Шаранага Тхакур (20.10.2009 г.) Гаудия Матх Шаранага Тхакур

Диск 126, л. 17

Аннотация:

Шаранга Тхакур был великим преданным.Здесь рассказывается о лилах Господа Чайтаньи в которых он участвовал, об его ученике Мурари Чайтаньи и о Васудеве  Датте, спутнике Господа Чайтаньи.

***

Это Шаранга Тхакур, Гаудия матх, где мы сейчас находимся с вами. Здесь некогда жил Шаранга Тхакур. Шаранга Тхакур, он был великим преданным. Каждый день он выходил на берег Ганги и медитировал. Медитировал на лилы Господа, размышлял о Кришне. Иногда он переплывал на другую сторону Ганги и участвовал в киртанах Господа Чайтаньи. Когда Господь Чайтанья начал свои киртаны в доме Шриваса Тхакура, а потом на улицах Навадвипы.

В лилах Господа Кришны он был Нандимукхи. Нандимукхи – это сестра Мадхумангала. Он был абсолютно равнодушен к мирским вещам. Многие люди приходили к нему и просили, чтобы они стали его учениками, но он всех отсылал обратно.

В конце концов, Чайтанья Махапрабху сказал: «Шаранга, почему ты не принимаешь учеников? Мой приказ, чтобы все принимали учеников. Шаранга Тхакур сказал: «Кого принимать? Если бы было кого принимать, я бы принял. Принимать некого, нет достойных учеников». Но Чайтанья Махапрабху не отставал. Снова и снова Он говорил ему: «Ты должен принимать учеников».

В конце концов, была эта лила с Деванандой Пандитом. Когда Чайтанья Махапрабху гулял по Навадвипе, и он услышал, как Девананда Пандит рассказывает «Шримад Бхагаватам». Он рассказывал «Шримад Бхагаватам», как некое сухое писание, не говоря ничего о бхакти. Он умудрялся объяснять «Шримад Бхагаватам», не касаясь бхакти вообще.

Чайтанья Махапрабху был настолько возмущен этим, настолько его отругал, что Он потом кипел по-прежнему от возмущения. Встретился с Шарангой такой: «Я же тебе говорил, нужно учеников принимать». Шаранга Тхакур дал свой стандартный ответ: «Я бы принял, если бы был кто-то, кого стоило принять». Тогда Чайтанья Махапрабху сказал: «Любой, кого ты примешь, будет достоин, чтоб его принять. В том смысле, что достойных нет, но если ты его примешь, ты сделаешь его достойным».

На самом деле смысл принятия ученика, смысл этой лилы очень важный. Эта лила или этот, как бы, мотив повторяется несколько раз. Смысл этой лилы в том, что учитель по сути дела должен вдохнуть жизнь в ученика. Люди, которые не имеют сознания Кришны, они все равно, что мертвые. Их тело функционирует, их ум функционирует, но тело и ум – это материальный механизм. Душа их спит. Погруженная в сон, душа их не помнит о Кришне.

И Шаранга Тхакур говорил: «Надо же благодарных людей принимать в ученики, чтобы они могли проснуться». Ответ Гауранги Махапрабху был такой, что любой, кого ты примешь, он проснется, хочет он этого или не хочет. Тогда Шаранга Тхакур сказал: «Хорошо, ради Тебя Махапрабху в следующий день, рано утром, первый, кого я встречу, станет моим учеником. Неважно кто, кого бы я не встретил».

Махапрабху решил посмотреть, что произойдет завтра утром. Рано утром, перед тем как тот пошел совершать омовение, Махапрабху пришел. Шаранга Тхакур в Гангу, чтоб совершать омовение. Он окунулся в Гангу, и когда он окунулся в Гангу, навстречу ему плыл небольшой плотик, и на нем лежало мертвое тело мальчика. Мальчику этому должны были дать посвящение. И в тот день, когда ему давали посвящение, посвящали в брахманы, его укусила змея. По традиции, если маленький, невинный мальчик умирает, то его не сжигают, его тело пускают на плоту по Ганге. До сих пор это еще можно видеть. Махапрабху сказал: «Давай, твой ученик приплыл». Шаранга Тхакур сказал: «Ты кто?», – спросил он этого мальчика. Мальчик молчит, естественно, как и положено в таких ситуациях. Тогда Махапрабху стал говорить: «Мантру, мантру, мантру шепчи на ухо». Шаранга Тхакур приблизился к нему, к уху, и повторил мантру. В тот же миг мальчик встал и сказал: «Я Мурари». Он ожил. Он пришел сюда и сказал: «Все, я твой ученик, я буду тебе служить». Он жил в деревне неподалеку, родители его узнали, что мальчик ожил, они пришли и сказали: «Пойдем домой». Он сказал: «Вот мой дом все, вот мой отец, он вернул мне жизнь. Вы мне жизнь вернуть не можете, отныне я буду здесь».

Еще раз. Смысл этой лилы в том, что реально инициация значит оживление человека. Сердце наше или душа наша, которая дремала до этого, должна проснуться. Это была другая лила. Я потом чуть позже расскажу что-то про этого Мурари. С тех пор как его Шаранга Тхакур оживил, его стали звать Мурари Чайтанья. Мурари, в котором проснулась чайтанья или жизненная сила. Жизнь очнулась в нем.

Однажды Гауранга Махапрабху, Нимай, маленький мальчик, подросток, он проходил здесь из школы. Он подошел к Шаранге Тхакуру, зашел к нему в гости, и он увидел это дерево бакул, то самое дерево, которое сейчас растет тут. Это дерево засыхало, этому дереву больше пятисот лет. В то время оно засыхало полностью. Все ветки засохли, осталось, может быть, несколько зеленых листьев, но это дерево давало тень. Тогда тут не было здания, Шаранга Тхакур жил под этим деревом (какая-то хижина может быть у него была). Гауранга спросил у него: «Ты видишь, твое дерево засыхает? Что ты собираешься с ним делать?  Шаранга Тхакур сказал: «Что я с ним могу делать? Только ты что-то можешь с ним сделать. Я ничего с ним сделать не могу». И тогда с этим деревом произошла удивительная вещь. Гауранга Махапрабху подошел к нему и обнял его. Теперь, кто-то из вас хочет быть на месте этого дерева? (смех) Когда Гауранга Махапрабху обнял его, Он Чайтанья, Чайтанья значит «жизненная сила». Энергия, или шакти которая в Нем, ее невозможно ни с чем сравнить. Эта энергия из Его тела перешла в тело этого бакула. С тех пор, уже пятьсот лет прошло с лишним, это дерево стоит здесь. Можно увидеть оно из нутрии пустое, как в Джаганнатха Пури. В Джаганнатха Пури есть другой сиддха бакул, совершенный бакул или живое существо, которое достигло совершенства. Точно также тут, уже больше пятисот лет, но сила Господа Чайтаньи в нем живет. Так что если вы хотите получить силу Господа Чайтаньи, можете дотронуться до него. Она тут, чтобы ее по парампаре передавать. То есть это место, которое объясняет этот факт, как духовная энергия передается по парампаре. И как духовная энергия, передающаяся по парампаре, оживляет человека, вселяет в него силы, жизнь, энтузиазм.

Этот Мурари Чайтанья, как его стали называть, он вырос в великого преданного. Он настолько погружался в транс, что он забывал все. Иногда он повторял мантру, он забывал все, он не помнил о каких-то делах, еще о чем-то. Он помнил только: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Бывало так, что он сутки напролет читал мантру, забывал о еде, забывал о сне, забывал обо всем остальном. Двадцать четыре часа подряд он повторял мантру, пока кто-то не приходил и не говорил ему: «Эй, очнись, хватит. Надо же поесть что-нибудь». Иногда он прибегал в Гангу. Он падал в Гангу, он погружался под воду и он под водой повторял мантру, чтоб ему никто не мешал. По два, три часа он находился под водой, потом выходил, как ни в чем не бывало и: «Харе Кришна».

И сейчас это достаточно удаленное место, в то время тут были джунгли сплошные. Мурари этот забегал в Джунгли и видел тигра. Он начинал гоняться за этим тигром, тигр в ужасе убегал от него, но он догонял его, ловил и тигр застывал, и Мурари начинал читать мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Тигр в экстазе сидел и слушал. Сила его была такая, что он мог приказать, и его слушались. Такая сила в нем была.

Однажды его увидели, у него на коленях был питон. Видели когда-нибудь питона? Питоны бывают шесть, восемь метров в длину, вот такой вот толщины. Сидел и гладил этого питона и повторял ему: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Эти маленькие Божества здесь Радхи и Кришны это Радха Гопинатх, которым поклонялся Мурари Чайтанья. Это его собственные Божества. Большие Божества здесь это Радха Мадана Гопал. Этим Божествам поклонялась Нараяни деви в доме Васудевы Датты. Другой великий преданный, спутник Господа Чайтаньи, который жил здесь, поблизости. Сейчас, к сожалению, храм, где находились эти Божества, разрушен. Их перенесли сюда, где-то тут неподалеку, я не знаю где толком. Васудева Датта жил здесь. Это был его дом. Когда Нараяни овдовела, она стала пуджари у Васудевы Датты.

Васудева Датта был старшим братом Мукунды Датты. Мукунда Датта был киртанией, и Господь Чайтанья любил слушать его киртаны. Когда в доме Шриваса Тхакура они начинали киртаны, то пел всегда Мукунда.

Все бенгальцы могут хорошо петь, за редким исключением. Бенгальцы когда поют, как будто бы непонятно что происходит. Я помню однажды, на другой стороне Джаланги кто-то утром пел. Звук этого пения был такой, что хотелось бросить все и просто переплыть туда и быть рядом. Но когда Мукунда пел, Чайтанья Махапрабху говорил: «Мое сердце плавится». Потому что он пел лучше всех остальных. Он был киртанией во времена Кришны. У Кришны было двое мальчиков певцов, Сам Кришна слушал, как они пели, Снигдха Канта и Мадхурат. Мукунда был Мадхуратой, а Васудев Датта, его старший брат был Снигдха Кантой. Они родились двое братьев здесь, но, не смотря на то что Чайтанья Махапрабху так любил Мукунду, Он любил Васудеву гораздо больше.

Мукунда был его другом детства, они вместе ходили в школу, они играли вместе, а Васудев был старше гораздо. Однажды Чайтанья Махапрабху пришел к Васудеве и сказал: «Мукунда мой друг с детства, мы с ним играли, но почему-то я люблю тебя гораздо больше». И Васудев спросил у него: «Почему?» Чайтанья Махапрабху сказал: «Потому что у тебя есть одно качество. Ты все готов отдать ради других, тебе ничего не жалко и ты никогда о себе не думаешь, ты думаешь только о других». Три раза за «Чайтанья Бхагавату» и в «Чайтанья-чаритамрите» тоже прославляется Васудев Датта. Три раза Махапрабху говорит одну и ту же вещь. Он говорит: «Мое тело не принадлежит Мне. Мое тело принадлежит Васудеве и Васудев может продать Меня кому угодно. Я его собственность. Если он захочет Меня отдать, то он может Меня отдать кому угодно. Я пойду туда, куда он Мне скажет».

Мы знаем эту лилу, когда Васудев пришел к Господу Чайтанье в Навадвипе. Он пришел к Нему и сказал: «Прабху, люди страдают, и разорвать этот заколдованный круг невозможно. Потому что страдания порождают новые страдания, человек совершает грехи за грехами. Это заколдованный круг кармический очень сложно разорвать как-то. Я Тебя очень прошу, Прабху, разорви этот круг. Дай мне все грехи, всех этих людей, чтобы я страдал, и я буду страдать. Но мне больнее видеть, как они страдают, чем страдать самому. Мне легче страдать самому, чем видеть, как другие живые существа страдают. Поэтому дай мне все их грехи и пусть они будут счастливы.

Чайтанья Махапрабху ответил на это: «Зачем тебе их грехи? Любой на кого ты посмотришь станет преданным, а у преданного нет грехов. Ты просто ходи и смотри, тебе ничего другого делать не нужно. Просто ходи и думай: «Пусть он станет преданным, пусть он станет преданным, пусть он станет преданным», — всех освободи по твоему милосердию.

Бхакти Тиртха Махарадж в своей последней лиле, до того как он заболел, молился по примеру Васудевы Датты. Он, правда, говорил не обо всем мире, а обо всех преданных в ИССКОН. Он говорил: «Господь, пошли мне их проблемы, пусть я буду страдать»

Господь Чайтанья, Он так доволен был Васудевой, потому что Он видел это сострадание. Он видел что это не игра, что это ни какое-то притворство, роль какая-то, это то, что у него в сердце живет. Ему больнее видеть страдания других, чем страдать самому. Так что мы здесь, в этом удивительном месте.

Еще тут одна вещь была. В этом храме поклонялся пуджари. Я не знаю, есть сейчас он или нет его. Его звали Джагад Банду. Когда я в первый раз приехал сюда, это было в восемьдесят девятом году, он еще был тут. И потом много лет спустя, он еще был тут. В восемь лет он получил инициацию от Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Когда я приехал сюда, ему уже было семьдесят с лишним лет, под восемьдесят лет. И он ни разу от сюда не уходил. Он служил здесь. Однажды он сломал ногу, и он не мог выходить, чтоб служить Божествам. Он был один единственный, и тогда обезьяна стала приносить ему воду из Ганги для Божеств. Откуда она узнала? Кришна из сердца, так или иначе, подсказал. С ним было много удивительных историй. Когда змеи также что-то приносили ему, еще что-то такое. Был удивительный человек. Я не знаю, где он сейчас, наверное, уже ушел к Кришне, но еще несколько лет назад он был тут. Все помогали ему служить Кришне.

Ангира Муни, ты хочешь что-то сказать?

А.М.: Ну, в общем-то, все рассказано, просто я хотел сказать, что настроение Васудевы Датты очень нужно для нас, в сознании Кришны и в ИССКОН. То, чего нам не хватает в большей степени. Потому что сейчас мы преданные, но мы преданные для себя, то есть мы смотрим как нам что делать, чтобы нам было удобно в сознании Кришны. Но похоже что Господу Чайтанье больше нравится такое настроение, когда мы…

Г.М. Он сказал, что любой, кто хочет отдать всем, Я становлюсь его собственностью, Я начинаю принадлежать ему. Я его собственность, если кто-то не думает о себе и хочет отдать другим. Это то, чему учил здесь…

Бхактивинода Тхакур говорил, что любовь к Богу, если она есть, она не может не проявляться как сострадание к другим живым существам. То же самое чувство, та же самая эмоция по отношению к Богу, по отношению к живым существам проявляется как сострадание. Опять же это не есть некий тонкий расчет: «Сейчас я так проявлю сострадание…» Нет, это результат духовной практики, когда сердце очищается и когда в сердце появляется привязанность к Богу. И ровно настолько, насколько у меня есть любовь к Богу и привязанность к Богу, у меня есть сострадание к другим живым существам, и если я проявляю его, то Кришна доволен. Кришне больше нравится, когда я служу другим живым существам.

А.М.  Еще была история, что Господь Чайтанья назначил Сварупу Дамодару вести финансовые дела Васудевы Датты.

ГМ.  Не Сварупа Дамодар, а Шивананда Сена. Васудева Датта все раздавал, все раздавал и, в конце концов, Господь Чайтанья не выдержал. Он сказал: «Шивананда Сена, ты, пожалуйста, его деньги считай, пожалуйста. Храни у себя, а то он все раздаст и его родственники страдать будут, им есть нечего будет».

Конец лекции.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.