Омск (8.08.2005 г.) Реинкарнация

Диск 69, л. 9

Аннотация:

Закон вечного существования души. Смерть является очередной переменой, которую мне придется испытать. Тот опыт, который я набираю в этой жизни,  я перенесу в следующую жизнь. То, о чем человек вспоминает в последний момент своей жизни, станет его следующей жизнью. Вопросы о перевоплощении души.

***

Я немного расскажу о каких-то вопросах, которые важны для каждого из нас. В частности, я попытаюсь затронуть тему перевоплощения души или перемещения души, трансмиграции, как иногда ее называют, и очень тесно связанную с этим тему кармы или судьбы.  Потому, что, в зависимости от того насколько мы понимаем эти процессы, верим в них, насколько мы осознаем механизмы, заложенные в них, зависит то, каким образом мы действуем. Большая часть людей особенно в наше время считает, что мы живем только один раз. И соответственно девиз, под которым эта жизнь проходит: «Живем один раз, после нас хоть потоп. Нужно максимум выжать из этой жизни». Однако, если  человек поймет, что все-таки он живет не один раз, это может очень сильно повлиять на его нынешнюю жизнь.  И мне сегодня хотелось поговорить именно об этом не затрагивая особенно даже понятия Бог. Потому что Бог это несколько более высокое понятие. Сегодня мне хотелось поговорить о нас, о том, каким образом мы с вами живем и какие законы управляют нашей жизнью. И я буду, естественно, опираться на ведическую философию и на «Бхагавад-гиту». «Бхагавад-гита» хотя и говорит о Боге, но тем не менее это книга, которая формулирует универсальные законы. Основатель нашего общества говорил, что духовная наука не в меньшей степени наука, чем все остальные науки. Наука значит, что можно поставить эксперимент, наука значит, что можно поставить что-то под сомнение, наука значит, что можно что-то проверить непосредственным образом. И наука значит законы, которые действуют везде, независимо от национальности, религиозной принадлежности или еще чего-то. Религию можно принимать, можно не принимать, она относительна в каком-то смысле. Наука есть наука. Это законы, которым все подчиняются. Один из этих законов — это закон вечности души и закон вечного существования души. И мне хотелось сегодня поговорить об этом, потому что далеко не для каждого эти вещи являются очевидностью. Собственно «Гита» как книга, излагающая основы духовной науки, начинается именно с этого, когда нам объясняют, что есть нечто вечное в нас, не умирающее, которое составляет основу нашего бытия, фундамент нашего бытия  В ведической философии проводится различие между телом, которое меняется, между умом, который постоянно меняется и между тем, кого в ведической философии называют наблюдателем. Если мы заглянем далеко вглубь себя, мы поймем, что я, помимо того, что я тело, — безусловно, когда я смотрюсь в зеркало, кто я? Я это тело. Я подвожу брови себе, губную помаду намазываю, зубы чищу, бреюсь — это все тело, — но тем не менее, если мы посмотрим немножечко глубже, мы увидим разницу между «Я», которое наблюдает за этим телом и телом как таковым. Тело меняется, но наблюдатель не меняется. И это очень легко ощутить, потому что мы подходим к зеркалу в какой-то момент и думаем: «Как я постарел». Кто постарел? И первая реакция, которая охватывает человека в этот момент, когда он видит свое тело постаревшим, это реакция шока. Если бы это было естественно, если бы это было само собой разумеющимся, человека не охватывал бы в этот момент перехода шок. Психология знает, что человек на протяжении своей жизни переживает так называемые кризисы переходного возраста. И, как правило, суть этого кризиса сводится именно к тому, что тело меняется и человеку нужно приспосабливаться к переменам. Почему ему нужно приспосабливаться к переменам? Потому что он сам не изменился. Он сам, это «Я», тем временем остается тем же самым, но тело поменялось каким-то самым драматическим образом. Маленький мальчик, когда он становится подростком, его тело претерпевает перемены и он не знает каким образом себя вести. Требуется определенное время, чтобы приспособиться к новой роли, которую ему нужно играть. Потом опять в течение какого-то времени все остается неизменным, но потом рано или поздно наступает новый кризис, кризис середины жизни когда человек чувствует, что жизнь уходит, что наступает старость, что приходит новый период и ему нужно играть новую роль. Так вот, изначально в Ведах проводится различие между наблюдателем, который остается неизменным при всех этих изменениях, и телом, которое изменяется, тем, кто наблюдает за всем тем, что с ним происходит, тем, кто, собственно, испытывает все то, что с ним происходит и механизмом, который обеспечивает все эти перемены, который обеспечивает эмоции, который обеспечивает какие-то чувства и все остальное. Это довольно тонкая разница, но тем не менее нам очень важно ее понять, потому что, скажем, когда люди пытаются моделировать тот же самый искусственный интеллект, то чего они никогда не могут и не смогут (это мое очень твердое убеждение, не имеющее отношения нисколько к моим «сектантским», так сказать, воззрениям) смоделировать в компьютере «Я». Да, можно заложить в программу в компьютер, компьютер может говорить, компьютер может петь, компьютер может даже слушать, компьютер сможет даже воспринимать запахи если вложить в него рецептор, но в компьютере никогда не будет «Я», которое эти запахи воспринимает. Да, можно заложить программу и компьютер будет воспринимать запах и если этот запах, с нашей точки зрения, плохой, то на дисплее компьютера или даже из динамиков компьютер будет раздаваться голос: «воняет!». Но при этом мы отлично знаем, что в компьютере нет никого, кому этот запах неприятен. Это всего лишь некая механическая программа или симуляция нашего «Я», самого я там нет. Когда компьютер выключается, он не кричит: «Пожалуйста, сохраните мне жизнь, я хочу жить, я хочу испытывать». Изначально, и это очень важное положение для всех нас, нужно понять, что есть некое «Я», не имеющее отношения ни к уму ни к телу. Потому что ум и тело можно воспроизвести. Тело — механизм. В конце концов, его можно даже разобрать на запчасти, собрать из других запчастей. Ум тоже механизм до какой-то степени. Ум более сложный механизм, это интеллектуальный механизм, механизм на уровне компьютера, но тоже механизм. В нем нет жизни или источника сознания, источника опыта. Тогда как у нас есть то, что этот опыт несет, субстрат опыта. Я получаю опыт через глаза, через тело, я получаю опыт через ум, но кто это «Я»? Есть какое-то существо, которое считывает электрические импульсы. В конце концов  весь этот мир, который мы воспринимаем, которым мы наслаждаемся,  преобразуется в виде каких-то электрических импульсов в нашем мозгу. Но жизнь не сводится к этим электрическим импульсам. Потому что электрические импульсы есть в компьютере, есть в каких-то других вещах. У нас есть кто-то, кто смотрит на эти электрические импульсы и говорит: «Этот импульс мне нравится, а этот нет. Это чистота. Потрясающе, классно! А это — фу, противно, отвратительно!». И именно с этого начинается «Гита», с того, что бы мы поняли разницу между мной, остающимся неизменным, и наблюдающим за всеми этими переменами, мной, который не подвергается этим переменам и чем-то, что этим переменам подвергается. Это «Я» не сводится даже к памяти, потому что меня можно лишить даже памяти. Я могу забыть все, но при этом буду ощущать, что я остался тот же самый, я просто все забыл. Это тот же самый «Я», который забыл.

Я пытался однажды объяснять эту философию или теорию реинкарнации того, что это я переселяется в другое тело после смерти, оставаясь тем же самым «Я», тем же самым испытывающим опыт даже после того как тело умирает (а это, собственно, первое положение, о котором говорится в «Гите»). Есть разные перемены на протяжении жизни. Даже на протяжении жизни мы меняем свое тело много-много раз. Каждые семь лет все клетки нашего тела меняются. У меня было маленькое тело, потом оно подросло, потом я стал большим дубиной, потом я стал мужиком, потом оно постепенно начинает стариться и я превращаюсь в старца. И Кришна говорит: «В тот миг, который мы называем смертью, происходит всего лишь перемена тела точно также, как эти перемены тела мы уже переживали, и этот «Я» переносится в другое тело, точно также как это самое «Я» переносилось во всех переменах этого тела на протяжении моей жизни». Когда я рассказывал об этом одному человеку, он возмутился. Он сказал, что, даже если что-то там начнет жить новой жизнью, это буду не я, это будет кто-то другой. И, на первый взгляд, это хороший аргумент, потому что, ну,  действительно это буду не я. Я спросил у него: «А кто вы?». И он стал говорить: «Я — это тело, я  — это мои друзья, я — это мои родственники, я — это улицы, по которым я брожу и который я люблю». Я сказал: «Давайте поставим мысленный эксперимент. Завтра на ваш город упадет атомная бомба и от улиц, которые вы любите ничего не останется. От родственников, с которыми вы себя отождествляете и которые являются частью вашего «Я», тоже ничего не останется. От вашего тела тоже останется какой-то его кусок, не все оно сохранится. Будете это вы или не будете вы? Вы будете страдать или это кто-то другой будет страдать?». Он вынужден был признать, что это будет он и что он будет страдать. Почему он будет страдать? Именно потому, что все то, что он привык считать собой, в какой-то момент поменялось. На самом деле в этом главный источник наших страданий. Почему человек с таким ужасом и с такой трагедией воспринимает смерть, свою ли смерть или смерть своего близкого?  Потому что это часть нашего, так сказать, ложного «Я», потому что, когда умирает мое тело, все меняется. Когда умирает кто-то близкий, он тоже часть моего существа. Но с самого начала, тем не менее, человек должен понимать, что есть «Я», отличное от всех этих перемен, остающееся неизменным во всех этих переменах. И точно также как на протяжении жизни я испытывал эти перемены, смерть является очередной переменой, которую мне придется испытать. Сегодня я разговаривал на эту тему с еще одним человеком. И он стал говорить, что в какой-то момент, когда ученые изобретут нужные программы, они смогут заложить эту программу в компьютер. Люди, которые занимаются искусственным интеллектом, на самом деле не могут даже приблизиться к решению этой проблемы. Они не понимают что значит это «Я», не могут даже близко подойти к этому. Я могу со всей определенностью утверждать, что даже если в какой-то момент компьютеры начнут воспроизводить сами себя (один человек говорил, что роботы будут воспроизводить сами себя…) разница все равно будет заключаться в том, что даже если компьютер-мама породит компьютер-дочку и компьютер-дочка сломается, то мама не будет плакать горючими слезами о том, что эта дочка сломалась. Потому что там не будет ее, там не будет души. А этот субстрат или субъект, который испытывает все, и называется духом и он отличен от материи. На самом деле в этом разница. Если мы хотим дать определение духа, то дух — это тот, кто испытывает. Тогда как материя это то, что претерпевает изменения. Дух это тот, кто чувствует эмоции, переживает, дух это то, что, в сущности, и является нами. Потому что, опять же, тело меняется, я не меняюсь. И в Ведах сформулирован закон, который, в сущности, признавали все древние культуры мира. Не только в Индии. В Древнем Египте, изначальное христианство, иудаизм, особенно в мистической своей части, в какой-то степени мусульманство. Все они признавали, что душа, во-первых, существует вечно. И вечно значит, что я не существую только с того момента, когда я появился на свет в этом теле. Я существовал до этого.

Если мы задумаемся и глубже посмотрим в себя, мы сможем ощутить это внутри. В «Шримад-Бхагаватам», одном из наших писаний, объясняется почему я забываю свою прошлую жизнь. На самом деле мы все родились не с чистого листа. Человек, даже если он маленький человек, по нему сразу видно, что у него уже есть какие-то качества. Эти качества далеко не те качества, которые он приобрел от своих родителей. Можно посмотреть на маленького ребенка и увидеть: «Негодяй лежит». Видно сразу, он еще не может хитрить и не может притворяться. Можно видеть тенденции какие-то по его лицу, еще по каким-то вещам. Можно видеть, что человек рождается уже с определенной программой. Эта программа по другому называется судьбой, эта программа по другому называется кармой. Эту программу по разному можно называть, но суть то в том, что эта программа не случайна. И многие  знают, что есть люди, которые предсказывают будущее в соответствии с тем, что есть сейчас у нас. Я получил определенное тело, определенные склонности и, более того, даже определенные достижения, например, количество денег, которые я получу. Это тоже, в каком-то смысле, записано или предопределено до определенных пределов в соответствии с тем, кем я был до этого. Но я забыл свою прошлую жизнь. Естественный вопрос, который возникает сразу: «Почему я забыл свою жизнь? Почему я не помню? Почему я ничего не могу вспомнить». Очевидный ответ, который следует на этот разумный вопрос заключается в том, что, во-первых, даже в этой жизни я мало чего помню. Я не помню как я был маленьким мальчиком, я почти забыл что случалось со мной в детстве. Даже в это жизни очень мало что осталось. Но что осталось со мной — наработанные качества. Что-то в подсознании тем не менее осталось, что формирует меня таким, как я есть сейчас, хотя я не помню деталей. Я помню в целом, что я существовал,  что я был, что я жил, что я что-то испытывал, но большую часть я забыл. И пример, который при этом приводится, что даже в этой жизни, например, я могу пойти в кино (все ходили в кино?) и смотря на экран я полностью забуду о своей жизни. Правильно? На полтора часа, если кино хорошее, человек полностью отключается. Он не помнит о своем теле, он не помнит о своих родственниках, ни о чем. Он там, он живет там. Потому что в этот момент он испытывает то, что происходит там. Он взаимодействует с тем миром, который ему представляется на экране и он забыл об этом. Точно то же самое происходит в тот момент, когда душа получает новое тело. Новое тело это всего лишь навсего новый чувственный опыт. И подобно тому, как я оказываюсь в темном зале, а это очень важный аспект, душа оказываясь в новом теле, в каком-то смысле, оказывается в темноте. И это новое тело это единственный источник света для него, единственный источник опыта. Точно также, как душа, оказавшись в кинозале, начинает жить тем, что происходит на экране, точно также я, оказавшись в новом теле, начинаю жить новым телом. И в этот момент я забываю обо всем, что было со мной в другом теле, как я в кинотеатре не помню что было со мной до этого. А потом я выхожу и снова вспоминаю. Все возвращается. Почему? Потому что опять мое взаимодействие с этим миром происходит через определенные каналы этого тела. Иначе говоря, забвение прошлой жизни очень естественно. Более того, человек может вспомнить свою прошлую жизнь, потому что в нашей памяти хранится все, что я переживал до этого. Есть опыты, которые называются гипнотической регрессией, когда человека помещают в гипноз. И гипноз это, в сущности, состояние, когда отключают его сознание, но подсознание продолжает действовать. Он продолжает существовать на уровне подсознательной памяти и в этом гипнозе гипнотизер, человек, который ведет его по этому опыту, проводит его куда-то по его жизни назад. Он говорит: «Вот тебе столько лет» и человек вспоминает и начинает что-то говорить, какой-то опыт приходит, из подсознания всплывает эта память. Потом он его доводит до детства и человек становится ребенком, в каком-то смысле, потому что весь этот опыт накопленный у нас хранится. Потом он его доводит до точки его рождения и потом он проводит его дальше. И в этот момент человек вдруг начинает говорить на совсем другом языке, на котором он говорил в прошлой жизни, который он в этой жизни совсем не знает, но этот язык хранится у него. Иначе говоря, субстрат, который несет на себе опыт, он остается. И этот субстрат и есть «Я». Здесь сейчас у меня одна серия, когда я умру это будет другая серия. Это многосерийная картина, картина с продолжением. И у нее есть режиссер, его не видно, он находится за сценой. Этот режиссер —  Бог. Но мы о Нем сейчас не говорим. Нам не важно, в конце концов, есть он, нету. Но, если я буду очень хорошо наблюдать, я могу увидеть как это все действует. Что это не просто какие-то сказки, что это реальность, что я родился уже с каким-то опытом. И тот опыт, который я набираю в этой жизни,  я перенесу в следующую жизнь. И это, пожалуй, самое существенное из того, что мне хотелось сегодня сказать, потому что опыт никогда не проходит зря. И моя следующая жизнь в каком-то смысле является логическим продолжением моей нынешней жизни. Точно также, как на протяжении этой жизни следующая фаза моей жизни является логическим продолжением того, что я делал до этого. В зависимости от того, как я прожил среднюю часть своей жизни, моя старость будет либо счастливой, либо несчастной, либо здоровой, либо нездоровой. И точно также моя следующая жизнь очень сильно зависит от того, что я делал в этой жизни и какой опыт я приобрел. Этот закон сформулирован в «Бхагавад-гите» — каким образом происходит этот переход из одного тела в другое и почему я получаю тело определенного вида. Люди, которые испытывали опыт клинической смерти… Этот опыт огромен. Есть огромное количество задокументированных случаев, когда в момент клинической смерти, когда тело мертво, мозг мертв, мозг не работает, по всем энцифалограммам прямая линия, никакой деятельности нет, но тем не менее что-то остается. Многие из них говорят об одном интересном феномене. Этот феномен заключается в том, что в момент смерти или в момент непосредственно предшествующий смерти перед глазами человека проходит вся его жизнь. Иначе говоря, память, которая остается у нас просто уйдя куда-то в подсознание, вдруг всплывает и человек видит все то, что он делал. Как в быстром кинофильме очень быстро прокручивается вся жизнь. В результате прокрутки этого кинофильма человек видит некий образ. И в «Гите» говорится, что тот образ, который ты вспомнишь в момент смерти (причем этот образ не произволен, он запрограммирован всей нашей предыдущей жизнью), тот образ, который ты увидишь, то, о чем ты будешь думать в момент смерти, ты станешь этим в следующей своей жизни. Есть русская поговорка: «Перед смертью не надышишься».Как правило, перед смертью люди вспоминают о каких-то своих планах, о чем-то, что они не исполнили, о каких-то не исполненных желаниях. Они начинают цепляться за последние минуты своей жизни и они вспоминаю именно об этом. И следующая наша жизнь, в сущности, это шанс для нас достичь того, чего мы не достигли в предыдущей жизни, исполнить то, что мы не исполнили.

В «Махабхарате», древнем ведическом эпосе, рассказывается история одной из ее героинь. — Драупади. Она в прошлой жизни была старой девой.  Так или иначе ее прокляли что у нее не будет мужа. И перед самой своей смертью, когда у нее спросили: «Что ты хочешь?», она сказала: «Хочу мужа, хочу мужа, хочу мужа, хочу мужа, хочу мужа». Она очень сильно хотела мужа и повторила это пять раз. В следующей жизни у нее было пять мужей. Так ее желание пятикратно усиленное пришло к ней в виде  пятерых мужей в следующей жизни. Что, собственно, из этого следует? Из этого следует, что точно также как наша теперешняя жизнь, то, что я делаю сейчас, в каком-то смысле подготавливает мою старость, точно также, в целом, от  того, что я делаю сейчас (и не просто делаю, а и от того, что я думаю сейчас) зависит моя следующая жизнь. На самом деле именно мой ум является творцом моей следующей жизни. Самым лучшим примером из классической литературы является «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. И там все то, о чем я говорил, рассказано в виде притчи, когда каждый поступок человека отражался в виде какой-то черточки на его теле. Каждый поступок человека или каждая наша мысль на самом деле отражается сначала на нашем уме, на нашем тонком теле. Наше тонкое тело подобно пластилину. Оно очень гибкое, ум очень подвижен и каждая наша мысль так или иначе делает какой-то вклад. Каждый наш поступок, каждая наша подлость или наоборот каждый хороший наш поступок  формирует наше тонкое тело особым образом. А от тонкого тела зависит наше грубое тело. На самом деле человек выглядит, особенно в старости, когда нужно подводить какой-то итог, так, как он заслужил выглядеть. Есть даже такая поговорка, я уже не помню чья, «В 20 лет я выгляжу так, как я хочу выглядеть, а в 70 я выгляжу так, как я заслужил». Я уже никого обмануть не смогу ни косметикой, ни пластическими операциями. Мое тело приобретает форму соответствующую очень простой вещи, которую называют кармой — то, что я делал в этой жизни, отражается на моем теле. Мое следующее тело, моя следующая жизнь будет логическим продолжением этого, я получу, опять же, то, что я заслужил в этой жизни. Мой переход в следующее тело и в следующую жизнь будет в высшей степени логичным. И он будет очень сильно зависеть от того, что я делаю и, главное, от того,  о чем я думаю сейчас. Поэтому универсальный закон очень простой. Он сформулирован в «Бхагавад-гите», где говорится, что то, о чем человек вспоминает в последний момент своей жизни, станет его следующим телом, станет его следующей жизнью. И суть то в том, чтобы вспомнить о чем-то хорошем. Если я хочу, чтобы моя следующая жизнь была хорошей, то я должен постараться вспомнить о чем-то хорошем. Чтобы я вспомнил о чем-то хорошем, я должен думать о чем-то хорошем на протяжении этой жизни. И я должен уже сейчас готовиться.

Другое сравнение, которое приводится в «Шримад-Бхагаватам» — говорится, что уже сейчас я наполовину не в этом теле, уже сейчас, в данный момент, в данной жизни я формирую свое следующее тело. Там приводится сравнение с гусеницей. Гусеница очень неповоротливая. Если ей нужно переползти с листка на листок, то она сначала половину своего тела перекидывает на следующий листок, а другая половина у нее еще тут. Точно также вы уже сейчас наполовину не в этом теле. В тот момент, когда мы с вами сейчас живем, одновременно с этим мы формируем свою следующую жизнь. Уже отчасти мы там где-то и отчасти очертания этого тела формируются сейчас. В этом, собственно, очень простой, элементарный закон, который мы должны знать. И дело, опять же, не в том, чтобы верить в него или не верить. Я недавно сталкивался с одной женщиной, которая очень хорошо помнит свою предыдущую жизнь. Все началось с каких-то странных, очень ярких снов, которые она начала видеть когда она видела себя. И причем эти сны были навязчивыми. Они повторялись снова и снова. Она видела определенное место, она видела какой-то дом. И очень глубокий мистический опыт был связан со всем этим. Она начала думать, в конце концов, она нашла место, этот дом, она прошла через эту регрессию и в этой регрессии что-то ей открылось. В конце концов, она крупица за крупицей, по кусочкам восстановила свою предыдущую жизнь. И так как она умерла в автомобильной катастрофе в прошлой жизни, то остались еще люди, которые знали ее в прошлой жизни, с которыми она была знакома. В прошлой жизни она была мужчиной. В этой жизни она женщина. И она живет в этом немножечко странном таком сознании. Она очень хорошо помнит себя, она встречалась даже с родственниками какими-то, с соседями, которые жили там. И она говорит, что: «Один удивительный вывод, который я для себя сделала,  очень важный, что в результате этого я поняла то, что в данный момент на мне лежит очень большая ответственность за свое собственное будущее». Уже сейчас я должен думать, что будет со мной, потому что ничто не проходит зря.

Иногда люди думают: «Так или иначе обойдется». Есть знаменитая русская мантра: «Авось» — называется. Авось пронесет, авось не случится. Это «авось» является оправданием для нас. Мы думаем: «Слышали, знаем». Но закон есть закон. Этот закон управляет нами. Я душа и у меня есть мое грубое тело, у меня есть ум. И, в зависимости от того, что я делаю с собой сейчас, моя жизнь будет лучше или хуже в этой жизни и следующей жизни. И, более того, как говорится во всех религиозных традициях мира,  моя следующая жизнь может быть принципиально лучше. Моя следующая жизнь, если я определенным образом сформирую свое сознание, может протекать в сфере качественно иной чем та, в которой я нахожусь сейчас. Все зависит от моего устремления, от вектора моей жизни. Есть жизни, которые приводят к деградации. Мы можем видеть это. Если человек пьет, если человек употребляет наркотики уже в этой жизни он разлагается и деградирует. Но есть жизни, и это жизни духовных людей, когда человек очень ясно проводит этот вектор своей жизни. Он знает: «Так или иначе я хочу идти в верх». Я сегодня только говорил о переводе греческого слова «антропас» ??? «Человек» на греческом значит «антропас». И «антропас» значит «тот, кто смотрит вверх». Единственное живое существо в этом мире, которое способно посмотреть вверх, это человек. Все остальные смотрят вниз и они пытаются найти там пищу или еще что-то. Человек тоже по большей части смотрит вниз. Но у него по крайней мере есть способность смотреть вверх, способность идти вверх. И это ответственность, которая на нас на всех лежит. Так как эта способность дана нам от Бога (не важно как мы Его называем — Бог один) и мы должны ей воспользоваться. Воспользоваться ей — значит идти вверх. Значит не деградировать, а стараться стать выше, лучше. Потому что в противном случае жизнь не имеет смысла, в противном случае жизнь превращается в какую-то достаточно бессмысленную игру.  Но когда человек понимает, что есть смысл, что есть вектор, что есть движение и, что я вечен, что так или иначе я буду продолжать существовать в тех или иных формах и, что теперь у меня есть эта редкая возможность идти дальше, вверх, когда я понимаю это, я в тот же миг должен понять что мне для этого нужно делать: как становиться лучше, как уйти вверх, как противостоять этим деградирующим процессам, которые тоже неизбежны в каком-то смысле в этом мире.

Вот собственно и все. Я  говорил даже не час, а минут сорок пять или даже меньше. . Но психологии известно, что концентрация людей, способность воспринимать что-то — она ограничена примерно  таким сроком. Я не хочу больше вас мучить. Может мы попытаемся это обсудить в какой-то более живой беседе.  Потому что я забросил какие-то идеи и некоторые из этих идей наверняка чужды или могут сталкиваться с сопротивлением. Поэтому, если у вас есть какие-нибудь вопросы или аргументы против того, что я сказал, я с удовольствием попытаюсь обсудить это с вами.

Вопрос: Скажите,  пожалуйста, Вы говорили, что человек….. когда мы можем….?

Ответ: Нет. И он создал армию роботов и вложил в них какие-то дурацкие программы?! Всевышний есть и это тоже очевидный факт. Я не думаю, что даже нужно слишком сильно это доказывать. Потому что иначе откуда это все? Откуда есть этот разумный дизайн, столько разного и столько гениальной выдумки во всем том, что мы видим в самом себе? И Он создает нас. Но Он создает нас не роботами, Он создает нас свободными. В этом суть. Если бы Он создал роботов, роботы не свободны, роботы действительно исполняют просто какую-то программу.

Вопрос: Если Бог может человека как бы наказать, ну, не наказать, он его учит. Так? Чтобы он как-то поднимался по ступенькам выше. Но я, единственное, что не могу понять — Он же нами управляет?

Ответ:  Он нами управляет, но тем не менее мы видим, что есть неуправляемые люди. Вы сами сказали, что Он хочет, чтобы мы шли вверх, но мы видим вокруг себя, что есть люди, которые очевидно идут вниз, совершенно очевидно. Да, Он делает это, но Он делает это, оставляя за нами свободу. Последнее слово все равно остается за нами. Никто нас свободы не может лишить. И тот, кто пытается нас лишить свободы,  на самом деле оказывает нам медвежью услугу. И даже я сейчас делаю это сознательно, так как вы должны сами решить. У человека остается свобода. Бог создал людей свободными и они сами должны выбирать. Выбор за вами. У вас есть выбор.

Вопрос: Есть Бог и есть дьявол? Это у меня выбор?

Ответ: Нет.  Дьявол — нет. Вы можете идти к Богу, если захотите, можете удаляться от Бога, если захотите, можете оставаться на том же самом уровне, на котором вы сейчас.

Вопрос: ()

Ответ. Нет, это же очень простая вещь. Закон кармы тот же самый сформулирован в той же  «Библии», где говорится: «Что посеешь, то пожнешь». Человек сеет что-то, он сеятель. И Бог со Своей стороны говорит: «Не делай этого» Он говорит это в Священных Писаниях, Он говорит это через Своих посланцев, Он говорит это в качестве голоса совести, который есть у нас внутри, но тем не менее мы можем пренебречь всем этим. Эта свобода у нас есть тоже. Но на кого при этом мы должны пенять? Опять на Бога, Он виноват? Он нам говорил: «Не нужно этого делать». Внутри Он говорил: «Не нужно этого делать», через Своих пророков и великих сыновей, которых Он сюда посылал, говорил: «Не нужно этого делать». А мы говорили: «Мне все равно, мне наплевать». Кто виноват? Свобода остается за мной.

Вопрос: ()

Ответ: А вам не хочется, чтобы вас наказывали? А если вы своего ребенка не будете наказывать? Есть такая сказка «Снежная королева», которую Шварц пересказал. Главная разбойница говорит про свою дочь: «Если хочешь, чтобы из дочки выросла разбойница, — то что нужно с ней делать?, — надо ей позволять делать все, что она хочет». Правильно? Если вам позволить делать все, что вы хотите,  то кто из вас вырастит?

Вопрос: А кто определяет….

Ответ: Человек определяет карму своими поступками. Но закон создан Богом. Бог создал закон причин и следствий. Что такое карма? Карма это очень простая вещь — это закон причин и следствий. Есть некая причина и мы являемся этой причиной. Мы создаем какие-то причины — мы делаем что-то. Мы находимся в некой большой причинно-следственной системе и мы дергаем за одну ниточку. И, дернув за эту ниточку, через какое-то время, пока этот поступок пройдет по всей системе и нас молоточком ударит, какое-то время проходит. Но кто дернул за эту ниточку, чтобы нас молоточком ударило? Мы дернули. Мы за нее дернули и молоточек нас ударил.

Вопрос: ()

Ответ: Ну, можно считать что вам повезло. У вас экспресс обучение идет.

Вопрос: Вы говорили, что «Я» рождается и , как бы, получается, что «Я» определенное количество. Тогда как объяснить…

Ответ: Очень просто. Нужно просто посмотреть на систему глобально, потому что то же самое «Я», мы можем понять, что «Я» есть и у собаки. Собака тоже хочет жить, у собаки тоже есть своя воля, свои желания какие-то. Они ограничены собачьим телом. Воля эта очень сильно уменьшена, но тем не менее у нее есть душа. В Ведах говорится, что есть эволюция. И дарвиновская система эволюции, в сущности, отражение той эволюции, о которой говорится в Ведах. Но там говорится об эволюции сознания, а не о эволюции тела. И различные тела животных это ступени эволюции души. Душа может получить тело какого-то более низко развитого животного, где оно практически не свободно. Чем более низко- развитое тело, тем меньше у меня степень свободы. Но постепенно, постепенно, есть некий автоматический процесс, когда душа из тела более низкого типа переселяется в более высокое, в более высокое, в более высокое до тех пор, пока оно не достигнет тела человека. Человек — это что-то вроде трамплина. И с этого трамплина можно пойти вверх, а можно опуститься вниз. И численность населения растет только потому, что сейчас планка заслуг, когда душа может получить человеческое тело, понижена. И те, кто раньше были животными, становятся людьми. Булгаков об этом написал в «Собачьем сердце» , как собака стала человеком. Людей становится больше, а собак становится меньше или еще кого-нибудь. Почему? Потому что сейчас определенный период.  Это другой вопрос. В Ведах рассказывается о цикличности бытия. И там говорится, что есть четыре века, когда атмосфера на земле разная. Мы живем в четвертый из этих веков. И об этом говорится в греческой мифологии — о Золотом веке, Бронзовом веке, Серебряном веке и Железном веке. И, согласно всем этим представлениям, сейчас Железный век. Железный век — это время, когда практически каждый может стать человеком и каждый может испытать все, что угодно, человеку и на уровне человека люди могут все, что угодно, делать. В другие века законы морали были строже и поэтому было труднее жить человеку. Сейчас человеком жить очень легко. Человек вообще может жить, как он хочет.

Вопрос: Это подарок?

Ответ: В конечном счете, потому что у нас есть желание испытать что-то. Бог дает на эти желания исходя из принципа свободы. Это дается исходя из того самого принципа, что мы свободны. В конце концов мы сами хотели этого, мы хотели жить именно в этих условиях, именно в этой среде и делать то, что мы делаем. И нам дается эта возможность. Мы хотим это испытать и Бог говорит: «Пожалуйста, ради Бога, испытывайте это, но Я тут не причем».

Вопрос: А как бы Вы могли бы прокомментировать такой тезис о том, что все мировые религии,  утверждающие то, что человеку суждено один раз родиться и один раз умереть, —  это либо религии, которые ориентированы на часть населения, неспособного воспринять знание «Вед» во всей полноте, либо это просто грандиозный обман населения и эти религии просто как инструмент для удовлетворения  низменных потребностей людей, которые живут на уровне своих пороков?

Ответ:  Я разговаривал с одним священником. Он говорит, что: «Большая часть из нас, людей профессионально занимающихся религией,  втайне признает переселение души. Но мы сознательно не проповедуем это по очень простой причине, потому что мы боимся, что люди совсем расслабятся». То есть там немножко странная логика и она мне тоже не до конца понятна. Но у них представление такое, что если человеку сказать, что он может рождаться снова, снова и снова, то он вообще ничего делать не будет для Бога, скажем так. Поэтому ему говорят очень жестко, очень строго, дескать, «вот одна жизнь и как ты ее проживешь либо вечные муки, либо вечные наслаждения. И  поэтому нужно прямо сейчас взяться». Они говорят, что мы просто знаем русского человека. И чтобы, так сказать, русскому человеку поставить жесткие рамки, говорим: «Все, у тебя только один шанс есть». Но, на самом деле, с точки зрения логики, это абсолютно нелогично. Потому что, ну как может милосердный Бог дать душе только один шанс? Короткая жизнь, за которую все нужно решить. И все, что я делаю на протяжении этой жизни, либо принесет мне вечные наслаждения, либо приводит меня к вечным мукам. И это тоже совсем несоразмерное наказание. Что-то я делаю в течение какой-то жизни, причем  даже старты то у нас разные. Кто-то рождается в более благочестивой семье, а кто-то рождается в менее благочестивой семье, как бы и спрос с него меньше. Но тем не менее эти представления нелогичные они там есть. И они оправдывают это именно вот этим.  Они говорят, что если людям  вообще сказать, что они могут в следующий раз, еще раз, еще раз, еще у них шанс будет, то тогда они вообще ничего делать не будут.

Вопрос: Это касается только русских людей?

Ответ: Я разговаривал с русским священником, он мне именно так объяснил. За что купил, за то продаю. То есть это его объяснение. Он сказал, что: «Я в глубине души верю в это и понимаю, что это единственно логичное объяснение. Но, при этом, у нас есть «линия партии» и мы ее проводим». То, что он мне сказал.

Вопрос: А Ваше мнение по этому поводу?

Ответ: Я не хотел бы высказывать какое-то мнение. Тут что было? В свое время, например, Ориген, которого православная церковь не признает, но западная, католическая церковь в большей степени признает.  Человек в высшей степени достойный. Он говорил о воплощении души и очень обоснованно доказывал это. Но был Никейский Собор. На Никейском Соборе обсуждали символ веры. И одна из вещей, которая там обсуждалась, (или еще какой-то Собор, много этих Соборов было) это реинкарнация. Так или иначе отцы церкви сказали: «Нет, не принимаем». Хотя вопрос этот обсуждался и некоторые раннехристианские течения признавали это. Они это опровергли и все остальное это уже какая-то традиция, которая возникла. Какие у них были при этом аргументы, чем они руководствовались мне трудно сказать. Я не настолько хорошо знаю историю церкви, историю этих Соборов. Я немножко читал про историю Соборов. И с тех пор поэтому Ориген для них самая большая проблема. Потому что с одной стороны это великий святой, великий философ, человек, который очень много заложил в формирование христианства, а с другой стороны откровенный еретик. Поэтому они говорят: «Он святой, но при этом еретик. То есть вот эта часть его учений еретическая и ее нужно отвергнуть». Но нужно понимать, что в каком-то смысле христианство феномен исторически сложившийся. Он развивался на протяжении какого-то времени и, собственно, философскую базу под него подводили люди гораздо более позже пришедшие. Через много сотен лет после Иисуса Христа сформировалась сама философия и этиология этого всего. Восточная церковь пошла по пути Платона, западная больше приняла доктрину Аристотеля. Это в каком-то смысле не от Бога, а уже от людей. Какие у них были мотивы? Что я могу на это сказать.

Вопрос: Ведическая культура сама по себе не боится, что человек расслабится?

Ответ: Нет, не боится. Во-первых, все равно, даже если бы мы боялись, это не достаточная причина для того, чтобы скрывать правду. Я могу как угодно к этому относиться, но это факт перевоплощения души не отменяет. С одной стороны. С другой стороны представление о перевоплощении души дает человеку очень важный инструмент. Если у человека есть разум, а, собственно, ведическая культура ориентирована на людей с разумом. Она сформировалась среди людей, которые озабочены вопросами поиска Бога и природы духа испокон веков. Это очень древняя традиция. По прежнему в Индии есть йоги, которые занимаются йогой в Гималаях, чтобы найти дух, свою душу, чтобы получить этот мистический опыт бытия вне тела, вознесения над телом. И сейчас они есть, их полно. Она прежде всего ориентирована на людей с разумом. И, в любом случае не важно с кем мы разговариваем, человеку нужно правду сказать. Что он с этой правдой будет делать это уже его дело. Скорее всего он просто не примет ее. Но это факт, который подтвержден огромным, даже экспериментальным материалом. В Америке есть ученый Ян Стивенсон. Он работает в Верджинском университете. Это один из самых престижных университетов. И его тема именно изучение различных опытов, так называемой, реинкарнации, когда он документирует различные случаи когда люди вспоминают. В начале наука и его сотрудники смотрели на него с огромным скепсисом. Его не признавали, его затирали. В течение тридцати лет он этим занимается. Сейчас он уже практически признан. Это один из самых престижных университетов в Америке. И они просто ничего не могут сделать, потому что слишком много фактов у него накоплено. Как бы они ни хотели к этим фактам относиться, нравятся им эти факты или не нравятся, факты упрямая вещь — они есть. Он пришел как ученый, как психолог,  как медик, я не знаю кто он по специальности, но он  этот огромный материал накопил и с ним ничего не возможно сделать, снимки, истории все остальное, факты того, как люди начинали говорить на каких-то не понятных языках, причем свободно. И они при этом, есть какая-то теория, которая все равно отрицает душу, говорят: «Мы что-то считываем из какой-то информационной сферы. Человек родился, мы ее считали…». Это всего лишь замысловатое объяснение очень простой вещи, которая всегда во всех духовных традициях была. И это гораздо более логическое объяснение. И более того, с помощью всех этих информационных уловок, того, что мы считываем это откуда-то, все равно нельзя всего объяснить.  Тогда, как очень логическое объяснение приходит в результате просто понимания  в науке. Есть «Я» — наблюдатель. «Я» наблюдаю за изменениями и изменения меня волнуют, потому что сам я неизменный. Почему у человека  возникают эти кризисы? Именно потому, что он сам неизменный и он не понимает «Почему это я меняюсь?».  Он не может с этим смириться. Потому что, опять же по определению духа, которое дается в Ведах,. А в Ведах дается могущественное определение духа, которое нигде в других писаниях не дается. Говорится, что дух имеет три характеристики, кардинальным образом отличающие его от материи — дух вечен, дух обладает способностью сознавать свое существование и существование мира, то есть взаимодействовать с этим миром ( у него есть способность сознавать) и дух исполнен блаженства,  дух может испытывать ананду или счастье. Есть эти три характеристики духа, которые отличают дух от материи. Теперь, трагедия человека заключается в том, что дух помещен в материю, а материя — не вечна, она бесчувственна. Она постоянно помещает нас в какие-то неестественные для нас условия. В этом то и трагедия материального существования, что вечная частица, исполненная знания и блаженства, помещена в атмосферу не вечности. И, собственно, Веды, помимо того, что они говорят о самсаре, о круговороте души, о перевоплощении, они говорят, что в конечном счете душа должна вернуться в то место, где она будет соответствовать своей изначальной природе, где не будет этого конфликта между моей духовной природой и материальным окружением, где моя вечность, знание и блаженство будут реализованы в полной мере. Есть не предел, есть беспредельный духовный мир, иная сфера бытия, иной принцип бытия, мир или иная сфера бытия, где все основано на других принципах.

Вопрос: Как Вы считаете человеческий разум способен осознать что такое вечность?

Ответ: Безусловно. Человеческий разум способен осознать что такое вечность, но если он выйдет за пределы ограниченности, которые он сам себе поставил. Когда мы начинаем думать о вечности, у нас начинают плавиться «клеммы», потому что мы не знаем что такое вечность. Мы привыкли ко всему не вечному. Но это всего лишь привычка. Человеческий разум способен осознать что такое вечность. В этом нет никакого сомнения. И, собственно, все духовные практики, тренинги предназначены для того, чтобы человек вышел из своего ящика, в который он себя поместил, за пределы его и смог осознать вечность, смог осознать вечность, блаженство и все остальное. Другое дело, что на уровне ума это не возможно понять. Ум это ограниченная вещь, ум это калькулятор, который у нас тут есть. Если просто с помощью ума — нет, если же с помощью разума, с помощью более глубокого аспекта нашего сознания мы можем понять. И разум знает, разум радуется вечности, ум сходит с ума. Ум говорит: «Не может этого быть. Места мне там нет». А внутри что-то тем не менее говорит: «Да, да, да». Если мы с помощью ума начнем рассуждать о вечности, получится, я не знаю что, Гулливер получится, путешествие Гулливера, когда он приехал на какой-то остров, где были какие-то старухи, которые помереть не могли, или еще какие-нибудь более отвратительные картины. С помощью ума. — говорят, там в вечности душа на арфе играет  Это все ерунда. У души есть свое дело, у души есть свое место, у души есть своя форма бытия в вечном мире. И я принадлежу к этому миру, к духовному миру в конечном счете, но осознать это можно в процессе духовного развития.  Это приходит не сразу.

Вопрос: С Вашей точки зрения дух или душа и личность это одно и то же?

Ответ: Наша обусловленная личность не сводится только к душе, потому что у нас есть память о своих обусловленных существованиях и она формирует мою личность. У меня есть качества — это тоже моя личность. Но основа личности это душа. Что есть «Я» — «Я» есть душа в конечном счете. Люди в других традициях делают эту элементарную ошибку, когда  они говорят: «У меня есть душа». Нет, не «у меня  есть душа», а «у меня есть тело». Тело у меня есть, да. У души есть тело, я есть душа.

Вопрос: Скажите, а у тела может быть две души?

Ответ: Нет, не может. Как, например, есть опыты, когда кто-то вселяется в тело, какой-то бес вселяется, говорится, другая душа. Но это все равно, что есть одна душа, которая пользуется этим телом и наслаждается через это тело, действует через это тело. Когда вселяется другая душа, это называется шизофренией. Иногда другая душа как бы начинает владеть нашим телом и заставляет нас что-то делать, потом наш законный владелец берет. Но это уже клинические случаи.

Вопрос: ()

Ответ: Нет, нет. Она абсолютно разумный человек, очень разумный, очень здравый. Представьте себя на ее месте. У нее шизофрения, это не психическое отклонение. Ей просто стали сниться определенные сны.

Вопрос: ()

Ответ: Я вам объяснял это. В Ведах говорится, в Индии есть поговорка такая: «Он такой праведный, что помнит семь своих предыдущих жизней». На самом деле степень нашей способности помнить о предыдущих существованиях очень сильно зависит от того, на сколько я свят или праведен. Праведники помнят свои прошлые жизни для них это не сложно.

Но человек менее праведный слишком сильно погружен в эту свою нынешнюю жизнь, что мешает ему помнить о прошлой жизни. Вот и все. Он просто в кинотеатре и слишком сильно там погружен. А память о нашей прошлой жизни каждый может обрести, если он очень хочет этого. Но мы не хотим, нам не интересно. Если вы хотите, пожалуйста.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, на сколько велика вероятность того, что в следующей жизни я вспомню о том, что я в этой жизни занимался тем,  что строил себе вектор  наверх и сейчас можно это продолжить? Может записку себе написать?

Ответ: Нет. Говорится, что все, что человек делал в духовном плане остается с ним, не теряется. То есть теряются материальные приобретения. Материальные вещи мы не сможем сохранить. Александр Македонский, когда его хоронили, попросил, чтобы его руки были раскинуты. Его спросили: «Зачем?». «Чтобы люди видели, что я с собой ничего не забираю». Материальные вещи мы не можем взять, но духовные — это наработки  и они остаются с нами. И как происходит? Человек рождается и до какого-то времени он просто осваивается в новом теле, пока он ребенок до пяти лет. До пяти лет разум даже толком не работает. То есть эта программа пока еще не включается. Говорится, что люди до 15 или до 14 лет не отвечают даже толком за свои поступки, потому что это просто некая старая программа, которая в них проходит. Но начиная с 15 лет или с 14 лет, у разных людей по-разному,  примерно в этом возрасте у человека возникают все вот  эти вопросы: «Куда мне идти? Что мне делать? Какой смысл всего этого?». И в этот момент, в «Гите» Кришна говорит, что «Я напоминаю человеку обо всем остальном, что он делал, о том, что он хотел». То есть, как работает карма? Мы забыли, но вместе с нами есть еще Сверхдуша или Высшая Душа Как говорится в «Библии»: «Бог находится в сердце каждого». Он напоминает нам в нужный момент. Он напоминает: «Ты хотел этого». У человека эта память о каких-то моих прошлых стремлениях проявляется в виде очень сильного желания в каком-то направлении действовать. Или Он напоминает ему: «Ты занимался духовной деятельностью» и человек начинает искать, искать, искать и не успокаивается до тех пор, пока не находит какую-нибудь духовную практику, которая ему нужна. Так что тут беспокоиться не нужно. Даже если мы забудем и записка где-то затеряется, которую мы себе оставили, на напомнят в нужный срок. У меня есть знакомы у него две дочки. Одной 14-15 лет, а другая чуть постарше. Они очень похожи друг на друга. У них разница всего год. Буквально одно лицо, но при этом они абсолютно две разные души. Одна девочка, старшая, он сам тоже занимается духовной практикой и она очень склонна к этому. Она на всех семинарах сидит, все записывает, конспектирует. Другая, она все это знает, воспитывается в той же самой среде, в тех же самых условиях, общается с теми же родителями, со своей старшей сестрой. Она говорит: «Я хочу стать моделью, я хочу стать супер- певицей, я хочу ездить на мерседесах». И она будет это делать. Я в этом нисколько не сомневаюсь. У нее есть эта программа. И эта программа изнутри действует. Она ничего не сможет с ней сделать. И родители не могут. Мне родители жалуются:  «Ну, что сделать, она моделью хочет стать?». Я говорю: «Ничего не сделаете». Она это уже хотела сделать и сейчас просто она вспоминает об этом. Сейчас, в данный момент у нее включилась эта программа и пока она это не исполнит она не успокоится. И ей будет дана возможность сделать. Ей рассчитывали гороскопы и предсказывали, что действительно она будет сверхбогатой, будет ездить на мерседесах, но, даже если бы ей этого не сказали, у нее до этого это желание уже было. Это желание начинает разворачиваться в виде какой-то кармической программы и внутри ей напоминают об этом. Если вы занимались духовной практикой здесь, все то, что вы прошли здесь, весь этот багаж сохраниться с вами и в следующей жизни вы начнете с того места, на котором остановились в этой жизни. Как Кришна говорит: «На этом пути нет потерь и нет поражений». Если человек 1% сделал, то этот процент с ним всегда будет. Следующая жизнь начнется с этого момента, с этого шага.

Вопрос: А когда рождаются двойняшки или тройняшки это значит, что одна душа делится?

Ответ. Нет, нет. Это разные души, но у них очень похожие кармы, вот и все. Более того, для этого не обязательно даже быть близнецами. Обычно близнецы очень близкие и похожие. Я знаю, если они присоединяются к нашему движению, то оба обычно присоединяются. Не бывает так, чтобы один присоединился, а другой нет. Но даже есть опыты такие, в Италии, где-то 150 лет назад примерно, был один царь небольшого царства. Италия была разделена тогда на маленькие государства. Ему пришла в голову прихоть какая-то выяснить, а родился ли в том же городе, в тот же самый срок, в тот же день другой человек. И он выяснил, что есть такой человек, что этот человек родился. Он запросил информацию и они стали сравнивать. В целом узор жизни был очень похожим: в одно и то же время они женились, в одно и то же время у них родились дети, в одно и то же время еще что-то такое. Он решил встретиться с ним, но встреча не состоялась, потому что они оба погибли, один, по-моему, попал в автомобильную катастрофу, а другого застрелили в один и тот же момент Они ехали при этом на встречу друг к другу. То есть, у близнецов тоже судьба иногда отличается, потому что у них немного различается время рождения. Но, в сущности, это души с очень похожей, близкой кармой, судьбой похожей, похожими склонностями. И, так или иначе, так уж сложилась их жизнь, что они родились вместе. Или, может быть, они были как-то тесно связаны друг с другом в прошлой жизни. Такое тоже может быть.

Вопрос: Если с ребенком до 14-15 лет бессмысленно делать какие-то движения: крестить или привлекать в какую-нибудь другую веру, а может в результате этого у него включится программа или он должен сам…

Ответ: Мы можем  проводить обряды, потому что обряды помогают человеку очиститься. Крещение как обряд это хороший обряд, какой-то опыт. Но, в конечном счете, нужно понимать, что выбор то должен делать человек сам. Никто не может его этой воли лишить, он должен этот выбор сделать сам. Иначе говоря, независимо от того крестили меня или не крестили, я должен стать христианином сам. А то, что окрестят нас, это еще ничего не значит или от того, что я этот обряд прошел. Мы можем видеть очень много таких людей. Это не имеет большого смысла. Какой-то смысл имеет, но не такой большой. Потому что человек должен осознанно, свободно сделать этот выбор сам.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, а свобода воли человека может быть в каких-то случаях сильнее кармы?

Ответ: Свобода воли человека во всех случаях сильнее кармы, особенно на уровне человека. Карма полностью распоряжается животным. Животное, да, оно полностью отрабатывает карму. Животное это та форма воплощения души, когда просто нужно отработать хорошую или плохую карму. И там свободы нет никакой, хотя душа есть  Но у человека появляется свобода и, в принципе, любой человек может свою карму преодолеть, любой, Потому что у него есть все необходимое для этого. У него есть разум необходимый для этого, он может выйти за пределы своей кармы, если он захочет. Благодаря общению, благодаря своим размышлениям он может за пределы предопределенности выйти. Карма не означает абсолютного детерминизма. Особенно у человека. Нет полной предопределенности. Человек может поменять свою карму, человек может выйти за пределы предопределенности, за пределы кармы. Но для этого нужно прилагать определенные усилия.

Вопрос: ()

Ответ: Как узнать? Это не имеет никакого отношения к карме. Карма, да. Карму нужно знать в том смысле, например, хороший астролог может рассказать вам о каких-то ваших склонностях и подсказать чем вам лучше заниматься. Это может быть. Он может еще какие-нибудь вещи подсказать. Но, в конечном счете, мы и сами знаем это до какой-то степени. Хороший астролог может на каком-то решительном выборе подсказать какой выбор сделать.

(70:00)

Но буду я развиваться духовно или нет это не зависит от нашей кармы, это зависит от меня, от моего желания, от осознанности моего желания. Каждый человек может это сделать прямо здесь сейчас. Он может просто решить для себя: «Да, я хочу жить лучше, я хочу, чтобы моя следующая жизнь была лучше, я хочу здесь духовно развиваться, я хочу постигать духовные истины». Есть множество форм духовной практики для этого. Все формы духовной практики помогают человеку повысить свой уровень. Самый главный принцип духовной практики это правильное общение, потому что с кем поведешься того и наберешься. Если человек общается с духовными людьми, то у него будет желание развиваться духовно. Если он не общается, то это желание будет уходить куда-то, отступать на второй план. Так что самый главный принцип — это общение. Если вы хотите улучшить свою карму,  то общайтесь с духовными людьми.

Вопрос: Дорогой Махарадж, последний вопрос.

— Голос с галерки.

— Если люди набирают положительных багаж и думают, что: «В следующей жизни я буду набирать больше духовного благочестия», но для чего нужно? Может просто  стартонуть с этого трамплина или все-таки продолжать накапливать?

Ответ: В конце концов, если человек идет духовным путем, то рано или поздно он начинает осознавать необходимость не просто количественных изменений в своей жизни, а качественных изменений. В какой-то момент, если он действительно это осознает глубоко,  он не будет довольствоваться тем, что он просто чуть-чуть количественно меняет свою жизнь в лучшую сторону. Ему захочется качественно иного способа существования — когда он не будет стареть, не будет умирать, не будет болеть. Но человек, для того, чтобы осознать эту цель, должен пройти какой-то путь. Я помню свой собственный опыт когда я только присоединился, начал повторять мантру, начал что-то делать, начал читать «Бхагавад-гиту». Мне многое нравилось. Единственное, что мне не нравилось, это конечная цель. Мне не хотелось оказаться где-то в духовном мире. Но я при этом успокаивал себя. Ну, в духовный мир мне не хотелось, но на какую-нибудь райскую планету попасть мне хотелось. Эта перспектива меня устраивала. Я внутренне не был готов к какому-то принципиально иному способу бытия, потому что я слишком привык, был привязан к той форме бытия. Я, конечно, хотел его улучшить, в этом нет никаких сомнений, но качественно менять я не был готов к этому. И понадобилось несколько лет прежде чем я понял, что на самом деле я не хочу количественных изменений, я хочу качественных изменений, качественного скачка. Поэтому эта цель рано или поздно придет, но, опять же, эту цель человек должен сам поставить, он сам должен до нее созреть. Потому что способность ставить цели это проявление нашей свободы, это проявление качества сознания или знания. Я должен сам перед собой эту цель поставить. Ее не может никто навязать. Если я ее просто принял извне, то это формальное принятие. Внутри у меня все равно другие цели будут. И получится религиозное лицемерие. Очень часто мы можем видеть этот феномен, когда человек на словах исповедует одни цели и идеалы, а живет совсем по-другому. На самом деле видно. Он говорит: «Бог, Бог, Бог», а на самом деле чтобы водка была на столе, машина в гараже и закуска. И он говорит: «Ничего, помолюсь и все пройдет». Очень просто, потому что на самом деле у него этой цели нет, он ее откуда-то извне получил, прочитал, начитался и он начинает всем другим о ней говорить: «Нужно туда, в рай, в рай», а в сущности сам никуда не хочет. Поэтому обо всех этих вещах человек сам в свой срок поймет и не нужно слишком торопиться с этим. Это определенный логический путь, который человек должен проделать сам и он должен его пройти своим ходом, не на веревке, не на аркане.

Вопрос:  Человек набирает багаж, развивает духовные качества, но все равно, тем не менее у тебя уже есть программа и я эту жизнь по этой модели и проживу, не дойдешь в этой жизни до победы?

Ответ: Одно другому не мешает. И, собственно, основатель нашего учения говорил: «Не нужно ничего менять, нужно добавить что-то в свою жизнь». У нас есть своя жизнь, какая-то своя программа и нам нужно что-то исполнить, нам нужно какую-то свою материальную миссию тут исполнить и что-то, какие-то свои желания осуществить, в этом нет ничего дурного. Просто  добавьте в свою жизнь духовное измерение,. потому что все остальное так или иначе все равно случится, хочу я или не хочу.  Хотя, в общем то, есть некая интрига в моей жизни,  некая драма, некая неопределенность — я сам не знаю, мне интересно все это, но, в конце концов,  оно все случится так, как нужно. Но что со мной само никогда не случится  так это духовная вещь. Духовная жизнь сама не случится, духовная практика сама не случится, духовный импульс, который я получу, сам не произойдет. Это я должен сделать. Поэтому в какой-то момент человек просто, проживая свою какую-то жизнь со всеми задачами и всем остальным,  он должен обязательно добавить туда духовное измерение. И в какой-то момент он поймет, что это более интересно, что тут азарта больше, что тут меня ждет нечто удивительное, что в противном случае ко мне придет, тогда как эти вещи ко мне придут все равно. Естественно, я должен прилагать усилия, я должен делать. Карма не означает пассивный фатализм. .Я все равно должен что-то делать, трудиться. И у меня все равно будет этот импульс действовать в определенном направлении, но при этом что я должен сделать? Обязательно, будучи человеком, осознавая ответственность человеческой жизни, я должен добавить духовное измерение в свою жизнь. Это несомненно. В какой форме это другой вопрос. Это может быть христианство, это может быть ведическая религия,  может быть йога, может быть еще что-то это другой вопрос. Человек должен искать, человек должен искать что-то, что удовлетворит его внутренний поиск. Но он должен это сделать.

Спасибо вам большое..

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.