«Основы ведической астрологии», лекция 1 (12.11.2011 г.)

Лекция, не вошедшая в диски

Аннотация:

Особенность Ведических дисциплин и их овладевания. Гуны материальной природы и состояния сознания. Низходящий и восходящий пособ познания. Планы бытия. Обзор тем предстоящего курса. Транзит Сатурна.

 ***

Светлана попросила меня дать какие-то лекции по астрологии. Я сначала подумал, что это не очень удачная идея, но чем больше я об этом думал, тем интереснее она мне казалась, и в результате возникла идея курса. Этот курс не совсем по астрологии, хотя отчасти по астрологии тоже, скорее это курс о принципах Ведической культуры, которые важны в практике Джйотиш или Ведической астрологии. Так или иначе, в том или ином виде я изучаю Ведическую культуру в течение достаточно долгого времени и сегодня я расскажу немного о том, чем отличается сам метод познания Ведической культуры, расскажу идею этого курса, то есть познакомлю с тематикой, если вам будет интересно. Если у вас возникнут еще идеи относительно каких-то тем, то, пожалуйста, у вас будет возможность написать мне, я подумаю, чтобы включить это. Я какие-то основные темы обозначил и я хотел в виде введения познакомить вас с ними. Самый конец я посвящу последнему, что ли, совсем уже астрологическому аспекту, который даже тем, кто не очень знает астрологию, будет, наверное, интересен, потому что через несколько дней, а именно во вторник, произойдет некое астрологическое событие – Сатурн войдет в созвездие Весов и я скажу, что это может значить для людей разных и для всей нашей с вами судьбы. В частности, все с нетерпением ожидают наступление 2012 года и не знают, что он несет, и я хотел бы сказать несколько соображений по этому поводу с точки зрения Ведической астрологии. Это программа на сегодняшний вечер. Она всех устраивает? Если кого-то не устраивает, то не поздно передумать.

Итак, мы начнем с неких фундаментальных основ. Я хотел бы сказать также на каком материале будет строиться целиком мой курс. Тут приведены несколько писаний, на основании которых я буду в основном строить свой курс. Это естественно, «Бхагавад-гита», которая дает основы философии, это Йога-сутры Патанджали, которые объясняют принципы, эффекты медитации и описывает глубоко саму медитацию; из собственно астрологических вещей это «Брихад-джатака» Вараха Михиры, это классический труд по астрологии, который считается основополагающим, по крайней мере для большинства Ведических астрологов. Вараха Михира также оставил свой грандиозный труд, «Брихад-самхиту», я привез книгу показать. Эта книга очень сложная, она имеет дело с огромным количеством разных аспектов, в частности мунданную астрологию, то есть астрологию сего мира, а не конкретных людей; она разбирает также очень интересные темы, касающихся знамений всяких и всего остального. Кроме того я буду использовать «Чарака-самхиту», которую тоже приписывают Патанджали Муни как некий труд, описывающий принципы, подходы принципиальны. «Прашна-марг», «Нитья-шастры» и какие-то другие вещи. В общем, это литература, которой я собираюсь пользоваться. Я постараюсь максимально концентрироваться на классических источниках, заслуживающих доверия.

Теперь мне хотелось начать с того, чтобы определить, чем Джьотиш определяется или отличается от астрологии. Словом джьоти на санскрите называется свет. Наверняка те, кто занимаются Джьотиш, знают это. Как говорится, Джьотиш – это глаз Вед. Веды имеют дело с огромным количеством областей знания, но Джьотиш – это то, что позволяет видеть конкретно. Хотя само слово Веда также происходит от санскритского корня вид, что тоже значит видеть. Русское слово видеть от того же самого корня.

Иначе говоря, астрология имеет дело с определенной формой видения. Мне хотелось с самого начала заложить этот принцип: астрология Ведическая – это не астрология в западном понимании этого слова, потому что западные науки в основном сосредотачиваются на логической стороне. Логос, логика от этого же слова, подразумевает некое аналитическое видение, тогда как ведические дисциплины по природе свой синтетические. Мне в введении к этому курсу хотелось немножечко рассказать, чем отличается аналитический подход от синтетического. Потому что принципиально другие формы познания. Мы привыкли с вами в основном воспринимать знание аналитическим образом, с точки зрения логики, с токи зрения разбиения. Ведические дисциплины отличаются от этого, потому что они основаны на другом видении мира. Включается другое полушарие реально. Наверняка вы знаете, что у нас есть два полушария – левое и правое. Левое полушарие ответственно за аналитику, за разбиение, за классификацию, за логические связи. Правое полушарие отвечает за интуицию. Левое полушарие – это анализ, а правое – это синтез, то есть некое целостное видение.

Собственно, ведические дисциплины учат включать правое полушарие, то есть в конечном счете развивать интуицию или некое целостное видение. Я немножко буду об этом принципиально другом подходе познания говорить именно сегодня, как это все возникает. Соответственно, все вы наверняка знаете о третьем глазе. Открытие третьего глаза реально означает открытие интуиции, открытие принципиально иного видения, иного способа зрения, понимание некоей целостной системы мира в его взаимосвязи, во взаимосвязи различных элементов с открытием таких возможностей, как видение прошлого, настоящего и будущего.

Этот третий глаз, который находится между бровями и эта точка, на которой часто сосредотачиваются йоги, когда он открывается, человек обретает некое всевидение, всезнание, понимание какое-то. В конечном счете, это проекция агья-чакры, чакры, которая управляет разумом или также интуитивными способностями, синтетическими способностями человека. Все Ведические дисциплины в бОльшей или в меньшей степени основаны на этом. Не на развитии аналитики с ее напряженной способностью все классифицировать и разделять, а на развитие именно некоего мистического видения.

В связи с этим мне рассказывали одну историю. Рассказывал сын Венката Рамана, одного из величайших астрологов, если не величайшего астролога 20-го века. Он, в общем-то, возродил Ведическую астрологию в 20-ом веке, написал огромное количество трудов по этому и отличался удивительной способностью предсказывать. Его сын рассказывал, что когда отец умер, то выяснилось, что он пользовался неправильными эфемеридами, то есть неправильными таблицами. Тем не менее, его предсказания были правильными. Это небольшой анекдот или история, которая иллюстрирует этот момент, что успех в астрологии и в других дисциплинах в конечном счете зависит от способности увидеть что-то по каким-то маленьким признакам. В конце концов человек, который может видеть карму. А что такое видение прошлого, настоящего и будущего? Это видение кармы в ее динамике. Он может видеть судьбу не только в гороскопе, он может видеть судьбу на лбу человека, он видит судьбу по каким-то другим признакам. В том числе это будет курс о том, как развить в себе эти правополушарные способности, которые, к сожалению, в нашей логической цивилизации подавлены в значительной степени. Чем дальше мы идем куда-то по тому пути, по которому мы идем, тем больше отходим от этого изначального видения.

Я задаю вопрос: а возможна ли в принципе такая методология? Потому что у людей есть ощущение того, что все это из области некой мистики и мистика с ней нужно родиться. Но на самом деле это такие же способности, как и все остальные способности. Мы привыкли или понимаем, каким образом логическую составляющую развивать, но, в сущности, это тоже возможно, просто методы другие. Человек может войти в это состоянии и в нем видеть, понимать что-то, целостно видеть мир, целостно видеть другого человека, но методы другие. Я чуть-чуть немножко расскажу об этих методах сегодня.

Намек или какой-то указатель на это содержится в «Бхагавад-гите». В 18-ой главе говорится о том, что есть три категории знания в гунах природы, что знание в модусах природы, в зависимости от того, в каком состоянии находится сам человек или познающий субъект, будет иметь разный характер. Там говорится, что знание в саттва-гуне или в гуне благости помогает человеку увидеть некую единую природу. Мы можем видеть, что в целом человек благостный или с каким-то, скажем так, багажем саттвы, у кого есть в конституции … (Вы знаете, что такое саттва, да? Мне не нужно это объяснять) … у кого в природе, в заслугах прошлых есть достаточный багаж саттвы, он будет концентрироваться на общем. Раджо-гуна или гуна страсти будет подчеркивать различия. Поэтому, соответственно, люди страстные, зараженные этим качеством природы, они все время спорят друг с другом, потому что они видят различия, они не видят единство. Соответственно, гуна невежества, тамо-гуна, сужает сознание человека, она делает сознание человека в высшей степени узким, и человек просто концентрируется на чем-то одном, если он вообще концентрируется или, скажем так, не концентрируется, а просто очень специализируется на каких-то вещах, не видя полной картины.

Иначе говоря, речь идет о чем? Когда мы говорим о Ведических дисциплинах, наша с вами цивилизация, с ее подходом к познанию, она в основном основана на энергии страсти. Эта энергия страсти эксплуатируется очень успешно в нашей цивилизации и приводит к каким-то впечатляющим результатам и, соответственно, к очень плачевным последствиям, потому что таков закон воздействия страсти. Тогда как Ведические дисциплины – это способ видения и познания, понимания мира, основанные на принципах гуны благости.

Соответственно поэтому один естественный логический вывод, который вытекает из этого очень простой – что когда человек старается усилить влияние гуны благости в своей жизни и Ведический астролог, если он хочет достичь чего-то или любой человек, который какие-то ведические дисциплины изучает, он должен быть очень внимателен к тому, какие гуны на него воздействуют. Я видел Ведических астрологов, которые рассуждали о влиянии планет за сигаретой и чашкой кофе. Это не самый показательный пример того, каким образом практиковать Ведическую астрологию.

В связи с этим, что дает гуна благости человеку? Она, в отличие от других гун, дает навык концентрации на предмете и вхождение в поток некий. Я ввожу тут некое новое понятие «потока», я сейчас объясню, о чем идет речь. Это определенный режим функционирования нашего ума. Достижения Ведической культуры очень впечатляющие, они все являются результатом этого особого состояния ума, способного к глубочайшей концентрации и переходу в некое другое, что ли, измерение. Этот термин поток, который любопытно очень, с другой стороны доказывает справедливость ведических предпосылок к познанию, ввел один из творцов «Позитивной психологии» так называемой, дисциплины, которая сейчас достаточно интенсивно разрабатывается, американец венгерского происхождения с красивой фамилией Чиксентмихай. Он ввел это понятие flow или потока в результате некоего эмпирического исследования людей, которые достигали очень больших результатов в самых разных сферах, начиная от спорта, кончая наукой, искусством и всем остальным. Это цитата из его работы flow или поток и там есть любопытная вещь. Там говорится, что человек может достигать этого состояния потока, по сути дела это состояние ума в гуне благости, это то самое состояние ума, о котором мы с вами уже говорим, просто с другой стороны исследуемое.

Там говорится, что есть два психологических состояния, которые практически являются препятствиями для того, чтобы человек вошел в поток, в это состояние ума, сознания, познания: это депрессия и беспокойство. Депрессия – это проявление гуны невежества, беспокойство – это проявление гуны страсти. В сущности, тот же самый принцип, который в «Бхагавад-гите» заложен – то, что когда преобладает одна гуна, другие гуны уходят и наоборот, они находятся в постоянном соперничестве, и если мы усиливаем влияние одной гуны, мы можем на энергии этой гуны достигнуть очень многого. Другие гуны, соответственно должны отойти куда-то в сторону. Он тоже любопытные вещи говорит об этом состоянии: когда человек входит в поток, то есть по сути дела входит в это саттвическое состояние ума, состояние полной концентрации, он испытывает спонтанную радость, спонтанное счастье, занимаясь тем, что он делает, и при этом самое удивительное … Есть несколько характеристик этого состояния: одна из них – человек забывает о себе. То есть, в сущности человек выходит за пределы собственного эго. Эго, которое выступает на первый план в гуне страсти, наше эго, которое играет главную роль, когда человек в режиме страсти находится, в режиме благости отступает на другой план. Это очень важный момент, запомните, пожалуйста его, потому что это ключ к успеху, в сущности, в любой дисциплине.

Иначе говоря, саттва позволяет сконцентрироваться на чем-то, забыв о себе, отложив в сторону свои собственные соображения, самого себя и т.д., когда остается деятельность и объект моей концентрации.

Чтобы опять же, понять, каким образом это все работает, это Чиксентминхай сделал любопытную таблицу или матрицу, в которой по двум осям отложен уровень способностей или навыков, искусства (skill level), то есть насколько он владеет предметом, а второе – это уровень вызова или напряженности, которую ему нужно приводить. Он описал на 360 градусов различные эмоциональные состояния, которые присутствуют у человека. Это состояние потока, как он называет, наступает, когда у человека есть очень высокая способность владения чем-то, он хорошо чувствует себя, очень уверено в чем-то и одновременно очень большое напряжение или вызов большой стоит перед ним и он ясно видит цель.

Еще раз – это условие для того, чтобы мы действительно достигли успеха в какой-то дисциплине и прежде всего в Ведических дисциплинах. Большое искусство, большое напряжение, то есть какой-то вызов, и очень ясное видение цели помогает войти в это состояние потока. Я не знаю, вы английский знаете все? Когда низкое и то и другое, то противоположностью этому является апатия, это тамо-гуна, это состояние гуны невежества. Когда вызов большой, а скажем так, искусство или способности справляться с этим вызовом низкие, то человека охватывает беспокойство, тревога. Когда вызов вызов высокий, а способность справляться с ним средняя, то человека охватывает некое возбуждение.

Что самое удивительное … В каком-то смысле это описание самадхи. Не совсем самадхи, я чуть попозже более точно определю это состояние, но речь идет о том, что когда человек достигает этого состояния полной концентрации, то он чувствует очень большую легкость внутреннюю и расслабление. Удивительный эффект этого всего – то, что когда человек скажем так, задействует энергию страсти и ему нужно справляться с какой-то задачей, то он находится в постоянном напряжении, и в результате этого он в высшей степени устает. Когда человек входит в этот определенный режим деятельности, который основан на энергии саттвы, то он входит в состояние расслабления и достигает гораздо больше.

В каком-то смысле работа астролога именно такая, она основана на том, чтобы человек очень хорошо знал свое дело, полностью концентрировался в нем и в этом состоянии видел скажем так, что-то. Но это не только это.

Это все имеет непосредственное отношение к йоге. В Йога-сутрах говорится, что есть пять состояний ума. На санскрите они звучат как кшипта, мудха, викшипта, экагра и нируддха. Первое состояние ума самое непродуктивное, состояние блуждающего, рассеянного ума, который перескакивает с одного предмета на другой, ну скажем так, наше обычное состояние, когда в основном человек сосредоточен на том, что внешний мир ему дает. «Мне нравится-не нравится», он постоянно выбирает между этими вещами и все время пытается перескочить на что-то еще, что принесет ему какое-то новое возбуждение. Это состояние ума в высшей степени непродуктивное. Обычно это состояние ума охватывает человека где-то после восьми часов вечера, когда человек перед телевизором сидит и хрустит чипсами или еще чем-то там. Это вечернее состояние ума, когда человек хватается за какие-то разные вещи, рассеянное, ненужное, непродуктивное, нежелательное состояние ума. К сожалению наша среда, в которой мы находимся, стимулирует или побуждает человека именно в таком состоянии бОльшую часть времени находиться. Это такое возбужденно-рассеянное состояние, которое характеризуется сочетанием страсти и невежества, тамаса и раджаса. Оно сменяется, соответственно, заторможенным, полусонным состоянием затемненным состоянием, когда преобладает невежество. Речь идет именно о том, что мы можем отслеживать состояние своего ума и смотреть. Когда это состояние нас охватывает, то может быть действительно лучше лечь поспать, это самое хорошее будет.

Потом есть некое состояние, которое называется викшипта или состояние, когда преобладает гуна страсти в человеке. Человек, охваченный страстью может быть достаточно целеустремленным, но эта целеустремленность достигается огромным напряжением сил, тратой энергии и она дает некие проблески состояния, напоминающего скажем так, желательное состояние ума, в котором человек может познать что-то более высокое, но по сути дела это не совсем хорошее состояние, потому что в общем-то человек просто одержим чем-то и эта одержимость все равно оканчивается депрессивным состоянием. Любое возбуждение очень сильное, которое вызвано раджасом, оканчивается торможением. Всегда страсть сменяется тамасом, невежеством.

Поэтому йога говорит, что есть только два состояния ума, которые продуктивны и которые человек должен копить или стараться сохранять в себе. Первое – это экагра: сосредоточенное, сконцентрированное, сфокусированное состояние ума. В сущности, когда психологи рассматривают этот опыт потока, они имеют в виду именно это состояние саттвы.

Наконец, самое высокое состояние, нируддха – это когда человек обретает полный, абсолютный контроль над своим умом. Это состояние доступное только йогам очень высокой квалификации, когда он может сказать себе: «Все!» В сущности, нам очень сложно справляться со своим умом. Если вы не можете заснуть и вас какие-то мысли мучают, можете вы сказать уму: «Спи!» Сказать можно – результат не будет особенно впечатляющий, ум будет находиться в этом своем состоянии. Но нируддха – это когда человек может сказать все то, что хочет, своему уму и ум будет это делать, в сущности. Это состояние полного контроля над собой и которое достигается в результате достаточно осознанной и концентрированной практики йоги. Нам хорошо бы с вами достичь четвертого состояния, это уже будет большим достижением, то есть состояние спокойной, ясной, глубокой сосредоточенности. В сущности, различные методы, о которых я буду говорить – а мой курс будет о разных методах – они направлены на то, каким образом усилить или увеличить вероятность того, что человек войдет в это состояние. Как сделать так, чтобы состояние моего ума было именно таким – спокойным, сосредоточенным, сфокусированным на цели и способным видеть некую целостную единую картину.

Люди, которые достигают успеха в этом, в, скажем так, в йогическом способе познания мира, говорят о том же самом, о чем говорил этот Чиксентмихай, о том, что в этот момент стирается различие между субъектом познания, то есть мной – я хочу что-то понять, увидеть, узнать, почувствовать – и объектом познания, тем, что я познаю, и самим знанием. Это состояние в высшей степени блаженное. Это состояние за пределами своего эго, своего ограниченного эгоистического восприятия мира, когда я сосредоточен на чем-то другом и я начинаю, скажем так, знание, открывающееся мне в этот момент другого, принципиально иного характера. В момент, когда я выхожу за пределы своего эго, используя энергию благости, саттвы, сливаюсь в каком-то смысле с этим объектом и начинаю чувствовать его, знать, ощущать, я одновременно с этим испытываю очень большое блаженство.

На самом деле, любое состояние за пределом эго дает человеку это состояние блаженства и человеку открывается нечто недоступное в обычном состоянии. Все достижения Ведической философии – результат именно такого состояния. В частности, буквально недавно мне рассказывал один человек, который ездил в Непал, у него очень сложная болезнь. Эта болезнь внезапно возникла, это болезнь иммунитета, имунная система слишком активно работает, она начитает все уничтожать, врачи не знают, они разводили руками, что-то они пытались делать, в конце концов это привело его к очень трагичным последствиям, к цирозе печени, еще к каким-то вещам. Он поехал туда, в Непал, там есть есть один очень интересный центр, и он рассказывает свой опыт. Люди, которые начали его лечить, сначала, первое, что они сделали – они попытались войти в его состояние. То есть они как бы отошли от самого себя и начали в него в каком-то смысле вошли и они ему сказали год и сказали, что в это время какие-то буддистские монахи, у тебя было много денег и какие-то буддисткие монахи тебе дали что-то съесть, ты это съел и в результате этого возникла эта болезнь. Это было что-то нехорошее. Он сначала полностью отверг это, он сказал: «Такого не было. Во-первых, в это время у меня не было денег, первое, в чем вы ошибаетесь. Второе – какие буддисткие монахи, что они мне дали съесть?!» Они настаивали на этом, они были полностью абсолютно уверены в том, что все так, как они говорят, нисколько они не стушевались, они говорили: «Подумай, вспомни».

И тут он вспомнил, что в то время он ездил в Китай и он действительно от своей фирмы перевозил большие суммы денег и он вспомнил, что когда он попытался менять, его попытались обмануть так или иначе и какое-то столкновение такое было, у него в сущности попытались отнять эти деньги. Эти люди сказали ему, что из-за этого ты заболел, это причина твоей болезни. Там дальше целая череда каких-то мистических вещей была. Но он также рассказывал, каким образом они дальше подбирали ему лекарства. Он говорил, что прежде, чем подобрать ему лекарства, они погружались в медитацию и начинали молиться травам. Я тут поставил йога лекарственных трав, но в сущности, скажем так, когда человек сейчас изучает Аюрведу или еще что-то, это результат именно такого подхода, когда человек, погружаясь в какое-то состояние, в состояние единства с объектом познания, начинал чувствовать или узнавать эту траву или еще что-то, результат ее влияние, ее эффект влияния на себя.

Они в Гималаях; прежде, чем выйти, они просили, чтобы травы им открыли, какие травы ему помогут и сделали ему какое-то лекарство, которое сейчас практически его из этого неизлечимого состояния вывело. Но там я не буду в детали достаточно аппетитные входить, это история страшная достаточно, но суть в том, что в Ведических писаниях описывается именно это. Когда в Аюрведе приводится какое-то бесконечное количество трав с их свойствами, то откуда все эти свойства? Химических лабораторий тогда не было. Все это – результат именно такого познания. Или когда, например, в астрологии описываются накшатры и говорится эффекты разных созвездий, почему это созвездие имеет такой эффект, откуда? Это все – результат познания на другом уровне познания непосредственного, не имперического познания, а познания, основанного на совсем других принципах. Собственно, об этом я пытаюсь сегодня рассказать, это тема моя.

Соответственно, это последнее, что мне в этой части моей лекции хотелось сказать – это то, что в соответствии с Ведами есть пять форм знания. Первый, самый низкий уровень знания, который открывается – это эмпирическое, экспериментальное знание, которое называется на санскрите пратьякша. Пратьякша буквально значит в переводе с санскрита – то, что можно увидеть своими глазами, то, что доступно нашим чувствам: нашему носу, нашему языку, нашим глазам, то, что можно пощупать, понюхать, попробовать. Это познание грубой физической реальности. В сущности, этот метод познания доступен как людям, так и животным. Животные познают мир в общем-то даже лучше с помощью своих чувств. Мы знаем, что в какое-то время люди пытались утверждать, что это единственный правильный способ познания. Веды говорят, что есть другой, более эффективный способ познания, парокша, что буквально значит косвенное знание. Косвенное знание – это когда я не испытал этого сам, на своем опыте, но услышал от другого человека. В сущности, это книжное знание и эта форма знания животным уже недоступна. Только человек может читать какие-то книги или постигать мир через глаза других. Парокша значит буквально то, что я узнаю глазами других. Мне не обязательно самому все видеть, я могу доверять. Это, в сущности, коллективное экспериментальное знание. Оно чуть-чуть выше, чем просто экспериментальное знание, когда человек доверяет только своим чувствам или своему пониманию мира, когда он может опираться на опыт других людей. Это неинтересные формы знания, потому что они нам доступны, мы знаем, как ими пользоваться, в принципе ничего особенного в этом нет. Интересное начинается с третьего уровня.

Третий уровень знания или понимания этого мира называется апарокша и буквально, если парокша – это косвенное знание, то апарокша будет означать прямое знание или непосредственное знание, когда душа или познающий субъект познает мир без опосредования ума и органов чувств. В сущности это то, что Веды закладывают или постулируют и не просто постулируют, есть большой доказательный материал того, что … В частности, есть трактат Ади Шанкары, величайшего философа Ведической Индии, который называется «Апарокша анубхути». Анубхути буквально значит опыт: опыт апарокши или опыт непосредственного познания, опыт непосредственного видения, когда душа постигает реальность без опосредования ума и чувств. Речь идет именно об этом и это медитативная форма познания. Я начинаю видеть реальность через воспринимающую душу или субъект сознания, тогда как в данный момент я все воспринимаю через органы чувств и через ум.

Я все это описываю для того, чтобы потом объяснить из каких же конкретных форм будет состоять наш курс, а в курсе будут как раз методы. Почему именно это – потому что в конечном счете темой нашего курса или какие-то экспериментальные методики, скажем так, курса, предназначены на то, чтобы как минимум вывести человека на этот уровень созерцательного восприятия истины без опосредования через материальный механизм, которым мы пользуемся.

Есть еще два других более высоких уровня познания. Если пратьякша доступна людям и животным, парокша доступна только людям всем, то апарокша доступна только людям, которые достигли определенного уровня своей эволюции или развития, способности к концентрации, медитации и понимания. Два других уровня, скажем так, совсем уже высокие, это уровни постижения совсем высоких планов реальности. Они называются адхокшаджа, то, что находится полностью за пределами чувств. Реально это значит: адха – то, что низходит. Четвертый уровень – это уровень откровения, познание истины, которое приходит в результате откровений полностью. Апарокша тоже это уже определенная форма откровения, но скажем так, начальная форма откровения, что ли. Апракрита – это самый высокий уровень познания, я не знаю, потом может быть когда-нибудь мы о нем с вами поговорим, что это такое. Это осознание изначально блаженной реальности, которая стоит за всеми остальными планами бытия.

Как минимум люди ведической цивилизации настаивали на этом третьем уровне познания. То есть вектор эволюции или развития человека направлял человека именно туда. Люди не довольствовались этими первыми двумя достаточно, скажем так, тривиальными формами познания мира, они пытались познать непосредственно что-то, без, скажем так, опосредования тела. Тут мне хотелось ввести эту модель – наверняка многие из вас эту модель уже знают или понимают – но это аксиоматическая модель ведического понимания вообще того, что происходит с нами и того, что мы.

Есть душа или источник сознания, носитель сознания, созерцатель, и ум, который представляет собой экран. Ум – это некий интерфейс между внешней реальностью и внутренней реальностью. Душа смотрит на этот экран. Материальный мир отражается на экране ума, а душа, созерцатель, смотрит на экран и воспринимает все то, что там происходит. В конечном-то счете – это утверждение йоги и это утверждение астрологии – человек должен осознать себя этой душой. Почему именно непосредственный способ познания через созерцательность самой души важен – потому что в этот момент понимает, что она не зависит от своего тела, что она может существовать вне и помимо тела, что она существует вне и помимо тела. Этот опыт в высшей степени важен, это по-настоящему духовный опыт. Астрология – это духовная дисциплина, которая в конце концов должна дать нам этот опыт. Человек, который практикует астрологию, его задача не в том, чтобы обдурить других людей, воспользоваться тем, что все боятся будущего и нагнать побольше страха или продать какие-нибудь там камни драгоценные людям, а в конечном счете смысл этого в том, чтобы почувствовать свою независимость от тела, свою отдельность или отделенность от тела. Это опыт, который может прийти только с трамплина гуны благости, с уровня гуны благости. В гунах страсти и невежества этот опыт невозможен, человек слишком завязан, слишком обусловлен, слишком сосредоточен на мельтешащей реальности, он не может отстраниться от нее, посмотреть на нее со стороны и почувствовать, что он в общем-то созерцатель, а не участник этого сериала.

В связи с этим – и это последнее, что мне хотелось сказать, прежде, чем я перейду к обзору тем, вытекающих из всего этого – в Ведах говорится, что есть два принципиально разных способа познания, которые называются ароха-пантха и авароха-пантха. Восходящий процесс познания – это когда человек пытается познать сам, своими силами, и это в сущности экспериментальный способ познания или, скажем так, парокша, парокша тоже относится к этому восходящему процессу. Но начиная с третьего уровня или с третьей формы познания происходит нисходящий процесс познания, который означает, что мы подготавливаем себя к принятию откровения, мы совсем по-другому действуем. Восходящий процесс познания – это некая агрессивная попытка познать, вырвать знание, вырвать то, что мне нужно от этого мира.

Низходящий процесс познания – это процесс подготовки себя к тому, чтобы знание спустилось на меня. Именно поэтому методология разная. Все то, что я сегодня пытался вам сказать – это то, что нужно настраиваться на немножко другую методологию, потому что мы привыкли к возходящему процессу познания: сейчас я все изучу, все законспектирую, экзамены сдам, астрологом стану. Этого мало. Это хорошо, это нужно, это какая-то часть этого всего, но в конечном счете астрология и любая другая ведическая дисциплина они имеют некий элемент … Чтобы не называть это элементом мистики, мы назовем это элементом не знаю, как еще откровение, интуиция, еще чего-то. В этом суть. Я как бы принимаю знание и я открываю себя навстречу знанию. Я не пытаюсь агрессивно это знание вырвать его как-то …

В сущности, если мы вернемся к этим пяти формам познания … Почему это важно – я все это говорю, еще раз, чтобы сказать, что сама по себе практика астрологии – это духовная практика в каком-то смысле. Веды утверждают, что есть три плана бытия, три составляющих человека: физический, психологический и духовный план. Есть наше тело, есть наш ум, грубо говоря, есть душа или субъект, носитель «я».

Экспериментальный способ познания возможен или работает на физическом плане, психологический план, для него второй способ познания или это парокша-гьяна, скажем так, косвенное знание возможно, но духовный уровень познания или познание на духовном уровне возможно только с уровня непосредственного знания.

Эта триада очень важная для нас. Пожалуйста, как-то пометьте ее. На санскрите это звучит адхибаутика, адхидайвика и адхйатмика. Может быть, вы слышали эти термины, это три плана и они очень важны для целостного понимания. Есть некий физический план, психологический или тонкий энергетический план и как правило люди довольствуются этим. У них есть некое неправильное представление о Ведических дисциплинах, что это переход от грубого, физического, экспериментального плана, на тонкий ментальный план. Люди думают, что астрология – это понимание как раз этого тонкого ментального плана, понимание всех этих символических тонких сил, которые действуют в нашем уме и часто ограничиваются этим. Но на самом деле для правильного понимания астрологии, того, что происходит, для правильной консультации и всего остального нужно понимать, что за психологическим планом есть еще душа, субстрат кармы, носитель кармы, то самое важное в конце концов. Очень важно не останавливаться на этом втором уровне. Второй уровень очень интересный, там множество всяких интересных вещей, все эти энергетические силы, он гораздо более интересный, красивый и возбуждающий, чем физический план, но очень важно не остановиться на нем, а пойти дальше в своей практике и в попытках помочь другому человеку понять, что с ним происходит.

Соответственно, этот духовный план, почему у нас пять уровней познания – потому что у нас есть пять планов бытия. Есть три плана, которые, скажем так, доступны, и есть еще два более высоких плана, которые возможны в результате только действительно откровения. Поэтому есть пять уровней познания в соответствии с пяти планами бытия. Иначе говоря, Веды говорят о пятимерной – не в обычном понимании этого слова – но по крайней мере есть пять совершенно разных сфер бытия.

Самое удивительное в том, что человек здесь, на Земле, может обрести опыт в каждой из этих сфер. Более того: не просто может, а должен. Он не должен ограничиваться просто просто обычным, грубым, физическим опытом, довольствоваться этим; он не должен довольствоваться просто неким ментальным более утонченным или изощренным опытом, но он должен пойти дальше и получить опыт на трех духовных уровнях. В сущности, этот курс в том числе об этом, о том, каким образом этот более высокий опыт получить. Тут я обозначил эти три уровня: уровень апарокша-гьян – это уровень чистого бытия, когда душа знает: «я есть», независимо от тела, материи, всего остального. Есть более высокий уровень бытия и знания, когда, скажем так, реальность еще больше расширяется духовная. И есть уровень духовного блаженства, самый высокий уровень, который является целью устремлений человека. Все понятно или ничего не понятно?

Если есть какие-то вопросы по этой части, то можно задать сейчас, прежде чем мы к другой части сегодняшнего материала перейдем. Если нет, то и хорошо.

Я просто хотел быстро пробежаться с вами по каким-то темам, которые я запланировал и получить ваше одобрение или наоборот, по поводу этих тем и объяснить, каким образом они все имеют отношения к тому, что я сказал до этого. Первое – это собственно учитель, гуру-таттва. Это большая тема, я подумаю, каким образом ее подать, но собственно ведические дисциплины настаивают на особых отношениях. Если это низходящий процесс познания, то человек должен получить его от учителя в результате определенных отношений, которые он строит с учителем. Он не может получить эти знания просто в результате того, что он вызубрит урок или прочитает книги. В самих Ведах говорится, что тот, кто записывает Веды, совершает величайший грех, потому что Веды в записанном виде создают иллюзию того, что их можно постичь, просто прочитав. Тогда как они должны раскрыться и это раскрытие происходит в результате особых отношений с человеком, который обрел это знание. Об этом мне хотелось немножко поговорить.

Естественно, в связи с этим я буду говорить о шастрах. Очень частно в астрологии огромное количество спекуляций. Любое настоящее знание всегда плодит суеверия и астрология не исключение, а скорее самый яркий пример того, как знание может пораждать огромное количество суеверий, каких-то совершенно диких спекуляций, не основанных ни на чем. Поэтому я буду говорить о священных писаниях, о шастре. Шастра – это элемент контроля в переводе с санскрита, это то, что направляет нашу жизнь, то, что формирует нашу жизнь, выстраивает ее в определенных рамках. Иначе говоря, шастра – это закон. Священные писания – это закон, который отражает изначальные законы вселенной. Как известно, незнание законов не избавляет от ответственности за их нарушение. Шастра открывает это человеку и человек должен получить это от шастрийа-гуру, не просто от какого-то там человека, который выдал себя за гуру, или нам кажется, что он гуру, потому что красиво говорит или шутит много. Я буду говорить о том, кто такой гуру.

Есть также очень важная концепция в этой теме нашего курса. В Ведах говорится о двух типах гурувьясти-гуру и самасти-гуру. Вьясти-гуру – это гуру, воплощенный в теле, с которым мы непосредственно общаемся. Самастри-гуру – это изначальный гуру, изначальный учитель. Процесс обучения в Ведических дисциплинах происходит, когда гуру, находящийся перед нами, является представителем изначального учителя и они вместе учат нас. То есть я буду рассказывать о том, как происходит это и какие-то примеры приводить из Ведической истории, еще какие-то вещи и буду предупреждать об ответственности. В частности этот труд Вараха Михиры, там огромная глава посвящена тому, что должен знать астролог или человек, который осмеливается консультировать других. И буду говорить о разных методах обучения. Есть пять методов обучения. Тантра значит метод. Панча-тантра – это пять методов обучения: матсья-тантра – когда учитель может учить своих учеников как рыба учит своих детей; курма-тантра – учитель учит своих учеников как черепаха учит, бхрамара-тантра – учитель учит своих учеников как оса учит, марджара-тантра – как кошка, и марката-тантра – как обезьяна. Есть пять этих методов обучения. Это просто некое введение в эту тему.

Естественно, потом нужно говорить о самих Ведах, о том, что такое Веды, о всем этом здании Ведической литературы и о том, какое место астрология занимает во всем этом. Там же я буду говорить о трех уровнях понимания священных писаний, то есть интерпретация священных писаний. Естественно, я буду говорить о «Бхагавад-гите», о том, каким образом «Бхагавад-гита» может быть методом решения наших кармических проблем, об этом также говорится. О пяти формах поклонения в Ведах я буду говорить, это непосредственное отношения имеет к астрологии, потому что там все время говорится: нужно Ганешу поклоняться или Вишну поклоняться, или Шиве и вообще непонятно кому поклоняться и потом еще говорится гуру и потом еще кому-то, Саи Бабе – много кому. Иначе говоря, каким образом Веды удовлетворяют все уровни сознания человека, каким образом разные уровни сознания человек в зависимости от этапов его развития или эволюции человек находит как бы свою форму деятельности или свой путь в пределах Ведических писаний. Ведические писания универсальны в том смысле, что они предназначены для всех, но при этом не сектантские, потому что каждый человек может найти там свою нишу и повысить свой уровень. Об этом, собственно, пять уровней поклонения, соответствующие пять этапов развития сознания.

Может быть, я буду говорить о 18-ти формах ума, которые тоже как бы связаны с этим, но посмотрим, это материал из «Чарака-самхиты». Потом, собственно образ жизни, что нужно делать, каким образом нужно жить, каким принципам нужно следовать внутренней и внешней чистоты и то, что человек развивает в процессе практики этих принципов, какие-то совершенства ума. Потом пранайама, отдельный метод пранайамы и вместе с пранайамой, там очень важная тема есть, то, что называется свара-йога или йога дыхания. Это особо важная тема для тех, кто хочет понять, как практиковать прашну, когда человек приходит с какой-то своей проблемой и по моменту времени по астрологической ситуации надо давать какие-то рекомендации. Это понимание того, каким образом работает наш аппарат дыхания, и как он связан с умом. У нас в данный момент времени, как правило, работает одна ноздря и мало того, что работает только одна ноздря и там есть определенные причины, почему одна ноздря работает, но еще и скажем так, в зависимости от того, насколько она работает, можно понять, какой элемент в нашем теле или уме сейчас преобладает. Это может быть вода или воздух, эфир или земля. Короче говоря, не буду вас сейчас заранее …

Потом, соответственно, Солнце, Луна, Юпитер, Меркурий, аханкара, манас, буддхи, какие-то главные препятствия в уме, чинтья, вичарья, ухья … Короче говоря, все то, что связано с аппаратом функционирования нашим и как это отражается в гороскопе, эго, аханкара, манас, буддхи, то есть как это все делает. Потом Раху и Кету. Закон реинкарнации, каким образом карма реализуется, классификация различных поступков и демонические силы в нашем сознании. Каким образом Раху и Кету представляют эти демонические силы в нашем сознании. Мантры и я хотел отдельно говорить о Гаятри-мантре и о медитации на нее. Потом, посмотрим, может быть какое-то занятие, касающееся непосредственно санскрита, потому что все основано на нем, но понятно, что все это будет очень поверхностно. По крайней мере с фонетической точки зрения.

И так далее. У меня много есть еще каких-то еще тем, я хотел говорить о Туласи, о Рудракше, об Ашта-лакшми, восьми формах Лакшми или Богини процветания и как Она проявляется в гороскопе. Еще раз, если у вас есть еще какие-то темы, то можете написать и я подумаю, смогу я об этом говорить или нет. Это то, как мне виделось это, как некий вводный курс во все это. Понятно?

Теперь мы переходим к последней части. Вы подумайте, если у вас есть какие-то темы, то напишите. Последняя, она немножко более специализированная, я хотел под конец. Я расскажу про этот транзит Сатурна и какие-то свои выскажу предположения по поводу того, чем это все грозит нам с вами. Я опирался на какие-то там …

Сатурн 15-го ноября входит в созвездие Весов, таким образом кончается его пребывание в созвездии Девы. Обычно люди очень боятся Сатурна, потому что он приносит плоды греховных поступков. Это медленная, методичная планета, которая добивается своего, пока она за 29 с половиной лет обходит весь зодиак, она своего добивается. Эта планета, собственно смены поколений. Один круг Сатурна или обход Сатурна по зодиаку означает одно поколение. Когда он начинает снова свой путь … 30 лет примерно поколение живет и пока он идет, поколение живет какими-то одними своими интересами, потом начинается новое.

Я, прежде, чем пугать вас, тем, что может принести Сатурн, хотел привести две цитаты из «Гаруда-пураны», очень интересных, особенно вторая интересная. В «Гаруда-пуране» есть Брихаспати Нитья-шастры, которую Брихаспати … Нитья значит правила поведения, правила, которые регулируют нашу жизнь. Нитья-шастра – это шастра, которая регулирует нашу жизнь и Брихаспати, мы знаем, это гуру богов, Юпитер. Две цитаты, чтобы правильно настроить вас.

В первой говорится о некой неотвратимости кармы: человек может взлететь на небо или спрятаться где-то в подводном царстве или в подземном мире, но куда бы он ни отправился, в какую бы часть вселенной он ни попытался убежать, он не получит то, что ему не положено покарме. Иначе говоря, от кармы не убежишь, даже на Луне или на Марсе от нее не скроешься, карма вас найдет.

Но вторая цитата очень оптимистическая, в связи с этим, она говорит о том, как нужно относиться к этому ко всему: да, от кармы уйти трудно, она нас нагоняет всюду, но вторая цитата объясняет именно это. Там говорится, что наше физическое или материальное тело, которое возникает как результат кармы, в нем человек получает огромное количество иллюзий, как физических, так и ментальных. В сущности, все то, что происходит с нами – это некая череда каких-то вещей и они очень быстро летят на нас эти иллюзии. Как во сне человек видит что-то и это подобно тому, как будто бы в человека выпускают стрелу. Когда человек встречается с различными вещами, которые ему карма преподносит, то в общем-то это некие иллюзорные состояния, единственная цель которых – заставить нас задуматься глубже о конечном смысле всего этого, о конечном духовном смысле.

То есть здесь, в этой цитате Брихаспати сравнивает карму с лучником, который выпускает в человека бесконечный поток стрел. Поэтому он говорит: человек должен стараться видеть все то, что с ним происходит в свете шастр. Не пытаться просто интерпретировать эту череду событий, потому что он просто собьется с толку, он будет сбит с толку всем этим: это хорошо, это плохо, это мне нравится, это не нравится. Человек должен занять некую философскую позицию и посмотреть на все это с точки зрения священного писания.

Это две цитаты, чтобы подготовить вас ко всему тому, что будет сказано после.

Сатурн будет находиться в Тула-раси или в созвездии Весов. Тула значит Весы на санскрите до 3-го ноября 2014 года за исключением периода с 16-го мая 2012 по 4 августа 2012, когда он в ретроградномм своем движении вернется в Деву. То есть, он будет находиться практически три года за исключением этого периода, достаточно долгий срок, что в общем-то неплохо, хорошо, потому что Сатурн в созвездии Весов экзальтированный. Для духовного человека Сатурн на самом деле реально друг, потому что он управляет знанием, которое человек получает, благодаря аскезе. Сатурн, в сущности, это показатель в нашем гороскопе того знания, которое человек получает через какую-то аскезу, через отречение от мира, через какие-то добровольные лишения, которые человек на себя накладывает, потому что это способ некоего познания. Сатурн также, что самое важное для нас – указывает на ту аскезу, которая может устранить негативные последствия кармы. Если мы интерпретируем что-то, то нужно очень хорошо понимать: вот он, показатель того. Он принес карму, но он также указывает человеку, что он должен делать, как он должен себя вести, как он должен относиться ко всему тому, что с ним происходит, чтобы эти последствия нейтрализовать. Я наверное опущу эти вещи, потому что уже много времени.

Первое, с самого начала, что хотел вам сказать – то, что ничего плохого не будет. Календарь Майи кончится, но это еще ничего не значит. То есть, скорее всего, что мы можем судить по предыдущим периодам прохождения Сатурна через созвездие Весов – 82-85 год и 53-55 год – шестьдесят лет назад и соответственно тридцать лет назад. Это были в общем-то более или менее стабильные периоды с какими-то ожиданием чего-то хорошего, которые ничем хорошим не кончились, но надежды были очень сильные у людей. Это в принципе, характеристика Сатурна в Весах, он дает человеку некую надежду на то, что все не так уж плохо. Сатурн в Весах – это такая специфическая комбинация, потому что Весы – это означает развлечения, такой немножко легковесный, куртуазный знак и когда туда заходит суровый Сатурн, который о смерти говорит, об отречениях, то он тоже приобретает некую игривость, но это не мешает ему заботится о тех сферах, о которых он всегда заботится, поэтому он игриво о них заботится. Но в общем, насколько можно судить … И сейчас люди думают: «Будет новый кризис, не будет нового кризиса?» Скорее всего будет некая стабилизация, может быть где-то стагнация, но с какими-то надеждами на то, что как там дальше все будет непонятно. Хотя, конечно же, будут проблемы, потому что Сатурн есть Сатурн и в предыдущий период там было множество каких-то стихийных бедствий, была авария в …??? 1:20:15, когда 23 000 человек погибли сразу же и сотни тысяч людей были ранены или пострадали от этого. Была эпидемия в Бангладеше, было землятрясение. Иначе говоря, будут какие-то вещи, но они скорее всего будут связаны с какими-то затмениями одновременно. Это в двух словах о том, что можно ожидать в это время. Третья мировая война я надеюсь, не начнется, не похоже, судя по всему. Когда он в Скорпион зайдет, тогда можно будет уже думать, что будет с этим.

Разумеется, там будет достаточно любопытная комбинация сейчас, потому что Сатурн будет находиться напротив Юпитера по оси. Как правило эти две самых существенных главных планеты в гороскопе нашем, Сатурн и Юпитер, когда они непосредственно друг на друга глядят, это достаточно скажем так, многозначительная комбинация. Как правило, через какое-то время происходят существенные поворотные события и Сатурн с Юпитером будут находиться в оппозиции в течение достаточно долгого времени, Юпитер находится в Овне, в знаке огненном. То есть это противостояние вызовет в конце концов какие-то достаточно существенные события, перемены, насколько можно судить или видеть из того, что было.

Мне немножко более подробно хотелось сказать о транзитах Сатурна для каждого из нас. Кто из вас знает, в каком знаке у вас Луна находится в гороскопе, поднимите, пожалуйста, руки. Не все знают, зря смеетесь. Но те, кто знает, они поймут о чем будет речь. Вы транзиты проходили, да? Чуть-чуть, да? Собственно, чем отличается транзит от скажем, той же вимшоттарадаши – то, что даша показывает на какие-то кармические результаты, которые изнутри приходят, из нашего ума, тогда как гочара – это слово буквально значит в переводе с санскрита «движение коров». Планеты символически называются коровами. А да, еще возвращаясь немножко к тому, о чем я говорил до этого, в связи с какими-то общими предсказаниями, в апреле или в конце марта, по-моему 23-го марта следующего года начинаются новый год шестидесятилетнего цикла. Этот год положит конец трем очень неудачным годам шестидесятилетнего цикла. Сейчас идет год, который называется кара. В 60-летнем ведическом астрологическом цикле кара значит осел. Это год, когда люди проявляют не наилучшие качества, такие как упрямство, или какие-то материалистические качества, год также тяжелого труда, год каких-то потерь. Было три неудачных, очень неблагоприятных года: викрити, виродхи и кара. Все три названия санскритских нехорошие. Но следующий год, 2012, называется нандана, что значит радость. Я уже сказал, Сатурн в игривом состоянии будет находиться. Соответственно, это неплохой год, год, который обещает какую-то стабильность, следующий год Ведического гороскопа.

Если даша – возвращаясь к этому – говорит о каких-то внутренних кармических результатах, изнутри приходящих, то гочара определяет внешние плоды кармы и транзиты Сатурна дают что ли самые существенные плоды в нашем гороскопе, потому что он шанаишчара, он медленно ходит. Чтобы определить, каким – удачным или неудачным будет этот транзит – естественно нужно посмотреть на то, какой дом от Луны проходит Сатурн в вашем гороскопе и я об этом скажу позже, но это самое существенное … Вы аштакаваргу проходили, что это такое? Нет. Самый существенный элемент, который собственно, определит результаты этого транзита – это аштакаварга. Аштакаварга – это простая концепция. Каждая планета, в зависимости от того, в каком положении она находится от другой планеты, в каком доме от другой, это будет либо благоприятный транзит, либо неблагоприятный. Например, в вашем гороскопе Луна находится в Тельце и сейчас соответственно сейчас Сатурн проходит в шестой дом от Тельца, это благоприятный транзит для Сатурна от Луны. Но Марс, например, находится в созвездии Водолея и соответственно это получается девятый дом от Водолея и для Сатурна … Короче говоря, от Марса это будет либо благоприятный, либо неблагоприятный, если это благоприятный транзит по этому созвездию, то присваивается единица для данной планеты, а если неблагоприятный, то ноль. В зависимости от того, сколько в общем случае набирается в целом плоды этого транзита будут либо благоприятными, либо не очень. Можете посмотреть таблицу аштакаварги, там присвоена цифра каждому из созвездий. Нужно посмотреть цифру каждого из созвездий и нужно посмотреть конкретную цифру, которая соответствует Сатурну. Если цифра созвездия ниже 22, то в целом результаты будут не очень благоприятные. Если у вас в созвездии Весов находится цифра меньше 22, то результаты будут не очень благоприятными, или 22. Сам Сатурн, если там меньше трех единиц у него, то не очень благоприятно. Иначе говоря, это значит, что транзит Сатурна по этому созвездию в соотношении с другими планетами по большей части неблагоприятен, вот и все. Для кого-то он благоприятный, для кого-то нет, иногда бывает ноль, ноль значит вообще туши свет.

Из зала: А можно какой-нибудь пример?

Еще раз, Сатурн от Луны сейчас в шестом доме. Давайте я в следующий раз это покажу, чтобы не спутываться, я как следует скажу это. Но по крайней мере чисто механически можно посмотреть на эти цифры, сколько там очков набрала каждая планета. Соответственно можно будет видеть, каковы там результаты. Если там будет высокая цифра, то как правило, все планеты буду приносить хорошие плоды. А если это низкий уровень, то соответственно планеты, которые будут проходить, будут приносить не очень благоприятные плоды. Это значит, что в целом расположение этой планеты по отношению к другим в этом созвездии в данный момент неблагоприятно. Но так как он экзальтирован, то можно надеяться на поблажки какие-то, что все немножечко снизится, он в радостном возбужденном состоянии находится. Ну, иногда он может пошутить, конечно, в возбужденном состоянии, это тоже может быть.

Я буквально быстро скажу, какие плоды можно ожидать, если у вас Луна в Овне, то соответственно Сатурн будет проходить седьмой дом от вашей Луны и это в принципе достаточно неплохой транзит, он будет гарантировать некую стабильность. Проблемы естественно, какие-то партнерами, особенно нужно опасаться партнеров низкого … не общаться с партнерами дурных качеств. Но в целом это будет период относительной стабильности для человека упорного труда и успеха. В принципе неплохой транзит по седьмому дому. Будут путешествия достаточно сложные, но в общем-то ничего.

Если Луна находится в Тельце, то Сатурн проходит шестой дом от Луны в Тельце и это одно из самых хороших положений для транзита Сатурна, если у вас Луна в Тельце, то у вас будет достаточно много энергии при условии того, что ваш Сатурн достаточно сильный в Весах, будут возвращаться долги какие-то, вы будете одерживать победы. Вы будете много тяжело трудиться, но этот труд будет плодотворным, он будет приносить хорошие плоды в целом, за исключением того, когда какая-то планета будет пересекать девятый дом от Луны, то есть созвездие Козерога, тогда она будет как бы скрывать позитивные результаты Сатурна, пересекающего шестой дом.

Но теперь начинается самое интересное. Если ваша Луна находится в Близнецах, то Сатурн пересекающий пятый дом от вашей Луны принесет проблемы с детьми, болезни детей, проблемы в отношениях, принесет потери финансовые, особенно накопленное богатство, принесет ссоры с людьми, которые вам дороги, может по крайней мере принести.

Четвертый транзит, то есть Луна, находящаяся в созвездии Рака, очень нехороший для Сатурна. Он называется кантака-шани. Кантака на санскрите значит колючка, шип. Это значит, что в целом ваше счастье будет очень сильно нарушаться, будет скорее всего разлука с близкими людьми, с людьми, которые вам дорогие. Вам трудно будет управлять своей недвижимостью и т.д. То есть ссоры какие-то будут, то есть сложный транзит. Естественно, так как Сатурн экзальтирован, это все может немножко снижаться и опять же, все сильно зависит от того, насколько силен у вас Сатурн конкретно в Весах, насколько сильно созвездие Весов само по себе и Сатурн в нем.

В конце я скажу какое-то лекарство от этого или меру предостерегающую.

Если у вас Луна находится в созвездии Льва, то это значит, что вы закончили свое саде-сати, вас можно поздравить с этим, 15-го ноября можете отпраздновать окончание своего семи с половиной летнего периода каких-то испытаний. Сразу же люди обычно чувствуют какое-то облегчение, к ним приходит как правило деньги, помощники, еще что-то. То есть это хороший в целом транзит. В это время нужно очень тяжело трудиться и, опять же, усилия все ваши приведут к успеху. Не бойтесь работать, это нормально.

Если ваша Луна находится в Деве, то соответственно Сатурн перешел в ваш второй дом и это означает, что вы перешли в третью фазу своей саде-сати, она три года будет длиться, и это значит беспокойства очень сильные, прежде всего связанные с финансовым состоянием, какие-то потери, беспокойства. Также чисто психологически человек будет чувствовать себя достаточно опущенным, но, еще раз, это может также, так как Сатурн будет пересекать Весы, это может приводить к неожиданным взлетам также. Саде-сати характеризуется этим, оно дает некое состояние беспокойств, депрессий, но так же оно приводит к очень резким взлетам каким-то, к каким-то неожиданностям, причем приятным, особенно потому что Сатурн будет экзальтирован. Но в целом будет ощущение какой-то нестабильности и пресности жизни, того, что нет какого-то вкуса в жизни, потому что второй дом – это также дом вкуса, дом еды и Сатурн вам будете е отравлять своим присутствием там.

Если вам повезло и Луна у вас находится в Весах тоже, то значит, что все хорошо, что Сатурн будет бороздить ваш ум с очень большим вкусом, он будет трактором ехать по вашему уму. Конечно же, это означает большое количество беспокойств, какие-то возможности несчастных случаев, сложности с правительством, с близкими. То есть там саде-сати он и есть саде-сати.

Рассказывают историю про то, как Сатурн приблизился однажды к Господу Шиве. Господь Шива, когда увидел его, так испугался, что побежал в Гангу, нырнул в нее и семь с половиной лет в Ганге сидел. Потом вышел и говорит: «Все нормально». Было бы нормально – семь с половиной лет под водой провел. Говорят, что даже Кришна, когда Он был на земле, у Него была эта история с камнем драгоценным Шьямантака, когда пострадала Его репутация, ну очень сложные события были такие детективные и эта саде-сати у Кришны был, Он из уважения к Сатурну оставил эти сложности в Своей жизни на этот период.

Но опять же, все зависит от того, насколько силен Сатурн, то есть сколько варг у Сатурна в этом и какова аштакаварга у всего этого созвездия. Если она высокая и Сатурн высокий, больше трех, и это где-то 30, например, то в основном будут благоприятные результаты все равно, несмотря на то, что это в целом это нехороший транзит, все равно, беспокойства будут, но по бОльшей части результаты будут хорошие.

Особенно сложно тот период, когда непосредственно Сатурн проходит по вашей Луне, то есть по тому градусу, это самая сложная часть.

Если у вас Луна в Скорпионе, то соответственно это будет 12-ый транзит, тоже нехороший. До этого был одиннадцатый транзит очень хороший Сатурна, но начинается саде-сати, то есть вы вступаете в сам саде-сати. Собственно чему учит нас этот транзит Сатурна по двенадцатому, первому и второму домам – некой отстраненности. Все эти сложности внешние, лекарством от них является внутренний дух отстраненности, когда человек не позволяет себе слишком отождествить себя с умом, когда он держится немножечко в стороне, смотрит на это со стороны как наблюдатель. Та самая цитата, которую я привел вам из «Брихаспати-нитьи», то что вы смотрите на это на все, да, стрелы летят в вас, но вы смотрите на это как на кино, не полностью отождествляете себя со всем этим, и Сатурн вас учит этому. Почему так долго? Потому что иначе не научить. Иначе человек не научится этой вещи. Но так как это долго идет, в конце концов человек привыкает и говорит: «Что делать?!»

Осталось у нас не так много, еще несколько этих транзитов. Соответственно, транзит по одиннадцатому дому от Луны, когда Луна находится в созвездии Стрельца, он очень благоприятный – успех, влияние, почет, все остальное. Особенно потому что Сатурн еще восходящий будет. Естестественно какие-то там проблемы будут тоже и какие-то препятствия, но в целом это один из самых лучших периодов за весь 29 с половиной летний цикл транзита Сатурна, когда можно в полную силу делать что-то и также ожидать. То есть третий, шестой и одиннадцатый – это хорошие транзиты для Сатурна.

Десятый – много работы и никаких результатов, нестабильность в положении, еще какие-то вещи. В принципе не так плохо, но ничего хорошего тоже нет, он скорее нейтральный, не сравнить с саде-сати, естественно.

Девятый дом, когда Сатурн проходит по нему, то это приводит к каким-то ссорам неизбежным с людьми, если у вас Луна находится в Водолее, то Сатурн будет в Девятом доме это приведет к разногласиям, к ощущению беспомощности, депрессии тоже, к попыткам делать что-то, что нельзя, запретные вещи. Но лекарством от этого является строгое соблюдение принципов, дхармы, придерживание принципов праведной жизни, это нейтрализует хорошо. В этот момент очень хорошим нейтрализующим средством является раздача пожертвований, оно очень многое дает человеку и нейтрализует негативные последствия того, что Сатурн идет по вашему Девятому дому.

В Восьмой Сатурн ничуть не лучше, чем саде-сати. Если у вас Луна в Рыбах находится, то транзит Сатурна по Восьмому дому будет чем-то вроде, то есть будут болезни, разлуки с семьей или с близкими людьми, скандалы, потеря репутации, ощущение полной беспомощности перед судьбой. То есть это один из самых плохих транзитов. Все, мы закончили.

Но не принимайте близки к сердцу все это, все проходит. Лекарство, противоядие очень простое: есть Шри Нрисимха стути. Это стути, которое сам Шани написал, прославляя Нрисимхадева. Говорится, что самое лучшее лекарство от этих неблагоприятных транзитов Сатурна – это повторение этой мантры, этой стути. Я ввел ее в курс, если кому-то нужен текст, я могу принести или можете найти ее. Правда, в интернете огромное количество ошибок в этом тексте. Там конкретно говорится двадаша-аштама джанма стхан – если человек повторяет эту мантру, то будут нейтрализованы негативные эффекты транзита и негативные эффекты вообще неблагоприятного разположения планет в восьмом, двенадцатoм домах и т.д. Она большая, там девять куплетов самого стути, плюс еще предварительные два куплетa и после этого еще пять-шесть куплетов. Чтобы ее всю прочитать нужно три минуты, не такая большая. Ее нужно три минуты, чтобы прочитать один раз, десять минут, чтобы три раза прочитать.

Из зала: А сколько надо читать?

БВГ: Три раза достаточно. Это все равно как в Гангу на семь с половиной лет нырнуть. Спасибо большое.

Да, еще хотел сказать, что в следующий раз с вами только весной встретимся. Это была вводная тема. Я сейчас уезжаю и долго буду … Может быть в январе, но я просто хотел подряд. Это некое было … Мантру я вам пошлю …

Из зала:

БВГ: Хорошо, ладно, мантру дам.

Из зала: Я читал, что саде-сати самые сложные последние сто дней и они как раз начинаются после 15-го ноября до 4-го августа.

БВГ: То есть, когда он снова входит в Деву в ретроградном движении.

Из зала: Само саде-сати заканчивается именно 4-го августа …

БВГ: Это факт, Сатурн под самый конец все сюрпризы приготавливает. В начале человек думает все нормально, все хорошо…

Из зала: Как не перепутать страсть и благость? Потому что человек иногда в страсти может вести такой страстно-саттвичный образ жизни и ему может казаться, что он находится в благости. Как вот это отличить, потому что мне кажется, что это очень тонкий момент? Потому что энергия страсти способна иллюзию какую-то внести в нашу …

БВГ: Иллюзия будет, безусловно, и человеку очень сложно оценивать что-то, скажем так, находясь в своей системе координат. Чтобы оценивать что-то, нужно обязательно выйти из своей системы координат. Для этого нужны шастра, священные писания, гуру. Мы сами не оценим никогда, но со стороны видно. Нам кажется, что мы в сплошной благости. Надо спросить, и нам скажут. Человек думает, действительно он одержимый гуной страсти, он совершает какую-то сверх-аскезу или еще что-нибудь и думает, что это благость, но на самом деле это страсть, это его эго действует таким образом. Для этого нужен именно взгляд со стороны, когда человек со стороны беспристрастно скажет: «Ты не то делаешь, это неправильно».

Есть два способа выйти: один непосредственно общение с человеком и соприкосновение, то есть возможность смотреть на себя его глазами. Почему нужен гуру? Потому что когда мы общаемся с гуру, мы можем оценивать себя не только своими собственными глазами, но и его. Вторая возможность – это естественно, когда мы изучаем священные писания и понимаем все эти критерии, то это тоже создает некую систему координат или систему отсчета, из которой можно посмотреть на себя или оценивать себя очень ясно. Это некий беспристрастный взгляд для того, чтобы смотреть на себя. А так, если мы внутри в страсти, то естественно мы будем думать, что это самое правильное, самое лучшее, самое вообще мы благодетели для всех …

Из зала: Я сам себе гуру

Из зала: Как понять аскезу, на которую указывает Сатурн?

БВГ: На самом деле реально, что такое Сатурн? Сатурн – это планета, которая указывает … Он слуга, правильно. По своему характеру. Сатурн указывает на служение и самая лучшая аскеза, на которую указывает Сатурн – это служение, когда мы делаем что-то не для себя, а для других. Сатурн указывает на смирение. На самом деле Сатурн – это учитель, причем самый лучший учитель в гороскопе. Если Марс приносит нам беспокойства и ничему не учит, то Сатурн приносит беспокойства и учит. Все неприятности, которые приносит Марс в гороскопе, они, как правило, не учат человека ничему, они только озлобляют. Это некая негативная сила в нашем гороскопе. Результат, соответственно, наших негативных поступков, но они приводят именно к этому, к озлоблению. Сатурн учит смирению и служению и человек начинает понимать: как только я служу, я сразу чувствую облегчение. Как только я занимаю смиренное положение, я чувствую облегчение и Сатурн становится благосклонным. Сатурн любит, когда люди служат, Сатурн не любит гордых. Поэтому он чувствует себя так плохо в Овне. Овен – это не его место.

Из зала:

БВГ: Если у вас в гороскопе Юпитер находится напротив Сатурна, это значит, что Юпитер контролирует Сатурн, хотя Сатурн контролирует Юпитер при этом. Лучше если, скажем, Юпитер девятым или пятым аспектом влияет на Сатурн, тогда это очень хорошо, это негативные эффекты Сатурна устраняет. Но в этом случае это хорошо для нашего Сатурна и плохо для нашего Юпитера. То есть Юпитер приобретает какие-то … Реально это означает, что мы совершили какую-то гуру-апарадху, оскорбление учителя, в каких-то своих прошлых жизнях и соответственно плоды Юпитера будут либо замедленны, либо … Юпитер означает способность к пониманию того, что такое хорошо, что такое плохо. Если на него смотрит – особенно если это нехороший Сатурн – смотрит на него, то Сатурн может соответственно ослабить эту способность, которую Юпитер в целом нам дает, способность различения хорошего и плохого, выбирать правильный курс действий и т.д.

Из зала:

БВГ. Да, естественно. Ладно, спасибо большое.

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы