Диск 69, л. 7
Аннотации:
Слайды о пребывании в Москве Шрилы Прабхупады, о первых киртанах, о первых педанных, о Храме Кришны в Москве.
***
По страницам истории.
На самом деле мы присутствуем с вами при уникальном событии, когда религиозное движение постепенно укореняется в новой среде. Это со всех точек зрения интересное явление. И много всяких сопутствующих событий сопровождают его — иногда хороших, иногда плохих. Но мы можем видеть, что там, где есть вера, настоящая вера, в конце концов, всегда есть победа. «Гита» оканчивается этими словами, когда Саньджая говорит, что там, где есть Кришна — Бог и там, где есть преданный Его, человек, который предан Богу, победа, в конце концов, обеспечена. «Там будет победа, торжество религиозных принципов, чистота, богатство. Процветание, все то, что необходимо для того, чтобы человек мог ощущать себя успешным». Дух всегда побеждает материю и эта небольшая история очень хорошо иллюстрирует какие-то наши маленькие победы, наши поражения в этой войне, но, в конце концов, она должна нас убедить в том, что если мы будем стойко стоять и следовать этим духовным принципам, «зло никогда не коснется того, кто творит добро». Это чакра — символ Вишну. Вишну — Бог вездесущий — держит в руках два символа (четыре, но два основных). Чакра — это символ времени и шамка ??? или раковина — это символ пространства. Бог обладает этими двумя самыми главными элементами — пространством и временем. И история находится под Его властью и время, невидимая сила, движет всем здесь.
Следующий слайд — символ нашей советской истории. Не серп и молот, а серп и тилака. Серп потому, что мы, все равно, в аграрной стране находимся. Это как бы заставка, но еще более важная заставка — это фотография Шрилы Прабхупады. — человека, который принес с собой духовное знание на Запад и чья вера, чей духовный опыт лежат в основе всего того, что есть у нас. Он в 71 году приехал в Россию и Он здесь сделал несколько предсказаний, которые я буду сейчас повторять, каждое из которых свершилось. Он же сказал, что «Вы обязательно должны открыть храм в Москве и храмы во всех больших городах». На этой фотографии мы видим Его, старого человека, улыбающимся, потому что, в конце концов, Его миссия заключается только в одном в том, чтобы заставить весь мир смеяться. С этим слайдом связана такая история: все утро Шрила Прабхупада был хмурым. Это было в Германии. И все остальные тоже были хмурыми, все Его ученики были хмурыми, они не находили себе места, думали: «Шрила Прабхупада сердится». Он вышел на прогулку, за ним потянулась большая толпа. Вдруг Шрила Прабхупада остановился и сказал: «Хотите анекдот расскажу?». «Да, хотим». Рассказал анекдот. Наверняка все из вас присутствовали при таких ситуациях, когда вам рассказывают анекдот, а вам не смешно, потому что вы не поняли. Никто анекдота не понял, но сам Шрила Прабхупада стал смеяться очень заразительно и, в конце концов, все вокруг тоже стали смеяться, как мы видим на этом слайде. Примерно по этому же принципу действует Движение сознания Кришны — сначала люди не понимают, но потом начинают смеяться. Суть миссии Шрилы Прабхупады в том, чтобы сделать людей счастливыми. Только ради этого Он делал все то, что делал и только ради этого Он приехал в Москву в 71 году, когда практически невозможно было приехать сюда и любой иностранец воспринимался как потенциальный шпион. А Он, при этом, приехал для того, чтобы говорить о Боге. Можно видеть, какой могучий город Москва, какая шакти идет от него, какая энергия. Многие завоеватели стремились завоевать эту столицу, потому что знали, что если завоюешь Москву, весь мир подчинится тебе. Так или иначе, основатели Москвы знали, что они делали. До сих пор вся Россия стонет от Москвы, пол мира. Особая энергия была. Множество завоевателей было и их попытки завоевать Москву оканчивались неудачей. В 71 году сюда приехал Шрила Прабхупада. И тут мы видим Его на фоне Кремля и у Него выражение лица, как будто Он только что завоевал всю Москву. У Него есть полная уверенность в том, что победа будет за нами. В 71 году Он сделал несколько предсказаний. Одно из них Он сделал, когда шел по Красной площади. Он остановился в гостинице «Метрополь» и по утрам, вставая рано утром, Он гулял по пустынной Красной площади, мы видим Его здесь. И однажды Он увидел военных, которые маршировали, целую колонну военных. Он долго смотрел на них, они бряцали оружием и все свидетельствовало о военной силе. Шрила Прабхупада посмотрел на Своего слугу и сказал, что через двадцать лет эта страна развалится, потому что людей нельзя удержать силой. Эти слова были сказаны в 71 году. В 91 году произошло то, что произошло и мы знаем это. Здесь мы видим этот центр, Красную площадь, по которой гулял Шрила Прабхупада, всего несколько кадров. Всего несколько кадров сохранилось из Его пребывания в Москве.
Это Он на фоне мавзолея. Мавзолей в то время, как мы знаем, был главным храмом Советского Союза, потому что в нем лежала главная святыня, которой поклонялись люди — мощи великого Ленина, люди стояли в очереди. И тоже можно видеть, что само по себе здание, культ Ленина, который был сознательно создан его преемником Сталиным, имел все аспекты религии. Само по себе здание, весь культ, почитание его «святых» мощей, все остальное было направлено на то, чтобы подчинить людей одной идее, которую несли в себе эти люди. Здесь мы видим Шрилу Прабхупаду перед самим мавзолеем. Он вместе со Своим слугой смотрит на мавзолей. И, хотя история не сохранила Его слов в этот момент, я могу себе представить, что, по крайней мере Он думал: «Не тому вы поклоняетесь, люди дорогие, потому что останки мертвого человека не спасут вас». И тут, примерно, видно это по Его выражению.
Он со Своим слугой Аравиндой на Красной площади. А это Он же, глядящий на собор Василия Блаженного, собор, который напоминает о славной духовной истории России, построенный как символ победы духа, в каком-то смысле, в честь великого юродивого Василия Блаженного, который имел смелость смеяться над величайшим тираном Иваном Грозным. И, соответственно, выражение Шрилы Прабхупады тут гораздо более благосклонно. Он смотрит на это произведение архитектуры и Он думает о том, что, в конечном счете, если у этой страны есть будущее, то это будущее должно быть духовно. Потому, что у материи нет будущего, материя обречена на смерть. Будущее есть только у духа.
Еще одна фотография сделана на смотровой площадке у Воробьевых Гор около Университета. Глядя на Москву, расстилавшуюся перед Ним, Шрила Прабхупада в 71 году сказал, обращаясь к Своему слуге, что «Настанет время, когда в этом городе тысячи людей собравшись в одном месте будут повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе».
Тут мы видим Шрилу Прабхупаду, который смотрит с этой смотровой площадки на расстилающийся перед ни серый город, затянутый туманом и при этом Он смотрит в будущее. Он видит не ту реальность, которая есть сейчас, а видит нечто недоступное нашему с вами зрению. Хотя, на самом деле, реальность была как будто бы против. Надеждам Шрилы Прабхупады, на первый взгляд, не суждено было сбыться. Он хотел встретиться со студентами, хотел рассказать им о вечной науке сознания Кришны, «Гите», но до этого Он встретился с профессором Котовским. Этот профессор Котовский ни кто иной как внук знаменитого маршала Котовского. Он свято хранил семейные традиции. Он был индологом, но при этом хранил атеизм в своем сердце. Разговор Шрилы Прабхупады с профессором Котовским напоминал разговор глухого со слепым — никак не могли понять друг друга. Один говорил о душе, другой говорил: «Души нет. Есть только коммунистическая партия Советского Союза». Много лет спустя профессор Котовский пришел к нам в храм. Когда Шрила Прабхупада уже ушел, он пришел к нам в храм на Беговую, он с удивлением осматривался вокруг, он смотрел на людей снующих в странных одеждах индийских с тилаками, людей, которые таскали стопки книг и с удивлением сказал: «Когда я встречался со Свамиджи, я никак не мог представить себе, что Его движение когда-нибудь будет расти в моей стране». В этом разница между человеком, чье видение ограничено материей и человеком, который может видеть будущее, потому что он постиг дух.
И еще один любопытный слайд, когда Шрила Прабхупада выходит из подземного перехода на улице Горького, теперь Тверской. И там, около этого подземного перехода, Его слуга Шьямасундара встретился с первым и единственным учеником Шрилы Прабхупады Анатолием Пеняевым. Анатолий Пеняев в то время промышлял тем, что ловил иностранцев на улице Горького, это было то место, где их можно было ловить, и покупал у них по дешевке джинсы. В то время синие джинсы были очень большой редкостью в России и можно было их выгодно продать. Я помню, большие деньги отдавали за джинсы. И он увидел слугу Шрилы Прабхупады, тот был одет в дхоти, и он спросил: «У вас джинсов случайно нет?». Тот сказал: «Нет, джинсов у меня нет, но у меня есть гуру. (смех) Хочешь с гуру познакомлю?». Тот сказал: «Ну, если джинсов нет, давай, хоть с гуру познакомь». (смех) Хоть что-то. С паршивой овцы хоть шерсти клок. Но, когда он встретился со Шрилой Прабхупадой, он как губка впитывал духовную философию. Шрила Прабхупада попытался вложить в него философию сознания Кришны. За три дня Он сделал чудо. Всего пять дней Шрила Прабхупада был тут, но за три дня проповеди Он смог вложить в него очень многое. И тот стал проповедовать, стал объяснять, стал говорить о могуществе Святого Имени Бога, в котором очень легко каждый человек может убедиться сам. И очень скоро десятки людей стали присоединяться, потому что он играл при этом на психологии дефицита, которая была у советских людей. Тогда всего был дефицит. И он обычно начинал свою проповедь со слов: «А у вас уже есть мантра?». Ему говорили: «Нет», потому что ничего не было и мантры тоже не было. «Хотите мантру?». Они говорили: «Конечно хотим». (смех) Мантру дают. И он давал.
Тут показан один из киртанов, когда люди, в страхе перед КГБ, потому что КГБ очень быстро заинтересовалось всем, стали арестовывать людей. Иногда люди даже уходили в лес, а КГБ выслеживало их и выходило из-за деревьев, конфисковывало мриданги, караталы. До сих пор где-то в подвалах КГБ храниться, наверное, очень много мриданг и каратал. Значит, скоро шутки закончились и начались испытания, испытания огнем, водой и медными трубами. Преданных стали сажать в тюрьмы.
Это одна из тюрем в Армении. В Армении были очень смелые люди, которые первыми напечатали «Гиту». Именно благодаря им «Гита» стала распространяться в начале 80-х годов, в 84 году она вышла, первые люди в Армении, в Литве, в Узбекистане, в России стали распространять ее. Один из них Сачисута. Он выбегал с книжками каждый день и милиция его хватала, сажала. И он снова выбегал, снова распространял и его снова хватали, снова сажали и говорили: «Не делай этого больше, посадим в тюрьму». Ну, он говорил: «Не буду» и снова выбегал и снова распространял. В конце концов его посадили в тюрьму. Ему было тогда 21 год. В сущности, я сейчас могу с полной уверенностью сказать, что он был мальчишкой. Я сам был мальчишкой в то время. Мне было немногим больше. В 23 года он умер в лагере. Тут показаны его четки, которые он сделал в лагере. Четки сделаны из ткани, узелками. Потому что, несмотря на то, что он сидел в этих страшных, жутких условиях, он все равно повторял Святое Имя, потому что вера его была слишком сильна. Эту веру вложил в него, в конце концов, Шрила Прабхупада за свой короткий визит.
Это он же перед своим алтарем. Осталось очень мало фотографий. Тюремщики не выдали даже его тело его родителям., потому что оно было слишком страшным. Он исхудал, он умер от туберкулеза и от голодания. В каком-то смысле эта смерть послужила залогом освобождения всех остальных.
Еще одна героиня первых лет — Премавати. Ее вина заключалась в том, что она организовала перевод «Гиты», который потом опубликовали на Западе, а стали посылать сюда. Ее посадили и дали огромный срок, несмотря на то, что она была беременна. Даже это не вызвало жалости у ее судей. Ее обвиняли в том, что она наносит вред здоровью советских людей распространяя вегетарианство
В тюрьме она родила девочку и девочка умерла несколько месяцев спустя. После этого поднялась страшная волна, когда люди на Западе узнали об этом, волна протеста над зверствами, когда беременную женщину сажают в лагерь, в лагере она рожает, девочка умирает. Сейчас Премавати говорит, что это была жертва, «Моя дочка принесла себя в жертву для того, чтобы освободили всех остальных». Началась волна протеста против репрессий. Несколько слайдов из-за границы. Это Швеция — протест перед Российским посольством, это в Берлине — Бхактивайбхава Махарадж слева с мридангой, тут Сачинандана Махарадж — это 86 год. Тут фотографии русских преданных и надпись: «Освободите их из тюрьмы». А это маленький Шри Прахлад, это его первая песня, которую он записал на пластинку. Тогда еще были маленькие пластинки Они записали пластинку, я не помню кто написал слова, но Шри Прахлад пел: «Мистер Горбачев, освободи моих друзей». Это был шлягер, по всему ИСККОНу пели: «Мистер Горбачев, освободите моих друзей». Пластинку подарили премьер-министру Австралии. Премьер-министр Австралии несколько дней спустя поехал с официальным визитом в Советский Союз и подарил ее мистеру Горбачеву, так что она дошла до адресата. Через какое-то время преданных стали отпускать на волю.
Это один из слайдов с первыми киртанами, потому что, как только появилась свобода, то первым делом, конечно, отправились на Красную площадь. Тут видно как толпа преданных идет на Красную площадь, подобно армии, пытающейся завоевать ее и милиционер пытается их остановить. Но никто на него не обращает внимания. И сразу же, конечно же, пришли к мавзолею Ленина, чтобы бедную мающуюся душу Ленина освободить, чтобы она тоже услышала звук Святого Имени. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Так что души его там больше нет, витающей, вот она пустая оказалась могила и соответственно охрану сняли. Раньше там был кто-то ценный, сейчас никто не охраняет. А вот это исторические слайды одного из первых киртанов, где мы видим конспирирующегося Индрадьюмну Свами в парике, который, приехав в качестве американского туриста, смотрит на все это. Тогда еще опасно было не консперироваться, поэтому приезжали в париках. Он говорит: «Парик у меня все время падал и мой сосед на меня косился». А это фотография из того же фильма, но просто фотография, когда он уже без парика, с преданными. Проповедники приезжали из-за рубежа, но вскоре, это тоже была определенная веха, первую группу русских преданных впервые выпустили в Индию. Это было жуткое событие, люди голодали две недели, устраивали демонстрацию в аэропорту, их не хотели пускать, но, в конце концов, паломников выпустили и паломники приехали в Индию, и встретились с Радживом Ганди. 60 человек, 60 первых русских преданных подарили Радживу Ганди «Гиту». Это, между прочим, ваш покорный слуга. А это Раджив Ганди держит русскую «Гиту» в своих руках. Он тогда был очень доволен и очень удивился. Вся Индия, это была сенсация,. на первых заголовках газет было, что Кришна-бхакти распространяется по всей России, что преданные есть там. И тогда же дали это ветхое здание, его построили немецкие военнопленные после войны и оно к 90-му году стало разваливаться, тут видно трещины и еще что-то. Тогда сказали: «Все равно оно разваливается. Дадим Кришнаитам. Все равно делать с ним нечего». Оттуда выселили людей и отдали кришнаитам. Кришнаиты его превратили в храм, потому что кришнаитам палец в рот не клади. (смех) Потому что там, где есть вера, там, где есть дух, — есть жизнь. Там, где нет его, есть материя и материя разваливается. Но там где есть Бог всегда есть жизнь. Можно видеть с какой любовью в московском храме, те из вас, кто был там, поклонялись Божествам. На самом деле по милости Шри Шри Нитая-Сачисуты, Божеств, которым там послонялись с любовью, все остальное случилось. Это Божества, которые пришли Сами из Маяпура в первую поездку, когда преданные поехали туда.
Это первые ягьи, которые устраивались там. А это люди, которые с энтузиазмом большим, принимают участие в ягье. Потому что участие в ягье сжигает все грехи, избавляет человека от кармы. Мы можем видеть с каким счастьем люди избавляются от своей кармы и сжигают свои грехи.
Это одна из первых Ратха-ятр на улицах Москвы. В этом году мы после долгого перерыва проведем снова Ратха-ятру. Она будет через неделю в Москве. А это то, каким образом предсказание Шрилы Прабхупады исполнилось, когда Он сказал, что тысячи людей будут вместе петь Харе Кришна мантру. Это концерт «Гауранга-бхаджан-бенд» в 1992 году, на который пришло 33 тысячи человек. 33 тысячи человек вместе пело Святое Имя. Я очень хорошо помню этот концерт. Было страшно трудно эту толпу завести. Я смотрел на поле людей со сцены и меня прошибал холодный пот, я думал: «Как же, неужели все они поймут что-то?». «Мегезин-.ютри»??? после этого концерта….. и «Новые религии в России» это была главная тема номера. Там было написано, что Сознание Кришны самая быстро растущая религия в пределах бывшего Советского Союза. Там же в этом концерте участвовал Бой Джордж. Бой Джордж пел «Харе Кришна, Харе Рама…» и все были в экстазе. Под конец концерта мы пригласили людей приходить к нам в храм, по неосторожности, На следующий день пришло семь тысяч человек. Мы пообещали, что будем кормить их изысканными блюдами индийской кухни, а вместо этого сварили гороховую похлебку, потому что ничего другого мы не смогли сделать для такого количества людей. Но в то время даже гороховая похлебка была изысканным блюдом поэтому все сошло. На самом деле сознание Кришны несет радость. Иногда люди думаю, что религия это что-то мрачное, скучное, тоскливое, что-то связанное с похоронами. На самом деле религия связана с вечной природой души и Кришна является олицетворением вечности, знания и блаженства. Можно видеть этого русского мальчика Джаганнатха, который играет Кришну, являющегося символом вечности, знания и блаженства.
А тут еще несколько кадров из нашего храма на Беговой, когда мы играли в холи. Холи ??? это война любви, когда люди вместо того, чтобы кидать бомбы друг в друга, кидают друг в друга цветные краски. В результате этого люди все становятся очень счастливыми, потому что это позволяет приблизиться друг к другу. Тут мы можем видеть счастливых русских девочек, счастливого маленького индусика, сына одного из наших преданных, старых индусов, которые смотрят, и даже чиновника русского, который тоже чуть-чуть счастливый, а чуть-чуть недоверчив. Смотрит с небольшим подозрением, думая то ли верить, то ли нет. «Не может быть так все сладко». Но есть способ убедить его. Маха-прасадам — ки джая. Способ рассеять сомнения, которые есть, когда большие торты делаются, чтобы ушли последние сомнения. Чем больше торт, тем меньше сомнений, в обратно пропорциональной зависимости они находятся друг от друга. Тут видно большой торт и, что все люди ждут, когда его раздадут.
А это торт на 850-летие Москвы 8 тонн, 8 тысяч килограмм. Мы готовили его больше недели, а раздали его за 2 часа. Тут видно как все это происходило — один кусочек торта, огромная толпа, бедный мальчик, который тут стоит.
Еще другой способ сомнения рассеивать — «Пища жизни», когда мы проявляем сострадание. Потому что, на самом деле, если ощущаешь свою вечность, то естественное желание поделиться этим счастьем вечности с другими, счастьем блаженства. И не страшно ничего — можно идти на танки, можно идти туда, где люди воюют. Преданные были первыми, кто помогал людям в Чечне, это в Назрани, в Ингушетии, бедные беженцы, дети с похлебкой. А это Грозный. Мы были первой благотворительной организацией, тут наш микроавтобус с эмблемой «Пищи жизни», первой организацией, которая приехала в Чечню еще до «Красного креста», до «Врачей без границ». Уже в начале 94 года наша миссия развернула свою работу, потому что мы знали, что нужно помогать людям, нужно делать что-то. И тысячи людей были спасены. И главное, что была спасена вера людей в будущее. Потому, что люди после всех этих перестроечных лет, после бед, мытарств, обмана, после всего того, что с ними сделали, потеряли веру в будущее. Когда они видели бескорыстных людей, приезжавших только для того, чтобы помочь им, эта вера восстанавливалась.
Это один из героев этой программы Андрей Савицкий, который погиб в Грозном. На самом деле у наших преданных, может быть не все это знают, чеченцы много раз отбирали машину и снова возвращали, чеченцы ставили их к стенке, пытались расстреливать, потом каким-то чудом они спасались. Но этот юноша погиб там от чеченской пули и после это мы закрыли свою программу там, потому что поняли, что не можем больше такого позволить. А это уже недавние кадры, но не менее героические, когда в маленьком храме на Беговой мы держали осаду, когда нас осадили со всех сторон, правда пришли не танки, но экскаваторы. Хотели нас вытеснить оттуда, сказали: «Уходите отсюда. Все, мы забираем здание, взамен ничего вам не дадим». Мы сказали: «Посмотрим кто сильнее»ю И мы стали настраивать разных политиков. Женщина, удивительная женщина, она мер Дели, очень сильная, занимается йогой, очень любит прасад, как видно из этого снимка. Особенно любит наши торты. Когда она приехала в Москву, мы пришли к ней и стали просить: «Пожалуйста, как-то поговорите с Лужковым, вы женщина, а он джентельмен, он вас послушает». Она сказала: «Я не могу, у меня этикет, у меня протокол, я должна следовать протоколу». Как только она увидела Лужкова, она сразу к нему подошла, забыла про протокол и сказала: «Нужно храм кришнаитам дать». Лужков растерялся от такой неожиданности и от отсутствия протокола и сказал: «Помогу, помогу обязательно». Потом пришла к нам и сказала: «Он обещал, он обещал». Всякий раз, когда я еду в Дели, я встречаюсь с ней. И там, стоит у нее в прихожей огромная толпа людей, просителей, но она видит преданных и сразу приглашает их к себе и говорит: «Ну, как там у вас храм?».
А это премьер-министр Индии, к сожалению уже бывший, когда мы встретились с ним в первый раз в Дели. После этого мы много раз с ним встречались и он тоже очень сильно помогал. Он очень осторожный человек, мудрый политик, один из самых старых политиков в мире и в Индии. Сколько мы не просили, он никогда нам ничего не обещал, он говорил: «Ну-у-у», он мотал головой, но при этом, как мы потом узнавали, он заступался за нас и просил, чтоб нам что-то дали.
Это другой мудрый политик. В Индии, вскоре после своего первого избрания президентом, это он с бывшим послом России. С послом этим у нас были замечательные отношения. Он знал насколько мы влиятельная организация. Когда Владимир Владимирович Путин приехал, он пригласил представителей нашего храма и организовал эту встречу. Потом долго спрашивал: «Ну как, вам понравилось?».
А это один из наших преданных Сидху прийа ??? пожимает ему руку. Это он же в более естественной обстановке, это он поет. Но при этом он очень любит общаться с политиками самого высокого ранга. Последняя встреча с Путиным в декабре прошлого года в Индии, в Бангалоре. Когда он провел с ним несколько часов в непосредственной близости и где-то полчаса разговаривал с ним о храме. Тогда провели большую работу и Путин, стоило ему намекнуть о чем мы будем говорить, сказал: «Я уже знаю о чем. Мне сказали об этом». В результате все сработало. Можно видеть какой Юрий Михайлович счастливый. Он не хотел нам ничего давать, но, в конце концов, сказал: «Да ладно, пусть берут это». Он такой счастливый был, когда он принял это решение. В конце концов дал нам 1 гектар земли на Ленинградском проспекте, в нескольких километрах от центра Москвы недалеко от Ходынского поля. Сейчас я расскажу немного об этом месте. На самом деле причина, по которой нам дали в этом месте, заключалась в том, что Беговая, где был наш старый храм, недалеко находится. И в генеральном плане развития Москвы сделали соответственно эти изменения, куда внесли план застройки Ходынского поля. Тут будет большой парк культуры и отдыха, тут большие дома, они уже строятся, музей космонавтики, потому что раньше это был внутренний аэродром, это какой-то торговый центр, музей, еще что-то, а вот это вот Харе Кришна — мандир. И они опубликовали это на своем сайте. Тут несколько фотографий с этого сайта. Какие-то тут космические совершенно, футуристические, страшные вещи они собираются строить. Я надеюсь что в реальности все будет выглядеть по-лучше. Очень амбициозные планы — это то, что есть в реальности. Они явно собираются притягивать очень большое количество людей. По задумке архитекторов это будет одно из самых популярных мест в Москве. Уже строятся большие дома, башни и даже одна «пизанская», чтобы притягивать людей. Мы вот можем видеть, что она падает уже.
Это Триумф-палас — самое большое здание в Европе, 200 с лишним метров высота этого шпиля — самое большое здание во всей Европе. Только в Америке есть более высокие здания.
Это тоже наш непосредственный сосед. Тут силуэт, на фоне которого будет построен наш храм. Когда Амбариша прабху, правнук Форда, приехал, чтобы анонсировать этот проект, чтобы рассказать правительству Москвы о наших планах, он встретился с Шамтовым ??? — заместителем Лужкова, он здесь в большой гирлянде. Важно носит. Это они потом вчетвером сфотографировались: Амбариша прабху — правнук Форда, Шамтов ??? с гирляндой, Садху Прийа и Петр 1 (смех) — групповой портрет. И он, воодушевленный своим великим предшественником, сказал: «Вы должны построить что-то удивительное, Тадж-Махал, чтобы у нас в Москве тоже Тадж-Махал был». Мы сказали: «Тадж-Махал, так Тадж-Махал. Построим Тадж-Махал. Нам не привыкать. Вот храм во вриндаване, вот в Дели». Мы ему показали тогда разные храмы и говорили, что во всех уважающих себя столицах есть индуистские храмы. В Торонто, я только что приехал оттуда, там сорок индуистских храмов. Это храм в Дели, это в Бангалоре — тоже наш храм ИСККОНа. Это одно из чудес современной архитектуры в Индии. Это еще один индуистский храм, не наш, но тем не менее очень знаменитый храм в Гуджарати. Мы были там недавно с Николаем. Это храм Свами Нараяны той же самой группы в Лондоне. Мы показывали много разных фотографий, как индуизм уважают во всем мире ( в частности один храм): мэр Лондона, королева Елизавета Английская приходили в этот храм, чтобы почтить его, принц Чарльз приходил туда. Это одно из самых замечательных современных архитектурных зданий во всем мире. Во всех архитектурных журналах оно занимает первое место среди современных религиозных архитектурных произведений. Мы сказали, что мы тоже сделаем что-то вроде этого, потому что для Кришны нужен хороший дом. Сам Бог хочет прийти в Москву. И не один, а со всей Своей семьей. Его нужно принять как следует. И мы решили построить храм по прототипу этого самого знаменитого храма Вишну в Индии. Это храм в Джаганнатха Пури, древний храм, датируемый Х1 веком нашей эры. И мы, взяв его за пример, решили построить. Вы наверняка видели эти фотографии нашего первого проекта. Я вам покажу сегодня наш последний проект и вы будете одними из первых, кто его увидит. К сожалению этот проект нам «зарубили», сказав: «Это конечно Тадж-Махал, но уж слишком Тадж-Махал. Не ожидали, что вы так развернетесь».
Красивый, всем очень понравилось и все были в восторге, а главный архитектор Москвы говорил нам: «Какой потрясающий храм. Как вы смогли так сделать?». Ему очень понравилась сама концепция, каким образом современность и традиция сочетаются в этом храме. Все понравилось, но не всем это понравилось. Всем понравился храм, но не всем понравилось, что это будет кришнаитский храм. Тут мы можем видеть храм ночью во всей его красе, когда он светится. Посмотрим, что мы на самом деле построим.
Это то, как он должен был выглядеть на фоне существующих зданий. И, когда мы принесли, нам сказали: «Очень красивый храм, но он как-то не вписывается в то, что там есть». Мы сказали: «Как не вписывается? Смотрите как вписывается». «Он не вписывается, слишком красивый». Это был один из предлогов, по которому нам запретили это делать.
А это в прошлом году когда знакомили бывшего премьер-министра Индии с этим проектом и уговаривали его приехать к нам на закладку камня. У нас начались проблемы, потому что нам подарили его неестественным образом, все знают об этом, и проект застрял на какое-то время. Мы пошли к нему и сказали: «Вы с самого начала были, Вы были у его истоков, Вы должны же как-то это довести до конца». Он надолго задумался, потому что это политическое дело, и тут видно в каких тяжелых раздумьях он находится. И Гопал Кришна Махарадж, который свою просьбу высказал Мадана-мохану, который сидит там и он с тяжелыми раздумьями. Потому, что они политики, им нужно политическую конъюнктуру блюсти. В конце концов он сказал: «Хорошо, я приеду. Я заложу камень». И, когда он уже дал свое согласие, мы начали готовиться к этому, делать сценарий, то пришло известие о том, что МИД Российской Федерации ему запретил сюда приезжать, что возникло еще очередное препятствие. Нас в какой-то момент уже начало охватывать отчаяние — вроде бы дали, потом перестали давать. И это причина, по которой нам не дали. Христиане весной прошлого года организовали большую демонстрацию и вся демонстрация была посвящена исключительно нашему храму. «Слава Христу, смерть Антихристу». Теперь догадайтесь с трех раз кто такой Антихрист и его представители? (смех). И вот эти православные хоругвиносцы тут и еще кто-то. Потому, что у людей нет понимания, что Бог один. «Сектанты, руки прочь от Ходынки». Не понятно кто сектанты в этой ситуации. Целую неделю их радио вещало только о Кришне. Радует лишь, что все передачи начинались с имени Кришны и кончались именем Кришны. Этот «замечательный» человек — Александр Леонидович Дворкин, жизнь и душа всего этого движения. Можно видеть какой он счастливый. Это один из самых счастливых дней в его жизни. Собрал огромное число людей, обманув их. Тут разные люди были. Вот тут написано про наше общество: «Общество сознания Кришны — международная экстремистская организация». Там же было написано, что мы албанцам каким-то помогаем в Косово православных душить, еще что-то. Чего про нас только не сказали. Так много мы узнали. Бедные люди вышли поверив во все это. Так людей стравливают. На самом деле политики стравливают людей. Зачем натравливают этих хороших русских людей на нас? Можно видеть этого человека, у него вековая скорбь на лице отразилась: «Тут еще сектанты какие-то, кришнаиты».
Это самый любопытный плакат из всех, тут написано: «Возродим традиционные нравственные ценности» и рядом череп с перекрещенным костями. Действительно, очень традиционные нравственные ценности.
Людей сознательно натравливают. Это кадры немножко из другой оперы, но, в сущности, результат того же самого. В Ростове-на-Дону одна газетенка «Вечерний Ростов» в течение года публиковала практически каждую субботу пасквильные статьи о нашем обществе, выдуманные, клеветнические. В результате в какой-то момент пришла шайка людей, во главе был поп-расстрига, и они стали вести религиозный диалог таким образом: с лопатками саперными, с арматурой и еще с чем-то. Это то, чем это все кончается. В любом случае, несмотря на все это, у нас есть защита. Так что нам ничего не страшно. Мы смело двинулись в межконфессиональный диалог.
Это Рави Гупта, Радик Роман, ??? самый молодой доктор наук из Оксфорда. Он защитил докторскую диссертацию по теологии Дживы Госвами. Мы устроили встречу в связи с его приездом с представителями богословия, чтоб показать, что мы нормальная конфессия, у нас есть своя философия, свое богословие. Проблема заключается в том, что у нас разные весовые категории. Можно посмотреть на преданных и представителей противоположной стороны. (смех) Трудно вести диалог, но тем не менее мы стараемся, потому что Бог все равно один. Какие-то сдвиги в этом направлении есть, хотя категории все-таки разные.
Это наш разрушенный храм на Беговой, когда экскаватор все-таки подошел туда и начал сносить его. Это Вишнурата, скорбящий на его обломках. Это очень любопытный кадр, потому что единственная комната, которая осталась не разрушенной, это его кабинет. Он был главным пуджари и читал защитные мантры. Она была последней, которая пала под ковшом экскаватора. Но тут произошло чудо, потому что компания, которая пыталась нас вытолкнуть оттуда, говорила: «Каждый день мы теряем деньги. Нам нужно строить, у нас большое строительство». В результате этого за год, больше года, с тех пор, как они нас выселили, единственное что они смогли сделать это выкопать большую яму на месте нашего бывшего храма. Ничего они построить не смогли и, по слухам, разорились полностью. Так свершилась русская поговорка: «Не рой другому яму, а то сам в нее попадешь». А мы тем временем переехали на новое место. И тут не возможно без благодарности вспомнить эту компанию, потому что на самом деле эта компания построила нам новый храм. Это новая земля, которую нам выделили несмотря на все эти политические сложности и «Домострой» построил нам небольшое временное здание. На данный момент они являются самым большим нашим спонсором. Они потратили 150 тысяч долларов, или около того, на строительство этого храма. Хотя оно маленькое, но тем не менее лучше, чем ничего. И целый год оно нам служило. Оно до невозможности убогое. До потолка можно коснуться рукой, даже не разгибая ее как следует. Прыгать там нельзя, потому что можно пробить потолок. Но, несмотря на это, преданные знают, что преданность заключается в том, чтобы поклоняться Шриле Прабхупаде. И ничуть мы не снизили стандарта. Там Божества те же, что и были, и Они с той же самой пышностью принимают поклонение. Вы видите низкий потолок и Их, которые по прежнему счастливы и по прежнему дарят Свою милость преданным.
Тут преданные, веселы, чистят морковку на улице. Проблема заключается в том, что воды нет и кухня толком не может функционировать. Тут возможно видеть как готовится воскресный пир, люди на улице в кухнях это делают. Когда мало народу, то понятно — все в храме помещаются, а много народу — уже никто нигде не помещается, нужно на улице кормить людей, на площадке. Это было в прошлом году. А это то, каким образом, так как не было воды и канализации, наполняли водой. Каждый день приезжал водовоз, мужик ведра наполнял, был специальный контейнер, преданный со шлангом наполнял этот контейнер. И все было хорошо, пока лето было. Потом настала осень Это наши биотуалеты — очень важный элемент каждого храма. А это они же зимой, чтобы вы более отчетливо представили себе сложности, через которые мы проходили.
Еще одно препятствие на нашем пути. Зима была холодная, -20 практически все время, огромное количество снега. Тогда преданным приходилось мыться на улице, выходить и ковшом на себя выливать воду. Они выбегали перед мангала-арати, окунались в холодную воду, кричали: «Шрила Прабхупада — ки джая» и бежали петь «Самсару» о том, как духовный учитель спас меня из пожара материального существования окатив холодной водой.
Но, несмотря на это, мы сохранили все то, что было, постарались по крайней мере. Это преданные санкиртаны. Они все были «усыновлены» одним преданным — Сиддхантой прабху. Он построил большой дом и приютил у себя дома 30 или 35 человек. Он сделал там храмовую комнату. Это часть его новых сыновей.
У него своя семья, вот он стоит сбоку, и у него вдруг оказалось такое количество сыновей, родственников, живущих с ним в одном доме. Тут виден он, его жена — героическая женщина, которая готовила на всю эту ораву, его маленький сын, который затерялся там, еще крохотная дочка есть и брахмачари. Тут видно, что он уже слегка на пределе.(смех). Но жена его по прежнему счастлива.
Но несмотря на трудности мы продолжали, расширяли даже «Пищу жизни». Это детский фонд «пища жизни». Он тоже действует. В этом году 1 июня мы накормили детей арендовав целый пароход для них., детей из детского дома. Это мы вместе с ними.
А это мы от отчаяния сжигаем чучело Холики во время Гаура-пурнимы. Холика — олицетворение вселенского зла. И мы от полного отчаяния решили ее сжечь, чтобы в конце концов установилась справедливость. Как это ни странно — помогло. А это Холи в новом храме. Несмотря на все эти сложности, несмотря на то, что храм на какое-то время «повис», все праздники стали еще более пышными, более буйными. Тут видна война красок, что люди еще более счастливые и еще более измазанные. Это то, как это происходит. Кидаться нельзя, но можно подойти и спросить: «Хочешь я тебя измажу?». И ты должен сказать: «Да, хочу». Есть такой пароль «Холи ге» и человек должен сказать: «Холи ге». В результате получается вот такое. Это последний кадр с Холи — человек в полном экстазе.
Другие праздники. Тут видно как маленькие дети принимают участие в абхишеке, как они омывают Божества, маленький мальчик смотрит на Них молитвенно.
Это девочка омывает Их.
А это уже последние праздники, потому что мы, истомившись в маленьком храме, решили установить огромный пандал. Это уже последний праздник, который мы празднуем там. Пандал может вместить 800 человек. Люди приходят в этот пандал и с огромным энтузиазмом кричат Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Вот несколько слайдов с последнего праздника. Это как носили Божества по территории, благо территория большая. Тут Югадхарма в полном экстазе со своими Божествами на голове. Они ему на голову сели уже. Это наши гопи танцуют танец раса. Одна гопи поет, другая на флейте играет, чтобы все было в порядке. Это прасад в новом пандале. Мы решили, в конце концов, для того, чтобы совсем быть традиционными, провести Го-пуджу. Привели теленка. Теленка звали Слон по странному совпадению. Тилака у теленка естественная. И провели ему пуджу, чтобы быть традиционными индусами, гирлянду на него надели. В результате этого теленок пришел в полный экстаз (смех) Видите, в каком он восторге Сознание Кришны живет.
А это в Индии в этом году. Мы приехали и рассказывали индусам в Бомбее о нашем храме. Это один индус, который пришел сюда. Он с трудом говорил на английском, а по-русски: «Я желаю вам успеха. Я очень впечатлен». Он желает нам построить этот храм.
И в завершение хочу показать несколько замечательных религиозных зданий в Москве: Собор Христа-спасителя, который стал символом новой России, собор Василия Блаженного, одна из кремлевских церквей на территории Кремля, синагога в Марьиной роще, новая мечеть на Поклонной горе, католический собор в Москве. Разные веры, но, в конце концов, люди обращаются к одному и тому же Богу и это их способ обратиться к Богу. А это храм кришнаитов в Москве Сейчас такой, а должен быть вот таким. Или может быть не таким. На самом деле, как я уже сказал, несмотря на эти все сложности, так или иначе у нас есть хорошие новости. Не так давно проект храма утвердили и мы работаем в полную силу по этому проекту. Очень скоро, я думаю, если все будет хорошо, мы начнем строить Это был промежуточный проект. Когда не утвердили первый проект, мы сделали проект в раджастанском стиле. Мы сказали: «Может вам такой понравится? На Тадж-Махал похож». Нам сказали: «Нет, такой тоже не нравится слишком кудрявый». Потом было еще несколько проектов. В конце концов это то, на чем мы остановились. Это предварительные наброски. На самом деле здание будет выглядеть вот таким образом, оно будет в виде каре. Вот это будет храмовая комната, тут может быть достроен какой-то купол, внутри будет внутренний двор. Оно будет в полном соответствии с канонами васту. По васту как раз должен быть внутренний двор. Внутренний двор может легко превратиться в красивый зимний сад. Вот тут будут располагаться офисные помещения, магазины, ресторан, еще что-то такое. Это тот проект, который, в конце концов, на утвердили. Нам сказали: «Хорошо, ребята, стройте что-то вроде этого, оденьте его красиво как-то». Это первый набросок того, как его можно одеть, то есть, в принципе, оно может быть очень красивым. Оно будет сочетать какие-то стеклянные элементы, элементы из резного мрамора, еще чего-то. И это то, что мы сейчас, по идее, собираемся строить. Главное, что мы должны построить дом для Кришны. Кришна — Бог, Он хочет прийти. Некоторые говорят: «Слишком много, размахнулись». А я думаю: «Ну неужели ж мы все вместе, на сколько людей -тысячи людей в России, неужели мы все вместе не построим один маленький дом для Бога?». Сам Бог Шри Шри Радха-Мадхава решили прийти в Москву. Шримати Радхарани хочет прийти, Кришна хочет прийти, неужели мы не сможем Их принять как следует! В этом году мы уже едем заказывать Божества. Скоро будет проект этих Божеств, они будут очень похожи на вриндаванские Божества. Но все зависит от нашей любви и преданности. Мне говорил стапати — скульптор, что Божества имеют ту форму, какую форму имеет преданность людей. Он говорит: «Я не сам делаю их, Они сами выходят какими Они хотят». И Их красота зависит от того, насколько мы ждем Их, насколько мы готовы принять Их, насколько мы готовы исполнить желание Шрилы Прабхупады для того, чтобы этот храм был. Тем временем нам остается петь. А что еще остается делать? Правды нет. Но мы не унываем и мы уверены, что вера поможет нам это сделать, вера и помощь всех вайшнавов. Я езжу, прошу всех вайшнавов: «Пожалуйста, помогайте, молитесь, посылайте свою любовь, свою поддержку. Если у вас есть какие-то пожертвования, пожалуйста, посылайте все, что можете». Потому что, когда мы построим этот храм, это будет большая победа для всех нас, для каждого из нас. Это будут первые Божества Радхи и Кришны вло всей России и все, что мы сделаем для Них, будет нашей вечной заслугой, которая всегда с нами останется.
Спасибо большое. Шрила Прабхупада — ки джая.