«Шримад-Бхагаватам», 1.19.29-30 (29.08.1995 г.) Сочи

Диск 1, л. 13

Аннотация:

Основная цель прихода Господа в материальный мир. В чём проявляется защита преданного Господом. Самое большое несчастье — это грех, который совершает человек. Исключительное положение преданного, его великодушие и беспричинная милость. Смысл существования преданного. Последствия оскорбления преданных. Только преданный может дать Кришну, и никто другой. Принцип распространения хладини-шакти. Наша склонность воспринимать всё, как должное. Важность благодарности.

Истории:

— Кришна через Джаянанду Прабху спасает Своего преданного от проститутки;

— Чапал и Гопал пытается опозорить Шриваса Тхакура;

— Чайтанья Махапрабху проклинает Девананду выгнавшего Шриваса с лекции по «Бхагаватам»;

— Экстатичный киртан Вакрешвары Пандита и прощение Девананды;

— Как Госвами Махарадж по просьбе Вишнупада спас мышонка;

Вопросы:

— Может ли человек так пожертвовать собой, что он отдаст всё своё сознание Кришны другим, так, что у него ничего не останется?

— Говорится, что поклонение тому, что связано с Вишну, ещё лучше, чем поклонение Самому Вишну. Приведите, пожалуйста, пример.

***

«Шримад-Бхагаватам» 1.19.29:

са вишну-рато ’титхайа агатайа

тасмаи сапарйам ширасаджахара

тато нивритта хй абудхах стрийо ’рбхака

махасане сопавивеша пуджитах

ПЕРЕВОД: Махараджа Парикшит, которого знали также под именем «Вишнурата» [«тот, кто всегда находится под защитой Вишну»], склонил голову, приветствуя главного гостя — Шукадеву Госвами. Тогда невежественные женщины и дети отстали от Шрилы Шукадевы. Все выразили ему свое почтение, и Шукадева Госвами занял почетное место на возвышении.

КОММЕНТАРИЙ: Когда на этом собрании появился Шукадева Госвами, все, за исключением Шрилы Вйасадевы, Нарады и еще нескольких, встали, а Махараджа Парикшит, который был рад принять великого преданного Господа, поклонился ему до земли. Шукадева Госвами также отвечал на приветствия, обнимаясь с мудрецами, пожимая руки, кивая головой и кланяясь (особенно своему отцу и Нараде Муни). Ему предложили возглавить это собрание. Увидев, какой прием был оказан ему царем и мудрецами, уличные мальчишки и неразумные женщины, преследовавшие его, были поражены и напуганы. Поэтому они прекратили свои слишком вольные действия, и все вокруг исполнилось торжественности и покоя.

«Шримад-Бхагаватам» 1.19.30:

са самвритас татра махан махийасам

брахмарши-раджарши-деварши-сангхаих

вйарочаталам бхагаван йатхендур

грахаркша-тара-никараих паритах

ПЕРЕВОД: Шукадеву Госвами окружили святые мудрецы и полубоги, подобно тому как луну окружают звезды, планеты и другие небесные тела. Он выглядел великолепно, и все были преисполнены уважения к нему.

КОММЕНТАРИЙ: На этом великом собрании святых личностей присутствовали брахмарши Вйасадева, деварши Нарада, великий правитель царей-кшатриев Парашурама и другие. Некоторые из них были могущественными воплощениями Господа. Шукадева Госвами не числился среди брахмарши, раджарши или деварши, не был он и воплощением, подобно Нараде, Вйасе и Парашураме. И все же он превзошел их по тому, какое почтение ему оказали. Это означает, что преданному Господа оказывают больший почет, чем Самому Господу. Поэтому никогда не следует принижать значения такого преданного, как Шукадева Госвами.

ЛЕКЦИЯ: Итак, в этих стихах продолжается описание приёма, который оказали Шукадеве Госвами мудрецы, собравшиеся на том месте, где Махараджа Парикшит постился до смерти. И в первом стихе Махараджу Парикшита называют Вишнурата. Вишнурата значит тот, кого всегда защищает Господь. Тут говорится о двух преданных, о двух главных героях «Шримад-Бхагаватам» — это Вишнурата или Махараджа Парикшит и Шукадева Госвами. И оба они были преданными, и обоих преданных защищал Господь. Однако Махараджу Парикшита специально особо называют Вишнуратой, потому что Господь оказывал ему особое покровительство и всё время защищал его. На самом деле, говорится, что защита преданных — это основная цель прихода Господа в материальный мир (Б.-г., 4.8):

паритранайа садхунам

винашайа ча душкритам

дхарма-самстхапанартхайа

самбхавами йуге йуге

Господь приходит сюда для того, чтобы защитить своих преданных, для того чтобы защитить праведников. И — винашайа ча душкритам — для того, чтобы уничтожить неправедных людей, для того, чтобы уничтожить негодяев и демонов. Это две основных цели прихода Господа в материальный мир и также, чтобы восстановить принципы религии.

Господь приходит, и Он защищает Своих преданных. И снова и снова Он повторяет это: «Я защищу тебя!». Он говорит Арджуне (Б.-г., 9.31): каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати — «Объявляй всем смело, что мой преданный никогда не погибнет». Иногда люди не понимают правильно этого утверждения, они не понимают, в чём заключается защита Господа. Они говорят: «Как же Господь защищает преданных, если с преданными случаются разные вещи?! Я преданный, почему со мной случаются несчастья?! Почему на какого-то преданного наезжает машина или на какого-то преданного нападают люди?» На самом деле, когда Кришна говорит в «Бхагавад-гите» эти слова, когда Он говорит (Б.-г., 9.31):

кшипрам бхавати дхарматма

шашвач-чхантим нигаччхати

каунтейа пратиджанихи

на ме бхактах пранашйати

Он говорит при этом о случайном падении преданного. До этого Он разбирает вот этот вопрос о том, что если преданный — человек, полностью предавшийся Ему — случайно падает, случайно совершает грех… дальше Кришна объясняет: кшипрам бхавати дхарматма — «Очень быстро такой человек становится праведным, очень быстро такой человек перестаёт совершать всякие грехи, и он обретает вечный мир». Каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати — «Такого преданного Я постоянно защищаю».

На самом деле, защита, которую оказывает Господь или покровительство, которое оказывает Господь преданному, заключается в том, что Кришна защищает преданного от греха. Он не даёт преданному возможность совершить грех. Преданный — это единственный человек на земле, кто полностью свободен от греха, потому что он находится под особым покровительством Господа. Все остальные люди, лишённые этого покровительства, они волей или не волей вынуждены совершать грехи. Они находятся в этом материальном мире, который создан из греха. И соблазны подстерегают в этом материальном мире человека на каждом шагу. Поэтому человек волей или не волей совершает грехи. Более того, он даже не знает, что такое грех, что такое не грех — он просто живёт это греховной жизнью, и он умирает во грехе. И поэтому он рождается снова в ужасных видах жизни.

Как вчера я совершал определённые аскезы — я читал то, что христиане пишут о сознании Кришны. Мне нужно было написать там определённый ответ. Это была очень большая аскеза — читать все глупости, которые были написаны там. И среди прочих глупостей там было написано, что индуизм очень плох, потому что индусы считают, что душа перевоплощается, что душа вечная и что душа никогда не умирает, что она просто рождается в одном теле, потом рождается в другом теле, поэтому индусы по своей природе очень легко относятся к смерти — они не понимают трагичности смерти, и поэтому они то и дело совершают ритуальные убийства различных людей и приносят их в жертву — и Кришнаиты такие же. (смех)

Эти люди не понимают, что на самом деле, в действительности, самое большое несчастье, которое может случиться с человеком — это даже не смерть. Люди, непонимающие вот этой вот концепции перевоплощения души, не знают, что самое большое несчастье, которое может случиться с человеком — это грех, который он совершает. Грех, который ты совершаешь, всегда придёт к тебе в виде будущих несчастий, и ты обрекаешь себя на будущие страдания. Смерть — в конце концов, ты умер и всё, на этом всё кончилось. Но на самом деле, человек будет рождаться и снова расплачиваться за свои прошлые грехи. Но люди не понимают этого. И Кришна, Он даёт людям, особенно людям этого века, защиту от греха. Когда Кришна говорит: «Я оказываю покровительство Своим преданным» — Он имеет в виду, что Я защищаю их от греха. Чайтанья Махапрабху пришёл сюда специально для того, чтобы защитить своих преданных от греха. Он дал нам это движение санкиртаны для того, чтобы мы могли спастись от греха. И многие преданные, я думаю, на своём опыте не раз убеждались, как Кришна заботится об этом, как Он ограждает их от падения, как Он ограждает их от того, чтобы совершить грех.

Есть одна очень интересная история, которую рассказал один ученик Шрилы Прабхупады, которая иллюстрирует вот этот момент, как Кришна защищает человека от греха. Он был санкиртанистом, преданным санкиртаны. Он выходил на санкиртану, и он распространял книги. И однажды он забрёл… Это было в Нью-Йорке. И в Нью-Йорке он забрёл в район, где жили женщины лёгкого поведения. Нью-Йорк вообще очень странный город. Там есть особые районы и особые улицы для совершения определённых греховных поступков. На одной улице после наступления ночи тебя обязательно убьют, ты просто можешь быть уверен в том, что тебя убьют. На другой улице продают наркотики. На третей улице живут женщины лёгкого поведения. Рядом, на соседней улице, которая находится в двух шагах отсюда, могут быть фешенебельные магазины, и ты можешь ходить там день и ночь и с тобой ничего не случится, но на следующей улице тебя обязательно убьют, если ты пойдёшь вечером, (смех) или, по крайней мере, ограбят.

Но, так или иначе, он имел несчастье забрести в этот квартал. И он слишком поздно понял о том, куда привели его ноги. К сожалению, до того, как он стал преданным, он был частым завсегдатаем этого квартала. Он очень любил приходить в этот квартал и занимался тем, чем обычно люди занимаются в этом квартале. (смех) И он увидел, что на следующей стороне улицы начинаются эти заветные дома. И более того, он увидел нескольких женщин, которые стояли на углу в многообещающих позах. (смех) Вот. И тут же у него инстинктивно совершенно рука потянулась в карман. Он нащупал деньги, которые он выручил за санкиртану — там было где-то долларов двести. И он подумал: «Всё… Я падаю» (смех) — никакой возможности сопротивляться он не чувствовал в себе. Он увидел объекты чувств, и чувства его буквально повлекли туда как магнит. Он понял, что он не сможет ничего сделать. Он уже решил, что всё, я падаю, у меня как раз есть 200 долларов — этого хватит для того, чтобы приятно провести время, а там будь что будет, в конце концов, Кришна дай Бог не оставит меня. (смех) Вот. И он с решительным видом, с целеустремлёнными такими глазами направился, чтобы перейти эту улицу.

И когда он уже стал переходить эту улицу, вдруг откуда ни возьмись мимо него… Вжи-и-х-х-х!.. Пронёсся огромный чёрный грузовик, и он отпрыгнул оттуда. И вдруг этот грузовик со страшным визгом остановился прямо перед ним. И когда грузовик остановился перед ним, откуда-то из грузовика, вдруг, он услышал: «Джай Джаганнатх!» (смех) Он не мог ничего понять, что происходит. Он уже собирался пасть, и тут кто-то кричит: «Джай Джаганнатх!» (смех) Когда он присмотрелся, он увидел к своему удивлению, что это грузовик преданных, и в этом грузовике ехал Джаянанда Прабху, который значит соответственно ездил куда-то по своим делам. И в тот самый момент, когда он уже хотел пасть, он увидел Джаянанду, который остановился. (смех) Джаянанда открыл дверь и говорит: «Может быть тебя подвести куда-нибудь? Ты что здесь делаешь?» (смех) Он с удовольствием забрался в этот грузовик, и несколько смущённый сказал: «Да, пожалуйста отвези меня в храм». (смех)

На самом деле, каждый преданный, если он присмотрится, если он будет внимательно наблюдать за своей жизнью, Он сможет понять, что Кришна ограждает его от всех грехов. И Он ограждает его от всех грехов с помощью Своих преданных. Мы живём вместе с преданными, мы общаемся с преданными для того, чтобы таким образом оградить себя от грехов. Самое верное и самое надёжное положение человека в этом мире — это жить в обществе преданных. И если мы будем постоянно жить с преданными и будем постоянно общаться с ними, мы будем в полной безопасности, мы можем не бояться тогда, что грех так или иначе коснётся нас. Поэтому мы должны ценить преданного, мы должны понимать, кто такой преданный.

Именно поэтому Шукадеве Госвами здесь в этих стихах оказывается такое почтение. Поэтому Шукадеву Госвами превозносят до небес все мудрецы, деварши, брахмарши, воплощения Господа, которые собрались — они избрали его главой собрания. Именно потому, что он был чистым преданным Господа. Шрила Прабхупада говорит во втором комментарии, что чистому преданному Господа иногда оказывается даже большее почтение, чем Самому Господу. На самом деле, положение преданного… мы иногда не понимаем, какое высокое положение занимают преданные.

Положение преданного даже выше, чем положение Самого Господа. Господь Шива говорит Парвати в «Падма-пуране»:

арадхананам сарвешам

вишнор арадханам парам

тасмат паратарам деви

тадийанам самарчанам

Он говорит, что из всех видов поклонения, из всех видов религиозной практики, самой высшей формой религиозной практики является поклонение Вишну. Но тасмат паратарам деви — «Ещё выше, чем поклонение Вишну» — тадийанам самарчанам — «Является поклонение преданным Господа». Если человек поклоняется преданным Господа, то он совершает высший религиозный долг. На самом деле, говорится, что преданный Господа более великодушен, чем Сам Господь. Господь иногда не прощает оскорбления, которые человек может Ему нанести, но преданный всегда готов простить. Единственная цель и смысл существования преданного — это дать другому человеку возможность служить Господу, поэтому преданный очень великодушен. И если Господь не простит человека, то преданный может простить его.

Как сегодня утром мы читали в «Чайтанья-Чаритамрите» отрывок про Чапалу и Гопалу — это кусочек небольшой, который мы прочитали про Чапалу и Гопалу. Вот эту историю, когда один брахман по имени Чапала и Гопала решил оскорбить Шриваса Тхакура. Он проникся страшной ревностью к Шривасу Тхакуру. Он говорил: «Что этот человек вообразил о себе?! Целыми ночами они там собираются, запираются и поют какие-то киртаны. Непонятно что! Мешают спать».

Как у нас вот, рядом есть ресторан. И тоже там полночи играет музыка различная. (смех) Точно также этому Чапале и Гопале не нравилось, что преданные поют киртан в соседнем доме. Соответственно, он решил опозорить Шриваса Тхакура. Он пришёл к Шривасу Тхакуру… Вечером, когда все преданные собрались у Шриваса Тхакура и закрылись у него дома, этот Чапала и Гопала пришёл к нему во двор, и он разложил различные атрибуты для поклонения Кали или Дурге. И он разложил там вино, кости разбросал по двору, чтобы потом все утром пришли и увидели, что значит он по ночам поёт киртан и притворяется вишну-бхактой, а на самом деле поклоняется Дурге.

Вот. И когда утром Шривас Тхакур открыл двери своего дома, и он увидел все эти принадлежности поклонения Дурге, он страшно удивился и подумал: «Что происходит вообще, откуда тут кости какие-то валяются, откуда вино валяется». Он решил позвать всех своих соседей, он позвал всех уважаемых людей, и он сказал: «Посмотрите, что происходит. У меня тут во дворе лежат кости. Судя по всему, я поклоняюсь Дурге. Я оказался притворщиком. Вы думали, что я вишну-бхакта, на самом деле я дурга-бхакта» — сказал он и улыбнулся. (смех) Все соседи всё поняли, им страшно стало неудобно, и они стали убирать всё. Они убрали двор, вычистили всё, взбрызнули водой, освятили всё это.

А Чапала и Гопала через три дня заболел проказой. Через три дня проказа упала на Чапалу и Гопалу. Всё тело его покрылось ранами, там завелись черви, эти черви, значит, стали заживо гниющее тело Чапала и Гопала есть. И Чапала и Гопала, хотя он был брахманом, он вынужден был уйти из деревни. Проказа — это заразная болезнь, и люди больные проказой, они не живут в деревнях. Он вынужден был сесть где-то под деревом на берегу Ганги, и он сокрушался в своей судьбе. Он думал: «За что меня постигла такая страшная участь?». Нос у него провалился, на руках были страшные язвы.

И Чайтанья Махапрабху, когда Он шёл совершать омовение в Ганге, Он встретился с Чапалой и Гопалой. Чапал и Гопал упал Ему в ноги и стал просить у Него прощения. Он сказал: «Ты Верховная Личность Бога, Ты Верховный Господь, и Ты пришёл сюда специально для того, чтобы защитить падших. Ты посмотри, в каком состоянии я нахожусь. Посмотри, что со мной творится. Спаси меня. В конце концов, я Твой дядя по материнской линии» — он вдруг вспомнил об этом. (смех) Господь Чайтанья посмотрел на него свысока, когда он валялся перед Ним и сказал: «Я ничего не смогу сделать для тебя. Оставайся как есть. И более того, Я проклинаю тебя. Ты будешь гнить таким образом в течение миллионов жизней в аду. Ты будешь гнить здесь, тебя будут кусать черви, и ты будешь гнить ещё много-много жизней вперёд». (смех) А Сам Он пошёл и совершил омовение, чтобы очиститься от встречи с этим Чапалой и Гопалой. Но потом, позже, Он смилостивился над ним, и Он сказал: «Если ты попросишь прощения у Шриваса Тхакура… Я не могу простить тебя, Я не могу освободить тебя от греха, который ты совершил, но если ты попросишь прощения от Шриваса Тхакура, тогда ты спасёшься». Чапала Гопала отправился к Шривасу Тхакуру. Он попросил у него прощения. Когда Шривас Тхакур простил его, то проказа у него сразу же прошла.

На самом деле, Кришна находится в сердце всех живых существ. И особенно он находится в сердце преданных. Он говорит, что прежде всего Я нахожусь в сердце преданных. И если кто-то оскорбляет преданных, то Кришна принимает это оскорбление лично. Он сам принимает на Себя это оскорбление, и поэтому такой человек, который оскорбляет преданного, он по сути дела, обречён. Поэтому, живя с преданными, мы должны понимать, что преданные — это защита нас от греха, преданные защищают нас от греха, но при этом мы должны быть очень осторожны. Мы ни в коем случае не должны позволять себе оскорблять преданных, потому что это самая большая, самая ужасная ошибка, которая может произойти.

Сам Господь говорит… В «Ади-пуране» Кришна говорит Арджуне, что тот, кто называет себя Моим преданным — не является Моим преданным, но тот, кто называет себя преданным Моего преданного — по-настоящему мой преданный. И дальше Он говорит: «Я Сам бегу за таким преданным. За человеком, который считает себя преданным Моего преданного, за ним Я сам бегу для того, чтобы получить пыль с его лотосных стоп попала Мне на голову. Потому что именно благодаря тому, что пыль с его лотосных стоп падает Мне на голову, Я обретаю Свои мистические способности, Я обретаю способность совершать чудеса, которые Я совершаю». Сам Господь говорит, что нет никого дороже преданного. И только преданный, на самом деле, может спасти нас из этого океана рождений и смертей.

Как была другая история, когда Господь Чайтанья Махапрабху обиделся на одного из обитателей Навадвипы. Тоже за то, что он оскорбил преданного, тоже Шриваса Тхакура. Шривасу Тхакуру очень везло почему-то, его все оскорбляли. (смех) Однажды Шривас Тхакур шёл по Навадвипе, и он услышал, как в одном из домой читается «Шримад-Бхагаватам». И когда он услышал «Шримад-Бхагаватам», который читался там, его сразу же как магнитом потянуло в этот дом. Он зашёл в этот дом, и он стал слушать. Он увидел Девананду Пандита — знаменитого чтеца «Шримад-Бхагаватам», который читал «Шримад-Бхагаватам». И вокруг него сидели сотни учеников, сотни его последователей. И Шриваса Тхакур стал слушать, как Девананда читает «Шримад-Бхагаватам». И когда стихи «Шримад-Бхагаватам» вошли в его уши, нектар «Шримад-Бхагаватам» зашёл в его уши, то сразу же слёзы потекли из глаз Шривасы Тхакура, и он стал кататься по земле, и слёзы стали капать, и он стал кричать. И все ученики, которые сидели, они не могли понять, что вообще тут делает этот сахаджия, зачем он пришёл сюда? Они взяли его за руки и за ноги, раскачали его и выбросили его из дома. И Девананда, на глазах у кого всё происходило, он видел всё это, и он не остановил это оскорбление, которое совершилось.

И Шривас, он обиделся, ему стало неприятно из-за того, что с ним это случилось, но он никому не сказал об этом. Однако Кришна, который находился в сердце у Шриваса, он знал, что случилось, Чайтанья Махапрабху знал, что произошло. Он знал, что Девананда оскорбил, и Он страшно обиделся. Сам Шривас Тхакур, он погоревал немножко и забыл об этом, но Чайтанья Махапрабху страшно оскорбился, поэтому в следующий раз Он собрал большую толпу Своих последователей, своих учеников. И Он отправился к дому, где был Девананда. И Девананда продолжал читать «Шримад-Бхагаватам» при большом стечении народа. Чайтанья Махапрабху встал у него перед дверью, и он стал громким голосом — для того, чтобы все слышали, особенно, Девананда слышал — говорить своим ученикам: «Этот глупец сидит и читает „Шримад-Бхагаватам“, и он думает, что он может объяснить „Шримад-Бхагаватам“. Он выдаёт себя за большого знатока „Шримад-Бхагаватам“, и он объясняет всем „Шримад-Бхагаватам“, но он не понимает, что преданные бхагавата, и книга бхагавата неотличны друг от друга. Если он оскорбляет преданного бхагавату, то как он может понять что-то в этой книге бхагаватам?! Он последний глупец, и он будет объяснять этот „Шримад-Бхагаватам“ в течение миллионов лет и ничего не поймёт там» — Он проклял его, Он был страшно разгневан. Так, что ученики стали дрожать. Они никогда не видели Чайтанью Махапрабху в таком состоянии. Они думали: «Что с ним происходит вообще?!». Они стали его успокаивать, говорить: «Не расстраивайся, всё будет хорошо, (смех) он не нарочно это делает».

Но, так или иначе, потом Чайтанья Махапрабху, Он собрал всех Своих учеников, Он плюнул на землю, Он ушёл оттуда и в течение всей дороги до Своего дома Он ругал Девананду. Он говорил, что этот глупец никогда ничего не поймёт. И вообще, как такой глупец осмеливается притрагиваться к «Шримад-Бхагаватам»?! Что он понимает в «Шримад-Бхагаватам»?!

И потом позже Чайтанья Махапрабху принял саньясу. Он ушёл в Джаганатха-Пури. А один из Его спутников, Вакрешвара Пандит, он вернулся в Навадвипу, он вернулся в Кулию. Вот это место, Кулия-грам, где как раз был прощён Чапал Гопал и где позже был прощён Девананда, она сейчас называется Апарадха-Бхаджана. Говорится, что человек, который совершает бхаджану в этом месте, он избавляется от всех апарадх. Это место находится сейчас в одном из районов Навадвипы, на Коладвипе.

И позже Вакрешвара Пандит пришёл в это место, и Вакрешвара Пандит стал устраивать киртан. Вакрешвара Пандит был знаменит тем, что когда он начинал киртан, он не мог остановиться. Киртан длился в течение многих-многих… однажды он протанцевал 72 часа подряд (смех) в течение киртана. И никто не мог… никто не заметил, что прошло 72 часа. Все вокруг него тоже танцевали, и потом они очнулись и поняли, что прошло 72 часа. (смех) Вакрешвара Пандит пришёл в Кулия-грам и его сразу же окружила толпа народу. И Девананда тоже услышал о том, что Вакрешвара пришёл, и он пришёл посмотреть на это. И он увидел киртан Вакрешвары. Ему так понравилось всё это, так понравилось пение Вакрешвары, что он взял палку, и он стал ограждать Вакрешвару от того, чтобы люди, толпа не мешал ему. Он стал заботиться о нём, чтобы он мог спокойно танцевать. В течение шести часов Вакрешвара танцевал без перерыва. При этом Девананда, он значит отгонял людей, чтобы они не мешали ему это делать.

И в конце концов, когда Вакрешвара перестал танцевать, и он сел под дерево, Девананда упал ему в ноги, стал возносить ему молитвы и стал говорить: «Пожалуйста, благослови меня! Я самый несчастный человек. В своё время Чайтанья Махапрабху проклял меня, и теперь я не знаю, что… С тех пор сердце моё пересохло и в моём сердце не осталось ни капли человеческих чувств. Благослови меня». И Вакрешвара, он улыбнулся и сказал: «Пусть у тебя будет кришна-бхакти, да будет у тебя кришна-бхакти» — по бенгальски он сказал, так что Девананда его понял. (смех) И в тот же момент, когда он это сказал, когда преданный благословил его, несмотря на то, что Чайтанья Махапрабху лишил его своей милости и лишил его своих благословений, когда Вакрешвара Пандит благословил его, тот час же кришна-бхакти возникло в сердце у Девананды. И Девананда подпрыгнул и стал танцевать: «Джай! Джай! Хари бол».

И потом Сам Чайтанья Махапрабху пришёл в кулию, и Сам Чайтанья Махапрабху, после того как Он принял саньясу, Он возвратился на какое-то время в кулию, и Он встретился с Деванандой. И Он сказал, что за то, что ты служил Моему преданному Вакрешваре и за то, что Мой преданный Вакрешвара пролил на тебя свою милость, Я теперь тоже благословляю тебя. Он сказал, что Кришна постоянно танцует в сердце Вакрешвары, и т.к. Он танцует в сердце Вакрешвары, то Вакрешвара тоже танцует, и поэтому он не может остановиться. Как Кришна не может остановиться танцевать в его сердце, так и Вакрешвара не может перестать это делать. И поэтому, т.к. он благословил тебя, Я тоже благословляю тебя и тоже даю тебе вот это благословение, чтобы у тебя было кришна-бхакти.

На самом деле, мы можем получить кришна-бхакти только от преданного Господа. И это то, что может дать нам преданный. Бхактивинода Тхакур говорит: кршна се томара, кршна дите пара — он говорит: «О вайшнава Тхакур, Кришна твой, Кришна находится у тебя в сердце, поэтому ты можешь дать Его другим». Т.к. Кришна является собственностью чистого преданного, т.к. Кришна является собственностью вайшнава, вайшнав может дать Его другому. Никто другой не может дать нам Кришну.

Как однажды, недавно во время живого эфира на «Кришналоке» мне позвонили и спросили: «Ну вот это всё понятно, что преданный, он распространяет сознание Кришны. А вот может человек так пожертвовать собой, что он отдаст всё своё сознание Кришны другим так, что у него ничего не останется?» Иначе говоря, может ли непреданный распространять сознание Кришны? На самом деле, непреданный не может распространять сознание Кришны. Только человек, у которого есть Кришна в сердце, он может дать другому Кришну. Никто другой не может дать другому Кришну. Это особая квалификация преданного. Преданный обладает Кришной, и он может заставить других так или иначе восславлять Кришну. Кто бы мы были все, если бы не милость Шрилы Прабхупады?! Где бы мы были, чем бы мы занимались?! Иногда я вот думаю, кем бы я был, если бы не Шрила Прабхупада — мне страшно становится. Я бы был хуже, чем этот Чапала и Гопала, потому что я бы вообще никогда не встретился с преданными. Но мы забываем о том, что именно по милости чистого преданного мы получили это кришна-бхакти.

Как говорится, что преданный… Кришна вкладывает вот эту кришна-бхакти или Свою энергию, хладини-шакти, в сердце преданного. И эта энергия, она путешествует по миру из сердца одного преданного в другое. Когда она появляется в сердце преданного, она может перейти в сердце другого человека и т.о. кришна-бхакти может расшириться.

Как Шукадева Госвами во второй песни «Шримад-Бхагаватам», когда Махараджа Парикшит спросил у него рассказать о том, как создаётся этот мир, Шукадева Госвами стал возносить молитвы Кришне, и он сказал замечательную молитву (Бхаг., 2.4.15):

йат-киртанам йат-смаранам йад-икшанам

йад-ванданам йач-чхраванам йад-арханам

локасйа садйо видхуноти калмашам

тасмаи субхадра-шравасе намо намах

Он говорит, что если человек занимается одной из форм преданного служения йат-киртанам — если он прославляет Бога, йат-смаранам — если он помнит о Боге, йад-икшанам — если он созерцает Бога, предстоит перед Божеством, йад-ванданам — если он возносит Ему молитвы, йач-чхраванам — если он слушает о Господе, йад-арханам — если он поклоняется Господу, то таким образом он может избавиться от всех своих грехов, таким образом он сможет полностью очиститься. Калмашам — он станет совершенно чистым. Но дальше он говорит, что… если человек… чтобы делать это, он должен получить милость чистого преданного.

Дальше он говорит (Бхаг., 2.4.17), что даже если человек является очень большим тапасви, если он изучал Веды, если он большой знаток ведических гимнов, если он замечательно совершает жертвоприношения, он не сможет заниматься всем этим. Только если чистый преданный прольёт на него свою милость, он сможет заниматься этим. И дальше он говорит этот знаменитый стих (Бхаг., 2.4.18) про кхасов, пулиндов, пулкашей, абхиров и всех остальных народов, которые не находятся под… так или иначе, не принадлежат к ведической культуре. Он говорит, что все эти люди, какие бы они ни были, все эти нецивилизованные люди, которые живут в этих дальних странах, где непонятно, какие вещи творятся, они все, если они получат милость чистого преданного, они смогут стать тоже преданными Господа. Он говорит, что какие бы они ни были… Если они кхасы, то у них там узкие глаза и у них не растёт борода. И если они ещё какие-нибудь абхиры, то у них наоборот, борода по всему телу растёт. (смех) Есть много видов нецивилизованных людей — разные нецивилизованные люди, но кто бы они ни были, к какой бы категории нецивилизованных людей они не приходили, он говорит: прабхавишнаве намах — т.к. Вишну вложил Свою энергию в такого преданного, прабхавишну. Прабхавишну значит энергия Господа, могущество Господа. Т.к. преданный обладает вот этим могуществом Господа, если человек примет покровительство такого чистого преданного, он тоже сможет стать преданным, и он тоже сможет заниматься киртанам, шраванам, смаранам и т.д.

Как Шрила Прабхупада, он говорил, что моё чудо, чудо, которое я совершил — это на самом деле самое большое чудо, которое может совершить человек. Это то, что он заставил нецивилизованных людей этих западных стран петь и воспевать славу Господа. То, что все мы вдруг, как по волшебной палочке стали заниматься этим, и мы никогда не должны забывать о том, что только милость чистого преданного привела нас сюда, и мы должны ценить эту милость и всё время ценить вот эту возможность жить вместе с другими преданными, понимая, что преданный может дать нам Кришну.

Как я помню, была такая история. Она в своё время меня очень поразила. Мы склонны воспринимать это как должное, забывать о том, какую милость мы получили. И что на самом деле, милость, которую мы получили, мы получили её только по беспричинной милости нашего духовного учителя, то, что духовный учитель по своей милости пришёл к нам и так или иначе вытянул нас из этого океана материального существования. Года два назад в Москве я был вместе со Шри Вишнупадом и однажды утром, рано утром, где-то часов в 5, Шри Вишнупад зашёл ко мне в комнату. Я пытался повторять мантру полусонный, в экстазе. (смех) Шри Вишнупад зашёл ко мне в комнату в гамче, и он сказал: «Прости меня, пожалуйста, но там у меня в унитазе мышь тонет. Сделай что-нибудь об этом». (смех) Он улыбнулся, извинился и сказал: «Извини, иногда мне приходится просить тебя странные вещи делать, (смех) но так уж вот получилось».

Вот, я побежал быстро значит, забежал в этот туалет и увидел, что действительно там маленький мышонок, он тонул. Он изо всех сил рыпался там в воде и был жалкий какой-то весь, мокрый и ничего сделать невозможно было. Потом я нашёл какую-то картонку. И я значит вытащил этого мышонка оттуда через эту картонку. Я вынес его на улицу. Мышонок, он очень философски воспринял всё это. Он спокойно очень находился на это картонке. Потом я выпустил его на улицу. И когда он сбежал с этой картонки, отряхнулся и как ни в чём не бывало побежал. И я подумал, что вот этот мышонок, он наверняка думает, что он спасся только благодаря своим собственным усилиям, что он там очень хорошо рыпался. (смех) Он очень… Он очень так… Как сказать?.. Он очень невозмутимо всё это сделал. Он воспринял это всё, как должное. Он рыпался в этой воде, и потом он подумал, что каким-то образом, благодаря своим усилиям, я выбрался из этой воды и т.о. спасся.

И я тогда понял, что на самом деле, мы все находимся в положении вот этих мышей. Мы рыпаемся в этом океане материального существования, где мы то и дело встречаемся с разными испражнениями и всем остальным. (смех) Мы рыпаемся в этих сточных водах материального существования и потом духовный учитель приходит к нам и вытаскивает нас оттуда по своей беспричинной милости. А мы потом отряхиваемся и думаем: «Это я сам себя спас. Это я сам так или иначе… Это благодаря моим усилиям. Это благодаря моей чистоте, благодаря моей праведности, моим замечательным поступкам, которые я совершил в прошлом, моим замечательным качествам. Так или иначе, я проявил милость к своему духовному учителю (смех) и позволил ему спасти меня. Это всё трансцендентная лила». (смех)

Мы забываем об этом. На самом деле, мы должны понимать, что мы все обязаны своей жизнью своему духовному учителю и всем остальным преданным. Только благодаря тому, что преданные по своей беспричинной милости проповедуют сознание Кришны, то что они ходят повсюду, то что они стучатся из двери в дверь, несмотря на то, что люди плюют на них, оскорбляют их, несмотря на это они продолжают свою проповедь — они дают возможность некоторым счастливым душам спастись. Мы должны быть всегда благодарны преданным, всегда помнить о том, чем мы обязаны своему духовному учителю и всем остальным преданным, всегда жить в обществе преданных, ценить преданных, поклоняться преданным и служить преданным. И тогда мы сможем обрести, в конце концов, кришна-прему. Тогда Кришна будет очень доволен нами, и Он скажет: «Пусть у тебя будет кришна-бхакти, пусть кришна-бхакти придёт к тебе».

Вот. Всё. Харе Кришна. Может быть есть какие-то вопросы?

[Первый вопрос]

[Прабху]: В этом стихе… ??? (35.19 не слышно) дословно переводится, как поклоняйся всему, что связано с Вишну. Вот Шрила Прабхупада приводил… ??? (35.27 не слышно). А что вообще ??? (не слышно) подразумевает, что может быть связано с Вишну? Поклонение чему считается лучше, чем поклонение Самому Вишну?

[Гурудев]: Поклонение Туласи, например, считается выше, чем поклонение Вишну.

[Прабху]: Она же также преданная.

[Гурудев]: Но она также преданная, да, но всё то, что связано с Вишну, является так или иначе преданным. Когда мы поклоняемся атрибутам… Тадийанам, значит атрибут буквально. Атрибут, или в данном случае то, что служит, то, что само поклоняется Вишну, то что непосредственно связано с Вишну и служит Вишну. Вот. Т.е. имеется в виду всё то, что связано. Как, например, мы поклоняемся всему тому, что занимается в служении Вишну. Например, мы поклоняемся мриданге. В традиционных вайшнавских семьях мридангам устраивают пуджу. Прежде чем они начинают бить по мриданге, они делают пуджу небольшую для барабана, и потом начинают… (смех) Потому что мриданга — это так сказать преданный Господа, который служит Господу.

Говорится, что все атрибуты поклонения — это проявления Господа Баларамы или Баладевы. Господь Баладева, Он поразительный слуга Господа. Он Сам является Господом, практически Он неотличен от Господа, но при этом Он служит Господу Кришне. И Он служит Господу во всех пяти расах. Он служит Ему в шанта-расе, в сакхйа-расе, в ватсалья-расе, в мадхурья-расе и в дасйа-расе — во всех расах он служит Господу. И в частности Он становится атрибутами поклонения Господу и становится мридангой. Поэтому вот эти вот мриданги, которые в Америке выпускаются, они называются Баларама-мриданга.

Окей. Если нет больше вопросов, то «Шримад-Бхагаватам» ки Джай! Шрила Прабхупада ки Джай!

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.