«Шримад-Бхагаватам», 1.19.35-36 (04.09.1995 г.) Сочи

Диск 1, л. 15

Аннотация:

Самое большое благо, которое человек может принести своей семье. Исключительная важность общения с преданными и духовным учителем. Милость Кришны. Важность искренности. Наша беспомощность без общения с преданными. Блага, приходящие от встречи с преданным. Смысл преданного служения. Неверные мотивы преданного служения. Росток преданного служения — наша главная ценность. Скитания живых существ и их обезьяний ум. Важность наставлений Махараджи Парикшита.

Истории:

— Атеистически настроенная мать преданного возвращается к Кришне;

— Как мать Индрадьюмны Свами стала преданной;

— Как Госвами Махарадж пришёл в сознание Кришны;

— Кази слышит от Абхирама Тхакура рассказ о Малини Деви и становится преданным;

— Гауракишор Дас Бабаджи шокирует Бхаттачарью;

— Неофит берёт без спросу остатки пищи Бабаджи.

***

«Шримад-Бхагаватам» 1.19.35:

апи ме бхагаван притах

кришнах панду-сута-прийах

паитри-швасейа-притй-артхам

тад-готрасйатта-бандхавах

ПЕРЕВОД: Только чтобы доставить удовольствие Своим великим двоюродным братьям, Господь Кришна, Личность Бога, который очень дорог сынам царя Панду, отнесся ко мне так, как будто я — один из них.

КОММЕНТАРИЙ: Чистый преданный, служащий только Господу, оказывает гораздо большую услугу своей семье, чем те, кто привязан к иллюзорным семейным делам. Как правило, люди привязаны к семье, и семейные привязанности являются той силой, которая приводит в движение экономику человеческого общества. Такие заблудшие люди не понимают, что самую большую услугу своей семье можно оказать, став преданным Господа. Господь берет под Свое особое покровительство членов семьи и потомков преданного, даже если сами они не преданные! Махараджа Прахлада был великим преданным Господа, но его отец Хиранйакашипу был великим атеистом и заклятым врагом Господа. Но, несмотря на все это, Хиранйакашипу было даровано освобождение, так как он был отцом Махараджи Прахлады. Господь так добр, что всячески защищает членов семьи Своего преданного, поэтому преданному не стоит беспокоиться о своей семье, даже если он покидает ее ради преданного служения. Махараджа Йудхиштхира и его братья были сыновьями Кунти, тетки Господа Кришны по отцу, и Махараджа Парикшит признает, что покровительство Господа Кришны оказано ему потому, что он — единственный внук великих Пандавов.

«Шримад-Бхагаватам» 1.19.36:

анйатха те ’вйакта-гатер

даршанам нах катхам нринам

нитарам мрийамананам

самсиддхасйа ванийасах

ПЕРЕВОД: Разве иначе [не вдохновленный Господом Кришной] ты мог бы по своей воле появиться здесь, ты, кто странствует повсюду, неузнанный простыми людьми и недоступный моему взору, взору человека, находящегося на грани смерти?

КОММЕНТАРИЙ: Великого мудреца Шукадеву Госвами, несомненно, вдохновил Господь Кришна, и он по своей воле появился перед Махараджей Парикшитом, великим преданным Господа, только чтобы передать ему наставления «Шримад-Бхагаватам». По милости духовного учителя и Личности Бога можно постичь самую суть преданного служения Господу. Духовный учитель — это проявленный представитель Господа, который призван помочь человеку достичь высшей цели. Тот, кто не уполномочен Господом, не может стать духовным учителем. Шрила Шукадева Госвами — полномочный духовный учитель, поэтому Господь вдохновил его, чтобы он появился перед Махараджей Парикшитом и передал ему наставления «Шримад-Бхагаватам». Человек может достичь высшей цели — возвратиться к Богу — если Господь по Своей милости пошлет ему Своего истинного представителя. Как только преданный Господа встречает истинного представителя Господа, возвращение к Богу после оставления нынешнего тела ему гарантировано. Однако это еще зависит от искренности самого преданного. Господь пребывает в сердце каждого живого существа и прекрасно знает обо всех его действиях. Как только Господь обнаруживает, что данная душа жаждет вернуться к Богу, Он сразу же посылает к ней Своего истинного представителя. Таким образом, Своему чистому преданному Господь гарантирует возвращение к Богу. Подводя итог, можно сказать, что получить помощь от истинного духовного учителя значит получить помощь непосредственно от Самого Господа.

ЛЕКЦИЯ: Итак, мы стремительно приближаемся к концу первой песни. Осталось всего несколько стихов, которые произнесёт Махараджа Парикшит. И в этих стихах он прославляет Шукадеву Госвами, говоря, что по милости Верховного Господа, благодаря тому, что Кришна проявил ко мне Свою милость, ты появился передо мной. И в первом стихе он объясняет, почему Кришна проявил эту милость. Он говорит: «Сам я ничего собой не представляю. Сам я всего лишь ничтожная джива, заброшенная куда-то сюда в океан материального мира. Я ничего не представляю собой, но т.к. мои родственники, мои деды были великими преданными Кришны, Кришна проявил милость ко мне. Поэтому ты появился сейчас передо мной». И Шрила Прабхупада объясняет в первом комментарии, что самое большое благо, которое человек может принести своей семье — это стать преданным Господа. Если человек становится преданным Господа, то он приносит истинное благо своей семье, потому что все остальные блага, которые мы можем принести своей семье, даже если мы будем в поте лица своего трудиться, они, в конце концов, кончатся — у них есть начало и есть конец. Рано или поздно нам придётся умереть, и тогда мы оставим все эти блага сзади себя, за собой.

Но если человек станет преданным Господа, то тогда в момент смерти он может принести… Когда смерть подойдёт — вот это самое последнее испытание, которое нам придётся испытать всем, через которое нам придётся пройти всем — то тогда человек, с которым общался такой преданный, он сможет вспомнить о Кришне.

Как Шрила Прабхупада, в шестой песни «Шримад-Бхагаватам», он с очень большой гордостью в одном из комментариев рассказывает, что это положение, о том, что человек приносит благо своим родственником, было доказано на практике. Он рассказывает случай про одного из своих учеников. У этого ученика была мать, и эта мать была, как большинство матерей этого мира, атеисткой. (смех) В Америке. Соответственно, она отвергла своего сына, когда сын стал преданным. Она всё время над ним смеялась. Она не была очень против него, но она постоянно смеялась над ним и говорила: «Глупостями ты всякими занимаешься!» И потом, в конце концов, пришло время, когда ей пришла пора умирать. Её отвезли в больницу, она лежала в больнице на своём смертном одре, и сын пришёл к ней, чтобы проститься с ней в это последнее мгновение. Он сидел рядом с ней. И благодаря присутствию сына… Мать была в бессознательном состоянии. И в друг, в один прекрасный момент она очнулась, она пришла в себя, она посмотрела на него и сказала: «Ну где твой Кришна?». И в этот момент она умерла. (смех) И Шрила Прабхупада говорит, что благодаря преданному, благодаря тому, что преданный был рядом с ней, она вспомнила в момент смерти о Кришне. И т.о. она получила высшее благо, она смогла вернуться к Кришне.

Мы знаем другой случай. Шрила Индрадьюмна Свами в своём послании в этом году на вьяса-пудже описал историю своей матери. Вы наверно читали это послание о том, как… Его мать, она тоже постоянно сначала смеялась, не признавала всё это, издевалась над ним. Потом, в конце концов, смирилась, писала ему даже Харе Кришна в письмах иногда. Но книги, которые он ей посылал, они лежали где-то на полке, пылились в гараже. И она никогда их не открывала. И потом, где-то за несколько дней до её смерти, он позвонил ей. И она сказала: «У меня всё хорошо. Я больна раком, не беспокойся обо мне». (смех) И он никак не мог понять, что же это значит? Что же это значит: «Человек болен раком — у меня всё хорошо». (смех) И потом, на следующий день позвонил его брат и сказал, что мать умерла, мать оставила тело. И он начал спрашивать: «А что она имела в виду, когда она говорила, что у меня всё хорошо?» И брат рассказал ему, что когда она узнала, что она больна раком, примерно за месяц до смерти, что она смертельно больна, она стала читать эти книги, которые до этого пылились на полке, которые не были до этого ей нужны. Она стала читать эти книги и постепенно-постепенно она начала понимать. И последние дни своей жизни она провела за обсуждением со своим сыном о том, что она на самом деле духовная душа, и что она бессмертна. И последние её слова были: «Не беспокойся обо мне, я бессмертна». (смех) Обо мне не нужно беспокоиться, я не умираю никогда.

Т.о. человек может умереть в ясном сознании, он может избавиться от этого самого страшного страха, и он может правильно пройти через это испытание — если он будет общаться с преданными. Таковы сила и могущество общения с преданными.

И дальше об этом же говорит Махараджа Парикшит в следующем стихе. Он говорит, что Кришна проявил ко мне свою милость, поэтому ты появился передо мной. Говорится: йасйа прасадад бхагават-прасадо йасйапрасадан на гатих куто ’пи — если Кришна проявляет милость к преданному, к какому-то человеку, то тогда к этому человеку приходят преданные. Милость Кришны заключается в том, что мы встречаемся с преданными. То, что мы встретились с преданными, то, что мы встретились с чистыми преданными и с другими преданными — это истинная милость Кришны, которую Он проявил к нам. Когда Кришна чувствует, что у человека есть какая-то искренность, Он посылает к нему духовного учителя. Кришна находится в сердце каждого живого существа, поэтому Он знает желания каждого живого существа. Он знает, чего хочет этот человек, и Он посылает к нему преданных.

Как в четвёртой песни «Шримад-Бхагаватам» описывается история Дхрувы Махараджа. И Дхрува Махарадж, он не хотел на самом деле преданного служения, но он был искренен. И когда его мать Сунити сказала ему: «Ты должен отправиться в лес, и ты должен искать Бога, и если ты найдёшь Бога, то Бог даст всё тебе, Бог исполнит все твои желания» — то тогда Дхрува Махарадж сразу же сказал: «Да, я отправляюсь в лес, и я найду Бога. Во что бы то ни стало!». Он был кшатрием, настоящим кшатрием. Ему было 5 лет, но он решил: «Всё! Я решил, я поставил перед собой миссию. Всё, что нужно, я сделаю для того, чтобы найти Бога». И в этот момент… Дальше говорится, в следующем стихе говорится, что Нарада Муни услышал о том, что Дхрува Махарадж отправился в лес и о том, что мать ему сказала.

И может возникнуть вопрос: «Как Нарада Муни мог это услышать?» — это происходило где-то во дворце. Но Шрила Прабхупада объясняет, что Кришна, который находится в сердце каждого живого существа — он находится в сердце Нарады Муни. И Он послал тотчас же Нараду Муни на встречу Дхруве Махараджу. Он сказал ему: «Хари бол! Нарада Муни, там Дхрува Махараджа. (смех) Хочет найти Меня. Иди к нему и помоги ему найти Меня, потому что сам он Меня не найдёт». Мы сами не можем найти Бога. Для того, чтобы найти Бога, нам нужна помощь других. И, прежде всего, нам нужна помощь преданных. Без преданных мы ничего не сможем найти. Без преданных мы не сможем найти никаких ориентиров. Мы не будем знать, что делать.

Как я помню, я сам прочитал «Бхагавад-гиту» в первый раз до того, как я стал преданным, до того, как я встретился с преданными, задолго до того. И меня потрясла эта книга. Это был какой-то дурацкий перевод, но книга меня эта полностью потрясла. Я понял, что именно так всё и должно быть. Когда я закрыл эту книгу, я понял, что вот всё тут правильно, всё от начала до конца всё правильно. И я стал думать, что теперь я что-то должен делать, я должен что-то делать, потому что это всё правильно. Всё то, что я знал раньше, видимо, неправильно, потому что оно полностью находится в противоречии с тем, что я сейчас прочитал. Что-то я должен делать теперь. Так? Это естественный вывод. (смех) Но беда в том, что я не знал, что делать. (смех) Примерно три дня я находился в возбуждении, и я думал: «Что-то я должен сделать. Что-то я должен сделать. Что-то я должен сделать». Потом майя опять накрыла меня своим одеялом, и я опять продолжал жить, как и жил и до этого. (смех) Человек может прочитать «Бхагавад-гиту», он может понять, что он должен как-то изменить свою жизнь, но без преданных, которые могут сказать ему, что он должен делать теперь, как он должен жить в соответствии с этой книгой, он не сможет ничего сделать — он так и останется на том же месте, где он был. Поэтому книги Шрилы Прабхупады, они производят такое впечатление на людей. Люди читают эти книги и говорят, что да, Кришна — это Верховная Личность Бога, теперь я полностью это понял.

Как я читал недавно одно письмо. Там люди пишут: «Мы прочитали „Жизнь происходит из жизни“…» — казалось бы, просто прогулки Шрилы Прабхупады, Шрила Прабхупада гулял и разговаривал с доктором Сингхом, из этого составили книгу. Люди прочитали… Там было написано: «Мы собрались вместе и прочитали эту книгу. И теперь мы поняли… Мы постановили, что Кришна является Верховной Личностью Бога. (смех) И что мы должны Ему служить». (смех) Это тот эффект, который производят на человека книги Шрилы Прабхупады и общение с преданными.

Позже, когда я встретился с преданными, они сразу мне сказали… Я тогда уже полностью забыл про «Бхагавад-гиту», я забыл, о чём там говорилось, но они мне сказали, что я долен делать. И в результате я оказался здесь, и вот я сижу здесь и рассказываю «Шримад-Бхагаватам». (смех) Это милость преданных. Милость преданных позволяет человеку измениться. Главное, что должен сделать человек… если человек понимает, что существует Бог, то первое, что он должен сделать, он должен измениться. Это знание само по себе обязывает его к каким-то переменам. Он не может жить прежде, как он жил до этого. И общение с преданными даёт человеку реальную возможность измениться. Оно даёт ему возможность жить по-другому, жить иначе, чем он жил до этого. Даже просто рассказы о чистых преданных иногда производят на людей такое впечатление, что они полностью меняются.

Как была такая история про Абхирама Тхакура. Абхирам Тхакур — это великий преданный Господа Чайтаньи, спутник. И в играх Господа Кришны он был Шридамом, братом Шримати Радхарани и другом Кришны. И соответственно, когда он пришёл сюда, в этот материальный мир, чтобы помогать Господу Чайтанье, он решил, что мне одному тут будет скучно помогать Господу Чайтанье, мне нужна моя подруга. У Шридама в духовном мире есть подруга — Вриндавати. Сакхи. И он значит решил вызвать её тоже из духовного мира. Он вызвал её там определённым образом с помощью мантр особых. Вот. Но т.к. в этом материальном мире всё должно происходить по определённым законам, то он решил тоже, что она должна где-то родиться, она должна где-то появиться в материальном мире. И поэтому он положил её в ящик в деревянный, бросил её в реку. Сделал вид, чтобы она появилась ну более или менее нормальным способом. (смех) Бросил её в Ямуну, и она плыла по Ямуне и, в конце концов, она доплыла до Праяга, и она ударилась о берег и эта коробка, этот ящик деревянный, в котором она была, она остановилась около берега.

И как только коробка дотронулась до берега, около одного сада, который был разбит на берегу Ямуны, и как только вот этот вот ящик дотронулся до берега, то тот час же — на берегу был разбит сад — то тот час же — этот сад, он был полувысохший — все высохшие деревья, они расцвели. И высохшие деревья покрылись листьями, цветами. И садовники, которые ухаживали за этим садом, они подумали, что какое-то чудо произошло, должно быть какой-то святой человек прошёл в этот сад. Они стали рыскать по этому саду. Они бегали по этому саду, но никого не нашли. В конце концов, один человек спустился к реке, и он увидел этот огромный ящик. И когда он увидел этот огромный ящик, он упал перед ним на колени. Один этот ящик внушил ему такое почтение, что он сразу понял: «Тут что-то находится очень ценное». (смех) Вот, он упал на колени, и потом он потерял сознание. В конце концов, прибежали другие садовники, и он сказал: «В этом ящике находится кто-то очень замечательный. Мы должны отнести его в дом и открыть».

Они отнесли этот ящик, они открыли и они увидели там эту девушку. Эта девушка… От неё исходило сияние. Они попадали перед ней на колени и спросили: «Ты кто такая? Должно быть, ты богиня, которая спустилась к нам, чтобы благословить нас». Она сказала: «Вы знаете, я очень голодна. Я очень долго плыла по реке. Вы сначала меня накормите, потом я вам всё расскажу». (смех) Но так или иначе, они её накормили, она сказала, что я пришла сюда с определённой миссией, зовите меня Малини Деви, и я буду твоей дочерью. У тебя чистое сердце. Я решила благословить тебя. Я останусь у тебя. Я буду твоей дочерью. Со временем, я сделаю всё, что нужно. Не беспокойся ни о чём.

И когда она поселилась в его доме, то этот дом стал ломиться. Вдруг дом этого бедного садовника, он стал полной чашей — там появились все богатства. И соседи, которые узнали про это, они сразу позавидовали. Они подумали: «Наверняка, эта женщина, которую он нашёл где-то там из реки, она какая-нибудь фокусница или ещё что-нибудь». Они побежали к местному кази и сказали, что наш сосед, он вдруг неожиданно разбогател, у него стали полные закрома, у него появились бриллианты и драгоценности, что-то тут не чисто, проверь его, ты должен разобраться с этим. И кази вызвал этого садовника и стал топать на него ногами и кричать: «Я слышал, что ты нашёл золотой ящик, и в этом золотом ящике были одни драгоценности. Он приплыл по реке. Этот ящик принадлежит мне. Ты присвоил этот ящик незаконно». И тогда этот человек задрожал и сказал: «Всё правильно, мой Господин, только ящик был не золотой, а деревянный и там были не драгоценности, а женщина». Но кази, он страшно разгневался. Он сказал: «Ах так! Ты ещё лжёшь! Мне сказали всё про тебя, что ты вдруг разбогател ни с того ни с сего. Поэтому я брошу тебя в тюрьму и я выколю тебе глаза». И он приказал своим стражникам выколоть ему глаза.

Тогда тот страшно задрожал и сказал: «Мой господин, хочешь, я расскажу тебе всё, как было?» И он стал рассказывать ему эту историю, он рассказал про эту Малини, которая вышла из ящика, как он ей поклонился, как она стала жить, как вдруг, неожиданно, он разбогател из-за этого. И когда этот кази, который две минуты тому назад был демоном, услышал этот рассказ, вдруг он полностью раскаялся, он полностью переменился. Он упал на колени перед этим садовником и стал просить у него прощения: «Прости меня, пожалуйста, я оскорбил тебя. Что-то необыкновенное. Я полностью верю тебе. Потому что когда ты стал мне рассказывать об этой девушке, сердце моё размягчилось. Моё сердце всегда было железным или каменным. И вдруг моё сердце расплавилось. Я хочу её увидеть. Приведи её ко мне, я должен увидеть эту преданную». Тогда этот стал говорить: «Это никак невозможно. Ты мусульманин, а она индийская богиня. Как ты можешь её увидеть?! (смех) Не дай Бог, ты увидишь её и почувствуешь к ней вожделение. И тогда тебе вообще конец придёт. (смех) Этого не может быть». Но кази стал умолять его и говорить: «Нет, нет. Ты поверь мне пожалуйста. Я переделался, я стал преданным на самом деле. Я уже больше не мусульманин, приведи её ко мне, потому что я очень хочу её увидеть — у меня нет никаких других желаний».

Ну так или иначе, они привели… и там… Это долгая история, но смысл в том, что когда человек встречается с преданными, когда он видит преданных, то преданные оказывают на него такое влияние, что сердце человека меняется. В этом основной смысл преданного служения. И мы должны помнить об этом и мы должны ценить ту перемену, которая с нами произошла. Мы ни в коем случае не должны оставаться теми же, какими мы были до этого. Смысл преданного служения в том, чтобы мы могли, в конце концов, посвятить себя преданному служению и пройти этот путь до конца. Чисто и чётко. И, в конце концов, пройти это последнее испытание — вспомнить о Кришне в последний момент. В этом смысл духовного учителя. Духовный учитель даёт нам возможность спастись, в конце концов.

Как Шрила Прабхупада, он сказал однажды про Бхактисидханту Сарасвати. Однажды он сидел на берегу, он болел. Он сидел на берегу океана, и вдруг у него слёзы потекли из глаз. И Мукунда был рядом с ним, и Мукунда спросил: «Шрила Прабхупада, что с тобой?» Он сказал: «Мой духовный учитель был необыкновенным духовным учителем, он спас меня». Мы должны на самом деле понять, что общение с преданными, благодаря тому, что Кришна послал нам возможность общаться с преданными, мы имеем возможность спастись. Но для этого человек должен быть немного искренним. Для этого мы должны быть немного искренни, мы должны немного хотеть спастись. От нас не много требуется — нам нужно только немного желания захотеть спастись, и тогда всё будет хорошо.

Иногда люди приходят к духовному учителю, и они хотят каких-то материальных вещей у духовного учителя. Они приходят в преданное служение, и они хотят чего-то материального. Или в течение какого-то времени они занимаются преданным служением и думают: «Ну, в конце концов, я слишком долго уже всем этим занимался. Хватит. Теперь мне нужно… Кришна вообще обещает, что Он принесёт материальные блага. Где эти материальные блага? Мне нужны материальные блага!»

Как однажды такая история была про Гауракишора Даса Бабаджи. Он был очень отречённым, он жил в Навадвипе, и он не принимал учеников. Он всех отшивал. К нему приходили тысячи людей. Из Калькутты. Люди, которые узнавали, что святой поселился рядом в Навадвипе, что святой пришёл из Вриндавана. Тысячи людей приходили к нему и просили его, чтобы он сделал их учениками. Он всех отправлял. И однажды к нему пришёл один такой человек из Калькутты — Бхаттачарйа некий, молодой человек. Он поклонился ему и сказал: «Бабаджи, дай мне дикшу, дай мне посвящение». Гауракишор Дас на него посмотрел и говорит: «Зачем тебе от меня посвящение? У меня нету расагулы, у меня нету сандеша, у меня нету ладу, у меня нету сладкого риса, у меня нету денег, у меня даже нет ласковых слов для тебя. Зачем тебе такой гуру? Кому нужен такой гуру? Сейчас много других гуру, есть много других гуру. Ты поклонишься им, они будут раздавать тебе эти сладости. И всё будет хорошо. Иди к этим гуру».

Тогда этот Бхаттачарйа, он стал говорить: «Свамиджи, ты лучше знаешь, что мне нужно. Скажи мне, что нужно, и я буду делать всё то, что ты скажешь». Тогда Гауракишор Дас Бабаджи улыбнулся и сказал: «Я знаю, что тебе нужно. Тебе нужно питаться одним размоченным рисом, сидеть на соломенной подстилке, одеваться в одежду, на которую не польстится даже вор, питаться пищей, которой пренебрегают даже собаки, постоянно находиться в обществе преданных и постоянно воспевать святые имена. Это всё, что тебе нужно». (смех) Этот Бхаттачарйа выслушал это, поклонился и ушёл. (смех) Немного сложный такой совет, чтобы сразу его принять. Но на самом деле, смысл преданного служения в том, чтобы мы, в конце концов, переделались, чтобы мы не оставались и не продолжали жить своими материальными ценностями.

Иногда люди занимаются преданным служением и потом, в конце концов… они в течение… Как говорится в «Чайтанья-Чаритамрите» (Мадхья, 19.151):

брахманда бхрамите кона бхагйаван джива

гуру-кршна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа

Что скитаясь по всей вселенной, живое существо, в конце концов, встречается с преданными. Живое существо рождается в различных видах. Оно рождается на различных планетах, оно рождается собакой, кошкой, тараканом — всем, кем угодно. В конце концов, если ему очень повезёт, оно встречается с преданными, оно получает эту возможность встретиться с преданными — гуру-кршна-прасаде. И когда оно встречается с преданными, Кришна и гуру может посадить в его сердце росток преданного служения. Это самое ценное, что есть у нас. Мы должны больше всего ценить этот маленький слабый, хилый росток преданного служения, который есть у нас. Мы должны оберегать его и заботиться о нём — это самое ценное, что у нас есть. А не быть подобными…

Да, Гауракишор Дас Бабаджи сказал, что есть люди — я не договорил до конца, что он сказал ему — он сказал, что есть люди, которые подражают отречению преданных, но на самом деле, эти люди подобны обезьянам. Потому что обезьяна, она может в течение нескольких минут просидеть спокойно, но стоит человеку зазеваться… и человек подумал, что наверно она исправилась, наверно она переделалась — она сидит спокойно, она оставила свои обезьяньи привычки… обезьяны обычно всё время прыгают туда-сюда. Но если человек станет невнимательным и зазевается, то эта обезьяна тот час же сворует у него что-то и убежит. (смех) Точно также человек. Он приходит в преданное служение, как обезьяна. В течение некоторого времени он сидит спокойно, а потом гуру зазевается, он сворует что-нибудь и убежит. (смех)

Ум человека подобен обезьяне. Он постоянно перепрыгивает с ветки на ветку, постоянно перескакивает с одного предмета на другой предмет. Мы скитались по всей вселенной, мы уже попрыгали по всей этой вселенной. В конце концов, мы пришли под кров лотосных стоп Кришны, мы нашли своё прибежище, и потом мы думаем, что нам нужно что-то ещё — нам нужно уйти куда-то, нам нужно поискать что-нибудь ещё, (смех) нам нужно найти что-то ещё.

Как была другая такая история про одного Бабаджи. Тоже во Вриндаване. Этот Бабаджи, он был великим преданным, великим сиддхой. И однажды к нему пришёл тоже молодой человек из Калькутты, из Бенгалии. Он услышал о том, что живёт великий святой во Вриндаване. И он решил попробовать остатков пищи этого великого святого. Бабаджи, он как раз в это время ел, и ученики просили его не подходить, не мешать Бабаджи, чтобы он мог спокойно поесть. Но этот человек, он был очень самоуверенным. Он подошёл к нему, протянул руку и утащил у него, значит, что-то с его тарелки. И в этот момент Бабаджи, он поймал его за кулак, раскрыл его кулак и сам положил ему в рот то, что это было. И когда вот эти остатки пищи, объедки Бабаджи попали в рот этому человеку, этот человек лишился сознания. (смех) И он пролежал без сознания несколько часов, потом вечером этот Бабаджи, он стал проводить лекцию по «Шримад-Бхагаватам». Собрались преданные вокруг него, он стал рассказывать им «Шримад-Бхагаватам». В конце концов, он кончил это и сказал: «Идёмте, я вам покажу кого-то». Они пришли туда, они увидели этого лежащего без сознания, они стали киртан делать. И когда они стали делать киртан, этот человек пришёл в себя.

И позже, ученики этого Бабаджи, они стали спрашивать, а что случилось с тобой, когда ты… да, и когда он пришёл в себя, он сразу же упал на колени перед этим Бабаджи и стал плакать и просить его простить, чтобы он простил его оскорбление и раскаиваться в этом. И потом ученики спросили его: «Что случилось с тобой?» Он говорит, что как только вот эти вот объекты прасада этого Бабаджи, коснулись моего рта, я тот час же оказался в духовном мире, и я увидел, на самом деле, я увидел вот эту вот лилу, когда Кришна вместе со своими друзьями завтракает на берегу Ямуны. И когда Кришна завтракает на берегу Ямуны, то друзья, которые окружают его, они значит, они обмениваются. Иногда Кришна берёт что-то и кладёт в рот своему другу, а иногда этот друг берёт что-то и кладёт в рот Кришне. Я увидел этого Бабаджи. Этот Бабаджи сидел вместе с Кришной, и он клал в рот что-то Кришне. (смех)

Вот. Но, так или иначе, это всё произвело такое страшное впечатление на него, что он решил: «Всё! Я никуда больше не уйду. Я буду жить вместе с этим Бабаджи. Я останусь тут, я буду его учеником». И он стал его учеником, он получил дикушу от этого духовного учителя. Он его простил, он сделал его своим учеником — дал ему бабаджи-вешу, сделал его Бабаджи. И он жил с ним во Вриндаване.

Но ум у него продолжал быть неспокойным. От ума не так-то легко избавиться. Этот ум, он скакал в течение многих миллиардов лет по ветвям материального мира. (смех) И он всё время чувствовал какое-то беспокойство, и он всё время просил: «Духовный учитель, гуру джи, пожалуйста, позволь мне побродить где-нибудь. Я во Вриндаване. Я достаточно долго занимаюсь тут бхаджаном, я хочу походить. Не могу я тут на одном месте!» (смех) Мы все знаем это, все преданные знают это. (смех) Они живут в течение какого-то времени в храме, потом приходят к президенту храма и говорят: «Не могу я больше. (смех) Отпусти меня. Хочу куда-то в другое место». На самом деле, в другом месте то же самое — ничего нету, всё абсолютно то же самое. И человек едет в другое место и потом думает: «Зачем я, дурак, сюда приехал?» (смех) Но так или иначе, этот гуру, он сказал: «Нет, я не отпускаю тебя. Оставайся здесь и живи вместе со мной, потому что я знаю, если ты уйдёшь, то с тобой ничего хорошего не произойдёт».

Но он никак не мог… Снова и снова он обращался к духовному учителю за разрешением. Потом, в один прекрасный момент, гуру увидел, что он собирает свои пожитки. Он говорит: «Ты куда это собираешься?». «Я — говорит — никуда. Я просто пойду, поброжу немного и опять вернусь. Обратно. Не беспокойся, я не долго поброжу». Тогда гуру стал говорить: «Ты ничего хорошего не получишь, если ты нарушишь приказ своего духовного учителя. Ты ослушаешься своего духовного учителя, ничего с тобой хорошего не будет. Опомнись, одумайся, что ты делаешь?!» Он говорит: «Я уже слишком долго слушался своего духовного учителя. Что я теперь до конца жизни что ли должен его слушаться?! Сколько можно слушаться?! (смех) Я довольно долго слушался, я исполнял приказы своего духовного учителя, теперь я могу побродить. Потом я опять вернусь и опять буду исполнять приказы».

И он ушёл, и он пропал на несколько лет. И этот Бабаджи, он стал волноваться о том, что случилось с ним. И вот однажды, он ходил по двору рядом со своим ашрамом, и вдруг какая-то обезьяна спрыгнула с крыши дома, который находился рядом. Эта обезьяна подбежала к нему, упала перед ним ниц и дотронулась до его лотосных стоп. (смех) И когда этот Бабаджи посмотрел на него, он понял, что этот ученик, он умер где-то в своих странствиях непонятно где, он оставил тело, он родился обезьяной, он пришёл сюда. Но т.к. он был вайшнавом, он помнил о своей прошлой жизни, он пришёл сюда, чтобы попросить у него прощения. Попросил прощения. И тогда гуру улыбнулся и сказал: «Очень здорово, что ты пришёл, я давно тебя жду. (смех) Оставайся теперь здесь, живи вместе с нами, приходи к нам два раза в день, принимай вместе с нами прасад». Он взял кантималу из Туласи, и он надел на эту обезьянку кантималу. Эта обезьяна, она поселилась в этом ашраме, и два раза в день она спускалась вниз, она вместе с другими преданными ела прасад, и вечером она приходила, она слушала лекции своего гуру по «Шримад-Бхагаватам», она сидела. (смех)

И однажды несколько дней она не появлялась, и тогда гуру сказал, что наверно она оставила своё тело, наверно она закончила этот свой срок своей жизни. Он отправил своих учеников на поиски. В конце концов, они действительно нашли эту обезьяну. И они, значит, сделали обряд вайшнавский. Он сказал: «Эта обезьяна — настоящий вайшнав. Мы должны отдать ему почести вайшнава». (смех)

Поэтому мы должны извлечь эти уроки вот из этих слов Махараджи Парикшита. Махараджа Парикшит, он не будет… мы должны понять, что этот человек, он знает, что через 7 дней он умрёт, поэтому каждое слово, которое произносит здесь Махараджа Парикшит, оно исполнено глубокого смысла. За 7 дней до своей смерти человек будет стараться говорить важные слова, поэтому Махараджа Парикшит, он даёт нам эти очень важные наставления в этих последних стихах первой песни «Шримад-Бхагаватам», перед тем, как Шукадева Госвами начнёт говорить. Мы должны очень хорошо понять и извлечь уроки из этих наставлений. Понять, как нам нужно жить в этом мире для того, чтобы потом не было мучительно больно за напрасно прожитые годы. (смех)

Всё наверно. На этом можно остановиться. Может быть есть какие-то вопросы.

[Первый вопрос]

[Прабху]: ??? (32:18 не слышно)

[Гурудев]: Он говорил, что иначе бы я не увидел тебя. Если бы не милость Кришны, я бы никогда не увидел тебя. До этого это объяснялось, что обычно святые странники, они не приходят к богатым людям. Богатые люди живут у себя во дворцах, за высокими стенами. Они обычно не пускают даже нищих на порог своего дома. Он говорит, что если бы не милость Кришны, я бы никогда не встретился с тобой — ты скитаешься где-то неузнанный, ты избегаешь больших скоплений народа, ты сторонишься больших скоплений народа, поэтому если бы не милость Кришны, я бы никогда не увидел тебя. Но ты пришёл, и это доказательство того, что Кришна проявил ко мне свою милость.

[Прабху]: ??? (33.00 не слышно)

[Гурудев]: После Махараджи Парикшита остался Махараджа Джанаменджайа — его сын. И Махараджа Джанамеджайа провёл это великое жертвоприношение змей, в котором чуть было Индра не пострадал, чуть было Индра не сгорел.

[Прабху]: ??? (не слышно)

[Гурудев]: О, это длинная история. Ещё на полчаса история. (смех)

[Второй вопрос]

[Прабху]: ??? (не слышно)

[Гурудев]: Дальше там всё было просто. Они вернулись к Малини после того, как они поговорили с кази. И сказали, что вот так дескать и так, этот мусульманин хочет тебя увидеть. Пойдёшь к нему или не пойдёшь? Она говорит: «На самом деле, он уже не мусульманин. Я пришла сюда, потому что Сама Верховная Личность Бога воплотилась на земле в образе Шри Чайтаньи Махапрабху. Он пришёл для того, чтобы без разбору, без соображений касты там, или низкий человек, высокого происхождения, мусульманина, христианина — всем дать любовь к Богу. Поэтому я пойду к нему. Он на самом деле истинный преданный, я пойду к нему. Но он должен соблюсти два условия. Первое — я не буду есть ничего кроме сладостей, он должен кормить меня одними сладостями. И второе — я буду жить в комнате, где жили коровы. Пусть он подготовит мне эту комнату». И тогда они вернулись к какзи и сказали: «Она придёт к тебе, но только на этих условиях». Кази пошёл, он своими руками вымыл коровник там, подготовил комнату для этой Малини. Потом он созвал этих самых кондитеров со всего города и сказал: «Каждый день приносите мне целые горы сладостей. Я буду вам платить». Эти кондитеры пришли и сказали: «Мы бесплатно будем приносить тебе горы сладостей, потому что мы хотим кормить её». Вот. И она переселилась к нему.

Но потом дальше там была долгая история. Потом туда пришёл Абхирам, нашёл её. Это история со счастливым концом. Как-нибудь потом я расскажу. (смех) При случае.

Если нет вопросов, я хотел сделать одно небольшое объявление. Я подумал, что я вечером… Я уезжаю в субботу. Вечером, начиная с завтрашнего дня, я проведу наверно три или четыре максимум лекции по менеджменту или по тому… Это не совсем даже менеджмент, не совсем даже… Это скорее селф-менеджмент или… По принципам… Ну в общем, так или иначе, я проведу три или четыре семинара. Если вы хотите, можете приходить. Там видно будет, что это будет такое. Три или четыре лекции. Наверно с 7 до 8, да? Если можно. Вот. Вечера.

Окей. «Шримад-Бхагаватам» ки джай! Шрила Прабхупада ки джай!

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.