Вриндаван (07.10.2009 г.) Картика

Диск 126, л. 6

Аннотация:

О святых местах, об их очищающей силе, о Кришне и святых писаниях.

  ***

 - Очень рад вас всех приветствовать здесь, на Земле Вриндавана. О чем значит рассказать?

 - Может быть, Вы немножко скажете, пару слов, чем этот месяц особый такой, во Вриндаване много паломников?

- Я немножко тогда сначала об этом месте расскажу. Два слова, буквально. Потому что о нем или много, или ничего надо рассказывать. И может быть то, что я расскажу, как-то будет соответствовать вашему опыту здесь.

Это особое место, я не знаю, заметили ли вы это еще или нет? Но священные писания прославляют различные места на Земле, как определенные точки, в которых происходят разные аномальные явления. И в частности в священных писаниях Индии говорится, что есть семь святых мест в Индии.  Это Каши или Бенарес, куда люди едут, чтоб умереть в основном. Место Господа Шивы, там живут поклонники Шивы. Это Канчи на юге, это Харидвар, (вы там были, да, сейчас?) Бадринатх, Дварака, Айодхья, Уджджайн и Матхура.

Матхура из них из всех особенная. Рупа Госвами объясняет, что помимо энергии, которая общая для всех этих мест, она обладает еще одной дополнительной энергией или шакти. Священные писания Индии говорят, что в других местах, священных местах, есть так называемая тарака-шакти. И тарака-шакти, тарака значит «освобождение», и освобождение реально значит… Что такое освобождение? Освобождение значит «расширение сознания». Реально мы не понимаем, до какой степени мы являемся пленниками своего собственного ума.

Человек живет в тюрьме всегда. Эта тюрьма называется «ум». И там есть четыре стенки. И мы ходим, как заключенные, от стенки к стенке, от стенки к стенке. По каким-то своим кругам, по своим каким-то трафаретам, которые у нас уже есть, по каким-то программам, которые мы в себя заложили. И человеку очень сложно выйти за пределы своего ума. Это не значит «сойти с ума», это нечто другое (смех).

Иногда человеку становится тесно в уме. Когда, например, на него нападает депрессия, ему хочется вырваться из этого депрессивного состояния, но он не может, он там. Ум уже имеет определенную форму или структуру и он там. И человек находится в этом, и он очень привык к этой тюрьме и даже, в общем-то, не замечает. Как к любой тюрьме, к любому состоянию человек, в конце концов, может привыкнуть.

Как мне рассказали одну интересную историю… Однажды поймали мышку в мышеловку, и мышка стала бегать по мышеловке. Видели когда-нибудь мышку в мышеловке? Мышеловка не убивает ее, не защемляет там, она просто попадает туда, и она бегает. И сходит с ума полностью, потому, что ей хочется простора. Она бегает внутри. И в течение нескольких дней мышка там находилась и бегала там. Потом, в конце концов, ее взяли и вынесли ее из мышеловки подальше, чтоб она не вернулась.  Мышку выпустили, и мышка стала точно тоже самое на воле делать. Тух, тух, тух (точно такое же расстояние), тух, тух, тух…  И точно тоже самое с нашим умом случается. В нашем уме есть какие-то стенки, и мы настолько привыкли к этим стенкам, что нам очень трудно вырваться, даже когда мы чувствуем и понимаем, что есть некое пространство за пределами этого. Очень сложно.

Поэтому в ведических писаниях есть это понятие – освобождение. Освобождение значит «выход за ограниченную сферу своего ума». Ум – это сложная вещь. Если кто-нибудь нас обидел или оскорбил, о чем мы можем думать? (смех). Только о нем, любимом (смеются). Только о нем! Ум полностью сосредоточивается, начинает думать только о нем, только о нем. Невозможно! Говоришь ему: «Ну, зачем, зачем? Какой смысл? Какой смысл думать о нем?» Смотрите, какой мир, сколько всего замечательного в этом мире, о чем можно думать! Нет. Ум будет думать только о чем-то, что, так или иначе, возбудило нас. Это одно из проявлений этого рабства внутреннего, в котором мы находимся. Состояние скованности, в которое помещает наш ум.

Но, соответственно, во всех писаниях есть понятие освобождения. Освобождение значит «выход за пределы этой ограниченной сферы». На санскрите это называется мокша или мукти. Но это сложная вещь. Это ощущение свободы, которое приходит к человеку, в определенном состоянии сознания, его не так-то просто обрести. Люди соблюдают суровые аскезы, еще что-то, чтобы добиться этого. Поэтому на Земле есть особые места, в которых это состояние обрести легче. И шакти или энергия, которая дает человеку возможность почувствовать эту свободу, называется тарака-шакти.

Говорится, что семь святых мест, которые я назвал, семь особых мест, здесь, на территории Бхаратаварши, и какие-то другие места, не обязательно только тут. Есть Ерусалим (смеется), есть другие святые места какие-то, но влияние их на сознание заключается в том, что они помогают сознанию расшириться и ощутить что-то, что я не ощущал до этого и обрести опыт.

В этих местах действуют энергии, которые до какой-то степени расширяют очень сознание, это тарака-шакти. Здесь легче выйти за пределы своего ума или сойти с этих заколдованных кругов.

Другой пример, который приводится в ведах относительно того, что делает обычно человек… Обычного «привязанного» человека называют «грихамедхи», и медхи значит «кол, к которому привязывают быка». И бык ходит вокруг этого кола. Есть некий центр его существования, и он может ходить только по кругу. И точно так же наше сознание, наш ум. У нас есть некий центр какой-то, есть некая сфера, в которой мы находимся, и мы ходим все время по этому кругу, и мы находимся в пределах этой сферы.

Разные люди пытаются по-разному сознание расширить. Некоторые люди думают, что сознание можно расширить с помощью наркотиков. Распространенная иллюзия, которая пришла к людям где-то в шестидесятых годах прошлого века, психоделический наркотик. Когда человек употреблял наркотики, психоделики эти, он начинал испытывать то, что он раньше не испытывал.

Йога, другой способ расширения сознания, с помощью практики йоги. Для чего йога нужна? Йога не нужна для того, чтобы просто здоровье обрести. Йога нужна для того, чтоб испытать то, что мы никогда раньше не испытывали. Люди, которые занимаются какой-то там … Мне вчера Дханурдхара Махарадж рассказывал, что встречался с людьми, которые занимались випассаной, медитацией випассаны. Патанжали Муни описывает принцип этой медитации. Он говорит: «Если человек медитирует на что-то, на какой-то орган чувств или какой-то элемент, то его восприятие этого элемента становится гораздо более обостренным». Например, он медитирует на элемент землю и на нос, он начинает чувствовать запахи, которых он раньше никогда не чувствовал, неземные запахи. Земные запахи мы знаем, это, в основном, запахи испражнений (смех) или «Шанэль» какая-нибудь, в лучшем случае. Но у человека обостряются его органы чувств, и с помощью этих обостренных органов чувств, он начинает испытывать то, что он в норме не мог испытывать, не способен был испытывать. И ради этого опыта люди идут на многие жертвы. Они совершают аскезу, сидят, медитируют. Но чтобы это сделать, человеку нужно, как минимум, десять дней ничего не говорить. Можете? Способны? (смех) На то, чтоб вообще ничего не говорить десять дней! Десять дней молчать и только, так или иначе, сосредоточиваться куда-то внутрь. Но Кришна – Бог, милостив, и Он дал определенные места, где сознание человека расширяется естественным образом, само по себе. Оно становится шире, свободнее, и это ощущение, которое человек получает, и какой-то опыт другой приходит.

В прошлом году я рассказывал тут, во Вриндаване… У меня такое ощущение было, что люди приехали в первый раз, сюда, и что-то почувствовали, чего ни в каком другом месте не чувствовали. Это трудно уловимая вещь. Если начать анализировать, и пытаться отталкиваться от какого-то своего материального опыта, то трудно это ощутить. Ты думаешь: «Ну, что такое? Вроде все такое же, но все равно что-то не такое». И это начинаешь ощущать, когда входишь в святую дхаму. Святая дхама и это то, что говорится в писаниях. Есть определенная энергия, воздействующая на наше сознание и, расширяющая границы сознания. Разумеется, если мы хотим, как эта мышка, про которую я рассказал. Ее выпустили на свободу, она может там же бегать, как в своей мышеловке, но она на свободе. И в принципе, если она захочет, она может побежать дальше куда-то. И точно так же человек, который приезжает сюда, в это место, он может,  как бы, оставаться там же, он вроде бы уже на свободе, стенок нету, но он все равно там: тух, тух, тух… бегает там, где привык. Но, по крайней мере, у него, в принципе, есть эта возможность выйти куда-то, выйти за пределы обычного, ограниченного опыта. И это то, чем нужно обязательно здесь воспользоваться.

Когда мы приезжаем сюда, и оказываемся здесь, в этой атмосфере, надо попытаться сойти с каких-то нахоженных путей своих. Наши нахоженные пути, они что такое? Что такое наше трафаретное сознание, сквозь которое мы смотрим на мир? Мы интерпретируем мир сквозь призму своего опыта целиком. А здесь опыт может быть другим. Здесь, в принципе, человек с Кришной может встретиться. И мы вчера с Диной Чайтаньей встретились. Флейта, павлинье перо, желтое дхоти, сумка походная, шел там по парикрамной дороге… Мы его только сфотографировать не успели (смеется). Но в принципе человек может, как бы, если не сразу встретиться, то, по крайней мере, почувствовать что-то, чего он нигде в другом месте не чувствовал, ощутить что-то. Вторая вещь…И эта вещь есть во всех остальных дхамах. Все семь святых мест, которые есть в Индии, и там сознание расширяется. Человек приезжает туда, и как-то ему становится легче, они специально для этого созданы.

Но в Матхуре есть одна дополнительная шакти. Одна еще энергия и эта энергия называется тарака. И здесь человек может ощутить притягательность Кришны, или притягательность духа, духовного сознания. Мы, в нормальном своем, так сказать состоянии, в основном прикованы или притянуты материальными вещами, материальным опытом. Но здесь мы не чувствуем притягательности. Есть центр или магнит, Источник красоты, счастья, блаженства и мы не чувствуем Его притягательности, не чувствуем, что нас туда тянет. Нам нравится жить так, как мы живем. Нравится находиться в том состоянии, в котором мы находимся. Наше сознание покрылось какой-то коркой, наростом. Из-за этого мы притягательности не чувствуем. И здесь, в чем преимущество этого места? В том, что человек, опять же, если он воспользуется полностью этим местом или возможностями, которые это место дает, то сможет эту притягательность ощутить или почувствовать.

Все писания говорят, что Бог безграничен. И что значит безграничность Бога? Безграничность Бога значит безграничность Его красоты, безграничность Его любви, безграничность Его милости. И здесь эту безграничность можно ощутить. Сейчас шел и думал… Когда сюда по дороге шел, увидел все эти живые существа, которые тут бегают, прыгают, ползают, это все маленькие частички Бога. Какой-нибудь муравей, который ползет, микроб, который летает где-то в воздухе, травинки вот эти вот, все живые существа. И безграничность Бога заключается в том, что Он, прежде всего… в том, что Он безгранично способен взаимодействовать с каждой из своих частиц. И в этом взаимодействии, чтобы почувствовать, ощутить это взаимодействие, вступить в это взаимодействие, в это притяжение, попасть в это поле и почувствовать это взаимодействие – в этом смысл человеческой жизни. Смысл человеческой жизни в том, чтобы эту вещь по-настоящему ощутить. Это то, что можно сделать во Вриндаване.

Здесь Кришна, Он – Бог, проявляет форму, в которой Он может неограниченно общаться со всеми живыми существами. И в этом Его безграничность. Бог не был бы Богом, если бы Он не мог общаться со всеми. Теперь, если подумать, кто такой Бог? Большой какой-то, непонятно кто…

Я с одной женщиной-философом разговаривал и стал ей говорить: «Вот Бог такой, Он на флейте там играет…» Она стала смеяться: «Нет, Бог это Бог!»

 - Махарадж: «А кто такой Бог?»

– Женщина: «Ну, это Бог!»

В конце концов, она сказала: «Это зеркало большое»

 - Махарадж: «Пришел, язык показал…(смеется), ушел»

Но Он безграничен и значит,  у Него должна быть эта безграничность и способность общаться с ограниченными частицами, с Его порождением. И здесь, во Вриндаване, Он проявляет эту Свою способность в безграничной степени.

Как видели, наверняка, ведических Богов, с четырьмя руками изображенных. Это не случайно. Если посмотреть на эволюцию живых существ… Низшие живые существа – у них вообще нет органов передвижения, рук, ног. Змеи какие-то ползают. Потом, когда они чуть-чуть высокие там появляются – восемь ног, потом шесть ног, четыре ноги. Количество… Сначала все тело – ноги (смех). Потом там может быть осьминоги какие-нибудь. Потом шесть ног, потом появляются две ноги и две руки. Потом появляются две ноги и четыре руки. Эволюция, чувствуете, да? (смех) Все меньше ног и все больше рук (смех). Это факт. Это определенное проявление, потому что, что такое внешние формы? Внешние формы живого существа – это проявление его сознания.

Если сознание низкое, если оно, так или иначе, притянуто к этому, то будет соответственно много ног, много конечностей, которыми нужно будет держаться за это. Руки – значит расширение возможностей, вместе с расширением сознания. Теперь четыре руки – еще больше возможностей и еще более широкое сознание.

Но здесь, во Вриндаване, подчеркивают веды, говорится: «У Кришны две руки, Он никогда тут четырех рук не проявляет, вообще, в принципе» Иначе говоря, здесь Бог, как бы, нисходит до нас и делает себя доступным нам. И в этом величие этого места. Это вторая энергия, про которую я рассказываю, тарака-шакти, которую здесь можно почувствовать. Тут можно почувствовать, что значит Бог по-настоящему.

Все так или иначе про Бога знают, все так или иначе к Богу обращаются, молятся.

Я помню, когда мне четыре года было, меня никто не учил молиться Богу. Бог тогда был диссидентом в Советском Союзе, вне закона. Тем не менее, я там ночью, перед сном говорил: «Харе Кришна, Харе Кришна (смеется)», -  что-то такое я ему говорил. Как-то мы с Ним беседовали.

И Вриндаван, это именно то место, где Бог делает себя доступным для всех. И для этого Он должен стать самым… Чтобы Он стал доступным, когда человек даже обычный человек, обыкновенный.. У Него есть богатство, сила, красота, и люди боятся Его. Люди, особенно если это проявленные силы. А здесь Бог, у Него есть все это: богатство, сила, красота, но при этом самое главное, что у Него есть – это доступность.

В чем особенность этого места, когда я говорю про эту вторую шакти, то, что здесь к Богу можно приблизится очень близко, на совсем близкое расстояние. Дистанции нет никакой, можно по плечу похлопать, можно Ему на плечи сесть, и не то чтобы похлопать, поездить на Нем (смех). В других местах нельзя. В других местах можно издалека посмотреть, задрожать, а здесь все что угодно с Ним можно делать. Но, естественно, что Бог тоже не глупый, поэтому Он не всем это позволяет.

Но что можно с самого начала здесь делать, это вот эту вот вещь ощутить, эту привлекательность Кришны или притяжение. Попасть, как бы, в поле Его притяжения, оказаться в поле этого притяжения.….

И Картика, как опять же в ведических писаниях говорится, что энергии места, того или иного святого места, в разное время проявляются по-разному. В Тривени, в Аллахабаде, время, когда энергия проявляется максимально  – это месяц магха (декабрь, январь). Если вы когда-нибудь поедете на Кумбха-мелу, то нужно в январе туда ехать и Макара шанкранти, погружаться в эти холодные воды утром рано.

Говорится, что несколько капель нектара попало в это место, и человек, который окунется туда, почувствует бессмертие. Ощутит сразу же свое бессмертие в этот момент. И в других местах, в Уджджайне, тоже есть время, когда особенно проявляется эта все… там тоже есть своя… В Харидваре тоже есть своя Кумбха-мела, когда люди сходятся специально… И тысячи людей, и миллионы людей сходятся в это время.

Во время Кумбха-мелы, где- то, я не знаю, сколько там, пятнадцать, двадцать миллионов. Последний раз даже Мадонна приехала на Кумбха-мелу (смех), чтобы бессмертие ощутить.

А здесь, во Вриндаване, такое время, когда все эти энергии можно почувствовать максимально – это месяц Картика. Точно также как… есть свое расписание, когда эти энергии… когда напряжение подается (смех), так вот все время нельзя (смех) в этот месяц, месяц Картика, это время, когда эти энергии или этот опыт что ли, доступен больше всего. Как говорится, что месяц Картика, вообще святой месяц. Особое время, лето кончилось, сезон дождей кончился, начинается осень. Все чистое, омытое здесь, в Индии, все зеленое, все свежее и дождей уже нет. Считается, что если в это время человек делает что-то благочестивое, какие-то благочестивые поступки, омывается в святом месте, или раздает пожертвования какие-то, дает милостыню кому-то, то эффект этого увеличивается во много, много раз, влияние на сознание человека. Сознание человека, оно…. Так или иначе, любой наш поступок влияет на наше сознание, правильно? Дурные поступки дурным образом влияют на наше сознание – сознание сужается. Хорошие поступки наоборот, сознание расширяют, раздвигают, как бы, стенки. И говорится, что если человек в месяц Картика делает хорошие поступки, в святом месте омывается, не знаю, в каком-то… в Москве реке, например (смех). То эффект больше, чем в обычное время.

Если он делает это на берегу Ганги или на Курукшетре, то эффект в десятки тысяч раз больше. Если человек делает это здесь, в этом месте, то невозможно оценить то, что происходит с человеком. Влияние невозможно оценить. На самом деле, мы можем даже не почувствовать этого, но то что это произойдет, это несомненный факт. Постепенно, постепенно плоды этого придут. Человек почувствует нечто в высшей степени важное внутри, какие-то перемены в сердце. Он почувствует, что он не может уже жить по-прежнему. Жизнь его приобрела какое-то иное качество, иное измерение, изменилась жизнь. Поэтому вам очень повезло. Вы все тут очень счастливые. Это редкая возможность. Вы приехали в нужное время, в нужное место, с нужными гидами (смех), находитесь в нужном обществе.

Я вчера тут разговаривал с Танмаем Госвами, с моим другом. Он изучает «Шримад-Бхагаватам» глубоко. В «Шримад-Бхагаватам», там есть все, в том числе, и Аюрведа есть. Он рассказывал, что в «Шримад-Бхагаватам» есть, в том числе, рецепт совершенного здоровья. Там говорится, что каждая клетка… чтобы быть гармоничным, чтобы человек чувствовал себя в ясном сознании, бодрым, сильным и молодым, нужно определенные условия соблюсти. Он говорит, что у каждой клетки есть свой разум. Почему у нас проблемы с нашим телом, в том числе, случаются? Потому, что какая-то дисгармония. И клетки, они тоже ссорятся друг с другом, иногда они что-то назло друг другу начинают делать, как люди. Иногда вдруг какой-нибудь говорит: «Мы всем сейчас покажем!», – начинает раковая опухоль расти большая, – «Сейчас мы всем покажем, кто тут главный!»

Или, что это … в соответствии с ним, по Бхагаватам, я хочу??? это место. Он говорит, что разум каждой клетки, в том числе и разум человека, гармонизируется с помощью Святого Имени, с помощью Харинамы.

Когда есть Святое Имя, когда есть звук Святого Имени, это самое могущественное лекарство. На самом тонком уровне оно влияет, в том числе, на тело человека и на все остальное. Так что еще раз: вы в нужном месте, в нужное время. И тут Сергей сидит, астрологию он изучает, я не знаю, кто еще тут астрологию изучает, я хочу вас обрадовать: «Звезды на это место не влияют. По крайней мере, у меня есть практика (смех). Никакие кармы не влияют, Сатурн не влияет, Марс не влияет, Раху не влияет».Если человек тут находится в правильном состоянии, в правильном обществе, в правильном общении, то он может полностью, так или иначе, по крайней мере, на время освободиться, да, расслабиться (смех), нету больше этих… И звезды называются грахи. Грахи – это тот, кто тянет нас, тот, кто разрывает нас на куски. Так что это смысл моего послания. В нужном месте, в нужное время, мы занимаемся самым важным и самым нужным, что может быть, слушаем, как люди повторяют Святые Имена, и сами повторяем, если нужно.

Вопрос:???…так сказать, ведическое понятие свободы ???…кармическая, ???… свобода, делаю что хочу, да?

Ответ: Когда человек делает то, что хочет… Если человек начнет делать то, что хочет, то где он окажется очень скоро?

Вопрос: В тюрьме

Ответ: (смех) Совершенно верно. И это железное правило, оно действует всюду. Чем в большей степени человек злоупотребляет своей свободой и делает не то, что нужно, а то, что он хочет, так сказать, тем меньше его свобода становится. Живые существа в других формах жизни… Или у человека есть свобода. У всех остальных форм жизни… человек единственный, кто какой-то свободой наделен. Муравей, который ползает, у него особой свободы нет. Он может только ползать, ничего он… Он полностью запрограммирован инстинктами своими.

У человека есть ум, и с помощью ума, что человек может сделать? Он может нарушать какие-то принципы, и муравей… это благо для него. Почему? Скажем, преступника сажают в тюрьму, потому что в тюрьме он не может больше глупостей сделать. Все. Так как он не мог правильно воспользоваться своей свободой, его свободу ограничили ради его же блага, чтобы он другим зла не принес, и чтобы он себе самому зла не принес.

У человека есть свобода, это значит, что он может ею злоупотребить. Если он злоупотребляет свободой, начинает делать то, что хочет, то соответственно его свобода сужается все больше, больше и больше. И он становится муравьем, собакой, деревом, еще кем-то. Эту свободу дает человеку ум. И с помощью ума, человек может нарушать какие-то естественные законы и естественные принципы, по которым он создан.

Но есть дхарма человека, и дхарма значит «понимание своей природы». Чем, собственно, эта астрология хороша, или еще что-то? Все эти писания, они дают человеку возможность лучше понять свою природу и следовать этому.

Дхарма значит «дисциплина». И Кришна говорит: «Я прихожу для того, чтобы вознаградить тех, кто следует дхарме и наказать тех, кто дхарме не следует» Свобода значит «понимание своей природы, и действие в соответствии со своей природой». А злоупотребление свободой – это непонимание своей природы, и действия вопреки природе. Свобода, в соответствии с ведами, или природа человека, в соответствии с ведами, какая? Природа человека – служение. Человек создан для того, чтобы отдавать, это природа человека. Служить, значит отдавать, значит делать что-то для других. Если мы лишены этой возможности, то мы самые несчастные. Если у человека нет никого, кому он мог бы служить, это самый несчастный человек на свете.

Представьте себе, нет никого, не хотите вы, и никого нет. Или если вы даже пытаетесь, а все вас отталкивают: «Идите отсюда». Свобода значит понимание природы своей. И высшее понимание природы – это понимание того, что я слуга, я для того, чтобы давать, для того, чтобы делать других счастливыми.

Может, есть еще какие-то вопросы?

Вопрос: Как избежать то, о чем вы говорите? Нужно особо молиться, я не знаю, со слезами на глазах или особым настроением? Либо то, что ты сюда приехал …все…??? или скажем так, избегая оскорблений?

Ответ: Особенно не можем. Мы не можем прыгнуть выше своей головы. Можно силиться, но это опять же не те усилия будут. А тут нужно просто реально, что сделать? Нужно… а тут да, расслабиться, правильно. Расслабиться и почувствовать то, что тут есть.

Тут есть Кришна.  Смотрит и слышит, и тут за каждым деревом прячется. И Он будет вести нас. Тут не нужно напрягаться, нужно просто принять. На самом деле это закон, в принципе, вселенной. Человек, он постоянно очень избирательно действует, да? Что-то он принимает, что-то отвергает. Принимает и отвергает. Хочу – не хочу, люблю – не люблю, нравится – не нравится, хорошо – плохо.

А с Богом так нельзя. С Богом мы тоже самое, переносим тот же самый менталитет на Бога: «Бог, Ты мне дай вот это, вот это, вот это, а вот этого, вот этого и вот этого, пожалуйста, не надо (смех). А здесь, что значит? Надо просто принять, впустить, да. Бог – Он очень простой. Фундаментальное качество Бога – это Его простота. Видели иногда рисунки, Кришну рисуют? На шелке, да? Как детские рисунки. Не случайно. Он не сложный, Он очень прост. И Вриндаван простое место, не сложное, и поэтому нам сложно здесь, в этом простом месте, нам очень сложно. Мы все думаем: «Где же тут потайной смысл во всем? (смех) Где бы мне еще найти что-нибудь такое?» Все очень просто – Бог любит вас, а вы любите Бога и все.??? Вы слышите, как Он играет на флейте. Чем месяц Картика, если говорить уж совсем о эзотерическом значении, он хорош тем, что Кришна…или почему именно Картика? Потому, что в это время Кришна сильнее всего свою любовь проявляет. Он все время проявляет любовь свою, но в этот месяц Он думает: «Нет, так нельзя больше, надо еще сильнее (смех)». И Он становится под Вамшиват и начинает на флейте играть. Все к Нему бегут на звук этой флейты, гопи, и вместе они танцуют шарат-пурниму, и в этот месяц Его «связывают» все, кому не лень. Так Его сложно связать, но в этот месяц Он говорит: «А…(смех), ’’где наша не пропадала’’ (смех)», – с Ним легче общаться.

Вопрос: Я хотел спросить Махарадж, вот этот ритуал, когда лучину предлагают в храме, с чем он связан?

Ответ: Снеха гхи. Он горит, гхи, масло, да? И гхи на санскрите, или топленое масло по-другому, на санскрите называется снеха. Те, кто Аюрведу проходил, знают, что первый этап это снехана, когда нас промасливают. И снеха (масло) – значит также любовь, или нежность. Масло – оно нежное и имеет что-то похожее на любовь, его свойство похоже на любовь, оно мягкое. Для человека тоже… У нас тело жесткое, его надо сначала мягким сделать… и снеха, масло, любовь. Мы его зажигаем и Кришне даем.  Лампадка, в этом смысл: Огонь – это сознание, и мы берем это сознание и пропитываем его маслом и подносим его Кришне. И вот оно наше сознание… Не просто так, бр, бр, возьми…особое… В этом смысл, смысл в том, ….что мы Ему только предлагаем любовь свою, а не символ какой-то.

Есть другое объяснение этого, когда во время арати… Это центральный момент, собственно. Арати значит – лампада, поднесение лампады, поднесение огня. В любом поклонении есть этот элемент или ритуал поднесения огня. И объяснение, скажем, на таком более доступном нам уровне, более, что ли, кармическом уровне, заключается в том, что когда человек подносит огонь, то, соответственно, огонь этот снимает…огонь обладает очищающей силой, огонь снимает какие-то дурные тонкие влияния, которые … если вокруг нас этим огнем провести, то, как бы, огонь все снимает.

Раньше, когда гости приходили, чтобы оказать им почтение, …ну, с дороги там, мало ли, что налипло всякое, грязи на наше сознание, на тонкое тело, делали огонь вокруг человека, очищали его ауру, с помощью этого огня. Когда мы встречаемся с Богом, то тоже надо гостеприимство какое-то… Ему  нужно огонь поднести.

Огонь значит реально… Символически это что означает? Когда человек встречается с человеком? Смысл вообще человеческой жизни в общении, правильно? Потому, что, так или иначе, люди встречаются друг с другом. И когда я встречаюсь с другим человеком, в чем смысл нашей встречи? То, что я прихожу к тебе и спрашиваю: Что ты  … будешь делать, правильно?» И это реально значит что? Дай мне часть своих проблем, и я их приму. И вот этот вот символ, и это не символ даже, а это реальная вещь, когда человек подносит огонь другому человеку, то это значит – он принимает его проблемы на себя, в какой-то степени, берет их на себя. Так мы встречаемся: «Чем-то я могу тебе помочь?…»

Когда мы подносим Кришне огонь, мы говорим: «Кришна, что-то я могу для Тебя сделать? У Тебя проблем много? (смех) Всем этим безобразием управлять… Чтоб облегчить Твое бремя.»

Вопрос: и благовоний смысл во время арати?

Ответ: Говорится, что когда человек подносит во время арати все эти элементы, он подносит Ему огонь, воду, воздух, эфир и ум свой. И благовония – это наш ум, он такой туманный и пахнет (смех). Там есть аромат желаний. Шрила Прабхупада объясняет это, что от души исходит аромат желаний: «Я хочу, хочу, хочу…» ….хорошая вещь.

Вопрос:

Ответ: Может быть, но…даже в этом случае, у Него две руки всего. Вишну с двумя руками. В писаниях говорится, что здесь Кришна никогда четыре руки не проявляет. В Матхуре у него иногда есть…еще тоже. В Двараке Он тоже часто с четырьмя руками бывает и не только с четырьмя руками. Здесь у Него только две руки. Две запасные спрятаны (смех), остается две. Понятно, что Кришна, Он наслаждается. Он не убивает никого. И когда нужно там по-другому к кому-то отнестись, немножко другую ипостась принимает. Это одна и та же Личность, но это немножко другое настроение. Вишну, значит судья. Он говорит: «Ну ладно, хорошо, разберемся» Но тут все равно как бы… Когда я сказал насчет этих вот рук, имел в виду, что тут Кришна доступен.

Четыре руки… Если мы кого-нибудь увидим с четырьмя руками, мы посмотрим на него из далека, сфотографируем на фотоаппарат и пойдем своей дорогой (смех). Делать нам нечего с ним (смех).

Спасибо вам большое. Шри Вриндавана дхама ки! Джая! Гоура премананде! Хари бол!

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы