что я сейчас скажу. Я тогда начну следующую лекцию с этого, — с того, чем раса-даршан Рупы Госвами или «Бхакти-расамрита-синдху» отличается от этого. П.ч. есть очень много общего. Он берёт за основу структуру какую-то, но есть очень существенные, кардинальные отличия, в том, как он описывает этот опыт, опыт переживаний. И когда мы это поймем, нам яснее станет, что нам нужно делать, в конце концов. Что мы должны делать. И я начну свою следующую лекцию с трех отличительных черт, которые есть в… Ну ладно, не будем говорить. Всё. Харе Кришна!

РАЗГОВОР ПОСЛЕ ЛЕКЦИИ: В соответствии с Рупой Госвами стхайи-бхава не отличается от расы, в конечном счете. Вернее стхайи-бхава — это, по сути дела, сама раса. Когда человек переживает стхайи-бхаву, тогда стхайи-бхава обогащается всеми этими вещами: вйабичари и т.д. Поэтому Рупа Госвами добавляет стхайи-бхаву. У них… Это разница. Стхайи-бхава в соответствии с Бхаратой Муни, — это то, что переживает человек в своей обыденной жизни. В обычной жизни я переживаю там шоку, моху. У меня остаётся какой-то след. Но когда отражение этих эмоций возникает у меня в очищенном виде — это называется расой. В этом разница. Т.е. я вспоминаю о том, что ??? (68:05 не слышно), но вспоминаю по-другому. Я вспоминаю её абстрактно, исключительно абстрактно. И этот абстрактный опыт, в соответствии с ними, называется расой. В соответствии с Бхаратой Муни стхайи-бхава и раса — это одно и то же. И в этом разница. Это существенное отличие. И я буду об этом буду чуть-чуть позже говорить.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.