Диск 1, л. 8
Аннотация:
Неотъемлемые частицы Господа: свамша и вибхиннамша. Осознание своей связи с Кришной — единственный источник счастья. Все люди страдают без этого знания. Критерий понимания человеком этого знания — это его желание проповедовать. Сострадание и самопожертвование проповедников на примере Шрилы Прабхупады. Желание Шрилы Прабхупады распространять книги. Санкиртана. Мистическое могущество книг Шрилы Прабхупады. Бессмысленность кармических переводов священных писаний. В конце лекции прочитаны несколько писем от читателей.
Истории:
— Как Шрила Прабхупада распространял первые книги;
— Повар Бхактисидханты Сарасвати оценивает сочинения его учеников-саньяси;
— Бывший террорист привлекается сознанием Кришны.
***
йасйа кшана-вийогена
локо хй априйа-даршанах
уктхена рахито хй эша
мритаках прочйате йатха
ПЕРЕВОД: Я только что утратил Его, разлука с которым, даже если она длится одно мгновение, делает все вселенные непривлекательными и пустыми, подобно телам, из которых ушла жизнь.
КОММЕНТАРИЙ: На самом деле для живого существа нет никого дороже Господа. Господь распространяет Себя в виде бесчисленных неотъемлемых частиц: как свамша и вибхиннамша. Параматма — это часть Господа, которая называется свамшей, а части вибхиннамша — это живые существа. Как живое существо является важнейшим фактором материального тела, поскольку без него материальное тело не представляет ценности, так и без Параматмы живое существо не имеет статус-кво. Без Верховного Господа Кришны Брахман и Параматма не имеют локуса станди*. Это подробно объясняется в «Бхагавад-гите». Все они — связанные друг с другом, взаимозависимые факторы. Таким образом, в конечном счете Господь есть суммум бонум и, следовательно, жизненный принцип всего сущего.
* локус станди (лат.) — точка опоры. (примеч. переводчика)
ЛЕКЦИЯ: Тут Шрила Прабхупада в комментарии говорит о том, что есть два вида экспансий, в которые распространяет себя Кришна. Одна называется свамша. Амша значит часть. Свам — это значит своя собственная часть. Свамша — это различные проявления инкарнаций Господа, в которых Он приходит. И в частности здесь упоминается о Параматме и Брахмане. Брахман тоже в каком-то смысле является свамшей, т.е. частичным проявлением Верховного Господа. Свамша.
И вторая экспансия, в которой проявляет Себя Господь в этом мире, это вибхиннамша. Амша — это, опять же, часть, а вибхинна — это отделённая часть. Свамша — это часть, не отделённая от Господа, это Сам Господь. Вибхиннамша — это тоже Господь, тоже часть Господа, потому что, в конечном счёте все вибихиннамши или живые существа, дживы, они изошли из Господа. Но, так или иначе, они отделены от Господа.
Что значит отделены от Господа? Значит, что они наделены некой самостоятельностью. И все мы принадлежим к этой части Господа, все мы являемся вибхиннамшами. Все мы на самом деле являемся частью Господа, но мы забыли об этом, потому что мы вибхина, мы отделены от Господа. И так как мы забыли о Господе, и мы забыли о том, что мы являемся Его частью, мы не можем быть по-настоящему счастливы. И никто не может быть по-настоящему счастлив. До тех пор пока мы не вспомним своё истинное положение, как частиц, неотъемлемых частиц Господа, мы не сможем быть счастливы. И до тех пор будут длиться наши страдания в этом материальном мире, и до тех пор мы будем постоянно и постоянно испытывать эти страдания.
И человек, который понимает это, даже если он понимает совсем немного, самую крошечную частицу этого, даже если он чуть-чуть реализовал этот факт — то, что он является частицей Господа и то, что без Господа он не может быть по-настоящему счастлив, он хочет идти к людям, и он хочет напомнить этим людям, он хочет им сказать: «Вспомните о том, что вы являетесь частью Господа. Вспомните о том, что Господь ждёт вас и то, что вы можете быть по-настоящему счастливы только вместе с Ним». И чем сильнее мы реализуем это, чем глубже мы осознаем это в нашем сердце, тем больше нам будет хотеться сказать об этом всем. Всем кого мы встретим, мы должны говорить об этом, потому что мы, прежде всего, сами должны понять, что мы не сможем быть счастливы до тех пор, пока мы не поймём это. И когда мы поймём это как следует, то желание, которое должно нами двигать, — это сказать всем остальным, напомнить всем остальным.
И поэтому все ачарьи изначально — это основная миссия всех ачарий — все ачарьи, хотя они являются парамахамсами и они не видят… они уттама-адхикари, они не видят разницы между живыми существами, тем не менее, они идут и проповедуют и говорят живым существам. И они идут на жертвы. И самый яркий пример перед нами — это жертва, которую совершил Шрила Прабхупада, который уехал из Вриндавана, где все помнят о Кришне, где вся атмосфера насыщена Кришной. Он уехал из Вриндавана, он уехал в ад. Он сам пошёл в ад. Иногда мы говорим, что преданный, ему всё равно, куда ехать, где ему проповедовать — в аду или в раю. И Шрила Прабхупада пример этого. Он сам сел на корабль, и он поехал в этот ад. Если кто-нибудь был в Нью-Йорке на Манхеттене, он знает, что это ад. На Манхеттене растёт три дерева всего. (смех) Может быть четыре. И там стоят огромные небоскрёбы. Рядом с этими небоскрёбами человек чувствует себя полным идиотом.
Т.е. там вся атмосфера совершенно демоническая, абсолютно демоническая. Там страшная грязь на улице. Люди, которые ходят по этим улицам… достаточно взглянуть на эти лица, чтобы просто поразиться этому. И, тем не менее, Шрила Прабхупада поехал из Вриндавана. И он приехал прямо в Нью-Йорк, для того, чтобы дать падшим обусловленным душам в Америке, движимый состраданием к ним, он поехал туда, чтобы дать им это знание.
И первое, что он хотел, и главное, что он хотел — он хотел, чтобы у этих людей были его книги. Он приехал, как вы знаете, с тремя коробками этих книг. И с самого начала, когда у него ещё не было никого, он ещё ничего не знал, единственное, что он хотел — это распространять эти книги. Я сейчас расскажу маленькую историю, которая показывает это желание Шрилы Прабхупады, как он хотел распространять эти книги. Он не стеснялся и не останавливался ни перед чем, чтобы только дать людям эти книги.
Однажды, в самом начале, когда он ещё только приехал на Манхеттен, он шёл по Манхеттену, и у него в сумке было три тома «Шримад-Бхагаватам». Вот первая песнь, которую мы сейчас читаем. И он проходил мимо косметического магазина, огромного роскошного косметического магазина. Такого косметического магазина, в который человек, если у него нет тысячи долларов в кармане, он просто не пойдёт в этот магазин. (смех) Вот. И вдруг, что-то ударило ему в голову, и он зашёл в этот магазин как ни в чём не бывало. Магазины на Западе обычно пустые. Вот. Он зашёл в этот магазин, там стоял хозяин этого магазина за прилавком. И хозяин с очень большим удивлением стал смотреть на Шрилу Прабхупаду, потому что обычно в этот магазин подъезжали роскошные лимузины, оттуда выходили женщины и заходили в этот магазин из этих роскошных лимузинов. Обычно Свами (смех) не захаживали в этот магазин.
Вот. Шрила Прабхупада, он прямо, непосредственно, не стесняясь, он подошёл прямо к стойке, и этот хозяин, он смотрел на него, и удивление его всё возрастало. Он подошёл к стойке, там был такой высокий стул, как в кафе. Он пододвинул этот стул и взгромоздился на этот стул и сел. (смех) Хозяин посмотрел на него и говорит: «Чем я могу вам служить, чем я могу вам быть полезен?», — и он сказал это так, чтобы дать ему понять: «А не уйти ли вам отсюда?!». (смех) Он спросил: «Чем я могу быть вам полезен», — на самом деле он хотел сказать: «А что вы тут собственно делаете?! Что вас привело сюда?».
Шрила Прабхупада, он серьёзно и задумчиво на него посмотрел и сказал: «Да, вы можете мне быть полезны». (смех) И тогда он открыл свою сумку и достал оттуда книги и положил эти книги перед этим хозяином на прилавок. Если кто-нибудь видел книги, напечатанные в Индии… Кто-нибудь видел эти «Шримад-Бхагаватам», которые привёз Шрила Прабхупада с собой? Там ни одной страницы ровной нет, они все вот такие вот. Такие книги в Америки вообще никто никогда не видел. (смех) Вот. Когда держишь эти книги, кажется, что они вот-вот рассыплются прямо сразу.
Хозяин, он с удивлением взглянул на эти книги. И Шрила Прабхупада сказал: «Вы можете мне помочь, потому что я хочу распространить здесь в Нью-Йорке эти книги». Хозяин говорит: «Эти книги?!» (смех) «Да — говорит Шрила Прабхупада — эти книги». «Я не очень интересуюсь такими книгами» — сказал хозяин. Шрила Прабхупада сказал: «Я знаю, что вы не интересуетесь этими книгами, (смех) но, может быть, будут кто-то другие, которых заинтересуют эти книги. Не могли бы вы положить эти книги к себе на витрину?» (смех) Хозяин говорит: «Извините, но это косметический магазин». «Я знаю, я сам торговал косметикой — сказал Шрила Прабхупада очень уверенно — я сам торговал лекарствами и косметикой. Но понимаете, дело в том, что я написал эти книги специально для того, чтобы распространять их здесь, в Нью-Йорке».
Так или иначе, Шрила Прабхупада говорил это таким образом, что хозяин почему-то не мог отказать. Если бы это был кто-то другой, не Шрила Прабхупада, он бы давно выгнал его за дверь или вызвал полицию или ещё что-то. Представьте себе, приходит какой-то непонятный человек и требует, чтобы его книги положили на витрину косметического магазина. Но, так или иначе, хозяина что-то остановило от этого, и поэтому он сказал: «Ну хорошо-хоршо», — лишь бы отделаться. Он понял, что так просто ему от Шрилы Прабхупады не отделаться, и он сказал: «Хорошо-хорошо-хорошо».
Шрила Прабхупада ушёл. Это было вечером. На следующий день, рано утром, первый посетитель этого магазина был Шрила Прабхупада. (смех) Он прошёл мимо этого магазина. Он посмотрел на витрине, конечно, никаких книг на витрине не лежало. Вот. Когда он открыл дверь и хозяин увидел его, у него волосы на голове встали дыбом и он уже… он не знал, куда деться. Но Шрила Прабхупада очень уверенно подошёл, опять сел на этот стул.
Хозяин уже решил обороняться, и тут Шрила Прабхупада говорит: «Не могли бы вы мне дать стаканчик воды?» (смех) Наверно решил, что в этот раз ему нужно точно отразить нападки Шрилы Прабхупады, поэтому он сказал: «Вот там вот кран есть, идите и возьмите себе воды». Шрила Прабхупада, не торопясь, слез с этого стула, отправился к крану, пошёл, налил себе, пришёл, поставил стаканчик воды и говорит: «Вы не обязательно должны класть эти книги на видное место. Вы можете положить их где-то сзади. Вот я уже присмотрел одно место. Там ничего не лежит» . (смех)
Хозяин от такой наглости совершенно обомлел. Мало того, что его просят положить какие-то непонятные книги, напечатанные в ??? (11.24 непонятное слово), в Индии, но ещё и присмотрели даже место, на которое их можно положить. Он говорит: «Вот это место, если вы положите это туда, я буду очень доволен». Неожиданно для себя, хозяин вдруг говорит: «Да-да, хорошо я это сделаю. Я сделаю это». (смех) Он говорит: «Пожалуйста, сделайте это сейчас, я хочу посмотреть, как они будут смотреться на этом месте». (смех) Тогда хозяин, как бы гипнотизированный, идёт к витрине и кладёт эти книги так, что там видно только название, только «Шримад» видно.
Вот. Но Шрила Прабхупада довольный уходит. Нет, он не уходит, извиняюсь. (смех) Он подходит обратно к стойке, он садится на этот стул и опять раскрывает свою сумку. Когда он раскрывает свою сумку, (смех) то хозяин уже не знает, что ему делать при этом. Он боится, что он достанет ещё какие-нибудь новые книги. Но Шрила Прабхупада достаёт маленькую коробочку, раскрывает эту коробочку и очень тщательным выверенным движением достаёт оттуда самосу и говорит: «Это прасадам, это духовная пища. Хотите?!» (смех) Тогда хозяин раскрывает ящик из своей стойки и говорит: «Кидайте сюда». (смех) Шрила Прабхупада бросает туда эту самосу. (смех) Вот. И уходит.
На следующий день, рано утром, Шрила Прабхупада опять первый покупатель в этом магазине. В этот раз он проходит мимо витрины. Он проходит туда, сюда, и он смотрит на эту витрину. И он смотрит и так и сяк, он смотрит — он как бы делает вид, что он прохожий, он смотрит, видно ли эти книги на витрине этого магазина. И он прошёл с одной стороной — книг не видно. Он прошёл с другой — книги видны кое-как. В общем, он не очень доволен, поэтому он заходит в этот магазин с грустным выражением на лице.
На этот раз продавец решил пойти в наступление сам. Он понял, что если дать инициативу в руки Шриле Прабхупаде, то он ничего не может сделать. И поэтому Шрила Прабхупада ещё не успел сесть на свой стул (смех), он уже начинает кричать: «Я очень извиняюсь, но я не могу переложить их на другое место! (смех) Я не буду перекладывать их на другое место! Они лежат там, где они лежат и они будут там лежать!» (смех)
Шрила Прабхупада грустный садится на этот стульчик (смех) и говорит грустным тоном: «Ничего, пусть лежат там, где они лежат. Не могли бы вы мне дать стаканчик воды?» В этот раз там была жена этого хозяина, и ей почему-то понравился Шрила Прабхупада. Она побежала сама к этому крану, налила ему стаканчик воды, принесла. Шрила Прабхупада опять открывает свою сумку и говорит: «Я принёс ещё прасаааадам» (смех) Вам понравился?
Продавец молчит и ничего не говорит. Но жена его говорит: «О! Замечательно, замечательно! Мне очень понравилось!». Вот. И Шрила Прабхупада достаёт ещё одну самосу… Потом эта женщина, жена этого хозяина, она стала приходить в храм и этот хозяин позже, он купил полное собрание сочинений Шрилы Прабхупады, изданное в Лос-Анджелесе. Он поставил на полку, и он приходил в храм, и он очень гордо говорил: «Я был первым проповедником в вашем движении. Я первый… (смех) Я первый распространял книги вашего гуру», — он очень гордился этим.
Это показывает, на самом деле, как Шрила Прабхупада хотел, чтобы эти книги шли. Это было его единственное желание. Он пришёл с этим желанием, чтобы дать эти книги. И это было самое горячее желание Шрилы Прабхупады. И это, на самом деле, санкиртана-ягья, потому что это дхарма для этого века. Мы можем сказать санкиртана, что такое санкиртана? Мы можем спросить, почему собственно мы распространяем эти книги? «Шримад-Бхагаватам» — это писание, которое написано для тех, кто нирматсарам — тот, у кого нет зависти. И, тем не менее, мы идём к людям, у которых в сердце булькает эта зависть, у которых эта зависть переливается через край. Мы даём им этот «Шримад-Бхагаватам», мы говорим: «Возьмите этот „Шримад-Бхагаватам“». Почему мы делаем это? Почему мы просто не выходим с пением святого имени на улицу вместо этого? Почему мы не даём людям святое имя в этой форме?
На самом деле Шрила Прабхупада, он вложил столько преданности в эти книги, он всю свою жизнь готовился для того, чтобы написать эти книги. Он вложил туда столько преданности, что так или иначе, если человек раскроет эту книгу, если он возьмёт эту книгу в руки, то его жизнь может измениться. Шрила Прабхупада говорил, что даже если он прочтёт одну строчку в моих книгах, то его жизнь рано или поздно изменится. Когда мы распространяем книги, мы ничего не теряем. Даже если человек не возьмёт эту книгу, но он просто раскроет её и посмотрит на неё. И если он прочтёт одну строчку в этой книге, то мы можем считать, что этот человек уже спасён. Даже если он отойдёт и не возьмёт, мы должны быть счастливы. Потому что в этих книгах столько энергии Шрилы Прабхупады, что жизнь человека может полностью… полностью совершенно измениться. И более того, там Шрила Прабхупада всё время упоминает святое имя и так или иначе внимание этого человека может задержаться на святом имени и его жизнь наверняка изменится.
Шрила Прабхупада, однажды он пришёл в «Гита пресс» — это знаменитое издательство в Индии, которое также переводит с санскрита и тоже публикует книги на английском языке. И владелец этого издательства Хануман Прасад, он очень знаменит в Индии. И Шрила Прабхупада посмотрел на его книги. У них тоже есть «Шримад-Бхагаватам», и он тоже переведён на английский. Шрила Прабхупада взял их «Шримад-Бхагаватам» книги, раскрыл, и говорит: «Зачем вы зря тратите деньги? Эти книги никому не нужны». Потому что эти книги, они просто сделаны наёмными людьми. Просто нанимают какого-то Пандита, который знает санскрит, он переводит, не понимая даже толком, о чём говорится — у него нет преданности, которую Шрила Прабхупада вложил в эти книги. И поэтому те книги не в состоянии изменить ни чьей жизни.
И Шрила Прабхупада… Самое главное в этих книгах — Шрила Прабхупада всё время даёт святое имя. Ценность этих книг в том, что на каждой странице есть святое имя Господа. И если человек прочтёт его, если человек будет читать, то так или иначе, его сознание будет очищаться.
Однажды Шрила Бхактисидханта Сарасвати, он устроил соревнование между своих саньяси. Он созвал всех своих учеников-саньяси и сказал: «Пишите сочинение об Упанишадах. Напишите сочинение на тему об Упанишадах. И я потом присужу самому лучшему из вас приз особый». Ну и все ученики, они страшно загорелись, им очень хотелось это сделать. Они написали эти сочинения, принесли Шриле Бхактисидханте Сарасвати, Шрила Бхактисидханта Сарасвати сложил их в одну стопку и потом позвал своего повара. И говорит: «Возьми эти сочинения, прочитай и определи, кто из них был самый лучший». (смех) Повар страшно испугался. Он говорит: «Я не грамотный. Я могу читать, но я не знаю ничего об Упанишадах. Я ни одной Упанишады никогда не читал, как я могу оценивать». Шрила Бхактисидханта Сарасвати сказал: «Это очень легко. Ты просто возьми и посчитай, сколько раз там упоминается имя Кришны. И то сочинение, в котором имя Кришна упоминается больше раз, будет первым». (смех) Тогда этот повар, он сосчитал, и в одном сочинении имя Кришны упоминалось на пятнадцати страницах 400 раз и Шрила Бхатисидханта Сарасвати сказал: «О-о-о! Это самое лучшее сочинение на эту тему».
В другой раз, Шрила Прабхупада… Один из его английскийх редакторов… Книги Шрилы Прабхупады редактировались английскими редакторами. И в одном комментарии к «Бхагавад-гите» этот редактор принёс Шриле Прабхупаде этот комментарий и говорит: «Шрила Прабхупада, в этом комментарии махамантра целиком Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе от начала и до конца упоминается 6 раз». (смех) Шрила Прабхупада говорит: «Да». «Шрила Прабхупада, ну может быть нам один раз написать махамантру, а потом просто сказать Харе Кришна мантра или святое имя или как-то заменить, потому что ну шесть раз в одном комментарии на пол странички, шесть раз, Шрила Прабхупада?!» Шрила Прабхупада подумал и говорит: «На самом деле, ты можешь зачеркнуть всё остальное, (смех) но махамантру ты должен оставить».
И Шрила Прабхупада вложил столько в эти книги, что если человек просто — ещё раз я говорю — дотронется до этих книг, то его жизнь целиком изменится. И не важно как, мы не должны заботиться о том… не обязательно, если человек… человек может не сразу начать кричать: «Хари бол! Хари бол!», — он может почесть эти книги и он может ничего не понять, он может отложить их, но тем не менее, что-то в нём останется. И эти книги, т.к. в них столько энергии сосредоточено, то… мы не знаем путей, по которым идут эти книги и как они могут менять жизни этих людей.
Например, в ИСККОНе есть одна очень знаменитая история про одного преданного, как он пришёл в сознание Кришны, которая иллюстрирует то, что неважно как человек получает эту книгу, главное, что он получает эту книгу. Этот преданный, он сам из Палестины, палестинец, сам он мусульманин. И в своё время он был правой рукой Ясира Арафата, он вырос его помощником. Вот. Он был в организации «Освобождение Палестины», и он террористом, но так или иначе, он разочаровался в этом слегка. И он поехал в Германию, он стал там студентом, стал учиться там. Сам он из религиозной семьи, и 27 поколений его предков, они все были священниками, они все были мауни, мулами. Но он сам был не очень религиозен.
И вот однажды он сидел в баре, и он напился в этом баре до полного умопомрачения, так, что он свалился со стула. И когда он свалился со стула, в совершенно бессознательном состоянии, кто-то бросил маленькую книжечку Шрилы Прабхупады под стол, и когда он свалился со стула, под столом он увидел эту яркую книжечку. Он схватил эту книжку и зажал её в руке. Потом его значит вынесли из этого бара, отвезли к нему в общежитие, где он был. И когда он протрезвел, он с удивлением обнаружил, что у него в руке какая-то книжечка, которую он никогда не видел.
И он прочёл эту книжечку, и в тот же день он пошёл в храм. Это было в Германии в Хайдельберге. И он сказал: «Я хочу к вам присоединиться, возьмите меня». Они поинтересовались, кто он такой. Он сказал: «Да я вот бывшая правая рука Ясира Арафата». Преданные страшно испугались. Они испугались каких-то осложнений. Эти палестинцы, вообще, террористы, непонятно кто. Они ему сказали: «Ну вот, вы покушайте прасада и там повторяйте мантру дома, для этого не обязательно жить в храме». Вот. И выгнали его.
С тех пор он каждый день звонил в храм и говорил: «Я хочу жить вместе с вами. Я хочу к вам присоединиться». Они ему под разными предлогами говорили: «Нет, нет, ещё не пора, ещё… у нас нет мест, и вообще, у нас очень много преданных и т.д.». Вот. И тогда он пришёл в ближайшее воскресенье, которое было. Он пробрался в брахмачарский ашрам, он зашёл в ванную, в туалет, и он заперся там за дверью. У него была с собой машинка, и он обрился. Внутри там — целиком. Он не знал, что шикху надо, так что он целиком себя обрил. И потом стал кричать из-за этой двери: «Я не выйду отсюда до тех пор, пока вы не согласитесь, чтобы я жил с вами. (смех) Я останусь тут, и я буду голодать, я не буду ничего есть до тех пор, пока вы мне не разрешите тут остаться». (смех) Вот. И тогда они поняли, что он на самом деле очень решительно настроен и разрешили ему остаться.
Этот человек, он перевёл «Бхагавад-гиту» на арабский язык. Он стал учеником Шрилы Прабхупады. И он вернулся обратно в какую-то арабскую страну, где любая другая религия кроме мусульманства запрещена и тот человек, который проповедует эту религию, может запросто попасть в тюрьму. И тогда, что он сделал… Первое, что он сделал — это он заплатил деньги владельцу автобусной компании и попросил его написать на всех автобусах просто мантру на арабском скрипте, просто Харе Кришна мантру на всех автобусах. И никто ничего не понимал, но в одно прекрасное утро все автобусы вышли с большим ??? (24.32 не слышно)… на боку. И все люди, которые видели, они все не понимали, но они все читали: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Вот. Т.е. это сила, которая есть в этих книгах. И когда мы выходим, мы должны знать, что все эти люди, они вибхиннамши и что все они страдают до тех пор, пока они не вспомнят о Кришне, до тех пор, пока у них не будет святого имени Бога вместе с ними. И многие из этих людей, они на самом деле, может быть, не зная того, уже тысячи и миллионы лет ждут этих книг. Они ждут, когда книги Шрилы Прабхупады попадут к ним в руки. И если они прочтут эти книги, то их жизнь может целиком измениться.
Я хотел под конец прочитать пару писем, которые приходят, чтобы не быть голословным в этом отношении, чтобы вы посмотрели. Некоторые люди, просто открыв эти книги, понимают, что эти книги… то, что они всю жизнь ждали, о чём они всё время думали. Я прочту два письма.
Уважаемые последователи Кришны. Несколько дней назад мне попалась «Бхагавад-гита» с комментариями Бхактиведанты Прабхупады. Я был поражён, ибо изложенные в ней мысли, являясь первопричиной истины, подсознательно были близки мне на протяжении всей жизни. К большому сожалению, в условиях заключения, в котором я временно нахожусь. В силу стечения ряда обстоятельств, мы не располагаем возможностью распоряжаться свой судьбой, и тот экземпляр «Бхагавад-гиты» ушёл со своим владельцем в другую точку страны.
Мы не знаем, на самом деле, эти книги читают всюду. Их читают в сумасшедших домах, их читают в тюрьмах, их читают всюду.
Тем не менее, даже тем немногие часы, которые мне довелось с ней в руках приоткрыть дверь истины, превратились для меня в целую эпоху в развитии и понимании нашего предназначения в этом мире. Убедительно прошу вас не отказать в любезности и изыскать возможность направить в мой адрес по одному экземпляру «Бхагавад-гиты», «Лёгкое путешествие на другие планеты» и «Совершенные вопросы и совершенные ответы». Тем самым вы дадите возможность, как лично мне, перейти дверь, разделяющую нас от истины, так и помочь другим, оступившимся в жизни постигнуть высшее предназначение человека. За ваше внимание и участие заранее вам весьма признателен. Все расходы, которые вы понесёте при этом, компенсирую незамедлительно. Если не сложно, напишите мне свой адрес подробней.
Я прочту ещё два письма. Здравствуйте, недавно в мои руки совершенно случайно попала книга Шри Шримад Бхактиведанты Свами Прабхупады «Бхагавад-гита». Я был просто потрясён. Но ещё пару дней и книгу заберут. И я останусь опять сам со своей болью и бедой. Я инвалид и прикован к постели. И размышления о своей цели в жизни немного приоткрыли мне окно в мир. И я прошу вас, раскройте его шире и помогите мне с вашей литературой, чтобы я смог лучше познать самого себя и зачем я переношу всю эту боль и страдания. Вышлите мне книги по вашему усмотрению, ведь вы лучше знаете, в каких именно на первых парах я нуждаюсь. Я прошу вас помочь мне, но только за умеренную плату, ибо я на своё пособие едва-едва свожу концы с концами. Постарайтесь, только побыстрее, ибо очень трудно ждать то, о чём я мечтал всю свою жизнь. Ведь мне 37 лет и из них 36 лет я парализован. Жду. Только, пожалуйста, книги на русском языке. Если у вас нет такой возможности помочь мне, передайте моё письмо туда, где мне помогут. До свидания. Искренне ваш.
Сейчас последнее под конец, очень смешное. Здравствуйте, кришнаиты! Пишет вам ищущий истину друг из Гомеля. Однако в нашей стране без помощи знания осознать ваше учение не возможно. Я сам инвалид с детства. Вот два месяца назад отправил письма по 24-ём адресам… ??? (в конце 9-й лекции 001-го диска та же самая история приведена полностью)