Москва (12.07.2009 г.) «Шримад-Бхагаватам», 1.17.7-8

Диск 120, л. 12

Аннотация:

О католиках, повторяющих маха-мантру. Ад начинается с избытка чувственных удовольствий. Чистое бхакти – это чистая жертва. Даша-аватары – это изображение эволюции сознания. Эволюция сознания в варнашраме. О славе коровы. История про царя Шиби. История про царя Катвангу и корову Нандини.

 ***

«Шримад-Бхагаватам». Читаем «Шримад-Бхагаватам», «Маха-Пурана», Песнь Первая, глава семнадцатая «Наказание и помилование Кали», тексты седьмой и восьмой:

твам ва мринала-дхавалах
падаир нйунах пада чаран
вриша-рупена ким кашчид
дево нах парикхедайан

Затем он [Махараджа Парикшит] спросил быка: Кто ты? Бык ли ты, белый, как белый лотос, или же полубог? Ты потерял три ноги и теперь передвигаешься только на одной. Может быть, ты – полубог в образе быка, причиняющий нам горе?

КОММЕНТАРИЙ: По крайней мере до времени правления Махараджи Парикшита, никто не мог вообразить такого жалкого положения коров и быков. Поэтому Махараджа Парикшит был изумлен, увидев эту ужасную сцену. Он спросил, не был ли бык полубогом, принявшим такой жалкий облик, чтобы показать будущее коровы и быка.

на джату кауравендранам
дорданда-парирамбхите
бху-тале ‘нупатантй асмин
вина те пранинам шучах

В царстве, надежно защищенном руками царей династии Куру, я впервые вижу тебя горюющим, со слезами на глазах. До сих пор на Земле никто и никогда не лил слез из-за нерадивости царей.

КОММЕНТАРИЙ: Защищать жизнь людей и животных – первая и важнейшая обязанность правительства. Оно должно следовать этому принципу, ни для кого не делая исключений. Тем, у кого сердце чисто, нестерпимо больно видеть, как в этот век Кали государство организованно убивает животных. Махараджа Парикшит огорчился, увидев слезы в глазах быка, и был потрясен, наблюдая в своем добродетельном государстве такое неслыханное злодейство. Жизнь людей и животных в то время находилась под одинаковой защитой. Так и должно быть в царстве Бога.

Харе Кришна! Шрила Прабхупада написал этот комментарий о том, что государство должно защищать всех подданных. И прежде всего невинных и беззащитных подданных. Как будто своей собственной кровью.

Сегодня у нас радостный день. Наше издательство «Би-Би-Ти» выпустило пятнадцать книг, переиздав «Шримад-Бхагаватам». (Крики в аудитории: «Харибол!», аплодисменты)

Потому что этих книг давно нет. И в каком-то смысле эти книги исполняют сейчас в современном обществе ту самую роль, которую должно исполнять государство. Эти книги защищают людей. И сила этих книг удивительна. В сущности, нам ничего другого не нужно делать, только служить этим книгам.

Шрила Рупа Госвами пишет в «Нектаре преданности», что служение таким книгам, как «Шримад-Бхагаватам», составляет самую суть бхакти. Это сварупа-сиддха-бхакти, то есть бхакти в самой существенной ее форме. Потому что эти книги неотличны от Кришны. Кришну мы не можем видеть. Кришна не доступен сейчас нашему ограниченному, обусловленному зрению. Но мы можем увидеть Его в форме слов «Шримад-Бхагаватам».

И книги эти делают чудеса. Вчера только мне рассказал одну историю Шикшаштака прабху, он сейчас в Новосибирске. И на его лекцию пришел человек в сутане. Выяснилось, что он католический священник. Стал внимательно слушать, и Шикшаштака у него спросил: «Как дела у католичества? У братьев-католиков?» Он говорит: «Ну как? Проповедую славу Кришны как могу». (смех) Он спрашивает: «Каким образом?! У вас вроде обязанности другие?» Он говорит: «А я вот был тут в Москве прихожанином католической церкви, и священник мне дал очень хороший совет, сказал: “Читай «Бхагавад-гиту», там все найдешь!” И с тех пор я читаю “Бхагавад-гиту” и “Шримад-Бхагаватам”». И говорит: «Недавно священника видел, священник на повышение пошел, сейчас кардиналом в Риме. Каждый день шестнадцать кругов маха-мантры повторяет. (смех) И говорит, что если есть какая-то форма Бога, то вот она тут описана. И говорит, многие священники в Риме, они повторяют мантру, потому что им помогает. Им нужно целибат держать, а как иначе его удержишь?

Как иначе можно соблюдать какие-то высокие принципы, если нет живого и ясного ощущения любви?

И это один из примеров того, каким образом книги эти меняют сердца людей. На самом деле мы живем с вами в печальное время. Пураны, прежде всего «Шримад-Бхагаватам», предсказывают все ужасы нашего с вами времени. Это время, когда люди мельчают. Когда сердце людей из-за избытка чувственных удовольствий становится все более и более черствым.

Люди иногда думают, что ад – это когда все мучаются. И факт, ад – это когда все мучаются, но ад начинается с избытка чувственных удовольствий. В аду есть особый отдел, где люди наслаждаются. И из-за этого, из-за того, что чувственные удовольствия стали нормой жизни, стали чем-то само собой разумеющимся, никто даже не ставит под вопрос: «А хорошо это или нет?! А правильно это или нет?!» Бесконтрольные, ничем не ограниченные чувственные удовольствия – это не просто норма жизни, это закон. Люди считают всех, кто пытается хоть как-то себя ограничить, просто дураком. Они…

Некоторое время тому назад был в Лондоне, и к удивлению своему увидел огромный рекламный плакат. И на этом рекламном плакате была изображена какая-то сцена Кали-юги, я уж не помню какая, и написано было: «People are greedy and weak, you are not different!», что в переводе с английского означает: «Люди жадные и слабые, и ты ничем от них не отличаешься!» И это на самом деле очень тонкая вещь. Казалось бы, зачем нужно рекламировать эти вещи? Кто-то же за это деньги платил, чтобы взять и повесить эту вещь.

Но есть такая форма рекламы, которая называется продвижение целой, там, целой отрасли, когда не конкретную марку какую-то продвигают, а какую-то… сейчас, там, рыбу продвигают, разными видами и формами. Какая-то компания продвигает целую, так сказать, целую область. Так вот, «Ты жадный и слабый, ты ничем от всех остальных не отличаешься!» – это продвижение всей современной цивилизации. Это реклама, которая намекает нам, как мы должны жить. Что нам нужно? Нам нужно, так или иначе, проявлять свою жадность и слабость, и ничего в этом дурного нет, правильно? Все люди такие, и ты ничем не отличаешься. И ничего ровным счетом дурного в этом нет. Все мы люди, и ничто человеческое нам не чуждо.

И, таким образом, вся современная цивилизация держится на такого рода слоганах. «Делай! Ничего страшного нет! Давай! Давай! Давай! Все нормально!» Все размывается, – то, что ты погубишь таким образом себя, это не важно, это всего лишь навсего… это – потом будет. А сейчас давай волю своей низшей природе.

И Шрила Прабхупада, видя это, плача от сострадания, написал эти книги. Они написаны реально его собственной кровью для того, чтобы, так или иначе, защитить нас – слабых людей, жертв Кали-юги.

Мы все жертвы этого тотального невежества, которое возведено в ранг закона. Норма, норма жизни, и никакой другой нормы жизни сейчас нету. И описание этого приводится здесь, в истории с быком и коровой. Бык ковылял на одной ноге. Как ему это удавалось? Сложно себе представить. Вряд ли бык может найти точку равновесия, если ногу только посередине приделать, тогда он сможет как-то ковылять.

Но, в сущности, это значит, что религия, которую олицетворяет в этой истории бык, хотя и говорится, что одна нога у нее осталась, на самом деле, ходить уже не может в принципе. Религии нет, религии не осталось в этом мире. А раз нет религии, или дхармы, а дхарма – это то, что поддерживает этот мир. В переводе с санскрита дхарма – это то, на чем мир держится. То, значит, и мира нет. В принципе, ничего не осталось. Раз нету дхармы, то и жизни нет, счастья нет, ничего нет, радости нет.

Есть какая-то пародия этого всего. Какой-то… какие-то такие приступы бешенного какого-то, каких-то пародий на все это, а… и все. И все начинается с простых вещей.

Махараджа Парикшит был очень удивлен, когда увидел быка и корову, страдающих в своем царстве. Так, давно уже никто ничему не удивляется. Какой там бык, корова? Уже никто ничему не удивляется. Интернет создан специально для того, чтобы лишить нас последних следов удивления. Каждый день можно там читать что-то, и уже никто вообще ничему не удивляется. Норма. Норма жизни.

Само собой это все стало законом, или нормой, незаметно для нас. То, что раньше казалось немыслимым, сейчас стало обыденным делом, и что особенного? Все так делают, чем я хуже? И мы не понимаем, до какой степени все эти, так сказать, новости, или эти представления, разрушительны для нашей собственной души. Людей не осталось. Не только не осталось быков, коров. Не осталось людей, потому что человек, главное качество человека, отличающее его от животных – это способность к самопожертвованию. Это способность жить, исходя из высших идеалов. И если люди лишились этой способности, то людей нет, животные есть. Жестокие и изобретательные животные. Вот и все. Разница только в способности изобретать средства нападения друг на друга или еще что-то.

Человек – это самое удивительное творение Бога, потому что человек наделен изначально, в принципе, потенциально…

Шри Шри Доял Нитай Шачи Сута ки джай!

…потенциально самыми удивительными качествами. Человек может быть самым удивительным. Животное по определению не способно принести себя в жертву, потому что животное… сознание животного целиком сосредоточено на его теле, на своем собственном теле. Человеку дано развитое сознание, расширенное сознание. И расширенное сознание позволяет человеку выйти за пределы своего эгоизма. И ровно на столько, насколько я способен это делать, настолько я оправдываю свое существование как человека. Но, когда человек лишается этого качества, он превращается в высшей степени опасное животное.

В Германии есть зоопарк, и там есть отдельный павильон для самых опасных животных. И там смотрят: львы, тигры, леопарды, но потом написано: «В следующей клетке будет находиться самое опасное животное на Земле». Человек приходит к следующей клетке, и там стоит большое зеркало. Он смотрит в свое зеркало. Это факт. Нет более опасного животного на Земле, чем человек. И когда человек лишается этой способности выходить за пределы своего собственного эгоизма или своих собственных интересов, он становится опасным, он приносит зло всем, и, прежде всего, самому себе. Потому что он уничтожает в себе человеческое таким образом.

И ведическая цивилизация, основа, принцип ведической цивилизации заключалась в том, чтобы воспитывать людей настоящих. И люди… с самого начала им говорилось и их учили, то, что высшим идеалом человека является способность к самопожертвованию, к тому, чтобы делать что-то ради других бескорыстно. Потому что это – высший идеал бхакти. Что такое чистое бхакти? Чистое бхакти – это чистая жертва. И если есть какая-то жертва самая чистая, то это – бхакти.

В бхакти говорится: «Делай, и ничего за это не получишь!» И все, и делай! А будешь счастливый, естественно, но при этом ты не должен думать, что ты делаешь, чтобы стать счастливым, потому что это твое бхакти разрушит. Даже этого нельзя делать.

Но сама система варнашрамы, которая описана здесь, и, собственно, дхарма, на которой зиждилась система варнашрамы, учила человека постепенно это делать.

Естественно, что мы не можем сразу пойти на эту самую высокую жертву. Хотя на самом деле в сердце человека живет эта идея. Каждый на самом деле ищет: «Ради чего бы мне свою жизнь в жертву принести?»

Где-то глубоко внутри, заваленная под спудом всех ложных идей и представлений, которые нам внушаются с самого детства, эта идея, что я живу ради чего-то высокого, светлого и красивого, она где-то там теплится еще. Человек создан все равно именно таким образом.

Но система варнашрамы приучала человека постепенно делать это, постепенно расширяя его сознание. Это система эволюции человека.

Мы не против эволюции, как некоторые думают. Эволюция существует. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада говорит: «Вот посмотрите – даша-аватары. Даша-аватары – это изображение эволюции». Есть разные виды живых существ. Но это эволюция сознания.

И эволюция сознания заключается в том, что разные виды живых существ эволюционируют, и их сознание становится все шире, шире и шире. Еще есть рыбы, там, черепахи, сначала какие-то там, рептилии, и у них сознание очень низкое. Все эти рептилии – вэ-э-э! Так, ну, скажем там, не очень просветленные живые существа. Не видно больших признаков интеллекта. Чем дальше, дальше, дальше развивается живое существо, тем шире становится его сознание. Но широта сознания в способности на жертву, ни в чем другом. Чем уже мое сознание, тем в большей степени я сосредоточен на самом себе, чем шире мое сознание, тем в большей степени я способен включить всего мира, и, в конце концов, включить Бога.

Мое сознание, хотя оно исходит из ограниченной частички духа величиной в одну десятитысячную часть кончика волоса, тем не менее, способно вместить в себя все, анантайа-калпате. Этот стих из «Шветашватара-упанишад», который описывает размеры души, говорит, что душа крошечная, но она может вместить в себя бесконечное. Сознание может вместить в себя бесконечность. Это значит, что я думаю не о себе. Это значит, что я чужую боль, чужую радость, все остальное, включаю в самого себя. И по мере того, как душа развивается, эта способность становится все больше и больше. В этом смысл эволюции.

И любопытно посмотреть на эту эволюцию, как она изображена в даша-аватарах. Она сначала, там, Мина-шарира, потом, там, Курма-шарира, тело… Бог приходит в виде рыбы, потом в виде черепахи, потом Он приходит в виде вепря, да? В виде вепря? Потом в виде получеловека-полульва, уже какая-то переходная форма. Потом появляются эти самые неандертальцы, карлики, карликовые виды. Потом, и послушайте, что дальше было. Потом появился Парашурама. И Парашурама, у него… что он держит в руке? Топор, правильно? Топор – это определенный вид эволюции человека – человек с топором, который уничтожает все. Так, потом кто появился? Рамачандра. Рамачандра что уже держит? Лук. Так, Он уже убивает не топором, а луком. Это тоже эволюция. А потом кто появился? Потом появился Кришна. И у Него что в руках? Флейта и плуг. Плуг у Баларамы, Он пашет. И самой высшей формой человека, эволюции сознания является Кришна, Бог. Бог с чем? С флейтой в руках. Который играет на флейте.

И последняя аватара – это Калки. И Калки о чем нас предостерегает? О том, что человек, помимо всего прочего, способен к чему еще? К самоуничтожению полному. Если он не понимает, в чем суть, или каков пик эволюции. Пик эволюции – в любви. Пик эволюции в том, чтобы играть на флейте. Это самое лучшее.

Как мне один вайшнав говорил, что когда Кришна убивает, Он один палец… Он одним пальцем пользуется – указательным. Пух! Чакра, пух-бух! Когда Он на флейте играет, Он десятью пальцами пользуется. Иначе говоря, играть на флейте сложнее, чем убивать.

Любовь – это самое сложное, для чего предназначен человек. И система варнашрамы помогала человеку постепенно увеличивать эту способность к самопожертвованию.

Шудры, с них спрос небольшой. Слава Богу! Так, шудры, они там, в ведическом обществе парикмахерами были. Почетная профессия в Кали-югу. Парикмахеры, там, ну, простую работу делали. Но при этом им говорилось, что ты должен делать эту простую работу не для себя. Чем хороший шудра отличался от нас с вами? Хороший шудра отличался от нас с вами несколькими качествами. И одно из них – способность уважать тех, кто выше меня. Шудры лишаются шудрянского облика… По крайней мере, хороший шудра знал, он занимал смиренное положение. И он знал, что моя обязанность – служить. Вот это то, для чего я создан. Я должен служить, так или иначе, другим.

И, понятно, что его возможности служить ограничивались какими-то рамками его собственного сознания. Которое у него было, такое, какое оно есть. Но, тем не менее, сам этот идеал служения, даже у шудры был. Шудра хотел служить, он был послушным, хорошим, понимал что-то.

И дальше он смог стать вайшьей, если он исполнял свои обязанности как шудра хорошо. То есть, если он служил по-настоящему, то следующая ступень эволюции – вайшья. И вайшья, обязанность вайшьи – защищать коров. И, защищая коров, и эти комментарии здесь в семнадцатой главе Первой песни «Шримад-Бхагаватам» очень сильно подчеркивают, до какой степени защита коров облагораживает человека. Потому что когда мы заботимся о ком-то, служим кому-то… Почему шудрам рекомендовалось служить высшим слоям общества? Потому что они, служа высшим слоям общества, перенимали качества более высокие. Любое взаимодействие в обществе помогает нам либо деградировать, либо, наоборот, развиться. И вайшьи уже защищали коров. Кстати говоря, две самых распространенных обязанностей шудр было, я уж не знаю почему, там говорилось, что шудры были парикмахерами и доильщиками коров. Это тоже была обязанность, даже не столько вайшьев, сколько шудр.

Вайшьи в целом защищали коров, пасли их. И когда они заботились о коровах, они учились одному существенному качеству у коров. Корова – абсолютно бескорыстное живое существо. И корова в высшей степени полезное живое существо. Все то, что делает корова… нет другого живого существа, которое было бы полезно во всех отношениях.

Почему корове поклоняются? Это вещь, над которой на Западе смеются: «Дескать, примитивные люди, от скотоводов произошли, поклоняются корове». Не примитивные люди, а люди, которые видят, в чем смысл эволюции. Смысл эволюции в том, чтобы определенные качества в себе развивать. И корова – это живое существо, у которой нет никаких претензий, никаких амбиций. Заметили, да? Коровы очень не амбициозны, и при этом они приносят пользу молча. Ну, иногда мычат, чтобы их заметили. Но мычат даже для того, чтобы просто обратить внимание: «Подоите меня!» Так, но в основном жуют себе, невинные живые существа. Все то, что делают, все – полезно. Моча – полезная. Ни у кого другого моча не полезная. У коровы моча полезна.

В «Шримад-Бхагаватам» в Десятой песне рассказывается, что когда Тринаварта-асура унес Кришну, и Яшода спасла Кришну, ясное дело, от этого демона, она прижала Его к себе, и, чтобы защитить Его, омывала Его в моче коровы. Потому что моча коровы защищает. Защищает от всех дурных влияний. Это самая очищающая вещь.

Я не рекомендую вам особенно сильно это практиковать. Вас могут другие люди не понять.

Я однажды пришел к Бхакти Вишрамбха Мадхаве Махараджу, который очень буквально следует всем принципам ведической культуры. И мне сложно было с ним разговаривать, потому что сильный запах коровьей мочи распространялся, такой запах аммиака сильного… Вот. Люди вас могут не понять, если вы будете слишком много коровьей мочи употреблять.

Ну, суть-то в том, что она полезная. Ни у кого другого моча не полезная, там грязь. А у коровы настолько чистое сознание, что все то, что в нее входит, выходит чистым, очищенным. Наше сознание с вами, ну, мы знаем какое, так, и все то, что в нас входит, и… непонятно во что превращается… А корова, моча у нее полезная. Навоз тоже полезный. Ладно б моча, навоз тоже полезный. Причем не просто полезный – самый полезный. Навоз, там, антисептическими свойствами обладает, при этом, навоз, удивительная вещь, навоз одновременно может греть и охлаждать. Это естественный кондиционер. С помощью навоза…

Те, кто был во Вриндаване, видели, там такие специальные домики есть, и вне сезона дождей эти люди, которые еще живут традиционной жизнью, собирают навозные лепешки и делают из них оладушки такие, и хранят их, сушат их, и зимой, когда холодно, они греются с помощью навоза. Это самое-самое идеальное топливо. Так, а пожара от навоза никогда не будет. Навоз, одна эта лепешка может полдня гореть. Она потихонечку медленно горит там. И это самый полезный огонь, который есть.

А летом, соответственно, тем же самым навозом дома обмазывают. И когда их навозом обмазывают, они охлаждаются. Естественный кондиционер получается.

Говорится поэтому в Ведах, Риг-веда прославляет корову. В Риг-веде говорится, что все полубоги находятся в корове. И Лакшми находится сзади, – там, где навоз, откуда навоз выходит, там Лакшми находится. Богиня Процветания с гордостью там сидит. Так, и Кришне… или раньше царям, чтобы их жизнь была процветающей, приводили утром корову, чтобы первое, кого они увидели, чтобы соответственно настроить их сознание на нужный лад, первое, кого они видеть должны были утром – корова должна быть. Причем откуда? Сзади! Чтобы царь мог посмотреть и поразиться возвышенному примеру коровы. Все то, что она производит, пользу приносит людям. Необычайная! Так, и это то, чему мы должны учиться. Чему мы учимся. Или, если мы еще не утратили полностью способность учиться, мы должны учиться пользу приносить всем каждым нашим дыханием.

Корова своим бескорыстием учит нас. Своим бескорыстием и неамбициозностью. Чего у коровы есть? Она… никаких амбиций нет, и при этом пользу приносит. И себя в грудь кулаком не бьет: «Посмотрите, какая я великая! Посмотрите, я всех кормлю!»

Она – нет, она себе спокойно сидит, бродит, если ничем не кормят, она будет газету есть. В Индии я часто видел эту картину, там, думают, что коровам там поклоняются. Эти бедные коровы бродят по улицам, им есть там нечего. Они газеты едят или картонку жуют. И ничего, и довольные: «Газеты, так газеты, будем газету есть и делать что-то хорошее. Если мне сегодня ничего другого нет, будем это есть». И делают это. Это, собственно, то, каким образом воспитывались люди в ведической культуре. Им давался образец для поклонения.

Если мы кому-то поклоняемся, это значит, что это живое существо несет в себе ценности, те ценности, которые я, в конце концов, должен ценить.

На Западе, нет, на Западе в какой-то момент утилитаризм восторжествовал, и поэтому до сих пор экономисты Запада все время предлагают индусам, наконец, решить их проблемы экономические: «Убивайте коров! Что вам еще нужно?! Столько их бродит у вас по улицам. Что легче может быть?! Все свои экономические проблемы решите». Но люди не понимают, что это не решение проблем, а это – создание проблем. Что это, в конце концов, путь, прямой путь в ад, и прямой путь к деградации человека. Тогда как изначально в ведической культуре людей учили этим высшим идеалам, или учили ценить то, что ценно.

Нас чему учат? Нас учат ценить то, что не имеет никакой ценности. Все эти «мыльницы», которые расплодились пластмассовые в разных видах и формах. Это то, что ценно сейчас у нас. Так… и что нас учат ценить? Чувственные удовольствия. Это ценно. Это то, что поставлено во главу угла. Это то, чему поклоняются. И в результате на Западе коровам не поклоняются. Кому поклоняются? Собакам поклоняются и кошкам. И чему у них учатся? Ну, у собаки, еще хоть чему-то можно поучиться, так? У кошки вообще непонятно чему учиться.

Но эти самые экономисты, которые предлагают Индии решить экономические проблемы, они не понимают… Кто-то посчитал, сколько в Америке люди тратят на собак и на кошек, и оказалось, что они… что там тратится примерно в десять раз больше на кошек и собак, на педикюры и эти самые прически для любимых кошек и собак, в Америке тратится в десять раз больше, чем на защиту коров в Индии. Кали-юга. Это то, что ценно. То, что сейчас в обществе ценится, это то, кому люди поклоняются.

И какая-то миллионерша, там, экстравагантная, оставила триста миллионов долларов своей собаке любимой, так. Теперь опекуны думают, как потратить эти триста миллионов долларов на собаку. Это то, каким образом сознание человека в наше время повернуто, потому что с самого начала нас не учат ценить то, что ценно. А ценности – вот они. Ценности очевидны. И мы их не замечаем каким-то образом, удивительным, они проходят мимо нас.

Есть удивительное живое существо, которое Кришна дал. И Кришна Сам защищает прежде всего брахманов и коров, потому что брахманы и коровы невинные. И если люди ценят это, они начнут ценить это в других людях. Они начнут ценить это в себе. И общество будет другим. Принципы, на которых зиждется общество, будут другими.

В ведическом обществе у людей мысль не могла появиться о том, чтобы причинить вред коровам. Сохранилась история, относительно недавно, где-то в девятнадцатом веке, в конце девятнадцатого века в Пенджабе был очень праведный царь. И он, как любые праведные цари, защищал коров.

Кстати говоря, способ, с помощью которого англичане завоевали несколько штатов в Индии. В частности, Манипал. Манипал – это оплот гаудия-вайшнавизма. Манипал – это целое государство в Индии, все люди которого целиком исповедовали религию Господа Чайтаньи. Один из учеников Нароттама дас Тхакура принес это туда, и с тех пор все цари Манипала, они были строгими последователями, вплоть до последнего времени, были последователями Господа Чайтаньи.

И царь этот, когда англичане практически завоевали всю Индию, Манипал они не могли завоевать, потому что дхарма там поддерживалась. Потому что люди пели Святое Имя.

В конце концов, как они завоевали? Они послали впереди себя стадо телят и коров с войском. И царь ничего не мог сделать. И вместе с этим стадом они вошли туда и перебили всех, всех, кто был. Вот, и пленили этого царя, но из уважения к нему они спросили у него: «Где ты хочешь в тюрьме сидеть?» И царь сказал: «На Радха-кунде хочу сидеть в тюрьме».

До сих пор его бхаджан-кутир, или темница, в которой он сидел, занимался бхаджаном на Радха-кунде, сохранилась.

Но я не о том. В Пенджабе еще в конце девятнадцатого века был праведный царь, и там произошла история, когда какой-то человек добродетельный, для бродячих коров, которые ходили по улице, устроил поилку и кормушку, чтобы любая корова могла поесть, попить свежей воды. И какая-то корова зашла туда, и так как она тянулась куда-то дальше, а это было в стене его дома, то у нее рога застряли как-то там глубоко в стене, и она не могла вытащить рога. И она стояла и мычала жалобно.

И сразу же собралась большая толпа. Все, кто был в Индии, знают, что там большие толпы собираются по любому поводу, а, в основном, без повода. Но если что-то происходит, сразу же толпа возникает. И люди стали обсуждать, как помочь этой корове, и в основном люди говорили: «Давайте стену разберем, чего тут? Ну, корова же застряла, надо стену разобрать, разрушить!» И один сказал: «Зачем стену разбирать?! Давайте ей рог отрежем!»

Люди с возмущением восприняли это предложение. Там шпион был в этом, и шпион донес до царя. И царь вызвал этого человека и сказал: «Ты, вообще, кто такой?! Ты – урод какой-то! Откуда… откуда в моем царстве такой урод, которому мысль такая в голову могла прийти, чтоб корове можно было рог обрезать?!» Так, потом выяснилось, что его мать, когда она забеременела, она мясника увидела, она куда-то там путешествовала непонятно куда, и увидела мясника, и, потому что отец… Царь вызвал мать его и говорит: «Ты откуда такого урода родила?! Откуда он мог у тебя такой родиться?!» И она призналась, что я однажды мясника увидала. И я представила себе жуткую жизнь, которой он живет. И я была беременной, как назло, и в результате вот, появился такой из меня.

И с тех пор там, в Пенджабе, был издан указ, чтобы благочестивые женщины, – у них было зеркальце такое, – и чтобы они первым делом на себя смотрели, а не на кого-то еще, чтобы эти самскары не остались там внутри. Но, смысл, еще раз, смысл именно в этом. Смысл в том, что…

И особенно Первая песнь «Шримад-Бхагаватам». Первая песнь «Шримад-Бхагаватам», которая подготавливает нас к пониманию Кришны, полна всех этих вещей, как нужно жить человеческой жизнью, нормальной человеческой жизнью. Потому что как можем понять Кришну? Что мы поймем в Его играх, потому что эти игры из любви состоят из одной,

когда у нас нет элементарных человеческих качеств, элементарной способности любить, уважать других, жертвовать собой ради других. Откуда все это возьмется, если всего этого нет?

Ведическое общество, оно на этих принципах основано было. Вайшьи защищали коров, учились у коров. Потом были кшатрии. Кшатрии защищали всех. Здесь, в этом комментарии Шрила Прабхупада пишет, что вот она обязанность кшатрия – кшатрий, если он кого-то не защищал, это просто ниже его достоинства было. Если кшатрий… кто-то у него попросил защиту, то для него это… не защитить такого человека было… он готов был собой пожертвовать, лишь бы защитить.

В «Махабхарате» рассказывается история, Шрила Прабхупада ее тоже в Первой песне «Шримад-Бхагаватам» рассказывает. Про царя Шиби. Так, наверняка, все слышали эту историю. Шиби был царем ??? 0,48,00

И однажды полубоги решили проверить его. И Агни принял образ голубки, а Индра принял образ орла. И царь сидел себе во дворе и ни о чем не подозревал. И вдруг голубка бросилась к нему и спряталась у него под рукой. И в тот же миг появился царь… э-э-э… орел. И орел заговорил с ним человеческим голосом и сказал: «Я твой подданный или не твой подданный?» Тот говорит: «Ты – мой подданный!» Он говорит: «Ну, отдавай мне голубку! Я кушать хочу! Есть хочу!» Он говорит: «Как я тебе могу ее отдать?! Она у меня защиты попросила». И царь сказал очень важную вещь. Шиби… В «Махабхарате» есть эта фраза, он сказал, что если царь не защищает слабого, если царь, так или иначе, не способен защитить того, кто попросил у него защиту – это равносильно убийству коровы или убийству брахмана!» Если слабый приходит к царю и просит у него о защите, и царь не делает этого, то грех, который он навлекает на себя, равносилен греху убийства брахмана или убийства коровы.

Это то, как постепенно, еще раз, эта эволюционная лестница, постепенно, как сознание расширяется в системе варнашрамы. Если я хороший вайшья, если я защищаю коров и учусь чему-то у коров, я могу стать хорошим царем, потому что я понимаю: «Я должен всех защищать! И особенно тех, кто просит, кто нуждается в моей защите».

В Шанти-парве «Махабхараты» Бхишма говорит, что слабые созданы для того, чтобы контролировать сильных. Каким образом? Потому, если сильный не защищает слабых, то слабый сильнее сильного становится. И его слабость разрушает силу.

«Сила, – там говорится, – сила создана, власть создана только для одной цели в этом мире, власть создана только для защиты». Людям дается власть только для одной единственной цели – чтобы защищать. И у каждого из нас есть какая-то своя сфера власти или своя сфера влияния. Мы должны понимать: «В этой сфере мы должны защищать». И этот спор между царем и орлом продолжался, и царь говорил: «Как? Я не могу отдать, я согрешу!»

А орел требовал: «А я что ли, хуже?! Чем я хуже?! Это моя… она моя… мне нужно есть!»

Царь говорит: «Ну, давай, я тебе принесу что-нибудь поесть». Он говорит: «Нет, нет, нет!»

И тогда царь предложил: «Ну, хочешь, я отрежу плоть от своего собственного тела, чтобы ты поел, равную по весу этой голубке». И орел нехотя согласился. Орел сказал: «Ну, ладно, так и быть!» Что царь на это ответил? Царь сказал: «Спасибо тебе большое! Ты – очень благородный!» Царь эту вещь сказал: «Спасибо тебе за то, что ты согласился мою плоть взять вместо плоти этой голубки».

И царь стал отрезать кусок за куском, кусок за куском, в конце концов, вообще одни кости почти остались, так, царь… Ну, ладно, вместе с костями туда скелет залез на чашу весов, и тогда только немножечко голубка, там, туда перетянулась слегка, вернее эта чаша, на которой он стоял.

И тут Индра появился, и Агни появился, и сказали: «Да, царь, мы хотели тебя испытать!»

Потому что, еще раз: жизнь человеческая предназначена для самопожертвования. Ни для чего другого. Для того, чтобы, так или иначе, постепенно выходить за пределы своего животного эгоизма. Другой цели у человеческой жизни нет. И все остальное, то, что делается, чтобы жизнь была нормальной, люди должны учиться этому.

Понятно, что, может быть, сразу мы не сможем это сделать, полностью себя, там, отдать как-то. Но, в конечном счете, в этом смысл. В конце концов, я должен себя целиком Кришне отдать. Все! Просто, да? Я должен целиком от всех своих интересов отказаться и сказать: «Кришна, я – Твой! И все то, что Ты хочешь – это мое желание, не Твое желание! И я буду делать, если Ты хочешь этого!»

Это то, чему люди постепенно учились, пока они брахманами не становились. И брахман – это живое существо. Почему Кришна заботится о брахманах и коровах? Потому что брахманы и коровы заботятся о благе всех. Брахман, его забота, он о себе не заботится, единственное, о чем он думает постоянно, – о том, чтобы принести благо другим.

Хотел еще одну маленькую историю рассказать про царей и про то, каким образом цари… Я рассказывал когда-то про Катвангу Махараджу и про корову Нандини историю. Хорошая история.

Махарджа Катванга, он упомянут во Второй песни «Шримад-Бхагаватам», где говорилось, что, когда ему сказали… когда он спросил у полубогов… Полубоги у него спросили: «Чего хочешь? Проси, что хочешь!», он подумал и сказал: «А вы сначала скажите, сколько мне жить, тогда я скажу, что я хочу».

Он умный был. И полубоги посмотрели на звезды, на гороскоп его, и сказали: «Сорок пять минут тебе жить! Сорок две с половиной минуты, одну мухурту!» Он говорит: «А, ну да, спасибо, тогда мне ничего не нужно от вас. Я понял все! Я пошел Кришне предаваться!»

Так вот, он был одним из предков Господа Рамачандры, и с ним была история любопытная тоже. Что когда у него не было детей, он пошел к Васиштхе и сказал: «Что такое, Васиштха?! Ты наш жрец или не жрец?! Почему у нас детей нет?!» И Васиштха посмотрел, посмотрел, посмотрел на него, пригляделся к нему внимательно и говорит: «Сам виноват!»

Он говорит: «Как виноват?! Чем я виноват?!» Он говорит: «А, ну, в свое время Индра тебя позвал на другую планету, и ты там шел и не заметил Сурабхи. Там Сурабхи сидела, Камадхена, а ты мимо прошел, а Сурабхи обиделась, что ты ей почтения не оказал. А она не простое живое существо. Она тебя прокляла. С тех пор у тебя детей не будет.

Он говорит: «А делать-то что?!» «А, – говорит, – вот ты должен Нандини, есть такая Нандини, она дочка Сурабхи, если ты ей будешь служить верой и правдой, то тогда Сурабхи смилостивится, и у тебя дети будут.

И царь решил служить. Они на следующее утро с женой вышли и стали ухаживать за этой Нандини. Стали пасти ее, кормить ее. Нандини бродила, бродила где-то, вдруг откуда ни возьмись лев. Страшный лев: «А-а-а!» И царь, тоже не долго думая, он схватил… решил было луком и стрелами своими воспользоваться, которые с ним были, чтобы защитить Нандини. И вдруг почувствовал, что руки не шевелятся, и ноги не шевелятся, и ничего не шевелится, что он парализован полностью стоит. И лев тут заговорил с ним человеческим голосом. Он сказал: «Царь, ты не волнуйся, ты не кипятись, пожалуйста! Я не особый лев, меня тут Господь Шива поставил хранить. И Он сказал, что любой, кто придет к этому дереву (баньяновое дерево там было), он твой! Так что эта корова – моя! Вот, и ты ничего сделать не можешь! И я ее сейчас съем».

И царь стал думать. Теперь изначальное его… Любопытный момент: изначальное его желание было сына приобрести. И ради этого он стал за коровой ухаживать, за Нандини. Вот, но так как он стал ухаживать, он уже понял, что надо ухаживать, и он говорит льву: «Ну ладно, – говорит, – ты меня съешь тогда! Ну, сына не будет, ну, что делать… ну, в конце концов, съешь меня и уже проблем тоже не будет! Ты ее не ешь!» И бросил лук, стрелы и говорит: «Ну, давай, ешь меня!»

И тут лев исчез. И Нандини уже стала говорить. Она стала говорить: «Это я этого льва сделала, чтобы проверить, как искренне ты мне служишь! Насколько, ради чего ты мне служишь».

И еще раз: смысл жизни именно в этом. Смысл жизни в том, чтобы заботясь о родных, о близких, о других людях, о людях близких и далеких, в конце концов, выйти за пределы своего эгоизма.

И Шрила Прабхупада дал нам удивительный метод, с помощью которого мы можем это сделать. Все эти истории могут показаться нереальными, но он дал нам Миссию, что нам-то нужно делать, нам-то как нужно эволюционировать, чтобы выходить за пределы своего эгоизма? А вот посмотрите, сколько людей вокруг! Сколько людей нуждается в этой защите. Сколько людей нуждается в том, чтобы защитить их от них самих же. И от этой страшной, жуткой, разъедающей душу пропаганды. Разъедающей душу пропаганды грубого, бессмысленного эгоизма, который позволяет людям деградировать все дальше и дальше, и дальше.

Он сказал: «Вот вам Миссия! Идите и говорите людям! Идите и давайте людям эти книги! Если сами говорить не можете, можете давать книги. Если можете говорить, давайте книги и рассказывайте им что-то, что в этих книгах находится. Сами читайте, что в них находится, и пытайтесь понять глубоко, насколько это вам нужно, и всем остальным нужно. Потому что, если не эти книги, ничего не будет, ничего не случится. Мир будет только катиться дальше, и дальше, и дальше». Нет книг, где бы духовная философия была изложена так последовательно, так бескомпромиссно и так… Так, что в общем ничего не скажешь в ответ.

Я помню, когда я в первый раз прочитал какую-то маленькую книгу Шрилы Прабхупады. Мне дал мой друг ее. Я не мог согласиться. Мое калиюжное сознание восставало против черно-белых истин, которые там были написаны. Я все время думал: «Ну, не может так быть, чтобы вот это вот хорошо, а это – плохо. Потому что вот.. ну, вот, мы же привыкли, что все хорошо, и все… чуть-чуть, если хорошо… но чуть-чуть плохо, то это тоже хорошо». Так?

Это то, каким образом пропаганда проникает в голову человека. Как она разъедает.

И это хорошо, и это тоже хорошо, это тоже не плохо! Да, ничего, все нормально! Ты – жадный и слабый! И все хорошо! И нормально все, принимай все как есть! Не нужно никуда идти, и ничего не нужно. Зачем? Зачем? Не надо!

Я помню, у меня внутри возмущение возникало, просто периодически меня захлестывала волна возмущения. Потому что я понимал, что это – правда! Глубоко внутри я понимал, что человек правду говорит. Но ум сопротивлялся. Ну, как-то все уж больно догматично, все уж больно фанатично, ну как же так?! Не может этого быть! Вот. Но, в конце концов, когда Шрила Прабхупада меня переспорил, я понял, что у меня уже аргументов никаких не осталось. Я понял: «Ну, прав человек, надо… Все так! Это – белое, это – черное, это –хорошо, это – плохо».

Что хорошо? Хорошо, когда я человек. Что значит, что я человек? Человек – значит, я живу не для себя, я живу для других. Что плохо? Плохо – это когда я для себя живу. Что значит жить для себя? Значит чувственными удовольствиями наслаждаться. Жить только ради себя и ради своего, там, грубого какого-то наслаждения – это плохо. Печальная истина. Такая… такая… так сложно эту истину переварить внутри. Но, ничего не поделаешь, это – истина.

Если я живу только ради своих удовольствий, я не имею права называться человеком.

И Кришна позаботится о том, чтобы дать мне соответствующее тело. Может быть, червяком? В принципе, никаких проблем нет. Не буду приносить столько беспокойств остальным.

Но человек, еще раз, когда он живет ради самого себя, он приносит беспокойство всем, всему миру. Человек может быть самым удивительным, самым чистым и жертвенным живым существом, а может быть самым ужасным живым существом. Но понять это не просто. И только благодаря абсолютной бескомпромиссности Шрилы Прабхупады мы сможем, так или иначе, это понять.

Иногда люди говорят: «А что он повторяет так много?» Знаете ответ на этот вопрос? Потому что мы тупые, поэтому повторяет, какая еще причина? Если не повторять, мы никогда этого не поймем. Много, много аргументов найдем, чтобы не принимать этого всего.

Поэтому давайте еще раз поблагодарим Шрилу Прабхупаду за то, что он сделал то, что он сделал. За то, что он дал нам эти книги, которые дают нам шанс какой-то, хоть какой-то шанс что-то в этой жизни понять. Спасибо большое! (аплодисменты)

(вопрос из аудитории) Недели две назад я был на собрании, где были представлены разные конфессии, ученые. И мы говорили о единстве всего сущего. И один ученый серьезно говорил о единстве. И мы подумали: «Ну, наконец-то осознали свою духовную природу благодаря книгам Шрилы Прабхупады».

(БВГ) Он сказал: «Благодаря книгам Шрилы Прабхупады?»

(продолжение вопроса) Он сказал: «Мы поняли, мы поняли, где мы ошибались. Мы поняли свою духовную сущность, духовное начало, и поэтому благотворительность, она необходима для того, чтобы… Духовность надо использовать так, чтобы помочь изобрести нам тот последний элемент, который позволит нам стать бессмертными. Мы духовные живые существа, но вот этот элемент. Мы уже сейчас его подготавливаем. И он пришел к такому выводу потом, что мы, вполне серьезно, станем бессмертными и наведем порядок во Вселенной…

(БВГ) Хираньякашипу уже наводил порядок, когда он думал, что он бессмертный.

Это самое ужасное, что могло бы с людьми случиться, – это если бы они стали тут бессмертными и стали наводить порядок.

(продолжение вопроса) И что делать вот в этой ситуации, что дальше? Они поняли свою духовную природу…

(БВГ) Не волнуйтесь! Кришна позаботится об этом. Никакого элемента они не изобретут. Шрила Прабхупада очень хорошо сказал, что есть законы природы, которые никакая наука не опровергнет. Законы рождения, смерти, старости и болезни. И сколько людей там трудится над тем, чтобы все болезни уничтожить, а болезней только больше становится. Сколько людей пытается смерть опровергнуть или отменить. Пусть трудятся. Им же надо гранты получать какие-то. Но это невозможно. Это закон материального мира. В материальном мире все состоит из смерти. Так что это просто очередное заблуждение. Пусть он лучше повнимательнее книги Шрилы Прабхупады почитает, тогда он поймет, как можно бессмертным стать. Так что не надо волноваться!

(вопрос из аудитории) Вы говорили об эволюции на примере аватар.

(БВГ) Есть эволюция, и есть деградация. Есть два этих процесса, и они оба существуют в этом мире. Материальный мир предназначен для этих двух вещей: для эволюции и для деградации. И та, и другая сила тут действует. И то, и другое движение тут есть. С одной стороны, есть эволюционная сила, которая происходит не сама, а благодаря вмешательству Кришны. Это некая сила… Потому что Он создал этот мир для двух целей. Мир только для двух целей создан: для деградации и для эволюции.

Живое существо что хочет? Деградировать. Бог чего хочет? Чтобы мы эволюционировали. Он заботится об этом. Если бы Он бросил, если бы Он махнул рукой на этот мир, никакой бы эволюции уже давно не было бы. Была бы сплошная деградация и были бы одни черепахи тут или амебы, или медузы, плавали, и ели друг друга.

Эволюция… Потому что эволюция – в каком-то смысле, развитие вопреки Второму Закону термодинамики. Мир, брошенный или предоставленный на произвол судьбы или самому себе, он будет только деградировать, здесь все деградирует. И это желание живого существа.

Но мир существует здесь благодаря двум… для того, чтобы две цели реализовать: с одной стороны, исполнить желания живого существа, а с другой стороны, чтобы живое существо поняло, что какие-то у него желания не те. Чтобы оно могло исправить свои желания благодаря общению. Прежде всего, общению со святыми. И мы видим это. Мы… вот мы соприкоснулись… один человек… мы соприкоснулись с его сознанием, до какой степени наше сознание поменялось. Наши желания поменялись. Благодаря тому, что мы… и в этом суть, желания человека меняются, когда я соприкасаюсь с другими людьми, у которых есть другие духовные желания. Так что и те, и другие силы тут действуют

(вопрос) Как коровы могут быть бескорыстными живыми существами? Бескорыстность, она возможна, только если у живого существа есть выбор. То есть оно может отдать, а может и не отдавать. Если оно отдает, значит, оно бескорыстное. А корова, у нее такое физическое тело, что она не может не отдавать. Кроме того, еще вопрос связанный: какие души рождаются в теле коровы? Это что, какая-то высшая ступень по сравнению с человеком, раз у нее такое сознание, что даже моча полезна?

(БВГ) Кришна специально… Говорится, что коровы пришли сюда из райских планет, а на райские планеты они пришли из… понятно откуда, из Голоки Вриндаваны. Голока – это планета коров. Изначально Кришна, Он общается с невинными, чистыми живыми существами, и чтобы дать людям какой-то шанс, какой-то пример, Он дал нам возможность увидеть некую реплику этих изначальных коров.

И бескорыстие коров заключается именно в этом, – в том, что, во-первых, она, не смотря на то, что она находится в теле животных, у нее есть эта способность – любить. Любить своих, там,… Нет никого, кто бы так любил своих детей. Поэтому это чувство материнское называется ватсалья. Ватса значит теленок. Корова, как только теленок рождается, она вылизывает его своим языком, и она плачет при этом, и она заботится о нем.

Я читал этот рассказ на одной из наших лекций, кусочек этого рассказа про корову. Про то, как корова покончила с собой, когда хозяин ее теленка на бойню отдал. Просто разлучил. И корова бросилась под поезд. И ни одно другое живое существо на это… Ну, человек еще до какой-то степени может тоже переживать как-то, вот это горе…

Это Платонова рассказ. И там мальчик пишет, что вот была у нас корова. Она нас кормила и своего теленка кормила. Ее бескорыстие в этом заключается, – в том, что у нее больше всегда молока, она хочет отдать его, ну, как-то…

В Курджиново есть корова, и у нее есть мальчик, которого она очень любит. Этот мальчик, как только мальчик приходит к ней, оказывается рядом, у коровы начинает течь молоко из вымени. Просто, просто от любви, она видит этого мальчика, а что ей, – мальчик какой-то, непонятно кто. Она просто видит его, и у нее начинает молоко течь.

И раньше, когда за коровами ухаживали… Понятно, что сейчас бедные коровы, они не знают, что с ними в следующий момент сделают. У нее есть… у них есть высокоорганизованное сознание. Почему Шрила Прабхупада говорил: «Ну, убивайте коз, в конце концов, если вам нужно так мясо есть! Ну, коз убивайте! Ну, зачем коров-то убивать?! Они… они же все понимают, все чувствуют!»

У меня есть один друг, он в Бхактиведанта Мэноре гошалой заведует. Он сам грузин. Добрый такой грузин. Люди, которые заботятся о коровах, они становятся какими-то особыми. Он такой добрый. И он говорит: «У меня есть одна корова, любимая. И когда, где бы я ее ни позвал, даже если тихо ее позову, она услышит, останавливается, жевать перестает и начинает искать меня повсюду». И если я уезжаю из Мэнора, она есть перестает. И ждет, пока я вернусь снова. Вот. Не ест, не может есть, потому что она любит кого-то. А что ей до этого? Какой-то там грузин усатый. Но она просто любит его. Сама не ест, потому что она… потому что она корова…

Что касается того, что это за вид жизни? Ну да, это высокий вид. Говорится, что человек выше… человек выше, чем корова, но люди в гуне благости, а еще они есть, они рождаются через эволюцию коровы. Там, Дарвин утверждал, что люди произошли от обезьян. И Веды тоже утверждают, что люди произошли от обезьян, – но те, которые в гуне невежества, они от обезьян произошли, так что в случае с Дарвиным все правильно, все совпадает.

Человек в результате эволюции… Душа в результате эволюции рождается либо, там, коровой, либо львом, тигром каким-нибудь в гуне страсти, либо обезьяной. И если обезьяной, то из обезьяны она становится человеком в гуне невежества. А если она корова, то из коровы она может стать человеком в гуне благости. Может, я не знаю, как там это все устроено, в конце концов. Но это вид живых существ, или тело живого существа, где гуна благости очень сильно проявлена в виде всех этих качеств.

(вопрос) А как Кришна защищает коров?

(БВГ) Как Кришна защищает коров? Он выходит и пасет их. И заботится о них. Так Он защищает. А как их защищать? Там есть один день, когда коров мажут разными красками, гирлянды на них одевают.

Если во Вриндаван поехать, то там как раз, там, Го-пуджу в Картику, когда пуджу коровам делают, и потом коровы ходят разрисованные какие-то там. И пытаются все гирлянду пожевать. Но, в общем-то, строго говоря, им гирлянды не очень нужны.

Но Он их защищает тем, что Он выводит их на пастбище, пасет их, играет на флейте для них.

Вот. И коровы, замечено было, они любят музыку. Это еще одно удивительное качество коров. Коровы – музыкальные живые существа. И больше всего они любят флейту. Если им ставить звуки флейты, то коровы начинают приносить в два раза больше молока, чем в норме. Потому что они вспоминают, что это ж Кришна там на флейте играет!

И Кришна для них играет на флейте. И когда… Раз, говорят, что когда Кришна играет на флейте, то коровы останавливаются, перестают жевать траву и у них, у вриндаванских коров уши такие висячие, висюльками, и висячие уши поднимаются вот так вот, неожиданным образом, раскрываются и становятся похожи на кувшины большие, чтобы звуки музыки от флейты Кришны туда входили. Так что Кришна…

Да, и в «Риг-веде» говорится, там есть целый гимн, большой гимн, который прославляет корову. И там говорится, что корова делает нездоровых – здоровыми, уродов – красивыми, и злых людей – добрыми. Это… и любой, кто, так или иначе, соприкасается с коровой и служит корове, он облагораживается. Это то, что в Риг-веде про корову сказано.

Так что если хотите стать здоровыми, красивыми и добрыми, заведите корову у себя на пятом этаже, или на шестнадцатом…

Спасибо большое!

Шрила Прабхупада ки джай! Гаура-премананде! Харибол! (01,15,34)

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.