Диск 126, л. 9
Аннотация:
Тер-кадамба это место, где Рупа Госвами раскрывает секреты обретения любви.
***
После того, как мы все попробовали рис, приготовленный Шримати Радхарани, можно почувствовать вкус любви.
Любовь – это очень простая вещь. Шрила Рупа Госвами сидел здесь, под этим деревом кадамба и писал книги о любви. И любовь, это когда я ничего для себя не хочу. Просто, да? Когда я вообще ничего для себя не хочу, а хочу только сделать счастливым того, кого я люблю. И от этого я сам становлюсь счастливым.
Есть два вида счастья или два слова на санскрите, которые означают счастье. Одно – сукха, и сукха значит «я хочу счастья для себя». Сукха значит «вокруг меня должны быть все остальные». Есть ананда. Ананда – когда я счастлив, потому что другие счастливы.
И одно счастье, первое счастье, приносит человеку страдания, а второе счастье делает его по-настоящему счастливым. Рупа Госвами писал здесь об этом. О том, каким образом обрести полное, абсолютное счастье анйабхилашита-шунйам джнана-кармадй-анавритам (Б-р-с. 1.1.11). Простая вещь, для этого не нужно ничего для себя хотеть. И я думал, когда Махарадж рассказывал все эти истории, которые происходили здесь, я думал: «Почему нам так трудно это обрести все?» Казалось бы все просто, чего там. Один ответ на этот вопрос мне хотелось дать здесь, сегодня, потому что мы с вами в этом замечательном месте Тер-кадамба, где Рупа Госвами раскрывает секреты обретения любви.
Человек в ведической культуре, прежде чем выходил к бхакти, он проходил хорошую школу. Эта школа заключалась в том, что он строго следовал всем правилам, он был очень дисциплинированный, он тщательно следовал этикету, он уважал других. Эта школа, которую естественным образом проходили люди в ведической культуре. И когда они приходили сюда, в царство любви, где никаких правил нет, то они могли чувствовать любовь. Когда мы приходим, не пройдя эту школу сюда, ничего не получается. И как музыка, ближе всего к любви музыка, правильно? Музыка может затронуть самые глубокие струны в нас. Но музыка начинается с чего? С правил: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Са ре га ма па да ни са. Са ре га, са ре га, ма ре га ма ре га ма па га… Если сразу начать импровизировать, то что получится? (Ответ из аудитории – джаз), (смех) Тоже не джаз, хуже гораздо.
Сначала правила, и потом, когда человек осваивает эти правила, он может выразить свои чувства. Когда Параматма Прабху поет все очень хорошо., и все кажется… человек импровизирует, идет куда-то. Если мы начнем импровизировать, или я начну импровизировать, то павлины разбегутся в разные стороны все от испуга. И точно также мы, когда мы приходим в царство любви, в любви нет никаких правил, в любви есть только одно правило – следовать сердцу своему. Единственное правило, которое действует здесь, во Вриндаване, прислушиваться к сердцу и идти за сердцем. Но сердце должно быть очищено предварительно, сердце должно быть чистым. Тогда это очищенное сердце будет вести нас, тогда мы придем к Кришне. Если мы будем слушать свое нечистое сердце, то мы к Кришне не придем. В этом секрет. Говорится, что в бхакти есть только два правила: так или иначе думать о Кришне и избегать оскорблений.
Думать о Кришне мы пытаемся. Избегать оскорблений не получается. Шрила Рупа Госвами, когда он пришел сюда, он писал об этом в том числе. О том, что мы должны делать. Но главное препятствие или главное правило, главное препятствие на пути бхакти это оскорбление, которое мы совершаем.
Когда сердце чистое, человек естественным образом не совершает никаких оскорблений. Но есть предварительный этап очищения своего сердца, когда эта склонность к апарадхам, склонность к оскорблениям, грубость нашего сознания должна уйти от нас. И тогда на инструменте нашего сердца можно сыграть красивую музыку, красивую рагу для Кришны.
Поэтому здесь, особенно здесь, в святой дхаме, нужно быть очень осторожным. Здесь живут замечательные люди, замечательные садху. Вчера я разговаривал с одним человеком, он в первый раз приехал во Вриндаван, и он в шоке в полном. Он видит только свиней, испражнения на улицах и все что… Я говорю: «Это вы в другом месте можете увидеть, это везде есть, в Москве тоже испражнения есть и свиньи есть, даже в костюмах свиньи. Но здесь, во Вриндаване есть то, чего в другом месте нет. Такие люди как Хришикеша Махарадж, их в Москве нет, они только здесь есть. И когда мы приезжаем сюда, нужно их искать и учиться у них. Видеть, как они служат, видеть, как они хотят все отдать, что у них есть, и тогда может быть, наше каменное сердце тоже слегка поплывет чуть-чуть или слегка растает. Так что мы здесь, в этих лилах, в этом месте. Но чтобы оказаться в этом месте, нужно чуть-чуть с себя все эти одежды снять. Все привычки свои снять, снять какие-то свои стереотипы, тогда мы сможем понять, что тут происходит. Тут все просто.
Я говорил в небольшой лекции вводной, что Кришна очень простой, Вриндаван простой и любовь простая. Обычный мир сложный, потому что обман всегда сложный, правильно? Когда я обманываю кого-то, всегда очень сложно. Нужно все время помнить, что я обманул и как я обманул, и все время просчитывать и одно настраивается на другое и в результате появляется обычный мир, где все очень сложно. Нужно защищаться, нужно обороняться и нужно проверять и нужно проходить сквозь эти самые (как они называются?) магниты. Потому что обман. Во Вриндаване все просто. Тут нет магнитоискателей никаких. Кришна простой, храмы простые, никаких нет этих каких-то там штучек. Эта высшая простота является самым высшим достижением, которое может у нас быть. Иногда люди не понимают этой простоты, потому что мы привыкли к сложности.
У Пастернака есть хорошие стихи, они не относятся к ведической литературе, но они хорошие. Он говорит об этом самом, об этом высшем достижении человеческой жизни. Он говорит: «В тщете всего, что есть изверясь, и, знаясь с будущим в быту, в конце нельзя не впасть как в ересь в немыслимую простоту.
Мы тут с вами в еретическом месте, где все просто, но этой простоте нужно учиться. Для этого нужно, чтоб из нашего сердца ушла сложность, обманная сложность и для этого надо следовать каким-то правилам. Здесь не надо следовать никаким правилам, здесь нужно следовать только одному правилу, правилу любви. Есть замечательные люди, преданные и нужно прославлять их.
Шри Чайтанья Махапрабху раскрыл этот секрет любви. Хотите узнать? Он сказал, что если человек приходит к бхакти, то есть к Чайтанья бхагавате и за ним тянется шлейф каких-то оскорблений, шлейф апарадх, шлейф проблем, которые он принес с собой сюда. Он говорит: «Есть одна вещь, которую человек должен делать. Одна, вернее две: он должен перестать оскорблять кого бы то ни было и своим языком прославлять Кришну и прославлять вайшнавов, все. Тогда он будет самым счастливым на свете. От своего щедрого сердца он должен это делать.
Мы здесь, мы поем святые имена рядом с замечательными вайшнавами, и хочется, чтобы на сердце стало светлее. Здесь можно просить… как Махарадж читает этот стих, обращенный к Рупе Госвами, и в этом стихе-молитве содержится просьба: «Пусть Рупа Госвами сделает меня пылинкой на своих стопах». Это значит реально, что пусть он сделает меня своим слугой или слугой той любви, которая в нем живет.
В чем смысл этого места? Места, где Рупа Госвами вечно живет, было вечное место бхаджана. Если мы хотим любви, мы можем только у него научиться любви. Надо попросить у него еще раз, искренне, из глубины сердца, чтобы он сделал меня пылинкой его лотосных стоп, тогда духовный мир раскроется. Мы с вами уже в духовном мире находимся, чувствуете, да? Не имеющем никаких препятствий, никаких проблем, в духовном мире. Единственное что нам нужно – отринуть сложность, которую мы себе наработали и просить здесь, чтобы мы стали пылинкой у лотосных стоп Рупы Госвами. (Крик павлинов) Подтверждают павлины.
Гоура према ананда! Хари бол! Шри Рупа Госвами Пада ки – джая! Теркадамба ки – джая! Хришикеша Махараджа ки – джая! Дханурдхара Махараджа ки – джая!